Главная > Инструктивно-методическое письмо


Итоговая аттестация выпускников 11 классов по информатике и ИКТ

Для всех выпускников школ Российской Федерации с 2009 года ЕГЭ стал единственной формой государственной итоговой аттестации. ЕГЭ призван проверить, насколько выпускник освоил школьный курс и насколько уровень его подготовки достаточен для продолжения образования, в том числе обучения в вузе. Обязательными для всех выпускников являются два экзамена в виде ЕГЭ. Это русский язык и математика, по выбору 10 предметов, один из которых «Информатика и ИКТ».

Результаты ЕГЭ рассчитываются по стобалльной шкале и в пятибалльную систему не переводятся. В свидетельство о ЕГЭ выставляются результаты только по тем предметам по выбору, по которым будет преодолен минимальный порог, установленный Рособрнадзором. В 2009 году минимальное количество баллов единого государственного экзамена по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования составил 36 баллов.

Если выпускник, сдавая предмет по выбору, не получает минимального количества баллов, то может пересдать его только на следующий год.

В Белгородской области в 2009 году ЕГЭ по информатике и ИКТ сдавали 418 человек, из них 379 – выпускники общеобразовательных учреждений.

Средний балл ЕГЭ по информатике на территории РФ - 56,1; в Белгородской области – 56,4. Баллы ниже минимального порога в Белгородской области получили 11,5% учащихся.

ЕГЭ 2010 года по информатике сохраняет преемственность по отношению к ЕГЭ 2009 г. Согласно утвержденной спецификации экзаменационной работы по информатике и ИКТ на 2010 год существенных изменений в КИМ по сравнению с 2009 г. нет.

Содержание экзамена включало основные темы курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: ";Информация и её кодирование";, ";Алгоритмизация и программирование";, ";Основы логики";, ";Моделирование и компьютерный эксперимент";, ";Программные средства информационных и коммуникационных технологий";, ";Технология обработки графической и звуковой информации";, ";Технология обработки информации в электронных таблицах";, ";Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных";, ";Телекоммуникационные технологии";.

В контрольно-измерительных материалах по информатике задания распределяются по трем уровням сложности: базовый уровень, повышенный уровень, высокий уровень.

2010

Часть А

Часть В

Часть С

Всего заданий (%)

Базовый

13

4

0

17 (53%)

Повышенный

4

5

1

10 (31%)

Высокий

1

1

3

5 (16%)

К базовому уровню относятся задания на проверку знаний и умений инвариативной составляющей курса информатики, преподающегося в классах и учебных заведениях всех профилей (53% от общего числа заданий).

Задания повышенного уровня связаны с содержанием профильных курсов информатики, требующих более углубленного изучения предмета.

Задания высокого уровня призваны выделить учащихся, хорошо овладевших содержанием учебного предмета, ориентированных на получение высшего профессионального образования в области, связанных с информатикой и компьютерной техникой.

Анализ результатов экзамена по информатике в форме ЕГЭ учащихся Белгородской области показал, что все темы и разделы курса «Информатика и ИКТ» изучены на удовлетворительном уровне, кроме темы «Основы программирования». Результаты, показанные по каждому разделу, имеют также свою специфику.

В части А и В сложными стали для учащихся задания – А2 (умение подсчитывать информационный объем сообщения), А6 (работа с массивами), А18 (умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд), В1 (знания о методах измерения количества информации), В4 (умение строить и преобразовывать логические выражения), В8 (умение исполнять алгоритм, записанный на естественном языке), В10 (умение осуществлять поиск информации в Интернет).

Типичные ошибки, выявленные проверяющими в части С по информатике учащимися Белгородской области в 2009 году:

  1. При использовании условного оператора не обращается внимание на ветвь ИНАЧЕ (С1).

  2. Допускаются ошибки при написании сложных логический выражений с использованием логических операндов И, ИЛИ (С1).

  3. Не обнуляются или неправильно обнуляются счетчики перед использованием цикла (С2).

  4. Для описания стратегии игры упускаются из рассмотрения значимые ветви игры и даже если рассмотренная школьником ветвь приводит к правильному указанию выигрывающего игрока данное решение не может быть признано правильным, поскольку на первом ходу оппонентом выигрывающего игрока может быть выбрана другая, нерассмотренная в решении ветвь дерева игры (С3).

  5. Строится дерево игры, но не указывается (не помечается) первый ход выигрывающего игрока, а это один из основных вопросов в задании (С3).

  6. Используя один язык программирования используют функции и процедуры другого языка (С4).

  7. При описание кода программы допускают очень много синтаксических ошибок (С4).

  8. Неправильное оперирование типами данных, например могут обратиться к переменной А символьного типа (char) как к строке А[i] и др. (С4).

В целом на основании результатов единого государственного экзамена по информатике 2009 г. можно констатировать, что уровень знаний выпускников соответствует требованиям государственного стандарта образования.

Опыт единого государственного экзамена показал, что учителям информатики необходимо обратить внимание на темы курса, которые раскрыты не полностью в учебниках или не рассматривают решение задач. Это темы: «Единицы измерения количества информации», «Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный», «Процесс передачи информации. Виды и свойства источников и приемников информации», «Скорость передачи информации и пропускная способность канала связи», «Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы».

При решении задач по этим темам учащиеся допускают много арифметических ошибок: плохо знают таблицу функции 2n для первых 10 аргументов. При расчете задач на пропускную способность канала связи учащиеся не пользуются двоичными логарифмами, а перемножают числа «в столбик», делая при этом ошибки. Многие ошибки допускают при нахождении остатка при делении целых чисел. Все эти умения необходимо формировать не только учителю математики, но и учителю информатики при решении задач.

Учащиеся для успешной сдачи экзамена должны не только знать основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программирования, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы. Следует уделить больше внимания формализации записи и исполнения алгоритмов.

Школьник должен уметь писать правильно (с одной-двумя ошибками, исправляемыми при пробном запуске программы) небольшие (до 30 – 50 строк) фрагменты программ в пределах часа.

Примеры возможных задач (список не является исчерпывающим):

  • суммирование массива;

  • проверка упорядоченности массива;

  • слияние двух упорядоченных массивов;

  • сортировка (например, вставками);

  • поиск заданной подстроки (скажем, ";abc";) в последовательности символов;

  • поиск корня делением пополам;

  • поиск наименьшего делителя целого числа;

  • разложение целого числа на множители (простейший алгоритм);

  • умножение двух многочленов.

Время, образующее резерв, рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация и программирование».

Для сдачи ЕГЭ по информатике учащимся, изучавшим курс на базовом уровне, рекомендуется вводить изучение элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике»4 или проводить дополнительные занятия, т.к. задачи базового уровня составляют 50% всей работы, а это отметка «3» (если все задачи решены без ошибок).

Существенным источником ошибок является невнимательность учащихся при заполнении бланков второй части работы. При подготовке учащихся к экзамену надо обратить их внимание на то, что все задания второй части очень точно формулируют требования к формату записи ответа: в каком порядке записывать перечисление чисел, какие пробелы и знаки препинания ставить и т.п. на уроках информатики можно объяснить учащимся всю сложность задачи распознавания письменного текста и проиллюстрировать тем самым необходимость записывать ответ с помощью букв и цифр стандартной формы, максимально соответствующих образцу, приведенному на бланке записи ответов.

Для учителя важнейшими документами, на которые необходимо опираться при составлении календарно-тематического планирования являются:

  • кодификатор элементов содержания по информатике для составления контрольных измерительных материалов (КИМ);

  • спецификация экзаменационной работы по информатике единого государственного экзамена;

  • демонстрационный вариант экзаменационной работы по информатике единого государственного экзамена.

Всем учителям рекомендуется в календарно-тематическом планировании использовать в столбце Примечание (или добавить столбец «Итоговая аттестация»), где в обязательном порядке указывать форму работы - тестирование; повторение пройденного материала; решение задач из демонстрационных материалов ЕГЭ, дополнительные задания на дом из демо-версий прошлых лет.

Проведение проверочных тестовых работ может быть организовано в форме пятиминуток в начале каждого урока. Тестирование может проверять отработку решения заданий частей А, В, С единого государственного экзамена.

В повторении также можно использовать тестирование по отработке заданий экзамена. На уроках информатики возможно проводить компьютерное тестирование. Тестирование можно предлагать учащимся на дом.

В 2010-2011 учебном году согласно федеральному перечню учебников для профильных предметов по информатике и ИКТ рекомендуется использовать в 10 и в 11 классе учебники Угриновича Н.Д.

Авторское примерное распределение часов по темам

Глава

Главы учебников

Разделы стандарта

Кол-во параграфов и пунктов

Кол-во практ. работ

Количество часов

10 класс

11 класс

Учебник «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса

1

Архитектура компьютера и защита информации

Раздел «Средства ИКТ» (за исключением компьютерных сетей, которые будут изложены в главе «Коммуникационные технологии» в учебнике «Информатика и ИКТ 11»).

18

27

24

 

2

Информация и информационные процессы

Первый и пятый абзац раздела «Информация и информационные процессы».

17

20

40

3

Основы логики и логические основы компьютера

Шестой - восьмой абзацы раздела «Информация и информационные процессы

9

15

20

 

4

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

29

80

50

 

Учебник «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 11 класса

1

Моделирование и формализация

Третий - пятый абзац раздела «Информация и информационные процессы».

20

16

 

40

2

Коммуникационные технологии

Раздел «Телекоммуникационные технологии».

16

8

 

24

3

Технологии создания и обработки текстовой информации

Раздел «Технологии создания и обработки текстовой информации».

7

7

14

4

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

Раздел «Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации».

8

7

16

5

Обработка числовой информации

Раздел «Обработка числовой информации».

7

7

14

6

Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД)

Раздел «Технологии поиска и хранения информации»

8

7

 

16

7

Информационная деятельность человека

Раздел «Технологии управления, планирования и организации деятельности».

9

 

10

 

Повторение, резерв времени

6

6

 

ВСЕГО:

140

140

Авторские тематические планы и календарно-тематические планы учителей Белгородской области представлены на сайте БелРИПКППС http://ipkps.bsu.edu.ru в разделе Виртуальный методический кабинет «Информатика».

Согласно перечню учебников на профильном уровне можно использовать УМК Фиошина М.Е и др. «Информатика и ИКТ» - часть 1, часть 2.

Учителю и ученику во время подготовки к ЕГЭ по информатике необходимо пользовать дополнительной литературой (Приложение № 4).

VII. Перечень обязательного оборудования, необходимого для реализации общеобразовательных программ на базовом и профильном уровнях по предметам инвариантной части учебного плана (по ступеням обучения).

В соответствии с Законом об образовании (2008 г.) «Федеральные государственные образовательные стандарты … включают в себя требования к: …2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе … материально-техническим и иным условиям».

Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения (Материалы РАО 2005 – 2008 www.standart.edu.ru ).

Перечень имеет статус методических рекомендации Министерства образования и науки РФ. /doc.asp?ob_no=54697.

Перечень характеризуют образовательную среду образовательной организации, включенную в реализацию программ общего образования (далее, для краткости, образовательную среду школы), благоприятную для качественного образования детей. В нем не рассматриваются вопросы о:

  • здании школы,

  • мебели, оборудовании раздевалок, живых растениях в рекреациях и т.д.

  • торгово-технологическом оборудовании.

В Перечень входят элементы материальной и информационной среды образовательного процесса. При этом в Перечне отражаются и вопросы оснащения воспитательного процесса, управления образовательным процессом.

Цели и назначение перечня

Перечень охватывает все предметы и стороны образовательного процесса и определяет общие ориентиры в создании оптимальной образовательной среды. Перечень предполагается использовать как рекомендацию при оснащении и аттестации общеобразовательных учреждений (включая дошкольные) и разработке новых видов оснащения.

Общешкольное оснащение

В Перечне представлен значительный раздел общешкольного оснащения. Традиционно учебное оборудование «закреплялось» за кабинетами. Однако, например, значительная часть средств информационных и коммуникационных технологий – ИКТ предназначена для использования в различных школьных предметах (и кабинетах), а, кроме того – в многопредметных проектах, воспитательной работе и т. д. Примерами такого оборудования являются видеокамера, проектор.

В общешкольное оснащение включена, в частности, система средств, обеспечивающих возможность развешивания визуальных материалов в помещениях школы, что содействует формированию богатой визуальной образовательной среды помещений, в том числе – рекреаций.

Одним из условий, которое соблюдалось при создании требований, является полнота (насколько это возможно в рамках существующих сегодня материальных и информационных объектов образовательного назначения) относительно дидактических единиц изучения каждого школьного предмета.

Цифровая (электронная) форма представления Перечня дает возможность, при необходимости, расположить содержащиеся в нем единицы оснащения в соответствии с порядком тем в стандарте, программе или конкретном учебнике, автоматически учесть использование одной и той же единицы оборудования в нескольких темах

Информационно-коммуникационные технологии в перечне

Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) являются наиболее быстро меняющимся компонентом школьной образовательной среды. Сегодня эти средства используются практически во всем образовательном процессе, существенно расширяя, фактически делая открытым, информационное пространство образования, давая учащимся и учителям в руки принципиально новые инструменты, в том числе, используемые в профессиональной деятельности.

В настоящее время в общем образовании РФ недостаточно средств ИКТ для того, чтобы обеспечить полную информатизацию всего образовательного процесса. При этом и среди учителей только меньшинство может обеспечить вполне компетентное использование ИКТ в своем курсе. Естественная стратегия, предполагаемая Перечнем, состоит в том, чтобы вести процесс оснащения образовательных учреждений параллельно с формированием ИКТ-компетентности педагогов и планированием этими педагогами своей деятельности с компетентным применением ИКТ. При таком переходе процесс информатизации российского среднего образования может занять 5-15 лет. Требованием к условиям образовательного процесса в этот период является обеспечение средствами ИКТ учителей, прошедших процедуру аттестации своей ИКТ-компетентности и осуществивших, согласованное со всем образовательным учреждением планирование применения ИКТ. В дополнении к этому, создаются начальные условия формирования ИКТ-компетентности учителей в каждой школе – минимальный уровень оснащения средствами ИКТ, обеспечивающий знакомство с ними учителей, начало внутришкольного педагогического эксперимента по эффективности их применения в образовательном процессе.

Среди средств ИКТ выделяются общепользовательские: компьютеры, проекторы, принтеры, редакторы гипер-текстов, мультимедиа, презентаций и веб-страниц, браузеры; а также предметные, обеспечивающие цифровое измерение и обработку данных, компьютерное моделирование и управление процессами, изобразительное и музыкальное творчество.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании РУССКОГО ЯЗЫКА ... см. Приложение к Методическомуписьму по ГВЭ, Методические рекомендации по работе региональных ... заданий с развернутым ответом; - методическиеписьма прошлых лет; - обучающая компьютерная ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... и воспитательной работы. Приложение 1 к инструктивно-методическомуписьму Министерства образования Республики Беларусь _______________ ... и оборудованием. При этом в инструктивно-методическомписьме Министерства образования Республики Беларусь «О ...
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях i вступление

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании предмета Мировая художественная культура в ... работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин ...
  4. Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания информатики в 2010/2011 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо об особенностях ... осуществлять в соответствии с инструктивно-методическимписьмом Министерства образования и науки Украины ... Информатика», опубликованным в научно-методическом журнале «Информатика и информационные ...
  5. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...
  6. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...

Другие похожие документы..