textarchive.ru

Главная > Программа дисциплины


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ

Составители: д-р биол. наук Г. Г. ЖАРИКОВА

канд. техн. наук И. Б. ЛЕОНОВА

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель дисциплины – изучение морфологии и физиологии микроорганизмов, их биохимической деятельности, влияния на жизнедеятельность микроорганизмов условий окружающей среды; изучение микробиологии сырья и товаров, микробиологического контроля качества отдельных групп товаров, санитарно-гигиенических требований, санитарно-показательных и патогенных микроорганизмов и их роли в формировании и изменении качества товаров.

2. Учебные задачи дисциплины:

  • ознакомление с основами общей микробиологии: морфологией, физиологией и биохимией микроорганизмов,

  • изучение влияния факторов окружающей среды на микроорганизмы; изучение санитарно-гигиенических требований к персоналу, оборудованию, предприятиям, хранению, транспортированию и реализации товаров; изучение микробиологии сырья и отдельных групп товаров; изучение микробиологического контроля качества и гигиенической оценки товаров.

3. Методы преподавания дисциплины:

  • лекции;

  • лабораторные работы;

  • консультации преподавателей;

  • письменные оформления отчетов по выполненным лабораторным работам

  • устная сдача отчетов по выполненным лабораторным работам

  • письменные или устные домашние задания;

  • подготовка студентами рефератов и докладов;

  • обсуждение рефератов и докладов;

  • самостоятельная работа студентов

4. Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Данная дисциплина предназначена для студентов 3-го курса факультета товароведения и торговли; базируется на знаниях получаемых студентами при изучении курсов химии, физики, биологии и биохимии; основана на знаниях научных законов естествознания и в частности микробиологии; имеет междисциплинарные связи со специальными дисциплинами товароведения.

5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать основы морфологии и физиологии основных группы микроорганизмов (бактерий, грибов, дрожжей), характер влияния условий окружающей среды на жизнедеятельность микроорганизмов, санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к персоналу, оборудованию, предприятиям, хранению, транспортированию и реализации товаров;

  • иметь представление о строении и функционировании микробной клетки, микробных сообществ, их взаимодействие с окружающей средой; микробиологическом контроле качества и микробиологии отдельных групп товаров;

  • уметь провести гигиеническую оценку товаров и анализ микробиологического состояния внешней окружающей среды.

6. Формы контроля:

    1. текущий контроль:

  • блиц опрос на лекциях (письменно);

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  • написание эссе;

  • микроконтрольные работы;

  • последовательная сдача каждой выполненной лабораторной работы;

  • промежуточное тестирование по отдельным темам;

  1. итоговый контроль:

а) зачет в комбинированной форме (собеседования и тестирования). Зачет ставится при условии выполнения студентами всех лабораторно-практических работ, установленных календарным планом по дисциплине;

б) экзамен.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины «Основы микробиологии». Основы общей микробиологии.

Основы общей микробиологии. Определение науки микробиология. Место и роль микроорганизмов в природе. Практическое значение микроорганизмов.Основные вехи истории микробиологии, связанные с именами известных естествоиспытателей и микробиологов. Роль общей микробиологии в подготовке специалистов в области товароведения продовольственных и непродовольственных товаров.

Литература

Базовый учебник: [1. С. 4–16].

Основная литература: [1. С. 3–36].

Дополнительная литература: [2; 8; 9].

Вопросы для самопроверки

  1. Дать определение науки «Микробиология» и микроорганизмов.

  2. Кто и когда открыл микроорганизмы?

  3. Назовите основные открытия Л. Пастера.

  4. Каковы основные открытия Р. Коха и их влияние на современную микробиологию?

  5. За какие исследования И. И. Мечников получил нобелевскую премию?

  6. Какова роль И. И. Мечникова в развитии микробиологии в России?

  7. Кто и когда открыл вирусы?

  8. Кто открыл почвенных азотофиксаторов?

  9. Кто написал первый учебник по микробиологии на русском языке?

  10. Кто является основателем пищевой микробиологии в России?

  11. Место и роль микроорганизмов в природе.

  12. Каково практическое значение микроорганизмов?

  13. В чем необходимость изучения общей микробиологии товароведами?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Существование микроорганизмов в окружающем пространстве.

  2. Наиболее известные микробиологи мира.

  3. Наиболее известные микробиологи России.

  4. Использование микроорганизмов человеком.

Рефераты или доклады по теме

  1. Место микроорганизмов среди живых организмов.

  2. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе.

  3. История развития микробиологии.

Тема 2. Морфология микроорганизмов

Морфология микроорганизмов. Основные группы микроорганизмов. Особенности прокариот и эукариот. Морфология бактерий. Форма, размеры, строение клетки, подвижность, размножение и спорообразование. Основы систематики. Морфология вирусов и фагов. Размеры, форма, особенности строения. Размножение. Значение вирусов и фагов. Морфология плесневых грибов. Строение. Способы размножения. Основы систематики. Характеристика важнейших представителей отдельных классов грибов, вызывающих порчу сырья, продовольственных и непродовольственных товаров и заболевания людей. Морфология дрожжей. Форма, размеры, строение клетки, способы размножения, основы систематики. Использование дрожжей в промышленности. Вред, приносимый дрожжами.

Литература

Базовый учебник: [1. С. 13–67].

Основная литература: [1. С. 36–72].

Дополнительная литература: [4; 5. С. 27–69; 7. С. 22–175].

Вопросы для самопроверки

  1. Что изучает морфология микроорганизмов?

  2. Назовите основные формы бактерий.

  3. Что такое прокариоты?

  4. В каких единицах измеряется величина бактериальной клетки?

  5. Строение бактериальной клетки: роль отдельных микроструктур клетки в ее жизнедеятельности.

  6. Основы систематики бактерий.

  7. Значение бактерий в природе и жизни человека.

  8. Что такое эвкариоты?

  9. Способы размножения грибов.

  10. Классификация грибов.

  11. Характеристика представителей грибов каждого класса.

  12. Дрожжи: строение дрожжевой клетки.

  13. Размножение дрожжей.

  14. Использование дрожжей в пищевых отраслях промышленности.

  15. Использование дрожжей для получения биологически активных веществ.

  16. Вирусы. Их значение в жизни человека.

  17. Фаги. Строение частицы фага. Значение фагов в микробиологии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Органеллы бактериальной клетки и их функциональные особенности.

  2. Особенности размножения грибов.

  3. Характеристика основных классов плесневых грибов.

Рефераты, доклады и эссе по теме

  1. Роль спорообразования бактерий в процессах их жизнедеятельности.

  2. Особенности организации вирусов и фагов как объектов живой и неживой природы.

  3. Положительная и отрицательная роль дрожжей в пищевой промышленности.

Тема 3. Физиология микроорганизмов.

Физиология микроорганизмов. Химический состав, условия роста микроорганизмов. Ферменты микроорганизмов. Химическая природа и свойства ферментов. Использование микробных ферментов в пищевой промышленности.

Понятие об обмене веществ у микроорганизмов. Конструктивный обмен веществ. Поступление питательных веществ в клетку. Типы питания. Энергетический обмен микроорганизмов. Основные способы получения энергии микроорганизмами – дыхание и брожение, их энергетическая эффективность. Использование энергии микроорганизмами.

Литература

Базовый учебник: [1. С. 68–86].

Основная литература: [1. С. 73–84].

Дополнительная литература: [3. С. 73–87; 7. С. 176–212].

Вопросы для самопроверки

  1. Из каких основных веществ состоят клетки микроорганизмов?

  2. Какова функциональная роль веществ клетки?

  3. Каким образом поступают питательные вещества в клетки микроорганизмов (активный и пассивный транспорт)?

  4. Источники энергетического и строительного обмена микробной клетки (катаболизм, анаболизм).

  5. Ферменты микробной клетки: их строение и функции.

  6. Использования ферментов микробного происхождения в пищевой промышленности.

  7. Кривая роста микроорганизмов.

  8. Углеродное питание микроорганизмов.

  9. Азотное питание микроорганизмов.

  10. Потребности у микроорганизмов в дополнительных факторах роста.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Что изучает физиология микроорганизмов?

  2. Химический состав микробной клетки.

  3. Катаболизм и анаболизм у микроорганизмов.

  4. Ферменты микроорганизмов и их использование.

  5. Типы питания у микроорганизмов.

  6. Источники энергии у микроорганизмов и ее использование клеткой.

Рефераты, доклады и эссе по теме

    1. Функционирование микробной клетки как системы.

    2. Использование ферментов микроорганизмов в пищевой промышленности.

    3. Кривая роста как пример природного единообразия.

Тема 4. Влияние условий окружающей среды на жизнедеятельность микроорганизмов.

Влияние условий окружающей среды на жизнедеятельность микроорганизмов. Влияние физических факторов нажизнедеятельностьмикроорганизмов. Влажность среды. Температура. Лучистая энергия. Влияние физических факторов нажизнедеятельностьмикроорганизмов. Реакция среды. Окислительно-восстановительные условия. Антисептики. Использование химических факторов в практике хранения пищевых продуктов. Влияние физических факторов нажизнедеятельностьмикроорганизмов. Метабиоз, симбиоз, антагонизм, паразитизм. Антибиотические вещества микробного, растительного и животного происхождения, спектр действия.

Литература

Базовый учебник: [1. С. 87–116].

Основная литература: [1. С. 85–92].

Дополнительная литература: [3. С. 90–117; 7. С. 501–523].

Вопросы для самопроверки

  1. Какие условия окружающей среды влияют на жизнедеятельность микроорганизмов?

  2. Влияние влажности среды на развитие микроорганизмов.

  3. Как подразделяются микроорганизмы в зависимости от отношения их к температуре?

  4. Как влияет на жизнедеятельность микроорганизмов высокие температуры?

  5. Как влияет на жизнедеятельность микроорганизмов низкие температуры?

  6. Что представляют собой процессы пастеризации и стерилизации?

  7. Какое влияние оказывает на микроорганизмы лучистая энергия?

  8. Какое влияние оказывает кислотно-щелочная реакция среды на развитие микроорганизмов?

  9. Как различаются микроорганизмы по отношению к кислороду воздуха?

  10. Как называются химические вещества, губительно действующие на микроорганизмы и их использование?

  11. Какие микроорганизмы называют осмофильными?

  12. Что такое метабиоз и симбиоз? Приведите примеры.

  13. В чем различия комменсализма и паразитизма?

  14. Продуцирование каких веществ микроорганизмами лежит в основе антагонизма между ними?

  15. Что такое фитонциды и как они действуют на микроорганизмы?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Действие различных температур на микроорганизмы и использование температурного фактора в пищевой промышленности.

  2. Влияние радиоволн и ультразвука на жизнедеятельность микроорганизмов.

  3. Использование антисептиков для борьбы с микроорганизмами.

Рефераты, доклады и эссе по теме

  1. Использование физических факторов в практике хранения пищевых продуктов.

  2. Использование химических факторов в практике хранения пищевых продуктов.

  3. Формы взаимоотношений микроорганизмов.

Тема 5. Микробиология сырья и товаров. Биохимические процессы, вызываемые микроорганизмами.

Микробиология сырья и товаров.Процессы жизнедеятельности микроорганизмов в анаэробных условиях: спиртовое, молочнокислое, молочнокислое, пропионово-кислое, маслянокислое брожения. Процессы жизнедеятельности микроорганизмов в аэробных условиях: уксуснокислое, лимоннокислое брожения. Анаэробное и аэробное разложение пектиновых веществ, целлюлозы, жиров, клетчатки. Гниение. Разрушение древесины. Возбудители, условия и роль в процессах круговорота веществ в природе и микробиологии сырья и товаров продовольственных и непродовольственных групп. Практическое значение микробиологии сырья и товаров в процессе производства и хранения.

Литература

Базовый учебник: [1. С. 117–143].

Основная литература: [1. С. 110, 111].

Дополнительная литература: [7. С. 403–429].

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите основные составляющие микробиологической оценки качества сырья и товаров.

  2. Что представляет собой первичная контаминация сырья?

  3. Назовите этапы формирования вторичной контаминации товаров.

  4. Что представляет собой процесс спиртового брожения и какие микроорганизмы являются его возбудителями?

  5. В каких условиях происходит образование спирта и что может служить сырьем для этого?

  6. В основе каких производств лежит спиртовое брожение?

  7. Может ли спиртовое брожение вызывать порчу пищевых продуктов?

  8. Какие микроорганизмы являются возбудителями молочнокислого брожения?

  9. На какие группы и по каким признакам делят молочнокислые бактерии?

  10. Назовите основные виды молочнокислых бактерий, использующихся при производстве кисломолочных продуктов.

  11. Назовите места обитания пропионово-кислых бактерий.

  12. Какие вещества образуются в результате пропионово-кислого брожения и их использование?

  13. Использование продуктов маслянокислого брожения.

  14. Что представляет собой брожение пектина и как оно используется?

  15. В основе каких процессов лежит брожение целлюлозы?

  16. В каких условиях происходит уксуснокислое брожение?

  17. Могут ли уксуснокислые бактерии окислять уксусную кислоту?

  18. Какие микроорганизмы являются возбудителями лимоннокислого брожения?

  19. Какие микроорганизмы вызывают разрушение древесины?

  20. Что происходит при разложении жиров микроорганизмами?

  21. Что представляет собой процесс гниения?

  22. Какие микроорганизмы вызывают гниение и его место в круговороте веществ в природе?

  23. Практическое значение знания микробиологии сырья и товаров.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Основные показатели микробиологической оценки качества.

  2. Спиртовое брожение: использование в пищевой промышленности.

  3. Брожение пектина в анаэробных и аэробных условиях и его использование на практике.

  4. Гомоферментативное и гетероферментативное молочнокислое брожение.

  5. Возбудители гомоферментативного и гетероферментативного брожения и их использование в пищевой промышленности.

Рефераты, доклады и эссе по теме

  1. Оценка микробиологии сырья и товаров.

  2. Роль процессов жизнедеятельности микроорганизмов в круговороте веществ в природе.

  3. Практическое использование спиртового брожения.

  4. Уксуснокислое брожение как основа уксуснокислого производства.

  5. Производство кисломолочных продуктов.

  6. Практическое значение микробиологии сырья и товаров в процессе производства и хранения.

Тема 6. Санитарно-гигиенические требования. Санитарно-показательные и патогенные микроорганизмы. Микробиологический контроль качества.

Санитарно-гигиенические требования к персоналу, оборудованию, предприятиям, условиям хранения, транспортирования и реализации товаров. Санитарно-показательные и патогенные микроорганизмы. Инфекция. Иммунитет. Пищевые инфекции и отравления. Токсикоинфекции, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами. Пищевые отравления бактериальной и грибной природы. Микробиологический контроль качества.

Литература

Базовый учебник: [1. С. 144–171].

Дополнительная литература: [5; 10. С. 373–403, 421–444].

Вопросы для самопроверки

  1. Санитарно-гигиенические требования к персоналу торгового предприятия.

  2. Санитарно-гигиенические требования к оборудованию предприятий изготовителей товаров.

  3. Санитарно-гигиенические требования к условиям хранения, транспортирования и реализации товаров.

  4. Какие микроорганизмы называют патогенными?

  5. Что такое патогенность, токсинообразование, вирулентность?

  6. Дайте сравнительную характеристику пищевых инфекций и отравлений.

  7. Что может быть источником инфекции?

  8. Какой период течения болезни называется инкубационным?

  9. Что такое иммунитет? Виды иммунитета.

  10. Назовите и охарактеризуйте основные кишечные инфекции.

  11. Бруцеллез: возбудитель, источники заражения, основные признаки заболевания.

  12. Сибирская язва: возбудитель, источники заражения, основные признаки заболевания.

  13. Туберкулез: возбудитель, источники заражения, основные признаки заболевания.

  14. Ботулизм: возбудители, источники заражения, характеристика отравления, меры профилактики.

  15. Стафилококковая интоксикация: распространение в природе, виды вызываемых заболеваний, профилактика.

  16. Токсикозы, вызываемые плесневыми грибами.

  17. Сальмонеллез: возбудители, характеристика, меры профилактики.

  18. Какие условно-патогенные микроорганизмы могут вызывать заболевания?

  19. Что представляет собой микробиологический контроль качества?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Санитарно-гигиенические требования к персоналу, оборудованию, предприятиям, условиям хранения, транспортирования и реализации товаров.

  2. Иммунитет: виды, механизм формирования, причины снижения и способы укрепления.

  3. Микроорганизмы, вызывающие пищевые заболевания.

  4. Микроорганизмы, вызывающие пищевые отравления.

  5. Порядок проведения микробиологического контроля качества.

Рефераты, доклады и эссе по теме

  1. Основные инфекционные заболевания, передающееся через товары.

  2. Пищевые токсикоинфекции: возбудители, причины возникновения и меры предотвращения.

  3. Токсикозы грибной природы.

Тема 7. Гигиеническая оценка товаров. Микробиология окружающей среды и отдельных групп товаров.

Гигиеническая оценка товаров. Микробиология объектов окружающей среды и отдельных групп товаров. Микробиология почвы: микроорганизмы разных горизонтов почвы. Микробиология воздуха, санитарные требования к воздуху закрытых помещений. Микробиология воды, санитарные требования, предъявляемые к питьевой водопроводной воде. Микробиология отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров.

Литература

Базовый учебник: [1. С. 172–181].

Основная литература: [1. С. 95–109].

Дополнительная литература: [9. С. 107–110; 10. С. 9–37].

Вопросы для самопроверки

  1. С какой целью проводится гигиеническая оценка товаров?

  2. Каковы этапы гигиенической оценки товаров?

  3. Какие микроорганизмы называются санитарно-показательными?

  4. Наличие каких микроорганизмов считаются основным показателем фекального загрязнения окружающей среды?

  5. Каково содержание микроорганизмов в различных слоях почвы?

  6. Могут ли в почве находиться патогенные микроорганизмы?

  7. По каким микробиологическим показателям проводят санитарную оценку почвы?

  8. Как различается по количеству и составу микроорганизмов вода из различных природных источников?

  9. Могут ли находиться в жизнеспособном состоянии в воде патогенные микроорганизмы?

  10. Насколько равномерно распределены микроорганизмы в воздухе?

  11. Какие методы используются для оценки количественного и качественного состава микрофлоры воздуха?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Гигиеническая оценка товаров.

  2. Санитарно-микробиологическая оценка объектов окружающей среды.

  3. Методы определения присутствия микроорганизмов в окружающей среде.

  4. Очитка сточных вод.

  5. Различия гигиенической оценки товаров разных групп.

Рефераты, доклады и эссе по теме

  1. Современные направления гигиенической оценки товаров.

  2. Почва как естественный резервуар микроорганизмов в природе.

  3. Микробиология воды: оценка качества.

  4. Микробная контаминация воздуха.

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Базовый учебник

  1. Жарикова Г. Г. Микробиология продовольственных товаров. Санитария и гигиена : учебник для вузов. – М. : Издательский центр «Академия», 2005.

Основная литература по дисциплине

  1. Жарикова Г. Г., Леонова И. Б. Основы микробиологии : практикум. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.

Дополнительная литература

  1. Жарикова Г. Г., Леонова И. Б. Патогенные микроорганизмы и вызываемые ими пищевые заболевания : учебно-методическое пособие. – М. : Изд-во Рос. экон. акад., 2006.

  2. Жарикова Г. Г. История развития пищевой микробиологии РЭА им. Г. В. Плеханова в лицах (1907–2007). – М. : Изд-во Рос. экон. акад., 2007.

  3. Заварзин Г. А., Колотилова Н. Н. Введение в природоведческую микробиологию. Университет. – М. : Книжный дом, 2001.

  4. Гарибова Л. В., Лекомцева С. Н. Основы микологии. – М. : Товарищество научных изданий КМК, 2005.

  5. Мюллер Э., Леффлер В. Микология : пер. с нем. – М. : Мир, 1995.

  6. Педенко А. И., Лерина И. В., Белицкий Б. И. Гигиена и санитария общественного питания. – М. : Экономика, 1979.

  7. Шлегель Г. Г. Общая микробиология : пер. с нем. – М. : Мир, 1987.

  8. Шлегель Г. Г. История микробиологии : пер. с нем. – М. : УРСС, 2002.

  9. Мухутдинова С. М., Леонова И. Б., Жарикова Г. Г. Словарь микробиологических терминов. – М. : Изд-во Рос. экон. акад., 2005.

  10. Коротяев А. И., Бабичев С. А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. – СПб. : Спецлит, 2002.

IV. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Вопросы к экзамену по дисциплине

  1. Краткая история микробиологии.

  2. Положение микроорганизмов среди организмов планеты Земля.

  3. Бактерии: общая характеристика (форма, размер).

  4. Бактерии: строение бактериальной клетки.

  5. Бактрии: подвижность, размножение, образование спор.

  6. Бактерии: основы классификации бактерий.

  7. Вирусы. Фаги.

  8. Грибы. Общая характеристика (строение мицелия и клетки ).

  9. Грибы. Бесполое размножение, органы бесполого размножения.

  10. Грибы. Половое размножение, споры полового размножения.

  11. Грибы. Классификация грибов: хитридиомицеты, оомицеты, зигомицеты.

  12. Грибы. Классификация грибов: аскомицеты, базидиомицеты, детейромицеты.

  13. Дрожжи: основы классификации, форма, строение, размножение.

  14. Обмен веществ: конструктивный и энергетический.

  15. Химический состав микроорганизмов.

  16. Ферменты микроорганизмов: строение, свойства, условия действия.

  17. Ферменты: классификация ферментов (оксидоредуктазы, трансферазы, гидролазы, лиазы, изомеразы, лигазы.)

  18. Ферменты, использование микробных ферментов,

  19. Поступление питательных веществ в клетку микроорганизма.

  20. Типы питания микроорганизмов: углеродное, азотное, источники зольных элементов, потребность в витаминах.

  21. Энергетический обмен у микроорганизмов. Аэробы, анаэробы.

  22. Использование энергии микроорганизмами.

  23. Кривая роста микроорганизмов.

  24. Физические факторы внешней среды: влажность, концентрация растворенных веществ в среде.

  25. Физические факторы: температура, использование высоких и низких температур.

  26. Физические факторы: лучистая энергия, ультразвук.

  27. Химические факторы: рН среды, rH2 среды.

  28. Химические факторы: антисептики.

  29. Биологические факторы.

  30. Антибиотики. Фитонциды.

  31. Анаэробные процессы: спиртовое, молочнокислое брожение. Возбудители, условия, химизм.

  32. Пропионово-кислое брожение. Возбудители, условия, химизм.

  33. Разложение пектина и клетчатки. Возбудители, условия.

  34. Аэробные процессы: уксуснокислое и лимоннокислое брожение. Возбудители, условия, производство уксуса и лимонной кислоты.

  35. Разрушение древесины, жиров и жирных кислот.

  36. Гниение. Возбудители, условия, химизм.

  37. Патогенные микроорганизмы: свойства. Инфекция.

  38. Патогенные микроорганизмы. Иммунитет.

  39. Пищевые инфекции: брюшной тиф, паратиф, дизентерия, холера. Возбудители, пути попадания в организм человека.

  40. Пищевые инфекции: бруцеллез, сибирская язва, туберкулез. Возбудители, пути попадания в организм человека.

  41. Пищевые токсикозы: ботулизм, стафилококковые интоксикации. Возбудители.

  42. Пищевые интоксикации грибковой природы: алиментарно-токсическая алейкия, «пьяный хлеб». Возбудители.

  43. Пищевые токсикоинфекции, вызванные сальмонеллами, кишечной палочкой, протеем, перфрингенсом, фекальными стрептококками, цереусом.

  44. Профилактика пищевых заболеваний.

  45. Изучение санитарно-гигиенических требований к персоналу, оборудованию, предприятиям, условиям хранения, транспортирования и реализации товаров.

  46. Микробиологический контроль качества товаров.

  47. Санитарно-показательные микроорганизмы.

  48. Микробиология воздуха и почвы.

  49. Микробиология воды.

  50. Гигиеническая оценка товаров.

  51. Различия в микробиологической оценке отдельных групп товаров.

  52. Необходимость знания товароведам продовольственных и непродовольственных товаров микробиологии.

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем

Всего, ч.

Аудиторные занятия, ч.

Самостоятельная работа, ч.

Лекции

Практ. занятия

2

3

4

5

6

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины «Основы микробиологии». Основы общей микробиологии.

8

2

6

Тема 2. Морфология микроорганизмов

16

4

8

4

Тема 3. Физиология микроорганизмов

18

4

14

Тема 4. Влияние условий окружающей среды на жизнедеятельность микроорганизмов

16

4

4

8

Тема 5. Микробиология сырья и товаров. Биохимические процессы, вызываемые микроорганизмами

20

6

4

10

О к о н ч а н и е т а б л.

1

2

3

4

5

Тема 6. Санитарно-гигиениче-ские требования. Санитарно-показательные и патогенные микроорганизмы. Микробиологический контроль качества

20

6

4

10

Тема 7. Гигиеническая оценка товаров. Микробиология окружающей среды и отдельных групп товаров

16

4

4

8

Итого

114

30

24

60



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ

    Программа дисциплины
    ПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫМИКРОБИОЛОГИИ Составители: д-р биол. наук Г. Г. ЖАРИКОВА канд. ...
  2. Примерная программа учебной дисциплины основы микробиологии и иммунологии

    Примерная программа
    ... дисциплины 19 1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновымикробиологии и иммунологии 1.1. Область применения примерной программы Примерная программа учебной дисциплины ...
  3. Примерная программа учебной дисциплины основы микробиологии гигиены и экологии человека

    Примерная программа
    ... примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновымикробиологии, гигиены и экологии человека 1.1. Область применения примерной программы Примерная программа учебной дисциплины «Основымикробиологии ...
  4. Примерная программа учебной дисциплины основы микробиологии санитарии и гигиены в п ищевом производстве

    Примерная программа
    ... ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫМИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» Область применения программы Примерная программа учебной дисциплины является ...
  5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (220)

    Рабочая программа
    ... «_____» _______________________2002 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ «Основымикробиологии и биотехнологии» для специальности 280201«Охрана ... Корыстин 1. Цели и задачи дисциплиныОсновымикробиологии и биотехнологии являются фундаментом для ...

Другие похожие документы..