textarchive.ru

Главная > Отчет

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Государственное научно-исследовательское учреждение

СОВЕТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

(СОПС)

УТВЕРЖДАЮ

Председатель СОПС

_____________________ Г.Г. Фетисов,

член-корр. РАН

"___" ________________ 2011 г.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

по теме

РАЗРАБОТКА ПОДПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011-2020 ГОДЫ»
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Руководитель работы,

зав. сектором

Центра «Мировой океан»

Г.В. Батурова

«___» __________ 2011 г.

Москва 2011

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Научный консультант,

Первый заместитель Председателя СОПС

Разбегин В.Н.

Научный консультант,

д.э.н., проф.

Федоров В.П.

Руководитель работы

зав. сектором Центра «Мировой океан»

Батурова Г.В.

Научн. сотрудник

Апиманова Т.Е.

Зам. директора Отделения, к.г.н.

Бгатов А.П.

Зав. отделом, д.э.н.

Гришина И.В.

Ст. научн. сотрудник

Дорош С.В.

Гл. научн. сотрудник, д.э.н.

Загашвили В.С.

Вед. научн. сотрудник, к.г.-м.н.

Кондаков А.В.

директор Центра «Мировой океан», к.т.н.

Коновалов А.М.

Вед. научн. сотрудник, к.и.н.

Косолапов Н.А.

Зав. сектором

Крояло И.В.

Зав. отделом, к.э.н.

Логинова Т.Г.

Ст. научн. сотрудник

Максимов И.С.

Зам. директора Отделения, к.г.-м.н.

Максимяк Р.В.

Зав. отделом, к.т.н., к.ю.н.

Марков К.В.

Ст. научн. сотрудник

Марухин И.Н.

Вед. научн. сотрудник, д.э.н.

Матрусов Н.Д.

Заместитель Председателя СОПС, д.э.н.

Михеева Н.Н.

Зам. зав. отделом, д.э.н.

Полынев А.О.

Зам. зав. отделом

Суриков И.Е.

Зам. директора Центра «Мировой океан»

Федоренко Н.М.

Вед. научн. сотрудник

Фоломеева-Вдовина С.Б.

Вед. экономист

Шалдина О.Г.

РЕФЕРАТ

Отчет содержит 468 с., 6 рис., 18 табл., 114 ист., 5 прил.

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ), АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ, инвестиционный проект, пространственное развитие.

Целью настоящей работы определена разработка новых и актуализация существующих долгосрочных региональных программ социально-экономического развития приарктических субъектов Российской Федерации (на примере Республики Саха (Якутия)), а также муниципальных образований, приведение их в соответствие базовым параметрам и требованиям подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012-2020 годы» Государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения». В соответствии с ней предусмотрено решение следующих задач:

1. Разработка перечня приоритетных направлений развития Республики Саха (Якутия), обеспечивающих вклад региона в устойчивый социально-экономический рост Арктической зоны Российской Федерации.

2. Определение места приоритетных направлений развития и проектов Республики Саха (Якутия) в подпрограмме «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012-2020 годы» Государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» (далее – Подпрограмма).

3. Подготовка предложений Республики Саха (Якутия) для включения в Подпрограмму.

4. Разработка проекта региональной программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), увязанной по целям, задачам, срокам и средствам с Подпрограммой, для получения субсидий из федерального бюджета.

В качестве основного результата проведенных работ выступает перечень первоочередных проектов Республики Саха (Якутия), сформированный в соответствии с базовыми параметрами и требованиями, предъявляемыми к проектам государственных программам Российской Федерации, для включения в подпрограмму «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012-2020 годы» Государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения», с определением сроков реализации, объемов и источников финансирования, а также проект региональной программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) (государственной программы Республики Саха (Якутия)), увязанной по целям, задачам, срокам и средствам с Подпрограммой, для получения субсидий из федерального бюджета.

Оглавление

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 2

РЕФЕРАТ 4

Оглавление 5

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 8

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 8

Введение 12

1. Определение роли и места Республики Саха (Якутия)
в реализации приоритетов, целей и задач Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года
и дальнейшую перспективу, Стратегии развития Арктической зоны
Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности
на период до 2020 года, а также Государственной программы
«Экономическое и социальное развитие Арктической зоны
Российской Федерации на 2011-2020 годы» 31

2. Анализ действующих региональных стратегий и программ
Республики Саха (Якутия) на предмет их соответствия основным положениям Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу,
Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации
и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года,
а также Государственной программы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011- 2020
годы», и разработка предложений по увязке региональных
стратегических решений с приоритетами и целями
государственной политики Российской Федерации в Арктике 119

3. Формирование и обоснование перечня приоритетных направлений развития Республики Саха (Якутия), обеспечивающих устойчивый социально-экономический рост Арктической зоны
Российской Федерации 128

4. Обоснование соответствия выбранных приоритетных
направлений развития, а также проектов Республики Саха (Якутия) мероприятиям Государственной программы 249

5. Определение возможностей устранения сдерживающих
организационно-правовых факторов социально-экономического
развития субъекта Российской Федерации с использованием
потенциала Государственной программы 271

6. Предложения по формированию Государственной программы 286

6.1. Оценка целесообразности включения в Государственную
программу программ социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период, и других региональных
программ или их отдельных проектов, реализуемых в субъекте
Российской Федерации 286

6.2. Оценка целесообразности включения в Государственную
программу мероприятий по реализации основных направлений
деятельности Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период, осуществляющихся вне рамок действующих региональных программ 288

6.3. Оценка целесообразности включения в Государственную
программу прямых (дотации, субсидии, пр.) и косвенных (налоговые, таможенные, тарифные, кредитные, страховые и пр.) мер
государственного регулирования экономического и социального
развития Республики Саха (Якутия) 292

7. Формирование перечня мероприятий и проектов
Республики Саха (Якутия) для включения в Государственную
программу, с определением сроков реализации,
объемов и источников финансирования 307

8. Перечень мероприятий и проектов Республики Саха (Якутия)
для включения в Государственную программу «Экономическое и
социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации
на 2011-2020 годы», отвечающих ее требованиям, с определением сроков реализации, объемов и источников финансирования 316

9. Оценка необходимости разработки программы
социально-экономического развития Республики Саха (Якутия),
увязанной по целям, задачам, срокам и средствам с Государственной программой «Экономическое и социальное развитие Арктической
зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы» 346

10. Формирование проекта программы социально-экономического
развития Республики Саха (Якутия), либо адаптация действующих региональных программ к требованиям Государственной программы «Экономическое и социальное развитиеАрктической зоны
Российской Федерации на 2011-2020 годы». 351

Заключение 354

Список источников 356

Приложение А 366

Проект программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), увязанной по целям, задачам,
срокам и средствам с Государственной программой
«Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы»,
для получения субсидий из федерального бюджета 366

Введение 367

Раздел I. Анализ состояния, тенденций и проблем экономического и социального развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия). Характеристика проблем. 380

1.1. Анализ современного состояния хозяйства, проблем и предпосылок развития 380

1.2. Социальная сфера 387

Раздел II. Принципиальные подходы к основным положениям социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на 2011-2020 г. 393

2.1. Приоритеты и государственная политика 393

2.2. Цели и задачи Программы 395

Раздел III. Основные направления социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на 2011-2020 г. 400

3.1. Общие тенденции развития производительных сил и их проявление в долгосрочных планах хозяйствующих субъектов, действующих в Арктической зоне 400

3.2. Освоение минерально-сырьевой базы 402

3.3 Развитие промышленности и перспективы диверсификации промышленного производства 403

3.4. Развитие электроэнергетического комплекса 405

3.5. Создание транспортной инфраструктуры 407

3.6. Жилищная политика 410

3.7. Инвестиции и строительство 411

3.8. Малое предпринимательство и развитие туризма 413

3.9. Агропромышленный комплекс и развитие традиционных отраслей хозяйствования 418

3.10. Потребительский рынок и развитие системы обеспечения населения 421

3.11. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 422

3.12. Научное обеспечение развития зоны 425

Раздел IV. Перспективы развития социальной инфраструктуры 426

4.1. Демографическая политика и формирование численности населения 426

4.2. Здравоохранение 428

4.3. Образование 428

4.4. Культура 428

4.5. Молодежная политика 429

4.6. Социальная защита коренных малочисленных народов Севера 429

Раздел V. Нормативно-правовая и законотворческая деятельность для обеспечения развития зоны 433

Раздел VI. Целевые индикаторы и показатели Программы 437

Раздел VII. Ресурсное обеспечение реализации Программы 438

Раздел VIII. Оценка эффективности реализации Программы 439

Приложение Б 441

Проект Положения
о совете по морской деятельности при Президенте
Республики Саха (Якутия) 441

Приложение В 444

Проект Резолюции
научно-практической конференции
на тему «О роли советов по морской деятельности
в формировании и реализации национальной морской
политики на региональных направлениях» 444

Приложение Г 452

Проект региональной Концепции реализации проектов,
основанных на принципах государственно-частного
партнерства в субъекте Российской Федерации 452

Приложение Д 464

Проект типового модельного регионального закона
«О государственной кластерной политике в приморском
субъекте Российской Федерации» 464

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем Отчете о НИР использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7.32–2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;

ГОСТ 1.5–93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

ГОСТ 2.105–95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам;

ГОСТ 2.111–68 Единая система конструкторской документации. Нормоконтроль;

ГОСТ 6.38–90 Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;

ГОСТ 7.1–84 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления;

ГОСТ 7.9–95 (ИСО 214–76) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования;

ГОСТ 7.12–93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила;

ГОСТ 7.54–88 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление численных данных о свойствах веществ и материалов в научно-технических документах. Общие требования;

ГОСТ 8.417–81 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин;

ГОСТ 13.1.002–80 Репрография. Микрография. Документы для съемки. Общие требования и нормы;

ГОСТ 15.011–82 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок проведения патентных исследований;

ГОСТ 9327–60 Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

АЗРФ

  • Арктическая зона Российской Федерации

АС

  • Арктический совет

АТР

  • Азиатско-Тихоокеанский регион

АТЭС

  • Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества

БОР

  • бюджетирование, ориентированное на результат

БРИК

  • «Бразилия–Россия–Индия–Китай»

ВБР

  • водные биологические ресурсы

ВВП

  • валовый внутренний продукт

ВВТ

  • вооружение и военная техника

ВГКШ

  • внешняя граница континентального шельфа

ВДС

  • валовая добавленная стоимость

ВМО

  • Всемирная метеорологическая организация

ВМФ

  • Военно-Морской Флот

ВПК

  • военно-промышленный комплекс

ВРП

  • валовый региональный продукт

ВТО

  • Всемирная торговая организация

ВЦП

  • ведомственная целевая программа

ВЭС

  • внешнеэкономические связи

ГИС

  • геоинформационная система

ГПРФ

  • Государственная программа Российской Федерации

ГПВ

  • Государственная программа вооружений

ГЧП

  • государственно-частное партнерство

ГЭФ

  • Глобальный экологический фонд

ДВФО

  • Дальневосточный федеральный округ

ЕБРР

  • Европейский банк реконструкции и развития

ЕС

  • Европейский Союз

ЕСИМО

  • Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане

ИЭЗ

  • исключительная экономическая зона

КМП

  • комплексный морехозяйственный проект

КМНС

  • коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

КТМ

  • Кодекс торгового мореплавания

МБРР

  • Международный банк реконструкции и развития

МВК

  • межведомственная комиссия (Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации)

МВФ

  • Международный валютный фонд

МОД

  • Международный орган по морскому дну

МПГ

  • Международный полярный год

МПД

  • Международное полярное десятилетие

МПК

  • многопрофильный перегрузочный комплекс

МПП

  • морское пространственное планирование

МПЭ

  • морской пассажирский экраноплан

МСК

  • минерально-сырьевой комплекс

МСОН

  • морские силы общего назначения ВМФ

МСЯС

  • морские стратегические ядерные силы

НАФТА

  • Североамериканская ассоциация свободной торговли

НГО

  • негосударственная организация

НГП

  • нефтегазоносная провинция

НДС

  • налог на добавленную стоимость

НИОКР

  • научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа

НИР

  • научно-исследовательская работа

НК

  • нефтяная компания

НПЗ

  • нефтеперерабатывающий завод

НПК

  • нефтеперерабатывающий комплекс

НТП

  • научно-технический прогресс

НЭС

  • Научно-экспертный совет Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации

ОДУ

  • общий допустимый улов

ОКВЭД

  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

ОПЕК

  • Организация стран-экспортеров нефти

ОПК

  • оборонно-промышленный комплекс

ОСК

  • Объединенная судостроительная корпорация

ОЭЗ

  • особая экономическая зона

ОЭСР

  • Организация экономического сотрудничества и развития

ПАТЭС

  • плавучая атомная теплоэлектростанция средней и малой мощности

ПОЭЗ

  • портовая особая экономическая зона

ПРООН

  • Программа развития ООН

ПФ

  • проектное финансирование

ПЭС

  • приливная электростанция

РИК

  • «Россия–Индия–Китай»

РМО

  • районное муниципальное образование

РМХК/К

  • региональный морехозяйственных комплекс/кластер

РПК

  • рейдовый перегрузочный комплекс

РС(Я)

  • Республика Саха (Якутия)

РЦП

  • региональная целевая программа

РЦТТ

  • региональный центр трансфера технологий

СЗП

  • Северо-Западный проход

СЛО

  • Северный Ледовитый океан

СМД

  • совет по морской деятельности (Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации) в федеральном округе или приморском субъекте Российской Федерации

СМП

  • Северный морской путь

СПГ

  • сжиженный природный газ

СРЗ

  • судоремонтный завод

СРП

  • соглашение о разделе продукции

СФО

  • Сибирский федеральный округ

т.у.т.

  • тонна условного топлива

ТКМ

  • трансконтинентальная полимагистраль с тоннелем через Берингов пролив

ТНК

  • транснациональная корпорация

ТРЗ

  • трансграничные запасы

ТРОЭЗ

  • туристско-рекреационная особая экономическая зона

ТЭК

  • топливно-энергетический комплекс

УВ

  • углеводороды

УФО

  • Уральский федеральный округ

УХУ

  • улавливание и хранение углерода

ФАО

  • Всемирная продовольственная организация

ФГУ

  • Федеральное государственное учреждение

ФГУП

  • Федеральное государственное унитарное предприятие

ФПГ

  • финансово-промышленная группа

ФЦП

  • федеральная целевая программа

ЦКБ

  1. Центральное конструкторское бюро

ШОС

  • Шанхайская организация сотрудничества

ЭП

  • экраноплан

ЮНЕП

  • Программа ООН по окружающей среде

ВОТ

  • «строительство–управление–передача» (build–operate–transfer)

ESTO

  • European Science and Technology Observatory

ERAWATCH

  • Сеть наблюдения за развитием Европейского научно-исследовательского пространства

ETEPS

  • European Techno Economic Policy Support Network

FOREN Network

  • Foresight for Regional Development

IFAW

  • Международный фонд защиты животных

IPTS

  • Institute for Prospective Technological Studies

TEU

  • Twenty-Foot Equivalent Unit (единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером; используется в подсчете вместимости контейнеровозов или места хранения контейнеров).

Введение



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Оптимизация информационно-библиографического обслуживания ученых и специалистов

    Документ
    ... СГАС — Сибирская государственная академия строительства СОПССоветпоизучениюпроизводительныхсил страны СРБП — система региональных библиографических ...
  2. Гидростроительство в россии от самарского волгостроя к большой волге (1930 – 1980 гг )

    Книга
    ... архив социально-политической истории СОПССоветпоизучениюпроизводительныхсил Союзводпроект – Всесоюзный трест по изысканиям и проектированию оросительных ...
  3. «россия в постреформенный период региональные аспекты»

    Документ
    ... научно-исследовательское учреждение «Советпоизучениюпроизводительныхсил» (ГНИУ СОПС). Международная академия регионального развития ... экологических факторов при размещении производительныхсил страны, обеспечивающие устойчивое развитие ...
  4. «россия в постреформенный период региональные аспекты»

    Документ
    ... научно-исследовательское учреждение «Советпоизучениюпроизводительныхсил» (ГНИУ СОПС). Международная академия регионального развития ... экологических факторов при размещении производительныхсил страны, обеспечивающие устойчивое развитие ...
  5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ И ДОКЛАДОВ Статья Объем статьи

    Доклад
    ... Государственное научно-исследовательское учреждение "Советпоизучениюпроизводительныхсил" (ГНИУ СОПС) и Международная академия регионального ... экологических факторов при размещении производительныхсил страны, обеспечивающие устойчивое развитие ...

Другие похожие документы..