textarchive.ru

Главная > Документ


24

  • получило развитие специализированное ремесло;

  • завязывались широкие торговые связи;

  • возникали города с высокой для того времени культурой;

  • появилась письменность, которая сохранила имена народов и драго­ценные сведения об их языке и образе жизни.

Возникшая у закавказских племен собственная письменность рассказы­вает нам о превращении в XI в. до н. э. союза племен в государство Урарту. Оно просуществовало около трех столетий и было разгромлено около 590 г. до н. э. милянами, южными соседями урартцев. Десятки племен были подчи­нены и объединены в одно значительное государство, ставшее в VIII в. до н. э. соперником Ассирийской державы и крупной силой Древнего Востока.

В Урарту были развиты различные отрасли экономики. В долинах рек преобладало земледелие, требовавшее искусственного орошения; в горах — полукочевое (эйлажное) скотоводство. Возделывались разные сорта пшени­цы, ячменя, проса, выращивались виноград, инжир, миндаль. Из домашних животных были известны коровы и овцы. Постепенно расширялось коневод­ство, имевшее большое значение для потребностей царского войска. Разво­дились верблюды.

Урартские ремесленники были опытными мастерами, постигшими тех­нику обработки бронзы, железа, драгоценных металлов, камня, глины, дере­ва и т. д. Вся роскошь царских дворцов и храмов, известная по описаниям и археологическим раскопкам, была делом рук местных мастеров, большая часть которых принадлежала, по всей вероятности, к рабам.

Главным рабовладельцем Урарту был царь, стоявший во главе большого войска. Он владел многими городами, крепостями, каналами и многочислен­ными рабами.

Большие богатства принадлежали храмам и жрецам. Жители Урарту при­носили своим многочисленным богам в жертву быков, баранов, а в особо важных случаях — людей. В народе сохранились и пережитки религиозных представлений времени первобытного общества: был развит культ дерева как символа жизни, широко применялись магические заклинательные рисунки. У населения Урарту была своя письменность (клинопись), возникла матема­тическая наука, были созданы свои меры, своя цифровая система.

В Средней Азии к середине I тысячелетия до н. э. произошел массовый переход к оседлому земледелию с искусственным орошением, который при­вел к возникновению рабовладельческих отношений. Созданный индоевро­пейскими народами Средней Азии древний эпос («Авеста») упоминает Хо­резм — «страну солнца» (по нижнему течению Амударьи), Согдиану — «бога­тую людьми и стадами» (в долине Зеравшана), Бактрию — «страну с высоко поднятыми знаменами» (в верховьях Амударьи). Особенность развития этих стран, как и других стран Древнего Востока, состояла в сохранении элемен­тов родоплеменного строя.

Предшественники древних славян. На северных берегах Черного моря, ко­торое греки называли Понт Эвксинский, в VII—VI вв. до н. э. возникли мно­гочисленные греческие колонии — города-государства (полисы). Наиболее извест-

25

ными из них были Ольвия (недалеко от Николаева), Херсонес (на территории нынешнего Севастополя), Пантикапей (Керчь), Танаис (около Ростова-на-Дону) и др.

Почти все города-государства Причерноморья были рабовладельческими республиками и во многом копировали устройство и образ жизни греческого мира. Античное рабство в отличие от рабства в восточных деспотиях и патриар­хального рабства народов, находящихся на стадии разложения первобытно-об­щинного строя, основывалось на высоком уровне товарного производства. Ак­тивная морская торговля стимулировала специализацию производства. Сло­жились крупные земельные латифундии, производившие зерно, вино, масло. Значительное развитие получило ремесло. В результате войн умножилось чис­ло рабов, которыми имели право владеть все свободные граждане.

Греки вели с местным населением — скифами — не только оживленную торговлю, но й оказывали на них культурное влияние. Греки покупали в ос­новном хлеб, рыбу, а продавали ткани, вино, масло, предметы роскоши.

В результате таких связей создались эллино-скифские поселения. С цент­ром в Пантикапее возникло Боспорское царство (V—IV вв. до н. э.), объеди­нившее некоторые греческие города, а также местные племена скифов.

Скифские кочевые племена в VIII—VII вв. до н. э. пришли из Азии в южные и юго-восточные степи, вытеснив господствующую там этническую общ­ность— земледельческий народ киммерийцев, который ушел во Фракию. Под общим названием «скифы» известны многочисленные кочевые племена, которые различались по месту заселения и своим занятиям. Главным племе­нем считались царские скифы, которые жили в низовьях Днепра по левому берегу. На правом берегу нижнего Днепра жили скифы-кочевники, к западу от них — скифы-земледельцы и скифы-пахари на среднем Днепре.

Скифы не были прямыми предками славян, но их потомки, по предполо­жениям ученых, слились с древнеславянскими племенами и обогатили, в ча­стности, их язык такими словами, как «хорошо», «топор», «собака», соответ­ствующими славянским «добро», «секира», «пес».

Основными занятиями скифов были скотоводство и земледелие. По сви­детельству древнегреческого историка Геродота, они выращивали «лучшую в мире пшеницу». Скифы хорошо владели ремеслами: обрабатывали железо и бронзу, изготавливали оружие, выделывали кожу.

В VI—IV вв. до н. э. скифы объединились в большой племенной союз, на основе которого сложилось Скифское царство со столицей в Неаполе Скиф­ском (около Симферополя). Это государство представляло собой союз воин­ственных племен во главе с царем, а вожди племен возглавляли войска во вре­мя походов. Власть царя передавалась по наследству.

В III в. до н. э. скифов вытесняет новая этническая общность — сарматы. Границы сарматов, по свидетельству древних писателей, были более обшир­ны: почти от Карпат, Вислы, Дуная до Дона, Волги, Урала.

Во II—III вв. н. э. сарматов вытеснили германские племена готов. Вождь готов Германарих, прославленный в песнях и сказаниях, объединил не только готские племена, но и подчинил соседние, в том числе финские и славянские.

26

IV—VII вв. известны в истории как Великое переселение народов. Наше­ствием гуннов открываются походы на Европу. Возглавив мощный союз пле­мен, гунны разбили готов и предприняли опустошительные походы во мно­гие страны. Наибольшего могущества гунны достигли, когда их возглавил вождь Аттила.

В VI в. гуннов сменяют авары, которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

В VII в. появилось новое кочевое племя хазары, которые основали обшир­ное государство от Кавказских гор до Волги и Среднего Днепра — Хазарский каганат (до конца X в.).

Все эти народы и племена не только предшествовали появлению на Вос­точно-Европейской равнине славянских племен, но и в дальнейшем сосед­ствовали с ними, оказывая друг на друга взаимное влияние.

Прародина славян и их этногенез. Ученые выдвигают несколько версий прародины славян и их этногенеза1. Но основой большинства теорий являет­ся древнейший русский письменный памятник — летопись «Повесть времен­ных лет», в которой монах Киево-Печерского монастыря Нестор выдвигает мифологическую версию происхождения славян: будто бы род их восходит к младшему сыну Ноя — Иафету. Именно Иафет после раздела земель с бра­тьями получил в удел Северные и Западные страны. Постепенно в повество­вании появляются исторические факты. Нестор поселяет славян в римской провинции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Отту­да, теснимые римлянами, славяне были вынуждены переселиться на новые места — на Вислу и Днепр.

«Дунайской» версии прародины славян придерживался русский историк С. М. Соловьев, ссылаясь при этом на древнеримского историка Тацита.

Ученик С. М. Соловьева — историк В. О. Ключевский также признавал «дунайскую» версию прародины славян. Но он внес в нее свои уточнения: прежде чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорьях Карпат. По Ключевскому, только с VII в. восточные славяне постепенно расселились на современной Русской равнине.

Часть отечественных ученых склонялась к «дунайскому» происхождению славян, но большинство придерживалось той версии, что прародина славян находилась гораздо севернее. При этом они расходились во мнении и об эт­ногенезе славян, и о том, где славяне сформировались в единую этническую общность — в Среднем Поднепровье и по Припяти или в междуречье Вислы и Одера.

Б. А. Рыбаков на основании новейших археологических данных попытал­ся объединить обе эти версии возможной прародины славян и их этногенеза. По его мнению, праславяне занимали широкую полосу Центральной и Вос­точной Европы.

27

В настоящее время по вопросу о районе возникновения славянской этни­ческой общности существуют две наиболее распространенные точки зрения. Согласно одной таким районом была территория между Одером (Одрой) и Вислой — Одерско-вислянская теория, по другой — это был район между Одером и Средним Днепром — Одерско-днепровская теория (М. С. Шумилов, С. П. Рябикин).

В целом проблема происхождения и расселения славян до сих пор находит­ся в стадии обсуждения. По-видимому, выделение славян из индоевропейской общности происходило в процессе перехода к пашенному земледелию.

Античные (I—II вв.) и византийские (VI—VII вв.) авторы упоминают сла­вян под разными именами: венеды, анты, склавины.

К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению народов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались государства, шли активные миграционные процессы. В IV в. распалась огромная Римская империя. В Европе с центром в Риме образова­лось Западное Римское государство. На территории Балкан и Малой Азии воз­никло мощное государство — Восточное с центром в Константинополе, позже получившее название Византийской империи (просуществовало до 1453 г.).

В Западной Европе в V—VII вв. шло расселение германских племен, кото­рые завоевали территорию Римской империи. Здесь сложились так называе­мые «варварские» королевства — Франкское, Вестготское, Лангобардское и др.

В VI в. славяне (под названием словене) включились в мировой миграци­онный процесс. Расселение славян происходило в VI—VIII вв. по трем основ­ным направлениям: на юг — на Балканский полуостров; на запад — в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север — по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную.

28

Глава 3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НА ПОРОГЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА (VI-IX вв.)

  • Природные условия

  • Территория восточных славян

  • Экономическое развитие

  • Общественный строй

  • Обычаи, нравы и верования

Природные условия. На складывание и развитие государства определяю­щее влияние оказывает ряд факторов: географическое положение, климати­ческие и природные условия.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Каспийским — и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. В древнейшие времена главными средствами сообщения и местами расселения служили реки с их многочисленными притоками.

Климат в средней полосе Восточно-Европейской равнины континенталь­ный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету приходит долгая и снеж­ная зима. Эти природные условия оказывали влияние на образ жизни наро­дов Восточно-Европейской равнины. Вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. Его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество — сбор меда диких пчел. В лесу жители скрывались от нашествия врагов.

Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки. Они слу­жили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен: строились поселения — вначале небольшие деревушки, а затем большие села и города.

Речные пути со временем приобретали международное значение, они со­единяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь «из варяг в греки». Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по рекам в Черное море. Таким образом, у восточных славян осуществлялась связь с причерно­морскими греческими колониями, а через них — с Византией.

Другой международный речной путь — «из варяг в персы» шел на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспийское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом и далее — со Средней Азией и арабским миром: по своему значению он не уступал пути «из варяг в греки».

Территория восточных славян. В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытно-

29

общинного строя. В VI—IX вв. они объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.

В Повести временных лет рассказывается о расселении славянских пле­мен. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен исто­риками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 100—200 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя в свою очередь состояло из большого ко­личества родов и занимало значительную территорию.

Рассказ летописи о расселении славян был подтвержден археологически­ми раскопками. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К се­веру от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К за­паду от полян на побережье Днепра — древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, потомки дулебов. Меж­дуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Соть и ее притокам — радимичи.

Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Во­круг озера Ильмень жили ильменские словене.

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточных славян. В центре их повествования — земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русы». Исто­рики полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Выдающий­ся русский историк В. О. Ключевский около 100 лет назад писал относительно понятия «Русь»: «До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова». До конца не прояснен вопрос о происхождении термина «Русь» и сегодня.

Долгое время в историографии существовали две точки зрения по вопросу о происхождении термина «Русь», связанные с ориентацией либо на внешнее (норманнское), либо автохтонное (славянское) его происхождение. В частно­сти, в настоящее время зарубежные историки Р. Пайпс и X. Дэвидсон при­держиваются мнения, что легендарный Рюрик был из скандинавского племе­ни «русь», и это обусловило название его новых владений. Хотя надо отме­тить, что в Скандинавии пока такого племени не обнаружили.

Некоторые лингвисты отвергают версию происхождения «Руси» от «Роси», поскольку, как они доказывают, в историческом развитии русского языка не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Но археологические данные под­тверждают существование в районе реки Рось славянской общности.

В исторической литературе часто можно встретить и версию, которой, в частности, придерживается академик Б. Рыбаков, о том, что Русь — это название одного из славянских племен.

30

Важный фактор в формировании народа и государства представляют сосед­ствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т. п. В разное время соседние народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяй­ственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями восточных славян (конец IX в.) были:

    1. на западе:

  • балтийские племена: литы, литва, ятвяги и др.;

  • западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, венгры (угры);

    1. на северо-востоке:

  • угрофинские племена: карелы, мордва, мари, мурома и др.;

  1. на Нижней Волге:

  • хазары;

  1. на востоке:

  • волжские болгары;

  1. на юге в Причерноморье:

  • печенеги и другие тюркские племена.

Расселяясь, восточные славяне вытесняли народы или ассимилировали их. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни.

Экономическое развитие. Сохранившиеся литературные памятники и ар­хеологические находки свидетельствуют о том, что славяне еще до своего рас­селения по Восточно-Европейской равнине занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продол­жали свои прежние занятия и осваивали новые. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия — перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, из огородных культур — репу, капусту, свеклу, морковь и др., занимались и ско­товодством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.

В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных райо­нах основным орудием труда было рало, а позже — деревянный плуг с желез­ным наконечником — лемехом.

В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне — лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворе­ния насущных потребностей.

Промыслы играли в хозяйстве восточных славян второстепенную роль. Это были в основном охота, рыболовство и бортничество.

Ремесло еще не полностью отделилось от сельского хозяйства. Скорняка­ми, ткачами и плотниками были те же хлеборобы, чередовавшие работу в по-

31

ле с занятием промыслами и ремеслом. Однако гончары и кузнецы (видимо, из-за огнеопасности своего труда) жили на некотором удалении от деревень и земледелием не занимались.

Производство глиняной посуды в VIII—IX вв. сделало большой шаг впе­ред. На смену лепной посуде пришла посуда, изготовленная с помощью гон­чарного круга.

Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а поз­же — появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочис­ленным рекам и их притокам.

Путем из «варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда название и самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Они не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям.

Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами и, ко­нечно, греками (византийцами). В. О. Ключевский, ссылаясь на арабские ис­точники, писал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину — десятину.

Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.

С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой — стра­ной городов. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, кото­рый и назвали Киевом в честь Кия.

Появились первые княжества: Куябия (Куяба — вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде). Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появле­ния у них государства.

Общественный строй. В VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой обще­ства был род — группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т. п., вместе трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3—5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объеди­нялись в союзы с вождями во главе.

В VII—IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Д36 История России учеб

    Документ
    1 Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. Д36ИсторияРоссии : учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК ... С. Г. Смирнова «Задачник по историиРоссии» (М., 1995). В учебнике С. Г. Горяйнова, А. А. Егорова «ИсторияРоссии IX—XVIII вв ...
  2. 28 082 афонькин с ю

    Руководство
    ... -5-91233-019-3. ф. 2, 6-8 63.3(2)я7 Деревянко, А.П. Д36ИсторияРоссии : учеб. пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельников. – 3-е изд., перераб ... , ч/з, ф. 1-10 63.3(2)я7 Зуев, М.Н. З-93 ИсторияРоссии : учеб. пособие для взуов / М.Н. Зуев. – М. : Юрайт ...
  3. История флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков дореволюционной россии

    Документ
    ... семинаристов в свободное от учебы время «…водное на регулярных ... истории государственного и военного строительства России; истории войн и военного искусства, особенно военной историиРоссии ... . РГА ВМФ. - Ф.417,Оп.6,Д36. - Л.Л. 108, 109. ПРИЛОЖЕНИЕ ...
  4. История флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков дореволюционной россии

    Документ
    ... семинаристов в свободное от учебы время «…водное на регулярных ... истории государственного и военного строительства России; истории войн и военного искусства, особенно военной историиРоссии ... . РГА ВМФ. - Ф.417,Оп.6,Д36. - Л.Л. 108, 109. ПРИЛОЖЕНИЕ ...
  5. Учебники учебные пособия с грифами министерства образования 2001-2005 гг

    Учебники и учебные пособия
    ... Д36-413105 Деревянко, Алексей Пантелеевич. ИсторияРоссии с древнейших времен до конца XX века : Учеб ... Д36-454928 Деревянко, Алексей Пантелеевич. ИсторияРоссии с древнейших времен до конца XX века : Учеб ... . Экономическая историяРоссии : Учеб. пособие ...

Другие похожие документы..