textarchive.ru

Главная > Книга


Из цикла «Философские беседы»


(КАТЕГОРИАЛЬНАЯ

К А Р Т И Н А М И Р А)

МОСКВА 2006

ББК 87.817

Б 20

Балашов Л.Е.

Мир глазами философа. (Категориальная картина мира).

М., 2006. — 293 c. (Из цикла "Философские беседы")

В книге предложена оригинальная версия категориальной картины мира, категориальной (собственно философской) логики. Эта версия, с одной стороны, продолжает линию Аристотеля-Гегеля в разработке философских категорий (исследовании категорий мышления, категориального строя мышления). С другой, она содержит ряд новых моментов. Это, прежде всего, выдвижение и разработка идеи соответствий и антисоответствий между категориями.

Книга предназначена прежде всего для философов и ученых, занимающихся методологическими проблемами. Она может служить также в качестве учебного пособия по основам философии для студентов и аспирантов.

Чтение и изучение книги является хорошим интеллектуальным упражнением для всех, кто хочет повысить свои интеллектуальные способности.

Отзывы и предложения направлять по адресу:

Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., 9, 110.

ISBN  © Балашов Л.Е., 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. В В Е Д Е Н И Е 10

1.1. Концепция 10

1.2. Категориальный строй мышления 11

1.3. Естественная система категориальных определений мира (категориальная структура мира) 15

1.4. Принципы исследования и построения категориальной логики 20

1.5. Категориальная картина мира (краткое описание) 27

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. СООТВЕТСТВИЯ И АНТИСООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУ КАТЕГОРИЯМИ 29

РА3ДЕЛ ТРЕТИЙ. КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА (КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ) 44

3.1. Материя и движение 44

3.2. Материя 52

3.2.1. Общая характеристика материи 52

О структуре материи 52

Стороны материи (качество-мера-количество) 54

Виды материи 56

О понятии "тело" 58

Мезоматерия 59

Органические виды материи: организм и сообщество 60

Диаграмма (структурная схема) категории "материя" 61

Субстанция 63

Праматерия (первоматерия) 64

Уровни материи 65

3.2.2. Стороны материи: качество, количество, мера 66

322.2. Качество 66

О категориальном и некатегориальном значениях понятия "качество" 66

Структура качества 68

Стороны и моменты качества: всеобщее-общее-частное-специфическое. 70

Органические виды качества: типическое, индивидуальное, тип. 73

Качество как ценностно-практическая категория 76

Качество и межкатегориальные понятия 78

Качественные формы деятельности 79

Подобие, моделирование, аналогия 80

Классификация (классифицирование) 80

322.3. Количество 84

Структура количества 84

Стороны количества: конечное и бесконечное 86

Моменты количества: дискретное и непрерывное 87

Виды количества: множество, величина, число, степень и т.д. 89

Количество и межкатегориальные понятия 91

Конечное и бесконечное 93

Квазибесконечное (промежуточное между конечным и бесконечным) 97

322.4. Мера 98

3.3. Движение 103

3.3.1. Обшая характеристика движения 103

3.3.2. Стороны движения: пространство и время 109

332.1. Пространство 109

332.2. Время 111

3.3.3. Виды движения 115

333.1. Движение в пространстве 115

3331.1. Перемещение, покой 115

О предельной скорости перемещения 117

3331.2. Поведение 119

333.2. Движение во времени 122

3332.1. Изменение, сохранение 122

О категории "состояние" 123

Виды изменения 125

3332.2. Развитие 126

3.4. Противоречие 131

3.4.1. Общая характеристика противоречия 131

«Внешнее" определение противоречия 131

«Внутреннее» определение противоречия 133

3.4.2. Структура противоречия 139

3.4.3. Простые (внутренние и внешние) противоречия 145

343.1. Идея внутренних и внешних противоречий 145

343.2. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 148

343.3. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 155

Минимумы и максимумы противоречий 158

Геометрические образы внутренних и внешних противоречий 159

Энергия и сила 160

3.4.4. Сложные (органические) противоречия 160

344.1. Сложное (органическое) противоречие 1-ой степени 161

Основные факты жизнедеятельности клетки 161

Сложное противоречие 1-ой степени — основа ядерно-цитоплазменного взаимодействия 164

Формула [1 — 0 — 1] и метаболизм клетки 164

344.2. Гармонические и антагонистические противоречия 168

3.4.5. противоречия в мышлении 171

3.5. Становление 172

3.5.1. Общая характеристика становления 172

Становление — конкретное единство материи и движения 172

Cтруктура категории "становление" 173

Индивидуальное становление человека 178

Становление и развитие 178

3.5.2. СТОРОНЫ СТАНОВЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТЬ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 182

352.1. ВОЗМОЖНОСТЬ 182

3521.1. Общая характеристика возможности 182

3521.2. Случайность 188

Мнимые случайности 192

3521.3. Вероятность 203

3521.4. Необходимость 207

3521.5. Cвобода 212

352.2. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 225

3522.1. Общая характеристика действительности 225

Действительность как момент становления 225

3522.2. Закон 233

3522.3. Статистическая закономерность 234

3522. 4. Явление 235

Причина — действие — следствие 236

Вещь — свойство — отношение 243

3522.5. Сущность 248

Сущность и явление 251

Форма и содержание 254

3522.6. Старое и новое 255

3.5.3. ВИДЫ СТАНОВЛЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ 258

Эволюция и революция в человеческом обществе 263

3.6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ 264

З.6.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 265

3.6.2. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ 269

Цель жизни 272

3.6.3. Субкатегории цели, средства и результата 273

3.6.4. Субъект и объект 276

РАЗДЕЛ 4. ОШИБКИ И ПЕРЕКОСЫ КАТЕГОРИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ 279

4.1. "Крены", абсолютизация одних категорий
в ущерб другим 279

4.2. О многозначности слов,
выражающих категории мышления 279

4.3. Ошибки категориально-логического мышления 281

4.4. Классификация категориальных ошибок 283

4.5. Типичные категориальные ошибки 284

4.5.1. Каузализм 284

4.5.2. Ошибка отождествления необходимости, закономерности с причинностью или причинности с необходимостью 288

4.5.3. Квалитатизм 289

4.5.5. Квантитатизм. Ошибка абсолютизации
количественных определений 289

Ошибка сведения качества к количеству
(«качество — это еще не познанное количество» и т. п.) 290

4.5.6. Ошибки смешения категории количества
с другими категориями 291

4.5.7. Аналогизм. Ошибки абсолютизации сходства (аналогизирования) 293

4.5.8. Дистинктивизм. Ошибки абсолютизации различия (специфики) 294

4.6.9. Ошибка отождествления качества и свойства 296

4.5.10. Ошибка отождествления мира и материи (материализм) 298

4.5.11. Ошибка отождествления мира и духа
(абсолютный идеализм) 298

4.5.12. Противоположные взгляды на взаимоотношение материи и движения 299

4.5.13. Кинетизм. Ошибка абсолютизации движения 302

4.5.14. Ошибка расширенной трактовки (абсолютизации) движения 303

4.5.15. Ошибка сведения материи к движению (критика трактовки движения как способа существования материи) 304

4.5.16. Ошибка отождествления материи с вещью, а движения со свойством 304

4.5.17. Ошибка отождествления материи с субстанцией, а движения — с атрибутом 305

4.5.18. Ошибка отождествления материи (как философской категории) и тела 309

4.5.19. Ошибки применения категорий «возможность» и «действительность» 310

Потенциализм. Ошибки абсолютизации возможности 311

Актуализм. Ошибка абсолютизации действительности. Отрицание возможности 312

4.5.20. Ошибка отождествления необходимости с неизбежностью 320

4.5.21. Нецессизм. Ошибка абсолютизации необходимости 321

4.5.22. Отрицание случайности
(случай — атеистический псевдоним чуда) 322

4.5.23. Ошибка отождествления случайности с беспричинностью 336

4.5.24. Окказионализм. Ошибка абсолютизации случайности 336

4.5.25. О так называемом парадоксе свободы 337

4.5.26. Ошибки применения категорий «целое—строение—часть» и «система—структура—элемент» 337

Распутывание клубка путаницы с категориальными триадами «целое—строение—части» и «система—структура—элементы». 337

Холизм (абсолютизация целостности).
Ошибка сведения частей к целому 337

Систематизм. Ошибка абсолютизации
системы (системности), порядка 339

Хаотизм. Ошибка абсолютизации неупорядоченности, хаоса, неопределенности 341

Партикуляризм. Ошибка сведения целого к частям (к отдельной части или к сумме частей).
По-другому: ошибка элиминации целого 345

4.5.27. Реализм и номинализм 346

4.5.28. Ошибка поспешного обобщения 346

4.5.29. Ошибки смешения категорий «общее—частное» («род— вид») с категориями «целое—часть» в логических операциях обобщения и ограничения понятий 347

4.5.30. Органицизм 347

4.5.31. Монизм. Ошибка сведения многого к одному 347

4.5.32. Плюрализм. Ошибка представления одного как многого 348

4.5.33. Абсолютизм и релятивизм 349

4.5.34. Финитизм. Разные степени и формы отрицания бесконечного 349

4.5.35. Инфинитизм. Пренебрежительное отношение
к категории конечного 351

4.5.36. Ошибки переоценки и недооценки противоречий 351

Противоречия в мышлении 351

Парадоксальное мышление 352

4.5.37. Ошибка отождествления живого и сущего,
жизни и существования, бытия. 356

4.5.38. Телеологизм, финализм. Абсолютизация
целесообразности и целеполагания 356

4.6. ПЕРЕКОСЫ КАТЕГОРИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И ИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ 357

4.6.1. О нежелательных следствиях, вытекающих из концепции первичности качества 357

4.6.2. Материализм и идеализм 358

4.6.3. Рационализм, эмпиризм, иррационализм 358

4.6.4. Вышизм. Ошибка наделения низшего чертами высшего 358

4.6.5. Гилозоизм 358

4.6.6. Антропоморфизм 359

4.6.7. Редукционизм. Ошибка сведения
высшего к низшему или сложного к простому 360

Механицизм 360

Механистический тоталитаризм Ленина-Сталина 360

Физикализм 361

Лапласовский детерминизм 361

Лаплас 361

Квазилапласовский детерминизм 363

4.6.8. Эссенциализм и экзистенциализм 365

4.6.9. Субъективизм и объективизм 365

“Наше время” и ложный объективизм 367

4.6.10. Категориально-логическая характеристика идей социализма и коммунизма 368

4.7. КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ПУТАНИЦА, СМЕШЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ФОРМ 372

4.7.1. Гегель о смешении категориальных форм 372

4.7.2. Критика концепции перехода количества в качество 372

4.7.3. О смешении "вещи-свойства" с "предметом-признаком" (отождествление вещи и предмета, вещи и тела, вещи и объекта, свойства и признака) 373

4.8. Примеры сбалансированного подхода
к категориальной логике 373

Держу Вселенную

на кончике пера

О. Малевич

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. В В Е Д Е Н И Е

1.1. Концепция

Суть концепции в следующем. Мир в некотором роде упорядочен; эта упорядоченность выражается в определенной категориальной структуре или, по-другому, в естественной системе категориальных определений мира. Наше мышление отражает категориальную структуру мира в виде стихийно сложившейся системы категорий мышления, категориального строя. Философы осмысляют, исследуют обе эти системы категориальных определений, вырабатывают философские понятия, категории, которые более или менее адекватно отражают и естественную систему категориальных определений мира и категориальный строй мышления.

На рис. (см. след. стр.) наглядно показаны связь и различие трех типов категориальных определений. Первичными категориальными определениями являются определения самого мира, его самоопределения, т.е. естественная система категориальных определений, которая (как и мир в целом) существует независимо от человека и человечества. Вторичными категориальными определениями являются категории мышления, точнее стихийно сложившаяся система категорий мышления (категориальный строй мышления). Третичными категориальными определениями являются философские категории и понятия. Аристотель, Гегель и другие философы пытались, в сущности, открыть естественные системы категорий мышления и категориальных определений мира. Эти попытки шаг за шагом приближали человечество к разгадке указанных систем. Настоящий труд — еще одна такая попытка.

Учитывая, что категориальная логика является в конечном счете отражением естественной системы категориальных определений мира, ее с полным правом можно назвать категориальной картиной мира. Если вкратце выразить новое в предлагаемой категориальной системе, то можно сказать, что она дает несколько иную "раскладку", группировку категорий по сравнению с существовавшими до сих пор.


КАТЕГОРИАЛЬНАЯ

КАРТИНА

М И Р А

ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ

И ПОНЯТИЯ, выработанные в

процессе исторического

развития философии

– третичные категориальные

определения

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МЫШЛЕНИЯ

(стихийно сложившаяся система категорий

мышления как результат биологической

эволюции и исторического развития

познания и практики)

– вторичные категориальные определения

ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА

КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА

(КАТЕГОРИАЛЬНАЯСТРУКТУРА МИРА)

— ПЕРВИЧНЫЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ,

"ФОРМЫ БЫТИЯ" МИРА

Рис. Типы категориальных определений (источники

построения категориальной картины мира)

И в этой перегруппировке вся суть. Здесь как нельзя лучше подходят слова Блеза Паскаля: "Пусть не говорят, что я не сделал ничего нового. Новое — в расположении материала. Когда двое играют в лапту, оба пользуются одним и тем же мячом. Но один из них находит для него лучшее положение" (из предисловия к "Мыслям").

1.2. Категориальный строй мышления

Когда философы обсуждают проблему категорий как свое внутреннее дело, т.е. как проблему исследования и систематизации философских категорий, то нельзя не увидеть некоторый отпечаток профессиональной ограниченности, субъективности на этой проблеме. В зависимости от личного опыта и склада ума одни философы считают эту проблему искусственной, надуманной, вчерашним днем философии, а другие считают ее важной, заслуживающей внимания философской проблемой. В том и другом случае проблема исследования и систематизации категорий субъективно ограничена и не поддается разумному решению. Суть в том, что надо выйти за рамки этой проблемы и взглянуть на дело шире, не с чисто философских, узко цеховых позиций, а с точки зрения объективной, естественной систематики категорий. Хотят или не хотят философы обсуждать проблему категорий, независимо от них она властно заявляет о себе как необходимость мыслить сознательно-системно, во всеоружии категориального аппарата мышления.

Бессознательно люди давно уже мыслят системно. Для этого они выработали целый комплекс вопросов: что? кто? чей? когда? где? куда? откуда? как? какой? каким образом? в какой мере? сколько? почему? отчего? зачем? для чего? ради чего? как возможно? что делать? и т.д. В этих вопросах отчетливо проглядывают категориальные формы мышления. (Философы, кстати, являются своего рода повивальными бабками, помогающими рождению, т.е. осознанию людьми категорий мышления — под видом философских категорий и понятий.)

Категории функционируют, работают, действуют в нашем мышлении, хотим мы этого или нет, более того, они формируют, организуют, упорядочивают мышление. В самой природе мышления заключен определенный категориальный строй, порядок. Люди мыслят в той степени, в какой они пользуются категориями. Впервые об этом со всей определенностью сказал И. Кант: "Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий"1. Это открытие Канта базируется на солидной философской традиции, начало которой положил Платон и которую в новое время поддержали великие рационалисты Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Открытие Канта воспринял и развил Гегель. Вся логическая система Гегеля есть не что иное, как грандиозная попытка открыть естественную систематику категорий. Кант только поставил проблему, Гегель же попытался ее решить. У него можно встретить немало высказываний о естественной логике мышления, естественной системе категориальных определений. В этих идеалистических по форме высказываниях заключены важные мысли, которые можно было бы сформулировать так.

Каждая категория — не только момент системы, но и сама является системой более частных категорий и понятий. Она — вершина гигантской пирамиды понятий. И в целом система категорий — это вершина пирамиды всех человеческих понятий. Как с помощью трех десятков букв в алфавите выражается все богатство человеческого языка, так с помощью нескольких десятков категорий выражается все многообразие человеческих понятий и, соответственно, объективного мира.

В современных научных исследованиях происхождения человеческого мышления ученые приходят к тем же выводам, которые делали раньше великие философы. И то, что у философов носило характер догадки, у современных ученых приобретает характер научно обоснованных утверждений. Немецкий психолог Ф. Кликс совершенно четко указывает, например, на наличие у архаического мышления определенной категориальной организации1.

Выдающийся русский филолог-славист А.А. Потебня более ста лет назад писал о происхождении категорий: "... труды обособившихся наук и таких-то по имени ученых являются здесь (в истории языка — Л.Б.) лишь продолжением деятельности племен и народов. Масса безымянных для нас лиц, масса, которую можно рассматривать как одного великого философа, уже тысячелетия совершенствует способы распределения по общим разрядам и ускорения мысли и слагает в языке на пользу грядущим плоды своих усилий"2 .

В отечественной философии последних десятилетий неоднократно высказывались мысли о категориальном строе мышления. Например, М.М. Розенталь писал в 1957 году: "Если в обыденном мышлении категории эти (философские категории — Л.Б.) применяются большей частью неосознанно, то в науке мышление, сознательно опирающееся на логические категории, является необходимостью"3 .

А.Т. Артюх отмечал в книге "Категориальный синтез теории", что "в действительности категории — это средства человеческого мышления как они функционируют в процессе мыслительной деятельности. Мы их называем философскими, учитывая, что указанный аспект мышления... изучает философия"4. А.Т. Артюх, наверное, один из первых в отечественной философии употребил выражение "категориальный строй мышления"5. Им и другими философами употреблялись также выражения "категориальный аппарат мышления", "категориальная структура мышления", "категориальный каркас мышления", "категориальная сетка мышления".

Е.П. Ситковский, комментируя Малую логику Гегеля, солидаризировался с последним в вопросе о естественной логике мышления1. Э.В. Ильенков указывал на необходимость создания капитального труда о системе категорий2. В.Б. Кучевский и С.М. Шалютин обосновывают необходимость исследования категориальной логики мышления3.

--------------

Итак, в самой природе мышления заключен определенный категориальный строй, порядок. Если мы бессознательно пользуемся стихийно сложившейся категориальной логикой мышления, то спрашивается, зачем нужно еще открывать ее, строить адекватную систему философских категорий? Дело в том, что настоящая "отдача" категорий мышления как идеальных орудий деятельности возможна лишь при условии осознания их в системе. Стихийное, полуосознанное использование категорий чревато постоянными "кренами", абсолютизацией одних категорий в ущерб другим.

Осознание категориальной логики в ходе исторического развития человеческой мысли протекало неравномерно. Отсюда, в частности, разноголосица философских учений и взглядов. Категориальная культура мышления может быть основана только на достаточно полном и уравновешенном представлении о системе категорий мышления, а через нее — об объективной системе форм бытия, категориальных определений мира.

В связи с вопросом о категориальной логике неизбежно возникает вопрос, в каком порядке располагаются категории, как они соотносятся друг с другом. Пока твердо установлено, что категории располагаются парами (диадами) или триадами (обнаружены связи типа "пространство-время", "необходимость-случайность", "качество-мера-количество"). Философы давно пытаются открыть связи более высокого порядка — не между отдельными категориями, а между категориальными парами, семействами. Пока эти попытки не увенчались сколько-нибудь неоспоримыми находками. Тем не менее они продолжаются, не могут не продолжаться, так как философы никогда не смирятся с полухаотическим представлением выявленного множества категорий и понятий4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Из цикла «философские беседы» практическая философия

    Документ
    ... Изцикла «Философскиебеседы» Практическая философия МОСКВА  2011 Изцикла «Философскиебеседы» Практическая философия Л. Е. Балашов НЕГАТИВ ЖИЗНИ: АНТИКУЛЬТУРА И АНТИФИЛОСОФИЯ Москва ... редакция — 2006 г.). Нет какого ... ну-ка, ... философскую, категориально ...
  2. «из цикла " философские беседы» варианты названия наука любви

    Документ
    ... Изцикла "Философскиебеседы» Л. Е. БАЛАШОВ Варианты названия: Наука любви Формула любви МОСКВА  2012 О циклеФилософскиебеседыЦикл ... 18 января 2006 г. принял ... 40-ка, как ... СПб., 1992. 2 О категориальной картине мира и категориальной логике см.: Л. Е. ...
  3. Москва ● 2011 2-е издание исправленное дополненное с приложениями

    Автореферат диссертации
    ... пишет символистские драмы изцикла «театра смерти» ... вылезу-ка я из норы ... как категориальное определение является одной из ... 16 Диатриба (философскаябеседа-проповедь) 20, ... центра «Тахвид» (Москва), почти повторил ... «Культура», 3 июля 2006 г. 1 См. ...
  4. Категориальное мышление в праве его значение

    Документ
    ... категориальной структуре человеческого мышления. Исходя из ... За ред. М.В. Цвіка, В.Д. Ткаченка, О.В. ... Банковское дело в Москве. 2006. N 2. Некоторые ... просветительную деятельность (беседы, лекции, выставки ... циклами. ... - это философско-правовая категория ...
  5. Российского философского общества

    Книга
    ... расчеты качки кораблей ... Фактория, М.: АСТ МОСКВА, 2009. – ... Беседы о диалектике. Диалектика вышла из ... паттернами: категориальный, терминологический ... Jersey, 2006. РАЗДЕЛ ... цикла, философское образование школьников, т.е. приобретение определенной философской ...

Другие похожие документы..