textarchive.ru

Главная > Документ


2. Что понимается под религиозным образованием?

В законодательстве Российской Федерации относительно круга рассматриваемых вопросов используются понятия «религиозное образование» и «обучение религии». Термины «религиозное образование» и «обучение религии» введены статьей 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (с послед. изменениями)64.

Пункт 1 статьи 5 указанного Федерального закона устанавливает: «Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими». В пункте 4 статьи 5 этого Федерального закона говорится: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

При этом обучение религии, как следует из указанного Федерального закона, является одной из форм религиозного образования, то есть понятие «религиозное образование» шире по объему понятия «обучение религии», хотя иногда эти понятия ошибочно используются как синонимы.

Можно предложить следующее определение.

Религиозное образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый на основе определенного религиозного вероучения при участии соответствующей религиозной организации, сопровождающийся приобретением знаний о конкретном религиозном вероучении, религиозной практике, религиозной культуре и деятельности представляющих эту религию религиозных объединений, а также формированием качеств личности на основе этого религиозного вероучения и присущих ему нравственных ценностей.

Религиозное (по содержанию) образование может осуществляться в трех основных формах:

• обучение религии;

• профессиональное религиозное образование (духовное);

• религиозно-культурологическое образование.

3. В каких формах может осуществляться преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях знаний, касающихся религий и религиозных объединений?

Понятие «преподавание знаний, касающихся религий и религиозных объединений» включает в себя не только одну из форм религиозного образования (обучение религии), но и светское преподавание знаний о религии – то есть преподавание светских предметов, тем, разделов, раскрывающих в историческом, культурологическом, филологическом, эстетическом и иных аспектах многостороннюю жизнь религиозных объединений, их образ жизни и деятельности, влияние на культуру общества, в целом, на развитие государства.

Можно выделить три основные формы преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях знаний, касающихся религий и религиозных объединений:

• обучение религии;

• преподавание знаний о религии в форме философско-религиоведческого образования;

• преподавание знаний о религии в форме религиозно-культурологическое образования.

Можно предложить следующие определения65.

Обучение религии – катехизация и воцерковление либо аналогичные формы в нехристианских религиозных объединениях, направленные на привлечение обучаемого в религиозное объединение и его обучение практическим навыкам участия в религиозной жизни объединения. Это – несветская форма религиозного образования, осуществляемая религиозной организацией или под ее управлением или контролем.

Обучение религии может осуществляться и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Пункт 1 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Согласно пункту 4 статьи 5 указанного Федерального закона, по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы66. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 2833 от 01.07.2003 несколько (хотя и недостаточно) конкретизировал порядок реализации этой нормы закона.

Главное отличие обучения религии от других форм преподавания знаний, касающихся религий и религиозных объединений, состоит в том, что обучение религии обязательно предполагает и включает в себя обучение религиозной практике и саму религиозную практику – отправление религиозного культа, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний. Именно этим, а также направленностью на привлечение обучаемых в религиозное объединение и обусловлены несветский характер этой формы преподавания знаний, касающихся религий и религиозных объединений, и обязательность соблюдения принципа добровольности как основы ее осуществления.

Преподавание знаний о религии – преподавание (светское по форме) знаний, учебных предметов, основное содержание которых составляют знания о религии, путем научно-культурологического ее рассмотрения.

Преподавание знаний о религии в зависимости от формы его реализации может быть как общеобязательным, в рамках знаний. необходимых для общего культурного развития и обеспечения учета разнообразия мировоззренческих подходов в обучении, так и знаний, осваиваемых в соответствии со свободным выбором учащихся и их родителей (законных представителей).

Преподавание знаний о религии может быть реализовано в двух формах:

• религиозно-культурологическое образование;

• философско-религиоведческое образование.

Религиозно-культурологическое образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый образовательным учреждением (с определенным участием соответствующей религиозной организации) на основе определенного религиозного мировоззрения в интересах личности и общества, сопровождающийся приобретением обучаемым знаний о религиозном вероучении, культуре и традиционном укладе жизни в религии (и представляющего ее религиозного объединения), которую учащийся выбрал для изучения. Механизмы его реализации напрямую в законодательстве в настоящее время не закреплены, такая работа только начинается в ряде регионов Российской Федерации.

Религиозно-культурологическое образование, являясь по целям и форме реализации светским образованием, а по мировоззренческим основаниями и содержанию (составляющим его темам и вопросам) – религиозным, не предполагает и не включает в себя обучения религиозной практике и такую практику – проведение богослужений, религиозных обрядов или церемоний, не направлено на привлечение обучаемого в религиозное объединение. К учебным курсам религиозно-культурологического образования относятся: учебный курс «Православная культура» и т.п. – для желающих изучать традицию православного христианства, учебные курсы «Мы изучаем ислам», «Основы исламской культуры» и т. д. – для желающих изучать мусульманскую традицию, учебные курсы «Традиция иудаизма», «Культура иудаизма» – для желающих изучать традицию иудаизма, другие учебные курсы.

Религиозно-культурологическое образование может осуществляться в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с государственными образовательными стандартами67, с образовательными программами, учебными планами, программами учебных курсов и дисциплин, причем как в рамках специального учебного курса, так и в содержании других учебных курсов.

Религиозно-культурологическое образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках специального учебного курса может осуществляться только на добровольной основе, то есть в соответствии со свободным выбором учащихся и, в случае, если речь идет о несовершеннолетних, их родителей (законных представителей)68.

Одной из форм религиозно-культурологического образования является этноконфессиональное образование в составе этнокультурного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях – приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии, как неотъемлемой части национальной культуры. Такое этноконфессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не преследует цели вовлечения обучаемых в религиозное объединение.

Философско-религиоведческое образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях – связанное с общекультурным познавательным интересом учащихся и реализуемое в соответствии с государственными стандартами преподавание описательных знаний о существенных отличительных особенностях вероучения, практики, самоорганизации, об основных событиях и исторически значимых личностях, историко-политической и социально-культурной роли религий и представляющих их религиозных объединений, а также преподавание, в том числе в сравнительном аспекте, иных знаний о религии как специфической форме культуры и явлении социальной жизни.

Основное отличие философско-религиоведческого образования от религиозно-культурологического образования состоит в том, что оно не предполагает какого-либо участия религиозных организаций, проводится на нерелигиозной мировоззренческой основе, отражает взгляды на религию нерелигиозной части общества.

К данной форме преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях знаний, касающихся религий и религиозных объединений, относятся как религиоведческие курсы, связанные с преподаванием знаний о нескольких религиях (религиозных объединениях, религиозных традициях), так и учебные курсы, связанные с изучением какой-то одной религии (религиозного объединения).

4. Является ли право на получение религиозного образования составной частью свободы совести?

Да. Право на получение религиозного образования является элементом свободы совести. Это следует из статьи 28 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому человеку свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Право на религиозное обучение является составной частью свободы мысли, совести, вероисповедания. Этот тезис бесспорен и получил отражение во многих научных публикациях69.

Эти права являются естественными правами человека, то есть теми, которыми каждый человек обладает от рождения, и, следовательно, они не могут быть даны ему ни государством, ни обществом, так как уже принадлежат ему, но они должны быть признаны государством и подкреплены в законодательстве правовыми гарантиями их соблюдения и защиты.

Конституционная норма статьи 28 согласуется с нормами целого ряда международных актов о правах человека.

Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов» (статья 18); «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений…» (статья 19)70.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.: «1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь и принимать религию или убеждения по своему личному выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком… 2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию и убеждения по своему выбору. 3. Свобода исповедовать религию и убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц…» (статья 18); «Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений» (часть 1 статьи 19)71.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960 г.: «…никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, несовместимое с их убеждениями…» (статья 5)72.

Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г.: «Государства–участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка…» (часть 1 статьи 12); «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение…» (часть 1 статьи 13); «Государства–участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии… Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения и защиты основных прав и свобод других» (части 1 и 3 статьи 14)73.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 г.74: «1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и совместно с другими лицами, публичным или частным порядком, в богослужении, учении и отправлении религиозных и ритуальных обрядов. 2. Свобода исповедовать свою религию или свои убеждения подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц» (статья 9)75.

Вышеприведенные положения международных актов показывают, что право на получение религиозного образования, которое является одной из форм распространения религиозных убеждений, входит в комплекс прав, составляющих свободу вероисповедания.

5. Явились ли инициативы Министерства образования Российской Федерации 2002–2003 гг. новацией?

Нет. Преподавание религиозной культуры уже давно осуществлялось в целом ряде субъектов Российской Федерации.

В ряде школ Республики Татарстан и республик Северного Кавказа исламская культура уже давно преподается.

Существуют аналогичные по степени религиозной направленности курсы изучения культуры иудаизма, например, учебный курс «Традиция» (и аналоги) в московских государственных школах с еврейским этнокультурным (национальным) компонентом образования.

Издан ряд учебных пособий по религиозному образованию иудаизма в государственных и муниципальных общеобразовательных школах76.

Программы сети школ «Ор Авнер»77 обеспечивают такую же глубину погружения в религиозную культуру, что и курс «Православная культура» в соответствии с программой, приложенной к письму Минобразования России от 22.10.2002, вызвавшему столь жесткие дебаты в прессе в 2002–2003 гг.

6. Имеют ли родители приоритетное право в выборе образования для своих несовершеннолетних детей?

Да, приоритетное право родителей в выборе образования для своих несовершеннолетних детей закреплено в целом ряде международных актов о правах человека. Некоторые из актов закрепляют такое право родителей только в отношении малолетних детей, другие – в отношении несовершеннолетних детей78.

Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.: «Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей» (часть 3 статьи 26)79.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов… обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями» (часть 3 статьи 13)80.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями» (часть 4 статьи 18);

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25.11.1981 г.: «1. Родители или, в соответствующих случаях, законные опекуны ребенка имеют право определять образ жизни в рамках семьи в соответствии со своей религией или убеждениями, а также исходя из нравственного воспитания, которые, по их мнению, должен получать ребенок. 2. Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желанием его родителей или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка… 4. Если ребенок не находится на попечении своих родителей или законных опекунов, то принимаются должным образом во внимание выражаемая ими воля или любые проявления их воли в вопросах религии или убеждений, причем руководящим принципом являются интересы ребенка. 5. Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерб ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию…» (статья 5)81.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960 г.: «1. Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, считают, что… b) родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность, во-первых, в рамках, определенных законодательством каждого государства, свободно посылать своих детей не в государственные, а в другие учебные заведения, отвечающие минимальным требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, и, во-вторых, обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их убеждениями; никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, несовместимое с их убеждениями… 2. Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, обязуются принять все необходимые меры, чтобы обеспечить применение принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи» (статья 5)82.

Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20.03.1952 г.): «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями» (статья 2)83.

В соответствии с частью 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Часть 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

7. Должно ли преподавание учебных курсов религиозно-культурологического образования осуществляться на основе добровольного выбора учащихся и с согласия родителей?

Учитывая опасения представителей религиозных меньшинств, Министерство образования Российской Федерации в 2002–2003 гг. неоднократно разъясняло, что учебные курсы религиозно-культурологического образования84 должны преподаваться на основе добровольного волеизъявления учащихся и их родителей (законных представителей).

Эта позиция Министерства образования Российской Федерации соответствовала статьям 13, 14 и 28 Конституции Российской Федерации, статье 2, пункту 1 статьи 5 и статье 14 Закона РФ «Об образовании», статьям 3, 4 и 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», из которых логически следует, что религиозно-культурологическое образование должно основываться только на добровольном волеизъявлении учащихся и их родителей (законных представителей). Принуждение при этом недопустимо, и каждый учащийся вправе отказаться от учебного курса религиозно-культурологического образования.

Письмо Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16 предусматривало строгое соблюдение принципа добровольности при осуществлении преподавания курса «Православная культура» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В пункте 2 Письма Министерства образования Российской Федерации от 13.02.2003 № 01-51-013ин органам управления образованием субъектов Российской Федерации, содержавшего дополнительные разъяснения к письму Министерства образования Российской Федерации от 22.10.2002 № 14-52-87ин/16, было определено, что посещение учащимися школ занятий по учебному курсу «Православная культура» («Основы православной культуры») является не только добровольным для учащихся, но и с обязательного согласия их родителей.

8. Отвечает ли преподавание учебного предмета «Православная культура» требованию светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации?

Учебный предмет «Православная культура» относится к предметам религиозно-культурологического образования, которое является одной из форм преподавания знаний о религии. Данный учебный предмет, являясь светским по форме реализации, не направлен на вовлечение обучаемого в религиозное объединение, не предполагает и не включает в себя обучения религиозной практике и саму такую практику – проведение богослужение, религиозных обрядов или церемоний.

Как отмечено в отзыве Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации на материал «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”», направленном президентом-ректором академии В.К. Егоровым в Министерство образования Российской Федерации: «…Если граждане Российской Федерации, в соответствии нормами статьи 28, части 1 статьи 29, частей 2 и 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, пунктов 2, 5 и 6 статьи 2, пунктов 1, 2 и 4 статьи 14 Закона РФ «Об образовании», желают получать сами или изъявляют свое желание на получение их детьми знаний о традиционной для них, по их национально-культурной самоидентификации, православной культуре в учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, в частности в форме изучения учебного предмета «Православная культура», то это является их законным правом. Преподавание учебного предмета «Православная культура» в той форме и с тем содержанием, как это закреплено в представленном на отзыв документе, не будет препятствовать получению учащимися базового гуманитарного образования по иным учебным предметам или нарушать конституционные права участников образовательного процесса. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что гарантировано как российским законодательством, так и международными актами о правах человека. Обеспечение учащимся такой возможности является обязанностью государственных и муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений. В документе определено место учебного предмета «Православная культура» как светского культурологического учебного курса в области социально-исторических гуманитарных знаний… Светский характер образования при изучении курсов православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с настоящим Примерным содержанием обеспечивается заложенными в его основу концептуальными правовыми и методическими позициями… Нет оснований сомневаться в том, что преподавание данной дисциплины нацелено на воспитание высокого уровня культуры обучаемых. Оно не направлено на вовлечение учащихся в какое-либо религиозное объединение, не содержит в себе основы для навязывания религиозного вероучения и не предусматривает в процессе преподавания отправления религиозного культа или обязательного участия обучаемых в религиозной культовой деятельности. Таким образом, анализ как содержательной части документа, так и его обоснования (Пояснительная записка) позволяет сделать вывод о светском характере данного учебного предмета и, следовательно, отсутствии в факте преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях знаний в соответствии с настоящим Примерным содержанием каких-либо нарушений светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных, закрепленного правовыми нормами пункта 4 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» и пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»».

Таким образом, преподавание учебного предмета «Православная культура» не нарушает требование обеспечения светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    ... -КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРАВА Религиознаякультура в светскойшколеСборникматериаловМосква 2007 УДК 321.01 ... ………………………………………………………….. 202 Научно-практическое издание РЕЛИГИОЗНАЯКУЛЬТУРА В СВЕТСКОЙШКОЛЕСборникматериалов Отв. ред. и сост. ...
  2. Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования)

    Документ
    ... Регламент: авторы кратко представляют издания. 9.1. Религиознаякультура в светскойшколе: Сборникматериалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и ... методическое обеспечение содержания образования в Москве»сборниковматериалов по тематике работы Совета. ...
  3. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе ложь подмены

    Документ
    ... представления о ничтожной численности сторонников преподавания религиознойкультуры в светскойшколе, что не соответствует действительности. 1.3.8. ... Федерации по г. Москве. 179 Подробнее см.: «Новая Жизнь» в России: Сборникматериалов / Сост. иерей ...
  4. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе ложь подмены (1)

    Документ
    ... представления о ничтожной численности сторонников преподавания религиознойкультуры в светскойшколе, что не соответствует действительности. 1.3.8. ... Федерации по г. Москве. 179 Подробнее см.: «Новая Жизнь» в России: Сборникматериалов / Сост. иерей ...
  5. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе ложь подмены (2)

    Документ
    ... представления о ничтожной численности сторонников преподавания религиознойкультуры в светскойшколе, что не соответствует действительности. 1.3.8. ... Федерации по г. Москве. 179 Подробнее см.: «Новая Жизнь» в России: Сборникматериалов / Сост. иерей ...

Другие похожие документы..