textarchive.ru

Главная > Рабочая программа


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________/Н. В. Гафурова/

«_____» _____________2012 г.

НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 10.02.19 – теория языка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.А.05 КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

(дисциплина по выбору)

Красноярск

2012

Рабочая программа дисциплины

составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. №1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)»

Программу составила

д. филол. н., профессор _____________________________ О.В. Магировская

«_____»_______________2012 г

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации

«______» _________________ 2012 г. протокол № _____________

Заведующий кафедрой _____________________________ Л.В. Куликова

1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов и соискателей целостного, системного и углубленного знания о когнитивной лингвистике как об одном из актуальных направлений лингвистической науки, основных вопросах и проблемах лингвистики в когнитивном аспекте, специфике постановки проблем и способах их решения с привлечением методологии когнитивной науки. Это достигается за счет ознакомления с основными теориями когнитивной лингвистики, критического осмысления взглядов и концепций зарубежных и российских представителей данного научного направления, выявления их связи с другими лингвистическими и нелингвистическими науками.

В результате изучения дисциплины формируется теоретическая база для сдачи кандидатского экзамена и работы над кандидатской диссертацией.

1.2 Задачи изучения дисциплины

- ознакомление с новыми тенденциями развития когнитивной лингвистики, актуальными проблемами, требующими научного решения;

- понимание специфики когнитивных исследований в современной отечественной и зарубежной лингвистике;

- формирование целостной системы теоретических знаний о принципах и методах когнитивных исследований языка,

- постановка исследовательских задач в области когнитивной лингвистики и их грамотное научное освещение и решение в кандидатской диссертации.

В результате изучения курса аспирант / соискатель должен:

- владеть основными понятиями данного курса;

- знать основные идеи и концепции ведущих исследователей, работающих в рамках когнитивного направления;

- творчески и критически подходить к работе с научной литературой;

- уметь формулировать главные проблемы в области научной специальности, оценивая течения и подходы с учетом опыта отечественной и зарубежной когнитивной лингвистики.

1.3 Межпредметная связь

Для изучения данной дисциплины аспирантам и соискателям необходимо иметь знания основ языкознания (дисциплина «Основы общего языкознания»), иметь представления об актуальных лингвистических направлениях и проблемах (дисциплина «Актуальные проблемы современной лингвистики»). В свою очередь, знания и компетенции, полученные аспирантами и соискателями при освоении данной дисциплины, значительно расширят и углубят имеющиеся теоретические знания в области когнитивной лингвистики, сформируют теоретическую базу для самостоятельного научного исследования в рамках написания кандидатской диссертации.

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Год обучения

1

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)

Аудиторные занятия:

лекции

-

-

семинарские занятия (СЗ)

-

-

Самостоятельная работа:

3 (108)

3 (108)

изучение теоретического курса (ТО)

1 (36)

1 (36)

работа с научными первоисточниками

2 (72)

2 (72)

Вид промежуточного контроля

материал данного курса входит в кандидатский экзамен

3 Содержание дисциплины

3.1 Содержание разделов и тем курса

Наименование тем курса

Количество часов

Самостоятельная

работа

Всего

Модуль 1: Когнитивная лингвистика в современном языкознании

и цикле когнитивных наук

1

Предмет и задачи когнитивной лингвистики.

4

4

2

Концептуальные основы языка. Язык как информационная модель мира.

4

4

3

Способы языкового моделирования.

5

5

4

Принципы и методы когнитивных исследований языка.

5

5

Модуль 2: Когнитивные исследования лексики и грамматики

5

Лексическая концептуализация и категоризация.

5

5

6

Способы представления значения слова в когнитивной семантике.

5

5

7

Когнитивное моделирование значения многозначного слова.

5

5

8

Концептуальные основы словообразования.

5

5

9

Морфологическая концептуализация и категоризация.

5

5

10

Синтаксическая концептуализация и категоризация.

5

5

Модуль 3: Когнитивные исследования текста и дискурса

11

Концептуализация в научном тексте.

5

5

12

Концептуализация в художественном тексте.

5

5

13

Концептуализация в поэтическом тексте.

5

5

Модуль 4: Основные постулаты когнитивной лингвистики

в зарубежных исследованиях

14

Теория семантических примитивов А. Вежбицкой.

5

5

15

Теория идеализированных когнитивных моделей Дж. Лакоффа.

5

5

16

Ч. Филлмор: семантика понимания, фреймовые структуры.

5

5

17

Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера.

5

5

18

Когнитивная грамматика Р. Лэнекера.

5

5

19

Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона.

5

5

20

Топологическая семантика Л. Талми.

5

5

21

Теория ментальных моделей Ф. Джонсон-Лэрда.

5

5

22

Когнитивная модель понимания дискурса

Т.А. ван Дейка.

5

5

Итого

108

108

Модуль 1. Когнитивная лингвистика в современном языкознании и цикле когнитивных наук

Тема 1. Предмет и задачи когнитивной лингвистики.

Когнитивная лингвистика как часть когнитивной науки (когнитологии). Теоретические предпосылки формирования когнитивной лингвистики как научного направления. Специфика ког­нитивного подхода к исследованию языка. Понятийно-терминологический аппарат когнитивной лингвистики. Характеристика когнитивно-дискурсивной парадигмы знаний. Основные проблемы и задачи когнитивной лингвистики. Место когнитивной лингвистики в кругу других дисциплин. Принципиальные отличия когнитивной лингвистики от других лингвистических течений.

Тема 2. Концептуальные основы языка. Язык как информационная модель мира.

Язык как объект когнитивных исследований. Когнитивная функция языка. Форматы языкового знания: лексическая, грамматическая и модусная категоризация; системная и функциональная категоризация. Болдырев Н.Н. «О типологии знаний и их репрезентации в языке».

Тема 3. Способы языкового моделирования.

Понятие когнитивной модели как способа представления информации в языке. Способы языкового моделирования. Типы концептов и способы их формирования: чувственный образ, мыслительная картинка, представление, схема, прототип, фрейм, скрипт, пропозиция, гештальт. Типы категорий и способы их формирования: категории базового, субординатного и суперординатного уровней; классические, порождаемые, радиальные, градуированные, кластерные категории. Принцип «семейного сходства» Л. Витгенштейна. Эволюция взглядов на категории. Теория прототипов и категорий базисного уровня Э. Рош. Прототипические эффекты в языковых категориях. E. Rosch “Principles of Categorization”.

Тема 4. Принципы и методы когнитивных исследований языка.

Теоретические и методо­логические установки когнитивной лингвистики. Принципы и приемы когнитивного анализа языкового материала. Метод концептуального анализа. Метод прототипов. Метод фреймов. Метод пропозиционального анализа. Метод ассоциативного эксперимента. Метод сценариев (схем). Метод контейнера в изучении значения. Концептуально-таксономический анализ. Когнитивно-матричный анализ. Архипов И.К. «Природа концепта и методы его изучения».

Модуль 2: Когнитивные исследования лексики и грамматики

Тема 5. Лексическая концептуализация и категоризация.

Специфика лексической концептуализации и категоризации. Способы лексической концептуализации и категоризации.

Тема 6. Способы представления значения слова в когнитивной семантике.

Концепты и концептуальные пространства. Субъективизация как универсальная тенденция семантического развития, грамматикализация как частный случай субъективизации. Регулярные изменения грамматических значений. Концептуальный анализ слова, термина, фразеологического концепта.

Тема 7. Когнитивное моделирование значения многозначного слова.

Метафора, метонимия, синекдоха как основные типы семантических корреляций между значениями многозначного слова и попытки их когнитивного моделирования.

Тема 8. Концептуальные основы словообразования.

Особенности когнитивного подхода к исследованию словообразования. Концептуальная основа производности. Когнитивные механизмы словообразования. Концептуальный анализ производного слова.

Тема 9. Морфологическая концептуализация и категоризация.

Особенности когнитивного подхода к исследованию морфологии. Уровни морфологической концептуализации. Морфологически репрезентируемые концепты. Концептуальный анализ морфологически передаваемых концептов.

Тема 10. Синтаксическая концептуализация и категоризация.

Особенности когнитивного подхода к исследованию синтаксиса. Специфика синтаксической концептуализации и категоризации мира. Синтаксически репрезентируемые концепты. Концептуальный анализ синтаксически передаваемых концептов.

Модуль 3: Когнитивные исследования текста и дискурса

Тема 11. Концептуализация в научном тексте.

Обыденная и научная формы познания. Особенности научной концептуализации. Специфика репрезентации научной картины мира в научном тексте. Концептуальный анализ научного текста.

Тема 12. Концептуализация в художественном тексте.

Художественная картина мира. Особенности художественной концептуализации. Концептуальный анализ художественного текста.

Тема 13. Концептуализация в поэтическом тексте.

Поэтическая картина мира. Особенности поэтической концептуализации мира. Концептуальный анализ поэтического текста.

Модуль 4: Основные постулаты когнитивной лингвистики в зарубежных исследованиях.

Тема 14.Теория семантических примитивов А. Вежбицкой.

Понятие семантического примитива. Семантика и лексические универсалии. Тезисы А. Вежбицкой об антропоцентричности естественного языка, о зависимости семантики от человеческих представлений о физическом мире.

Тема 15. Теория идеализированных когнитивных моделей Дж. Лакоффа.

Лакофф Дж. «Женщины, огонь и опасные вещи». Понятие идеализированной когнитивной модели. Кластерные и метонимические модели. Типы метонимических моделей.

Тема 16. Ч. Филлмор: семантика понимания, фреймовые структуры.

Концепция аналогового моделирования.  Фрейм как структура семантического представления.

Тема 17. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера.

Теория ментальных пространств Ж. Фоконье. Понятие ментального пространства. Типы связей между пространствами. Роль различных языковых средств в построении и внутренней организации ментальных пространств. Теория концептуальной интеграции как дальнейшее развитие теории ментальных пространств. Понятия исходных пространств и бленда. Этапы построения и свойства бленда. Концептульная интеграция как базовый когнитивный механизм. Языковые бленды. Сравнительный анализ теории концептуальной метафоры и теории концептуальной интеграции.

Тема 18. Когнитивная грамматика Р. Лэнекера.

«Максималистская» концепция языка Р. Лэнекера как альтернатива минималистской концепции генеративной лингвистики. Избыточность языковой системы в сознании носителей языка и ее обоснование. Грамматика как организованный инвентарь общепринятых языковых единиц. Типы единиц: фонологические, семантические, символьные (биполярные). Лексикон, морфология и синтаксис как единый континуум символьных единиц. Схемы построения.Субъективистский подход к проблеме значения. Понятие когнитивной области. Понятия профиля и базы, траектора и ориентира. Аспекты образности как возможные способы интерпретации ситуации говорящим.

Тема 19. Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона.

Лакофф Дж., Джонсон М. «Метафоры, которыми мы живем». Понятие концептуальной метафоры. Типы концептуальных метафор: ориентационные, онтологические, структурные. Метафора и проблема истины. Семантическое развитие слов в свете теории концептуальной метафоры.

Тема 20. Топологическая семантика Л. Талми.

Грамматическая и лексическая подсистемы языка как закрытый и открытый классы единиц. Возможность грамматического выражения различных понятий. Отношение грамматики к познанию. Основные системы формирования образов в языке. Понятия первичного, вторичного и референциального объектов, фигуры и фона. Положение наблюдателя, или перспектива. Распределение внимания. Механизмы схематизации пространства: идеализация, абстракция, языковая топология.

Тема 21. Теория ментальных моделей Ф. Джонсон-Лэрда.

Понятие ментальной модели. Процедурная семантика для ментальных моделей. Эксплицитные и имплицитные умозаключения. Типология ментальных моделей. Основные свойства ментальных моделей.

Тема 22. Когнитивная модель понимания дискурса Т.А. ван Дейка.

Структурная / стратегическая модели понимания дискурса. Понятия семантической макроструктуры и схематической суперструктуры. Основные компоненты когнитивной модели понимания дискурса. Когнитивный анализ дискурса: примеры практической реализации. Суперструктурная схема дискурса новостей. Когнитивные модели этнических ситуаций.

3.3 Практические занятия

Учебным планом не предусмотрены.

3.4 Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрены.

3.5. Самостоятельная работа

Изучение теоретического курса строится на самостоятельном изучении теоретических вопросов и предполагает системное и тщательное ознакомление со всеми разделами, предусмотренными учебной программой данной дисциплины. Самостоятельное изучение дисциплины основано на работе с учебными пособиями, монографиями, научными первоисточниками и предполагает умение грамотно и критически перерабатывать и систематизировать необходимый теоретический материал. Общая трудоемкость самостоятельной работы составляет 108 часов (3 з. ед.).

Самостоятельная работа осуществляется в нескольких формах:

    1. Самостоятельный поиск и отбор научных первоисточников.

    2. Конспектирование и реферирование при подготовке к кандидатскому экзамену по специальности.

    3. Самостоятельная работа по включению необходимой теоретической информации по истории вопроса и проблематике исследования в теоретическую главу кандидатской диссертации.

МАТЕРИАЛ ДАННОГО КУРСА ВХОДИТ В ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

4 Учебно-методические материалы по дисциплине

4.1 Основная литература

1. Беседина Н.А. Морфологически передаваемые концепты. – М.; Тамбов: Изд-во ТГУ; Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.

2. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2000.

3. Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация. М., 2000.

4. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. – М.: Языки славянской культуры, 2004.

5. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. – М.: Эдиториал УРСС, 2004.

6. Никитин М.В. Основания когнитивной семантики: учебное посо­бие. – СПб, 2003.

7. Скребцова Т. Г. Американская школа когнитивной лингвистики. – СПб., 2000.

8. Фурс Л.А. Синтаксически репрезентируемые концепты: моногра­фия. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004.

4.2. Дополнительная литература

  1. Бабина Л.В. Когнитивные основы вторичных явлений в языке и речи. – Тамбов-Москва: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.

  2. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвис­тики // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2004. – № 1.

  3. Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2006. – № 2.

  4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1997.

  5. Герасимов В.И., Петров В.В. На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвис­тике. Вып. 23. – М.: Прогресс, 1988.

  6. Демьянков В.З. Когниция и понимание текста // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2005. – № 3.

  7. Дискурс, текст, когниция: коллективная монография/ Отв. ред. М.Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2010.

  8. Ирисханова О.К. О теории концептуальной интеграции // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. – 2001. – Т. 60. – № 3.

  9. Кобрина Н.А. Когнитивная лингвистика: истоки становления и перспективы развития // Когнитивная семантика. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000.

  10. Кравченко А.В. Знак, значение, знание: Очерк когнитивной философии языка. – Иркутск: Издание ОГУП «Иркутская областная типография № 1», 2001.

  11. Кравченко А.В. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2004.

  12. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. – 2004. – Т. 63. – № 3.

  13. Кубрякова Е.С. Образы мира в сознании человека и словообразова­тельные категории как их составляющие // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. – 2006. – Т. 66. – № 2.

  14. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. – М.: Языки славянской культуры, 2004.

  15. Лукашевич Е.В. Когнитивная семантика: эволюционно-прогности­ческий аспект. – Москва-Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2002.

  16. Лэнекер Р.В. Концептуальная семантика и символическая грамма­тика // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2006. – № 3.

  17. Минский М. Фреймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979.

  18. Плотникова Л.И. Коммуникативно-когнитивный подход к исследо­ванию новых слов на этапах их порождения, функционирова­ния и языкового закрепления // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2005. – № 3.

  19. Рахилина Е.В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. – 2000. – Т. 59. – № 3.

  20. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 23. – М.: Прогресс, 1988.

  21. Fauconnier G., Turner M. Conceptual Integration Networks // Cognitive Science. – Vol. 2 (2). – 1998.

  22. Jackendoff R.S. Semantics and Cognition. - The MIT Press. Seventh Printing, 1985.

  23. Johnson-Laird, P.N. Mental Models in Cognitive Science // Cognitive Science. – 1980. – Vol. 4.

  24. Langacker R.W. Grammar and Conceptualization. – Berlin, N.Y.: Mouton de Gruyter, 2000.

  25. Rosch E. Principles of Categorization // Cognition and Categorization. – Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1978.

  26. Talmy L. Toward a Cognitive Semantics. Vol. 1: Concept Structuring System. Vol. 2: Typology and Process in Concept Structuring. – Cambridge, Massachussetts, London, England: The MIT Press, 2000.

  27. Taylor J.R. Cognitive Grammar. – N.Y.: Oxford University Press, 2002.

4.3. Словари

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

2. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. - М.: МГУ, 1996.

3. ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

4.4. Интернет-ресурсы

  1. Интернет библиотека научной литературы \

  2. Интернет библиотека по филологии \

  3. Интернет библиотека лингвистической литературы \ zinki.ru

4. Электронная библиотека лингвистической литературы \



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научная специальность 10 02 19 – теория языка рабочая программа дисциплины 05 коммуникативная лингвистика лингвистика дискурса

    Рабочая программа
    составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. №1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского
  2. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 10 02 19 теория языка

    Основная образовательная программа
    Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденные приказом Минобрнауки России от 16.
  3. Коноваленко Ирина Владимировна Роль гендерного фактора в коммуникативном поведении мужчин и женщин Специальность - 10 02 01 - русский язык

    Автореферат диссертации
    Работа посвящена изучению одного из социолингвистических факторов, определяющих речевое поведение индивида, - гендерного. Исследование речевого поведения коммуникантов является одним из актуальных направлений прагматических исследований
  4. Программа деятельности кандидата на должность ректора волгоградского государственного

    Научно-исследовательская работа
    Волгоградский государственный социально-педагогический университет – один из ведущих педагогических вузов страны, успешно решающий задачи подготовки квалифицированных кадров для социокультурной сферы и образования Волгоградской области,
  5. Юрислингвистика -7 язык как феномен правовой коммуникации

    Закон
    Сборник «Юрислингвистика-7» посвящен проблемам исследования языка в качестве феномена правовой коммуникации: с одной стороны, предметом рассмотрения является юридизация языка как объекта юридической деятельности, с другой, – язык
  6. Гуманистическая парадигма при обучении иностранному языку в высшей школе материалы научно-практической конференции

    Документ
    В сборнике представлены статьи участников межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой проблемам профессионального высшего образования, стратегиям обучения иностранному языку, вопросам лингвистики и переводоведения.

Другие похожие документы..