Главная > Рабочая программа


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Чановская средняя общеобразовательная школа №2

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ММО зам. директора по УВР директор МОУ Чановкая СОШ №2

протокол №__ от « »сентября 2012г «__»сентября 2012г «__»сентября2012г

Председатель ММО ______ /_________/ _________ /Ольшевская Е.М./ __________ /Уткина Л..А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО

КУРСА

Информатика

ДЛЯ ___10, 11__классов

Иванова Юлия Анатольевна,
учитель математики и информатики,
I кв. категория

2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Минобрнауки РФ от 27.12.2011 N 2885 ";Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"; (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2012 N 23290);

  • Примерные программы по учебным предметам: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

  • Региональный базисный учебный план: Приказ МОН НО от 18.06.2012 № 1389 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2012-2013 учебный год»;

  • Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год

  • Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе программы: «Информатика, 5-11 классы», развёрнутое тематическое планирование. Авторы-составители: А.М. Горностаева, Н.П. Серова,2008г. издания и авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Данная рабочая программа для учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.Программа рассчитана на 2 ч. в неделю в 10 классе, в 1 полугодие - 36 часов; во 2 полугодие - 36 часов, всего за год – 72 часа, и 2 ч. в неделю в 11 классе, в 1 полугодие - 34 часа; во 2 полугодие – 34 часа, всего за год – 68часа, часы взяты из базисного плана.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;

  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Общая характеристика учебного предмета.

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого, во-первых, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонентов. Во-вторых, надо каким-либо образом представить эти взаимосвязи, то есть отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, то есть нахождение(или создание) некоторой формы представления информационного процесса, составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», тоесть «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствии с классической методологией познания является моделью (соответственно информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является её адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны: тексты, таблицы, рисунки алгоритмы, программы, - всё это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса тоесть выбор языка, определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, то есть возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме, доступной данному техническому устройству, например компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использование универсального двоичного кода (языка – «0», и «1»). В этом случае информационный процесс становиться «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики и информационных процессов к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задач. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задач. Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основной школе решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиции системного похода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы ориентирован прежде всего на учащихся-гуманитариев. При этом сам термин «гуманитарный »понимается под синонимом широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противостояние «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии являются представления данных в виде информационных систем и моделей с целью использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • Обеспечит преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • Систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учётом выбранного профиля обучения;

  • Заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит по преимуществу системный характер;

  • Сформировать необходимые знания и навыки с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Основное содержание для 10 класса.

Информация и информационные процессы.

- Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

- Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера неопределённости знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

- Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования.

- Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

- Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

- Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

- Организация личной информационной среды.

Технологии создания и обработки текстовой информации

. Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита. Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Проверка правописания. Запись и выделение изменений. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Сохранение документа в различных  текстовых форматах. Печать документа. Оптическое распознавание отсканированного текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Обработка числовой информации

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков и изображений. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок. Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования).Цифровое видео. Разрешающая способность и частота кадров. Flash-анимация в презентациях и на Web-страницах.

Основы логики.

Формы мышления. Алгебра высказываний. Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.

Алгоритмизация и программирование.

Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур.

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Классы объектов, экземпляры класса и семейства объектов. Объекты: свойства, методы, события. Графический интерфейс и событийные  процедуры. Форма и размещение на ней управляющих элементов. Тип, имя и значение переменной. Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание. Выполнение программ компьютером. Функции в языке Visual Basic. Графические возможности языка Visual Basic.Общие процедуры. Область видимости процедур.  Модульный принцип построения проекта и программного кода. Массивы. Решения логических задач. Язык объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Application. Кодирование алгоритмов в форме макросов.

Телекоммуникационные технологии

Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа. Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен).Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации в компьютерных сетях. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language).Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки.

В тематическом планировании отводиться на изучение предмета в 11 классе 68 часов.

Программа рассчитана на 2 ч. в неделю .

Учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Основное содержание для 11 класса.

Компьютер и программное обеспечение.

Аппаратное и программное обеспечение компьютеров. Архитектура современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Информация и информационные процессы.

- Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

- Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера неопределённости знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

- Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования.

- Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

- Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

- Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

- Организация личной информационной среды.

Технологии создания и обработки текстовой информации

. Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита. Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Проверка правописания. Запись и выделение изменений. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Сохранение документа в различных  текстовых форматах. Печать документа. Оптическое распознавание отсканированного текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Обработка числовой информации

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков и изображений. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок. Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования).Цифровое видео. Разрешающая способность и частота кадров. Flash-анимация в презентациях и на Web-страницах.

Основы логики.

Формы мышления. Алгебра высказываний. Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.

Алгоритмизация и программирование.

Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур.

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Классы объектов, экземпляры класса и семейства объектов. Объекты: свойства, методы, события. Графический интерфейс и событийные  процедуры. Форма и размещение на ней управляющих элементов. Тип, имя и значение переменной. Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание. Выполнение программ компьютером. Функции в языке Visual Basic. Графические возможности языка Visual Basic.Общие процедуры. Область видимости процедур.  Модульный принцип построения проекта и программного кода. Массивы. Решения логических задач. Язык объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Application. Кодирование алгоритмов в форме макросов.

Моделирование и формализация.

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Приближенное решение уравнений. Вероятностные модели. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели. Оптимизационное моделирование в экономике. Экспертные системы распознавания химических веществ. Модели логических устройств. Информационные модели управления объектами.

Технологии хранения, поиска и сортировки информации

Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы. Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных. Поиск данных. Условия поиска. Сортировка данных.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебного курса и нформатика для ___8 9 __классов

    Рабочая программа
    ... / _________ /Ольшевская Е.М./ __________ /Уткина Л..А./ РАБОЧАЯПРОГРАММАУЧЕБНОГОКУРСА Информатика ДЛЯ ___8,9__классов Иванова Юлия Анатольевна ...
  2. Рабочая программа (512)

    Рабочая программа
    ... Рабочаяпрограмма по курсу «Информатика в начальных классах» Авторы: Тур С.Н., Бокучаева Т.П. (внеурочная деятельность) для ... программирования. Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала по курсу Формы и ...
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «и нформатика и программирование »

    Учебно-методический комплекс
    ... Раздел 2. Тематическое содержание учебной дисциплины «Информатика и программирование» 2.1. Рабочаяучебнаяпрограмма Содержание курса Наименование тем Количество ... научный руководитель возвращает ему работу для устранения недостатков. Тождественные по ...
  4. Информационная карта в 2012-2013 учебном году (3)

    Документ
    ... для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2008. Физическая культура 1 Физическая культура: Рабочиепрограммы ... образовательная программаучебногокурса ... курс по литературе Э/курс по математике Э/курс по биология Э/курс по физкультуре Э/курс по нформатике Э/курс ...
  5. Основная образовательная программа (163)

    Основная образовательная программа
    ... содержание и условия деятельности в сообщениях). V. Программы отдельных учебных предметов, курсовПРОГРАММАрабочая по литературному чтению Пояснительная ... ; - Методическое пособие для учителей 1-4 класс «Первые шаги в мире нформатики», СD – ROM ...

Другие похожие документы..