Главная > Учебно-методическое пособие


Министерство здравоохранения республики беларусь

Белорусский государственный медицинский университет

Кафедра общей химии

общая химия

Учебно-тренировочные материалы

Учебно-методическое пособие

Минск 2007

УДК 54 (075.8)

ББК 24 я 73

О-28

Утверждено Научно-методическим советом университета

в качестве учебно-методического пособия 27.12.2006 г., протокол № 4

Авторы: ст. преп. Г. Э. Атрахимович; доц. О. В. Ачинович; ассист. С. В. Барченко;
О. П. Болбас; А. Р. Козел; С. Р. Казюлевич

Рецензенты: проф. каф. биологической химии В. К. Кухта; зав. каф. биоорганической химии, доц. О. Н. Ринейская

Общая химия: учебно-тренировочные материалы : учеб.-метод. пособие / Г. Э. Атра-
О-28 химович [и др.]. – Минск: БГМУ, 2007. – 164 с.

ISBN 978-985-462-673-4.

Издание включает в себя обучающий и контролирующий материал по каждой из пяти тем общей химии, который представляет все типы упражнений и задач, предлагаемых в ходе централизованного тестирования. В пособии, помимо теоретических и расчетных заданий, представлено более 560 типовых задач, такое же количество тестовых заданий для самоконтроля и более 140 цепочек химических превращений.

Предназначено для слушателей подготовительного отделения и преподавателей химии.

УДК 54 (075.8)

ББК 24 я 73

ISBN 978-985-462-673-4 Ó Оформление. Белорусский государственный

медицинский университет , 2007


От составителей

Это учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебной программой по химии для слушателей подготовительного отделения и имеет целью унификацию процесса обучения химии.

Издание включает в себя теоретические, тестовые и расчетные задания по всем темам общей химии:

  • основные законы и понятия химии;

  • строение вещества (строение атома, химическая связь);

  • основные классы неорганических соединений;

  • растворы;

  • химические реакции (окислительно-восстановительные процессы, химическая кинетика и равновесие, энергетика химических процессов).

Предполагается, что приведенные задания слушатели подготовительного отделения выполняют на практических занятиях под руководством преподавателя, а также используют для самостоятельной работы.

Приступая к работе над каждой темой, следует внимательно ознакомиться с перечнем знаний, навыков и умений, которыми должен обладать будущий абитуриент по результатам ее изучения. Именно этот перечень предваряет учебные материалы по каждой теме. Затем следует изучить соответствующий раздел по теоретическим учебным пособиям, рекомендованным для использования на подготовительном отделении. И, только после этого, следует приступать к выполнению практических учебных заданий.

Помимо теоретических и расчетных заданий, выполнение которых будет способствовать формированию навыков практического использования знаний по общей химии, издание включает в себя более 560 типовых задач различного уровня сложности по соответствующим разделам и такое же количество тестовых заданий с одним или множественными ответами для самоконтроля.

Составители выражают глубокую благодарность заведующему кафедрой общей химии профессору Е. В. Барковскому за инициативу создания учебно-методического пособия, доценту кафедры общей химии Л. И. Пансевич за ценные критические замечания по содержанию издания, а также О. И. Смирновой за помощь в компьютерном наборе.

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПОНЯТИЯ ХИМИИ

Основной объем учебного материала:

Предмет изучения химии. Явления физические и химические. Химический смысл понятия вещества. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Химическое уравнение — символическое представление химической реакции. Химическое уравнение как количественное выражение закона сохранения массы. Типы химических реакций (обмена, замещения, соединения, разложения). Физические и химические свойства веществ.

Атом. Химический элемент. Молекула. Кристалл. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химическая формула вещества. Формульная единица.

Количественные характеристики вещества. Относительная атомная, молекулярная и формульная массы. Моль — мера химического количества вещества. Молярная масса.

Понятие о стехиометрии. Основные стехиометрические законы химии: закон постоянства состава и закон сохранения массы веществ. Стехиометрические расчеты по формулам и уравнениям химических реакций. Уравнение состояния идеального газа.

Законы газового состояния вещества: объемных отношений Гей-Люссака, Авогадро, объединенный газовый закон. Молярный объем газа. Относительная плотность газов.

Перечень основных типовых расчетов:

  • вычисление относительной молекулярной массы вещества по его формуле;

  • вычисление массовых долей (процентного содержания) элементов в сложном веществе по его формуле;

  • вычисление количества вещества (моль) по известной массе вещества, объему и числу структурных единиц;

  • вычисление массы, объема и числа структурных единиц определенного количества вещества;

  • вычисление относительной плотности газообразных веществ;

  • вычисление объема определенного количества газообразного вещества при нормальных условиях, а также при других давлении и температуре;

  • вычисление объема определенной массы газообразного вещества при н.у.;

  • вычисление массы газообразного вещества, занимающего определенный объем при н.у.;

  • нахождение простейшей химической формулы вещества по массовым долям элементов;

  • установление молекулярной формулы вещества по качественному и количественному составу продуктов сгорания.

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

  • определения базовых понятий («атом», «химический элемент», «моль», «молекула» и др.);

  • единицы измерения и размерности основных количественных характеристик атомов, молекул, вещества (относительная, абсолютная и молярная массы, молярный объем, радиус атома и др.);

  • что показывает химический символ, химическая формула;

  • деление веществ на простые и сложные;

  • понятия «аллотропия» и «аллотропные модификации»;

  • различия между химическими соединениями и смесями и способы разделения смесей;

  • признаки протекания химических реакций.

В результате изучения темы учащиеся должны уметь:

  • различать физические и химические явления;

  • составлять молекулярные и графические формулы веществ по валентностям образующих их элементов;

  • формулировать основные законы, используемые в химии (закон сохранения массы, постоянства состава, Авогадро, объединенный газовый закон) и применять их при решении задач;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • классифицировать химические реакции;

  • производить основные типовые расчеты.

Изучив тему, учащиеся должны запомнить:

  • элементы с постоянной валентностью;

  • числовые значения и размерность числа Авогадро и молярного объема газов при н.у.;

  • нормальную температуру по шкале Цельсия и по шкале Кельвина, нормальное давление в различных единицах;

  • уравнение состояния идеального газа;

  • среднюю молекулярную массу воздуха.

Раздел 1. Явления химические и физические

Задание 1. Укажите процессы, которые сопровождаются протеканием химических явлений:

  • таяние льда;

  • вздутие крышки различных консервов при хранении;

  • квашение капусты;

  • пожелтение зеленых листьев осенью;

  • поседение волос;

  • образование углекислого газа при горении угля;

  • кипение воды;

  • потускнение серебряных изделий со временем;

  • гниение древесины;

  • шипение минеральной воды при открывании бутылки;

  • образование росы на рассвете;

  • образование корки при выпечке хлеба;

  • горение серы;

  • свертывание молока при добавлении уксуса;

  • ржавление железа;

  • образование инея на деревьях;

  • выделение водорода при добавлении цинка к раствору серной кислоты;

  • выделение бурого газа при растворении меди в азотной кислоте;

  • разложение воды на кислород и водород под действием электрического тока;

  • появление огня при сильном ударе некоторых камней друг о друга.

Задание 2. Укажите, имеет ли место химическое превращение при получении:

а) кислорода

– из жидкого воздуха;

– пероксида водорода;

– из дихромата калия;

б) азота

– из жидкого воздуха;

– нитрита аммония;

– из дихромата аммония

Раздел 2. Химический смысл понятия «вещество», «простое вещество», «сложное вещество».

Задание 1. Расположите следующие объекты в порядке усложнения их организации:

а) кристаллы; б) атомы; в) молекулы; г) протоны.

Задание 2.Укажите, что из перечисленного является веществом в физическом, а что — в химическом смысле:

а) протон; б) нейтрон; в) атом; г) молекула воды; д) кристалл хлорида натрия.

Задание 3. Назовите физические свойства, по которым можно различить:

а) воду и бензин; б) сахар и поваренную соль; в) сероводород и углекислый газ.

Задание 4. Выпишите формулы веществ, которые имеют молекулярное строение: вода, водород, медь, кальций гидроксид, азотная кислота, аммоний хлорид, железо (III) сульфат, белый фосфор, калий, натрий оксид, серебро хлорид, сера (IV) хлорид, озон, метан, этилен, питьевая сода, ромбическая сера, графит.

Задание 5. Выберите, какие из указанных свойств характерны для веществ с молекулярным строением, а какие - с немолекулярным:

а) высокая летучесть; б) низкая температура плавления;

в) высокая электропроводность; г) сильный запах при 25 °С;

д) высокая температура кипения; е) высокая твердость.

ТЕСТ 1.

Физические явления не сопровождаются:

а) выделением теплоты и света;

б) образованием осадка в жидкости;

в) выделением газа из раствора;

г) изменением окраски вещества при действии воздуха.

Какое явление не является химическим?

а) превращение кислорода в озон;

б) термический крекинг;

в) выделение из жидкого воздуха кислорода;

г) обжиг пирита.

Признаки, по которым пропускание углекислого газа через известковую воду можно отнести к химическим реакциям:

а) изменение цвета; б) выпадение осадка;

в) появление запаха; г) выделение энергии.

При переходе жидкой воды в пар не изменяется:

а) природа связей в молекуле; б) количество вещества;

в) объем воды; г) плотность.

К химическим явлениям относится:

а) таяние снега;

б) образование накипи в чайнике;

в) растирание кусочка сахара в ступке;

г) смешивание холодной и горячей воды.

Веществом немолекулярного строения является:

а) СО2; б) NО; в) SО2; r) SiO2.

Наиболее низкая температура плавления у:

а) кислорода; б) воды;

в) натрий хлорида; г) углекислого газа.

Какие вещества имеют молекулярное строение при н. у.?

a) HCl; б) NH3; в) NH4NO3; г) H2SO4.

В каком случае речь идет о натрии как о простом веществе?

а) входит в состав поваренной соли;

б) всегда проявляет степень окисления +1;

в) бурно реагирует с водой;

г) имеет низкую электроотрицательность.

Среди перечисленных характеристик простого вещества неверной является:

а) агрегатное состояние при 25 °С; б) растворимость в воде;

в) валентность; г) химическая активность.

К простому веществу, а не к химическому элементу, относится утверждение:

а) кислород входит в состав воды;

б) в организме человека содержится приблизительно 65 % кислорода;

в) кислород входит в состав воздуха;

г) кислород существует в виде двух аллотропных модификаций.

Аллотропными формами одного и того же элемента являются:

а) вода и лед; б) сталь и чугун;

в) алмаз и фуллерен; г) кислород и озон.

Число простых веществ в ряду: аммиак, водород, озон, кислород, угарный газ, алмаз равно:

а) 6; б) 5; в) 4; г) 3.

Раздел 3. Смеси и химические соединения

Задание 1. Выберите, что из перечисленного является смесью, а что — химическим веществом: водопроводная вода, яблочный сок, сахар, дистиллированная вода, поваренная соль, натрий хлорид, глюкоза, кислород, железо, каменный уголь, медь, полиэтилен, молоко.

Задание 2. Укажите, какие из перечисленных смесей являются однородными, а какие — неоднородными: молоко, смесь воды и подсолнечного масла, бронза, бензин, нефть, смесь бензина с водой.

Задание 3. Предложите методы разделения следующих смесей:

а) мел и сахар; б) железные, медные и древесные опилки; в) сухое молоко и стекло; г) сок и фруктовая мякоть; д) глина и вода.

ТЕСТ 2

Чистый воздух — это:

а) индивидуальное вещество; б) однородная смесь веществ;

в) соединение азота и кислорода; г) простое вещество.

Известняк преимущественно состоит из:

a) Ca(HCO3)2; б) CaCO3; в) СaSO4; г) Ca(OH)2.

Какой метод следует применить для выделения сахара из водного раствора?

а) выпаривание; б) перегонку; в) фильтрование; г) отстаивание.

Основным компонентом природного газа является:

а) углекислый газ; б) аммиак; в) метан; г) кислород.

Аэрозолем не является:

а) туман; б) пена; г) смог; г) дым.

Метод отстаивания основан на свойствах компонентов смеси:

а) различная плотность компонентов;

б) разное агрегатное состояние;

в) высокая растворимость одного компонента в другом;

г) нерастворимость компонентов друг в друге.

Раздел 4. Атом. Химический символ. Химический элемент. Молекула. Формульная единица. Химическая формула

Задание. Запишите структурно-графические формулы для соединений: CO2, P2O5, H2S, H2SO4, H3PO4, HClO, HClO4, NH3, CH4.

ТЕСТ 3

Какими свойствами обладает атом?

а) размер; б) запах; в) масса; г) цвет.

С помощью какой характеристики атома можно однозначно отнести его к определенному химическому элементу?

а) числа электронов на внешнем электронном слое;

б) числа протонов в ядре;

в) числа нейтронов в ядре;

г) относительной атомной массы.

Атом остается тем же химическим элементом:

а) при удалении из ядра одного протона;

б) удалении из ядра одного нейтрона;

в) добавлении в ядро одного нейтрона;

г) при удалении из внешней электронной оболочки одного электрона.

Атомы разных химических элементов могут иметь одинаковые:

а) массу; б) число нейтронов;

в) заряд ядра; г) число протонов.

В атоме фосфора-31 число элементарных частиц равно:

а) 15; б) 16; в) 31; г) 46.

Химический знак не обозначает:

а) химический элемент; б) один атом элемента;

в) молекулу; г) относительную атомную массу.

Тридцать атомов содержатся:

а) в трех молекулах серной кислоты;

б) пяти молекулах азотной кислоты;

в) двух молекулах оксида азота (V);

г) в шести молекулах хлорида серы (IV).

В каком случае речь идет о химическом элементе кислороде?

а) содержащийся в воде кислород необходим рыбам для дыхания;

б) кислород входит в состав воздуха;

в) массовая доля кислорода в воде равна 88,9 %;

г) кислород можно получать из некоторых сложных веществ.

В каком случае речь идет о химическом элементе алюминии?

а) хорошо проводит ток;

б) относится к легкоплавким металлам;

в) входит в состав горных пород;

г) входит в состав сплавов.

Характеристикой химического элемента не является:

а) относительная атомная масса;

б) абсолютная атомная масса;

в) валентность;

г) агрегатное состояние при обычных условиях.

Что показывает порядковый номер химического элемента?

а) заряд ядра; б) общее число электронов;

в) число протонов; г) число нейтронов.

В каком случае понятие «молекула» не применимо?

а) С6Н6; б) О2; в) Р4; г) A12(SO4)3.

Какие свойства присущи молекуле и веществу, состоящему из этих молекул?

а) агрегатное состояние; б) качественный состав;

в) химические свойства; г) количественный состав.

Простейшая (эмпирическая) формула указывает:

а) число атомов в молекуле;

б) соотношение между числом атомов в веществе;

в) порядок соединения атомов в молекуле;

г) относительную молекулярную массу вещества.

У какого из веществ простейшая формула не совпадает с молекулярной?

а) уксусная кислота; б) метан; в) углерод (IV) оксид; г) аммиак.

Одна молекула глюкозы C6H12O6:

а) состоит из атомов трех элементов;

б) образуется в процессе фотосинтеза;

в) состоит из 24 атомов;

г) содержит в своем составе молекулы кислорода.

На основании молекулярной химической формулы вещества нельзя установить:

а) относительную молекулярную массу;

б) количественный элементный состав;

в) валентность элементов;

г) химическое строение.

Формула Na2SO4 показывает:

а) количество атомов в молекуле;

б) соотношение между числом атомов в веществе;

в) химическое строение вещества;

г) пространственное строение вещества.

Структурно-графическая формула в отличие от молекулярной

показывает:

а) пространственное строение вещества;

б) кратность химических связей;

в) последовательность соединения атомов;

г) соотношение между числом атомов в веществе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общая химия учебно-тренировочные материалы

    Учебно-методическое пособие
    ... государственный медицинский университет Кафедра общейхимииобщаяхимияУчебно-тренировочныематериалыУчебно-методическое пособие Минск ... Светлана Викторовна и др. общаяхимияУчебно-тренировочныематериалыУчебно-методическое пособие Ответственная за ...
  2. Учебные пособия и практикумы

    Учебники и учебные пособия
    ... Общаяхимия: учебно-тренировочныематериалы: учеб.-метод. пособие/ Г.Э.Атрахимович и др.– Минск: БГМУ, 2007.– 164 с. Общаяхимия: учебно-тренировочныематериалы ... 2008.– 124 с. Неорганическая химия: учебно-тренировочныематериалы: учеб.-метод. пособие ...
  3. Химия для заочных подготовительных курсов

    Документ
    ... Общаяхимия: учебно-тренировочныематериалы: учеб.-метод. пособие/ Г.Э.Атрахимович и др.– Минск: БГМУ, 2007.– 164 с. Общаяхимия: учебно-тренировочныематериалы ... 2008.– 124 с. Неорганическая химия: учебно-тренировочныематериалы: учеб.-метод. пособие ...
  4. С п и с о к научных и учебно–методических работ ассистента

    Экзаменационные вопросы
    ... Барченко., О.В.Ачинович., А.Р.Козел Общаяхимия. Учебно-тренировочныематериалы. Учебно-методическое пособие. Минск, БГМУ, ... Козел., Г.Э.Артахимович.. С.Р.Казюлевич Общаяхимия. Учебно-тренировочныематериалы. Учебно-методическое пособие. Минск, БГМУ, ...
  5. С П И С О К научных и учебно–методических работ ассистента

    Экзаменационные вопросы
    ... Барченко., О.В.Ачинович., А.Р.Козел Общаяхимия. Учебно-тренировочныематериалы. Учебно-методическое пособие. Минск, БГМУ, ... Козел., Г.Э.Артахимович.. С.Р.Казюлевич Общаяхимия. Учебно-тренировочныематериалы. Учебно-методическое пособие. Минск, БГМУ, ...

Другие похожие документы..