textarchive.ru

Главная > Урок


МОДЕЛЬ УРОКА

Аннотация цикла уроков: цикл уроков в 10 классе (информационно – технологический профиль) на тему «Информация и информатика» проводится с использованием авторского сетевого ресурса (Интернет – сайт) – doma10.ucoz.ru. Данный тип ресурса выбран не случайно: в настоящий момент все школы подключены к сети Интернет, у большинства детей есть доступ к сети из дома и даже с мобильных телефонов. Образовательный ресурс в виде сайта позволяет не тратить время на копирование его на каждый компьютер, его просто обновить, он не зависим от операционной системы и производительности компьютера, обучающиеся могут пользоваться им дома. Данный ресурс позволяет активизировать учебно – познавательную деятельность обучающихся, творчески реализовываться разноуровневым обучающимся на уроках в индивидуальном темпе, обеспечить преемственность между урочной и внеурочной формами обучения. Ресурс позволяет объединить цифровые ресурсы в одну систему и более эффективен по сравнению с другими.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Автор

Султанова Ирина Петровна

Название

Информация и информатика

Форма

Электронный сетевой ресурс (сайт)

Учебный предмет, класс

«Информатика и ИКТ» 10-11 класс

Название темы или раздела курса

Информация и информатика

Программные средства, с помощью которых создан материал

Язык гипертекстовой разметки HTML, редактор презентаций, flash-анимация

Цели, задачи дидактического материала

Расширение понятийного аппарата, развитие навыков самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности, навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Содержание дидактического материала

Сетевой электронный ресурс doma10.ucoz.ru включает в себя разделы: теоретический материал (с примерами задач), задачи ЕГЭ, задачи для самостоятельного решения, контрольные работы, творческие проектные работы, интерактивные тесты, домашнее задание, форум (связь с учащимися), электронное портфолио (работы учащихся)

Ресурсы дидактического материала

Авторский сетевой интернет - ресурс: doma10.ucoz.ru

Используемые источники информации

http://School-collection.edu.ru

Учебники: И. Семакин «Информатика и ИКТ. 10 класс. Профильный уровень»

Н.Угринович «Информатика и ИКТ 10 класс. Профильный уровень».

Н.Угринович. «Задачник».

Возможности использования дидактического материала

- Педагогом (этапы)

- Учащимися

Педагогом: подготовка к уроку

Учащимися: подготовка к ЕГЭ, самостоятельная, творческая работа

Общий вид обучающего ресурса doma10.ucoz.ru

План – конспект уроков

Класс: 10.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер с любой операционной системой и подключением к сети Интернет.

Цифровой ресурс: doma10.ucoz.ru

Урок №1

Информатика и информация.

Введение в предмет.

Цель урока:

Сформировать представление о науке «Информатика» как метанауке, раскрыть содержание понятий «информация», «информационные процессы».

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

- определение информатики и ее историю;

- основные содержательные линии информатики;

- что такое вещество, энергия, информация;

Учащиеся должны уметь:

- представить вещественно – энергетическую и информационную картину мира

Тип урока: объяснение нового материала с элементами практикума;

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, подключение к Интернет, офисное ПО, электронный ресурс doma10.ucoz.ru

Этап

Разделы сайта:

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

орг. момент

(1-2 мин.)

Открыть электронный сетевой ресурс на странице:

/index/informacija_i_ee_svojstva/0-125

Настрой на рабочую атмосферу

Готовятся к уроку

активизация знаний,

постановка целей.

(5 мин.)

Тема урока на интерактивной доске

Организация диалога с обучающимися:

- Что такое информатика?

(наука, изучающая структуру и общие свойства информации, а также информационные процессы: поиск, сбор, хранение, преобразование, передачу и использование информации в различных сферах человеческой деятельности)

Определение является не полным. Учитель расширяет понятие:

- Приведите примеры информационных процессов, протекающих в системах различной природы?

- Как вы думаете, когда появилась такая наука и с чем это связано?

- Что мы узнаем и чему научимся на уроках информатики?

Обучающиеся пытаются сформулировать определение информатики

Приводят примеры из естественных, технических, социальных систем обсуждают с учителем их особенности.

объяснение новой темы

(5 мин.)

Flash-ролик: История кибернетики. Н.Виннер.

Информатика – очень молодая наука. Однако она очень быстро развивается. Одним из истоков этой науки служит Кибернетика. Основателем науки является Норберт Виннер. (просмотр ролика)

Слушают, смотрят ролик, делают записи в тетради

групповая работа

за компьютером

(15 мин.)

Раздел Компьютерный практикум. Проект «История развития информатики»

Проектная работа. Частично – поисковый метод.

Объясняет основные правила работы над проектами.

Делит класс на 6 групп. Далее каждая группа работает над своим вопросом за компьютером. Учитель координирует, консультирует обучающихся.

Делят полномочия («оформитель», «редактор», «выступающий»)

Открывают раздел Компьютерный практикум, выбирают из теоретической части нужные им сведения, формируют презентацию (2-3 слайда).

физкультминутка

(1-2 мин.)

Один из учащихся проводит гимнастику для глаз

защита проектов

(10 мин.)

На интерактивной доске – презентации обучающихся

Организовывает деятельность по защите созданных проектов.

Каждая группа освещает свой вопрос, в результате у детей формируется общее представление об истории развития информатики

Рефлексия

(1-2 мин.)

Определение на интерактивной доске

Совместно с учащимися дает полное определение науки информатики.

это наука об информации и информационных процессах, протекающих в системах различной природы (естественных, технических, социальных), а также способах их автоматизации с использованием компьютерной техники

На основе прослушанного материала дают определение

выставление оценок

(1-2 мин.)

Совместное оценивание полученных проектов

Участвуют в обсуждении и оценивании

домашнее задание

(1 мин.)

Раздел Домашнее задание

Философские концепции на занятии не обсуждаются. Обучающиеся должны познакомиться с ними дома.

Записывают домашнее задание

итог урока

(2 мин.)

- что мы сегодня узнали на уроке?

делают вывод

Урок №2.

Содержательный (вероятностный) подход измерения информации.

Цель урока: Ввести понятие «количество информации». Сформировать у учащихся понимание вероятности, равновероятностных событий, не равновероятностных событий. Научить измерять информационный объем сообщения через содержательный подход.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

- какие события являются равновероятными, какие нет;

- как найти вероятность события;

- как найти количество информации в сообщении.

Учащиеся должны уметь:

- различать равновероятностные и неравновероятностные события

- находить количество информации в сообщении, что произошло одно из равновероятных событий

- находить количество возможных вариантов того или иного события, если известно количество информации в сообщении о том, что событие произошло.

Тип урока: объяснение нового материала с элементами практикума.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, подключение к Интернет, офисное ПО, электронный ресурс

Этап

Разделы сайта:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

орг. момент

(1-2 мин)

Открыть электронный сетевой ресурс на странице:

/index/verojatnostnyj_podkhod/0-18.

Настрой на рабочую атмосферу

Готовятся к уроку

Постановка целей урока

(3-5 мин)

1. Вы можете передать друг другу килограмм яблок, пробежать стометровку, измерить температуру за окном. А как измерить информацию?

2. Играя в игру «орел и решка», при выпадении какого из вариантов вы получите больше информации?

3. Как можно угадать число за наименьшее количество попыток?

Рассуждают каким образом можно измерить информацию.

объяснение новой темы

(10 мин)

Flash-ролики:

Измерение информации,

Неопределенность знаний

Схема

Дома вы познакомились с философскими концепциями понимания «информация». Какие три основных составляющих лежат в основе нашего мира?

- Как можно измерить вещество?

- Как можно измерить энергию?

- Как можно измерить количество информации?

Оказывается информацию тоже можно измерить. Существует 2 подхода к измерению информации. Один из них – содержательный или вероятностный мы сегодня с вами разберем.

Просмотр роликов.

Прием «Выращивание понятия».

Учитель совместно с учащимися составляет опорную схему – алгоритм решения задач на нахождение количества информации.

- Вещество, энергия, информация.

- Вес, длина, объем и т.д.

- В Дж, кВт и т.д.

(полный ответ на этот вопрос учащиеся не дадут)

Смотрят

Составляют схему с учителем,

записывают схему в тетрадь

пример

решения задач

(5 мин.)

Раздел Пример

Учитель демонстрирует на интерактивной доске условие и решение задачи (2 способа)

Записывают в тетрадь задачу, оформляют решение

Самостоятельное решение задач

(10 мин.)

Раздел Задачи (репродуктивный, продуктивный уровни)

Учитель дает задание: открыть электронный ресурс, найти изучаемую тему, Раздел Задачи. Выбрать уровень на нужную оценку. Записать решение задачи в тетради. При этом можно использовать программу Калькулятор на компьютере.

Координирует работу учащихся, консультирует по возникающим вопросам

Решают задачи из ресурса и записывают решение в тетради.

Проверка результата работы

(7 мин.)

Вызывает к доске несколько обучающихся.

Проверяет полученные решения.

Несколько обучающихся решают у интерактивной доски – пишут решение и оформление задач. Остальные устно проверяют полученные результаты, работают над ошибками.

выставление оценок

(2 мин.)

Учитель оценивает работу учащихся, аргументирует и комментирует выставленные оценки

Слушают

домашнее задание

(1 мин.)

Раздел Домашнее задание

- Домашнее задание: интерактивный задачник по теме.

Записывают д.з.

итог урока

(1-2 мин.)

Что мы сегодня изучили?

Чему научились? Как это может пригодиться нам в жизни? В будущей профессии?

Отвечают

Урок №3.

Алфавитный подход измерения информации.

Цель: сформировать у обучающихся понимание алфавитного подхода к измерению информации.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

- что такое алфавит, мощность алфавита, скорость передачи данных;

- единицы измерения информации;

- как найти количество информации в тексте

Учащиеся должны уметь:

- находить количество информации в тексте;

- переводить количество информации в производные.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, подключение к Интернет, офисное ПО, электронный ресурс

Этап

Разделы сайта:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

орг. момент

Открыть электронный сетевой ресурс на странице:

/index/obemnyj_podkhod_izmerenija_informacii/0-17

Настрой на рабочую атмосферу

Готовятся к уроку

повторение изученного материала

(3-5 мин.)

- Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке?

- У всех ли получилось домашнее задание?

Отвечают.

объяснение новой темы

(15 мин.)

Технология проблемного обучения:

  1. Постановка проблемы: мы знаем как измеряет информацию человек. А как измеряет информацию компьютер?

Вывод: Для компьютера – любая информация это набор сигналов. Поэтому компьютеру не важно является ли информация новой и понятной.

  1. Поиск решения. Как вы думаете, как компьютер может измерить цифровую информацию? Текстовую?

  1. Выражение решения (выводим формулу)

Размышляют каким образом можно измерить различные виды информации. От чего будет зависеть объем информации.

Понятие алфавит.

Мощность алфавита.

Выводят формулу:

2i=N,

i- количество информации

N – мощность алфавита

решение задач

(10 мин.)

Схема

Раздел Пример

Раздел Решение задач ЕГЭ

  1. Реализация продукта

«Выращивание понятия»

Учитель совместно с обучающимися составляет схему – алгоритм решения задач такого типа.

Учитель демонстрирует на интерактивной доске пример решения задачи

Открывается раздел Решение задач ЕГЭ (интерактивный задачник). Разбирает несколько задач ЕГЭ.

Формулируют алгоритм и записывают его в тетради.

Записывают в тетрадь задачу, оформляют решение

Решение задач

(10 мин)

Раздел Задачи.

- Откроем электронный учебник на нужной теме. Найдем раздел Задачи.

- Выполним учебную самостоятельную работу, решение оформляем в текстовом редакторе. (при решении задач обучающиеся могут консультироваться друг с другом и с учителем)

Решают задачи из ресурса и записывают решение в текстовом редакторе

выставление оценок

(2 мин.)

- Как вы сегодня можете оценить свою работу. Поставьте сами себе оценку и обоснуйте, почему именно такую оценку вы сегодня заслужили.

Выставляют оценку в тетради.

домашнее задание

(1 мин.)

Раздел Домашнее задание

- Решить задачи из раздела Домашние задания (электронного учебника)

Записывают в тетрадь

итог урока

(1 мин.)

- Как измеряет информацию компьютер? человек?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Разработки методических материалов

    Презентация
    Разработкиметодическихматериалов Автор. Габдуллина Светлана Фанильевна; Муниципальное ...
  2. МЕТОДИЧЕСКИе МАТЕРИАЛы ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

    Документ
    ... в ручном (неавтоматизированном) режиме. В основе методическихматериалов использованы реальные ситуации управленческой практики ... М.И., 2003 Введение Основная цель разработкиметодическихматериалов научить грамотно проектировать бланки документов ...
  3. ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

    Документ
    ... РАБОТАЕТ С НАСЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХМАТЕРИАЛОВ Создать методический ресурс для обучения профилактике факторов ... Барберо за оказанную поддержку при разработкеметодическихматериалов Разработанные материалы 1. Обучение пациента и просвещение ...
  4. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

    Методические рекомендации
    ... повышению ее эффективности; организует разработкуметодического обеспечения и экспертную оценку ... заказ разработкиметодическихматериалов и электронных образовательных ресурсов у своих работников; заказ разработкиметодическихматериалов и ...
  5. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (1)

    Методические рекомендации
    ... повышению ее эффективности; организует разработкуметодического обеспечения и экспертную оценку ... заказ разработкиметодическихматериалов и электронных образовательных ресурсов у своих работников; заказ разработкиметодическихматериалов и ...

Другие похожие документы..