textarchive.ru

Главная > Документ


Библейская школа «Слово истины». 2007г.

Библейская школа «Слово Истины».

Теология (часть 2).

V. Близкий и далекий Бог

(трансцендентность и имманентность).

Имманентность Бога:

  1. Его близость,

  2. Его присутствие,

  3. Его активность

в заботе и сохранении мироздания, в управлении ходом истории.

Все это касается не только массы людей в общем, но каждого из нас индивидуально.

Определение: Творец неизменно и постоянно присутствует со Своим творением и непосредственно вовлечен в его жизнь.

Трансцендентность Бога:

Отделенность Бога от природы и человека и независимость от них (несравненность и запредельность). Это и непостижимость. Бог не привязан к творению и не вовлечен в него, Он бесконечно выше Своего творения.

Определение: Творец выше творения, Творец несравним, Творец полностью непостижим.

Схема:

Очень важен баланс между имманентностью и трансцендентностью.

Бог является одновременно и имманентным, и трансцендентным.

При отсутствии этого баланса возникают две крайности:

1-ая крайность: имманентность преувеличивается, трансцендентность преуменьшается.

Эта крайность опасна тем, что теряется высокое представление о Боге, люди забывают о Нем как о высокой и превосходной личности.

Такое заблуждение чаще всего встречается среди протестантов.

2-ая крайность: трансцендентность преувеличивается, имманентность преуменьшается.

В таком случае происходит преувеличение роли трансцендентности в ущерб имманентности. Такое смещение лишает нас близких взаимоотношений с Небесным Отцом. Такому заблуждению особо подвержены православные и католики.

1. Библейское основание учения об имманентности Бога.

««Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? – говорит Господь. – Не наполняю ли Я небо и землю?» – говорит Господь» (Иер. 23:24).

Бог близок каждому из нас.

«Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда. Кто, кроме Него, промышляет о земле? И кто управляет всей вселенной? Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, – вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:12-15).

Бог не просто создал землю и отстранился от нее. Нет, Бог управляет ей – Он не только далекий, но и близкий Бог!

«Чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "Мы Его и род"» (Деян. 17:27,28).

Бог имманентен: Он близок к нам в Своей заботе о нас.

Практическое значение учения об имманентности Бога.

1-ый урок: понимание имманентности Бога учит осознавать заботу Бога о нас.

Пример:

2-ой урок: понимание имманентности Бона учит правильному отношению к окружающему миру и людям вокруг нас.

Бог присутствует в окружающем мире: кормит птиц, следит за цветами, продлевает жизнь всех людей, заботится о верующих и неверующих. Следовательно, жестокое обращение с животными (например, убийство ради забавы) или дерзкое обращение с людьми (даже с неверующими) неугодны, Богу.

2. Библейское основание учения о трансцендентности Бога.

«Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, – говорит Господь. – Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8,9).

Это один из важнейших текстов, описывающих превосходство и запредельность Бога.

Многие тексты Писания говорят как о трансцендентности, так и об имманентности Бога, видимо, для соблюдения баланса.

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святой – имя Его: «Я живу на высоте [небес] и в святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных»» (Ис. 57:15).

Первая часть стиха говорит о трансцендентности, вторая – об имманентности.

«Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его. Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы смотреть на небо и на землю; из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его; неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях? Аллилуйя!» (Пс. 112:4-9).

Стих 4 описывает трансцендентность Бога, стихи 5-9 описывают имманентность Бога.

Практическое значение учения о трансцендентности Бога.

1-ий урок: понимание трансцендентности Бога учит почтительному отношению к Богу.

Мы поклоняемся высокому и превознесенному Богу, а не просто другу, хотя Христос и называл верующих друзьями.

Поклонение близкому любящему Отцу не должно превращаться в панибратские отношения.

2-ой урок: понимание трансцендентности Бога защищает от идолопоклонства.

Идолопоклонство проявляется в греховной человеческой попытке найти аналогию Богу, но Бог несравнен. В этом и заключается ужас идолопоклонства.

Люди сравнивают Бога со всем, чем только можно: с человеком, с животными, со звездами, с природой и т.д.

Бог есть дух, и выразить Его с помощью физических объектов или изображений так же невозможно, как невозможно с помощью цвета воспроизвести звуки, мелодии.

Понимание трансцендентности Бога защищает от этих ошибок.

«Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?»

(Ис. 40:18).

«Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» – говорит Святой»

(Ис. 40:25).

«Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом» (Иер.10:6).

Никакое сравнение, никакие формы церковной архитектуры, никакие иконы не могут отобразить трансцендентного Бога. Попытка сделать это является атакой против учения о трансцендентности Бога.

3-ий урок: понимание трансцендентности Бога учит тому, что между Богом и человеком всегда будут огромные отличия.

Даже будучи искупленными, мы остаемся всего лишь обновленными человеческими существами, мы никогда не станем равными Богу.

Между человеком и муравьем больше сходства, чем между Богом и человеком.

4-ый урок: понимание трансцендентности Бога говорит о том, что спасение недостижимо при помощи человеческих усилий.

Если Бог трансцендентен (запределен, несравнен и непостижим), то как грешный ограниченный человек может достичь такого Бога?

Ответ: никак, спасение недостижимо для человека.

После беседы с богатым юношей ученики спросили у Господа: «Кто же может спастись?» Господь ответил: «Никто!»

Пример:

Приложение.

Исаия 57:15. Трансцендентность и имманентность Бога.

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святой – имя Его: «Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных»».

I. Бог определяет Себя трансцендентным (стих 15(а)):

  1. Трансцендентность в положении («Высокий и Превознесенный»).

  2. Трансцендентность во времени («Вечно Живущий»).

  3. Трансцендентность в святости («Святой – имя Его»).

II. Бог определяет Себя имманентным (стих 15(б)).

  • Бог близок к сокрушенным и смиренным, чтобы поддержать их.

VI. Троица.

Учение о Троице очень важное и до конца непонятное.

Один теолог говорил о нём:

«Попробуй объяснить его, и ты потеряешь рассудок. Попробуй отвергнуть его, и потеряешь душу».

Учение о Троице имеет огромное значение, так как отвечает на самый главный вопрос: кто есть Бог?

А также затрагивает следующие вопросы:

  • Кому мы должны поклоняться: только Отцу, или Сыну, или Святому Духу, или одновременно всем трём личностям Троицы?

  • Можно ли молиться Святому Духу?

  • Следует ли считать Сына равным Отцу?

Основные положения учения о Троице.

  1. Бог един, не существует трех Богов.

Речь идет об одном Боге, а не о трех Богах.

  1. Все три личности Троицы божественны.

    • Отец – Бог:

«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»

(Мф. 6:26).

«…потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6:32).

(Евангелие от Иоанна 17-ая глава).

    • Христос – Бог:

«А о Сыне: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл царства Твоего – жезл правоты» (Евр. 1:8).

«…их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки. Аминь» (Рим. 9:5).

«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16).

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

«И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Христос обладает атрибутами Бога.

      • Он прощает грехи (Мф. 9:2-7),

      • принимает поклонение (Мф. 28:17).

Первые христиане молились Иисусу Христу, а это значит, считали Его Богом (Деян. 7:28-29).

Он един с Отцом (Ин. 10:30).

    • Дух Святой – Бог:

«Но Петр сказал: «Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел – не твое ли было? И приобретенное продажей не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3,4).

Дух участвует в спасении вместе с Сыном и Отцом (1Пет. 1:2).

Он возрождает к новой жизни (Ин. 3:8).

Он дает дары церкви (1Кор. 12:4-11).

    1. Троица вечна.

    1. Внутри Троицы существует «функциональная субординация», которая не означает неравенство личностей.

    1. Троица непостижима.

Мы неспособны до конца понять ее, но верим в нее потому, что так учит Библия.

Осторожно с аналогиями! Все аналогии Троицы не могут полностью отразить ее суть, так как этатайна непостижима, и для того чтобы найти аналогию тайне, надо сначала познать тайну полностью!

Схема:

Две исторические ереси в отношении Троицы.

1-ая ересь.

Монархианство.

А. Динамическое монархианство.

Впервые это учение было изложено Феодотом Византийским (около 190г. по РХ), который утверждал, что Иисус – не Бог, а обычный человек, на Которого при крещении сошел Дух, и после этого Он стал совершать чудеса.

Это учение не было популярным.

Б. Модалистическое монархианство.

Сторонники этого учения утверждают, что Отец, Сын и Святой Дух – это одно и то же. Это не три личности, а одна личность с разными именами, которая проявляла себя то как Отец, то как Сын, то как Дух Святой.

(Некоторые сторонники этого учения даже утверждают, что Отец страдал в Сыне).

2-ая ересь.

Арианство.

Арий – пресвитер из Александрии (250-336 г. по РХ). Он утверждал, что Отец вечен, а Сын не вечен, а сотворен Отцом, Дух Святой не вечен, а создан Сыном первым из всего творения. Арианская ересь была осуждена на нескольких соборах.

Сегодня она частично возродилась в учении Свидетелей Иеговы.

В молитве мы можем обращаться и к Троице, и к любому из трех лиц Троицы индивидуально. Обращение к Отцу через Иисуса Христа, когда Дух Святой направляет молитву, согласуется с библейскими примерами (Ин. 14:13-14, Еф. 1:16,17).

VII. Взаимосвязь теологии и сотериологии.

Спасение как выражение любви между двумя личностями Троицы.

Схема:

Очень часто, когда две личности любят друг друга, эта любовь требует какого-то особого выражения, проявления любви.

Так вот, спасение рода человеческого – это проявление любви Отца к Сыну и Сына к Отцу.

«Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа)» (Евр. 13:20).

Речь идёт о вечном завете искупления, который заключили между собой две личности Троицы.

Рассмотрим три основных этапа этого завета.

1. Обещание.

«В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен» (Тит.1:2).

Вечная жизнь была обещанна ещё прежде, чем время начало свой бег.

Еще прежде основания мира Бог Отец обещал подарить Сыну в качестве невесты спасенное искупленное человечество.

Необходимо понимать, с чего начинается спасение. Оно начинается не с человека, не с нашего решения выбрать или отвергнуть Бога, спасение начинается с обещания Бога: Бог спланировал прежде создания мира спасти определённую группу людей.

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви»

(Еф. 1:3,4).

Бог избрал к спасению множество людей до основания мира, потому что Отец пообещал дать их Сыну в качестве невесты, прекрасного дара, выражающего любовь Отца к Сыну.

Заблуждение:

Некоторые считают, что Бог избрал людей к спасению, но не лично, не поименно, а в общем, Он избрал церковь как массу, не определяя персонально каждого спасенного.

Такое непонимание возникает из-за невнимательного чтения Писания.

Библия очень ясно учит конкретному поименному избранию.

«И не войдет в него ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Отк. 21:27).

У Бога есть книга, в которую вписаны имена избранных и спасенных Им.

«И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное»

(Отк. 20:15).

У Него есть книга, где записаны избранные и спасенные.

«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится»

(Отк. 17:8).

Здесь говорится о той же самой книге, но о другой группе людей, не избранных Богом к спасению, не вписанных поименно в книгу жизни прежде, чем время начало свой бег.

Прежде создания мира Бог определил:

  • объект спасения, то есть избрал поименно людей к спасению,

  • средство спасения (Иисус Христос – агнец, закланный прежде создания мира):

«Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет. 1:18,19),

  • цель спасения – это выражение любви между двумя личностями Троицы, что в итоге прославляет и Отца, и Сына, и Святого Духа: Отец пообещал и спланировал спасение, Сын совершил спасение, Святой Дух привлекает к спасению и хранит его.

2. Исполнение обещания (дар).

Пообещав в вечности прошлого дать Сыну невесту, Отец осуществляет Свое обещание в истории человечества, спасая грешников.

«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон»

(Ин. 6:37).

Все те, кого Отец решил дать Сыну в качестве невесты, будут спасены и дарованы Сыну.

«Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что ОнМне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день»

(Ин. 6:38,39).

Воля Отца состоит в том, чтобы Сын не потерял никакую часть этого дара.

Поэтому Сын крепко держит в Своей руке всех тех, кого Отец дает Ему, спасая грешников.

«И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин. 10:28,29).

Сын внимателен к дару Отца, Он не позволит никому из спасенных погибнуть.

«Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть» (Ин. 17:6,7).

Смотрите, Иисус Христос опять говорит о спасении грешников как о даре Отца Сыну, то есть спасение – это не случайное событие, это исполнение обещания Отца дать дар Сыну.

«Я о них молю – не обо всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин. 17:9).

Каждый спасенный человек – это часть дара Отца Сыну.

«Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Ин. 17:12).

Сын хранит дар Отца, и никая часть дара не будет потеряна.

«Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин.17:24).

Спасение – это дар Отца Сыну, проявление Его любви.

3. Возвращение.

Итак, Отец обещал в вечности прошлого дать Сыну невесту.

У евреев для того, чтобы получить невесту, нужно было что-то платить.

И Сын платит (1Пет. 1:18-20): плата – Его кровь.

Уплатив цену искупления, Сын получает дар от Отца, и сегодня каждый спасенный человек является частью этого дара обещанного в вечности прошлого.

Но вы знаете, что самое интересное в этом завете искупления?

Самое интересное то, что в вечности будущего, когда Сын получит всех людей, являющихся частью этого дара, Он, выражая Свою любовь к Отцу, вернет Ему всех спасенных обратно.

«Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему – да будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28).

VIII. Имена Бога.

У Бога множество имен; они помогают нам познать Его. Имена, которые встречаются в Писании, – это не просто названия, данные Ему людьми; это то, как Сам Бог говорит о Себе. Имена Божьи открывают Его с разных сторон.

Даже выражения "во имя Господа", "благословенно имя Его" многое го­ворят о Всевышнем. Призвать имя Господа значит поклониться Ему (Быт. 21:33).

Господь строго запретил произносить Свое имя напрасно (Исх. 20:7).

Неисполнение предписаний закона бесчестило святое имя Господа (Лев. 22:2,32); священники совершают служение именем Господа (Втор. 21:5).

Имя Господа – залог дальнейшего существования народа (1Цар. 12:22).

1. ЭЛОХИМ (ELOHIM)

А. Где встречается это имя?

Слово Элохим встречается в Ветхом Завете более 2500 раз. Более 2300 раз это слово применяется к истинному Богу. Это слово мы встреча­ем уже в первом стихе Библии. Элохим — это форма множественного чис­ла и иногда означает "боги" применительно к языческим богам (см. Быт. 35:2, 4; Исх. 12:2, 18:1, 23:24).

Б. Значение слова Элохим.

Значение этого слова зависит от его этимологии; а этимология элохим представляется спорной. Иногда его производят от eima, "страх" – Бог вызывает страх, пред Ним должно благоговеть, Ему должно поклоняться.

Другое распространенное толкование связывает значение Элохим с однокоренным словом, означающим "силы", "могущества".

Элохим — это сильнейший из богов, всемогущий Бог, высшее Божество. Это последнее толкование представляется нам более обоснованным.

В. Множественное число элохим.

Почему Элохим стоит во множественном числе? Это характерная особенность Ветхого Завета; в других текстах на семитских языках ничего подобного нет.

Существуют три объяснения этого факта.

1. Первоначальный политеизм.

Первоначально элохим значило "боги" и применялось к языческому пантеону (тем самым, предполагается, что монотеизм Ветхого Завета развился из язычества). Однако это сомнительно, поскольку монотеизм Ветхого Завета – откровение Бога, а не результат эволюции политеизма.

2. Указание на Триединство Бога.

Это множественное число – своего рода неявное пророчество о Троице. Такое толкование есть присвоение Ветхому Завету новозаветного откровения; это тоже сомнительно (мы вер­немся к этому вопросу в следующей главе). Множественное число допус­кает возможность триединства Бога; однако это совсем не то же самое, что утверждать, будто множественное число Элохим означает Троицу.

3. Царственное множественное число.Множественное число элохим подчеркивает царственное величие Бога (подобно тому, как монарх говорит о себе "мы"). Это подтверждается тем, что Элохим постоянно употребляется в сочетании с глаголами, прилагательными и местоимениями в единственном числе.

Г. В связи с чем употребляется это имя?

Если мы примем этимологию Элохим – "силы" и гипотезу о "царственном множественном числе", то естественно предположить, что оно употребляется, когда речь идет о величии и всемогуществе Божьем. И это действительно так.

1. Оно употребляется при описании Бога как Владыки.

"Богом всей земли назовется Он" (Ис. 54:5);

"Я Господь, Бог всякой плоти" (Иер. 32:27);

"Богу небесному" (Неем. 2:4);

"Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык" (Втор. 10:17).

2. Элохим – Творец всего сущего (см. Быт. 1:1; Ис. 45:18; Ион. 1:9).

3. Элохим – Бог-Судья. (Пс. 49:6; 57:12).

4. Это имя также употребляется в описании того, что совершил Бог для

Израиля (Пс.67:8; см. также Втор.5:23-24, 8:15).

Д. Производные имена.

Эль – это Элохим в единственном числе.

  1. Эль-Шаддай (El-Shaddai).

Происхождение этого слова неясно; чаще всего шаддай связывают с аккадским корнем, означающим "гора". "Бог на горе", то есть Всемогущий Бог; так обычно и переводят Эль-Шаддай (см. Быт.17:1, 28:3, 35:11; Исх.6:3; Пс.90:1-2).

Это имя употребляют и в связи с наказанием народа Божьего (Руф. 1:20-21).

2. Эль-Элион (ElElyon) "Бог богов", "Всевышний Бог".

Так называет Бога Мелхиседек (см. Быт. 14:19), а до него – сатана:

"...буду подобен Все­вышнему" (Ис. 14:14).

В ранних книгах Библии это имя Божье встречается редко; оно "всплывает" около 1000 г. до н. э., во времена гонений (см. Пс. 9:3; Дан. 7:18, 7:22, 7:25, 7:27).

  1. Эль Олам (ElOlam) – "Бог вечный" (Быт. 21:33).

В этом имени Божьем делается ударение на Его неизменяемость: "милость Его вовек" (Пс. 99:5; см. также Пс. 102:17), и указывается на его неиссякаемую силу (Ис. 40:28).

  1. Эль Рои (ElRoi) – "Бог видящий".

Так назвала Бога Агарь (Быт. 16:13), когда Он говорил к ней перед рождением Измаила.

2. ЯГВЕ (ИЕГОВА, YAHWEH).

В древнееврейском языке это имя содержит 4 буквы – YHWH. Его иногда называют тетраграммой; во многих переводах Ветхого Завета, в том числе и в русском синодальном переводе, [Примеч. пер.] тетраграмма в подавляющем большинстве случаев заменяется словом "Господь".Ягве – личное имя Бога; оно употребляется чаще всякого другого имени и встречается в Ветхом Завете более 5300 раз.

А. Происхождение слова Ягве.Оно происходит от корня хава – "быть", "пребывать", "существовать", "развиваться". Примеры употребления слова хава – Неем. 2:5 ("чтобы я обустроил его" – в значении развития) и Еккл. 11:3 ("если упадет дерево... то оно там и останется" – в значении пребывания). Ягве – это Сущий, то есть деятельный и самодостаточный Бог.

Б. Как Бог открыл Свое имя Ягве.

Так называет Бога Ева (Быт. 4:1), Ной (Быт. 9:26), Авраам (Быт. 2:8, 15:2, 15:8); это имя призывали в дни Сифа (Быт. 4:26). Но весь глубокий смысл этого имени Бог открывает Моисею:

"Являлся Я Аврааму, Исааку и Иако­ву с именем «Бог Всемогущий»(Элохим);а с именем Моим «Господь» (Ягве) не открылся им" (Исх. 6:2-3).

Это означает, что патриархи, жившие прежде, не знали всей глубины значения этого имени.

"Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий»(Ягве). И сказал: «Так скажи сынам Израилевым: «Сущий послал меня к вам»" (Исх. 3:14).

В. Ягве – сакральное имя.

Ягве — личное имя Бога, которое Он открыл Израилю; оно считалось настолько святым, что после плена его не разрешалось произносить вслух, за исключением особых случаев (обычно вместо этого говорили Адонай, т.е. Господь). В VI-VII в. н. э. тетраграмма YHWH была согласована гласными из слова Адонай (чтобы напомнить чтецу в синагоге, что вместо Ягве следует произносить Адонай). Так возникла современная форма этого имени – Иегова (Jehovah). Нам уже трудно представить себе священный трепет, с которым иудеи относились к имени Ягве.

Г. Значение этого имени. О чем говорит нам имя Ягве?

Бог самодостаточен и неизменяем. Он – Сущий. Когда Иисус говорит: "Я есмь" (Ин. 8:58), Он повторяет то, что Бог сказал Моисею о Себе (Исх. 3:14). Этим Он свидетельствует о Себе как о вечном и неизменном Боге.

  1. Это имя свидетельствует, что Бог не оставит Свой народ (Исх. 3:12).

  2. Это имя связано с заветом Бога с Его народом, с властью Бога действовать ради Своего народа; подтверждением этому служит все то, что Бог сделал для освобождения Израиля из Египта (Исх. 6:6).

Д. Имена, производимые от Ягве.

  1. Ягве-Ире (Yahweh Jireh) – "Господь усмотрит" (Быт. 22:14). После того, как Ангел Господень указал на овна для принесения в жертву вместо Исаака, Авраам назвал это место "Господь усмотрит".

  1. Ягве Нисси (Yahweh Nissi) – "Господь знамя мое". После победы над Амаликитянами "устроил Моисей жертвенник, и нарек ему имя: Иегова Нисси. «Ибо... война у Господа против Амалика из рода в род"

(Исх. 17:15-16).

  1. Ягве Шалом (Yahweh Shalom) – "Господь – мир" (Суд. 6:24).

  1. Ягве Саваоф (Yahweh Sabbaoth) – "Господь воинств"(1 Цар.1:3).Главнокомандующий небесных ангельских армий, а равно и израильских войск (1Цар. 17:45). Так часто называли Бога пророки Исайя и Иеремия, чтобы в трудные времена напомнить Израилю, что всемогущий Господь – его Вождь и Защитник.

  1. Ягве Маккадешем (Yahweh Maccaddeshcem) – "Господь, освящающий вас" (Исх. 31:13).

  1. Ягве Рои (Yahweh Roi) – "Господь Пастырь мой" (Пс. 22:1).

  1. Ягве Цидкену (Yahweh Tsidkenu) – "Господь оправдание наше" (Иер. 23:6).

  1. Ягве Шамма (Yahweh Shammah) – "Господь там" (Иез. 48:35).

  1. Ягве Элохим Исраэль (Yahweh Elohim Israel) – "Господь, Бог Израилев" (Суд. 5:3; Ис. 17:6).

Это, строго говоря, эпитеты, а не самостоятельные имена Божьи.

Обычно они связаны с событиями истории Израиля или патриархов.

Однако они открывают нам новые стороны Личности Бога.

3. АДОНАЙ (ADONAI)

Адонай – это множественное число от адон – "господин", "хозяин", "владелец". Это царственное множественное число, как и Элохим. Слово адон употребляется при описании отношений господина с рабом (см. Исх. 21:1-6).

Когда Бога называют Адонай, этим подчеркивают, что Он – Господин, Владыка, имеющий абсолютную власть: "...что господин мой скажет рабу своему?" (И.Нав. 5:14).

Так называет Бога Исайя, когда Тот призывает его к служению (см. Ис. 6:8-11). Новозаветный аналог имени Адонай Кюриос (см. ниже).

4. ТЕОС (БОГ, THEOS)

А. Где встречается это имя?

Теос – самое распространенное имя Бога в Новом Завете; так обычно переводится Элохим в Септуагинте. Почти во всех случаях Теос – это истинный Бог; но иногда так называют и языческих богов (см. Деян. 12:22, 14:11, 17:23, 19:26-27; 1Кор. 8:5; 2Фес. 2:4).

Это слово можно встретить и всочетаниях "бог века сего" (т.е. дьявол, 2Кор. 4:4), "их бог – чрево" (Флп. 3:19).

Очень важно, что так называют Иисуса (хотя некоторые отрывки и вызывают споры). Обратите внимание на стихи: Рим.9:5; Ин.1:1, 1:18, 20:28; Тит.2:13.

Б. О чем нам говорит это имя?

Это имя многое говорит об Истинном Боге.

  1. Существует единственный истинный Бог (1Кор. 8:4; Мф. 23:9; Рим. 3:30; 1Кор. 8:6; Гал. 3:20; 1Тим. 2:5; Иак. 2:19). Монотеизм, основная ис­тина иудаизма, был подтвержден Христом и апостолами.

  1. Ему нет равных и нет подобного Ему (1Тим. 1:17; Ин. 17:3; Отк. 15:4; Рим. 14:26). Поэтому у верующих не должно быть других богов (Мф. 6:24).

  1. Бог трансцендентен. Он – Творец, Вседержитель и Господь вселенной, Властелин времени (Деян. 17:24; Евр. 3:4; Отк. 10:6).

  1. Он – Спаситель (1Тим. 1:1; 2:3; 4:10; Тит. 1:3; 2:13; 3:4).

Он "Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас" (Рим. 8:32). Он послал Сына, ставшего нашим Искупителем (Ин. 3:16).

В. Иисус Христос есть Бог.

Сын Божий, Иисус Христос, в некоторых местах Нового Завета прямо назван Богом (Теос).

  1. В Писаниях Иоаннаэто прежде всего Ин. 1:1, 1 Ин. 5:20; затем слова Фомы, который назвал Иисуса "Господь(Кюриос) мой и Бог(Теос) мой!" (Ин. 20:28); в Ин. 1:18 в ряде рукописей стоит не "единородный Сын", а "единородный Бог", и это чтение можно признать соответствующим подлиннику.

  1. В Писаниях Павласовершенно бесспорным представляется именование Христа Богом в Послании к Титу 2:13.

Рим. 9:5 вызывает сомнения у некоторых богословов; они считают, что выражение "сущий над всем Бог, благословенный вовеки" не относится к слову "Христос". Однако и грамматика, и контекст указывают именно на это.

  1. КЮРИОС (Господь, KURIOS).

А. Где встречается это имя?

Это слово встречается в основном у Луки (210 раз) и у Павла (275 раз), потому что они обращались к людям эллинистической культуры.

Всего в Новом Завете слово Кюриос встречается 717 раз.

Б. Что значит слово Кюриос?

Кюриос означает "господин", "владелец", "хозяин" (так его обычно и переводят; см. Ин. 4:11; Лк. 19:33; Кол. 3:22).

Оно может относиться к идолам (1Кор. 8:5) или к мужьям (1Пет. 3:6).

"Когда так называют Бога, это подчеркивает Его творящую силу, Его промысел в истории, Его владычество во вселенной..." (из статьи Lord (Господь) в богословском словаре [Н. Bietenhard, The New International Dictionary of New Testament Theology, ed. Colin Brown (Grand Rapids: Zondervan, 1976), т. 2, с. 514]).

В. ХристосГосподь(Кюриос).

В земной жизни к Иисусу обращались "Учитель" (Равви) или "Господи" (см., например, Мф. 8:6). Когда Фома говорит: "Господь мой и Бог мой" (Ин. 20:28), он признает Его в полном смысле Богом. Церковь говорит о воскресшем и вознесшемся на небеса Христе как о Господе вселенной (см. Деян. 2:36, Флп. 2:11).

"Для первых христиан (у которых «был на слуху» Ветхий Завет) обратиться к Иисусу «Господи» значило отождествить Его с Богом Ветхого Завета" (С. Джонсон, статья Господь (Христос) в библейском словаре [S. E. Johnson, Lord (Christ), The Interpreter's Dictionary of the Bible (New York: Abingdon, 1976)], т. З, с. 151).

"Исповедовать Иисуса Господом (Рим. 10:9) для любого иудея означало признать Иисуса из Назарета Богом, имеющим все атрибуты Божества" (В. Шедд, Послание к Римлянам, [William G. Т. Shedd, Romans(New York: Scribner, 1879)], с. 318).

Сущность христианской веры – признание Иисуса из Назарета Сущим (Ягве) Ветхого Завета.

6. ДЕСПОТЕС (ВЛАДЫКА)

А. Что значит это имя?

В отличие от Кюриос ("господин", т. е. имеющий власть), Деспотес относится, скорее, к "имущественной сфере" ("господин", т. е. владелец).

Б. Кем и как оно употребляется?

Так обращаются к Богу старец Симеон (Лк. 2:29), первохристианская община (Деян. 4:24), мученики на небесах (Отк. 6:10). Христа называют этим именем дважды (2Пет. 2:1 и Иуд. 1:4).

  1. ОТЕЦ

Бог – наш Отец; это – одно из откровений Нового Завета. Слово "Отец" в применении к Богу встречается в Ветхом Завете 15 раз, а в Новом – 245. Отец дает детям благодать и мир (таково обычное апостольское приветствие в посланиях: "Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего" – см., напр., Еф. 1:2; 1Фес. 1:1); добрые дары (Иак. 1:17)и даже заповеди (2Ин. 4). Мы обращаемся к Богу в молитве как к Отцу (Еф. 2:18, 1Фес. 3:11).

Подведем итог. Имя – не просто название; оно открывает характерные черты личности. В библейские времена это хорошо понимали.

"Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!" (Пс. 8:2,10).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Близкий и далекий бог (имманентность и трансцендентность бога)

    Документ
    ... «Велик Бог наш» и Церковная БиблейскаяШкола «Алмаз» Курс №3 «Теология» Пастор Николай Скопич Близкий и далекийБог (имманентность и трансцендентностьБога) Говоря о свойствах Бога ...
  2. Часть 2 эволюция христианства или хвала католикам?

    архив
    ... части книги я стараюсь дать последовательный перевод некоторых основных положений теологии ... на трансцендентном единстве, ... Бога от Бога, Света от Света, Богаистинного от Богаистинного ... далеко было до гармонии византийской религии и имманентности ...
  3. Слово — слава — премудрость богословско-философские основания ветхозаветной ономатологии и александрийский иудаизм

    Документ
    ... библейской, иудаистической и эллинистической на примере учения Филона Александрийского о Логосе. Ключевые слова ... истинного имени, но Бог сопутствующий, близкий ... трансцендентномБоге с мыслью об имманентности ... далекого ... александрийской школы, а ... части ... теологии ...
  4. ЧАСТЬ I ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ Глава 1 1 Философия Древней Индии (2)

    Список учебников
    ... слова. Истинным автором как мира, так и слова о мире считался Бог ... из частейтеологии. ... , которая имманентна, и ... библейская и дарвиновская. Библейская ... философ, близкийшколе британского ... трансцендентной даже по отношению к полу, кажется выходящим далеко ...
  5. Часть i исторические типы философии глава 1 1 философия древней индии (1)

    Список учебников
    ... слова. Истинным автором как мира, так и слова о мире считался Бог ... из частейтеологии. ... , которая имманентна, и ... библейская и дарвиновская. Библейская ... философ, близкийшколе британского ... трансцендентной даже по отношению к полу, кажется выходящим далеко ...

Другие похожие документы..