textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


Государственное образовательное учреждение
дополнительного образования профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования

Методические рекомендации

по преподаванию учебных предметов

с учетом примерного учебного плана

образовательных учреждений Санкт-Петербурга

на 2009/10 учебный год

Санкт-Петербург

2009

Авторский коллектив:

Т.П. Андреевская, М.Б. Багге, Н.С. Баранова, Л.М. Ванюшкина, Е.В. Евтух, О.Н. Журавлева, Т.С. Кузнецова, И.В. Ларионова, И.Ю. Лебедева, А.Н. Левкин, Н.П. Лукина, Е.Ю. Лукичева, Т.Н. Орлова, Г.Н. Панина, Е.В. Попова, Е.Г. Ромахина, С.А. Шаров, А.А. Ульянова, Н.И. Элиасберг

Ответственные исполнители:

И.В. Муштавинская, канд. пед. наук, проректор по методической работе СПбАППО;

Т.А. Шаляпина, канд. пед. наук, доцент кафедры управления и экономики образования,

Под общей редакцией:
С.В. Жолован, ректор СПбАППО;

.

Общие положения

При разработке учебных планов (УП) образовательных учреждений (ОУ) Санкт-Петербурга необходимо помнить, что учебный план – важнейшая составляющая часть образовательной программы ОУ, раскрывающая специфику деятельности образовательного учреждения в содержательном и процессуальном направлениях. Образовательная программа рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися образовательного стандарта.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»:

  Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности (статья 9).

  Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (статья 14).

  Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию ОУ должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (статья 14).

Количество учебных планов должно соответствовать количеству учебных программ, реализуемых в образовательном учреждении и зафиксированных в его Уставе и лицензии.

Выбранный учебный план должен соответствовать целям и задачам образовательного учреждения в соответствии с образовательной программой ОУ.

Учебный план образовательных учреждений должен соответствовать требованиям Базисного учебного плана по структуре, гигиеническим требованиям обучения школьников и объему финансирования на конкретной ступени обучения.

При составлении учебного плана необходимо соблюдать преемственность.

Учебный план должен соответствовать по максимально допустимой нагрузке учащихся по всем классам и ступеням обучения 6- или 5-дневной учебной неделе.

Образовательные программы гимназий и лицеев формируются учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного стандарта с учетом мнений участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) и органов государственно-общественного управления. Разрабатываемые программы должны учитывать социально-экономические, научно-культурные особенности Санкт-Петербурга. Обязательными условиями реализации образовательной программы в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1250-р от 06.08.2008 г. «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности общеобразовательных учреждений – гимназий и лицеев Санкт-Петербурга» являются:

  для гимназий – дополнительная (углубленная) подготовка обучающихся по предметам гуманитарного профиля (литературе, истории, обществознанию и другим предметам по выбору общеобразовательного учреждения), изучение с 5-го класса двух иностранных языков как одно из условий становления культурного потенциала личности;

  для лицеев естественно-научного профиля – дополнительная (углубленная) подготовка обучающихся по физике, химии, биологии, информатике и ИКТ (по выбору общеобразовательного учреждения);

  для лицеев технического профиля – дополнительная (углубленная) подготовка обучающихся по математике (алгебре, алгебре и началам анализа, геометрии), информатике и ИКТ, физике, черчению (по выбору общеобразовательного учреждения).

В случае выбора гимназией, лицеем на второй и третьей ступенях общего образования варианта учебного плана, предполагающего максимальную предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку, образовательный процесс осуществляется в режиме 6-дневной учебной недели.

Образовательное учреждение может самостоятельно перераспределять годовую нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Процедура принятия УП предполагает:

  • принятие органом самоуправления ОУ (педагогическим советом, Советом ОУ) в соответствии с Уставом ОУ;

  • согласование с учредителем по определенным параметрам согласования;

  • согласование с Роспотребнадзором (согласно требованиям СанПин);

  • утверждение директором ОУ с указанием номера и даты приказа.

Пояснительная записка к учебному плану должна аргументировать «сетку часов».

Структура пояснительной записки

В пояснительной записке учебных планов необходимо отразить:

  • современную нормативную базу федерального и регионального уровней;

  • подходы к реализации целей образовательной программы;

  • режим ведения занятий – время начала занятий, продолжительность урока, продолжительность перемен, начало факультативных занятий, деление классов на две группы при изучении отдельных предметов: в 5 11-х классах при проведении предметов «Иностранный язык», «Технология», «Информатика и ИКТ», в 10 11-х классах – при проведении учебных занятий по предмету «Физическая культура», в 9 11-х классах при изучении элективных курсов, а также при проведении занятий по иностранному языку во вторых и третьих классах – при наполняемости класса 25 человек;

  • предметно-деятельностную структуру федерального компонента (часы федерального инварианта), раскрыть и наполнить (в зависимости от вида и целей ОП) региональный и школьный компонент (компонент ОУ) и ученический компонент (свободно избираемые обучающимися занятия, виды и формы учебной деятельности, предлагаемые школой – факультативы, элективные курсы, подготовка проектов и т.п.).

Федеральный компонент УП полностью реализует компонент государственного образовательного стандарта, который соответствует единству образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками образовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования.

Региональным компонентом УП является: изучение курсов «История и культура Санкт-Петербурга» на первой и второй ступенях обучения и «Основы безопасности жизнедеятельности» на второй и третьей ступенях обучения (как отдельных курсов или модулей различных предметов); выделение дополнительного времени на изучение русского языка в старшей школе; включение редких иностранных языков (финского, польского, итальянского, греческого, китайского, японского, хинди и др.) в число иностранных языков, традиционно изучаемых в системе общего образования (английский, немецкий, испанский, французский).

Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы для реализации целей ОП (на организацию спецкурсов, адекватных целям реализуемой образовательной программы, на организацию индивидуальных и групповых занятий по выбору обучающихся).

Нормативная база федерального и регионального уровней

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089, Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4. 2.1178-02», распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1729-р от 24.12.2007 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы», распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1250-р от 06.08.2008 г. «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности общеобразовательных учреждений – гимназий и лицеев Санкт-Петербурга», распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 468-р от 23.03.2009 года «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 24.12.2007 № 1729-р».

Приказ Минобрнауки России № 379 от 09 декабря 2008 г. об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/10 учебный год. Полный перечень опубликован в журнале «Вестник образования», 2008, № 1, а также на сайте МОиН РФ. За изменениями, происходящими в Федеральном перечне, можно проследить в Интернете (сайт ).

Региональный компонент предусматривается изучение курсов «История и культура Санкт-Петербурга» на второй ступени обучения и «Основы безопасности жизнедеятельности» на второй и третьей ступенях обучения.

Реализация краеведческого курса возможна в форме модулей в рамках различных учебных предметов федерального компонента, а также организации проектно-исследовательской, экскурсионно-краеведческой деятельности на базе социокультурных и природных объектов города. Курс «ОБЖ» ориентирован на освоение учащимися навыков безопасного и здорового образа жизни, защиты человека в чрезвычайных ситуациях, на адаптацию к жизнедеятельности в мегаполисе, формирование экологической культуры.

Изучение предметов регионального компонента модульно возможно при условии согласования этих изменений с Региональным экспертным советом.

На организацию предпрофильной подготовки обучающихся в 9-м классе отводится не менее 105 часов за счет учебного предмета «Технология» (70 часов из федерального компонента и 35 часов – регионального).

При подготовке учебных планов следует учитывать и предъявлять унифицированные требования к формированию учебного плана. К таковым могут относитьсяследующие требования:

  целостности и полноты;

  преемственности и «просчитанности».

Целостность и полнота предполагают необходимость и достаточность компонентов, их внутреннюю связь и взаимообусловленность. Это требование исключает:

  • несоотнесенность предметов школьного компонента с концепцией школы, отсутствие ориентации на ведущую идею;

  • ориентацию в наполнении школьного компонента не на развитие ученика, а на интересы учителя;

  • необоснованное расширение числа предметов

  • отсутствие программно-методического обеспечения, в особенности это относится к авторским курсам).

Учебный план, как известно, каким бы вариантом мы его не проектировали – по образовательным программам или по ступеням обучения, состоит из двух частей: пояснительной записки и сетки часов. Конструирование учебного плана должно начинаться с разработки пояснительной записки, а не сетки часов, где в общей части указывается:

  цель обучения и задачи;

  перечень программ по ступеням обучения;

  реализуемый подход;

  специфика (особенности) образовательной деятельности;

  система дополнительного образования и как осуществляется связь основного и дополнительного образования.

В педагогической практике сегодня мы можем в самом общем виде назвать следующие подходы к формированию образовательных программ, эти подходы находят свое отражение в пояснительной записке к учебному плану ОУ: традиционный, ориентированный на формирование знаний, умений и навыков, компетентностный, призванный группировать содержание образования вокруг компетенций, например: информационной, коммуникативной, социальной и других, и личностно ориентированный, предоставляющий обучающимся право выбора предметов, развивающих его склонности, способности, интересы и др. Указание на наличие элементов компетентностного подхода приводит к тому, что в сетке часов в части вариативных часов или элективных курсов логично появление практико-ориентированных предметов, таких как «Конструирование и инженерная графика», «Физика в быту», «Ораторское искусство» и т.д. При наличии элементов личностно ориентированного подхода в составе вариативных часов или элективных курсов логично появление таких курсов, как «Мир человека», «Психология творчества» и т.д.

В основной части прописываются:

  Режим работы (в соответствии с требованиями Типового положения об образовательном учреждении, нормами СанПин, ежегодным распоряжением Комитета по образованию о режиме работы ОУ города, п.2.9. Уставов ОУ, Правилами внутреннего распорядка для обучающихся),

  Структура учебного плана.

Именно эта часть пояснительной записки подводит итог и определяет наполнение и соотношение основных компонентов – федерального (в профильной школе на старшей ступени включающего предметы базовые и профильные), регионального и школьного.

  Требования реализуемых программ.

Если лицей реализует программы углубленного изучения математики и информатики, гимназия – углубленного изучения предметов гуманитарного цикла, то распределение часов школьного компонента начинается с выполнения требования часовой нагрузки программ по соответствующим предметам.

  Требования программ предметов, сопутствующих или поддерживающих основные (играющих наряду с основными предметами ведущую роль в системе непрерывного образования).

Если лицей реализует программы углубленного изучения математики и информатики, то вполне логично определение дополнительных часов на изучение физики.

  Требования выбранных школой УМК.

Школа на начальной ступни в рамках программы начального общего образования реализует учебно-методический комплекс Занкова или программу по математике Л.Г. Петерсон Нагрузка федерального компонента учебного плана по математике составляет 4 часа, по программам требуется 5 часов.

 Требования программ предметов, составляющих специфику образовательной программы школы.

Например, школа реализует Петербургскую модель гражданско-правового образования. Естественно, что в учебный план школьного компонента на 1-й ступени будет включен курс «Я и мой мир», 2 ступени «Социальная практика», «Права человека в свободной стране», на 3-й ступени данное направление может поддерживаться организацией социально-гуманитарного профиля. Или в течение ряда лет школа ведет отработанный курс развития речи как самостоятельный предмет у младших школьников, решая тем самым задачу формирования речевых навыков у учащихся как фундаментального общепредметного умения.

  Требование коррекции знаний по отдельным предметам, если это обосновано и необходимо.

Сетка часов, нормативная часть учебного плана, должна зеркально отражать логику требований к наполнению основных компонентов (федерального, регионального и школьного), заданную пояснительной запиской, включая последовательность предлагаемого перечня предметов.

Требование преемственности и «просчитанности» предполагает.

Наличие преемственности между ступенями школы, классами, годами обучения, наличие предметов школьного компонента, четко определенных во временном отрезке обучения (элективные курсы) или охватывающих всю вертикаль образования. Так, моделирование профильного обучения осуществляется на два года, что, кстати, определено логикой Базисного учебного плана. Если какая-либо предметная программа включается в учебный план, она должна быть распределена по годам и пройдена. Второй язык до недавнего времени присутствовал в учебных планах многих специализированных школ. Изменение нормативной базы учебных планов, связанное с исключением предмета, возможно только в параллелях и классах, где обучающиеся еще не приступили к изучению предмета.

«Просчитанность» – это жесткое следование нормативам нагрузки – максимальной, недельной, годовой. В пояснительной записке учебного плана должна быть прописано учебное время изучения курсов, входящих в такие предметы, как математика (алгебра, геометрия), история (история России, всеобщая история) и т.д. Указаны предметы и курсы, при прохождении которых класс делится на группы.

Наполнение и соотношение основных компонентов – федерального, регионального и школьного – в учебном плане профильной школы на старшей ступени в нормативном плане закреплены еще более жестко, чем в специализированной. Базисным планом № 1312 определена норма часов на базовые, профильные предметы, предметы, поддерживающие профиль и элективные курсы. Задача школы лишь в том, чтобы в соответствии со своей образовательной программой определить профиль или несколько профилей, логично выстроить содержание основных частей плана. В этом случае также должны быть исключены любые противоречия в подборе предметов, в особенности элективных курсов, и любое необоснованное распределение часов. Так, если школа выбрала физико-математический профиль, то она уже определила свою нишу в системе непрерывного образования: профильные предметы – физика, математика, предмет, поддерживающий профиль – информатика и ИКТ, элективные курсы – тематически должны соответствовать профилю, углублять и расширять знания обучающихся по ведущим или сопутствующим предметам (например, русский язык), знания по которым смогут помочь будущему выпускнику взять планку – успешно сдать экзамены в формате ЕГЭ и поступить в вуз или иначе определиться со своей будущей профессией.

Важной частью УП являются элективные курсы. Компонент образовательного учреждения в X-XI классах, прежде всего, используется для преподавания элективных учебных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся. Элективные курсы выполняют три основных функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) «надстройку» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

По объему часов элективные курсы, в отличие от аналогичных в IX классе, могут превышать 20 часов (но не более 70 часов на два года обучения). Для реализации права выбора обучающимися 3–4 элективных курсов следует предложить 5–6 возможных вариантов. Изучение этих курсов может быть последовательно чередующимся и параллельным. Часы компонента образовательного учреждения могут быть использованы для увеличения времени преподавания предметов, входящих в федеральную часть учебного плана, при обязательном условии, что на элективные курсы отводится не менее 4 часов в неделю в X и XI классах (280 часов за два года обучения).

В соответствии с инструктивно-методическими письмами Комитета по образованию от 19.05.2005 № 04-01662/О.О. и от 08.06.2005 № 04-01936/О.О. все программы элективных курсов должны проходить процедуру экспертизы в Региональном экспертном совете (РЭС). В настоящее время в Санкт-Петербурге из числа программ, успешно прошедших процедуру экспертной оценки, методическими службами сформирован банк программ элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения. При планировании набора предлагаемых учащимся курсов по выбору образовательное учреждение может опираться на программы:

– предлагаемые в центральных изданиях МОиН РФ;

– предлагаемые в других изданиях и успешно прошедших процедуру экспертизы в РЭС;

– утвержденные РЭС и включенные в региональный банк программ элективных курсов.

В условиях повсеместного перехода на профильное обучение за образовательным учреждением сохраняется право принять учебный план универсального (непрофильного) обучения, соответствующий Федеральному базисному учебному плану 2004 года.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

    Методические рекомендации
    ... ; рекомендациипо распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебнымипредметами, основанные на методическихрекомендацияхпо организации деятельности образовательныхучреждений ...
  2. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (1)

    Методические рекомендации
    ... ; рекомендациипо распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебнымипредметами, основанные на методическихрекомендацияхпо организации деятельности образовательныхучреждений ...
  3. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (2)

    Методические рекомендации
    ... основанные на методическихрекомендацияхпо организации деятельности образовательныхучреждений надомного обучения и др.; минимальный и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся. 2. Особенности ...
  4. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана образовательных учреждений санкт-петербурга (2)

    Методические рекомендации
    ... постдипломного педагогического образования Методическиерекомендациипопреподаваниюучебныхпредметов с учетомпримерногоучебногопланаобразовательныхучрежденийСанкт-Петербурга на 2009/10 учебный год Санкт-Петербург 2009 Авторский коллектив ...
  5. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана образовательных учреждений санкт-петербурга

    Методические рекомендации
    ... Санкт-ПетербургаСанкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Методическиерекомендациипопреподаваниюучебныхпредметов с учетомпримерногоучебногопланаобразовательныхучрежденийСанкт-Петербурга на 2008-2009 учебный ...

Другие похожие документы..