textarchive.ru

Главная > Документ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ:

СОДЕРЖАНИЕ И СООТНОШЕНИЕ

Л.Л. ПОПОВ, Ю.И. МИГАЧЕВ, С.В. ТИХОМИРОВ

Под редакцией

заслуженного деятеля науки Российской Федерации,

доктора юридических наук, профессора

Л.Л. ПОПОВА

Авторы

Лев Леонидович Попов - заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Юрий Иванович Мигачев - доктор юридических наук, профессор.

Сергей Валентинович Тихомиров - заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

4. Административно-правовые вопросы обеспечения

законности в государственном управлении

Одним из важнейших принципов государственного управления является законность. Законность в государственном управлении можно определить как точное и единообразное понимание и исполнение Конституции Российской Федерации и законов всеми органами исполнительной власти и должностными лицами, а также лицами, к которым обращены требования субъектов управления. Законность выражается в обязанности каждого субъекта управления действовать строго в пределах своей компетенции, а также в соответствии законодательству любых актов управления <1>.

--------------------------------

<1> См.: Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974; Лунев А.Е., Студеникин С.С., Ямпольская Ц.А. Социалистическая законность в советском государственном управлении. М., 1948. С. 122 - 130; Лунев А.Е. Обеспечение законности в советском государственном управлении. М., 1963; Попов Л.Л. Обеспечение социалистической законности в деятельности советской милиции. М., 1972; Горшенев В.М., Шахов Л.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987; Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. 2002. N 1.

Законность характеризуется верховенством закона, реальностью, единством, недопустимостью противопоставления законности и целесообразности.

Верховенство закона выражается в том, что закон играет главенствующую роль. Государственное управление осуществляется на основе и во исполнение закона. Все подзаконные акты субъектов государственного управления должны соответствовать закону. В случае несоответствия акта управления закону применяется закон, а акт управления должен быть приведен в соответствие с законом либо отменен.

Реальность законности означает достижение фактического исполнения норм законов в управленческой деятельности.

Единство законности означает единое понимание и применение закона на всей территории, на которую он распространяет свое действие (например, федерального закона - на всей территории Российской Федерации).

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что в рамках закона должны выбираться наиболее целесообразные и оптимальные решения в сфере управления. Однако закон в процессе управления нельзя корректировать в угоду целесообразности. Изменить закон можно только путем законотворческой процедуры.

В теории административного права выделяются следующие способы обеспечения законности: государственный контроль, надзор и обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Государственный контроль как способ обеспечения законности состоит в том, что уполномоченные государственные органы (должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. При наличии таких нарушений контрольные органы принимают меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Чепурнова Н., Смольников С. Судебный контроль и прокурорский надзор // Законность. 2007. N 5; Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственность // Государство и право. 2000. N 1; Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964; Студеникина М.С. Указ. соч.; Тарасов А.М. Государственный контроль в России. М., 2008; Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве. М., 2008; и др.

Принципами государственного контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Говоря о государственном контроле как способе обеспечения законности, важно отметить и то, что контрольные и подконтрольные органы, как правило, соподчинены. При этом контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда контрольные органы входят в ведомственную систему.

Государственный контроль подразделяется на общий, когда охватывается вся деятельность проверяемого органа, и специальный, когда проверка осуществляется по определенным вопросам.

Сущность государственного контроля состоит в проверке соблюдения органами исполнительной власти и их должностными лицами законности, а также обеспечения целесообразности и эффективности в своей деятельности.

В государственном управлении осуществляются следующие виды государственного контроля:

контроль, осуществляемый Президентом РФ (президентский контроль);

контроль, осуществляемый органами представительной власти (парламентский контроль);

контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ;

контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;

судебный контроль <1>.

--------------------------------

<1> См.: Марков К.В. Государственный контроль: опыт и проблемы. М., 2005.

Президентский контроль. Президентский контроль в государственном управлении состоит в том, что в соответствии с полномочиями, предоставленными Конституцией и федеральными законами, он осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, Совета Безопасности РФ, Администрации Президента РФ, а также при назначении и освобождении высшего командования Вооруженных Сил РФ, назначении и отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ осуществляет функции контроля в процессе обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также руководства рядом федеральных органов исполнительной власти. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система. СПб., 2004. С. 67 - 85.

Президент РФ непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Необходимо отметить и то, что постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Контроль в сфере государственного управления осуществляется Президентом РФ через подразделения Администрации Президента РФ, а также Совет Безопасности РФ.

Так, самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ является Контрольное управление Президента РФ. Основными функциями Контрольного управления являются:

контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;

контроль за реализацией общенациональных проектов;

контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя Администрации Президента РФ;

контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и иных программных документов Президента РФ;

информирование Президента РФ и руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:

создавать комиссии с привлечением в установленном порядке работников аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов;

направлять работников Управления на заседания Правительства РФ, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

вносить в установленном порядке предложения Президенту РФ, в Правительство РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;

вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;

направлять в органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях;

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц.

Контрольные полномочия в сфере обеспечения безопасности Президент РФ осуществляет через Совет Безопасности РФ. В соответствии с п. "ж" ст. 83 Конституции РФ Указом Президента РФ утверждено Положение о Совете Безопасности РФ.

Во исполнение своих задач Совет Безопасности осуществляет такие функции, как организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации; рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности, а также осуществляет ряд других контрольных функций в сфере деятельности органов исполнительной власти по обеспечению безопасности.

Важную роль в реализации контрольных полномочий Президента РФ играют полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. Он обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В состав аппарата полномочного представителя входит соответствующая окружная инспекция Контрольного управления Президента РФ.

Основными задачами полномочного представителя являются:

организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

К функциям полномочного представителя относятся: обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; анализ эффективности деятельности правоохранительных органов; организация контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных целевых программ в федеральном округе, а также внесение Президенту РФ предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Для осуществления своих задач и функций полномочный представитель имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц. Полномочный представитель вправе организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента РФ, а также хода реализации национальных проектов, федеральных целевых программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе.

По результатам своей деятельности он может вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания.

К проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа, полномочный представитель вправе привлекать сотрудников Контрольного управления Президента РФ, а в необходимых случаях - и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.

Контроль, осуществляемый органами представительной власти. Этот вид государственного контроля осуществляется палатами Федерального Собрания РФ (парламента Российской Федерации), являющегося представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации может осуществлять контроль при решении следующих вопросов, отнесенных к его ведению Конституцией РФ:

утверждение федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете;

утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного или военного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

отрешение Президента РФ от должности;

назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума может осуществлять контроль при решении следующих вопросов, отнесенных к ее ведению Конституцией РФ:

принятие федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете;

дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

объявление амнистии;

выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии с Регламентом Совета Федерации, утвержденным Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ <1>, и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, принятым Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД <2>, формами контрольной деятельности палат Федерального Собрания РФ являются следующие:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635.

<2> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801.

подготовка и принятие парламентского запроса;

проведение парламентских слушаний;

заслушивание на заседаниях палат членов Правительства РФ (парламентский час);

рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению палат, на заседаниях их комитетов и комиссий;

приглашение на заседание комитета представителей органов исполнительной власти;

запрос комиссией и комитетом необходимых документов и материалов;

депутатский запрос.

Контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов, аппарата Счетной палаты.

Задачами Счетной палаты являются следующие:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации своих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. При этом Счетной палатой используются следующие формы и методы деятельности:

организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

экспертиза проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации.

Счетная палата анализирует нарушения в бюджетном процессе и вносит в Совет Федерации и Государственную Думу предложения по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом. Она осуществляет подготовку и представляет в Совет Федерации и Государственную Думу заключения по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году.

Кроме того, по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незамедлительно.

В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счетная палата незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

Предписание Счетной палаты может быть обжаловано в судебном порядке.

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти. Данный вид государственного контроля осуществляют Правительство РФ, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции РФ и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении, и контролирует их деятельность. Эти федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ осуществляет контрольные функции при утверждении положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, установлении предельной численности работников их аппаратов и размеров ассигнований на содержание этих аппаратов, назначении на должность и освобождении от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждении членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СОДЕРЖАНИЕ 1 Общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    ... образовании» в редакциях, действующих на ... представлений о сущности государственногоуправления и исполнительнойвласти 1.2 Формирование представлений ... под стражу или содержаниепод стражей ... Содержание и система этой дисциплины. Взаимосвязь и соотношение ...
  2. Государственное управление основы теории и организации tom i

    Список учебников
    ... сущность и содержаниегосударственногоуправления, когда оно рассматривается лишь в связи с осуществлением исполнительнойвласти. Сущность государственногоуправления на самом ...
  3. - естественные науки - физико-математические науки - химические науки - науки о земле (геодезические геофизические геологические и географические науки

    Книга
    ... изданного в 2003 г. подредакцией доктора экономических наук, профессора ... Государственноеуправление и исполнительнаявласть: содержание и соотношение : [монография] / Попов, Лев Леонидович, Мигачев, Юрий Иванович, Тихомиров, Сергей Валентинович ; под ...
  4.  - естественные науки

    Книга
    ... изданного в 2003 г. подредакцией доктора экономических наук, профессора ... Государственноеуправление и исполнительнаявласть: содержание и соотношение : [монография] / Попов, Лев Леонидович, Мигачев, Юрий Иванович, Тихомиров, Сергей Валентинович ; под ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «система государственного управления»

    Учебно-методический комплекс
    ... управления государством, ведение государственных дел, содержание деятельности органов власти. Правительство – это высший коллегиальный орган исполнительнойвласти ...

Другие похожие документы..