textarchive.ru

Главная > Документ


9. Не является ли учебный предмет «Православная культура» по своему содержанию «Законом Божьим», то есть обучением религии?

Нет, «Закон Божий» и «Православная культура» – это разные учебные предметы, различающиеся по направленности, содержанию, методам преподавания и по правовым основаниям преподавания.

Учебный предмет «Закон Божий», который преподавался в российских школах в дореволюционный период являлся, по сути, обучением религии, предполагающим и включающим в себя обучение религиозной практике и саму религиозную практику – отправление религиозного культа, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний.

Тогда как учебный предмет «Православная культура» – это светский культурологический учебный предмет, связанный с преподаванием знаний об основах православной христианской религии и предоставляющий более широкий комплекс знаний о православной христианской культуре в то же время не фиксируя конфессиональную принадлежность обучающихся и не требуя совершения религиозных обрядов, участия обучающихся в религиозной деятельности.

10. Не будет ли под видом «Православной культуры» преподаваться «Закон Божий»?

Уже не первый год во многих общеобразовательных учреждениях (государственных и муниципальных) ведется преподавание разнообразных курсов православной культуры как религиозно-культурологического учебного предмета. И практически нигде не было претензий родителей учащихся относительно подмены курса «Православная культура» («Основы православной культуры» или прочих аналогичных по содержанию) курсом обучения религии («Закон Божий» или аналогичные).

Опасность подмены существует так же, как существует и вероятность искажения отдельными преподавателями программы по литературе, истории и прочим учебным предметам. Однако вероятность искажения курса истории не определяет необходимости отказаться от него совсем.

Обязанность по контролю исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов возлагается на государственные органы управления образованием, которые и должны обеспечить недопущение подмены курса «Православная культура» обучением религии.

11. Законно ли требование полного запрещения преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях?

Требование запрещения различных форм преподавания знаний о религии в рамках образовательной программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях противоречит нормам пункта 2 статьи 14 Закона РФ «Об образовании», устанавливающей, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Но интеграция личности в национальную культуру и современное общество как раз предполагает ознакомление учащихся со своей национальной культурой – русской, татарской, еврейской, калмыцкой и пр., которые создавались на основе конкретных религий – православия, ислама, иудаизма, буддизма и т. д.

12. Противоречит ли осуществление религиозно-культурологического образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях российскому законодательству?

Осуществление религиозно-культурологического образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не противоречит законодательству Российской Федерации при условии, что оно ведется на основе добровольного волеизъявления учащихся и их родителей (законных представителей).

Преподавание знаний о религии в форме философско-религиоведческого образования (как отдельный курс) так же не противоречит российскому законодательству, если преподавание данных учебных курсов также ведется на основе добровольного выбора учащимися и их родителями (законными представителями).

Звучащие из уст критиков религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях утверждения о противоречии такого образования российскому законодательству лишены весомых оснований либо основаны на ложных утверждениях85.

Критики введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях преподавания знаний о религии заявляют, что будто бы это нарушает светскость образования, но при этом игнорируют аналогичную насчитывающую уже много десятилетний практику осуществления религиозного образования в государственных школах зарубежных демократических стран, что не нарушает установленного в этих государствах светского характера образования в государственных школах.

Учащиеся средних школ большинства государств мира – США, Турции, стран Западной Европы (Германии, Испании, Бельгии, Франции и др.), Израиля и т. д. – проходят уроки религиозного образования. Основанное на апелляции к принципу светскости отрицание возможности религиозного образования в государственных школах свидетельствует о непонимании сущности современного демократического светского государства. В большинстве случаев, проводниками тезиса о несовместимости светскости государственных школ и преподавания религии являются юридически безграмотные люди, не понимающие, что одной из важнейших задач демократического государства является учет, соблюдение и защита государством прав и законных интересов граждан, создание условий, способствующих удовлетворению их материальных, культурных, духовных потребностей.

Поскольку Российская Федерация – демократическое правовое государство (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации), постольку государство обязано учитывать мнение своих граждан о желательности преподавания их детям в государственных и муниципальных образовательных учреждениях учебных предметов, связанных с религиозно-культурологическим образованием.

В законодательстве Российской Федерации не содержится прямых запретов на осуществление религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации. Пункт 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы», так же не запрещает реализации религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в силу того, что правовое регулирование образования в Российской Федерации закреплено в другом нормативно-правовом акте – Законе РФ «Об образовании». А предметом регулирования Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» являются не отношения, связанные со сферой образования, а свобода совести, а также статус и деятельность религиозных объединений, в том числе их взаимоотношения с государством. Кроме того, в указанной норме говорится об обучении религии религиозными организациями.

Пункт 5 статьи 1 Закона РФ «Об образовании», запрещающий создание и деятельность организационных структур религиозных объединений в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием, не содержит запрета религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не имеет к этому вопросу отношения.

13. Предлагало ли, предусматривало ли Министерство образования Российской Федерации в 2002 г. обязательное изучение учебного предмета «Православная культура»?

Нет, письмо Министерства образования Российской Федерации от 22.10.2002 г. № 14-52-876ин/16, сопроводившее материал «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”», не вводило обязательного изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и не содержало по этому поводу никаких указаний. В указанном письме не было и рекомендаций по повсеместному введению изучения православной культуры. Указанное письмо не содержало правовых норм и не являлось инструктивным или рекомендательным, а носило исключительно информационный характер.

Более того, в указанном письме Министерства образования Российской Федерации и сопровожденном им материале было акцентировано право свободного выбора изучения учебного предмета «Православная культура» учащимися и их родителями.

В тексте самого письма слова: «Министерство образования доводит до Вашего сведения Примерное содержание…», однозначно указывали на информативный характер данного письма. Слова второго абзаца письма: «материал предназначен для оказания методической помощи», так же ясно указывал на отсутствие императивности, обязательности его положений.

В силу информационного характера указанного письма, не содержащего предписаний, обязательных для исполнения, адресаты этого письма сами вправе решать, как им использовать прилагаемый к нему материал «Примерное содержание…», в том числе вправе воздержаться от его использования.

В пояснительной записке материала «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”» было ясно указано:

«Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с настоящим Примерным содержанием обеспечивается: … 2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование…».

Министерство образования Российской Федерации в Письме от 13.02.2003 № 01-51-013ин еще раз разъяснило, что Письмо от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16 не являлось ни инструктивным, ни рекомендательным, а являлось, как и отмечено в его тексте, информационным - сопроводительным к примерному содержанию по учебному курсу «Православная культура».

Причем пункт 2 Письма Министерства образования РФ от 13.02.2003 № 01-51-013ин определял, что учебный курс «Православная культура» («Основы православной культуры») не является и не может быть обязательным предметом для всех школ страны или для всех школ субъекта Российской Федерации и может вводиться только в каждой конкретной школе на основе решения Совета (Попечительского совета) школы, с участием представителей родителей. В пункте 3 этого же Письма говорилось, что посещение учащимися школ занятий по курсу «Основы православной культуры» является не только добровольным для учащихся, но и с обязательного согласия их родителей.

14. Чем обеспечивается соблюдение принципа светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях при преподавании учебного предмета «Православная культура»?

Как было указано в пояснительной записке материала «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”», сопровожденного письмом Министерства образования от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16, светский характер образования при изучении курсов православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с указанным Примерным содержанием обеспечивается заложенными в его основу концептуальными правовыми и методическими позициями:

• правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися и их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), государственными и муниципальными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование;

• организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных учреждений от религиозных объединений;

• методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания курсов православной культуры;

• культурологическим, неиндоктринальным содержанием преподаваемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры в соответствии с материалами, разработанными Министерством образования Российской Федерации.

Как говорилось в той же пояснительной записке, изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.

15. Может ли преподавание учебного предмета «Православная культура» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях привести к тому, что это полностью отобьет у учащихся интерес к православной культуре?

Утверждения о том, что изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях якобы приведет к тому, что это полностью отобьет у учащихся к ней интерес, встречаются у критиков инициативы Министерства образования Российской Федерации достаточно часто. Причем характерно, что такие опасения возникают преимущественно у неправославных людей, которые и не стали бы высказывать пожелание, чтобы их дети посещали такой курс.

Однако во многих субъектах Российской Федерации уже много лет преподается учебный предмет «Православная культура» («Основы православной культуры»), не отбивая у учащихся интерес к православной культуре. Определенные знания о православной культуре уже преподаются в рамках учебных предметов литературы, русского языка, обществознания, истории и др. По словам доктора экономических наук Л.С. Гребнева (на момент появления Письма Минобразования России от 22.10.2002 – заместитель Министра образования Российской Федерации), примерно на 10–15% «Примерного содержания…» знания об основах православной культуры уже содержались в обязательной школьной программе по таким предметам как литература, история и др.86 То есть немалая часть «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура»» уже реализуется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках федерального компонента образования. В некоторых регионах России, например, в Рязанской, Смоленской, Калужской и Тюменской областях, такой предмет – но более углубленно – преподается отдельно уже несколько последних лет87.

В целом ряде существующих сегодня учебных пособий по религиоведению88, в которых православное христианство изучается наряду с иными религиями, представлена большая часть всего объема элементов содержания, обозначенных в сопровожденном письмом Министерства образования от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16 материале «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”».

Что касается «отбивания» интереса, то необходимо заметить, что при правильной организации учебного процесса преподавание в школе, к примеру, русской литературы, географии или этики не отбивает у учащихся интереса к этим учебным предметам.

С другой стороны, 27 ноября 2006 г. на проводившихся в Общественной палате Российской Федерации слушаниях по вопросу преподавания религиозной культуры в светской школе член Общественной палаты Адамский Александр Изотович заявил относительно наличия учебного курса литературы в школьной программе: «Мы знаем, к чему приводит обязательное изучение литературы. Ни к чему, кроме отвращения, это не приводит». Однако же, несмотря на подобного рода сомнительные педагогические воззрения отдельных лиц или нежелание отдельных школьников изучать литературу, курс литературы, очевидно, не может быть изъят из школьной программы.

Известно, что в отдельных случаях из-за формального подхода педагога к своему делу у учащихся может быть вызван низкий интерес к учебному предмету или даже его неприятие. Но такая ситуация может сложиться с любым учебным предметом. Испортить можно любое начинание. Недопущение такой ситуации – задача, прежде всего, руководства и педагогического коллектива образовательного учреждения, органа управления образованием, а также самих учащихся и их родителей (законных представителей).

По мнению кандидата юридических наук В.Г. Елизарова, методика преподавания данного курса должна учитывать специфику этого предмета и не копировать автоматически методики преподавания других гуманитарных предметов. При этом важно предусмотреть особые методические принципы, которые бы препятствовали укоренению при преподавании «Православной культуры» весьма распространенного формального подхода, господствующего в школе при преподавании других предметов, который трансформирует преподавание в механическую передачу информации, сведений о чем-то учащимся (как правило, совершенно не затрагивая их интересы) без учета особенностей современной молодежной среды, проблем и вопросов, возникающих у учащихся. В противном случае, считает В.Г. Елизаров, вместо пользы для интеллектуального и духовного развития детей от такого преподавания может быть нанесен вред, так как нравственные ценности православной культуры будут поставлены в один ряд со сведениями, обладающими сомнительной пользой, и, тем самым, – профанированы.

16. Имеют ли граждане право на получение образования в соответствии со своей национально-культурной и религиозной идентичностью?

Да, граждане имеют право на получение образования в соответствии со своей национально-культурной и религиозной идентичностью.

Идентичность национально-культурная – сопровождаемый стереотипизацией поведения и ощущением комплиментарности психологический процесс личностной или групповой самоидентификации в качестве принадлежащего к устойчивой, исторически сложившейся национальной группе и присущей ей национальной культуре.

Идентичность религиозная – психологический процесс личностной или групповой самоидентификации по критерию и мотиву принадлежности или предпочтительного отношения к той или иной религии или представляющему ее религиозному объединению.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Право граждан на получение образования в соответствии со своей национально-культурной и религиозной идентичностью является их неотъемлемым правом, представляет собой производное от права на свободное мировоззренческое самоопределение и составляющих его прав и свобод – свободы мысли, убеждений, вероисповедания, свободы выражения своего мнения, права на защиту от дискриминации и на национально-культурную и религиозную идентичность.

Право граждан на получение образования в соответствии со своей национально-культурной и религиозной идентичностью является составной частью права на национально-культурную и религиозную идентичность, включающее права на сохранение национальной культуры, на культурное развитие, на доступ к культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на самоопределение и свободное установление и осуществление своего культурного развития (статья 22, часть 2 статьи 26, часть 1 статьи 27 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г.89; часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 13, части 1 и 2 статьи 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.90; часть 1 статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.91; статья 1, часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 8 Декларации о праве на развитие от 04.12.1986 г.92; преамбула, статья 8, пункт «с» части 1 статьи 29, статьи 30 и 31 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г.93; части 2 и 3 статьи 1, часть 1 статьи 5 Декларации о расе и расовых предрассудках от 27.11.1978 г.94; статья 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960 г.95; часть 1 статьи 1 Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18.12.1992 г.96; пункт 2 Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14.12.1960 г.97; пункт «e» статьи 10 Декларации социального прогресса и развития от 11.12.1969 г.98; статьи I, VI, VIII, IX Декларации принципов международного культурного сотрудничества от 04.11.1966 г.99; пункты 2, 5, 8 и 10 раздела I, абзац 3 пункта 19 раздела I, пункт 20 раздела I, пункт 72 подраздела А раздела II Венской декларации и Программы действий от 25.06.1993 г.100; части VII и VIIIЗаключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.1975 г.101; пункты 4, 14, 19 Итогового документа Венской встречи государствучастников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15.01.1989 г.102; пункты 4, 32, 33, 35 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29.06.1990 г.103; пункт 35 Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 03.10.1991 г.104); право на духовное благополучие (часть 1 статьи 7 Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах / Конвенции № 169 Международной организации труда от 1989 г.105); право на духовное развитие в условиях свободы и достоинства (преамбула Конвенции о дискриминации в области труда и занятий от 25.06.1958 г.106); право на духовное развитие ребенка (часть 3 статьи 23, часть 1 статьи 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г.107); право родителей на выбор воспитания и образования для своих малолетних детей (часть 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г.108; часть 3 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.109; часть 4 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.110; статья 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25.11.1981 г.111; пункт «b» части 1 статьи 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960 г.112; статья 2 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20.03.1952 г.)113; пункты 16.6 и 16.7 Итогового документа Венской встречи государствучастников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15.01.1989 г.114); право на воспитание в ребенке уважения к его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает (пункт «c» части 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г.115); право на повышение духовного уровня жизни (абзац 1 части II Декларации социального прогресса и развития от 11.12.1969 г.116).

Государственная система образования должна одинаково отвечать интересам как тех, кто не интересуется религией, так и тех, кто считает самыми важными знания о религиозной жизни.

В преамбуле Закона РФ «Об образовании» записано, что под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Пункт 1 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» закрепляет: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества…», а пункт 6 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» устанавливает в качестве одного из принципов государственной политики в сфере образования – государственно-общественный характер управления образованием.

Поэтому если значительная часть граждан нашей страны выражает потребность в том, чтобы учащиеся государственных и муниципальных образовательных учреждений получали на основе добровольного выбора знания о своей национальной религиозно-культурной традиции, то органы управления образованием обязаны в рамках законодательства предоставить желающим таковую возможность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    ... -КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРАВА Религиознаякультура в светскойшколеСборникматериаловМосква 2007 УДК 321.01 ... ………………………………………………………….. 202 Научно-практическое издание РЕЛИГИОЗНАЯКУЛЬТУРА В СВЕТСКОЙШКОЛЕСборникматериалов Отв. ред. и сост. ...
  2. Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования)

    Документ
    ... Регламент: авторы кратко представляют издания. 9.1. Религиознаякультура в светскойшколе: Сборникматериалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и ... методическое обеспечение содержания образования в Москве»сборниковматериалов по тематике работы Совета. ...
  3. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе ложь подмены

    Документ
    ... представления о ничтожной численности сторонников преподавания религиознойкультуры в светскойшколе, что не соответствует действительности. 1.3.8. ... Федерации по г. Москве. 179 Подробнее см.: «Новая Жизнь» в России: Сборникматериалов / Сост. иерей ...
  4. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе ложь подмены (1)

    Документ
    ... представления о ничтожной численности сторонников преподавания религиознойкультуры в светскойшколе, что не соответствует действительности. 1.3.8. ... Федерации по г. Москве. 179 Подробнее см.: «Новая Жизнь» в России: Сборникматериалов / Сост. иерей ...
  5. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе ложь подмены (2)

    Документ
    ... представления о ничтожной численности сторонников преподавания религиознойкультуры в светскойшколе, что не соответствует действительности. 1.3.8. ... Федерации по г. Москве. 179 Подробнее см.: «Новая Жизнь» в России: Сборникматериалов / Сост. иерей ...

Другие похожие документы..