textarchive.ru

Главная > Список учебников

1

Смотреть полностью

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

микрорайона Вынгапуровский г.Ноябрьск.

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей информатики и математики

и рекомендовано к утверждению:

Протокол № ____

от «___» сентября 200___г.

Руководитель МО

_____________/ /

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________/ /

«___» сентября 200__г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ

Приказ №_____от_____2009г.

_________/ /

«___» сентября 200__г.


Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для 8 класса.

Составитель: учитель информатики II категории

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский

Ушакова И.А.

2009 - 2010 уч .год

Пояснительная записка к рабочей программе по информатике и ИКТ.

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по информатике и информационным технологиям. Рабочая программа по информатике для 8 классов разработана по авторской программе Семакин И.Г на основе учебно-методического комплекта:

1.Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

2.Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

Данный учебный предмет имеет своей целью:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Изучение предмета «Информатики и ИКТ» способствует решению следующих задач:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет изучается в 8 классе, рассчитан на 35 часа. Программой предусмотрено проведение контрольных работ, контрольного тестирования, практических работ и практикумов: практических работ - 22, практикумов – 4, контрольных работ – 4.

Практические работы, направлены на отработку отдельных технологических приемов. Контрольные работы проводятся после каждого раздела. Практикум предполагает использование актуального содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Итоговый контроль проводится в форме тестирования и контрольных работ (Материалы контроля представлены в приложении).

Требования к уровню подготовки

В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен:

знать/понимать

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

уметь

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

1. При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане, создавая условия для максимального информационного развития школьников, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика при самостоятельной подготовке рефератов, докладов и разработке проектов в группах.

Изучение раздела « Компьютер как универсальное средство для обработки информации» расширено темой «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» так как для данного класса, где 70% учащихся имеют дома компьютер, эта тема представляет практический интерес.

В раздел «Мультимедийные технологии» добавляется тема «Понятие и области применения мультимедиа. Технические средства мультимедиа (обзорно)» для развития у учащихся целостного представления о мультимедийных технологиях.

В тему «Текстовый редактор» включен дополнительный материал «Тексты в компьютерной памяти. Автоматическая расстановка переносов».

В тему «Работа с текстовым редактором» включен дополнительный материал «Горячие клавиши для передвижения по документу. Работа режимов правой кнопки. Горячие клавиши для форматирования».

В тему «Дополнительные возможности текстового редактора» включен дополнительный материал «Вставка в документ графического объекта. Работа с графическими режимами графических объектов.

В тему «Компьютерная графика: растровая и векторная» включен дополнительный материал «Виды компьютерной графики (деловая, конструкторская и т.д.)

Технические средства компьютерной графики».

В тему «Форматы графических файлов» включен дополнительный материал «Редакторы работы с фотографиями (обзор)».

В тему «Понятие и области применения мультимедиа Технические средства мультимедиа» включен дополнительный материал «Программы создания анимационных роликов (обзор)».

В тему «Компьютерные презентации» включен дополнительный материал «Использование эффектов анимации в слайдах. Использование эффектов анимации при настройке показа презентации».

В тему «Технические приемы записи звуковой и видеоинформации» включен дополнительный материал «Композиция и монтаж. Программы обработки видео и аудио информации (обзор)».

2. Практические работы в 8 классе № 1,2,3,4,5,9,11,12,13,14,16,17,20,21,22 проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала, а практические работы №9 и №10, №16 и №17, №20 и №21 интегрируются и проводятся как лабораторно-практические занятия.

При составлении тематического планирования предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. Проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.

На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Содержание уроков информатики составляют устные и практические задачи, упражнения. Они связаны со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.

  1. Задачи о труде людей – основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу. Например, составление альбомов: «Области применения ЭВМ» и т.д..

  2. Задачи, показывающие заботу государства о повышении благосостояния трудящихся, о подрастающем поколении, об охране окружающей среды. Оформление статистики в виде диаграмм.

  3. Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их общественно-полезных делах. Среди таких задач – задачи о спорте, участии в экологических субботниках, о сборе семян, лекарственных трав. Оформление данных в текстовом редакторе в виде таблиц.

  4. Формированию научного мировоззрения помогает нам введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок.

  5. При составлении задач, способствующих здоровому образу жизни школьников, учащиеся раскрывают темы в виде презентаций.

  6. Воспитание чувства красоты и гармонии математических законов. Используются известные истины школьного курса информатики, обнаружение в них общую, сильную идею, достойную удивления. Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать перегрузки и преждевременное утомление, во многом зависит от правильно составленного учебного занятия.

Материал по здоровьесбережению на уроках информатики.

Компонент здоровья

Темы

Содержание материала по здоровьесбережению

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Вводный урок

Техника безопасности поведения в кабинете

Практическая работа «Операционная система WINDOWS»

Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Текстовый процессор

Составление практических заданий по тем «Здоровье и компьютер»

Информационное моделирование

Моделирование реальных объектов с помощью КП

Моделирование в графическом процессоре

Компьютерные рисунки на тему здоровья, экологическую тему

Моделирование в программе POWER POINT

Составление проектов социальнозначимых

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Безопасность работы на компьютере.

Компьютерные технологии представления информации

Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека

Информационные технологии

Разработка тестов, анкет, их обработка (тема может быть выбрана соответственно со здоровьесберегающими технологиями)

Информационные системы

Системное мышление, позволяющее выделять в окружающем мире системы, адекватные поставленной задаче

2. Учебно-тематический план

8 класс

Раздел/тема

Всего

Теория

Практикум

Контроль ЗУН

Глава 1. Человек и информация 4 часа

1.

Информация и знанния

1

1

2.

Восприятие и представление информации

1

3.

Информационные процессы

1

1

4.

Измерение информации

0,5

0,5

Глава 2. Первое знакомство с компьютером 6 часа

1.

Назначение и устройство компьютера

1

1

2.

Компьютерная память.

1

1

3.

Как устроен ПК и основные характеристики ПК.

1

1

4.

Программное обеспечение компьютера.

О системном ПО и системах программирования.

1

1

5.

О файлах и файловых структурах.

1

1

6.

Пользовательский интерфейс.

1

0,5

0,5

Глава 3. Текстовая информация и компьютер. 14 часов

1.

Тексты в компьютерной памяти.

1

1

2.

Текстовые редакторы.

1

1

3.

Работа с текстовым редактором.

4

2

2

4.

Дополнительные возможности текстовых редакторов

5

1

4

5.

Система перевода и распознавания текстов.

3

2

1

Глава 4. Графическая информация и компьютер 4 часа

1.

Компьютерная графика

1

1

2.

Технические средства компьютерной графики.

1

1

3.

Как кодируется изображения

1

1

4.

Работа с графическим редактором растрового типа.

1

0,5

0,5

Глава 5. Технология мультимедиа. 7 часов

1.

Что такое мультимедиа. Технические средства мультимедиа

1

2.

Аналоговый и цифровой звук

3

1

2

3.

Компьютерные презентации.

3

2

1

Всего

35 часов

3. Содержание программы.

Основное содержание (34 ч)

1. Человек и информация. (4 ч).

Содержание учебного материала.

Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количе­ства информации.

Контроль ЗУН: тест

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

Практические работы:

1. Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и уст­ройств звукозаписи.

2. Первое знакомство с компьютером. (6 ч).

Содержание учебного материала

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вы­вода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации ком­пьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структу­ра. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательс­кий интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Контроль ЗУН: тест

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Уметь:

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

Практические работы:

2. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, вклю­чение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характери­стиках компьютера, выключение компьютера.

3. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графичес­кой форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной си­стемы).

4. Планирование собственного информационного пространства, созданиепапок в со­ответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

3. Текстовая информация и компьютер. (14 ч).

Содержание учебного материала.

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена сим­волов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры стра­ницы, величина полей. Колонтитулы.

Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, док­лад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Запись и выделение изменений.

Распознавание текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Контроль ЗУН: тест

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

Практические работы:

5. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» деся­типальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

6. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клави­атурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

7. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа;

форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

8. Вставка в документ формул.

9. Создание и форматирование списков.

10. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

11. Создание гипертекстового документа.

12. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

4. Обработка графической информации (4 ч).

Содержание учебного материала

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Контроль ЗУН: тест

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

Практические работы:

14. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора, Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

15. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выде­ление, объединение. Геометрические преобразования.

16. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

17. Сканирование графических изображений.

5. Мультимедийные технологии (7 ч).

Содержание учебного материала.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

Контроль ЗУН: тест

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Уметь:

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Практические работы:

18. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстратив­ного материала, создание текста слайда.

19. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

20. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

21. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальнойклавиатуры).

22. Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства.

Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа- возможности: видео- изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т.п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять резульпаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденнуюи созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести пере­писку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучи­вания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначе­ния). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства создания графической информации (графический планшет) — используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного тек­ста и преобразования его в текстовый формат.

Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вмес­те с соответствующим программным обеспечением) — позволяют учащимся созда­вать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слы­шать их исполнение, редактировать их.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппа­рат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон — дают возмож­ность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окру­жающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства.

  • Операционная система.

• Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

• Антивирусная программа.

• Программа-архиватор.

• Клавиатурный тренажер.

• Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и элек­тронные таблицы.

• Звуковой редактор.

• Простая система управления базами данных.

Печатные пособия

Плакаты:

  1. Организация рабочего места и техники безопасности.

  2. Архитектура компьютера

  3. Архитектура компьютерных сетей

  4. Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме

  5. История информатики

Схемы:

  1. Графический пользовательский интерфейс

  2. Информация, арифметика информационных процессов

  3. Виды информационных ресурсов

  4. Виды информационных процессов

  5. Представление информации (дискретизация)

  6. Моделирование, формализация, алгоритмизация.

  7. Основные этапы разработки программ

  8. системы счисления

  9. Логические операции

  10. Блок-схемы

  11. Алгоритмические конструкции

  12. Структура базы данных

  13. Структура web-ресурсов

Образовательные ресурсы сети Интернет

  1. http://window.edu (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)

  2. (Федеральный портал «Российское образование»)

  3. (Российский общеобразовательный портал)

  4. (Портал информационной поддержки единого государственного экзамена)

  5. (конструктор сайтов общеобразовательных учреждений и проектов)

  6. (естественно-научные эксперименты, коллекция опытов по физике и химии, содержащие видеодемонтсрации)

  7. (Информационно-коммуникационные технологии в образовании)

  8. (Интернет-университет информационных технологий ИНТУИТ.ру)

  9. (Информатика и ИКТ в образовании)

  10. (Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО)

  11. (Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»)

  12. (Алгоритмы, методы, исходники)

  13. (Библиотека алгоритмов)

  14. (Математика и программирование)

  15. (Виртуальный компьютерный музей)

  16. (Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»)

  17. /cat/ (Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)

  18. /journal.htm (Журнал «Информатика и образование»)

  19. /journal/ (Журнал «Компьютерные инструменты в образовании»)

  20. /inf/ (Задачи по информатике сайт МЦНМО)

  21. (Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках)

  22. (Российская Интернет-школа информатики и прораммирования)

  23. (Онлайн тестирование и сертификация по информационным технологиям (Центр компьютерного обучения «Специалист»)

Литература:

  1. Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004

  2. Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

  3. Набор ЦОР к учебникам «Информатика – базовый курс» СемакинаИ., Залоговой Л., РусаковаС.,8, 9 классы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Соответствие содержания учебника для 8 класса стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям

Примечания:

1) раздел учебника под названием «Материал для углубленного изучения» обозначен в таблице, как «часть 2»;

2) раскрытие некоторых тем прикладного содержания происходит с привлечением материала пособия «Задачник-практикум», что указано в таблице.

Разделы стандарта

Соответствующие разделы учебников

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

1

Представление информации

Информация, информационные объекты различных видов

8 – глава 1:

§ 1, 2.

8 – главы 3,4, 5:

§ 13 – тексты

§ 20 – графические объекты

§ 24 – звук

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки

8–глава 1: § 2

Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

8–глава 1: § 3

Дискретная форма представления информации

8 – главы 3, 4, 5, 6:

§ 6, 13, 20, 24

8 – часть 2: 5.1, 5.2

Единицы измерения информации

8 – глава 1: § 4

8 – часть 2: 1.1

2

Передача информации

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации

8 – глава 1: § 3

3

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Основные компоненты компьютера и их функции

8 – глава 2:

§ 5, 6, 7, 8

Программный принцип работы компьютера

Программное обеспечение, его структура .

Программное обеспечение общего назначения.

8 – глава 2:

§ 9, 10

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.

8 – глава 2:

§ 12

Задачник-практикум

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

4

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ

8 – глава 2: § 5–8

8 – раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК»

Задачник-практикум

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов

8 – глава 2: § 11, 12

Задачник-практикум

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи

8 – глава 2: § 8

Задачник-практикум

Методические указания для учителя

5

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира

  • запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

  • текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

  • музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

  • таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов

8 – глава 5: § 24, 25

8 – глава 3: § 17

8 – часть 2: 5.2

Задачник-практикум

6

Создание и обработка информационных объектов

Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница.

Проверка правописания , словари. Печать текста

8 – глава 3: § 14, 15

Задачник-практикум

Тексты. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.

Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений.

Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат)

8 – глава 3: § 16, 17

Задачник-практикум

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов

8 – глава 4:

§ 18 – 22

Задачник-практикум

Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов

8 – глава 5:

§ 24, 25

8 – часть 2: 5.1, 5.2.

Задачник-практикум

7

Проектирование и моделирование

Чертежи.Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты

8 – глава 4: § 18, 21, 22

Задачник-практикум

8

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов

8 – глава 5: § 26

Задачник-практикум

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Соответствие содержания учебника для 8 класса Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным

технологиям

Примечания:

1) раздел учебника под названием «Материал для углубленного изучения» обозначен в таблице, как «Часть 2»;

2) раскрытие некоторых тем прикладного содержания происходит с привлечением материала пособия «Задачник-практикум», что указано в таблице.

Разделы Примерной программы

Соответствующие разделы учебников

1

Информация и информационные процессы

Информация. Роль информации в жизни людей

8 – глава 1:

§ 1 – 3

Информационные объекты различных видов

8 – главы 3, 4, 5:

§ 13 – тексты

§ 20 – графические объекты

§ 24 – звук

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами

8 – глава 1: § 3

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации

8 – глава 1: §4

8 – часть 2: 1.1

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память)

8 – глава 2:

§ 5 – 8

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции.

Загрузка компьютера

8 – глава 2:

§ 9, 10

Данные и программы. Файлы и файловая система

8 – глава 2: § 5

8 – главы 3, 4, 5

8 – глава 2: § 11

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню)

8 – глава 2: § 12

Задачник-практикум

3

Обработка текстовой информации

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Печать документа

8 – глава 3: § 15

Задачник-практикум

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений

8 – глава 3: § 16

Задачник-практикум

Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов

8 – глава 3: § 17

Сохранение документа в различных текстовых форматах

8 – глава 3: § 15

Задачник-практикум

4

Обработка графической информации

Растровая и векторная графика. Рисунки и фотографии

8 – глава 4: § 20, 21

Интерфейс графических редакторов

8 – глава 4: § 22

Форматы графических файлов

8 – часть 2: § 4.1

5

Мультимедийные технологии

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации

8 – глава 5:

§ 24, 25

8 – часть 2: 5.1, 5.2.

Задачник-практикум

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов

8 – глава 5: § 26

Задачник-практикум

6

Представление информации

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки

8 – глава 1: § 2

Дискретная форма представления информации

8 – главы 2, 3, 4, 5:

§ 6, 13, 20, 24

8 – часть 2: 5.1, 5.2

Компьютерное представление текстовой информации

8 – глава 3: § 13

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять)

8 – глава 4: § 19 – 21

Кодирование звуковой информации

8 – глава 5: § 24

8 – часть 2: 5.1

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Набор ЦОР к УМК для Единой коллекции

8 класс

Параграфы учебника

Типы и названия ЦОР

Введение. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК

Слайды: Место информатики в системе наук, ИКТ в современном мире, Цели и задачи изучения предмета «Информатика и ИКТ», Техника безопасности и санитарные нормы

Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 1

§ 1 – 4

Структурированный список Логическая схема понятий по теме: «Человек и информация»

Упражнения для самостоятельной работы: Кроссворд по теме: «Человек и информация», Тренировочный тест к главе 1 «Человек и информация»

Экзамен: Итоговый тест к главе 1 «Человек и информация»

§ 1. Информация и знания

Слайды: Информация и знания. Классификация знаний, Информативность сообщений

§ 2. Восприятие и представление информации

Слайды: Восприятие информации, Информация и письменность, Языки естественные и формальные, Формы представления информации

Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 2

§ 3. Информационные процессы

Слайды: Виды информационных процессов, Хранение информации, Передача информации, Обработка информации

Упражнение для самостоятельной работы: Домашнее задание № 3

§ 4. Измерение информации

Слайды: Алфавитный подход к измерению информации, Единицы информации, Информационный объем текста, Количество информации в сообщении

Упражнения для самостоятельной работы: Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации», Домашнее задание № 4

§§ 5 – 12

Структурированный список: Логическая схема понятий по теме: «Первое знакомство с компьютером»

Упражнения для самостоятельной работы: Тренировочный тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером», Кроссворд по теме: «Первое знакомство с компьютером»

§ 5. Назначение и устройство компьютера

Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 1

Слайды: Аналогия между компьютером и человеком, Информационный обмен в компьютере, Принципы фон Неймана, Схема устройства компьютера

§ 6. Компьютерная память

Слайды: Внутренняя память ЭВМ, Носители и устройства внешней памяти

Модель: Программа-тренажер «Устройство компьютера-1»

Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 5

§ 7. Как устроен персональный компьютер (ПК)

Слайды: Структура персонального компьютера, Основные устройства персонального компьютера

§ 8. Основные характеристики персонального компьютера

Слайд: Основные характеристики персонального компьютера

Модель: программа-тренажер «Устройство компьютера–2»

Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 2, Домашнее задание № 6

§ 9. Программное обеспечение компьютера

Слайды: Структура программного обеспечения ПК, Прикладное программное обеспечение

§ 10. О системном ПО и системах программирования

Слайды: Системное программное обеспечение, Операционная система, Системы программирования

Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 7

§ 11. О файлах и файловых структурах

Слайды: Файлы и файловые структуры, Файловая структура диска, Имя файла. Путь к файлу, Таблица размещения файлов

Интерактивные слайды: Окно проводника Windows, Операции с файлами и папками Windows, Файловый менеджер Windows Commander

Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 3,

Домашнее задание № 8

§ 12. Пользовательский интерфейс

Слайды: Разновидности пользовательского интерфейса, Объектно-ориентированный графический интерфейс

Интерактивные слайды: Рабочий стол Windows, Элементы оконного интерфейса Windows, Главное меню Windows, Использование буфера обмена для копирования, связывания и внедрения объектов Windows, Типы меню и их использование в Windows, Индивидуальная настройка рабочего стола Windows

§§ 13 – 17

Структурированный список: Логическая схема понятий по теме: «Текстовая информация и компьютер»

Упражнение для самостоятельной работы: Кроссворд по теме: «Текстовая информация и компьютер», Тренировочный тест к главе 3 «Текстовая информация и компьютер»

Экзамен: Итоговый тест к главе 3 «Текстовая информация и компьютер»

§ 13. Тексты в компьютерной памяти

Слайды: Тексты в компьютерной памяти, Способы обработки и хранения текстов, Свойства компьютерных документов, Кодирование текста. Таблица кодировки, Текстовые файлы, Гипертекст

Упражнения для самостоятельной работы: Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации», Домашнее задание № 10

§ 14. Текстовые редакторы

Слайды: Текстовые редакторы: назначение и классификация, Структурные единицы текста, Среда текстового редактора,

§ 15. Работа с текстовым редактором

Слайды: Основные режимы работы текстового редактора, Режим ввода – редактирования текста, Управление шрифтами, Форматирование текста, Работа с фрагментами текста, Многооконный режим работы

Интерактивные слайды: Интерфейс MS WORD, Форматирование текста в MS WORD, Работа с фрагментами текста в MS WORD

Таблицы команд: Ввод и редактирование текста в MS WORD, Перемещение по тексту в MS WORD

Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 4, Практическое задание № 5, Практическое задание № 6

Таблица шрифтов: Шрифты MS Word

Учебный текст: Поиск и замена в MS WORD

§ 16. Дополнительные возможности текстовых процессоров

Интерактивные слайды: MS WORD, Стили в MS WORD, Работа с графикой в MS WORD, Шаблоны в MS WORD, Дополнительные возможности текстовых процессоров

Упражнения для самостоятельной работы:

Практическое задание № 7, Домашнее задание № 11

Учебный текст: Проверка текста; исправление ошибок в MS WORD

§§ 13 – 16

Контрольная работа: Практическое задание № 8

§§ 18 – 22

Структурированный список: Логическая схема понятий по теме: «Графическая информация и компьютер»

Упражнения для самостоятельной работы: Кроссворд по теме: «Графическая информация и компьютер»

§ 18. Компьютерная графика

Интерактивные слайды: Компьютерная графика, Этапы развития средств компьютерной графики, Области применения компьютерной графики, Художественная и рекламная графика, Статические графические объекты, Анимированные графические объекты

§ 19. Технические средства компьютерной графики

Интерактивные слайды: Система вывода изображения на экран монитора, Принцип работы монитора, Видеоконтроллер, Устройства ввода информации в компьютер, Принцип работы сканера

Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 12, Практическое задание № 9

§ 20. Как кодируется изображение

Интерактивные слайды: Растровое представление изображения, Кодирование цвета

Упражнения для самостоятельной работы:

Практическое задание № 10, Домашнее задание № 13

§ 21. Растровая и векторная графика

Интерактивные слайды: Растровая и векторная графика, Особенности растровой и векторной графики, Интерфейс графического редактора CorelDraw, Изображение объектов в CorelDraw

Слайд-шоу: Действия с объектами в CorelDraw

Упражнения для самостоятельной работы:

Практическое задание № 12, Домашнее задание № 14

§ 22. Работа с графическим редактором растрового типа

Слайд-шоу: Возможности графического редактора, Режимы работы графического редактора, Работа с текстом в Paint, Редактирование рисунка в Paint

Интерактивные слайды: Среда графического редактора Paint, Базовые инструменты в Paint, Рисование линий в Paint, Рисование геометрических фигур в Paint, Закрашивание областей рисунка в Paint, Работа с фрагментами изображения в Paint

Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 11

§§ 23 – 26

Структурированный список: Логическая схема понятий по теме: «Технологии мультимедиа»

Упражнение для самостоятельной работы: Кроссворд по теме: «Технологии мультимедиа»

§ 23. Что такое мультимедиа

Интерактивный слайд: Технологии мультимедиа,

§ 24. Аналоговой и цифровой звук

Интерактивный слайд: Аналоговое и цифровое представление звука

§ 25. Технические средства мультимедиа

Интерактивный слайд: Технические средства мультимедиа

Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 15

§ 26. Компьютерные презентации

Интерактивные слайды: Интерфейс программы PowerPoint, Создание слайда в PowerPoint

Слайд-шоу: Демонстрационная интерактивная презентация, Демонстрационная непрерывная презентация, Создание новой презентации в PowerPoint, Режимы отображения слайдов в PowerPoint, Работа с объектами в PowerPoint, Настройка анимации и звука в PowerPoint, Изменение оформления слайдов в PowerPoint, Демонстрация презентации в PowerPoint,

Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 13, Практическое задание № 14

§§18 – 26

Упражнения для самостоятельной работы: Тренировочный тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»

Экзамен: Итоговый тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»

§§ 1 – 26

Упражнения для самостоятельной работы: Тренировочный тест по курсу 8 класса

Экзамен: Итоговый тест по курсу 8 класса

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 9 класса

    Рабочая программа
    ... . _________/ / «___» сентября 2010г. Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ»для 9 класса. Составитель: учитель информатики II категории МОУ СОШ ...
  2. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 5 класса

    Список учебников
    ... /А.А. Дмитриев / «___» сентября 200__г. Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ»для 5 класса Составитель: учитель информатики высшей кв. категории МОУ ...
  3. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 6 класса

    Рабочая программа
    ... Большеключищенская средняя общеобразовательная школа Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ»для 6 класса Составитель: учитель информатики высшей кв. категории Поздеева ...
  4. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 7 класса

    Пояснительная записка
    ... / «___» сентября 200__г. Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ»для 7 класса Составитель: Поздеева Е.Н. учитель информатики высшей кв. категории МОУ ...
  5. Рабочая программа учебного курса информатика и икт для 11 класса

    Рабочая программа
    ... 2011г. _______________ (С.М. Гуров) РабочаяпрограммаучебногокурсаИНФОРМАТИКА И ИКТдля 11 класса Составитель: учитель информатики МОУ Ильинская СОШ Белокалитвинского ...

Другие похожие документы..