textarchive.ru

Главная > Документ


В 1994 г. Оценочной комиссией учебных программ были опубликованы две рекомендательные справочные программы, включавшие элементы, касавшиеся шести религий в Великобритании (христианство, иудаизм, ислам, индуизм, буддизм и сикхизм), подготовленные во взаимодействии с представителями этих религиозных общин.

В 2004 г. министр образования Великобритании Чарльз Кларк объявил о выпуске новых методических рекомендаций по изучению и преподаванию религии в школах и колледжах, предполагавших изучения христианства на всех уровнях среднего образования, а также возможность изучения учащимися по их добровольному выбору других вероучений (ислама, иудаизма, буддизма, индуизма и сикхизма)18.

Германия.

Статья 7 Основного Закона Федеративной Республики Германия признает религиозное обучение обязательным в государственных школах и устанавливает порядок его реализации: «1. Все школьное дело находится под надзором государства. 2. Лица, управомоченные на воспитание, имеют право решать, будет ли ребенок получать религиозное воспитание. 3. Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно (акцентируем: речь идет о преподавании именно того вероучения, которое востребовано учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими), – прим. авт.). Без ущерба для права надзора со сто­роны государства религиозное обучение проводится в соответствии с прин­ципами религиозных общин. Ни один учитель не может быть обязан против своей воли преподавать религию…»19

Уроки религиозного образования в государственных и муниципальных школах обязательны и равноценны другим школьным предметам. Христианское религиозное образование входит в официальные программы, часто под контролем церкви, а оценки, полученные по религиозным предметам, учитываются при переводе в старшие классы20. Правовые нормы части 3 статьи 7 и статьи 4 Основного Закона ФРГ гарантируют свободу совести в образовании, обеспечивая главное требование светскости государства и образования – добровольность.

В Германии у каждой федеральной земли своя образовательная программа, поэтому основное правовое регулирование религиозного образования и ответственность ложатся на земельное законодательство и власти федеральных земель.

Несколько федеральных земель, а именно Баден-Вюртемберг и Бавария, настояли на христианской основе образования в государственных школах, обусловив в своем законодательстве, что такие ценности, как «страх перед Богом» и «любовь к ближнему», были общими целями образования. Они разрешили также коллективную молитву. В 1970 г. федеральный Конституционный суд Карлсруэ подтвердил законность этого в нескольких решениях, посчитав, что государство может воздать должное влиянию христианства на общие культурные ценности. При этом любой прозелитизм в государственной школе остается запрещенным21.

Из земельных конституций наиболее ярко права граждан на получение образования в соответствии со своим мировоззренческим выбором и своими ценностями отражены в Конституции Баварииот 2 декабря 1946 г. (в редакции, действующей с 1 декабря 1998 г.):

«Статья 127. [Влияние религиозных общин на воспитание] Гарантируется право религиозных общин и мировоззренческих обществ, признанных государством, оказывать надлежащее влияние на воспитание в детях религиозных убеждений или мировоззрения, при этом не должен быть нанесен ущерб праву родителей на воспитание своих детей.

Статья 131. [Цели образования] (1) Школа должна давать не только знания и развивать не только умения, но и формировать душевные качества и характер. (2) Высшими целями образования являются почитание Бога, уважение религиозных убеждений и человеческого достоинства, воспитание сдержанности, чувства ответственности и получения удовлетворения от проявления ответственности, готовности помочь, восприимчивости ко всему истинному, доброму и прекрасному и осознание ответственности перед природой и окружающим миром. (3) Учащихся следует воспитывать в духе демократии, любви к их баварской родине и к немецкому народу, и в духе мира между народами…

Статья 135. [Государственные общеобразовательные школы] Государствен­ные общеобразовательные школы являются общедоступными для всех детей школьного возраста. В этих школах детей обучают и воспитывают на принципах христианской веры. Детали уточняет закон об общехристианской школе.

Статья 136. [Преподавание Закона Божьего] (1) Во всех школах на заня­тиях соблюдается уважение религиозных чувств всех верующих. (2) Закон Божий является обычным предметом во всех общеобразователь­ных школах, профессиональных училищах, средних и высших учебных заведе­ниях. Его преподают в соответствии с основным положением соответствующей конфессии. (3) Ни одного учителя нельзя принудить и нельзя помешать ему преподавать Закон Божий. (4) Учителю необходимы полномочия церкви для преподавания Закона Божьего. (5) Для преподавания Закона Божьего предоставляются необходимые школьные помещения.

Статья 137. [Присутствие на уроках Закона Божьего] (1) Решение вопро­са о присутствии на уроках Закона Божьего и об участии в церковных обрядах и празднествах зависит от волеизъявления тех, кто имеет право на воспитание ребенка, а по достижении 18–летнего возраста – от волеизъявления учащегося. (2) Для учащихся, которые не посещают уроки Закона Божьего, проводят за­нятия по вопросам общепризнанных основ морали и нравственности.»22

Статья 7 Конституции федеральной земли Северного Рейна – Вестфалии от 1950 г. (в редакции 1992 г.) устанавливает основные цели воспитания, которым необходимо следовать при организации учебного процесса в образовательных учреждениях. Статья 12 этой конституции закрепляет типы школ и порядок их открытия, в ней указывается, что «в школах единого вероисповедания… обучаются дети католического либо евангелического вероисповедания в духе своей веры. В школах совместного обучения для детей разных вероисповеданий обучение и воспитание проводится на основе общих христианских культурных и образовательных ценностей». В статье 13 говорится, что «освобождение от посещения уроков Закона Божьего производится при наличии письменного заявления от лиц, воспитывающих ребенка, или совершеннолетнего ученика». Статья 14 устанавливает статус предмета «Религия» в образовательных учреждениях, а в статье 15 зафиксированы требования по подготовке преподавателей предметов религиозного образования.

Параграф 1 Закона федеральной земли Северного Рейна – Вестфалии об организации системы школьного образо­вания («Закон о школьном уставе», в редакции 1994 г.) определяет школу как место воспи­тания и обучения. Параграф 2 дублирует статью 7 земельной Конституции, установившей цели воспитания: воспитание в послушании Богу, уважение достоинства человека и готовность к социальной деятельности. Молодежь должна воспитываться в духе человечности, демократии и свободы, быть терпимой и ува­жать убеждения другого человека, ощущать ответственность за сохранение естественных основ жизни, любить свой народ и свою родину, другие народы и стремиться к миру. Исходя из принятых целей воспитания, Закон ставит перед школой задачу нравственного, духовного и физического воспита­ния молодежи на основе западно-европейского культурного и немецкого образовательного наследия в неразрывной связи с экономической и социальной действительностью, а также задачу обучения молодежи необходимым для жизни и работы знаниям и умениям. На основании общих целей и задач, стоящих перед школой, в Законе определены цели, задачи и организационно-управленческие регламентации преподавания предмета «Религия». Предусматри­вается также порядок религиозного образования в зависимости от вида школы: общественная, религиозная (мировоззренческая), стоящая вне религий (или «свободная»). Установлено, что в общественных школах обучение и воспи­тание детей ведется на основе христианских образовательных и культурных ценностей. Детей открыто знакомят с христианскими откровениями и с убеждениями других религий и мировоззрений. Уроки религии проводятся раздельно для представителей раз­личных конфессий. В религиозных школах обучение и воспитание детей католической или евангелической веры или другого рели­гиозного сообщества ведется согласно основным принципам данного мировоззрения. Эти предписания относятся также и к родственным евангелической конфессии религиозным обществам. В мировоззренческих школах обучение и воспитание детей ведется согласно основным принципам соответствующего мировоззрения. Преподавание религии в том смысле, как это преду­сматривается ст. 14 Земельной Конституции, не проводится. Если же существует необходимость преподавания в этих школах уро­ков особого мировоззрения, то для этого требуется разрешение Управления по школьному контролю. Основным документом, устанавливающим участие и ответст­венность Церкви за преподавание религии в школе, является положение «О передаче церковных полномочий». Этот документ вступил в силу в 1977 году, заменив действовавшее до этого времени положение «О передаче церковных полномочий для обу­чения основам евангелической религии», принятое в 1951 году. Данное Положение действует на территориях Рейнской Еван­гелической Церкви, Вестфальской Евангелической Церкви и Липской Земельной Церкви и устанавливает общие принципы передачи церковных полномочий.23 В земле Северном Рейне – Вестфалии имеется соглашение между местным правительством и церквами о курсах повышения квалификации учителей.24

В федеральной земле Мекленбурге – Передней Померании установлен следующий порядок. Религиозное образование («Закон Божий») является штатным предметом в школе. Воспитание моральных ценностей относится к школьному своду задач. Государство определяет рамочные условия (учебный план, учебные средства, обучение и повышение квалификации учителей). Церковь формулирует содержание обучения и берет на себя ответственность за него. Предусмотрен альтернативный учебный предмет, который преподается школьникам, которые и/или родители которых отказались от курса религиозного образования25.

Параграф 7 «Преподавание закона Божьего» Закона о школьном образовании земли Мекленбурга – Передней Померании от 15.05.1996 устанавливает: «(1) Занятия по закону Божьему являются в общественных школах штатным учебным предметом. Преподавание проводится в соответствии с основными законами соответствующих Церквей или религиозных общин. (2) Принимать решение о посещении занятий по закону Божьему могут лица, ответственные за воспитание детей и школьники, достигшие 14-летнего возраста. Для школьников, которые отказались от посещения занятий по закону Божьему, в начальных и средних классах проводятся “Философские беседы с детьми”, а в старших классах – занятия по философии. (3) Учебные предметы “Евангельская религия”, “Католическая религия”, “Философские беседы с детьми” или “Философия” могут временно предлагаться как группы предметов. В рамках этих групп предметов отдельные предметы должны преподаваться в корпоративной форме при сохранении их самостоятельности и особенностей, а также с учетом прав школьников и лиц, ответственных за воспитание».

Согласно статье 6 Договора между федеральной землей Мекленбургом – Передней Померанией и Евангелическо-лютеранской земельной Церковью Мекленбурга и Евангелической Церковью Померании от января 1994 г., федеральная земля обеспечивает преподавание закона Божьего как штатного предмета в общественных школах. Преподавание закона Божьего производится в соответствии с основными принципами Евангелическо-лютеранской земельной церкви Мекленбурга и Евангелической Церкви Померании. Церкви принимают участие в разработке рамочных условий и директив, учебных планов и в выборе учебных материалов для евангелического преподавания Закона Божьего26.

Во всех классах начальной школы, которую дети посещают 4 года, начиная с 6-летнего возраста, религия преподается 2 часа в неделю. Общая нагрузка для I класса начальной школы составляет 20 часов в неделю и постепенно увеличивается до 25 часов к четвертому классу. Это значит, что преподаванию религии уделяется 10 % в первом классе и 8 %в 4классе от общего количества учебного времени. В Германии существует несколько типов средних школ: основная, реальная, общая и гимназии. Во всех этих школах с 5 по 10 классы религия преподается 2 часа в неделю. Общая нагрузка для 5 класса составляет 20 часов в неделю и 32 часа для 10 класса. Это значит, что преподаванию религии уделяется примерно 7,5 %от общего количества учебного времени в 5 классе и постепенно этот процесс снижается до 6,5 %в 10 классе. Тем не менее, количество часов, отводимых на преподавание религии в средней школе, – относительно большое27.

В течение длительного времени существуют альтернативные учебные курсы для школьников, которые или родители которых прохождения ими религиозного образования. С 1970 г. несколько федеральных земель ввели такие альтернативные учебные предметы: «этика» (Баден-Вюртемберг, Гессен, Саксония, Саксония-Ангальт), «ценности и нормы» (Нижняя Саксония) или «введение в философию» (Бремен, Шлезвиг-Гольштейн, Мекленбург – Передняя Померания, Северный Рейн – Вестфалия). В этих альтернативных курсах также обсуждаются религиозные темы, но только в виде краткого, поверхностного информирования.

Вопрос о мусульманском религиозном образовании является весьма актуальным для Германии, где проживает около 2,7 млн. мусульман.

Мусульманская начальная школа, созданная в 1989 г. Исламской федерацией Берлина, была первой признанной местными властями в ноябре 1995 г. и получившей государственное финансирование школой28.

В 1999 г. Конституционный суд принял решение о том, что Исламская федерация Берлина имеет право предлагать и осуществлять мусульманское религиозное образование в государственных школах.

В большинстве федеральных земель в государственных школах для мусульман было предложено религиозное образование (religionskundlicher Unterricht). Этот курс преподавался на родном языке учащихся (чаще всего на турецком языке), на добровольной основе. Программы были разработаны Министерством образования. В Баварии в начальной школе предлагалось нечто вроде исламского образования, осуществляемого в сотрудничестве с турецким Институтом религиозных дел (Diyanet). В 1999 г. федеральная земля Северный Рейн – Вестфалия начала эксперимент, введя в начальной и средней школе для детей из соответствующих семей мусульманское религиозное образование (islamische Unterweisung) на немецком языке29 (с 1986 по 1999 гг. изучение ислама осуществлялось в качестве факультатива и на турецком языке). Наравне с учебными часами, выделенными католикам и протестантам, было разрешено введение преподавания двух часов в неделю мусульманской морали и истории и основ ислама.

Дания.

«Закон Божий» не преподается, но на каждой ступени государственной школы преподается (с 1976 г. не являющийся обязательным) курс «христианских знаний»30, являющийся образовательным предметом на всех уровнях учебной системы.

Религиозное образование может дополняться в средних школах курсом истории религий (знания об основных религиях Дании, в том числе об одной или двух нехристианских религиях, о религиозных и нерелигиозных концепциях жизни). Программы религиозного образования контролируются Парламентом, а не церквями, представляя собой результат взаимодействия Министерства народного образования и ассоциации преподавателей.

В среднем количество учебных часов составляет31:

• курс религиозного образования / курс нерелигиозной морали для начального образования – 5,6 %;

• курс религиозного образования / курс нерелигиозной морали для среднего образования – 4,3 %.

В 1975 г. был принят новый учебный закон, который сохранил религиозное образование, предназначение которого отныне состояло в том, чтобы информировать учащихся о христианстве, основе культурного наследия Дании. Согласно законодательству Дании об образовании (Закон о школьном образовании 1993 г. и др.), учебный курс изучения христианства включает триста уроков в начальной и средней школе. Центральной темой «занятий по христианству» остается «христианство датской евангельской лютеранской церкви», а «иностранные религии» и «другие философии жизни» (марксизм, экзистенциализм, и т.д.) обсуждаются в старших классах. Основой учебного предмета изучения христианства является именно христианство, другие же религии играют роль второго плана. Цель курса изучения христианства состоит в том, чтобы «показать учащимся значимость религиозного феномена для индивида и его взаимоотношений с другими… Исходная точка образования – такое христианство, каким оно представляется в историческом и современном контексте». Содержание дисциплины: библейские рассказы, понимание влияния христианства на основные ценности датской «культурной группы», нехристианские религии и другие точки зрения для того, чтобы дать учащимся возможность «понять другие образы жизни и отношений». Но ценностный блок, главным образом, основан на христианстве. Точки зрения, которые не являются христианскими, отстраняются или даже исключаются. Этот учебный предмет пытается дать учащимся «базу для того, чтобы управлять ими в их личном выборе и помогать им понять свои обязанности». С 1937 г. учащиеся могут быть освобождены от «христианских занятий»32.

Ирландия.

Статья 42 Конституции Ирландии: «1. Государство подтверждает, что первым и естественным воспитателем ребенка является семья, и гарантирует уважение к неотъемлемому праву и обязанности родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное и моральное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание. 2. Родители должны быть свободны давать такое воспитание дома, в частных домах или в школах, признанных или учрежденных государством. 3.10. Государство не должно принуждать родителей вопреки их совести и законному предпочтению посылать своих детей в школы, учрежденные государством, или любые определенные виды школ, указанных государством. 20. Государство как хранитель общего блага должно, исходя из современных условий, потребовать, чтобы дети получили определенный минимум интеллектуального и социального познания и морали. 4. Государство должно обеспечить бесплатное начальное образование и должно стремиться дополнить и оказать разумную помощь частным и общественным образовательным инициативам и, когда этого требует общественное благо, предоставлять другие возможности и учреждения, имея в виду, однако, права родителей, особенно в вопросах религиозного и морального формирования. 5. В исключительных случаях, когда родители по физическим или моральным основаниям не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, государство как гарант общего блага соответствующими средствами должно стремиться занять место родителей, но всегда непременно имея в виду естественные и неотъемлемые права ребенка». Статья 44 Конституции Ирландии: «1. Государство признает, что уважение к публичному поклонению является исполнением долга перед Всемогущим Богом. Должно благоговеть перед Его именем, уважать и почитать религию… 40. Законодательство, предоставляющее государственную помощь школам, не должно вводить дискриминацию школ, состоящих под управлением различных религиозных направлений, а также воздействовать на право детей посещать получающие общественные деньги школы, в которых нет религиозных поучений»33.

В государственных школах Ирландии религиозное образование реализуется в качестве факультатива, сертифицируется церковными инстанциями.

Испания.

Религиозное образование в светских школах урегулировано следующими актами:

• Единый (органический) закон Испании «О религиозной свободе» № 7/1980 от 05.07.1980;

• Единый (органический) закон Испании о качестве образования от 23.12.2002;

• Конкордат от 03.01.1979 между Испанским государством и Ватиканом, а также Ратификационная грамота от 04.12.1979;

• Соглашение от 1992 г..

Пункт с части 1 статьи 2 Единого (органического) закона Испании «О религиозной свободе» № 7/1980 от 05.07.1980 34 устанавливает, что свобода совести и вероисповедания, гарантированная Конституцией, обеспечивает право, которое может использоваться всеми без какого-либо принуждения, на получение и предоставление религиозного образования и информации любого вида, устно, в письменной форме или какими-то иными способами; выбор религиозного и нравственного образования в соответствии со своими убеждениями, как в отношении себя, так и в отношении неэмансипированных несовершеннолетних либо лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, как в рамках образовательного процесса, так и вне.

Согласно статье 16 Единого (органического) закона Испании о качестве образования от 23.12.2002: «В начальной школе преподаются следующие учебные дисциплины: естествознание, география и история; художественные воспитание; физическое воспитание; государственный испанский (кастильский) язык; официальный язык Автономного сообщества; иностранный язык; математика. В дополнение к этим дисциплинам преподаются основы обществоведения, культурологии и религии». Статья 23 указанного Единого закона Испании устанавливает: «В учебном расписании обязательной средней школы предусмотрено преподавание следующих предметов: биология и геология; классическая культура; этика; физика и химия; география и история; латинский язык; испанская литература и государственный (кастильский) язык; язык своего автономного сообщества; иностранный язык; математика; музыка; основы технологии. В дополнение к этим дисциплинам преподаются основы обществоведения, культурологии и религии»35.

Конституционный суд Испании в своем Постановлении от 13 февраля 1981 г. определил, что принцип нейтралитета, которому подчинена государственная система образования, не мешает «государственным учреждениям организовывать факультативное религиозное обучение, что позволяет родителям осуществлять право выбора для их детей религиозного и духовного воспитания в соответствии с их убеждениями»36.

Все учебные заведения в Испании обязаны предлагать курс религиозного образования, начиная с первого года начального цикла (6 лет) и до первого цикла среднего образования (17 лет).

В школах курс религиозного образования преподается преподавателями, которые назначаются из числа кандидатур, представленных Католической церковью, и которые получают зарплату от государства. Действуют официальные документы, утверждающие программы католического религиозного образования, соответствующие начальному образованию, обязательному среднему образованию и степени бакалавра и, для детского сада. Для каждого уровня обучения устанавливаются цели, содержание и критерии выставления оценок.

Ратификационная грамота от 04.12.1979 Конкордата от 03.01.1979 между Испанским государством и Ватиканом, касающегося образования и культурной деятельности37 установила общие условия религиозного образования в светской школе:

«I. В соответствии с принципом религиозной свободы образовательную деятельность следует осуществлять при уважении фундаментального права родителей, касающегося нравственного и религиозного образования своих детей в школах. В любом случае, при предоставлении образования в публичной школе следует с уважением относиться к Христианским ценностям.

II. Учебные планы на дошкольном уровне, уровнях начальной школы (EGB) и средней школы (BUP) и технических колледжей для учащихся соответствующих возрастов должны включать обучение католической религии во всех образовательных центрах, на условиях, равных обучению по основным предметам. Из уважения к свободе совести, это религиозное образование не будет обязательно для всех учащихся. Однако право получать его гарантируется. Руководство учебных заведений должно принять необходимые меры к тому, чтобы получение или не получение религиозного образования не стало основанием для возникновения какой-либо дискриминации в данном учебном заведении…

III. На образовательных уровнях, указанных в предыдущей статье, религиозное образование должно осуществляться лицами, ежегодно назначаемыми органом управления образованием из числа предложенных епархиальным духовенством… Никто не должен быть принужден преподавать религию. Преподаватели религии в любом случае должны являться частью преподавательского состава соответствующих учебных заведений…

VI. Церковная иерархия ответственна за содержание католического религиозного образования и подготовительных курсов, так же как за предоставление учебников и образовательных материалов, относящихся к названным обучению и подготовке. Церковная иерархия и государственные органы в пределах их полномочий должны гарантировать, что обучение и подготовка надлежащим образом организованы, при этом учебные заведения осуществляют общий контроль за религиозным образованием».

Предоставляется возможность выбора между следующими курсами:

• курс религиозного образования;

• курс истории религий (курс читается преподавателями истории и философии; учащиеся, выбравшие этот курс, должны получать обзорные знания о трех монотеистических религиях и по смежным темам);

• курс нерелигиозной морали.

Учащимся, не желающим посещать курс изучения религии, могут быть предложены и иные альтернативные курсы (информатика и др.).

В среднем количество учебных часов составляет38:

• курс религиозного образования / курс нерелигиозной морали – 6,5 %;

• курс религиозного образования / курс нерелигиозной морали – 5,8 %.

В отличие от оценок, выставляемых за курс католической религии, оценки за указанные альтернативны предметы не берутся в расчет средней оценки учебного года.

Курс религиозного образования преподается специалистами, которых светская администрация выбирает из списка кандидатов, представленных епархией (применительно к Католической церкви).

Религиозное образование для протестантских, еврейских и мусульманских групп также возможно, но только для тех конфессий, которые заключили соглашение о сотрудничестве с государством. В 1996 г. были подписаны соглашения по религиозному протестантскому образованию и по религиозному мусульманскому образованию. В 1997–1998 гг. 86,64 % учащихся начальной школы и 61,69 % учащихся школы среднего уровня получали католическое религиозное образование, которое предоставляли 8604 профессора, назначенные католическими властями. В 1997–1998 гг. 59 профессоров преподавали курс протестантской религии в 156 государственных школах 1504 учащимся; в 2000 г. насчитывалось 190 профессоров протестантской религии, главным образом в начальном образовании. В автономном сообществе Мадрида, исламское религиозное образование было дано в 1999–2000 гг. 600 учащимся в шести учреждениях39.

После многочисленных переговоров Программа исламского образования в государственных образовательных центрах, признанных государством, была одобрена и опубликована в Официальной газете Испании 18 января 1996 г. 12 марта 1996 г. было подписано Соглашение о назначении и экономическом режиме лиц, ответственных за религиозное исламское образование в учебных заведениях начальной и средней ступени. Это соглашение дало учащимся из мусульманских семей реальную возможность высказываться за религиозное образование в государственных школах40.

В ноябре 2004 г. Генеральный директор Управления по делам религий Минюста Испании М. Рико-Годой официально объявила об организации с 1 квартала 2005 г. преподавания основ ислама в государственных школах наряду с католическим катехизисом. Первоначально эта мера затронула лишь те автономные сообщества, где проживает наибольшее число мусульман (ранее основы исламской культуры преподавались лишь в школах африканских городов Сеута и Мелилья), однако в перспективе предполагается распространить ее действие на всю территорию страны. Ставки преподавателей новой дисциплины финансируются государством на тех же условиях, что применяются к преподаванию основ католицизма41.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    ... -КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРАВА Религиознаякультура в светскойшколеСборникматериаловМосква 2007 УДК 321.01 ... ………………………………………………………….. 202 Научно-практическое издание РЕЛИГИОЗНАЯКУЛЬТУРА В СВЕТСКОЙШКОЛЕСборникматериалов Отв. ред. и сост. ...
  2. Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования)

    Документ
    ... Регламент: авторы кратко представляют издания. 9.1. Религиознаякультура в светскойшколе: Сборникматериалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и ... методическое обеспечение содержания образования в Москве»сборниковматериалов по тематике работы Совета. ...
  3. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе ложь подмены

    Документ
    ... представления о ничтожной численности сторонников преподавания религиознойкультуры в светскойшколе, что не соответствует действительности. 1.3.8. ... Федерации по г. Москве. 179 Подробнее см.: «Новая Жизнь» в России: Сборникматериалов / Сост. иерей ...
  4. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе ложь подмены (1)

    Документ
    ... представления о ничтожной численности сторонников преподавания религиознойкультуры в светскойшколе, что не соответствует действительности. 1.3.8. ... Федерации по г. Москве. 179 Подробнее см.: «Новая Жизнь» в России: Сборникматериалов / Сост. иерей ...
  5. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе ложь подмены (2)

    Документ
    ... представления о ничтожной численности сторонников преподавания религиознойкультуры в светскойшколе, что не соответствует действительности. 1.3.8. ... Федерации по г. Москве. 179 Подробнее см.: «Новая Жизнь» в России: Сборникматериалов / Сост. иерей ...

Другие похожие документы..