textarchive.ru

Главная > Литература


Межрегиональная Общественная организация учителей географии

Географическое образование XXI века

Материалы семинаров и конференций

1996 - 2002

Москва 2002

УДК 910 (07)

ББК 26.8 я 7

М 34

Географическое образование XXI века. Материалы семинаров и конференций Межрегиональной общественной организации учителей географии

Редакционная коллегия

Аксакалова Г.П. председатель федерального экспертного совета

Баринова И.И. главный редактор журнала «География в школе»

Лобжанидзе А.А. президент Межрегиональной общественной организации учителей географии

ISBN 5-888-140-6

УНЦ ДО МГУ 2002

МООУГ 2002

Оглавление

Межрегиональная Общественная организация учителей географии 3

Географическое образование XXI века 3

Материалы семинаров и конференций 3

Оглавление 5

I.Проблемы географического образования 6

II. Учебник и другие печатные средства обучения географии 43

III. Компьютерные технологии 56

IV. Технологии преподавания географии 66

Мировое хозяйство Лт 70

НТР Лт 70

Воздействие НТР на мировое хозяйство С 70

География 70

С/Х 70

География 70

Зачет 70

V. Региональный компонент
школьного географического образования 106

VI. Экологические и экономические аспекты
в курсе географии 148

VII. Из опыта работы 190

Литература 245

БЕСПЛАТНО 260

  1. Проблемы географического образования

Арнаутов Г.Ю.

руководитель МО учителей географии
Трусовского района г. Астрахань, к.п.н.

Интеграция географии, экологии и профориентация
как перспективное направление развития школьного географического образования

Интеграция географии, экологии и профориентации является перспективным направлением развития школьной географической науки и имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение.

В настоящее время, в связи с изменившимися социально-экономическими условиями, значительную актуальность приобретает профессиональная ориентация школьников. Перед будущими специалистами стоит задача получить не просто специальность, а достичь высокого уровня квалификации в связи с безработицей и конкуренцией. Это возможно при условии своевременного и правильного выбора специальности. Школа должна помочь в этом.

Профориентационную работу следует проводить при изучении всех школьных предметов, однако географическая дисциплина имеет определенное преимущество, т.к. географические знания имеют не отвлеченный, а конкретный характер, они максимально приближены к жизни, экономике страны и региона.

Профориентационная работа при изучении географии должна носить непрерывный, систематический характер. В младшей школе, затем в средней и старшей необходимо постоянно расширять, углублять и конкретизировать профориентационные знания. Значительную помощь в этом оказывает интегративная связь с экологией, позволяющая реализовывать мировоззренческую доктрину: "Оканчивая школу, Вы вступаете в самостоятельную жизнь, выбираете специальность, каждая из них связана с природой. Мы обязаны охранять природу, ибо от каждого из нас зависит красота и благополучие Земли, на которой мы живем".

В результате небывалого расширения материального производства в ходе научно-технической революции возникла острая экологическая ситуация. Это выводит проблему синтеза современного научного знания из области теоретической в область актуальной практической необходимости.

Пропаганде экологических знаний среди учащихся, в настоящее время уделяется большое внимание. С экологией связаны в разной степени, все предметы, но прерогатива должна принадлежать учителю географии, т.к. без географических знаний, экологические знания получить невозможно. Кроме того, цели и задачи географического и экологического образования тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Система знаний об охране окружающей среды имеет определенную специфику. Эти знания формируются в результате установления причинных связей между естественнонаучными, специальными и техническими понятиями в тесной зависимости с системой нравственных норм отношения к окружающей среде, принятых в обществе. Важнейшее воспитательное достоинство системы знаний об охране окружающей среды — установление связи с практикой, с выбором школьником его будущей профессии.

Подобная постановка вопроса придает особую актуальность изучению географической науки, не заменяя географическую информацию экологической и профориентационной, а гармонично их сочетая. Это позволяет выполнить социальный заказ огромной важности - дать обществу труженика, в основе деятельности которого будут лежать высокие нравственные начала: честность, ответственность, добросовестный труд на благо народа и государства. Он будет работать, не нанося ущерба окружающей среде. Такой подход представляется нам наиболее правильным в отношении будущего школьного географического образования.

Байкова Э.Г.

Воронеж, Педуниверситет

Развитие школьной географии на современном этапе

В конце XX века в содержании школьной географии все четче проявляются две ведущих тенденции: глобализация и регионализация. Глобализация выражается в усилении внимания к мировым закономерностям, выделении типичного и воплощается во все расширяющихся по объему и тематике общих обзорах в каждом из школьных курсов. Регионализация проявляется в рассмотрении территории разного масштаба: материков, стран, регионов России, и особенно в изучении географии родного края, своей местности, т.е. определении особенного, характерного для данных территорий.

В своем конечном развитии эти тенденции полностью изменят изучение географии в школе, т.к. главным станет определение того, как сочетаются проявления типичного, закономерного и уникального, отличного в природе, населении и хозяйстве в пределах каждой, отдельно взятой территории.

В методическом отношении такой подход к изучению географии пока не нашел соответствующего решения. Удачно найденный, для своего времени, прием характеристики по типовым планам предопределил развитие методической науки в течение многих лет. Это прием не потерял своего значения и в настоящее время. Вместе с тем, нельзя не отметить, что за типовыми характеристиками исчезает своеобразие и уникальность всех географических объектов и территорий.

Поэтому необходим поиск новых методических решений и совершенствования имеющихся. Например, в связи со сказанным, изменяется система изучения территории, которая характеризуется комплексно, через призму населения, и где все внимание сосредоточено на сочетании типичного и уникального в природе, населении и хозяйстве. Ниже предлагается следующая система изучения территории:

  1. Влияние географического положения на природные условия территории и жизни населения.

  2. Сочетание типичного и уникального в природных условиях территории и как отразились природные условия на образе жизни населения.

  3. Исторические особенности заселения. Состав и «качество» населения.

  4. Исторически сложившиеся виды деятельности населения, их влияние на развитие хозяйства.

  5. Территориальная структура хозяйства, населенные пункты, закономерности их размещения.

  6. Экономические и культурные связи территории.

  7. Экологические проблемы, связанные с природопользованием, стилем жизни, и уровнем экологической культуры населения.

В данной системе в полной мере реализуется идея Н.Н.Баранского об «очеловечивании» географии и территория рассматривается как природно-социально-экономическая среда.

Основными задачами методики преподавания географии на современном этапе становится: отбор системы знаний, отражающей типичное и закономерное в географии. В тоже время важен поиск частных нарушений этих закономерностей и выбор уникальностей в природе, населении, хозяйстве отдельных мест мира, страны, области. Одновременно с этим необходим поиск способов предъявления такого материала учащимся, создание средств выражения общего и частного, разработка методических приемов. Все это целенаправленно превращает знания в средство умственного, психического и духовного развития учащихся.

Герасимова Т.П.

Институт общего среднего образования.

Лаборатория географического образования.

География как учебный предмет
в общеобразовательной средней школе

Средняя общеобразовательная школа в настоящее время находится на этапе постепенного реформирования, в том числе   и школьная география. Оно неизбежно, во-первых, потому, что в жизни страны происходят социально-экономические изменения, а в науке географии   новые направления. Во-вторых, потому что общее образование перестраивается в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта содержания и с новым Базисным учебным планом (1998 г). В нем география включена в образовательную область "обществознание".

География касается всех сторон жизни каждого гражданина страны: это: природа, труд, отдых и др. Главная цель географического образования в школе - реализация образовательного воспитательного потенциала учебного предмета "география" во всестороннем развитии и становлении личности как субъекта общечеловеческой культуры цивилизованного общества. Оно выражено в подготовке школьника к пониманию и самостоятельному применению знаний и умений, к осознанному ориентированию в природной и социально-экономической окружающей среде. И на разных уровнях: локальном: региональном и планетарном. Составной частью общечеловеческой культуры становится: понимание сущности экологических проблем, роли географии в их решении и в прогнозировании развития взаимодействия между природой и человеком в трудовой деятельности и в разных учебных и житейских ситуациях. К ним же относятся умения использовать информацию географического содержания в её разных формах.

Выпускник средней школы должен выходить в жизнь, получив знания о целостной научной картине современного мира. Не только знать, но и понимать, что представляет собой географическая оболочка (ГО) и её части как объекты их изучения. Причины их изменения во времени и в пространстве. Вместе с тем выпускник обязан думать: о поведении в окружающей природной и социально-экономической среде. Такие результаты возможны лишь при условии особой организации географического образования. Когда в едином процессе обучения решаются задачи воспитания и развития учащихся, осуществляется формирование системы фундаментальных (теоретических ) знаний и обобщенных практических и интеллектуальных приёмов (способов деятельности). Они служат основой для специфических географических и общеучебных умений.

Одной из причин необходимости реформирования школьной географии является её кризисное состояние. Во всех формах проверки знаний и умений школьников в течение многих лет выявлено низкое качество знаний по теоретическому материалу, умению работать с картой и другими источниками знаний. У учащихся исчезает познавательный интерес к предмету. Всё это снижает престиж географии как учебного предмета. Педагогические ошибки в действующем учебном предмете были давно выявлены H.H. Баранским и метко названы "...коренные ошибки, которые не исправить методическими изощрениями". ("Очерки по школьной методике экономической географии", Учпедгиз,1946г., стр.5). Самая главная из них, пустившая глубокие корни - игнорирование учащегося как главного субъекта в процессе образования и увлечение внедрением научности в школьную географию, её "углубления" до уровня науки, не считаясь с "методическими соображениями". Об этом Н.Н. Баранский предупреждал составителей программ: уже в сороковые годы "Методика географии должна приспособить научную географию к нуждам школьного обучения, сделать из научной географии школьный предмет". К сожалению, география в школе становится всё более занаученной и всё с меньшим вниманием к учащимся. По всем правилам дидактики школьная география должна быть целостным учебным предметом личностно-ориентированным на учащегося. Содержание и структура предмета должна обеспечить углубление и систематизацию знаний учащихся по ступеням от первого урока до завершающего. Постепенное расширение от начальных основ к абстрактному мышлению. Подобный динамизм в географическом образовании возможен при концентрической структуре учебного предмета. Необходима преемственностью между классами

Но вместо этого современная школьная география представляет собой набор отдельных курсов строго изолированных один от другого и аналогичных курсам для географических факультетов вузов. Например, в курсе географии материков и океанов Евразия изучается без территории России. В курсе "География России" отсутствуют связи с объектами и явлениями материка. При линейной структуре учебного предмета   строгое предупреждение: по некоторым основным понятиям должно быть только одноразовое упоминание; например, считается нормальным: если есть понятие о плане местности в начальном курсе, то исключается "топографическая карта" из курса "География России".

Обращает на себя внимание отсутствие психолого-педагогического обоснования структуры школьной географии, существующей в ней с 1934 года, а также игнорирование неоднократных и обоснованных предложений о необходимости завершения географического образования в средней общеобразовательной школе обобщающим курсом, который может реализовать достижения цели, поставленной для школьной географии. (См. журнал "География в школе), а также авторскую экспериментально проверенную программу по учебному предмету в целом и в том числе по завершающему курсу "Общая география" Герасимовой Т.П., построенному по логике учебного предмета.

С целью онаучивания учебного предмета и развития мышления учащихся, в методической литературе по географии и в некоторых учебниках рекомендуют применять такие методы как дедуктивный путь познания нового. Он заимствован у психологов Давыдова и Эльконина, которые разрабатывали эту методику для учащихся начальной школы по русскому языку и математике. Но в них нет такого объекта как в географии (географическая оболочка, её структура, сложность и т.п.). Рекомендуется и такой общенаучный метод изучения объекта: сначала его описать, затем разделить на части, потом познать его особенности. Он применяется естественными науками (биология, химия, физика). Но при этом так же не учли, что в других учебных предметах изучаются объекты не такие по размерам и структуре, как в географии (ГО), и их можно сразу описать в целом (от молекул, бактерии до слона и др.). Во всех этих и им подобных "методических изощрениях” не учитывается такой важный компонент учебного процесса как особенности объектов изучения, их структура, размеры и др.

Все объекты изучения в географии   реальны. Ученые, изучая их, приобретают знания. Следовательно, и у школьников процесс познания должен идти при условии их общения с объектами. Продуктами этого труда должны быть конкретные представления о них. Благодаря таким приёмам как анализ, сравнения, обобщения формируются и теоретические знания, то есть происходит процесс усвоения соответствующих приёмов учебной работы. А значит, учащийся сможет приобрести новые знания дедуктивным путем. Например, если учащиеся усвоили приём "описания страны", то они могут уже самостоятельно изучить любую интересующую их страну. Но это возможно при условии, если школьников предварительно научат приёмам работы непосредственно с разнообразными, интересными объектами и явлениями и при общении с ними в практических работах на местности, в наблюдениях и их моделями. При этом анализируют, сравнивают, обобщают, конкретизируют, понимая, что получают знания в единстве реального и теоретического. Но, к сожалению, в практике массовой школы вместо такого пути познания учащимся сразу подают определения понятий, закономерностей, дают объяснения по непонятным схемам, графикам, диаграммам, по неизвестным учащимся изображениям на картах.

Преждевременное применение " изощренных методов ", когда у учащихся не развито аналитическое и абстрактное мышление, пространственные и временные представления, недостаточен жизненный опыт и кругозор   всё это вызывает у учащихся затруднения в осознании понятий, закономерностей; они запоминают главным образом слова на короткое время. Учащиеся перенапрягают, усложняют умственную деятельность, искажается нормальный процесс мышления. Всё это вместе взятое является главной причиной кризисного положения школьной географии.

Успешное достижение целей географического образования зависит от исполнения своего долга географами двух профессий: от педагогов (учителей, методистов) и ученых-исследователей. В результате их совместной работы с взаимопониманием может быть сформирован учебный предмет "География ", который отвечает всем основным психолого-педагогическим требованиям. Важнейший из них: нормализация учебной нагрузки учащихся. И для этого необходимо включить в содержание географии как учебного предмета учебно-познавательную деятельность учащихся, связанную со свойствами изучаемых географических объектов и явлений, с их структурой. Это предопределяет не только подходы к отбору содержания, но и структуру содержания учебно-познавательной деятельности учащихся в логической последовательности при усвоении ими географического материала по ступеням с рациональным использованием учебного времени для выхода учащихся в жизнь.

При разработке новой школьной географии необходимо учесть, что школа должна подготовить учащихся к ориентированию не в словесной информации, а в реальной окружающей среде. В ней всегда представлены в единстве и теоретические знания о ней, применение которых невозможно без овладения учащимися системой соответствующих приёмов самостоятельной работы.

Учебный предмет "география" — это не только содержание программ, но и работа мышления учащихся. Для этого необходима новая технология организации географического образования.

Герасимова Т.П.

Институт общего среднего
образования РАО

Роль интегрированного курса “Общая география” (X класс)
в современном географическом образовании

Для разработки программ по географии (содержание, структура) на основе нового базисного учебного плана общеобразовательной школы сформулирована главная цель изучения предмета. Это - подготовка выпускника школы к самостоятельному применению знаний и умений, необходимых для ориентировки в природной и социально-экономической окружающей среде (в геокомплексе), а также в продолжение образования, самообразования, в житейских ситуациях. В педагогике, психологии общепризнанно, что главным показателем научного уровня подготовки учащихся к этому является усвоение ими обобщенных (теоретических) знаний и приемов (способов) их применения. В школьной географии к ним относятся: общие понятия и представления, знания о пространственных, временных, причинно-следственных связях, закономерностях, классификациях объектов и явлений, а также обобщенные специфические приемы самостоятельной работы как составная (операционная) часть каждой группы знаний, которые служат основой для умения самостоятельно выполнять конкретные задачи. С их помощью знания приобретают деятельностный характер и это очень важно для проверки знаний и умений школьников соответственно требованиям к содержанию государственного стандарта. Вместе с тем, в материалах проверки знаний и умений во всех классах массовой школы, в выступлениях географов, методистов, в частных высказываниях учителей постоянно отмечается низкий уровень подготовки учащихся именно по этой части географического образования.

Каковы причины столь устойчивого, в течение десятилетий, однообразия в негативной оценке результатов обучения географии в школе? Исследования показали, что от учащихся требуют усвоения знаний по всем курсам современной науки, предъявляемой к профессионалам-географам. В школах не проводятся практические работы, не учитывается необходимость преемственности между курсами в развитии у школьников по знаниям и умениям, географическому мышлению, фактически игнорируется личностно-ориентированное обучение.

В нашей авторской программе предусмотрены отбор содержания и структура курсов по логике учебного предмета. Новизна заключается в том, что сочетаются: содержание знаний о специфическом объекте изучения   географической оболочке и ее частях с особенностями мышления школьника при усвоении этого содержания. Специфика географии как науки и как учебного предмета заключается в том, что основные (фундаментальные) знания (понятия, закономерности, приемы самостоятельной работы) формируются на основе деятельности с конкретными географическими объектами и явлениями (на экскурсиях, в работе с моделями, со средствами наглядности)   как основы для формирования представлений. “Имея конечной целью, ознакомление учащихся с системой научного содержания... дидактическая система располагает материал, учитывая законы развития научных понятий в сознании учащихся... мысль при этом углубляется от явления к сущности” [1]. В основу нашей концепции содержания школьной географии (разработана в 1989г.) положена эта теория. В концепции курс “Общая география” является продолжением курсов географии основной школы. К подготовке учащихся предъявляются более высокие требования как к выпускникам средней школы.

В настоящее время, в связи с перестройкой всей системы народного образования, появились альтернативные концепции географического образования. Некоторые из них реализованы в программах. Чаще же всего публикуются лишь авторские программы без их научно-методического обоснования. Некоторые авторы предлагают программы, содержащие теоретические знания. Но, во-первых, преобладают предложения по созданию курсов раздельно по физической географии (общее землеведение) и экономической (общая экономическая география). Во-вторых, в них нет достаточного обоснования места этих курсов в целостной системе школьной географии, и фактически не предусматривается их преемственность с другими курсами.

В условиях поиска места и времени для изучения основных теоретических вопросов школьной географии представляет интерес высказывание ученых РАН: “Уже не раз ученый совет института критически анализировал традиционную концепцию географического образования в общем виде сложившуюся в результате дискуссий 1929   1934гг. и считал, что завершать образование должен обобщающий курс, подводящий итог знаниям, полученным в ходе изучения страноведческих по своей сути курсов” [2]. Это предложение абсолютно правильное с точки зрения важности отражения в школьной географии интегральной сущности науки, а также значимости и необходимости среднее географическое образование учащихся завершать интегрированным курсом геоэкологической направленности.

В авторской программе география представлена как единый учебный предмет с учетом его образовательно-воспитательных функций. Подход к отбору содержания и структурированию географического образования определяют следующие факторы:

  • современное состояние науки;

  • конкретность объектов изучения, для которых характерна интегральность знаний о них;

  • комплексность;

  • пространственная неоднородность на разных территориальных уровнях (планетарном, региональном, локальном, включая свою местность);

  • развитие и изменение в пространстве и во времени, а также логические формы выражения знаний и способы их фиксации;

  • логика процесса усвоения специфического географического содержания, обусловленная возрастными психологическими особенностями и возможностями, а также предшествующей подготовкой школьников;

  • свойственной им любознательностью, потребностью в практической деятельности;

  • социологизацией сознания подростков младшего и старшего возраста;

  • их интерес к странам, народам, к географии, к экологической ситуации в своей местности и др.

В программе отдельные части учебного предмета (курсы) построены по принципу преемственности между ними по содержанию и его первоначальному поэтапному обобщению. Происходит постепенное углубление, возрастание роли теоретических знаний, развитие самостоятельности учащихся в приобретении и применении знаний и умений. Логическим содержанием географического образования учащихся в средней школе является курс “Общая география”. В его содержание входит преимущественно теоретический материал. Он создает научное представление о лике Земли, соответствующей действительности в его пространственной неоднородности, в комплексе основных компонентов: природно-территориальных и социально-экономических. В основу этих теоретических знаний заложены конкретные знания о региональных географических комплексах, полученных при изучении в VI   IX классах предшествующих страноведческих курсов и существующих в сознании учащихся в форме представлений памяти, представлений воображения, предметно-общих понятий. Содержание и структура курса целиком подчинены идее взаимосвязи, взаимодействия человека, общества с окружающей средой в их историческом развитии. Это усиливает его значение в геоэкологическом образовании и воспитании учащихся, в понимании сущности рационального природопользования, прогнозирования возможных изменений в окружающей среде при нарушении в ней природных связей.

Содержание курса требует интеллектуальной активности, разных форм самостоятельного действия учащихся, расширяет их кругозор. Свойственное им чувство взрослости вызывает потребность самоутвердиться, самостоятельно применять свои знания и умения для объяснения, оценки происходящего в окружающей среде. [3]. Реализации этих способностей способствует предшествующая подготовка учащихся по учебным предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов, довольно высокая степень их обученности. Важнейшую роль играет самостоятельность учащихся, обусловленная развитием мышления и владением приемами самостоятельной работы. Преимущества изучения географического материала фундаментального характера в старших классах не только в том, что выпускники школы выходят в жизнь с высоким уровнем знаний и умений интегрированных со знаниями и умениями по другим учебным предметам: физикой, химией, биологией, историей, но и в том, что обеспечивается рациональное использование учебного времени, выделенного на географию базисным учебным планом как в основной (VI   IX классы), так и в средней школе (X класс).

Программа с требованиями к подготовке учащихся опубликована в сборнике [4].

Литература:

1. Данилов М.А. Дидактика средней школы. М., 1975, с. 96-97; с.65.

2. Котляков В.М., Преображенский В.С. “География в школе” 1994, № 4, с. 5.

3. Возрастная и педагогическая психология, ред. Петровский А.В., М., 1973, с.131.

4. Программно-методические материалы, география 10-11 классы, М., “Дрофа” 1998, с. 101   126.

Горбанев В.А.

школа № 45 г. Москва

"Некоторые соображения по поводу курса
школьной географии"

Как мне представляется, существующее до сих пор содержание географического образования в средней школе не в полной мере отвечает современному состоянию географической науки. По-прежнему, география в довольно резкой форме подразделяется на физическую и экономико-социальную. Попытки как-то сблизить их, в частности в курсе географии России, не привели пока еще к ощутимым положительным результатам.

Существующий в настоящее время курс физической географии практически “разбросан” на протяжении трех лет обучения, что, на мой взгляд, нерационально. Да и сам курс, рассматривающий в отдельности процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и в некоторой степени в биосфере, скорее можно назвать землеведческим, нежели географическим. География начинается с того момента, когда школьники начинают изучать ландшафты, т.е. материки, отдельные регионы, страны и т.д.

Экономическая и социальная география в школьном курсе в последние годы претерпела существенные изменения: в частности она повернулась лицом к рыночной экономике, меньше внимания уделяется специфическим экономическим вопросам. В тоже время по-прежнему излишне детализированы отдельные отрасли и межотраслевые комплексы, как в России, так и в мире. Недостаточное внимание уделяется глобалистике, в том числе экологической проблеме, фокусирующей в себе природные, социальные и политические процессы, и все в большей мере становящей генеральным направлением в географической науке.

Как мне представляется, курс географии в школе было бы рационально повернуть следующим образом:

—курс общего землеведения, включающий сведения об основных четырех оболочках Земли, в значительной мере сокращенный по сравнению с ныне действующим курсом общей физической географии, растянутым на три года обучения;

—курс географии, рассматривающий физико - и экономико-географические особенности отдельных территорий, включая крупные страны. Курс должен иметь страноведческий характер с элементами истории, этнографии, культурологии;

—курс, условно называемый "Современный мир", в котором основное внимание должно быть уделено эколого-социально-политическим проблемам, затрагивающим интересы всего человечества. С точки зрения глобальных проблем в этом курсе должны также рассматриваться крупные регионы и страны.

Горбанев В.А.

канд. и. н., член Совета РАО
по географическому образованию



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гуманистическая парадигма при обучении иностранному языку в высшей школе материалы научно-практической конференции

    Документ
    В сборнике представлены статьи участников межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой проблемам профессионального высшего образования, стратегиям обучения иностранному языку, вопросам лингвистики и переводоведения.
  2. I проблемы непрерывного географического образования

    Документ
    Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, созданный в 1930 г. как педагогический институт, сегодня является ведущим вузом Беларуси по подготовке высококвалифицированных специалистов разного профиля.
  3. Образование для коренных народов сибири

    Книга
    В монографии раскрывается значение опыта Новосибирского государственного университета в обеспечении коренным народам Сибири образования высокого уровня в условиях глобального кризиса образования.
  4. Общественно-политическая литература

    Литература
    Итоги лицензирования образовательной деятельности, аттестации, государственной аккредитации и инспектирования образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием Челябинской области за 2001-2002 учебный год
  5. Общественно-политическая литература

    Документ
    Итоги лицензирования образовательной деятельности, аттестации, государственной аккредитации и инспектирования образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием Челябинской области за 2001-2002 учебный год
  6. Влияние православной культуры на духовную жизнь в сибири в XVII-начале ХХ веков

    Книга
    Простак С.Л., кандидат исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и связей с общественностью Новокузнецкого филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

Другие похожие документы..