textarchive.ru

Главная > Отчет

Сохрани ссылку в одной из сетей:
1

Смотреть полностью

Карачаров К. Г.

ОТЧЕТ ОБ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Археологические исследования в России до сих пор характеризуются отсутствием систематизма, то есть они чрезвычайно разрознены и в большинстве случаев не образуют внутреннего единства. Отсутствие единого понятийного аппарата приводит к тому, что, даже занимаясь одной и той же темой, археологи порой говорят на разных языках. Отсутствуют общепринятые единые правила и подходы к представлению материала, в том числе и к написанию отчетов об археологических исследованиях.

Отчет об археологических исследованиях — это основная форма представления результатов археологических исследований. Он является основанием/средством для последующих научных работ, основанных на представляемых в нем данных. Отсутствие в отчете какой-либо важной информации или неясное ее изложение подрывает доверие к самому отчету и дальнейшим исследованиям.

Выработка общих требований и правил является необходимым условием создания научной продукции. Необходимым шагом в придании археологическим исследованиям признаков профессиональной деятельности является создание системы отраслевых стандартов — Системы стандартов в области археологических исследований.

В настоящей работе представляется проект обновленной инструкции по структуре и оформлению отчетов об археологических исследованиях, применяемой на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Первый вариант инструкции был разработан по инициативе руководителя Службы «Наследие» Управления культуры Администрации Ханты-Мансийского автономного округа В. В. Перная к 1 мая 1996 года. Изначально она называлась «Инструкция. Отчет об археологических исследованиях. Структура и правила оформления». С этого же года она начала применяться при написании отчетов проводимых под руководством разработчика инструкции.

После апробации в течение 5 лет, 14 ноября 2001 года на 5 заседании Научно-Методического Совета по сохранению и использованию историко-культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа исправленная и дополненная инструкция была одобрена и рекомендована к применению. Приказом № 07от 15 января 2002 г. Инструкция была утверждена директором Департамента культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа А. В. Коневым. В утвержденном виде она получила наименование «Инструкция о порядке составления отчета об археологических исследованиях. Структура и правила оформления».

С тех пор Инструкция несколько раз редактировалась в соответствии с изменением смежных нормативных документов — законов, инструкций, ГОСТов. С 2006 года она стала применяться на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Следует отметить, что некоторые положения, которые прописаны в действующих ГОСТах, не очень удобны для применения на практике, а иногда эти положения противоречат даже действующим правилам и нормам русского языка. Поэтому в практике многие исполнители НИР не применяют эти спорные положения. Ярким примером может служить действующий ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», неудобство применения многих положений которого привело к тому, что даже смежные ГОСТы, например, ГОСТ Р 53579-2009 «Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению», допускают иные подходы. Такие допущения имеют место и в представляемой инструкции.

Здесь предлагается очередной вариант Инструкции с изменениями и дополнениями в соответствии с изменением нормативной базы и развитием технологий. В сносках даны примечания и пояснения. Разработчик инструкции надеется получить конструктивные замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию документа.

За 10 лет применения данной инструкции вносимые изменения привели к качественному скачку. Это уже не тот документ, что был написан в 1996 году. Поэтому кажется логичным обновленную инструкцию считать самостоятельным документом и применять ее взамен старой.

ИНСТРУКЦИЯ

ОТЧЕТ ОБ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

(проект)

Инструкция распространяется на отчеты по всем видам археологических работ и исследований (разведки, раскопки, предварительные камеральные исследования и т.п.) подлежащих сдаче в государственные органы охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа независимо от ведомственной принадлежности исполнителя, организации-исполнителя и заказчика. Она устанавливает общие требования к структуре, построению и оформлению отчетов.

Требования к построению и содержанию отчетов по отдельным специфическим видам работ устанавливаются в научно-технической документации (НТД) на эти виды работ.

Положения настоящей инструкции могут быть использованы при подготовке отчетов по другим видам научно-исследовательских работ в области истории и культуры.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Отчет об археологических работах и исследованиях является отчетом о научно-исследовательских работах (НИР) — основным информационным продуктом (научно-производственным документом), отражающим результаты завершенных работ (или этапа работ, имеющего самостоятельное финансирование).

  2. Материалы, помещаемые в отчет, должны быть обработаны и систематизированы. Общими требованиями к отчету являются полнота представляемых данных, объективность, четкость, краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования, конкретность изложения результатов работ и обоснованность выводов и рекомендаций.

  3. Объем и состав отчета определяется инструкцией или иным нормативным документом по конкретному виду работ. Особенности состава, не нормируемые инструкциями, и сроки предоставления отчета должны быть определены в задании или ином документе, на основании которого выполнялась работа, с учетом всех дополнений, официально принятых в период работы.

  4. Отчет может быть рассмотрен коллегиальным органом (научно-технический совет, ученый совет и т.д.) организации исполнителя.

  5. Отчет подлежит обязательному нормоконтролю. При проведении нормоконтроля рекомендуется руководствоваться ГОСТ 2.111.

Нормоконтролером является сотрудник организации, в которой составлен отчет, назначенный администрацией. Если такое лицо не назначено, его функции выполняет ответственный исполнитель работ. Нормоконтролер проверяет соответствие отчета требованиям настоящей инструкции, других стандартов и иных методических документов. Выявленные нормоконтролером отклонения от этих требований должны быть исправлены до представления отчета на утверждение.

  1. Отчет утверждается руководством организации-исполнителя. Кроме того, отчет может утверждаться руководителем организации-заказчика, если это предусмотрено НТД или договором.

  2. Согласование утверждения отчета может проводиться также государственным органом охраны объектов культурного наследия с целью контроля качества работ, как по своей инициативе, так и по просьбе заказчика. Могут вводиться и другие согласования, подтверждающие качество работ по отчету или отдельным его частям, направлениям и т. п.

  3. Ответственность за достоверность данных, содержащихся в отчете, и за соответствие его требованиям настоящей инструкции несет исполнитель, организация-исполнитель.

  4. Формы представления фактического материала (локальные классификаторы, таблицы, колонки, зарисовки и диаграммы) определяет исполнитель (разработчик), если они специально не оговорены нормативными документами или условиями договора с заказчиком.

  5. Количество изготавливаемых экземпляров отчета определяется исходя из того, что один экземпляр отчета направляют в окружной государственный орган по охране культурного наследия; один (по требованию) — в муниципальный орган, на территории которого проводились работы; один экземпляр отчета по полевым работам/исследованиям направляют в Институт археологии РАН; один экземпляр отчета передается вместе с коллекцией предметов в музей (государственную часть музейного фонда)1. Количество экземпляров отчета, передаваемых заказчику, определяют по согласованию сторон. Количество экземпляров отчета, передаваемых на хранение в фонды или библиотеку организации-исполнителя, определяется внутренними требованиями организации.

  6. Депонирование2 отчетов об археологических исследованиях

      1. Ответственность за передачу отчетов в соответствующие государственные и муниципальные органы и учреждения лежит на исполнителе (организации-исполнителе) работ.

      2. Ответственность за передачу отчетов на постоянное хранение в Архивный фонд Российской Федерации лежит на соответствующих государственных, муниципальных органах и учреждениях.

      3. Уведомление о факте приема отчета на депонирование (в архивный фонд) направляется депонирующей организацией (архивом) исполнителю (организации-исполнителю) работ в письменной форме в месячный срок.

      4. Информирование о депонированных отчетах об археологических исследованиях осуществляется путем публикации библиографических описаний и рефератов в специализированных изданиях.

      5. По результатам депонирования по запросу автора в его адрес направляется справка о депонировании научной работы с указанием фамилии автора (авторов), названия работы, регистрационного номера работы, наименования и номера библиографического указателя, в котором опубликовано библиографическое описание.

      6. Отчет считается опубликованным3 с момента передачи в архивный фонд.

1.12 Авторское право на отчет об археологических исследованиях распространяется как на произведение науки (литературное произведение), созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания. На находки, открытия и факты, изложенные в отчете об археологических исследованиях, авторское право не распространяется.

СТРУКТУРА ОТЧЕТА

  1. Отчет должен содержать следующие структурные элементы:

  • этикетка (на обложке);

  • титульный лист; /обяз./

  • список исполнителей;

  • реферат; /обяз./

  • содержание (оглавление);

  • список иллюстраций;

  • список таблиц;

  • список текстовых приложений;

  • список графических приложений;

  • список приложений к отчету на машиночитаемом носителе;

  • содержание машиночитаемой версии отчета;

  • определения;

  • обозначения и сокращения;

  • введение; /обяз./

  • основная часть; /обяз./

  • заключение; /обяз./

  • список использованных источников (литературы);

  • иллюстративные материалы;

  • текстовые приложения;

  • графические приложения;

  • приложения на машиночитаемом носителе;

  • машиночитаемая версия отчета.

  1. В отчет могут быть введены другие структурные элементы, содержание которых устанавливается по согласованию сторон (заказчика и исполнителя работ) или научно-технической документацией по соответствующим видам работ.

  2. Вспомогательный материал, содержащий основные фактические данные (антропологические и зоологические определения, фольклорные данные, результаты физических и химических анализов, выдержки из полевого дневника и т. п.) не вошедший в основной текст отчета, помещают в качестве текстового приложения в конце книги. При большом объеме отчета текстовые приложения выделяют в самостоятельную книгу (книги).

  3. Материалы, содержащие коммерческую, служебную или государственную тайну, вне зависимости от их объема могут быть выделены в отдельную книгу, представляемую на условиях конфиденциальности (ограниченного доступа).

  4. Иллюстративные материалы, формат которых превышает размеры 420х297 мм (А3) помещают после текста или в отдельной книге/папке.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ОТЧЕТА

3.1 Этикетка

  1. Этикетка имеет форму прямоугольника размером 140-150х100-110 мм и размещается в средней части обложки каждой книги отчета (прил. А).

  2. Допускается использовать печатные художественно оформленные бланки этикеток, включающие наименование и эмблему организации (размер эмблемы не более чем 20х20 мм). Переменный текст впечатывают на машинке или компьютере.

  3. В верхней части этикетки перечисляется не более трех уровней организационной структуры (министерство, объединение, институт или экспедиция). При выполнении отчета несколькими организациями указывают только ведущую организацию.

  4. Допускается вместо этикетки повторить на обложке титульный лист отчета с указанием ведущей организации, без грифов согласования и утверждения, с указанием инициалов и фамилий руководителя и/или ответственного исполнителя работы (без подписей).

  5. На корешке допускается воспроизведение инициалов и фамилии исполнителя работы (если отчет является авторским или выполнен одним исполнителем), полное или сокращенное название отчета, номер книги, год выпуска отчета.

3.2 Титульный лист

  1. Титульный лист содержит следующую информацию:

  • наименование организации (организаций), в которой (которых) выполнен отчет (наименование министерства (ведомства) печатают строчными буквами с первой прописной, наименование организации-исполнителя — прописными буквами, перечисляют не более трех уровней организационной структуры); /обяз./

  • индексы УДК и ББК (прил. К)

  • номера, идентифицирующие отчет (государственный регистрационный номер, инвентарный номер и т.д.);

  • гриф доступа («Конфиденциально», «Коммерческая тайна», «Для служебного пользования», «Секретно») с указанием даты до которого он действителен, если определен срок действия грифа доступа;

  • грифы утверждения и согласования (состоят из слова «УТВЕРЖДАЮ» или «СОГЛАСОВАНО» без кавычек, наименования должности и организации, ученой степени, ученого звания и подписи утверждающего/согласующего лица, расшифровки подписи и дата согласования отчета; при согласовании работы письмом ниже слова «СОГЛАСОВАНО» указывают сокращенное наименование согласующей организации, исходящий номер письма и дату согласования);

  • наименование работы (печатают прописными буквами); /обяз./

  • наименование отчета (печатают прописными буквами); /обяз./

  • вид отчета (предварительный, промежуточный и т.п.) — печатают строчными буквами в круглых скобках;

  • шифр работы (номер договора, темы и т.д.);

  • общее количество книг (частей), если их несколько, и папок; /обяз./

  • порядковый номер книги (части) (арабскими цифрами); /обяз./

  • содержание/название книги (прописными буквами);

  • должность, ученую степень и звание руководителя работ и/или ответственного исполнителя, подпись, дата подписания и расшифровка подписи; /обяз./

  • место и дата выпуска отчета. /обяз./

  1. Если отчет состоит из двух и более книг, то грифы "СОГЛАСОВАНО", "УТВЕРЖДАЮ" и подписи руководителя и ответственного исполнителя работы помещают только на титульном листе первой книги (см. прил. Б–Г).

3.3 Список исполнителей

  1. В список исполнителей должны быть включены фамилии и инициалы, должности, ученые степени, ученые звания руководителей работы, ответственного исполнителя, исполнителей и соисполнителей, принимавших творческое участие в выполнении работы, с указанием выполненных ими разделов отчета. В конце списка помещают подпись нормоконтролера (прил. Д).

  2. Если отчет выполнен одним исполнителем, его должность, ученую степень и звание, фамилию и инициалы, а также подпись нормоконтролера следует помещать на титульном листе отчета.

3.4 Реферат

  1. Общие требования к реферату на отчет — по ГОСТ 7.9.

  2. Реферат должен содержать:

  • сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений (текстовых и графических), количестве книг отчета, количестве использованных источников;

  • перечень ключевых слов;

  • текст реферата не должен превышать 3000 знаков, включая пробелы, рекомендуемый средний объем 1000 знаков.

3.4.3 Перечень ключевых слов (выражений) должен включать от 5 до 15 слов и/или словосочетаний, которые в наибольшей мере характеризуют содержание отчета и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами через запятую, без точки в конце.

3.4.4 Текст реферата должен отражать:

  • объект исследования/работы;

  • цель работы;

  • метод исследования;

  • полученные результаты;

  • значимость работы;

  • основные выводы, прогнозы и рекомендации;

  • область применения полученных результатов;

  • предложения по дальнейшему использованию, изучению, охране объекта исследования.

Если текст отчета не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом следует придерживаться последовательности изложения (прил. Е).

3.4.4.1 Рекомендуемая структура реферата отчета по археологическим раскопкам:

  • название памятника;

  • вид памятника (местонахождение, городище, селище, могильник, культовое место…);

  • административный адрес: область, район, ближайший населенный пункт;

  • географическое положение: географический район (перечислить все возможные уровни); бассейн (по водоему первого и второго порядка); водоем; берег;

  • цель (задачи) исследования;

  • краткое описание памятника (видимые объекты);

  • площадь;

  • культурная принадлежность;

  • датировка (хронология);

  • площадь раскопа;

  • вскрытые объекты (остатки сооружений; погребения; курганы и т. п.);

  • коллекция — основные категории предметов, выдающиеся и датирующие вещи;

  • основные выводы;

  • предложения по дальнейшему использованию, изучению, охране объекта исследования.

3.4.4.1 Рекомендуемая структура реферата отчета по археологическому обследованию территории (разведке):

  • объект исследования;

  • административный адрес: область, район, ближайший населенный пункт;

  • географическое положение: географический район (перечислить все возможные уровни); бассейн (по водоему первого и второго порядка); водоем; берег;

  • цель (задачи) проводившихся исследований;

  • категории выявленных (обследованных памятников);

  • культурная принадлежность;

  • датировки по периодам;

  • коллекция — основные категории предметов, выдающиеся и датирующие вещи;

  • основные выводы;

  • предложения по дальнейшему использованию, изучению, охране обследованной территории и выявленных объектов.

3.5 Содержание

  1. Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета.

  2. При составлении отчета, состоящего из двух и более книг, в каждой из них должно быть свое содержание. В первой книге помещают содержание всего отчета с указанием номеров книг, в последующих — только содержание соответствующей книги. В первой книге вместо содержания последующих книг допускается указывать только их названия.

  3. В отчете объемом не более 10 страниц содержание допускается не составлять.

3.6 Определения

  1. Структурный элемент «Определения» содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в НИР.

  2. Перечень определений начинают со слов: «В настоящем отчете о НИР применяются следующие термины с соответствующими определениями».

3.7 Обозначения и сокращения

  1. Принятые в отчете малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы измерения должны быть представлены в виде отдельного списка.

  2. Обозначения и сокращения приводят в порядке применения их в тексте отчета или в алфавитном порядке с необходимой расшифровкой и пояснениями.

  3. Если сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины повторяются в отчете менее трех раз, отдельный список не составляют, а расшифровку дают непо­средственно в тексте отчета при первом упоминании.

  4. Допускается приводить определения, обозначения и сокращения в одном структурном элементе отчета «Определения, обозначения и сокращения».

3.8 Введение

    1. Во введении должна содержаться следующая информация:

  • объект исследования;

  • административное и географическое месторасположение объекта исследования;

  • цель и задачи исследования;

  • связь с ранее проведенными работами;

  • актуальность;

  • сведения об организации работ, сроках и месте их выполнения.

    1. Во введении могут быть указаны:

  • фамилии сотрудников, занятых на полевых и камеральных работах;

  • календарные сроки и объемы проведенных полевых и камеральных работ;

  • информация об организациях и специалистах, оказавших помощь и консультации исполнителям.

    1. Во введении приводят дополнительные специальные сведения, перечень которых устанавливается в НТД на некоторые виды работ.

3.9 Основная часть отчета

      1. Структуру и содержание основной части отчета определяет ответственный исполнитель (научный руководитель, заказчик) в соответствие с НТД для данного вида работ.

      2. Основная часть отчета должна содержать следующую информацию:

  1. состояние вопроса (история исследования, изученность и т.д.), его актуальность;

  2. ландшафтно-топографическое описание района работ (места нахождения объекта исследования), территории, участка;

  3. сведения о методике работ, использованных технических средствах;

  4. содержание и результаты выполненных работ (в том числе и тех, которые не дали положительных результатов, не привели к выявлению археологических объектов, предметов, культурного слоя и т. п.);

  5. обобщение и оценку результатов исследований, включающие оценку полноты решения поставленных задач и предложения по дальнейшему направлению работ, оценку достоверности полученных результатов; обоснование необходимости проведения дополнительных исследований; отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших работ.

      1. Для всех видов работ, влияющих на состояние естественных природных условий, должны быть указаны выполненные и рекомендованные мероприятия по охране обследованных объектов и окружающей среды (рекультивация раскопов, шурфов, зачисток обнажений и т.п.).

      2. Содержание выполненных исследований должно быть изложено с соблюдением требований охраны авторских прав исполнителей, а также государственной тайны.

3.10 Заключение

Заключение должно содержать следующую информацию:

  • краткие выводы: основные теоретические и практические выводы по результатам проведенных работ, в том числе достижения технического, методического характера, предложения по их использованию;

  • оценку полноты решения поставленных задач;

  • краткую оценку, научной, художественной и иной культурной ценности выявленных историко-культурных объектов;

  • по результатам работ дается заключение/рекомендации о возможности и регламентации использования объекта исследования.

3.11 Список использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета.

3.12 Текстовые приложения

      1. В текстовые приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполнением работы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В них могут быть включены:

  • оригиналы или копии разрешительных документов (Открытый лист, разрешение госоргана по охране культурного наследия и т. п.);

  • оригинал или копия задания (технического задания, письма-заявки, договора, технического задания);

  • рецензия (рецензии);

  • протокол (протоколы) рассмотрения и принятия отчета;

  • материалы, дополняющие отчет;

  • инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работ;

  • коллекционная опись /обяз. для отчетов о работах, сопровождавшихся сбором движимых объектов (предметов) представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность/;

  • акт или справка о сдаче коллекций на хранение /обяз. для отчетов о работах свя­занных со сбором движимых объектов (предметов) представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность/;

  • акт или справка о сдаче первичных материалов в архив /обяз./ ;

3.12.2 В текстовые приложения также могут быть включены справка о стоимости проведенных работ, акты внедрения результатов работ, акты историко-культурной экспертизы.

3.13 Графические приложения

      1. К графическим приложениям относят карты, схемы различного содержания, стратиграфические колонки, профили, планы, и прочие материалы, выполненные на отдельных листах и помещенные в прилагаемую к отчету папку (папки), отдельную книгу отчета или переплетенные вместе с текстом отчета.

      2. Перечень и содержание графических приложений определяют требованиями действующих НТД, а при отсутствии таковых — заказчиком и ответственным исполнителем работ.

3.14 Иллюстративные материалы в отчетах

      1. В отчетах по полевым археологическим исследованиям иллюстративные материалы компонуются не по категориям материалов (чертежи, фотографии, рисунки и проч.), а по объектам исследования, в том порядке, в каком эти объекты описываются в отчете.

      2. Графические иллюстративные материалы (чертежи, планы и т. п.), оформляются так же, как и графические приложения, но обозначаются и нумеруются в соответствии с п. 4.3.

    1. Приложения на машиночитаемом носителе

      1. В приложения на машиночитаемом носителе помещают материалы, которые не могут быть представлены в бумажной форме или их представление на бумажном носителе не целесообразно. Например, базы данных, полевая документация, ортофотопланы, аудио и видеофайлы и т. п.

      2. Носители должны быть подписаны. В надписи должны быть указаны номер носителя, его тип, сведения об отчете. Например: «2 BD. Приложение к отчету о НИР: Рекогносцировочное археологическое обследование верхнего течения реки Большой Юган в Сургутском районе ХМАО, проведенное в 1999 году / отв. исп. К. Г. Трошкин. — Екатеринбург, 2000. — Дата записи 10.10.2000».

      3. Следует отдавать предпочтение машиночитаемым носителям с максимальным гарантированным сроком сохранения информации, имеющим наибольшее распространение и наименее подверженных внешним воздействиям.

      4. В разделе, посвященному методике проведения работ, необходимо указать форматы файлов, а также программы (с указанием версий), в которых они были созданы и/или могут быть «прочитаны».

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА

4.1 Общие требования

  1. Отчет печатают на пишущей машинке, принтере или на ином печатном устройстве на русском языке (желательно без переноса слов) с одной стороны листа на белой бумаге (качеством не ниже писчей и плотностью не ниже 60 г/кв. м) формата А4 (по ГОСТ 9327) через 1,5 или 2 интервала с использованием ленты и копировальной бумаги черного цвета. Высота букв и цифр основного текста отчета не должна быть менее 1,8 мм, (кегль 12 для шрифта Times New Roman), цвет шрифта черный. Полужирный шрифт не применяется. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания, применяя шрифты разной гарнитуры.

Напечатанный текст должен быть устойчив к выцветанию и влаге.

  1. Размеры полей должны быть не менее: левое — 30 мм; правое — 10 мм; верхнее — 20 мм; нижнее — 20 мм (рекомендуется, левое — 40 мм; правое — 15 мм; верхнее и нижнее — 20 мм). Размер левого поля должен обеспечивать копирование переплетенной книги отчета на планшетном копировальном аппарате.

  2. Иллюстрации, текстовые и графические приложения выполняют на одной стороне листа белой бумаги. Иллюстрации и графические приложения рекомендуется выполнять на бумаге плотностью не ниже 80 г/кв. м.

  3. Объем каждой книги отчета, включая все его структурные элементы, не должен превышать 250 страниц, при этом толщина книги не должна превышать 50 мм.

  4. Качество и яркость текста экземпляров отчета и выполнения всех входящих в него материалов должны обеспечивать возможность репродуцирования отчета различными способами (ГОСТ 13.1.002).

При выполнении отчета необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему отчету. В отчете должны быть четкие, не расплывающиеся линии, буквы, цифры и знаки. Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему отчету.

  1. Допускается вписывать в текст отчета отдельные слова, формулы, условные знаки, черной тушью или черными чернилами (пастой), при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения.

  2. Опечатки или графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской или оттиском корректурной бумаги с нанесением исправленного текста машинописным способом или черной тушью, чернилами (пастой) от руки. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста или графики не допускаются.

  3. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные в отчете приводят на языке оригинала. Допускается транслировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на язык отчета с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

  4. В именах собственных не допускается печатать букву «е» вместо буквы «ё».

  5. Для правильности восприятия начальной формы имен собственных в географических названиях и названия от них образованных их следует всегда приводить с номенклатурным (родовым) наименованием, при этом, склоняется только номенклатурное (родовое) наименование, например, на реке Обь и озере Корвойтох; раскопки могильников Сайгатинский IV и Барсов Городок.

  6. Названия археологических культур и периодов следует писать со строчной буквы (например, кулайская археологическая культура, палеолит), название исторических периодов — с прописной (например, Средневековье, Древность, Новое время).

  7. В географических, административно-территориальных названиях и названиях археологических памятников с прописной буквы пишутся все слова, в том числе и написанные через дефис, кроме слов года и лет, например, могильник 30 лет Октября, селище Нёх-Урий. Номенклатурные (родовые) наименования, если они не входят в состав имени собственного, пишутся со строчной буквы, например, гора Крутая, Барсова гора, но селище Барсова Гора I/2.

  8. Дата оформляется арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год — четырьмя арабскими цифрами. Например, дату 10 апреля 2000 г. следует оформлять: 10.04.2000.

Допускается словесно-цифровой способ оформления даты, например: 10 апреля 2000 г. Допускается также оформление даты в следующей последовательности: год, месяц, день месяца, например, 2000.04.10.

Оформление дат по всему тексту отчета должно быть однотипным.

  1. Текст основной части отчета делится на разделы, подразделы, пункты и подпункты.

  2. Разделы отчета должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами без точки4 или с точкой5 в конце (1, 2 и т. д. или 1., 2. и т. д.). Структурные элементы отчета «СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ», «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ», «СПИСОК ТАБЛИЦ», «СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ», «ОПРЕДЕЛЕНИЯ», «ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» не нумеруют. Подразделы, пункты и подпункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела, например, 1.2, 1.2.1, 1.2.1.1 или 1.2., 1.2.1., 1.2.1.1.

  3. Не допускается вводить рубрикацию, содержащую более четырех иерархических уровней. Пункты и подпункты должны содержать законченную информацию.

  4. Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте отчета на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением букв ё, з, й, о, ч, ъ, ы, ь) или арабскую цифру, после которых ставится скобка, например: а); б) и т.д. 1); 2); 3) и т.д. Допускается использование букв латинского алфавита.

  5. Примечания следует помещать в отчете при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации. Примечания размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами без точки, например:

Примечание:

……………………………………………………………………………………

Примечания:

  1. …………………………….

  2. …………………………….

      1. Наименования структурных элементов отчета «СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ», «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ», «СПИСОК ТАБЛИЦ», «СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ», «ОПРЕДЕЛЕНИЯ», «ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» служат заголовками, их печатают прописными буквами в середине строки не подчеркивая, без точки в конце. Эти структурные элементы и разделы отчета печатают с новой страницы.

      2. Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты и подпункты могут не иметь заголовков.

      3. Заголовки, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов печатают с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной) без точки в конце. Если заголовок состоит из двух предложений, то в конце первого ставится точка. Подчеркивание и переносы слов в заголовках не допускаются.

      4. Расстояние между заголовками структурных элементов отчета, перечисленных в п. 4.1.14, заголовками разделов, подразделов и текстом должно быть не менее 1,5–2 строки (3–4 интервалов).

      5. Перед иллюстрациями, если они помещаются после текста, и приложениями, переплетаемых вместе с текстом отчета допускается помещать страницы с соответствующими надписями «ИЛЛЮСТРАЦИИ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», которые печатают в середине страницы прописными буквами не подчеркивая, без точки в конце.

      6. Условные обозначения и сокращения должны быть едины для всего текста отчета. Единицы физических величин — по ГОСТ 8.417. Данные о свойствах веществ и материалов — по ГОСТ 7.54. Используемые в тексте сокращения русских слов и словосочетаний должны соответствовать ГОСТ 7.12.

      7. Подписи на титульном листе, протоколы рассмотрения отчета, рецензии и справки заверяются печатью соответствующих организаций.

      8. При оформлении отчета и всех входящих в него материалов допускается применять только синтетический (полимерный) клей. Возможно применение эмульсии ПВА. Не допускается применять липкие ленты, лейкопластырь, а также резиновый (на резиновой основе) или силикатный клей.

      9. Каждая книга отчета должна иметь жесткий переплет (обложку). Для отчетов объемом до 30 страниц допускается мягкая картонная или пластиковая обложка.

      10. Не допускается применять металлические крепления блоков отчета, а также крепление спиралями (металлическими или пластиковыми), пружинными фиксаторами, скоросшивателями.

4.2 Нумерация страниц отчета

  1. Страницы отчета нумеруют арабскими цифрами, проставляемыми в нижнем поле в центре. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер его не проставляют.

  2. Таблицы и рисунки, помещенные на отдельных страницах, а также текстовые приложения, чертежи и документы включают в общую нумерацию страниц независимо от формата, на них также проставляют номера страниц.

  3. Если отчет состоит из нескольких книг, то в каждой из них должна быть самостоятельная нумерация страниц.

4.3 Иллюстрации

  1. Экземпляры отчета могут сопровождаться иллюстрациями, размноженными электрографическим или полиграфическим способом, распечатанными на лазерных, струйных или иных печатающих устройствах, а также с черно-белыми, цветными фотографиями и раскрашенными иллюстрациями. В печатающих устройствах следует применять материалы (печатный носитель и чернила/тонер), обеспечивающие устойчивость изображения к выцветанию и воздействию влаги.

  2. Иллюстрации всех типов (фотографии, рисунки, схемы, чертежи и т.д.) обозначают сокращенным словом “Рис.” и нумеруют последовательно арабскими цифрами. Нумерация может быть сквозной, либо в пределах раздела (рисунки, помещенные во введении, имеют порядковые номера без указания раздела). В случае если часть иллюстраций помещается в тексте отчета, а часть — после списка использованных источников и/или в отдельную книгу (книги), то они должны иметь общую нумерацию.

Номер иллюстрации состоит из ее порядкового номера или номера раздела и ее порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой без знака «№»; после номера иллюстрации через пробел ставится тире, а затем через пробел название иллюстрации. Например: «Рис. 1 — Селище Каюково…» или «Рис. 1.2 — Селище Каюково…» (второй рисунок первого раздела). Название иллюстрации печатают строчными буквами (кроме первой прописной) без точки в конце и не подчеркивают. При необходимости допускается помещать поясняющие сведения на отдельном листе с указанием: "К рис...". Располагать их следует так же, как иллюстрации.

Если в отчете одна иллюстрация, то ее не нумеруют.

  1. Иллюстрации размещают после первого упоминания о них в тексте с максимальным приближением к ссылке на них и/или сразу после списка использованных источников в порядке упоминания. Допускается размещать иллюстрации после текстовых приложений, если те оформляются как продолжение текста отчета. Иллюстрации могут быть помещены в отдельную книгу (книги). Иллюстрации располагают так, чтобы их можно было рассматривать без поворота книги или с поворотом по часовой стрелке на 90 градусов.

  2. На одном листе допускается размещать одну или несколько иллюстраций. Если иллюстрация не умещается на один лист, можно переносить ее на другие листы, при этом название иллюстрации помещают на первом листе, а поясняющие данные к части иллюстрации — на соответствующем листе. На каждом листе указывают "Рис. ... , лист...".

  3. Иллюстрации размещаемые на отдельных листах выполняются на листах формата А4 или на прямоугольных листах произвольного формата, но не менее A3. Иллюстрации размером меньше формата А-4 должны быть наклеены на лист белой бумаги формата А-4.

Иллюстрации должны размещаться на листах с соблюдением полей принятых для текстовой части отчета. Для графических иллюстраций допускается соблюдать поля принятые для графических приложений. При этом размер левого поля должен обеспечивать копирование переплетенной в книге отчета иллюстрации на планшетном копировальном аппарате.

  1. Иллюстрации должны быть сложены до формата А4, а в случае выделения их в самостоятельную книгу — до формата А4 или А3.

  2. В составе иллюстраций могут помещаться графические материалы. В этом случае при оформлении следует учитывать требования п. 4.11.

4.4 Таблицы

  1. При оформлении таблиц в отчете следует придерживаться ГОСТ 2.105 (прил. Ж).

  2. Таблицы, содержащие цифровой, текстовой или смешанный материал, размещают среди текста, либо на отдельных листах. Каждая таблица должна иметь наименование.

  3. Таблицы нумеруют отдельно так же, как и иллюстрации (п.4.3.3). Номер следует размещать после слова "Таблица".

  4. Таблицы помещают после первого упоминания о них в тексте или на следующей странице, при необходимости, в приложении к документу.

  5. Наименование таблицы следует помещать над таблицей, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

  6. Таблицы размещают таким образом, чтобы они читались без поворота книги или с поворотом по часовой стрелке на 90 градусов.

  7. Допускается печатать таблицы через один интервал и на листах формата А3.

  8. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист, при этом заголовок помещают только над первой ее частью. Над последующими частями помещают надпись: "Продолжение табл. ...".

При переносе таблицы допускается на первом листе нумеровать ее графы/строки и на всех последующих листах помещать в головке/боковике таблицы только эту нумерацию.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой с повторением для каждой части ее боковика и головки или номеров граф и строк.

  1. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

  2. Если повторяющийся в графе таблицы текст состоит из одного слова, то допускается заменить его в следующей строке кавычками, если из двух и более слов — при первом повторении текст заменяют словами "то же", а далее — кавычками.

Замена кавычками повторяющихся цифр, знаков, математических, химических и других символов не допускается.

  1. Если цифровые или иные сведения в какой-либо графе таблицы отсутствуют, то на этом месте проставляют прочерк.

4.5 Формулы и уравнения

  1. Формулы и уравнения должны быть выделены из текста в отдельные строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно может быть перенесено после знака равенства или знаков арифметических действий.

  2. Формулы в отчете следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего отчета или каждого раздела (в этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе). Порядковый номер формулы указывают на уровне формулы справа от нее в круглых скобках

  3. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводят непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первая строка пояснения начинается словом "где" без двоеточия.

4.6 Ссылки

  1. Ссылки на использованные источники оформляют по ГОСТ Р 7.0.5-2008.

  2. При ссылках в тексте на использованные источники указывают соответствующий номер в списке источников, заключенный в квадратные скобки, например: [15, т. 1, с. 80].

При отсутствии нумерации в списке использованных источников, в отсылке приводят сведения, позволяющие идентифицировать объект ссылки. Если ссылку приводят на документ, созданный одним–тремя авторами, в отсылке указывают фамилии авторов, если на документ, созданный четырьмя и более авторами, или если авторы не указаны, — в отсылке указывают название документа (допускается сокращать длинные названия, обозначая опускаемые слова многоточием). При необходимости сведения дополняют инициалами, указанием года, тома или части издания и страниц. Сведения в отсылке разделяют запятой. Если отсылка содержит сведения о нескольких источниках, группы сведений разделяют знаком точка с запятой.

При совпадении автора (авторского коллектива) и года издания работ их дополнительно обозначают строчными буквами русского алфавита, проставляемыми без пробела после года, например: [Иванов, 1988а]. В этом случае в списке источников после года без пробела проставляют ту же букву, заключенную в скобки, например: Иванов А. А. Археология тундры. — М.: Наука, 1988(а).

При ссылке на фондовые работы после года их выхода через пробел проставляют букву "ф", например, [Иванов, 1988 ф].

Ссылки в отчете должны быть однотипными.

  1. Все приводимые в тексте цитаты заключают в кавычки и сопровождают ссылкой на использованный источник и страницу оригинала.

  2. Ссылки на рисунки, таблицы и формулы даются указанием соответствующего номера в круглых скобках, например: (рис. 3); (табл. 4); ...по формуле (1) — в разделах основной части отчета; (прил. А, рис. 1), (прил. А, табл. 2), (прил. А) — в приложениях.

При ссылке на текстовые и графические приложения в круглых скобках указывают номер приложения и, при необходимости, номер листа. Например: (граф. А, л. 2) или (граф. прил. А, л. 2) — второй лист графического приложения «А»; (текст. прил. В, л. 2) — второй лист текстового приложения «В».

При ссылке на машиночитаемые приложения в круглых скобках указывают номер носителя (если их несколько), тип носителя, путь к файлу (3 CD:\Фотопланы\Ур_30_40.dwg; 4 DVD: \Раскопки_3.avi).

4.7 Список исполнителей

  1. Список исполнителей содержит фамилии всех лиц, принимавших творческое участие в выполнении работ (авторов работы) (прил. Д).

Фамилии в списке располагают столбцом в порядке, определяемом ответственным исполнителем, фамилию которого с указанием «Ответственный исполнитель» пишут первой.

Слева указывают должность, ученую степень и ученое звание исполнителя, затем следует подпись, инициалы, фамилия и в скобках — номер раздела (подраздела), выполненного данным исполнителем. Для соисполнителей указывается организация. При необходимости авторов разделов допускается указывать также в содержании.

  1. Ниже списка авторов может быть приведен список лиц, принимавших участие в работе (с указанием характера выполненной работы), но без подписей.

  2. После списка авторов и лиц, принимавших участие в работе, должна быть подпись нормоконтролера, дата проведения контроля и расшифровка подписи.

Нормоконтролером, как правило, является сотрудник организации, в которой составлен отчет, назначенный администрацией для проверки соответствия отчетов требованиям дейст­вующих государственных и отраслевых стандартов, руководящих документов, инструкций и других НТД.

  1. Если отчет состоит из двух и более книг, то общий список исполнителей помещают только в первой книге. В последующих книгах приводят только списки их авторов.

4.8 Списки иллюстраций, текстовых, графических и машиночитаемых приложений

  1. Списки иллюстраций и текстовых приложений включают их номера и названия с указанием страниц, на которых эти материалы помещены в тексте.

В списке графических приложений приводят номера и названия приложений с указани­ем номера папки, в которой они помещены.

  1. Если отчет состоит из нескольких книг, то в первой книге помещают общий список иллюстраций и текстовых приложений (по книгам), а в последующих — списки, относящиеся только к данной книге (части).

4.9 Список использованных источников (литература)

  1. В список включают все опубликованные и рукописные (фондовые) материалы, на которые имеются ссылки в тексте отчета, текстовых и графических приложениях или на­званиях к иллюстрациям.

  2. Список оформляют в соответствие с ГОСТ 7.1-2003 и/или ГОСТ Р 7.0.5-2008, при этом допускается опускать отдельные обязательные элементы библиографического описания при условии, что оставшийся набор элементов обеспечивает поиск документа. Допускается предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, заменять точкой. В области физической характеристики документов указывают только их общий объем (количество страниц).

  3. В алфавитно-хронологическом списке приводят сначала опубликованные, а затем фондовые работы. Внутри этих подразделов последовательно помещают работы на русском языке, а затем на иностранных языках, располагаемые в алфавитном порядке. Допускается озаглавливать эти подразделы, например: «Опубликованные источники» или «Литература»; «Архивные работы» или «Фондовые работы» и т. п.

При наличии нескольких работ одного автора их приводят в хронологическом порядке, а при совпадении годов издания — в алфавитном порядке названий. Затем приводят работы, написанные в соавторстве в алфавитном порядке фамилий соавторов, а при полном совпадении авторских коллективов — в хронологическом порядке издания.

  1. Если в отчете приняты ссылки на номера использованных источников, то для всего списка должна быть сквозная нумерация. Сведения об источниках, в этом случае, следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте отчета и нумеровать арабскими цифрами. Допускается располагать источники в алфавитно-хронологическом порядке.

4.10 Текстовые приложения

  1. Перечень и содержание текстовых приложений определяется требованиями действующих нормативных и методических документов или ответственным исполнителем с учетом специфики работ и изучаемых объектов.

  2. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения.

Приложения могут обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь (например, «Приложение Б») или арабскими цифрами. Например, «Приложение 6»6. Одно приложение не нумеруют.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита.

  1. Каждое приложение должно иметь заголовок.

  2. Приложения помещают после иллюстраций. Допускается помещать приложения после списка использованных источников, если иллюстрации даны в тексте отчета или выделены в отдельную книгу, а так же если приложения оформляются как продолжение текста отчета.

  3. Приложение или несколько приложений могут быть оформлены в виде отдельной книги отчета, при этом на титульном листе под номером книги следует писать слово «Приложение». При необходимости такое приложение может иметь раздел «СОДЕРЖАНИЕ»

  4. При необходимости текст приложений может быть разбит на разделы, подразделы, пункты; в него могут быть введены перечисления и примечания, которые следует оформлять в соответствии с требованиями пунктов 4.1.9 – 4.1.16. Такое приложение может иметь содержание.

  5. Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения в соответствии с требованиями подразделов 4.3., 4.4, 4.5.

  6. Если в качестве приложения в отчете используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его включают без изменений в оригинале. На титульном листе документа в центре вверху печатают слово «Приложение» и проставляют его обозначение, а страницы, на которых помещен документ, включают в общую нумерацию страниц отчета.

  7. Рецензия (рецензии)

    1. Отчет передают на рецензию в соответствии с установленным в организации-исполнителе порядком.

    2. Для отчетов по полевым археологическим работам 1-ый экземпляр отчета передается на рецензию в ОПИ ИА РАН, копии полученной рецензии рассылаются в организации, в которые были предоставлены экземпляры отчета.

    3. Если в рецензии содержатся существенные замечания, то в отчет должна быть помещена справка (разослана вместе с рецензией), подписанная ответственным исполнителем, о внесении изменений по сделанным замечаниям, либо обоснование их отклонения.

  1. Протокол рассмотрения и принятия отчета

  1. В протоколе рассмотрения отчета должны быть отражены:

  1. наименование коллегиального органа, рассматривавшего отчет;

  2. дата рассмотрения;

  3. номер протокола;

  4. инициалы и фамилии участников заседания;

  5. повестка дня;

  6. обсуждение отчета;

  7. оценка отчета (если она производится);

  8. рекомендации;

  9. подписи, инициалы и фамилии (без скобок) председателя и секретаря заседания, на котором рассматривался отчет.

  1. В протоколе дается оценка соответствия выполненной работы заданию, ее качества и степени готовности к передаче заказчику.

4.10.11 Коллекционная опись оформляется в соответствии с требованиями инструкции Министерства культуры РФ, с учетом формы принятой в учреждении, в которое коллекция передается на хранение.

  1. Акты или справки сдачи первичных материалов и коллекций оформляются в соответствии с требованиями организации-исполнителя или организации принимающей первичные материалы и коллекции на постоянное/временное хранение.

4.11 Графические приложения

  1. Графические материалы выполняются на форматах предусмотренных ГОСТ 2.301-68. Для топографических планов могут применяться требования ГУГК.

  2. В случае если графические материалы помещаются в отчет в составе иллюстраций и их формат превышает А3, допускается выполнять их на прямоугольных листах произвольного формата.

  3. На графических приложениях рекомендуется придерживаться минимальной толщины линий 0,09 мм.

  4. Изображение структурных элементов иллюстраций (линий, условных обозначений и др.) допускается всеми цветами, пригодными для репродуцирования.

  5. Размеры полей (расстояние от обреза листа до рамки) для графических приложений формата А3 и А4 не должны быть менее: левое — 20 мм; верхнее, нижнее и правое — 5 мм. Для остальных форматов не менее: левое — 20 мм; верхнее, нижнее и правое — 10 мм. Если графические материалы переплетаются с текстом отчета, или в отдельную книгу, рекомендуется придерживаться полей принятых для текстовой части отчета.

  6. Графические приложения должны быть сложены до формата А4 (в исключительных случаях до А3) таким образом, чтобы был виден угловой штамп.

  7. Графические приложения могут быть переплетены в отдельную книгу либо вместе с текстом отчета. Толщина книги, в которую помещены графические приложения, не должна превышать 50 мм (рекомендуется — не более 30 мм).

  8. Непереплетенные графические приложения помещают в папки форматов 220х 310 (310х430) мм. Листы топопланов, выполненных в соответствии с требованиями ГУГК не складывают и помещают в папки 700х700 мм. Толщина папок не должна превышать 60 мм.

  9. Масштабы выполняемых графических изображений должны соответствовать ГОСТ 2.302-68.

Масштабы уменьшения — 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000; 1:2000; 1:5000; 1:10000; 1:25000; 1:50000.

Натуральная величина — 1:1.

Масштабы увеличения — 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1; 100n:1 (n — целое число).

  1. Графические приложения представляют в контурно-штриховом исполнении и выполняют тушью на кальке либо полиграфическим (электрографическим) способом или с помощью компьютерных устройств на белой (картографической) бумаге. Не допускается использовать кальку с дополнительно пропиткой.

  2. Изображения элементов графических приложений должны соответствовать требованиям ГУГК, действующих НТД и инструкций.

  3. Приложения могут быть раскрашены предпочтительно анилиновыми красителями. При наличии дополнительной штриховки допускается раскраска цветными карандашами. Применять краску типа гуашь не допускается.

  4. На каждом графическом приложении (графической иллюстрации, чертеже) в нижнем углу листа проставляют угловой штамп произвольного формата, выполненный черной тушью или полиграфическим способом (кроме приложений, оформленных в соответствии с требованиями ГУГК). В исключительных случаях угловой штамп допускается помещать в свободном поле графического приложения (иллюстрации) у рамки.

  5. В угловом штампе должны быть отражены следующие сведения:

  1. номер приложения/иллюстрации, номер листа, общее количество листов

  2. наименование организации, в которой составлен отчет (краткое);

  3. наименование отчета (может быть приведено сокращенное наименование или/и номер темы отчета);

  4. инициалы и фамилию ответственного исполнителя;

  5. год сдачи (выпуска) отчета;

  6. название приложения/иллюстрации;

  7. масштаб приложения;

  8. фамилия и инициалы составителя (разработчика) приложения и/или чертежника (лица выполнившего приложение) и их подписи.

  1. Название графического приложения, содержащееся в угловом штампе, допускается повторить в виде заголовка. В правом верхнем углу может быть проставлен (продублирован) номер приложения, номер листа, номер экземпляра, гриф доступа.

  2. Графические приложения, представляющие собой карты, должны содержать в угловом штампе сведения о топографической основе, использованной при составлении данного приложения (масштаб, издание, год).

  3. Для однотипных многолистных графических приложений разрешается помещать угловой штамп только на первом листе. На каждом последующем листе должны быть указаны номер графического приложения, номер листа, краткое наименование организации, проводившей работы, год сдачи работы и номер разработки.

  4. Допускается оформлять угловой штамп (основную надпись) по ГОСТ 2.104-68.

  5. На всех картоматериалах, чертежах, графических рисунках и фотографиях предметов должен быть помещен линейный масштаб.

  6. Если на фотографии или графическом рисунке помещено несколько предметов, то они должны быть пронумерованы.

  7. В подрисуночном тексте к иллюстрациям, на которых помещены предметы, должны быть приведены следующие сведения: название; материал, место нахождения, шифр/номер по коллекционной описи.

  8. На выполненных в процессе работ топопланах должны быть помещены следующие сведения:

  1. линейный масштаб;

  2. сведения о принятой системе координат;

  3. сведения о принятом сечении рельефа горизонталями;

  4. сведения о принятой системе высот;

  5. сведения о принятом направлении на север (истинное или магнитное);

  6. способ топосъемки;

  7. фамилию и инициалы проводившего топосъемку;

  8. дату (как правило, месяц и год) топосъемки;

  9. фамилию и инициалы уточнявшего топосъемку;

  10. дату (как правило, месяц и год) уточнения топосъемки.

  1. На многолистных приложениях (карты, планы) в свободном поле каждого листа помещается схема расположения листов с указанием номеров, относящихся к ним приложений, на которой данный лист выделяется штриховкой. Допускается приводить на схеме только смежные листы, при этом полная схема расположения (стыковки) листов выполняется на отдельном листе и дается как самостоятельное приложение.

  2. На оборотной стороне крышки каждой папки к полоске верхнего поля подклеивают список содержащихся в ней графических приложений, в книге графических приложений список приводят на первых листах книги (после титульного листа). В списке указывают номер по порядку, название приложения, количество листов.

  3. В конце списка графических приложений, помещенных в данную папку, указывают общее количество приложений и листов, например, «итого 4 приложения на пяти листах, в том числе 1 приложение на двух листах».

    1. Приложения на машиночитаемом носителе7

      1. Для приложений на машиночитаемых носителях могут быть использованы следующие носители информации: оптические носители — CD, DVD, BD диски; флеш-накопители — USB-флеш-накопители, карты памяти CF, SD. Рекомендуется использовать накопители, защищенные от случайной перезаписи8.

      2. Предоставление материалов на магнитной ленте и гибких магнитных дисках не допускается.

      3. Не допускается предоставлять материалы на носителях, защищенных от копирования.

      4. На носителе и/или на его упаковке должна быть нанесена следующая информация

  • номер носителя;

  • тип носителя;

  • наименование отчета (может быть приведено сокращенное наименование или/и номер темы отчета);

  • инициалы и фамилию ответственного исполнителя;

  • год сдачи (выпуска) отчета;

  • содержание;

  • дату записи информации на носитель.

      1. Плоские носители могут помещаться в карманы, приклеенные к задней крышке соответствующей книги отчета или отдельной книге-кляссере. В последнем случае в книге также должен быть этикетка, титульный лист и содержание. Размер книги-кляссера должен соответствовать размеру других книг отчета. Объемные носители закрепляются на листе картона формата A-4 и помещаются в папку соответствующую размеру других книг отчета. Во всех случаях носители должны быть надежно закреплены.

Приложение А

Пример оформления этикетки

Российская академия наук

Уральское отделение

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ

Экз. __________

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

РЕКОГНОСЦИРОВОЧНОЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ВЕРХНЕГО ТЕЧЕНИЯ РЕКИ БОЛЬШОЙ ЮГАН В СУРГУТСКОМ РАЙОНЕ ХМАО, ПРОВЕДЕННОЕ В 1999 ГОДУ

Отв. исполнитель

К. Г. Трошкин

Книга 1

Екатеринбург 2000

Приложение Б

Пример оформления обложки

Российская академия наук

Уральское отделение

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ

(ИиИА УрО РАН)

УДК:

ББК:

Инв. №_________________

Гриф ___________
Экз. ____________

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

РЕКОГНОСЦИРОВОЧНОЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ВЕРХНЕГО ТЕЧЕНИЯ РЕКИ БОЛЬШОЙ ЮГАН В СУРГУТСКОМ РАЙОНЕ ХМАО, ПРОВЕДЕННОЕ

В 1999 ГОДУ

99/001

2 книги

Книга 1

Ответственный исполнитель ___________________________ К. Г. Трошкин

Екатеринбург 2000

Приложение В

Пример оформления титульного листа

Российская академия наук

Уральское отделение

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ

(ИиИА УрО РАН)

УДК:

ББК:

Инв. №_________________

Гриф ___________
Экз. ____________
УТВЕРЖДАЮ

Директор ИИА УрО РАН

академик

________________ В. В. Алексеев

(подпись)

________________

(дата)

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

РЕКОГНОСЦИРОВОЧНОЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ВЕРХНЕГО ТЕЧЕНИЯ РЕКИ БОЛЬШОЙ ЮГАН В СУРГУТСКОМ РАЙОНЕ ХМАО, ПРОВЕДЕННОЕ

В 1999 ГОДУ

05/001

2 книги

Книга 1

Ответственный исполнитель ___________________________ К. Г. Трошкин

Нормоконтролер ___________________________ А. Е. Тарасов

Екатеринбург 2000

Приложение Г

Пример оформления обложки

Российская академия наук

Уральское отделение

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ

(ИИА УрО РАН)

УДК:

ББК:

Инв. №_________________

Гриф ___________
Экз. ____________

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

РЕКОГНОСЦИРОВОЧНОЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ВЕРХНЕГО ТЕЧЕНИЯ РЕКИ ЯХАДЫЯХА В ЯМАЛЬСКОМ РАЙОНЕ ХМАО, ПРОВЕДЕННОЕ

В 2005 ГОДУ

05/001

2 книги

Книга 2

ПРИЛОЖЕНИЯ

Екатеринбург 2006

Приложение Д

Пример оформления списка исполнителей

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Руководитель работы,

зам. директора по научным вопросам

д.и.н

_______________________

(подпись, дата)

А.Ф. Шорин

(реферат, введение, заключение, разд. 1)

Ответственный исполнитель,

науч. сотр.

_______________________

(подпись, дата)

Р. Б. Волков

(разд. 2, 3)

Мл. науч. сотр.

_______________________

(подпись, дата)

И. И. Иванов

(разд. 4)

Науч. сотр.

_______________________

(подпись, дата)

Д. И. Ражев

(антропологические определения, прил. Б)

Геодезист

_______________________

(подпись, дата)

С. М. Сушкин

(топографическая съемка, граф. прил. Б, В)

Нормоконтролер

_______________________

(подпись, дата)

А. Е. Тарасов

Приложение Е

Пример оформления реферата

РЕФЕРАТ

Отчет 106 с., 2 кн., 56 рис., 3 табл., 21 источник, 2 прил.

ХАНТЫ МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, СУРГУТСКИЙ РАЙОН, БОЛЬШОЙ ЮГАН, МАЛЫЙ ЮГАН, РЕКОГНОСЦИРОВОЧНОЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ, ЛАРЛОМКИНО, КАЮКОВЫ, ТАУРОВО, ГОРОДИЩЕ, ПОСЕЛЕНИЕ, МОГИЛЬНИК, УСТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Объектом представляемых археологических исследований был бассейн рек Большой и Малый Юган, натурное обследование проводилось в верхнем течении р. Большой Юган, на отрезке от юрт Ларломкины до юрт Каюковы. Кроме того, был снят план одного памятника, расположенного на территории пос. Угут. Полевые работы проводились в составе Восточно-хантыйской международной экспедиции.

Работы выполнялись на основании Открытого листа №687 (форма №2) от 16.07.99, и Разрешения №10-99 от 21.06.99, выданного Службой главного государственного инспектора по охране и использованию историко-культурного наследия Главного управления культуры Ханты-Мансийского автономного округа.

Цель заключалась в оценке территории с точки зрения наличия и распределения археологических (историко-культурных) ресурсов — рекогносцировочное обследование

Задачей являлось выявление объектов археологии и участков с их наименьшей и наибольшей концентрацией, а также выработка рекомендаций по дальнейшему изучению территории.

Обследование проводилось в июне-июле 1999 г.

Место проведения работ — Тюменская обл., Ханты-Мансийский Автономный округ, Сургутский район.

В результате проведенных работ было обследовано и получены сведения, по меньшей мере, о 41 ранее не известный историко-культурный объект (16 городищ; 9 поселений; 3 могильника; 2 местонахождения; 3 археологических комплекса; 4 памятных места; 2 промысловых объекта; 2 современных культовых объекта), расположенных в бассейне рек Большой и Малый Юган. При рекогносцировочном обследовании верхнего течения р. Большой Юган на 9 из них были составлены глазомерные планы и сделано описание; на 3 — выполнены абрисы и описания; 5 — только осмотрено. Так же был снят глазомерный план выявленного ранее городища Больничное.

При рекогносцировочном обследовании выявилась следующая тенденция:

  • в районе озера Ларломкино имеется небольшой археологический комплекс, что, связано с относительно крупным рыбным озером и пересечением в этом месте сухопутных дорог;

  • на отрезке от юрт Ларломкины до юрт Ярсомовы встречаются лишь одиночные объекты;

  • от юрт Новые Ярсомовы начинается полоса Салымо-Юганского археологического района с очень высокой концентрацией археологических объектов.

Приложение Ж

Пример построения таблицы

Таблица ____ — ________________________________

номер наименование таблицы

Головка

Заголовки граф

Подзаголовки граф

Строки

Боковик

Графы (колонки)


Приложение И

Пример нестандартного углового штампа

Отчет о НИР: Рекогносцировочное археологическое обследование верхнего течения реки Большой Юган от юрт Ларломкиных до юрт Каюковых в Сургутском районе ХМАО, в 1999 году

Рис. 17
Лист
1

Отв. исполнитель: К. Г. Трошкин

Год сдачи: 2000

Листов

1

Селище Колсымовы 1

План

М 1:500

Глазомерная съемка К.Г. Трошкина — 29.06.1999

Составил ___________________ К. Г. Трошкин Чертил ___________________ О. Н. Череватов

ИИА УрО РАН

Приложение К

Примеры номеров УДК и ББК

УДК

902 Археология

902.2 Полевые археологические работы и археологические памятники в целом

902.21 Разведка памятников

902.26:528.4 Съемка археологических памятников

902:351.853.3 Археологические раскопки

902.034 Подводные археологические работы

502.8 Охрана исторических и этнографических памятников

39 Этнография

(=16) Славянские народы

(=161.1) Русские

(=51) Урало-алтайские народы

(=511) Уральские народы

(=511.1) Финно-угорские народы

(=511.142) Ханты

(=511.143) Манси

(=511.2) Самодийские народы, селькупы, ненцы

(=512.1) Тюркские народы

(=512.145) Татары

(=512.2) Тунгусо-маньчжурская группа населения

(571.121) ХМАО

(571.122) ЯНАО

Примеры записей:

902(571.121)

902.2(571.121)+39(=511.1)

[902+39](571.121)

ББК 63.4(2p5) /Археология — 63.4; Сибирь — 2p5/

63.52(251.3) /Этнография — 63.52; народы Западной Сибири — 251.3/

63.4(2p5)+63.52(251.3)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

  1. РАЗРАБОТЧИК

Карачаров К. Г.

620041, г. Екатеринбург, ул. Уральская, 57/2–142;

тел./факс +7 (343) 3690504; Skype: k.karacharov; e-mail: mail@

www.NorthArch.ru

  1. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ РАЗРАБОТКИ

ГОСТ 2.104-68 — Единая система конструкторской документации. Основные надписи

ГОСТ 2.105-95 — Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 2.111-68 — Единая система конструкторской документации. Нормоконтроль.

ГОСТ 2.301-68 — Единая система конструкторской документации. Форматы

ГОСТ 2.302-68 — Единая система конструкторской документации. Масштабы.

ГОСТ 7.9-95 — Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования.

ГОСТ 7.32-2001 — Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

ГОСТ Р 7.0.5-2008 — Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления

ГОСТ 7.1-2003 — Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.12-93 — Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.

ГОСТ 7.54-88 — Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление численных данных о свойствах веществ и материалов в научно-технических документах. Общие требования.

ГОСТ 8.417-2002 — Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин.

ГОСТ 13.1.002-2003 — Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие требования и нормы.

ГОСТ Р 53579-2009 — Система стандартов в области геологического изучения недр. Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению.

Положение о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной отчётной документации / Утверждено решением Ученого совета Института археологии Российской академии наук от 30 марта 2007 г. // Институт археологии: [сайт]. [2006]. — URL: /index.php?id=36 (дата обращения: 01.02.2012) .

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник: одобрено Орфографической комиссией РАН / под ред. В. В. Лопатина. — М.: Эксмо, 2008.

Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. Утверждены ГУГК при Совете Министров СССР 25 ноября 1986 г.

Опубликованы:

Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. — М.: Недра, 1989.

Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. — М.: Картгеоцентр-Геоиздат, 2000.

  1. Периодичность проверки — не реже одного раза в два года.

  2. Взамен инструкции «О порядке составления отчета об археологических исследованиях. Структура и правила оформления», утвержденной директором Департамента культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа А. В. Коневым. Приказ № 07 от 15 января 2002 г.

В постраничных сносках даны примечания и пояснения. В конечном варианте инструкции они будут исключены.

1 Это положение требует приведения в соответствие Закона РФ от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", смежных законов РФ, соответствующих законов и нормативно-правовых актов субъектов Федерации и муниципалитетов. До сих пор требование о передаче бесплатного обязательного экземпляра отчетов в Институт археологии РАН, государственные и муниципальные органы не имеет под собой правовых оснований. До приведения в соответствие законодательной базы передача бесплатных экземпляров отчета основывается исключительно на доброй воле исследователей. Закон РФ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определяет лишь обязанность передачи отчетов в Архивный фонд Российской Федерации (ст. 45, п. 10). Закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", что в состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения (ст. 5), то есть исполнитель может передавать отчеты в любой из архивов независимо от его подчинения и формы собственности (см. также ст. 21, п. 5).

2 Процесс организованного хранения

3 Публикация — предание гласности какой-либо информации

4 ГОСТ 7.32-2001

5 Правила русской орфографии и пунктуации

6 В ГОСТе 7.32-2001 обозначение приложений цифрами не предусмотрено.

7 Машиночитаемый носитель — носитель информации, пригодный для непосредственной записи и считывания данных техническими средствами.

8 В организациях и учреждениях, занимающихся хранением отчетов, должна быть организована работа по перезаписи материалов на машиночитаемых носителях с периодичностью, обеспечивающей сохранение информации. Большинство из современных носителей обеспечивает/гарантирует сохранность информации на срок от 5 до 10 лет.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Наставление по т опографической съемке объектов археологического наследия

    Документ
    ... — Инструкция о порядке составления отчетаобархеологическихисследованиях. Структура и правила оформления ( ... о порядке составления отчетаобархеологическихисследованиях. Структура и правила оформления / Разработчик К. Г. Карачаров. — Екатеринбург: ...
  2. Погребальный обряд ранних кочевников евразии

    Документ
    ... О.А., Бисембаев А.А., Бидагулов Н.Т, Дуйсенгали М.Н., Мамедов А.М., Дуля В.И. Отчетобархеологических раскопках в Актюбинской области в 2009 году ... XII века [Карачаров, Ражев. 2002, с. 137-140]. Источником нашего исследования послужили 4 черепа ...
  3. Судьбы славянства и эхо грюнвальда выбор пути русскими землями и народами восточной европы в средние века и раннее новое время

    Документ
    ... В. К вопросу обархеологической локализации летописного Болдыжа ... изучении отчета Рашина. Согласно отчету, ... , согласно современным археологическимисследованиям, существовало около десяти ... г. Д. Ралли и М. Карачаров, вместе с итальянскими мастерами, ...
  4. I север и северо-запад

    Документ
    ... Н.А. Клюев, А.А. Гладченков. Об итогах исследований в континентальном Приморье [48 ... Носкова, К. Г. Карачаров. Работы на Демьянском ... отчет Восточно-Крымской археологической экспедиции ИА РАН [6] В.И. Молодин, Г. Парцингер, Д. Цэвээндорж. Исследования ...
  5. Вопросы истории международных отношений и документоведения Выпуск 6 Под редакцией кандидата исторических наук 2010

    Документ
    ... представлениям об автохтонном ... Томск, 1996. Карачаров К.Г. Вожпайская археологическая культура // Ассоциация ... исследования могильника Шайтан II. – Томск, 2009. Пушкарев А.А. Отчет о научно-исследовательской работе Шайтанской археологической ...

Другие похожие документы..