Главная > Инструктивно-методическое письмо


Оборудование ИКТ

Как было сказано выше, не все учителя сегодня могут и хотят эффективно использовать средства ИКТ в своей работе. В то же время необходимо обеспечить средствами ИКТ работу всех учителей, которые готовы к такому использованию, и их учащихся. Ряд элементов общешкольного оборудования ИКТ, в особенности, в своем мобильном варианте (мобильный компьютер, мобильный сканер, превращающий любую доску в интерактивную), видеокамера и т. д. может динамично выделяться на тот урок, где оно запланировано к использованию.

Средства ИКТ, являющиеся предметными, находят отражение не в общешкольном оснащении, а в оснащении предмета. Оборудование ИКТ может приобретаться школой (в частности, предоставляться учредителем) по мере готовности педагогов к его применению в образовательном процессе и формирования этими педагогами поурочных календарных планов такого применения. При развитии ИКТ-компетентности педагогов некоторые из средств ИКТ, например, проектор, могут закрепляться за кабинетом и использоваться в стационарном варианте (для проектора – более эргономичном – потолочном, надэкранным), для сканера – в варианте сканера, совмещенного с белой доской.

Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые образовательные ресурсы в общем образовании играют роль:

  • информационных источников, используемых в образовательном процессе;

  • инструментов деятельности учащегося и учителя;

  • средств организации образовательного процесса.

Цифровым образовательным ресурсам могут быть присущи функции, аналогичные функциям учебной литературы, наглядных пособий (плакатов, муляжей и т.д.), лабораторного оборудования, инструментов письма, классного журнала и т. д. Для абсолютного большинства перечисленных элементов оснащения возможно и имеет смысл в определенных ситуациях использование аналогичных цифровых образовательных ресурсов; такие аналоги предусматриваются Перечнем. Например, писать текст эффективнее с помощью компьютера, в Интернете доступен существенно больший объем литературы, чем в любой школьной библиотеке и т.д.

При этом цифровая версия учебника сегодня не может заменить бумажную. Свой основной учебник учащиеся используют в бумажном формате. Доступная через компьютер цифровая версия учебника удобна для поиска в тексте нужной информации, добавления в текст ссылок на другие источники и т. д. (Для этого используются соответствующие инструменты деятельности.) Виртуальная лаборатория может лишь частично заменить реальную, но в ней можно поставить эксперименты, которые в школьной лаборатории поставить невозможно. В то же время цифровые измерительные приборы (датчики, подсоединяемые к компьютеру) существенно расширяют эффективность реальных (невиртуальных) школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для проектной деятельности.

С точки зрения оснащения образовательных учреждений принципиальной особенностью цифровых образовательных ресурсов является то, что они допускают практически бесплатное копирование (тиражирование). Поэтому наличие их в каждом образовательном учреждении (или возможность для такого наличия) будет постепенно обеспечиваться приобретением на федеральном уровне права на его использование для всех образовательных учреждений. Это право дает возможность для всякого образовательного учреждения «скачать» ресурс по Интернету или получить в другом образовательном учреждении.

Среди таких ресурсов могут иметься: портреты выдающихся ученых, тексты хрестоматий и т. д. В соответствии с федеральной политикой повсеместного бесплатного обеспечения школ цифровыми образовательными ресурсами, расширение их присутствия в Перечне будет приводить к экономии муниципальных, региональных бюджетов и, в конечном итоге, консолидированного бюджета образования.

Формирование состава информационных источников по предмету

Среди информационных источников присутствуют универсальные (общепользовательские): энциклопедии, словари; и предметные: коллекции видеоклипов, литературных произведений, картинных галерей, архивов и т. д.

Важную роль среди информационных источников играют визуальные источники, постоянно размещаемые в классе. В Перечне даны рекомендации по их составу.

Центральную роль в организации всего учебного процесса по данному предмету в школе играет (наряду со Стандартом и ЕГЭ) учебник. Именно поэтому федеральные органы управления образованием обеспечивают и регламентируют процедуру получения учебниками грифа (только при наличии такого грифа учебное издание имеет право называться учебником). Перечень предусматривает, что в федеральной коллекции цифровых образовательных ресурсов, доступных любому образовательному учреждению, имеются все учебники.

Естественно, что авторский коллектив учебника, получившего федеральный гриф, имеет основание, право и, в определенной степени – обязанность на участие (в рамках Стандарта) в определении визуальной среды, в которой идет учебный процесс по этому учебнику. В силу этого Перечень предусматривает, что автор или представляющее его интересы издательство в рамках получения грифа представляет свои предложения (рекомендации) по визуальной среде учебно-методического комплекса их учебника.

Эти предложения могут включать изменения в составе визуальных источников, постоянно размещаемых в классе и рекомендуемых настоящим перечнем: таблиц и плакатов, размещаемых на фронтальной стене класса, и портретов. Изменения представляются в форме размещаемых в Интернете изобразительного источника для использования на компьютерном экране и источника, предназначенного для полиграфического воспроизведения, свободно разрешенного для системы образования РФ.

Кроме того, предложения могут рекомендовать информационные источники (справочники, атласы, хрестоматии, тематические таблицы), рекомендуемые к использованию в учебном процессе по данному учебнику. Рекомендации могут включать:

  • ссылки ни существующую полиграфическую продукцию

  • цифровые информационные источники в формате, предназначенном для просмотра в Интернете.

При получении учебником грифа, эти ссылки и источники размещаются в федеральной коллекции цифровых образовательных ресурсов вместе с учебником и получают независимое описание, с указанием на учебник в соответствующем поле. В учебном процессе при этом могут использоваться как указанная полиграфическая продукция, так и цифровые информационные источники, так и полиграфические варианты этих источников. При этом права на полиграфическую продукцию авторы (издатель) учебника никому не передают.

Демонстрационное и лабораторное оснащение

Современная тенденция развития мирового и российского образования подчеркивает важность активных форм приобретения знаний, умений, навыков, на деятельность ориентирован и компетентностный подход. В связи с этим Перечень предусматривает максимальные возможности для лабораторных работ, сохраняя терминологическую традицию выделения демонстрационного и лабораторного оборудования. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, в математике – использованием виртуальных лабораторий, в ряде других предметов – возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут провести и демонстрационные опыты, и значительное число других экспериментов.

Оснащение индивидуального использования

В оснащение образовательного процесса обычно не включаются такие предметы, как тетради, пишущие принадлежности. Также традиционно, они приобретаются за средства родителей. В настоящем Перечне все необходимые элементы образовательной среды указаны (включая и учебники, и иную учебную литературу). При этом, тетради, ручки, карандаши и резинки помещены в общешкольное оснащение.

Актуальным является и вопрос об обеспечении учебного процесса расходными материалами. В частности, необходимо нормирования бумаги для распечатки учебных материалов учащихся. В Перечне приведены примерные нормы. При этом вопрос об источниках финансирования оснащения индивидуального использования выходит за рамки настоящего документа.

Требования к помещениям

Особый раздел Перечня составляют требования к помещениям. В них входят требования к электропитанию и компьютерным сетям, условиям освещенности и т. д.

Без выполнения этих требований эффективное использование ряда элементов оснащения невозможно.

Познакомиться с подробным перечнем оснащения по информатике и информационным технологиям для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования возможно на Российском общеобразовательном портале /doc.asp?ob_no=54478.

Кабинет информатики

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техники, санитарные нормы организации труда детей за компьютером (см. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения и осанки.

Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся: начальной школы должна быть не более 15 минут, основной школы – 20 минут, старшей школы – 25-30 минут.

При проведении учебных занятий в компьютерном классе осуществляется деление класса на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.

Требования к документации кабинета информационно-коммуникационных технологий:

1. Положение о кабинете информатики.

2. Паспорт кабинета информатики и ИКТ.

3. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

4. Правила техники безопасности при работе в кабинете информатики и ИКТ и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.

5. Правила пользования кабинетом информатики и ИКТ учащимися.

6. График занятости кабинета информатики и ИКТ.

7. Состояние учебно-методического обеспечения кабинета информатики и ИКТ.

8. План работы кабинета информатики и ИКТ на учебный год и перспективу (утверждается директором школы).

VIII. Рекомендации по ведению записей в классных журналах

Классный журнал – это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам.

При заполнении страницы журнала для текущего учета успеваемости и посещаемости по информатике и ИКТ следует придерживаться следующих общих правил:

  1. Все записи в классном журнале должны быть сделаны шариковой ручкой одного цвета без исправлений. Запрещается использование штриха.

  2. На странице выделенной для предмета название предмета пишется со строчной (маленькой) буквы классным руководителем.

  3. Список учащихся заполняется классным руководителем и записывается полностью.

  4. Классный журнал заполняется учителем-предметником в день проведения урока.

  5. На левой стороне страницы журнала записывается дата проведения урока (арабскими цифрами) и месяц. Если уроки сдвоены, то ставятся две даты.

  6. На правой стороне страницы журнала записывается число (арабскими цифрами) и тема пройденного на уроке материала в соответствии с календарно-тематическим планированием. При проведении сдвоенных уроков записываются темы каждого урока отдельно. Прочерки, обозначающие «повтор», запрещены.

  7. Тема урока формулируется в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планированием. Не допускаются записи вида: Контрольная работа № 1, Практическая работа № 2 и т.п. Правильная запись: Практическая работа № 2. «Системы счисления» (или без номера). Контрольная работа № 3. «Основы логики и логические основы компьютера».

  8. В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы. Например, «Повторить …..; составить план, таблицу, вопросы; выучить наизусть, ответить на вопросы и т. д.». Кроме того, при изучении ряда дисциплин домашние задания носят творческий характер (сделать рисунки, написать сочинение и т. п.). Тогда в графе «Домашнее задание» пишется: творческое задание и указывается характер задания. Если задание носит индивидуальный характер, тогда в графе «Домашнее задание» можно записывать: индивидуальные задания. Если на конкретном уроке домашнее задание не задаётся, графа остается пустой.

  9. При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т. д. обязательно указывается конкретная тема.

  10. При проведении экскурсий на странице журнала с левой стороны записывается число столько раз, сколько часов шла экскурсия, а с правой стороны число и темы также записываются столько раз, сколько длилась экскурсия, но темы записываются построчно.

  11. В конце года на странице, где записывается пройденный материал, учитель записывает число проведенных уроков «по плану» и «фактически» и заверяет это личной подписью. Делается запись: «Программа выполнена» или «Не пройдены следующие темы…».

  12. На первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе сделать запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке» о проведении инструктажа по технике безопасности.

  13. Инструктаж по технике безопасности проводится также перед каждой лабораторной и практической работой, о чем делается соответствующая запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке». Например:Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

  14. Если класс на занятия делится на две подгруппы, то записи ведутся индивидуально каждым учителем, ведущим подгруппу.

  15. Учитель ежеурочно отмечает отсутствующих учеников на уроке буквой «н».

  16. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания учащихся.

  17. В клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов – 2, 3, 4, 5, н, н/а, зач., осв. Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус» не допускается.

  18. Учитель обязан планировать опрос обучающихся и фиксировать отметки в журнале на каждом уроке. Наполняемость отметок должна быть высокой или средней, при этом каждый учащийся должен быть опрошен (любым из видом опроса) как минимум 1 раз в 3-4 урока.

  19. Практические работы проводятся и отмечаются в журнале в зависимости от типа урока и задач, и оцениваются индивидуально, если ученики осваивают новые знания и приёмы учебной деятельности, а если идет закрепление умений и навыков, полученных ранее, то оцениваются все учащиеся.

  20. В случае, если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки учащимся выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.

  21. За письменные виды работы (самостоятельные, контрольные, практические работы) отметки выставляются за то число, когда они проводились.

  22. В случае оценивания знаний обучающихся неудовлетворительной оценкой учителя обязан опросить его в 2-4-дневный срок и зафиксировать отметку в журнале.

  23. Учителю необходимо фиксировать темы для повторения на уроке (в начале учебного года, сопутствующее повторение, повторение при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации).

  24. Итоговые отметки учащихся за четверть (полугодие, год) должны быть обоснованы, то есть соответствовать успеваемости ученика в зачётный период.

  25. Чтобы объективно аттестовать учащихся, необходимо не менее трёх отметок (при одно- и двухчасовой недельной учебной нагрузке по предмету) и более 9 (при учебной нагрузке более двух часов в неделю) с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным, практическим работам.

  26. Отметка н/а (не аттестован) может быть выставлена только в случае, если ученик пропустил все занятия за отчётный период (четверть, полугодие). Если школьник присутствовал на части уроков, то необходимо организовать с ним дополнительные занятия (за счёт неаудиторной занятости педагогов) и аттестовать ребёнка.

  27. Итоговые отметки за каждый зачетный период (четверть, полугодие и т.д.) выставляются в следующей клетке после записи даты последнего урока. Не допускается выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом и т.д.). Годовая оценка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за последнюю четверть (полугодие).

  28. Текущие отметки следующей четверти выставляются в клетке после итоговых (четвертных) отметок. Пропуски клеток не допускаются.

  29. Следует помнить, что выставление неудовлетворительных оценок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (трёх и более уроков), после каникул сдерживает развитие успехов в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебным предметам.

  30. При ошибке при выставлении отметок надо зачеркнуть неправильную отметку и в соседней клетке поставить правильную. Если ошибка делается в итоговых отметках или отметках за контрольную работу, отметка исправляется так же, как и текущие, при этом внизу страницы обязательно делается запись: Петров К. – четыре (за 5. 11) – (подпись) и ставится печать общеобразовательного учреждения.

  31. Запись замены уроков производится следующим образом: на странице заменяемого урока записывается тема, предусмотренная тематическим планированием, после этой записи пишется слово «замена» и ставится подпись учителя, проводившего замену. Не допускается оставлять незаписанными темы заменяемых уроков с тем, чтобы в дальнейшем их записал заболевший учитель. Если в силу объективных причин замена осуществлялась путём проведения урока по другому предмету, то учитель записывает тему урока на своей странице, справа делается запись «замена урока информатики и ИКТ)» и ставится подпись.

  32. Если в начальной школе изучается модуль «Практика работы на компьютере», то журнал заполняется на странице предмета «Технология»; если же младшие школьники изучают «Информатику и ИКТ» как самостоятельные предмет, то журнал заполняется на странице предмета «Информатика и ИКТ».

  33. Если организовано профессиональное обучение учащихся в ресурсном центре, то отметки (текущие и итоговые) выставляются только в специальном журнале для профессионального обучения. В конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) преподаватели профессионального обучения передают завучу и директору ресурсного центра по профессиональной подготовке ведомости, в которых выставлены итоговые (четвертные, полугодовые, годовые) оценки. Ведомости, заверенные подписью директора ресурсного центра и печатью, передаются в общеобразовательное учреждение, где учится старшеклассник. Классный руководитель переносит эти оценки в сводную ведомость учета успеваемости учащихся в графу «профессиональная подготовка».

  34. Элективные курсы целесообразно записывать в отдельном журнале (особенно, если элективный курс посещают учащиеся из других школ в условиях сетевого взаимодействия или сформированы группы учащихся на параллели). Список обучающихся группы (из разных школ, разных классов) заполняется учителем на основании нормативного документа общеобразовательного учреждения (приказа). Заполнение страниц, отведённых для элективных курсов, осуществляется в соответствии с требованиями к ведению классных журналов. При оценивании результатов обучения учащихся на элективных курсах следует руководствоваться критериями оценивания результатов обучения учащихся, заложенными автором в программе авторского элективного курса. Решение о системе оценивания учебных курсов по выбору может принять образовательное учреждение на основании решения педагогического совета. Оценка может выставляться в форме «зачтено» или «не зачтено», а также по балльной шкале: «5», «4», «3». Отрицательные отметки нецелесообразны. Если учебный курс составляет менее 34 часов, в соответствии с нормативными документами возможно оценивание только в системе «зачтено – не зачтено». Курс может считаться зачтённым (или оценен отметкой), если ученик:

а) посетил не менее 80% занятий по этому курсу;

б) выполнил какую-либо зачётную работу: проект, исследование, реферат.

В журнале фиксируются посещаемость и учебные достижения учащихся в зависимости от критериев оценивания результатов учебных достижений учащихся, определенных в программе авторского учебного курса. Учебные занятия по предмету «Информационная работа» и «Профильная ориентация» рекомендуется записывать в классный журнал соответствующего класса тому педагогу, который ведет указанные занятия.

При заполнении классных журналов по окончанию учебного года необходимо учитывать следующее:

  1. На левой стороне предметной страницы журнала отметки за промежуточную аттестацию выставляются в день ее проведения (например, 24 мая) (форма 1).

  2. На правой стороне развернутой страницы журнала, где учитель записывает тему, изученную на уроке, и задание на дом, 24 мая необходимо сделать запись «Итоговая контрольная работа», «Итоговое тестирование» или другая форма промежуточной аттестации, которая определена решением педагогического совета и указана в приказе о проведении промежуточной аттестации. На предметной странице журнала в переводных классах не выставляется в отдельных колонках экзаменационная и итоговая отметки.

Форма 1

Ф.И. ученика

май

24

27

IV чет.

Год

Учителями-предметниками оформляются протоколы по итогам проведения промежуточной аттестации и сдаются заместителю директора по УВР.

  1. В классных журналах 11-х классов отметки по итогам промежуточной аттестации выставляются в колонку, где указана дата их проведения. Например, промежуточная аттестация по информатике записывается 14 мая в объеме 1 урока (форма 2).

Форма 2

Ф.И. ученика

май

13

14

15

II полугодие

Год

3

4

Рекомендации по ведению и оформлению тетрадей по информатике и ИКТ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании РУССКОГО ЯЗЫКА ... см. Приложение к Методическомуписьму по ГВЭ, Методические рекомендации по работе региональных ... заданий с развернутым ответом; - методическиеписьма прошлых лет; - обучающая компьютерная ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... и воспитательной работы. Приложение 1 к инструктивно-методическомуписьму Министерства образования Республики Беларусь _______________ ... и оборудованием. При этом в инструктивно-методическомписьме Министерства образования Республики Беларусь «О ...
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях i вступление

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании предмета Мировая художественная культура в ... работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин ...
  4. Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания информатики в 2010/2011 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо об особенностях ... осуществлять в соответствии с инструктивно-методическимписьмом Министерства образования и науки Украины ... Информатика», опубликованным в научно-методическом журнале «Информатика и информационные ...
  5. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...
  6. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...

Другие похожие документы..