Главная > Инструктивно-методическое письмо


Планируемые результаты начального общего образования по информатике и ИКТ

(фрагмент документа «Планируемые результаты начального общего образования» под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б.

Серия «Стандарты второго поколения»)

Раздел «Практика работы на компьютере»

Планируемый результат: создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  • активировать Word, пользоваться клавиатурой для создания небольших текстов;

  • использовать рисунки из ресурса компьютера, программу Power Point.

Примеры заданий

Задания для базового уровня

  1. В программе Word в банке картинок найди картинку, отражающую труд человека или техническое устройство, вставь выбранную картинку на страницу. Подпиши что изображено на ней.

  2. В программе Power Point создай приглашение на свой день рождения. Выбери шаблон, оформление цветом, шрифтом по своему усмотрению.

Задания повышенного уровня

  1. В программе Word напиши свой распорядок дня. Каждый пункт пиши с красной строки с порядковым номером. Из банка картинок найди несколько подходящих иллюстраций к отдельным пунктам распорядка дня, вставь их.

  2. Сделай небольшую презентацию (не более 3 слайдов) о транспорте в программе Power Point. Используй ресурс компьютера для выбора шаблона, поиска картинки, создания анимационных эффектов.

Базисный учебный план каждой ступени общего образования в стандартах второго поколения состоит из трех разделов: инвариантная часть, вариативная часть, а также внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки, но являются обязательными для финансирования.

В документе ФГОС «Информационная грамотность в начальной школе» предлагается организовать в школе факультативы и кружки связанные с содержанием информатики попредмету «Математика» - «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии», «Шахматы».

В документе ФГОС «Информационная грамотность в начальной школе» предлагается организовать так же внеурочную деятельность по предмету «Технология» связанную с содержанием информатики по изучению таких тем:

  • применение разных способов компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, специальных поисковых системах; уточнение запросов на поиск информации; сохранение результатов поиска; поиск изображений; сохранение найденных изображений;

  • создание мультфильмов и живых картинок на компьютере; выполнение основных операций при создании анимации; прохождение этапов создания мультфильма;

  • создание текстов и печатных публикаций на компьютере.

Подробно изучить рекомендации об организации внеурочной деятельности можно в документе «Информационная грамотность в начальной школе» на сайте ФГОС в разделе Начальная школа – Примерные программы начального общего образования /catalog.aspx?CatalogId=531.

Краткая характеристика стандартов второго поколения

для основной школы по информатике

Согласно предложенному проекту БУП основной школы на сайте ФГОС в основной школе на изучение предмета «Информатика и ИКТ» предусмотрено в 7, 8, 9 классе по 1 часу в неделю.

Базисный учебный план вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (основное общее образование, очная форма обучения) изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагает в 8 классе 1 час в неделю, в 9 классе 1 час в неделю.

Из БУП для основной школы: «изучение в основной школе учебного предмета «Информатика и информа­ционные технологии» призвано обеспечить:

  1. формирование представления об информационной картине мира, общности и закономерностях протекания ин­формационных процессов в системах различной природы;

  2. осознание необходимости строить свою жизнь и деятельность в соответствии с требованиями информацион­ной цивилизации;

  3. овладение навыками работы с различными видами информации, в том числе с помощью современных инфор­мационных технологий;

  4. подготовку к продолжению обучения, освоению образовательных программ последующего этапа обучения, а также освоение профессиональной деятельности, востребо­ванной на рынке труда».

Согласно проекту ФГО стандарта основного общего образования, разработанного к апрелю 2010 года, информатика включена в предметную область с названием «Математика и информатика» без четкого разграничения изучаемых тем по предметам.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день нет четкого представления об организации изучения информатики в основной школе по стандартам второго поколения. Сегодня ФГОС проходит общественную экспертизу и обсуждение для дальнейшей корректировки.

IV. Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету в 2010-2011 учебном году

Количество часов по предмету на базовом, углубленном и профильном уровне

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году осуществляется (согласно ГОС – 2004 г. и областного БУП-2006) следующими этапами:

1) в 3-4 классах «Информатика и ИКТ» может изучаться в качестве модуля в рамках предмета «Технология»1;

2) в качестве самостоятельного учебного предмета «Информатика и ИКТ» изучается в 8 и 9 классах;

3) в 10–11 классах предмет ";Информатика и ИКТ"; может быть представлен на двух уровнях: базовом или профильном.

Начальная школа

Классы

3

4

Модуль «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология»

20-25 ч.

за два года обучения

В Белгородской области рекомендуется в начальной школе учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучать в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» с целью обеспечить всеобщую компьютерную грамотность. Согласно примерной программе начального общего образования по технологии (труд) модуль называется «Практика работы на компьютере» и на его изучение рекомендовано 20-25 часов. К этому времени можно прибавить 10% резервного времени предмета «Технология» и получится 35 часов.

В классном журнале все записи по изучению модуля производятся на странице предмета «Технология» и выставлением оценки по предмету «Технология».

При условии выполнения программы по предмету «Технология» за 1 ч. в 3 кл., и 1 ч. в 4 кл., общеобразовательное учреждение может организовать изучение предмета «Информатика и ИКТ» по 1 часу в неделю в 3 классе и по 1 часу в неделю в 4 классе как самостоятельный предмет (за счет часов предмета Технология), с отдельной страницей в журнале и выставлением оценки за год по предмету «Информатика и ИКТ».

Основная школа

Классы

5

6

7

8

9

Базовый уровень

1

1

1

1

2

за счет школьного компонента

Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования, областного базисного учебного плана «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе по 1 часу в неделю и в 9 классе – по 2 часа в неделю. Всего за два года обучения в основной школе – 105 часов. В 9 классе в системе предпрофильной подготовки возможно расширить границы предмета за счет элективных курсов по выбору учащихся.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах, но за счет компонента образовательного учреждения возможно изучать этот предмет в 5, 6, 7 классе. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.

Для непрерывного изучения предмета «Информатика и ИКТ» общеобразовательные учреждения должны при составлении учебных планов учитывать выделение часов на изучение предмета при переходе одного класса в другой из года в год т.е., если 5 класс в 2008-2009 учебном году изучал предмет «Информатика и ИКТ», следовательно, в 2009-2010 учебном году этот класс уже став 6, также должен изучать предмет «Информатика и ИКТ», а в 2010-2011 учебном году, перейдя из 6 класса в 7 класс, учащиеся продолжают обучение информатики.

Старшая школа

Классы

10

11

Базовый уровень

1

1

Профильный уровень

4

4

В старшей школе вводится профильное обучение. Каждое общеобразовательное учреждение реализует свой профиль или несколько профильных направлений. В выбравших профилях предмет «Информатика и ИКТ» может быть представлен на одном из двух уровней – базовом или профильном.

Преподавание информатики и ИКТ на профильном уровне осуществляется в 10-11 классах физико-математического и информационно-технологического профилей, где учебный предмет «Информатика и ИКТ» является одним из профильных предметов. Преподается предмет «Информатика и ИКТ» из расчета 4 часа в неделю, всего - 280 ч. за два года обучения. Это означает, что обучение информатике и информационным технологиям осуществляется на повышенном уровне.

Изучение предмета на профильном уровне может быть расширено за счет часов, отводимых на элективные курсы.

В качестве элективных курсов могут реализоваться любые курсы, которые либо поддерживают содержательные линии курса информатики и информационных технологий, либо удовлетворяют потребностям учащихся получить углубленные знания по данному предмету.

Преподавание информатики и ИКТ на базовом уровне осуществляется в 10-11 классах социально-экономического, индустриально-технологического профилей и универсального обучения из расчета 1 час в неделю, всего - 70 ч. за два года обучения.

В рамках всех перечисленных выше профилей возможна организация элективных курсов, расширяющих кругозор учащихся, повышающих их эрудицию, демонстрирующих социальную значимость знаний, получаемых в рамках базового курса.

В целях реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ в профильных классах (химико-биологическом, физико-химическом, биолого-географическом, социально-гуманитарном, филологическом, агро-технологическом, художественно-эстетическом, оборонно-спортивном), не имеющих учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» в БУПе, рекомендуется вводить данную дисциплину за счёт часов, предусмотренных на компонент образовательного учреждения или в рамках элективных курсов. Для всех профилей уместными могут быть курсы, ориентированные на приобретение практических умений использования компьютерных технологий в жизни, социальной сфере.

Углубленное изучение информатики

В соответствии с инструктивным письмом Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 13.05.2009г. № 9-06/1674-ВА «О реализации программ углублённого уровня в общеобразовательных учреждениях области классы с углублённым изучением предмета могут быть открыты в общеобразовательном учреждении только при соблюдении следующих условий:

1. Наличие квалифицированных кадров. Преподавание предметов на углублённом уровне могут осуществлять только педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию и образование по диплому в соответствии с преподаваемым предметом.

2. Наличие соответствующих материально-технических условий. Учебные кабинеты, в которых реализуются программы углублённого уровня, должны соответствовать Перечню учебного и лабораторного оборудования МОиН РФ.

3. В общеобразовательном учреждении используются учебно-методические комплекты, рекомендованные МОиН РФ для классов с углублённым изучением отдельных предметов. Обращаем внимание на то, что в соответствии со статьёй 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, которые утверждаются и реализуются общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе примерных образовательных программ. Разработка примерных образовательных программ с учётом их уровня и направленности является компетенцией уполномоченных федеральных государственных органов.

4. Вариативность реализуемых программ. В школе на параллели должны быть классы, в которых учебный предмет изучается на базовом уровне, чтобы дать ребёнку и родителю (законному представителю) возможность выбрать уровень освоения программы (за исключением гимназий и лицеев).

5. Классы с углублённым изучением предметов могут быть открыты при наполняемости 25 человек в городе и 20 человек в сельской местности.

6. В целях сохранения здоровья обучающихся во 2-9 классах школьники могут осваивать не более одного предмета на углублённом уровне, в 10-11 классах – 2-3 предмета.

По предмету «Информатика и ИКТ» существует несколько авторских программ для углубленного изучения:

  • программа Босовой Л.Л. по 2 ч./нед. в 5, 6 и 7 классе;

  • программа Макаровой Н.В. по 2 ч./нед. или 3 ч./нед. в 7, 8 и 9 классе; по 2 ч./нед. в 10 и 11 классе (для базового уровня).

Учебно-методические комплекты по информатике и ИКТ на 2010-2011 учебный год

Федеральный Закон «Об образовании» (статья 32, пп.23.) устанавливает выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе и относит это к компетенции образовательного учреждения.

Федеральный перечень учебников по информатике и ИКТ на 2010-2011 учебный год (приложение № 1) существенно не изменился по сравнению с 2009-2010 учебным годом. В перечень добавлен только учебник Угриновича Н.Д. для профильного обучения в 11 классе, который является продолжением учебника 10 класса профильного уровня того же автора.

Необходимо помнить, что перечни учебников, утвержденные на 2010-2011 учебный год, ориентируют общеобразовательные учреждения на учебники, которые будут использованы в классах ранее не изучавших предмет «Информатика и ИКТ» в соответствии с часами базисного учебного плана, т.е. в 2010-2011 учебном году это 3, 8 и 10 классы. Все остальные классы продолжают изучение предмета по уже выбранным линиям УМК.

В федеральном перечне учебников по информатике и ИКТ для 5, 6 и 7 классов учебники не представлены, так как для этих классов нет часов в федеральном базисном учебном плане.

Если образовательное учреждение реализует непрерывный курс информатики, используя часы школьного компонента, то возможно организовать изучение предмета в 5-7 классах основной школы по следующим учебникам:

п\п

Название учебника

Класс

Программа

Издательство «ПИТЕР»

1.

Макарова Н.В.

Информатика и ИКТ.

Начальный курс – учебник.

Рабочая тетрадь №1.

Рабочая тетрадь №2.

5-6

Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). 5-11 классы / Н.В. Макарова. - 2-е изд. – СПб: «Питер», 2008.

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

2.

Босова Л.Л.

Информатика и ИКТ. 5 класс.

Информатика и ИКТ. 6 класс.

Информатика и ИКТ. 7 класс.

Рабочая тетрадь для 5 класса. Рабочая тетрадь для 6 класса. Рабочая тетрадь для 7 класса.

Методические рекомендации для учителя. + CD.

5-6-7

Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Характеристика нового учебника Н.Д. Угринович. «Информатика и ИКТ-11. Профильный уровень»

Учебник ориентирован на преподавание в общеобразовательных учреждениях профильного курса на профильном уровне в 11 классе.

Учебник полностью соответствует образовательному стандарту утвержденному Министерством образования и науки РФ.

В учебнике рассматриваются технология создания и обработки различных типов информации, системный подход к моделированию, формализация и ее визуализация с использованием интерактивных компьютерных моделей, базы данных и СУБД. Большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков в области коммуникационных технологий. Учебник мультисистемный, т. к. практические работы могут выполняться в различных операционных системах Windows или Linux.

Учебник «Информатика и ИКТ-11. Профильный уровень» содержит 3 главы – «Построение и исследование информационных моделей», «Технологии создания и обработки текстовой информации», «Технология хранения, поиска и сортировки информации», а также:

  • 52 практических вариативных работ компьютерного практикума;

  • ответы и решения к теоретическим заданиям.

Примерное распределение часов по темам

учебника Н.Д. Угринович. «Информатика и ИКТ-11. Профильный уровень»

Темы

Часы

1. Моделирование и формализация.

36

2. Информационные и коммуникационные технологии.

32

3. Разработка Web-сайтов и Web-дизайн.

28

4. Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД).

18

5. Информационная деятельность человека.

14

6. Повторение, подготовка к ЕГЭ.

12

Всего

140

В авторском тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебнике, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

Статистика по УМК в Белгородской области

Анализ базы данных используемых УМК в 2009-2010 учебном году на территории Белгородской области по предмету «Информатика и ИКТ» показал, что учителя в основной и старшей школе отдают предпочтение учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» - 60%; 25% выбирают учебник И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ», 15% - учебник Макаровой Н.В.

Для изучения в 5-7 классах выбор сделан в пользу учебника Босовой Л.Л. (80%) и Макаровой Н.В. (20%).

В начальной школе выбирают УМК: Горячев А.В., Суворова Н.И. «Информатика» (информатика в играх и задачах) – 40 %; Матвеева Н.В. «Информатика и ИКТ» - 10%; Горячев А.В. «Информатика и ИКТ» (Мой инструмент компьютер) – 50%.

Выбор учебников в условиях перехода на ОС Linux

На сегодняшний день сложилась следующая ситуация: в нормативных документах (государственный образовательный стандарт по информатике, примерные программы по информатике) не указывается название изучаемых операционных систем и прикладных программ, а в авторских программах и содержании учебников рассматривается изучение содержания информатики на примере ОС Windows и ее прикладных программ. На территории Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях лицензия по ОС Windows заканчивается 31 декабря 2010 г. С 1 января 2011 года реализуется переход на операционную систему Linux.

Таким образом, учителям информатики и ИКТ при выборе учебников необходимо учесть, что все представленные УМК в Федеральном перечне ориентированы на изучение ОС Windows и ее прикладные программы. Из всех УМК в учебнике автора Угриновича Н.Д. есть практикум для ОС Linux.

В связи с этим учителям информатики и ИКТ необходимосамостоятельно адаптировать содержание теоретических сведений (в сравнении двух операционных систем) и практических работ по изучаемым темам с учетом используемого программного обеспечения (приложение № 2), работая по выбранной ранее авторской линии.

Учебники переиздаваться в ближайшее время не будут.

В помощь учителям информатики рекомендуется с сайта ПСПО для учреждений России по ссылке /ru/documentation/metod/#2 скачать учебные пособия, оформленные как практические руководства по ОС Linux и ее прикладным программам:

1. Введение в ОС Линукс 

2. ПО для создания и редактирования текстов Writer  

3. ПО для создания и редактирования электронных таблиц Calc

4. ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций Impress

5. ПО для создания и редактирования блок-схем Draw

6. ПО для обработки и редактирования векторной графики Inkscape

7. ПО для управления базами данных Base

8. ПО для обработки и редактирования растровой графики GIMP.

9. ПО для верстки и подготовки публикаций Scribus.

10. ПО для просмотра вэб-страниц. Mozilla Firefox.

11. ПО для управления электронной почтой Claws-Mail, Mozilla Thunderbird.

12. ПО для сжатия и архивирования файлов Xarchiver, Ark.

13. ПО для обучения программированию KTurtle.

14. ПО для объектно-ориентированного программирования и разработки приложений на языке Java Eclipse.

15. ПО для создания и редактирования Интернет-приложений BlueFish, Quanta Plus.

16. ПО для обработки и монтажа аудио-записей Audacity.

17. ПО для решения задач численных и технических вычислений Scilab.

18. Обзор образовательных программ Kdeedu, gcompris.  

Учителям информатики можно использовать дидактические и методические материалы, разработанные участниками Всероссийского конкурса «Код свободы», который проводился в период перехода на Линукс. В большом количестве участники конкурса представили тематические планы по информатике с использованием Линукс, методические пособия по работе с программным обеспечением. Все материалы можно найти по ссылкам: /ru/documentation/freecode/ - адаптированные материалы учителей работающих в Линукс, / - библиотека работ учителей по Линукс.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании РУССКОГО ЯЗЫКА ... см. Приложение к Методическомуписьму по ГВЭ, Методические рекомендации по работе региональных ... заданий с развернутым ответом; - методическиеписьма прошлых лет; - обучающая компьютерная ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... и воспитательной работы. Приложение 1 к инструктивно-методическомуписьму Министерства образования Республики Беларусь _______________ ... и оборудованием. При этом в инструктивно-методическомписьме Министерства образования Республики Беларусь «О ...
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях i вступление

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании предмета Мировая художественная культура в ... работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин ...
  4. Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания информатики в 2010/2011 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо об особенностях ... осуществлять в соответствии с инструктивно-методическимписьмом Министерства образования и науки Украины ... Информатика», опубликованным в научно-методическом журнале «Информатика и информационные ...
  5. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...
  6. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...

Другие похожие документы..