textarchive.ru

Главная > Отчет


УТВЕРЖДАЮ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России

Директор Всероссийского института научной и технической информации Российской академии наук

______________ Ц.В.Церенов

__________ Ю.А. Арский

«___» ____________ 2005 г.

«___» _____________2005 г.

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ ПО ПРОЕКТУ

" Формирование открытых баз данных информационных ресурсов

в области образования, науки и культуры "

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

От Заказчика

От Исполнителя

Начальник отдела новой экономики

Департамента корпоративного управления

Минэкономразвития России

Заместитель директора по научной работе и информационным технологиям Всероссийского института научной и технической информации Российской академии наук

_________________ И.Н. Задирако

_____________________ Л.Ф. Борисова

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Руководитель работ, академик РАН _____________ Ю.М. Арский

      От ВИНИТИ РАН

Зам директора, д-р биол. наук

Л.Ф. Борисова

Зав. отделом,

О.А. Антошкова

Зав. отделом, канд. техн. наук

А.В. Шапкин

Зав. сектором, канд. техн. наук

В.Н. Белоозеров

Зав. сектором

А.Н. Шогин

Вед. науч. сотр., д-р техн. наук

О.В. Сюнтюренко

От АРБИКОН

    Исполнительный директор,

    канд. техн. наук

А.И. Племнек

    Зам. директора, канд. техн. наук

Н.В. Соколова

    Ведущий программист

Р.Т. Усманов

    Старший научный сотрудник,

    канд. филолог. наук

Д.В. Дмитриев

От ФГУП НТЦ “Информрегистр

И.о. директора, канд. пед. наук

Е.И. Козлова

Зав. отделом

Е.А. Антипова

Гл.специалист

В.И. Ауссем

Зав отделом

К.В. Вигурский

Ученый секретарь

С.В. Королева

Ст. науч. сотр.

Б.Я. Казарновский

Ст. науч. сотр.

Т.А Шкловская

Гл. науч.сотр., д-р техн. наук

А.Б. Антопольский

      От МОО ВПП ЮНЕСКО ИДВ

Председатель правления

А.А.Демидов

Зам. проректора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», д-р юрид.наук

И.Н. Барциц

Вед. науч. сотр. Института государства и права РАН, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», канд. юрид. наук

И.Ю. Богдановская

Советник Аппарата Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», канд. техн. наук

Е.К. Волчинская

    Вед. науч. сотр. Совета по производительным силам при Президиуме РАН, член Правления МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», канд. ист. наук

И.И. Комарова

Специалист I категории отдела библиотек Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Е.А. Ливадина

Начальник отдела библиотек Федерального агентства по культуре и кинематографии, канд. пед. Наук

Т.Л. Манилова

Руководитель проекта МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», эксперт Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

А.В. Туликов

Зам. начальника УОПИ Службы Федеральной службы охраны Российской Федерации, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

В.Г. Юдин

ГУ-ВШЭ

Первый проректор

В.В.Радаев

Руководитель группы по правовой защите интеллектуальной собственности и информационных технологий компании DLF NW Limited, канд юрид.наук

В.Б. Наумов

Зам директора образовательного портала по экономике, менеджменту и социологии

Е.А. Полушкина

Юристконсульт дирекции образовательного портала

Ю.А. Яхин

Мл. юрист компании DLF NW Limited

Е.А. Конелева

Доцент, канд. ист. наук

Е.В. Лобза

Ст. юрист компании DLF NW Limited

О.Н. Мищенко

Декан, канд техн.наук

В.В. Никитин

Юрист компании DLF NW Limited, канд физ.-мат. наук

Т.С. Никифорова

Реферат

Объем документа:

Страниц – 462. Таблиц - 9. Рисунков - 7.

Текст реферата:

В рамках данного проекта на основе анализа отечественного и зарубежного опыта создания информационных ресурсов, формирования их описания и объединения в информационные системы различного уровня была разработана концепция создания единого информационного пространства для объединения социально значимых государственных ресурсов и создана действующая модель, реализующая предложенные в концепции принципы на примере научно-информационных ресурсов.

Согласно идеологии, заложенной в концепции, единое виртуальное информационное пространство должно представлять собой интегрированную распределенную информационную систему, объединяющую разнородные государственные ресурсы различных типов и материальных носителей, находящиеся в киберпространстве и в местах общественного доступа.

Концепция определяет роль и место интегрированной распределенной информационной системы в информационном обеспечении образования, науки и культуры, а также цели, организационную и технологическую архитектуру, структуру, функции и основные этапы создания и развития системы, функциональные требования обязательных стандартов и предложения по формированию нормативной правовой базы, необходимой для функционирования системы.

Основные принципы, заложенные в концепции должны обеспечить:

  • организацию единой системы навигации пользователей в информационном пространстве государственных публичных ресурсов;

  • прозрачный доступ через сети общественного доступа непосредственно к электронным информационным ресурсам или получение информации о держателе соответствующего ресурса вне зависимости от их места размещения;

  • равенство прав граждан на доступ к информации – запрос на доступ может быть сформулирован с любого устройства, подключенного к сетям общего доступа;

  • полноту и достоверность информации, гарантами чего являются создатели и хранители ресурсов, имеющие соответствующие задания государства;

  • использование технологий открытых систем для доступа к разнородным информационным ресурсам: ресурсам информационных систем и баз данных, электронным документам и изданиям, информационным ресурсам фондов библиотек, музеев и архивов, содержательным ресурсам Интернет, мультимедийным ресурсам и др.

Для создания распределенной интегрированной системы необходимо решение задач на трех уровнях: организационном, технологическом и правовом.

Организационный уровень – предполагает использование инфраструктуры существующих ресурсных центров контекстно-зависимой информации (создатели и хранители информации), учетно-регистрационной информации федерального, регионального и ведомственного уровня, а также центров общественного доступа к информации (библиотеки, архивы, музеи, читальные залы, порталы федерального уровня). Система основывается на множественности функционального распределения среди участников системы при координирующей роли общественного и функционального органов. Общественный орган – Координационный совет системы, формируется из числа представителей ведущих центров для организации обсуждения и согласования вопросов создания и стратегии развития системы с представителями всех ветвей власти, в том числе федеральных и муниципальных, представителями ведомств и организаций; выработке рекомендаций по учету информационных нужд различных категорий пользователей; определению стратегии расширения системы; координации действий с информационными программами и системами, выполняемыми в различных ведомствах, выработки рекомендаций для правительственных органов по стратегии организации процессов формирования государственных информационных ресурсов и их составу. Участники системы имеют распределенные обязанности по учету публичных информационных ресурсов и ведению соответствующего реестра, поддержке технологических и технических стандартов, поддержке и разработке общесистемных классификаторов и других лингвистических средств, разработке правовых актов, обеспечивающих легитимность функционирования системы. Один из участников системы выполняет роль координирующего функционального органа, который осуществляет мониторинг системы, контроль полноты и достоверности доступных в системе информационных ресурсов; определяет общую стратегию раскрытия публичных информационных ресурсов системы для различных категорий пользователей; осуществляет учет востребованности ресурсов, контролирует следование профилю единых стандартов, совместимых с международными.

Технологический уровень предполагает взаимодействие узловых порталов и портальных узлов ресурсных центров в телекоммуникационной среде Интернет с помощью системы шлюзов - промежуточного программно-технологического слоя, обеспечивающего возможность объединения между собой существующих информационных систем и разнородных ресурсов и распределенного доступа к ним. Каждый узловой портал является функционально и информационно независимым узлом единого информационного пространства и организационно - технологическая схема ориентируется на объединение информационных ресурсов организаций, каждая из которых поддерживает свою, уникальную в пределах единого информационного пространства, коллекцию ресурсов, представляющую общий интерес. Объединение распределенных по узлам сети информационных ресурсов в единый информационный массив, в котором производится поиск, происходит в момент обработки запроса пользователя, виртуально. Система шлюзов обеспечивает совместимость различного рода протоколов и форматов обмена всех участников информационного пространства и имеет открытый интерфейс для их подключения. В предлагаемом решении, система шлюзов может быть организована на базе технологий Интернет - служб (WEB-services), предоставляющих наиболее гибкий подход к их реализации, и возможностям подключения, как по стандартным, так и специальным протоколам взаимодействия, обеспечивая совместимость данных протоколов на обеих сторонах взаимодействующих систем. Использование согласованных регламентов технической поддержки сервисов позволит обеспечить удобный и быстрый доступ пользователей, устойчивую работу всей системы, а соответствующие программно-технологические решения обеспечат интерактивность, интероперабельность, транзакционность архитектуры узловых порталов, реализуют постоянство и устойчивость информационного и сервисного взаимодействия всех участников системы на основе организации «единой точки доступа» и технологий совместной деятельности. Каждый узловой портал рассматривается как системообразующий элемент – это основные «точки входа» в информационное пространство, которые имеют выраженную сервисную ориентацию, обеспечивают различные режимы (регламенты) персонификации (индивидуализации) взаимодействия с ними пользователей, а также лиц, осуществляющих их поддержку.

Правовой уровень – поддерживает разработку нормативно-правовых документов, определяющих статус создаваемой системы, статус доступных в ней публичных информационных ресурсов, обеспечивающий регламент формирования и использования информационных ресурсов системы. Ключевым моментом является разработка нормативно-правового обеспечения регистрации информационных ресурсов системы для решения задач: создания единой системы учета информационных ресурсов; поддержки формирования основы единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования, науки и культуры; обеспечения интересов государства, общества и граждан в сфере получения информации, предназначенной для целей образования, науки и культуры и информации о составе, содержании и состоянии развития ресурсов; сохранения результатов интеллектуальной деятельности как составляющей цифрового наследия государства; идентификации результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав информационных ресурсов и индивидуализации их правообладателей, а также информирования о возможных пределах использования соответствующих объектов лицами, разрабатывающими или имеющими доступ к информационным ресурсам, содержащих социально-значимую информацию; создания условий для передачи результатов интеллектуальной деятельности и прав на них, а также обеспечения охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечения доказательств по спорам, связанным с развитием и использование информационных ресурсов и входящих в их состав результатов интеллектуальной деятельности.

Для практической реализации принципов, заложенных в разработанной концепции и создании модели распределенной интегрированной системы на примере научно-информационных ресурсов, был проанализирован отечественный и зарубежный опыт создания публичных научно-информационных ресурсов, а также существующие технические и технологические отечественные и зарубежные стандарты, классификационные системы и форматы представления данных, нормативно-правовые акты, регламентирующие информационную деятельность.

В результате:

  • Определено наполнение информационного пространства открытых баз данных: информационные ресурсы, созданные за счет средств государственных бюджетов различных уровней и предоставляемые в открытом доступе.

  • Определены основные типы ресурсов, которые представляют государственные ресурсы: базы данных, публикации, отчеты НИОКР, карты, технологические разработки, регистры, кадастры, сведения об организациях и персонах и т.п.

  • Определены потенциальные пользователи, которым обеспечивается доступ к открытым базам данных: любые физические и юридические лица, представляющие государственные органы, вузы, школы, государственные и негосударственные организации.

  • Представлена инфраструктура информационного пространства, основанная на концепции открытости и необходимости роста правовой культуры участников правоотношений в области оборота информации.

  • Определены уровни субъектов, гарантирующих достоверность информации.

  • Определены основные направления подготовки законодательных предложений, регламентирующих взаимоотношения субъектов в информационном пространстве, в том числе в области авторского права, права на раскрытие и размещение информации.

  • Принят единый для системы классификатор ресурсов – Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ). Разработана методика его аналитического и автоматизированного сочленения с международным классификатором УДК. Разработаны методические рекомендации по созданию и ведению общегосударственного классификатора на базе ГРНТИ для структуризации информационных ресурсов и использовании его в распределенной информационной системе, предложен алгоритм сочленения УДК и ГРНТИ при поиске информации.

  • Разработана пилотная версия технологии оперативного создания информационного массива описаний текущих публикаций в журналах, публикуемых в Российской Федерации.

  • Разработан прототип модуля лингвистического анализа полнотекстовых электронных ресурсов на русском языке для повышения уровня релевантности выполнения поисковых запросов.

  • Подготовлен план законопроектных работ по подготовке проектов документов, регламентирующих взаимоотношения субъектов внутри информационного пространства.

  • Разработаны проекты нормативных документов для модернизации деятельности по созданию реестра государственных информационных ресурсов (Положение о реестре ГИР и проект постановления Правительства РФ) с учетом разработок Минобрнауки России по регистрации НИОКР.

  • Подготовлен для бюджетных организаций набор типовых контрактов и лицензионных договоров, содержащих требования о предоставлении объема прав на информацию, создаваемую за бюджетные средства, а также обязывающих владельца государственного ресурса передавать сведения о ресурсе в реестр государственных информационных ресурсов. Представлены предложения об утверждении этих типовых контрактов и лицензионных договоров подзаконными актами.

  • Подготовлены предложения по созданию информационного консорциума участников пространства.

  • Определен состав регламентных требований и инструкций для организаций по включению их в информационное пространство.

  • Разработана методология развития информационного пространства.

  • Определен состав требований к описанию (метаописанию) ресурсов, профили и методологию описания, а также механизмы выполнения требований по описанию.

  • Разработана модель инфраструктурно-технологического обеспечения информационного пространства, в том числе:

- механизмы поиска ресурсов и доступа к ним;

- рекомендации по разработке новых стандартов, регламентирующих технологические взаимоотношения в системе;

- справочное руководство пользователей системы для перспективного использования регламентированного доступа к информационным ресурсам системы - основы механизма подключения пользователей;

- система навигационно-классификационной поддержки;

- интерфейс страницы пользователя.

  • Разработаны предложения по дальнейшему развитию системы.

В силу определенных организационных обстоятельств, работы выполнялись в ускоренном режиме, хотя у исполнителей уже имелись существенные наработки по данной проблеме, а также технические, программно-технологические и телекоммуникационные средства, которые были задействованы при реализации проекта и позволили создать действующую модель системы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " формирование открытых баз данных информационных ресурсов "

    Отчет
    ... ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПО ПРОЕКТУ " Формированиеоткрытыхбазданныхинформационныхресурсов в области образования, науки и культуры ... значимой информации в рамках проекта «Формированиеоткрытыхбазданныхинформационныхресурсов в области образования, науки и ...
  2. базы данных системы управления базами данных

    Учебное пособие
    ... текста: quit Для открытиебазыданных перед ... базданных – команда CREATE дополнение базы – команда INSERT формирование запросов из базыданных – команда SELECT. 3.6.1Создание базданных ... разрушения. Данные - вид информационногоресурса, отличающийся ...
  3. Хосты 1 СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ

    Документ
    ... , базамданных WWW, базамданных Gopher, базамданных WAIS, ресурсам LISTSERV, справочным книгам Х.500, справочной службе WHOIS, информационнымресурсам ...
  4. Системы управления базами данных

    Документ
    ... до формирования «чемоданов компромата». Базыданных в стремительно, а в какой-то степени и сумбур­но развивающихся информационных ... Команда set relation связывает активную базуданных с открытойбазойданных в другой области. Если использована ...
  5. Системы управления базами данных (2)

    Документ
    ... до формирования «чемоданов компромата». Базыданных в стремительно, а в какой-то степени и сумбур­но развивающихся информационных ... ]. Команда set relation связывает активную базуданных с открытойбазойданных в другой области. Если использована ...

Другие похожие документы..