textarchive.ru

Главная > Программа


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Обь»

Принято протоколом

педсовета

№_________________

от ____________200 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУДОД

ДШИ г. Обь

________________Рожок Л.Н.

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по предмету

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(КСИЛОФОН, МАЛЫЙ БАРАБАН)

Для учащихся 1-5 классов ДШИ

по ОП «Инструментальное исполнительство»

Возраст учащихся 10-18 лет

г. Обь

2004

Содержание программы

Первый класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником:

на ксилофоне:

-устройство инструмента и правила обращения с ним; постановку рук, упражнения одиночными ударами (по «подушке») в одном темпе. Правильное и четкое движение рук в медленном и умеренном темпах;

-мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях в умеренном темпе (в 1 или 2 октавы);

-упражнения в гаммах, по два и четыре удара на каждую ступень гаммы;

-простейшие приемы исполнения тремоло и различные упражнения для его развития;

-2-4этюда или упражнения; 4-6 пьес.

на малом барабане:

-устройство инструмента и правила обращения с ним;

-постановку рук, упражнения на глухом барабане (подушка)

-одиночные удары отдельно правой и левой рукой; упражнение «простые двойки» в ровном, медленном темпе, с ускорением и замедлением для наиболее способных учеников - упражнение «сложные двойки» (с отдробком);

-соотношение длительностей нот и пауз (целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые) в размерах : 2/4, 3/4,4/4, (с акцентом на сильной доле такта);

-8-10 ритмических упражнений для этюдов.

Учащиеся 1-го класса представляют на академический концерт в мае 3 произведения.

Примерные программы академических концертов

***

Ксилофон

Гамма Соль мажор и арпеджио трезвучия в прямом движении

Купинский К.Этюд №1

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Госсек Ф. Гавот

Малый барабан

Упражнение «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и замедлением

Купинский К.Этюд №1

***

Ксилофон

Гамма ре минор (гармоническая, мелодическая), арпеджио трезвучия в прямом движении

Зиневич В.,Бородин В. Этюд №3

Эшпай А. «Русская хороводная»

Бетховен Л.Менуэт До мажор

Малый барабан

Упражнения «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и замедлением

Купинский К. Этюд №3

Второй класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником:

на ксилофоне

-мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий (в прямом движении) в две октавы в тональностях до 2-х знаков включительно (в умеренном темпе);

-упражнения в гаммах по 2,3,4 удара на каждую ступень гаммы, приемы исполнения тремоло,

-4-6 упражнений или этюдов, 4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле).

на малом барабане:

-упражнение «простые двойки» с ускорением и замедлением; «сложные двойки» в ровном умеренном темпе;

-дальнейшее развитие исполнения с длительностями нот (половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые) в различных комбинациях, в размерах 2/4,3/4,4/4,(alla breve) в подвижном темпе;

-нота с точкой (пунктирный ритм, по возможности – триоли восьмыми нотами в простейшем виде);

-4-6 упражнений или этюдов (или пионерские барабанные бои).

На первый академический концерт (декабрь) выносятся 2 произведения.

На второй академический концерт (май) выносится 3 произведения.

Технический зачет (февраль): гаммы; арпеджио, чтение с листа, знание музыкальной терминологии.

Примерные программы академических концертов

Ксилофон

Гамма Ре мажор, арпеджио трезвучия (в две октавы)

Зиневич В.,Борин В. Этюд №4

Глинка М. Полька

Шуман Р.Смелый наездник

Малый барабан

Упражнение «сложные двойки» в ровном умеренном темпе

Купинский К. Этюд №7

***

Ксилофон

Гамма соль минор (гармоническая, мелодическая), арпеджио трезвучия, в две октавы

Зиневич В., Борин В., Этюд №5

Чайковский П. Камаринская из «Детского альбома»

Бах И.С. Гавот

Малый барабан

Упражнение «простые двойки» с ускорением и замедлением

Купинский К. Этюд №8

Третий класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником:

на ксилофоне:

-мажорные и минорные гаммы (гармонические и мелодические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и в обращении) в две октавы, в тональностях до 3-х знаков включительно; приемы исполнения тремоло,

-4-6 этюдов или упражнений, 4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле).

на малом барабане:

-упражнение «сложные двойки» с ускорением и замедлением; простейшие виды исполнения дроби (дробь восьмая нота- удар, дробь четвертая нота-удар);

-триоли восьмыми и шестнадцатыми нотами в размерах 2/4,3/4,4/4; легкие примеры сочетания триолей с дуолями;

-форшлаг из одной и двух нот; акценты4нюансы: «пиано», «форте»;

-4-6 упражнений или этюдов;

-систематическое развитие навыка чтения нот с листа (на основе пройденного материала).

На первый академический концерт (декабрь) выносятся 2 произведения.

На второй академический концерт (май) выносится 3 произведения.

Технический зачет (февраль): гаммы; арпеджио, чтение с листа, знание музыкальной терминологии.

Примерные программы академических концертов

***

Ксилофон

Гамма Ми-бемоль мажор, арпеджио трезвучия (в прямом движении и в обращении), в две октавы

Кузьмин Ю. Этюд №34

Балакирев М. Полька

Бетховен Л. Турецкий марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Малый барабан

Упражнение «сложные двойки» с ускорением и замедлением.

Купинский К. Этюд №31

****

Ксилофон

Гамма фа-диез минор (гармоническая, мелодическая); арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями, в две октавы

Вольфарт Ф. Этюд №6

Чайковский П. Неаполитанский танец из балета «Лебединое озеро» (9)

Шостакович Д. Гавот из «Третьей балетной сюиты»

Малый барабан

Упражнение «сложные двойки» с ускорением и замедлением.

Купинский К. Этюд №41

Четвертый класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником:

на ксилофоне:

-мажорные и минорные гаммы (гармонические и мелодические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и в обращении) в две октавы, доминантсептаккорд в тональностях до 4-х знаков включительно;

-приемы исполнения тремоло;

-4-6этюдов или упражнений ,4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле);

-навыки чтения нот с листа (целыми, половинными, четвертными, восьмыми и шестнадцатыми длительностями в простых размерах).

на малом барабане:

-упражнение «двойки» с ускорением, переходом на дробь и возвращение к первоначальному темпу;

-размеры 3/8,6/8; нюансы «пиано», «меццо-форте», «форте», «крещендо», «диминуэндо»;

-форшлаг из трех нот, простые виды исполнения дроби;

-дальнейшее освоение триольного и дуольного ритма в соотношении друг с другом;-4-6 упражнений;

-развитие навыков чтения нот с листа, оркестровых и ансамблевых партий, освоение приемов игры на тарелках, большом барабане, треугольнике, бубне (см. соответствующие разделы в «Школе игры на ударных инструментах» К.Купинского); для наиболее подвинутых учеников начало изучения элементарных приемов исполнения на ударной установке.

На первый академический концерт (декабрь) выносятся 2 произведения.

На второй академический концерт (май) выносится 3 произведения.

Технический зачет (февраль): гаммы; арпеджио, чтение с листа, знание музыкальной терминологии.

Примерные программы академических концертов

***

Ксилофон

Гамма соль-диез минор (гармоническая, мелодическая), арпеджио (в прямом движении и в обращении) в две октавы, доминантсептаккорд

Гайдн Й. Скерцо.

Даккен К. Кукушка.

Малый барабан

Упражнение «двойки» в медленном темпе, с ускорением, переходом на дробь и возвращением к первоначальному темпу

Снегирев В. Этюд №1

***

Ксилофон

Гамма Ля-бемоль мажор, арпеджио трезвучия ( в прямом движении и с обращениями) в две октавы, доминантсептаккорд

Бах И.С. Жига.

Даргомыжский А. Танец.

Чайкин Н. Концертная пьеса.

Малый барабан

Упражнение «двойки» в медленном темпе с ускорением, переходом на дробь и возвращением к первоначальному темпу

Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Этюд № 70

Оркестровая партия: Равель М. Болеро.

Пятый класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником:

на ксилофоне:

-мажорные и минорные гаммы (гармонические, мелодические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и в обращении), доминантсептаккорды в тональностях до 5-и знаков включительно;

-беглость исполнения и совершенствование приемов исполнения тремоло(легато, в нюансах);

-4-6 этюдов или упражнений ,4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле).

на малом барабане:

-упражнение «двойки» с ускорением, переходом на дробь и возвращением к первоначальному темпу; исполнение дроби;

-форшлаг из четырех нот; тридцать вторые ноты.

-размеры: 9/8,12/8;

-дробь в различных нюансах;

-освоение квинтоли, секстоли, септоли;

-элементарные приемы игры на кастаньетах;

-основные исполнительские приемы на большом барабане, тарелках, бубне.

-4-6 этюдов или упражнений

-дальнейшее развитие навыков чтения нот с листа, игра в оркестре или в ансамбле на малом барабане, большом барабане, тарелках, ударной установке. Для учеников, готовящихся к поступлению в музыкальные училища, ознакомление с элементарными приемами игры на молоточковых колокольчиках (см. соответствующий раздел «Школы игры на ударных инструментах» К.Купинского).

Пятый класс

Экзаменационные требования*

Ксилофон

Одна гамма мажорная или минорная (гармоническая, мелодическая), арпеджио трезвучия в прямом движении и в обращении, доминантсептаккорд, вводный септаккорд в две октавы в тональностях до 4-х знаков (по выбору комиссии).

Три пьесы различного характера (один этюд, две пьесы; или одно произведение крупной формы и одно-малой).

Малый барабан

Упражнение «двойки» с ускорением, переходом на дробь и возвращением к первоначальному темпу.

Один этюд или отрывок из оркестровой партии (можно в сопровождении фортепиано) из пройденных в учебном году. Для учеников, готовящихся к поступлению в музыкальное училище, показ приемов исполнения на одном из инструментов ознакомления (по выбору комиссии).

Примерные экзаменационные программы

На выпускном экзамене учащийся должен исполнить:

На ксилофоне

Одну гамму мажорную или минорную (гармоническую, мелодическую) в две октавы в тональностях до 4-х знаков включительно, арпеджио трезвучия в прямом движении и в обращении, доминантсептаккорд, вводный септаккорд (по выбору комиссии).

Бах И.С. Концерт ля минор для скрипки и фортепиано Ч.1

Фельдман О. Полька.

Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

На малом барабане:

Дробь в нюансах.

Купинский К. Этюд № 84.

На одном из инструментов ознакомления: отрывки из оркестровых партий.

Шестой класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником:

на ксилофоне:

-мажорные и минорные гаммы (гармонические, мелодические) до 7-ми знаков включительно, арпеджио трезвучий в прямом движении и в обращении, доминантсептаккорды, вводные септаккорды в две октавы, хроматическую гамму;

-навыки исполнения тремоло (легато, в нюансах);

-навыки чтения нот с листа (несложные этюды);

-4-6 этюдов или упражнений; 4-6 пьес (включая произведения исполняемые в ансамбле).

на малом барабане:

-развитие дроби в нюансах;

-размеры : 7/4,9/4,11/4;

-8-12 этюдов;

-дальнейшее изучение оркестровых партий и чтение нот с листа.

на литаврах:

-Упражнения для развития кистей рук (одиночные удары с ускорением, доведением до тремоло и замедлением);

-настройку (два котла) в одной,2-х тональностях,

-2-4 этюда или оркестровые партии

на колокольчиках:

-одну пьесу и одну-две оркестровые партии

на большом барабане, тарелках, бубне, треугольнике, кастаньетах:

-одну оркестровую партию.

Экзаменационные требования

Ксилофон

Две пьесы (крупной и малой формы)

Прочитать с листа несложный этюд

Малый барабан

Упражнение «двойки» с ускорением и замедлением и замедлением. Дробь в нюансах;

Один этюд из пройденных в году

Отрывок из оркестровой партии

Колокольчики:

Одна пьеса

Остальные ударные инструменты (б. барабан, тарелки, бубен, кастаньеты, литавры)

Отрывок из оркестровой партии

Примерные экзаменационные программы

Ксилофон

Гамма Ре мажор, арпеджио трезвучия в прямом движении и в обращении в две октавы, доминантсептакорд, вводный септаккорд

Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром (переложение для ксилофона и фортепиано)

Долуханян А. Скерцо

Прочитать с листа несложный этюд (по выбору комиссии)

Малый барабан

Упражнение «двойки» с ускорением, переходом на дробь и замедлением; дробь в нюансах

Осадук В. Этюд №38 (или пьеса в сопровождении фортепиано)

Оркестровая партия. Чайковский П. Торжественная увертюра «1812год»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (8)

    Программа
    Программа составлена на основе программы «Станковая композиция.: Программа для ДХШ.- Красноярск, 2001. Составитель Г.Х. Фуфачева». Все внесенные изменения обусловлены местными условиями: географическими, социальными.
  2. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (6)

    Программа
    Изобретение электромузыкальных инструментов, ставшее одним из результатов научно-технической революции, привлекло большое внимание музыкантов. Связанное с этими инструментами расширение тембровой палитры, увеличение динамического
  3. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь»

    Программа
    Художественное образование призвано приобщить детей к различным видам изобразительного искусства, а также дать учащимся начальные профессиональные знания и навыки по ряду предметов художественного профиля.
  4. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (1)

    Программа
    2. воспитательные – воспитание личностных качеств, таких как, трудолюбие, выносливость, ответственность, уважительное отношение к труду музыканта, эмоциональная отзывчивость; формирование духовной культуры;
  5. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (12)

    Программа
    Обучение игре на фортепиано входит в учебные планы по ОП «Инструментальное исполнительство» и ОП «Вокально-хоровое исполнительство» в качестве предмета по выбору.
  6. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (9)

    Документ
    В течение учебного года обучения рекомендуется проводить занятия на корнете. Учащийся должен ознакомиться с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.
  7. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (10)

    Программа
    -устройство инструмента и правила обращения с ним; постановку рук, упражнения одиночными ударами (по «подушке») в одном темпе. Правильное и четкое движение рук в медленном и умеренном темпах;

Другие похожие документы..