textarchive.ru

Главная > Статья


Принят

Законодательным Собранием

Кемеровской области

9 апреля 1997 года

УСТАВ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Законов Кемеровской области

от 23.06.1997 N 18-ОЗ, от 04.01.1998 N 3-ОЗ,

от 21.05.1998 N 15-ОЗ, от 04.10.1999 N 57-ОЗ,

от 08.05.2000 N 25-ОЗ, от 17.11.2000 N 75-ОЗ,

от 06.12.2000 N 100-ОЗ, от 19.11.2001 N 97-ОЗ,

от 13.05.2002 N 39-ОЗ, от 16.11.2002 N 86-ОЗ,

от 11.03.2003 N 10-ОЗ, от 18.12.2003 N 69-ОЗ,

от 26.07.2004 N 55-ОЗ, от 17.01.2005 N 10-ОЗ,

от 06.04.2005 N 48-ОЗ, от 27.07.2005 N 96-ОЗ,

от 08.02.2006 N 32-ОЗ, от 12.07.2006 N 106-ОЗ,

от 17.11.2006 N 138-ОЗ, от 25.04.2008 N 25-ОЗ,

от 06.02.2009 N 13-ОЗ, от 29.06.2009 N 71-ОЗ,

от 28.01.2010 N 15-ОЗ, от 01.03.2010 N 19-ОЗ,

от 01.04.2010 N 31-ОЗ, от 09.06.2010 N 65-ОЗ,

от 31.01.2011 N 1-ОЗ)

Законодательное Собрание Кемеровской области, действуя от имени граждан России, проживающих на территории Кемеровской области, стремясь утвердить принципы правового государства и гражданского общества, исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации и признавая необходимость закрепления государственно-правового статуса области, утверждая права и свободы человека, проявляя уважение к истории, традициям и культуре Отечества, в интересах населения области и будущих поколений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации принимает настоящий Устав.

Глава 1. СТАТУС КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Закона Кемеровской области от 06.12.2000 N 100-ОЗ)

Статья 1. Кемеровская область как субъект Российской Федерации

1. Кемеровская область в соответствии с Конституцией Российской Федерации является субъектом Российской Федерации, равноправным с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кемеровской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Законы и иные акты, принимаемые в Кемеровской области, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и настоящему Уставу.

4. Устав Кемеровской области является основным правовым актом Кемеровской области в системе нормативного регулирования, осуществляемого органами государственной власти Кемеровской области с участием населения, органов местного самоуправления на территории Кемеровской области, имеет прямое действие и применяется на всей территории Кемеровской области.

5. Статус Кемеровской области как субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом и может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Кемеровской области в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 2. Административно-территориальное устройство Кемеровской области

1. Кемеровская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.43 "Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР", Кемеровская область занимает территорию общей площадью 95,5 тыс. кв. километров.

2. В системе государственного территориального устройства Российской Федерации Кемеровская область граничит с Новосибирской и Томской областями, республиками Алтай, Хакасия, Красноярским и Алтайским краями.

3. Территория Кемеровской области является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации.

4. Границы Кемеровской области не могут быть изменены без учета мнения населения Кемеровской области.

5. Административно-территориальное устройство Кемеровской области и порядок его изменения устанавливаются законом Кемеровской области.

6. Административным центром Кемеровской области является город Кемерово.

7. Статус города Кемерово как административного центра Кемеровской области, особенности отношений между органами государственной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления города Кемерово определяются законом Кемеровской области.

Статья 3. Символика Кемеровской области

(в ред. Закона Кемеровской области от 18.12.2003 N 69-ОЗ)

Кемеровская область обладает собственной символикой: гербом, флагом, гимном, словесными и архитектурно-историческими символами.

(в ред. Закона Кемеровской области от 06.02.2009 N 13-ОЗ)

Статья 4. Международные и внешнеэкономические связи Кемеровской области

1. Кемеровская область осуществляет международные, внешнеэкономические связи в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

2. Договоры (соглашения) Кемеровской области в соответствии с законом Кемеровской области подлежат ратификации законодательным (представительным) органом государственной власти Кемеровской области. Ратификация договоров (соглашений) Кемеровской области осуществляется путем принятия соответствующих законов Кемеровской области.

(в ред. Закона Кемеровской области от 18.12.2003 N 69-ОЗ)

Статья 5. Отношения Кемеровской области с другими субъектами Российской Федерации

Кемеровская область осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области.

Статья 6. Предметы совместного ведения Российской Федерации и Кемеровской области

1. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и Кемеровской области находятся:

а) обеспечение соответствия Устава Кемеровской области, законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области Конституции Российской Федерации и федеральным законам:

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности:

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами:

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных, правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области;

о) координация международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кемеровской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

3. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и Кемеровской области, Кемеровская область вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты Кемеровской области приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Статья 7. Предметы ведения и полномочия Кемеровской области

1. В ведении Кемеровской области находятся

а) принятие и изменение Устава Кемеровской области, законов и других нормативных правовых актов Кемеровской области;

б) установление системы органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Кемеровской области, порядка их формирования, организацией деятельности, разграничение компетенции этих органов исходя из общих принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

в) обеспечение организации местного самоуправления на основе общих принципов, установленных федеральным законом;

г) разработка и утверждение символики Кемеровской области;

д) решение вопросов административно-территориального устройства Кемеровской области, согласование изменения статуса и границ Кемеровской области;

е) разработка и утверждение программ социально-экономического развития, Кемеровской области;

ж) установление порядка управления и распоряжения собственностью Кемеровской области, в том числе долями (паями, акциями) Кемеровской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) разработка, утверждение и исполнение бюджета Кемеровской области;

и) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении;

(пп. "и" в ред. Закона Кемеровской области от 16.11.2002 N 86-ОЗ)

к) установление налогов и сборов, порядка их взимания, отнесенных федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации;

л) утверждение заключения и расторжения договоров Кемеровской области;

м) экономические, научно-технические и культурные связи Кемеровской области с другими субъектами Российской Федерации;

н) организация государственной гражданской службы Кемеровской области;

(пп. "н" в ред. Закона Кемеровской области от 17.01.2005 N 10-ОЗ)

о) учреждение наград Кемеровской области;

(пп. "о" в ред. Закона Кемеровской области от 19.11.2001 N 97-ОЗ)

п) регулирование иных вопросов, относящихся в соответствии Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области к ведению и полномочиям Кемеровской области.

2. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Кемеровской области Кемеровская область осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области.

3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Кемеровской области, изданным по предметам ведения Кемеровской области, действует нормативный правовой акт Кемеровской области.

Статья 8. Народовластие

1. Граждане, проживающие на территории Кемеровской области, осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления Кемеровской области.

2. Государственная власть в Кемеровской области осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти на основе разделения властей в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и в соответствии с настоящим Уставом.

3. Высшим непосредственным выражением народовластия являются референдум, свободные выборы.

4. Депутаты, выборные должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области представляют интересы граждан и ответственны перед ними.

Статья 9. Система органов государственной власти Кемеровской области

1. В систему органов государственной власти Кемеровской области входят:

законодательный (представительный) орган государственной власти Кемеровской области - Совет народных депутатов Кемеровской области;

высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области - Коллегия Администрации Кемеровской области;

иные исполнительные органы государственной власти Кемеровской области;

избирательная комиссия Кемеровской области;

уполномоченный по правам человека в Кемеровской области;

уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области;

контрольно-счетная палата Кемеровской области.

(п. 1 в ред. Закона Кемеровской области от 31.01.2011 N 1-ОЗ)

2. В Кемеровской области устанавливается должность высшего должностного лица - Губернатора Кемеровской области, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области.

3. Взаимодействие органов государственной власти Кемеровской области осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей и в соответствии с федеральным и областным законодательством.

4. Для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти Кемеровской области устанавливаются следующие государственные должности Кемеровской области:

Губернатор Кемеровской области;

председатель Совета народных депутатов Кемеровской области;

первый заместитель Губернатора Кемеровской области;

заместитель председателя Совета народных депутатов Кемеровской области;

заместитель Губернатора Кемеровской области;

начальник главного финансового управления Кемеровской области;

управляющий делами Администрации Кемеровской области;

председатель комитета Совета народных депутатов Кемеровской области;

заместитель председателя комитета Совета народных депутатов Кемеровской области;

депутат Совета народных депутатов Кемеровской области, работающий на постоянной основе в Совете народных депутатов Кемеровской области;

председатель контрольно-счетной палаты Кемеровской области;

уполномоченный по правам человека в Кемеровской области;

уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области;

председатель избирательной комиссии Кемеровской области;

заместитель председателя избирательной комиссии Кемеровской области;

секретарь избирательной комиссии Кемеровской области;

член избирательной комиссии Кемеровской области с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной основе;

председатель региональной энергетической комиссии Кемеровской области.

(п. 4 в ред. Закона Кемеровской области от 31.01.2011 N 1-ОЗ)

Статья 10. Местное самоуправление в Кемеровской области

1. На территории Кемеровской области осуществляется местное самоуправление.

2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Кемеровской области.

Статья 11. Формы непосредственной демократии

На территории Кемеровской области в соответствии с действующим законодательством обеспечивается использование всех форм непосредственной демократии: референдумов, демонстраций, шествий, митингов, пикетировании, собраний (сходов) граждан по месту жительства, участия в выборах депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области, коллективных обращений (петиций), опросов, народных обсуждений, народных инициатив и других форм.

Статья 12. Право законодательной инициативы в Совете народных депутатов Кемеровской области

1. Право законодательной инициативы в Совете народных депутатов Кемеровской области принадлежит Губернатору Кемеровской области, депутатам Совета народных депутатов Кемеровской области, представительным органам местного самоуправления, избирательной комиссии Кемеровской области, Кемеровскому областному суду, Арбитражному суду Кемеровской области, прокурору Кемеровской области, уполномоченному по правам человека в Кемеровской области, уполномоченному по правам ребенка в Кемеровской области, совету муниципальных образований Кемеровской области.

(п. 1 в ред. Закона Кемеровской области от 31.01.2011 N 1-ОЗ)

2. Законопроекты, внесенные в Совет народных депутатов Кемеровской области Губернатором Кемеровской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Кемеровской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Кемеровской области, рассматриваются Советом народных депутатов Кемеровской области по представлению Губернатора Кемеровской области либо при наличии его заключения.

4. Срок подготовки данного заключения не должен превышать 30 календарных дней с момента поступления законопроекта Губернатору Кемеровской области.

Глава 2. ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Закона Кемеровской области от 06.12.2000 N 100-ОЗ)

Статья 13. Гарантии прав и свобод человека и гражданина

1. На территории Кемеровской области обеспечиваются гарантированные Конституцией Российской Федерации равные права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, должностного и социального положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются основной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления Кемеровской области.

3. Нормативные правовые акты Кемеровской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Статья 14. Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области

1. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления Кемеровской области и должностными лицами учреждается должность уполномоченного по правам человека в Кемеровской области.

2. Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области назначается на должность и освобождается от должности Советом народных депутатов Кемеровской области.

3. Деятельность и статус уполномоченного по правам человека в Кемеровской области регулируются Законом Кемеровской области.

Статья 14-1. Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области

(введена Законом Кемеровской области от 31.01.2011 N 1-ОЗ)

1. В целях обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов ребенка в Кемеровской области учреждается должность уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области.

2. Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области назначается на должность и освобождается от должности Советом народных депутатов Кемеровской области.

3. Деятельность и статус уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области регулируются Законом Кемеровской области.

Статья 15. Избирательные права граждан

(в ред. Закона Кемеровской области от 17.01.2005 N 10-ОЗ)

В Кемеровской области обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации активного и пассивного избирательного права.

Статья 16. Право граждан на осуществление местного самоуправления

1. Право граждан на осуществление местного самоуправления включает в себя:

а) право непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения;

б) право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

в) право состоять на муниципальной службе;

г) право получения информации о деятельности органов местного самоуправления;

д) судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.

2. Формами реализации права граждан на осуществление местного самоуправления являются собрания (сходы) граждан по месту жительства, местные референдумы, народные правотворческие инициативы, опросы, обсуждения и другие формы.

Статья 17. Право на судебную защиту и юридическую помощь

1. В Кемеровской области обеспечивается защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав человека и гражданина на судебную защиту и на квалифицированную юридическую помощь.

2. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статья 18. Право на труд и отдых

1. В Кемеровской области обеспечивается конституционное право человека и гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области осуществляют контроль за безопасными и благоприятными условиями труда.

3. Органы государственной власти Кемеровской области защищают право человека и гражданина на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы.

4. В Кемеровской области признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

5. В Кемеровской области обеспечивается право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 19. Право на социальную защиту

В Кемеровской области осуществляется социальная защита населения на основе:

а) содействия обеспечению занятости трудоспособного населения;

б) предотвращения, снижения реальных доходов слабо защищенных групп населения за счет создания системы социальной адресной помощи;

в) развития государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения;

г) поддержки малообеспеченных групп населения в приобретении и содержании жилья;

д) создания условий и развития социальной инфраструктуры;

е) материального и финансового обеспечения законодательно закрепленных социальных льгот;

ж) поощрения благотворительной деятельности;

з) установления пособий и пенсий в дополнение к государственным.

Статья 20. Право на образование

В Кемеровской области гарантируется право на образование в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Кемеровской области

Статья 21. Право на охрану здоровья

(в ред. Закона Кемеровской области от 17.01.2005 N 10-ОЗ)

1. В Кемеровской области обеспечивается и защищается право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно в соответствии с государственными гарантиями.

2. В Кемеровской области принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Реализация приоритетных направлений в сфере здравоохранения в Кемеровской области обеспечивается региональными и муниципальными целевыми программами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Взаимодействие органов прокуратуры с уполномоченными по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина Пособие Москва • 2012

    Документ
    ... по правамчеловека в Российской Федерации и уполномоченными по правамчеловека в субъектах Российской Федерации в сфере защитыправ и свободчеловека и гражданина, анализируются ...
  2. Бондарь оксана николаевна квалифицированная юридическая помощь - конституционная гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в рф

    Автореферат диссертации
    ... услуга», «юридическая услуга», а также «защитаправ и свободчеловека и гражданина» и «охрана прав и свободчеловека и гражданина»; в соответствии с этим выявлены особенности конституционного ...
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины специального курса «защита прав и свобод человека и гражданина»

    Учебно-методический комплекс
    ... «Защитаправ и свободчеловека и гражданина» Предмет и метод курса «Права и свободычеловека и гражданина». Значение правчеловека в современном мире. Универсализм и глобаль­ность правчеловека. Понятие «правачеловека» как ...
  4. Информационно-аналитический доклад о деятельности управления минюста россии по забайкальскому кра ю за 1 полугодие 2012 года обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках исполнения полномочий по оказанию международно-правовой помощи

    Доклад
    ... за 1 полугодие 2012 года Обеспечение защитыправ и свободчеловека и гражданина в рамках исполнения полномочий по ... государственного университета экономики и права; Каргин Н.Н. - уполномоченный по правамчеловека в Забайкальском крае; Филиппова ...
  5. Европейская конвенция как инструмент защиты прав и свобод человека и гражданина

    Рабочая программа
    ... ДИСЦИПЛИНЫ европейская конвенция как инструмент ЗАЩИТыПРАВ и свободЧЕЛОВЕКА и гражданина (блок « СД (М) В-2 »; раздел « ... «Европейская конвенция как инструмент защитыправ и свободчеловека и гражданина», магистр должен приобрести углубленные ...

Другие похожие документы..