Главная > Инструктивно-методическое письмо


Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

Предмет «Информатика и ИКТ» отличается от других учебных дисциплин своей спецификой – выполнение практических работ на компьютере, а не в тетради. Однако, в курсе предмета есть темы, изучение которых требует выполнения практических работ только в тетрадях или совместно в тетради и на компьютере. Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь 2 тетради: 1 тетрадь – рабочая , 2 тетрадь – для контрольных работ. Рекомендуется хранить электронные версии результатов практических, самостоятельных и контрольных работ в отдельной именной папке ученика в течение учебного года.

В рабочей тетради делаются записи по новой теме (конспект), выполняется решение задач, оформляются записи программ и алгоритмов, блок-схем, письменных практических работ, лабораторных работ.

IX. Рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам.

Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо создавать, как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

Олимпиада по информатике в 2010 году проводилась с 22 по 24 января 2010 года в г. Белгороде на базе ГОУ ДПО Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. В олимпиаде приняли участие 18 школьников из 10 территорий области, из них: 4 человека из 9-х классов, 3 человек из 10-х классов, 11 учеников из 11 классов.

Представить на областную олимпиаду можно было только учащихся, набравших более половины баллов от максимально возможных 300 балов.

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике проводился в два тура. Оба тура компьютерные. Продолжительность каждого тура – пять астрономических часов. Рабочее место каждого участника было оснащено персональным компьютером без подключения его к сети Интернет.

В соответствии с требованиями к организации и проведению регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2009-2010 учебном году на персональном компьютере каждого участника было инсталлировано только программное обеспечение, необходимое для решения задач олимпиады: Borland Delphi 7.0; Borland Pascal 7.0; Borland C++ 3.1; Microsoft Visual C/C++ 2005 Express Edition; Microsoft Visual Basic 2005 Express Edition; FreePascal 2.2.2; GNU C/C++ 4.4.0 и выше (версия для Windows – MinGW); Sun Java 6.0; Eclipse 3.5; Code::Blocks 8.02.

Для эффективной подготовки школьников к олимпиадам по программированию необходимы четыре условия:

1) достаточный уровень логического мышления;

2) трудолюбие и целеустремленность школьника;

3) достаточное время для подготовки к олимпиаде;

4) квалифицированное руководство подготовкой.

В обеспечении первого условия очень важен талант учителя. Его задача – вовремя увидеть способного ученика и убедить заниматься программированием. На подготовку школьника со слабым логическим мышлением может потребоваться очень много времени. Чем раньше будет обнаружен такой ученик – тем лучше. Достаточно часто хорошее логическое мышление проявляется на уроках математики.

Второе условие зависит не только от характера школьника. На его работоспособность влияет умение учителя поставить достижимые цели для ученика, убедить и заинтересовать работать систематически. Очень часто, когда приходят первые успехи на олимпиадах, школьники сами начинают проявлять поразительную работоспособность. Желание учащегося много трудиться для подготовки к олимпиадам должно быть его собственным, а не желанием родителей или учителя. Если у школьника другие цели и желания, он будет искать различные оправдания (перед учителем и родителями) своей бездеятельности.

В настоящее время уровень подготовки школьников в области программирования весьма невысок. Поэтому школьник, начавший заниматься программированием, быстро обгоняет своих одноклассников в этой области. Не имея возможности сравнить свой уровень с уровнем подготовки школьников – призеров олимпиад разного уровня, он начинает переоценивать свои способности, что приводит к неудачам на олимпиадах. Задача учителя – не допустить такой ситуации, когда способности школьника в области программирования незаслуженно высоко оценивают внутри школы. Это приводит к замедлению роста уровня подготовки, а также к накоплению ";плохих"; приемов и привычек. Программиста-самоучку легко обнаружить, например, по стилю записи кода программы. Негативные навыки программирования, приобретаемые самоучками, устраняются с большим трудом.

Время – очень важный фактор подготовки. Призеры олимпиад областного уровня имеют развитое творческое мышление, способны среди множества вариантов решения задачи найти оптимальный. Такое мышление быстро не приобретается. Опыт показывает, что для подготовки призера областной олимпиады необходимо два – три года.

Наиболее сложно в настоящее время обеспечить квалифицированное руководство подготовкой к олимпиаде. В школах практически не осталось учителей информатики, умеющих программировать на должном уровне. Достаточным можно считать такой уровень подготовки учителя, когда он может решить любую задачу областной олимпиады за период от одного дня до одного месяца. Рекомендуемым является такое руководство подготовкой школьника, когда текущий контроль выполняет учитель, а специальная подготовка осуществляется в кружке по программированию под руководством квалифицированного программиста.

Очень большую роль играет соревновательная практика. Регулярное участие в олимпиадах по программированию превращает способного школьника в бойца, сохраняющего хладнокровие в любой трудной ситуации на олимпиаде. В настоящее время регулярно проводятся интернет-олимпиады по программированию среди школьников. Это наиболее доступная форма соревнований. Однако более эффективным является участие в очных олимпиадах, когда школьники имеют возможность общаться и обмениваться опытом друг с другом.

Опыт подготовки школьников к олимпиадам по программированию позволяет выделить три уровня готовности.

Первый уровень подготовки определяется следующими признаками:

  • хорошее знание инструмента – языка программирования;

  • умение применять технологию проектирования программ;

  • владение технологией отладки программ;

  • знание простейших алгоритмов: поиск элемента в массиве; сортировка массива; вычисление площади многоугольника; определение положения точки относительно прямой; генерация перестановок.

Рекомендуемой методикой обучения на первом этапе является быстрое (примерно 2 недели) изучение операторов языка программирования с последующим переходом к решению задач. Подбор задач должен быть таким, чтобы для их решения требовалось применение различных стандартных приемов или алгоритмов. При решении задач обязательна отработка навыков проектирования программы, предполагающая:

  • моделирование задачи, ее формализацию и подбор контрольного примера;

  • разработку алгоритма решения задачи;

  • кодирование алгоритма средствами языка программирования.

Моделирование является ключевым этапом проектирования программы. Целью моделирования является поиск идеи решения задачи. При моделировании основными инструментами являются лист бумаги и пишущая ручка. Компьютер здесь не нужен, но программисту надо помнить о свойствах компьютера и языка программирования. Обычной технологией моделирования является выдвижение гипотезы решения задачи и проверка этой гипотезы на бумаге в табличной или графической формах. Если гипотеза отвергается, то ищется другая и т.д.

Алгоритм является детализированной записью идеи решения задачи, полученной при ее моделировании. Рекомендуемой формой записи алгоритмов являются блок-схемы. В блок-схемах сочетаются наглядность и краткость записи. Технология разработки алгоритмов достаточно хорошо изучена и изложена в литературе. Основными принципами, которые следует соблюдать при разработке алгоритма, являются:

  • проектирование ";сверху-вниз"; (поэтапная детализация);

  • последовательность построения алгоритма ";от главного к второстепенному";;

  • применение типовых алгоритмических структур.

На начальных этапах обучения программированию разработка блок-схем должна быть обязательным шагом проектирования программы. Рисование блок-схем приучает школьников мыслить типовыми алгоритмическими структурами. Участники финальных этапов Российской олимпиады по информатике в достаточной мере обладают таким мышлением, поэтому редко прибегают к блок-схемам. Однако и при таком уровне подготовки нельзя недооценивать значение этапа моделирования задачи. Очень часто стремление к экономии времени на олимпиаде за счет проектирования, приводит к значительно большей потере времени.

На рисунке показан весьма оптимистичный график роста уровня подготовки школьника. При выполнении четырех условий, о которых говорилось в начале, первый уровень подготовки можно достичь за полгода.

Второй уровень подготовки соответствует призеру олимпиады областного уровня. Для достижения этого уровня необходимо знание ряда специальных алгоритмов, которые считаются в олимпиадном программировании типовыми. Умение программировать типовые алгоритмы должно быть доведено до автоматизма, что позволяет существенно сократить время решения задач.

Следует заметить, что участнику олимпиады не следует переоценивать знание типовых алгоритмов. Обычно основной трудностью является не столько программирование стандартного алгоритма, сколько поиск возможности его применения в конкретной задаче. Многие задачи вообще не содержат никаких типовых приемов решения. Поэтому отношение к типовым алгоритмам должно быть примерно следующее: главное – поиск идеи решения, уникальной для каждой задачи; если же в рамках реализуемой идеи можно применить типовой алгоритм, считать, что участнику олимпиады повезло.

Далеко не все реализации типовых алгоритмов в виде программ легко запомнить. Очень часто хорошо запоминается, так называемый, ";опорный конспект"; в виде рисунка, математической формулы, реального объекта или действия. По такому опорному конспекту достаточно просто восстановить детали алгоритма и операторы программы. Технология изучения типовых алгоритмов такова:

1) понять идею и область применения алгоритма;

2) запомнить или построить собственный опорный конспект;

3) проверить реализацию алгоритма на компьютере, используя только опорный конспект.

Типовые алгоритмы классифицируются по темам и достаточно хорошо изложены в литературе. Перечислим основные темы: комбинаторные алгоритмы; алгоритмы на графах; вычислительная геометрия; длинная арифметика; алгоритмы перебора вариантов. Каждая из тем содержит большое количество различных алгоритмов, несущих в себе бесценный опыт поколений программистов. Следует понимать основную цель изучения этих алгоритмов – освоение опыта программистов через приемы решения задач. Главное – повысить уровень логического мышления школьника, а не запомнить программу, реализующую алгоритм.

Заметим, что в последнее время в задачах Российской олимпиады регионального и финального этапов прослеживается соблюдение одного важного принципа: для решения задач участнику должно быть достаточно знаний, получаемых в школьном курсе информатики и в других дисциплинах. Эффективность решения задач должна зависеть, в основном, от уровня логического мышления школьника.

Третий уровень подготовки, соответствует призеру финального этапа Российской олимпиады по информатике. Для достижения этого уровня необходимы следующие условия:

  • в регионе, где производится подготовка школьника, должен быть постоянно действующий центр подготовки юных программистов, например, на базе одного из ВУЗов;

  • центр подготовки должен иметь квалифицированные кадры и финансирование, достаточное для того, чтобы оплачивать работу специалистов и чтобы посылать команду или отдельных школьников на различные очные олимпиады по программированию.

Если указанные условия в регионе отсутствуют, для подготовки к олимпиаде, кроме работы по изучению методов и решения задач, школьнику можно рекомендовать выполнение крупного программного проекта, который был бы ему интересен и носил исследовательский характер. Это может быть игровой проект, система программного управления некоторым объектом или что-то другое, реализуемое по технологии объектно-ориентированного программирования. Иногда школьники пытаются повысить уровень подготовки за счет решения как можно большего количества задач. Однако не всегда количество решенных задач переходит в качество и позволяет перейти на новый уровень. Многие призеры финальных этапов Российской олимпиады по программированию из регионов, где отсутствуют центры подготовки юных программистов, смогли достичь такого уровня во многом за счет своей увлеченности некоторым реальным проектом.

Немаловажным фактором успеха на олимпиаде является правильная стратегия поведения участника. В это понятие входят: внимательное чтение условий задач; выбор оптимального порядка решения задач; оптимальное распределение времени на решение задач; тщательное проектирование программы и т.д. Стратегия может меняться в зависимости от подготовленности участника. Анализ результатов участников олимпиад по информатике показывает, что в призеры попадают те, кто смог получить баллы со всех предложенных задач. С другой стороны, далеко не всегда призерами становятся участники, получившие максимально возможные баллы по одним задачам, и, даже не приступившие к решению других.

Задача может казаться неприступной, но это не означает, что за нее нельзя получить некоторое количество баллов. Дело в том, что оценивание работ участников выполняется путем автоматического тестирования программы на определенном множестве тестов. Среди этих тестов есть и тривиальные. Можно разработать программу решения задачи с ориентацией на тривиальные случаи и получить за такое решение определенные баллы.

Учитель, занимающийся подготовкой школьников к олимпиадам по информатике, должен понимать, что ученики могут превзойти его в скорости и эффективности решения задач: это вполне нормально. Учитель не должен в связи с этим испытывать чувства профессиональной неполноценности. Давая ученику задачу, решение которой учителю неизвестно, последний должен ориентироваться на творческий союз со своим учеником в решении задачи, особенно в ситуации, когда с первой попытки ученик не смог ее решить. В таких случаях, подход к обучению должен быть примерно следующий: ";Давай, вместе разберемся, как решать задачу, уделив особое внимание ее моделированию. Если получить идею решения сразу не получится, то поиск вариантов решения будет домашним заданием для обоих. На следующем занятии обменяемся идеями";.

В период подготовки к олимпиаде желательно каждое решения доводить до оптимального. Это касается максимизации быстродействия программы и минимизации объема кода. Не следует заканчивать решение задачи на уровне идеи или после получения частичного решения. Работа по оптимизации программ – весьма эффективный прием повышения уровня программирования.

Но не стоит увлекаться оптимизацией программы во время олимпиады: на это нет времени. На олимпиаде бывает выгоднее скопировать похожую часть кода и внести в нее изменения, чем вместо нее разрабатывать универсальную процедуру, реализующую повторяемый алгоритм. Однако следует помнить, что причиной систематических ошибок участника на олимпиадах может быть его недостаточная работа по оптимизации программ в подготовительный период. Оптимизированная программа решения красивой задачи является произведением творчества программиста. В процессе подготовки к олимпиадам школьнику рекомендуется накапливать банк таких программ.

Рекомендуемая литература для подготовки к олимпиаде по информатике

1. Бентли Д. Жемчужины программирования. – СПб.: Питер, 2002.

2. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. – М.: БИНОМ, 2004.

3. Пильщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. – М.: Наука, 1989.

4. Порублев И.Н., Ставровский А.Б. Алгоритмы и программы. Решение олимпиадных задач. – М.: ООО ";И.Д. Вильямс";, 2007.

5. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования. – М.: Академия, 2003.

Боле расширенный список литературы представлен в Приложении № 5.

Для работы с одаренными учащимися по информатике в каждой школе должны систематически работать кружки и факультативы, работа которых будет направлена на подготовку учащихся к олимпиадам, а также проводиться индивидуальная работа с учащимися интересующимися программированием. В сельской малокомплектной школе можно создавать разновозрастные факультативы.

На занятиях предметных кружков, факультативов особое внимание следует уделять вопросам, изучение которых углубляет и расширяет знания, приобретаемые учащимися на уроках, способствует овладению методами решения олимпиадных задач, применению знаний в сложных, нестандартных ситуациях. Ученики могут принимать участие в дистанционных олимпиадах по информатике – сайты: , , /sng/.

Образовательное учреждение может выявлять одаренных учащихся по информатике не только по программированию. Название предмета раскрывает еще и информационно-коммуникационные технологии. В большинстве случаев сегодняшние ученики именно в этом направлении больше всего проявляют свои способности. На Всероссийском уровне для таких учащихся предлагается участие в конкурсах:

1) «Кит - компьютеры, информатика, технологии»

Конкурс проводится Институтом Продуктивного обучения Российской Академии Образования (ИПО РАО), которому принадлежат авторские права на форму, содержание и материалы Конкурса.

Целями и задачами Конкурса являются:

  • развитие познавательного интереса школьников к информатике и информационным технологиям;

  • активизация внеклассной и внешкольной работы;

  • предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона.

Участниками Конкурса могут быть учащиеся 5 -11 классов любых типов школ. По желанию к участию в олимпиаде могут быть допущены школьники 3 – 4 классов. Участие учащихся 1 и 2 классов не рекомендовано.

Участие в Конкурсе является добровольным.

Конкурс проводится один раз в год по материалам, разрабатываемым организаторами Конкурса.

Формат конкурса таков: участникам предлагается 30 заданий, к каждому из которых дается 5 вариантов ответов. Среди них только один правильный. Участник должен в специальном бланке отметить правильный ответ без каких—либо пояснений. Не разрешается пользоваться учебниками и калькулятором. На выполнение всего конкурсного задания дается 1 час 15 минут. Примерно через два месяца после дня проведения конкурса каждая школа, принявшая участие в конкурсе, получит итоговый отчет с результатами всех участников из данной школы. Итоги подводятся отдельно по классам. Кроме суммы баллов, набранных каждым участником, в отчете будет указано место данного ученика в общем списке данной параллели. Все участники конкурса получают сертификат и памятный сувенир.

2) Игра-конкурс «Инфорзнайка». Участниками конкурса могут стать учащиеся школ, в том числе, не изучающие информатику. Конкурс проводится на следующих уровнях: подготовительный (1-4 классы); пропедевтический (5-7 классы); основной (8-9 классы); общеобразовательный (10-11 классы); профильный (10-11 классы) по одному из следующих: информационно-технологический; физико-математический; социально-экономический.

Подробнее узнать информацию можно на сайте конкурса /.

Ректор института С.П. Тимофеев

Методист кабинета Ю.А. Лобашова

естественно-математических дисциплин

Белгородского РИПКППС

Приложение № 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

Технология

340

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ

3

Академкнига/Учебник

341

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ

4

Академкнига/Учебник

342

Горячев А.В. Информатика и ИКТ

3

Баласс

343

Горячев А.В. Информатика и ИКТ

4

Баласс

344

Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика

3

Баласс

345

Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика

4

Баласс

346

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

3

БИНОМ

347

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

4

БИНОМ

348

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

3

Просвещение

349

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

3-4

Просвещение

350

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

4

Просвещение

Информатика и ИКТ (основная школа)

563

Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ

8

Дрофа

564

Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ

9

Дрофа

565

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии

8

Просвещение

566

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии

9

Просвещение

567

Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика

8-9

Питер Пресс

568

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ

8

БИНОМ

569

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ

9

БИНОМ

570

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

8

БИНОМ

571

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

9

БИНОМ

Информатика и ИКТ (старшая школа)

989

Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

990

Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

991

Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

10

Питер Пресс

992

Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

11

Питер Пресс

993

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

10-11

БИНОМ

994

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

10

БИНОМ

995

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

11

БИНОМ

996

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень)

10

БИНОМ

997

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень)

11

БИНОМ

998

Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. / Под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ (профильный уровень)

10-11

Дрофа

Приложение № 2

Обеспечение базового курса «Информатика и ИКТ»

программами из ПСПО

Приложение № 3

Перечень элективных курсов профильной подготовки

ИНФОРМАТИКА и ИКТ

Автор, название

Кол-во ча-сов

Класс

Сопровождение курса

Источник, выходные данные

ПО

для реализации

Федеральный уровень

Е.В. Андреев,

Л.Л. Босова,

И.Н. Фалина. Математические основы информатики

68

10-11

Программа, описание УМК

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область математика. МО РФ НФПК.- М.: Вита-Пресс, 2004.

Не привязано к ПО

Н.Д. Угринович. Исследование информационных моделей с использованием систем объективно-ориентированного программирования и электронных таблиц

70

10-11

Программа, УМК, методическая поддержка курса по адресу http://iit.metodist.ru/

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область математика. МО РФ НФПК.- М.: Вита-Пресс, 2004.

Visual Basic, Delphi, Microsoft Excel, StarOffice Calc.

А. В. Хуторской. Технология создания сайтов

70

10-11

Программа, описание УМК

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область математика. МО РФ НФПК.- М.: Вита-Пресс, 2004.

HTML

Л. А. Залогова. Компьютерная графика

70

10-11

Программа, описание УМК

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область математика. МО РФ НФПК.- М.: Вита-Пресс, 2004.

Photoshop

CorelDraw

Н.А. Коряковцева. Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами

43

10-11

Программа, описание УМК

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область математика. МО РФ НФПК.- М.: Вита-Пресс, 2004.

Не привязано к ПО

М.Ю. Монахов

Создаем школьный сайт в Интернете

35

10 или 11

Программа, описание УМК

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область математика. МО РФ НФПК.- М.: Вита-Пресс, 2004.

HTML

М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова. Учимся проектировать на компьютере

70

10-11

Программа, описание УМК

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область математика. МО РФ НФПК.- М.: Вита-Пресс, 2004.

AutoCAD

3ds max

А. В. Копыльцов. Компьютерное моделирование: сферы и границы применения

70

10-11

Программа, описание УМК

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область математика. МО РФ НФПК.- М.: Вита-Пресс, 2004.

И. Г. Семакин. Информационные системы и модели

72

10-11

Программа, описание УМК

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область математика. МО РФ НФПК.- М.: Вита-Пресс, 2004.

MS Excel

MS Access

MathCAD

Turbo-Pascal

И. Б. Горбунова. Музыкальный компьютер (новый инструмент для музыканта)

70

10-11

Программа, описание УМК

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область математика. МО РФ НФПК.- М.: Вита-Пресс, 2004.

OC Windows,

Dance Machine, Dance eJay, Visual Arranger

Курганова Н.О.

Машинопись в редакторе MS-WORD.

70

10-11

Программа, учебный и тематический планы, примерное календарно-тематическое планирование, методика проведения занятий, примеры уроков, методика осуществления контроля и диагностика успешности усвоения программы.

Курганова Н.О.

Машинопись в редакторе MS-WORD./ Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007 г.

MS Word

MicrosoftCorporation

Основы программирования на примере VisualBasic.NET

68

10-11

Программа, учебное пособие для учеников, методическое пособие для учителя +CD-диск с дополнительными материалами.

Основы программирования на примере Visual : Учебное пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Основы программирования на примере Visual : Учебное пособие для учителя + CD. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Программа элективного курса «Основы программирования на примере Visual » // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

VisualBasic.NET

MicrosoftCorporation

Основы компьютерных сетей

40

10-11

Программа, учебное пособие для учеников, методическое пособие для учителя +CD-диск с дополнительными материалами.

Основы компьютерных сетей: Учебное пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Основы компьютерных сетей: Учебное пособие для учителя. + CD – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Программа элективного курса «Основы компьютерных сетей» // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

OC Windows

MicrosoftCorporation

Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка

60

10-11

Программа, учебное пособие для учеников, методическое пособие для учителя +CD-диск с дополнительными материалами.

Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка.: Учебное пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка: Учебное пособие для учителя + CD. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Программа элективного курса «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка» // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

OC Windows, Microsoft Office

Региональный уровень

В.А. Богданова,

Г.М. Спирина

Технология создания Web-сайтов

34

10

Программа, тематическое планирование, поурочное планирование

Сборник элективных курсов – естественно-математический цикл. – Белгород: ООО «ГиК», 2006.

HTML

Microsoft FrontPage

Э.Н. Друшлякова

Делопроизводство с использование компьютерных технологий.

68

10

Программа, тематическое планирование

Сборник элективных курсов – естественно-математический цикл. – Белгород: ООО «ГиК», 2006.

MS DOS

OC Windows

Word

Power Point

Excel

Access

Photoshop

WinRAR

WinZIP

Э.Н. Друшлякова

Информационные технологии и их использование в экономике.

68

11

Программа, тематическое планирование

Сборник элективных курсов – естественно-математический цикл. – Белгород: ООО «ГиК», 2006.

MS DOS,

OC Windows,

Power Point

Excel

Access

Page Maker

Photoshop

А.П. Радченко

Объектно-ориентированное программирование

68

11

Программа, тематическое планирование

Сборник элективных курсов – естественно-математический цикл. – Белгород: ООО «ГиК», 2006.

Visual Basic

Приложение № 4

В работе учителю может помочь следующая тематическая литература для подготовки к ЕГЭ по информатике:

  • Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.

  • Готовимся к ЕГЭ по информатике. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование» №2 – 2006. – М.: Образование и Информатика, 2006.

  • Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.

  • Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика. : Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.

  • Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.:Hаука, 1985-352с.

  • Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

  • Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

  • Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.

  • Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. ()

  • Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики. : Методическое пособие / С.В. Русаков, Л.А. Залогова, И.Г. Семакин и др.; Под ред. С.В. Русакова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  • Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.

  • Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  • Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. – СПб.: БХВ- Петербург, 2007.

  • Семакин И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннео. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  • Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. 4-е изд., - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Информатика. 9-11 классы. Контрольные и самостоятельные работы по программированию / авт.-сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006.

  • ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. П.А. Якушкин, С.С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008.

  • Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н.Н. самылкина, С.В. русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  • Информатика и ИКТ: подготовка к ЕГЭ / Под ред. проф. Н.В. макаровой – СПб.: Питер, 2007.

  • Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Приложение № 5

Рекомендуемая литература для подготовки учащихся к олимпиадам:

  1. Андреева Е.В. Олимпиады по информатике. Пути к вершине. Лекции.

  2. Ахо А., Ульман Дж. Теория синтаксического анализа, перевода и компиляции - М.: Мир, 1978 - 2 тома, (612 с., 487 с.)

  3. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. - М.: Мир 1979

  4. Бондарев В.М., Рублинецкий В.И., Качко Е.Г. Основы программирования. - Харьков: ";Фолио";; Ростов-на-Дону: ";Феникс";, - 1997, - 368 с.

  5. Бондарев В.М., Рублинецкий В.И., Качко Е.Г. Основы программирования. - Харьков: ";Фолио";; Ростов-на-Дону: ";Феникс";, - 1997, - 368 с.

  6. Вирт H. Алгоритмы + Структуры данных = Программы. - М.: Мир 1982. - 305 с.

  7. Грис Д. Конструирование компиляторов для цифровых вычислительных машин. - М.: Мир, 1975 - 544 с.

  8. Грузман М.З. Эвристика в информатике. - Винница: Арбат, 1998. - 308 с.

  9. Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.:Hаука, 1985-352с.

  10. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  11. Зубов В.С. Справочник программиста. Базовые методы решения графовых задач и сортировки. - М: Информационно-издательский Дом ";Филинъ";, - 1999. - 256 с.

  12. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ - М.: Мир, 1976 - 3 тома (Основные алгоритмы, получисленные алгоритмы, сортировка и поиск)

  13. Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р. Алгоритмы: построение и анализ. - М.:МЦНМО, 1999. - 960с., 263 ил.

  14. Липский В. Комбинаторика для программистов. - М.: Мир, 1988

  15. Музыченко А. В. Система Турбо Паскаль. Динамическое распределение памяти. - М.: ВМHУЦ ВТИ, 1991 - 44 с.

  16. Мытищинская школа программистов /olymp/

  17. Окулов С.М. Олимпиадная информатика. G6prog.narod.ru

  18. Оре О. Теория графов. - М.: Hаука 1968.

  19. Плаксин М.А. Тестирование и отладка программ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  20. Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.

  21. Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики: методическое пособие/ Под ред. С.В. Русакова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний., 2006 г.

  22. Разбор олимпиадных задач по информатике от Михаила Густокашина. /

  23. Сайт Украинские олимпиады по информатике. http://uoi.kiev.ua

  24. Сайт, посвященный алгоритмам и методам. /aboutsite.php

  25. Свами М., Тхуласираман К. Графы, сети и алгоритмы - М.: Мир, 1984 . - 455 с.

  26. Ставровский А.Б. Турбо Паскаль 7.0. Учебник. - К.:Издательская группа BVN, 2000. - 400с. (русский)

  27. Форд Л. Р., Фалкерсон Д.Р. Потоки в сетях. - М.: Мир, 1965.

  28. Олимпиадные задачи с решениями. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование» №2 – 2006. – М.: Образование и Информатика, 2006.

  29. Сборник «Районная и областная олимпиада по информатике в 2006-2007 учебном году». – Белгород, БелРИПКППС, 2007 г.

  30. Бабушкина И.А. Практикум по объектно-ориентированному программированию. / Бабушкина И.А., Окулов С.М. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  31. Желонкин А.В. Основы программирования в интегрированной среде DELPHI. Практикум / А.В. Желонкин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.

  32. Задачи по программированию /С,М, Окулов, Т.В. Ашихмина, Н.А. Бушмелева – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  33. Великович Л.С. Программирование для начинающих / Л.С. Великович, М.С. Цветкова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  34. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  35. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах / С.М. Окулов – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  36. Плаксин М.А. тестирование и отладка программ – для профессионалов будущих и настоящих / М.А. Плаксин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  37. Кирюхин В.М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады / В.М. Кирюхин, С.М. Окулов – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

1 Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 г. № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»

2 Задачи формулируются в соответствии с ФГОС и с учетом особенностей общеобразовательного учреждения.

3 Учебники, рабочие тетради, пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания.

4 Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/ Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.: ил.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании РУССКОГО ЯЗЫКА ... см. Приложение к Методическомуписьму по ГВЭ, Методические рекомендации по работе региональных ... заданий с развернутым ответом; - методическиеписьма прошлых лет; - обучающая компьютерная ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... и воспитательной работы. Приложение 1 к инструктивно-методическомуписьму Министерства образования Республики Беларусь _______________ ... и оборудованием. При этом в инструктивно-методическомписьме Министерства образования Республики Беларусь «О ...
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях i вступление

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании предмета Мировая художественная культура в ... работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин ...
  4. Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания информатики в 2010/2011 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо об особенностях ... осуществлять в соответствии с инструктивно-методическимписьмом Министерства образования и науки Украины ... Информатика», опубликованным в научно-методическом журнале «Информатика и информационные ...
  5. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...
  6. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...

Другие похожие документы..