textarchive.ru

Главная > Документ


Конституционный процесс в Чувашии: практика, проблемы, теория

Предисловие

В Российской Федерации нет ни одного гражданина, который бы не знал словосочетание "Конституция - Основной Закон государства". Большинство людей знакомы с Конституцией Российской Федерации, конституциями субъектов Российской Федерации, а также наслышаны об основных законах Соединенных Штатов Америки, Франции, Бельгии, Испании и других государств. Но в таких федеративных государствах, как Россия, республики, входящие в их состав, также имеют свои конституции.

В последние годы государственная и общественная жизнь заметно обновляется. И Конституцию, без сомнения, можно смело назвать зеркалом развития государства и современного гражданского общества. Она представляет собой универсальный законодательный акт, всесторонне регламентирующий многообразные общественные отношения, создающий юридическую базу для издания других законов, нормотворческой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, направленный на обеспечение стабильности в государстве, обществе и рассчитанный на длительный исторический период. Одной из главных ее функций является устройство государственной власти в субъектах Российской Федерации, то есть создание определенной системы органов власти.

В конституциях республик, как и в уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, последовательно излагаются принципы, порядок организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти, закрепляются их полномочия, порядок обеспечения прав и свобод человека и гражданина, вопросы собственности, административно-территориального устройства и местного самоуправления.

Конституция Чувашской Республики принята 30 ноября 2000 года. В ходе разработки депутаты Государственного Совета Чувашской Республики старались обеспечить ее максимальное соответствие Конституции Российской Федерации и в этой связи учитывали все положения Конституции Российской Федерации. Поэтому она идеально перекликается с Основным Законом Российской Федерации и за годы своего существования всего четыре раза подверглась изменениям, в то время как в других субъектах России поправки в основные законы вносились до тридцати и более раз (Республика Адыгея - 34 раза, Республика Алтай - 32 раза, Республика Коми - 22 раза). К тому же поправки к Конституции Чувашской Республики были продиктованы лишь изменениями федерального законодательства. Это касается порядка утверждения общих и запасного списков присяжных заседателей, назначения представителей общественности в Квалификационную коллегию судей Чувашской Республики, представителей в квалификационную комиссию при Адвокатской палате Чувашской Республики, а также порядка наделения полномочиями высшего должностного лица республики - Президента Чувашской Республики.

3 августа 1994 года Указом Президента Чувашской Республики была образована Конституционная комиссия по подготовке проекта новой Конституции Чувашской Республики. Возглавил ее работу Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров, который обеспечил принятие качественного, юридически выверенного конституционного акта. Соответственно основой для издания книги "Конституционный процесс в Чувашии: практика, проблемы, теория" послужили вышеуказанный правовой акт Президента Чувашской Республики и деятельность Президента Чувашской Республики, Государственного Совета Чувашской Республики по рассмотрению и принятию Конституции Чувашской Республики.

Книга, основанная на документах и стенографических отчетах сессий законодательного органа республики, охватывает период с 1926 года по настоящее время, но масштабно раскрывается в ней конституционный процесс по подготовке и принятию Конституции Чувашской Республики в 2000 году.

В издании также представлены основные вехи истории зарождения, развития, совершенствования чувашской государственности и ее конституционного оформления.

Каждая из Конституций (1926, 1937, 1978, 2000 годов), была результатом политических, общественных, социальных, экономических, правовых явлений, соответствовавших конкретному историческому этапу развития республики.

Это глубокое исследование и документальное повествование раскрывает многогранную, творческую, трудную работу всего депутатского корпуса и руководителей республики по подготовке особого юридического документа - Конституции Чувашской Республики, имеющей важное значение в жизни человека, коллектива, общества. Безусловно, принятие Конституции Чувашской Республики обогатило и российскую конституционно-правовую практику, теорию и практику всего конституционного законодательства.

Нам предстоит еще многое сделать в деле дальнейшего конституционного развития республики, совершенствования правотворческой деятельности Государственного Совета Чувашской Республики, являющегося высшим законодательным, представительным органом власти, обеспечивающим принятие законов по всем вопросам жизни республики.

Данная книга включила все четыре варианта проекта Конституции Чувашской Республики, подготовленные разными группами и официально внесенными в Конституционную комиссию Чувашской Республики. Каждый из них заслуживает внимания и, думается, приведенный здесь правовой их анализ поможет читателям лучше ознакомиться и глубже изучать историю конституционализма в Чувашской Республике.

Предлагаемое читателю издание заслуживает особого внимания, поскольку ее автор, являясь руководителем правовой службы Аппарата Государственного Совета Чувашской Республики, участвовал во многих мероприятиях по рассмотрению, доработке и принятию Основного Закона республики и обеспечивал юридическое сопровождение принимаемых документов.

Представляется, что книга окажется полезной и интересной не только для тех, кто непосредственно участвовал в подготовке, обсуждении и принятии новой Конституции Чувашской Республики, но и для широкого круга читателей, преподавателей, аспирантов, студентов, работников органов законодательной и исполнительной власти, интересующихся вопросами парламентаризма, теории и практики конституционного строительства.

Председатель
Государственного Совета
Чувашской Республики

М.А.Михайловский

Глава 1

Основные этапы и практика конституционного строительства в Чувашии (1926-2006 годы)

§ 1.1. Образование государственности в Чувашском крае и ее конституционное оформление

Интерес к истории становления государственности Чувашской Республики и ее правовой системы, в частности конституционного законодательства, растет из года в год. Это прежде всего связано с повышением правосознания населения и резким увеличением в республике количества учебных заведений, готовящих юристов.

Конституция как Основной Закон, всегда отличалась от иных правовых актов тем, что она конкретно и официально регламентирует общественные отношения, возникающие в обществе, и создает юридическую базу для издания других законов и правотворческой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

30 ноября 2000 года Государственным Советом Чувашской Республики была принята новая Конституция Чувашской Республики, но не все знают - которая по счету. Поэтому, полагаем, надо вернуться к истории становления Чувашского края, его законодательного, конституционного закрепления.

Для этого приоткроем страницы истории. Так, 8 июня 1920 года Политическое бюро Центрального комитета Российской коммунистической партии (большевиков) рассмотрело вопрос о Чувашской Республике, а 22 июня того же года - об образовании Чувашской автономии в форме автономной области. На заседании Совета народных комиссаров РСФСР (далее - СНК РСФСР) заместитель наркома внутренних дел М.Ф.Владимирский доложил о проекте постановления об образовании Чувашской автономной области. Проект был одобрен, а затем за подписью В.И.Ленина направлен во ВЦИК для принятия окончательного решения. 24 июня 1920 года было принято совместное постановление Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (далее - ВЦИК) и СНК РСФСР "Об Автономной Чувашской области", которым образована Чувашская автономная область как часть Российской Федеративной Социалистической Республики (далее - РСФСР) с административным центром в городе Чебоксары.1

В состав Чувашской автономной области были включены:

из Казанской губернии в полном составе уезды Цивильский с 13 волостями (40574 хозяйства), Чебоксарский с 12 волостями (30380 хозяйств) и Ядринский с 14 волостями (39995 хозяйств); 5 волостей Козьмодемьянского уезда - Янгильдинская, Сундырская, Татаркасинская, Акрамовская и Малокарачкинская;

из Симбирской губернии - часть Курмышского уезда с 3 волостями - Атаевской, Курмышской, Алгашинской; из Буинского уезда 5 волостей - Хомбусь-Батыревская, Муратовская, Торхановская, Шемуршинская и Шамкинская.

Через 12 дней Революционный комитет вновь созданной Чувашской автономной области издал свой первый Приказ (от 6 июля 1920 года). Подписал его Председатель Революционного комитета Д.Эльмень. Согласно этому документу, до созыва 1-го съезда Советов области вся полнота власти в Чувашской автономии области принадлежала Революционному комитету, а вся власть на местах - уездным и волостным исполнительным комитетам, волисполкомам и сельским Советам.

Все ранее изданные декреты, узаконения и распоряжения Советской власти оставались в силе и должны были исполняться неуклонно. Советским, военным учреждениям предписывалось придерживаться порядков военного времени, установленным в Казанской, Симбирской губерниях в годы гражданской войны. # За неисполнение приказов, постановлений и распоряжений Революционного комитета Чувашской автономной области ответственность возлагалась на уездные и волостные исполнительные комитеты и сельские Советы.

В целях обеспечения порядка и законности Революционный комитет указал на свою готовность решительно бороться "с контрреволюционной агитацией, умалением успехов освобожденного народа, против тех, кто игнорирует решения Совета и кто нарушает трудовую дисциплину, и карать законами военного и революционного времени".

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 сентября 1921 года к Чувашской автономной области были присоединены из Татарской АССР: две волости из бывшего Буинского уезда Симбирской губернии - Шихирданская и Шемалаковская (с двумя селениями Энтугановской волости); из бывшего Тетюшского уезда, Казанской губернии - Новошимкусская волость, 14 селений Алькеевской волости и 7 селений Большетаябинской волости, из которых образована Малояльчиковская волость.

Позднее, 21 апреля 1925 года, постановлением Президиума ВЦИК "О преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику" была образована Чувашская АССР.

С приобретением статуса автономной республики начался новый этап развития государственности Чувашии. Республика получила право на принятие своей конституции и иных правовых актов по вопросам организации внутренней жизни в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР.

Начало работы по созданию конституционных основ административно-территориального устройства Чувашской АССР было положено на заседании Президиума ВЦИК от 21 апреля 1925 года. В протоколе заседания указано на необходимость выработки и представления в месячный срок на утверждение Президиума ВЦИК проекта положения о государственном устройстве Автономной Советской Чувашской Социалистической Республики. По итогам работы Комиссии ВЦИК по конституционным вопросам было принято постановление ВЦИК от 15 июня 1925 года "О государственном устройстве Чувашской АССР". Руководствуясь указанными документами, органы государственной власти и управления Чувашской АССР приступили к подготовке проекта Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР.

Первый проект Конституции Чувашской АССР был рассмотрен и утвержден 31 января 1926 года I (VI) Учредительным съездом Советов в Чувашской АССР. В постановляющей части протокола указывалось: "Проект Конституции и декларацию утвердить и поручить ЦИК ЧАССР внести на утверждение во ВЦИК".

Утвержденный проект Конституции состоял из двух частей: первой - Декларации об образовании Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики и второй - текста Конституции, содержащего 87 статей, объединенных в 13 глав. Декларация была включена в состав Конституции Чувашской АССР 1926 года по рекомендации Комиссии ВЦИК по конституционным вопросам. В ней кратко изложены исторический путь, пройденный чувашским народом в борьбе за национальную самостоятельность и национальную культуру, быт и язык, а также стремление к строительству новой социалистической жизни и готовность поддержать единство Союза Советских Социалистических Республик. "Долгий путь упорной борьбы прошел чувашский народ за свое освобождение, - говорилось в Декларации. - ... чувашские трудящиеся массы, вместе со всеми трудящимися Советских республик, начали строить новую жизнь".2

Небезынтересно, о чем же мечтали и думали тогда наши соплеменники? Внимательное изучение этого исторического документа свидетельствует о том, что в проекте Конституции закреплены основные институты власти Чувашской АССР, права на свободу совести, свободу выражения своих мнений и развитие печати, свободу союзов, а государственными языками на территории республики, как и в ныне действующей Конституции, признаны чувашский и русский.

Глава 5 была посвящена институту представительства Чувашской АССР в центральных органах РСФСР. Статья 37 гласила, что "для осуществления постоянной связи между Правительствами Чувашской АССР и РСФСР и в целях обеспечения интересов ЧАССР при Президиуме ВЦИК состоит Представитель Чувашской АССР, действующий на основании особого положения".3

Оказывается, еще на заре становления Чувашской Республики были найдены и выработаны действенные эффективные инструменты и формы сотрудничества и взаимодействия с центральными органами власти. В настоящее время представительства Чувашской Республики успешно функционируют при Президенте Российской Федерации и в некоторых субъектах Российской Федерации (г.Санкт-Петербурге, Республике Татарстан). Работа по расширению связей с другими субъектами России продолжается.

Проект Конституции Чувашской АССР в те годы подлежал утверждению на заседании ВЦИК. В с # связи с этим ВЦИК Чувашской АССР 23 марта 1926 года препроводил проект Конституции в адрес Представительства Чувашской АССР при ВЦИК. К сожалению, сведений о его рассмотрении и утверждении ВЦИКом, по данным исторического архива республики, не имеется. Скорее всего, названный документ, как и проекты конституций соседних республик, так и не прошел стадии утверждения. Однако это не умаляет его исторической и общественно-политической значимости, не снижает ценности, качества и юридической отработанности. Проект был разработан в полном соответствии с действующими Конституциями СССР и РСФСР, путем тщательного изучения законодательных основ, правовых норм и наработанного опыта в молодой Российской Федерации. Работа над первой Конституцией ЧАССР и полученные в этой области знания оказывали и определенное влияние на дальнейшее развитие в правотворческой деятельности в республике.

Конституция Чувашской АССР 1926 года впервые была опубликована в 1930 году малым тиражом в форме брошюры под грифом "на правах рукописи".

Важно отметить, что на съездах Советов и сессиях ЦИК Чувашской АССР вплоть до преобразования органов государственной власти и управления по Конституции Чувашской АССР 1937 года вопросы о дополнениях или изменениях статей проекта Конституции Чувашской АССР 1926 года не ставились.

На сессии Верховного Совета Чувашской АССР 2 декабря 1948 года Конституция Чувашской АССР 1926 года была названа "первой Конституцией республики", хотя в правовом отношении, на наш взгляд, до конца она не была оформлена и не вступила в юридическую силу.

Но ход истории не остановить. Жизнь и связанные с ней государственные и общественные отношения в Чувашии год от года развивались, совершенствовались. Чрезвычайный XI съезд Советов Чувашской АССР 18 июля 1937 года принял новый проект Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР и решил внести его на утверждение Верховного Совета РСФСР. Его одобрению предшествовало принятие Конституции СССР (5 декабря 1936 года) и Конституции РСФСР (21 января 1937 года). Статья 20 Конституции РСФСР предоставляла автономным республикам право иметь свои конституции, учитывающие особенности автономных республик и построенные в строгом соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР.

Согласно этим конституционным актам и была разработана Конституция Чувашской АССР 1937 года, которая объявила ЧАССР социалистическим государством рабочих и крестьян, что власть в республике принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, а политическую основу составляют Советы депутатов трудящихся, экономическую - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность (статьи 1, 2, 3, 4). В ней определены:

виды социалистической собственности, которая выступает в форме государственной либо кооперативно-колхозной собственности (статья 5);

функционирование мелких частных хозяйств единоличных крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда (статья 9);

ведение хозяйственной (производственной) деятельности на основе государственного и народнохозяйственного планов (статья 11);

принцип социализма "от каждого по его способностям, каждому по его труду" (статья 12).

Важно отметить, что Центральный исполнительный комитет Чувашской АССР (ЦИК Чувашской АССР) работу над проектом Конституции ЧАССР начал еще до объявления о принятии Конституций СССР и РСФСР. 25 июля 1936 года Президиум ЦИК Чувашской АССР образовал Конституционную комиссию в составе 30 членов, которой было поручено разработать проект новой конституции. Он был опубликован для обсуждения в республиканских газетах 18 мая 1937 года и, кроме того, издан отдельной брошюрой.

Конституция (Основной Закон) Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики была принята в 1937 году Верховным Советом ЧАССР, что было обусловлено соответствующими изменениями, которые произошли в Российском государстве и Чувашской АССР. Она закрепила вторую фазу развития социализма.

Конституция 1937 года состоит из одиннадцати глав: 1. Общественное устройство; 2. Государственное устройство; 3. Высшие органы государственной власти ЧАССР; 4. Органы государственного управления ЧАССР; 5. Местные органы государственной власти; 6. Бюджет ЧАССР; 7. Суд и прокуратура; 8. Основные права и обязанности граждан; 9. Избирательная система; 10. Герб, флаг, столица; 11. Порядок изменения Конституции ЧАССР.

2 июня 1940 года Конституция (Основной Закон) Чувашской АССР была утверждена Верховным Советом РСФСР. Но коренные изменения в обществе и государстве требовали дальнейшего ее развития.

7 октября 1977 года Верховным Советом СССР была принята новая Конституция (Основной Закон) Союза ССР, а 12 апреля 1978 года высший законодательный орган РСФСР принял Конституцию (Основной Закон) РСФСР.

Постановлением Верховного Совета Чувашской АССР от 24 июня 1977 года была образована Комиссия по подготовке проекта новой Конституции Чувашии, который был одобрен 11 мая 1978 года Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР и вынесен на всенародное обсуждение.

30 мая 1978 года в Чебоксарах состоялась восьмая сессия Верховного Совета Чувашской АССР девятого созыва, где была определена необходимость принятия новой Конституции Чувашии. Причинами тому явились вступление в силу Конституции СССР и Конституции РСФСР, а также изменения, произошедшие в социально-экономической и политической жизни республики. На этой же сессии была образована редакционная комиссия по подготовке окончательного варианта проекта Конституции. А 31 мая 1978 года Верховный Совет Чувашской АССР после заслушивания доклада об итогах работы редакционной комиссии голосованием по разделам и в целом единогласно принял Конституцию (Основной Закон) Чувашской АССР. Были приняты также Декларация "О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР" и Закон Чувашской АССР "О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР". Декларация была подписана Председателем Президиума Верховного Совета ЧАССР С.М.Ислюковым и Секретарем Д.И.Абашевым.4

Конституция Чувашской АССР 1978 года законодательно закрепила реальное расширение прав автономной республики. Если Конституция 1937 года к ведению Верховного Совета ЧАССР относила установление Конституции Чувашской АССР, внесение ее на утверждение Верховного Совета РСФСР и контроль за ее исполнением, то Конституция 1978 года предоставила Верховному Совету республики право самостоятельного ее принятия и внесения в нее изменений и дополнений.

Таким образом, было снято обязательное требование утверждения Конституции автономной республики высшим органом власти союзной республики. Кроме того, расширена компетенция Президиума Верховного Совета Чувашской АССР в решении ряда вопросов местной жизни, в том числе в сфере административно-территориального устройства.

Впервые в Конституцию Чувашской АССР был введен институт постоянных комиссий всех уровней Советов народных депутатов республики, являющихся важной формой привлечения депутатов к предварительному рассмотрению и подготовке вопросов, к участию в контроле за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Конституция Чувашской АССР 1978 года состояла из 16 глав в составе 10 разделов: 1. Основы общественного строя и политики Чувашской АССР; 2. Государство и личность; 3. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Чувашской АССР; 4. Советы народных депутатов Чувашской АССР и порядок их избрания; 5. Высшие органы государственной власти и управления Чувашской АССР; 6. Местные органы государственной власти и управления в Чувашской АССР; 7. Государственный план экономического и социального развития Чувашской АССР. Государственный бюджет Чувашской АССР; 8. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; 9. Герб, флаг и столица Чувашской АССР; 10. Действие Конституции Чувашской АССР и порядок ее изменения.

Она действовала продолжительное время - 22 года. За это время в нее восемь раз были внесены изменения и дополнения. 29 августа 1991 года впервые была внесена поправка, касающаяся введения в Чувашии поста Президента Чувашской АССР. Но до этого, по времени на полчаса раньше, депутаты Верховного Совета двенадцатого созыва приняли Закон об учреждении поста Президента Чувашской ССР. Это произошло на VI внеочередной сессии Верховного Совета Чувашии двенадцатого созыва. За введение в республике института президентства проголосовали 171 из 200 депутатов.

Институт президентства сыграл и играет позитивную роль в развитии национальной государственности. "Необходимость учреждения института президентства в Чувашии, - пишет кандидат исторических наук Д.А.Захаров в статье "Институт президентства в Чувашской Республике: становление и развитие (1991-2000 гг.)", - была вызвана объективными причинами: 1) социально-экономическим кризисом, с которым не справлялись ни федеральные, ни республиканские органы власти; 2) демократическими преобразованиями; 3) ослаблением исполнительной власти; 4) принятием в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР, требовавшей от органов государственной власти защиты провозглашенного суверенитета, которую эффективнее бы осуществил Президент."5

Кроме того, на учреждение нового института власти повлияли специфические факторы политической ситуации в республике осенью 1991 года:

1. Осторожно-нерешительная позиция руководства республики на события 19-21 августа в столице страны вызвала опасения у депутатов и чиновников, что в Чувашию посадят наместника из Москвы, как это произошло в некоторых областях и регионах;

2. После запрета деятельности КПСС, которая фактически управляла республикой в период советской власти, возник своего рода вакуум власти, который должен был заполнить Президент;

3. Сказалось и влияние схожих процессов по введению института президентства в соседних республиках (Татарской, Марийской, Мордовской);

4. Свою роль сыграли и личные амбиции некоторых политических деятелей, в частности Председателя Верховного Совета Э.А.Кубарева, претендовавшего на пост Президента. Следует учесть и то обстоятельство, что осенью 1991 года резко обострился конфликт между председателями Совета Министров и Верховного Совета. Поэтому учреждение института президентства в регионе было выгодным руководителю парламента Э.А.Кубареву, так как в этом случае Н.А.Зайцев отходил на второй план. Более того, у Кубарева были основания думать, что именно он станет Президентом. На наш взгляд, личная позиция Э.А.Кубарева по этому вопросу имела огромное, если не определяющее значение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституционный процесс в Чувашии практика проблемы теория Предисловие

    Документ
    В Российской Федерации нет ни одного гражданина, который бы не знал словосочетание "Конституция - Основной Закон государства". Большинство людей знакомы с Конституцией Российской Федерации, конституциями субъектов Российской
  2. Книги чувашской республики 1991-2000 ретроспективный

    Документ
    К 53 Книги Чувашской Республики. 1991-2 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, Ф. Г. Пара-монова, А. Б. Краснова. – Чебоксары, 2009.
  3. Межнациональные конфликты проблемы и пути их решения

    Документ
    В монографии на основе анализа межнациональных конфликтов, имевших место на нашей Земле в последнее столетие, проводится исследование их сущности, содержания и причин возникновения.
  4. этноконфессиональные процессы в современной югре

    Монография
    Издается по решению ученого совета Института философии и права СО РАН. Часть работы выполнена в рамках интеграционного проекта СО РАН № 78 «Адаптация населения в Сибири: этапы, механизмы, результаты».
  5. этноконфессиональные процессы в современной югре

    Монография
    Издается по решению ученого совета Института философии и права СО РАН. Часть работы выполнена в рамках интеграционного проекта СО РАН № 78 «Адаптация населения в Сибири: этапы, механизмы, результаты».
  6. Образовательный и научный проект " конституционное право россии и зарубежных стран в сравнительной перспективе"

    Документ
    Дисциплина права деградировала до уровня национальных юридических исследователей; границы юридических иcследований ныне совпадают с политическими границами.

Другие похожие документы..