textarchive.ru

Главная > Список учебников


Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количе­ства информации.

Контроль ЗУН: тест

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

Практические работы:

1. Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и уст­ройств звукозаписи.

2. Первое знакомство с компьютером. (6 ч).

Содержание учебного материала

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вы­вода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации ком­пьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структу­ра. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательс­кий интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Контроль ЗУН: тест

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Уметь:

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

Практические работы:

2. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, вклю­чение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характери­стиках компьютера, выключение компьютера.

3. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графичес­кой форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной си­стемы).

4. Планирование собственного информационного пространства, созданиепапок в со­ответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

3. Текстовая информация и компьютер. (14 ч).

Содержание учебного материала.

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена сим­волов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры стра­ницы, величина полей. Колонтитулы.

Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, док­лад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Запись и выделение изменений.

Распознавание текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Контроль ЗУН: тест

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

Практические работы:

5. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» деся­типальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

6. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клави­атурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

7. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа;

форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

8. Вставка в документ формул.

9. Создание и форматирование списков.

10. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

11. Создание гипертекстового документа.

12. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

4. Обработка графической информации (4 ч).

Содержание учебного материала

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Контроль ЗУН: тест

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

Практические работы:

14. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора, Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

15. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выде­ление, объединение. Геометрические преобразования.

16. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

17. Сканирование графических изображений.

5. Мультимедийные технологии (7 ч).

Содержание учебного материала.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

Контроль ЗУН: тест

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Уметь:

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Практические работы:

18. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстратив­ного материала, создание текста слайда.

19. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

20. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

21. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальнойклавиатуры).

22. Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства.

Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа- возможности: видео- изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т.п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять резульпаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденнуюи созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести пере­писку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучи­вания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначе­ния). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства создания графической информации (графический планшет) — используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного тек­ста и преобразования его в текстовый формат.

Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вмес­те с соответствующим программным обеспечением) — позволяют учащимся созда­вать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слы­шать их исполнение, редактировать их.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппа­рат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон — дают возмож­ность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окру­жающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства.

  • Операционная система.

• Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

• Антивирусная программа.

• Программа-архиватор.

• Клавиатурный тренажер.

• Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и элек­тронные таблицы.

• Звуковой редактор.

• Простая система управления базами данных.

Печатные пособия

Плакаты:

  1. Организация рабочего места и техники безопасности.

  2. Архитектура компьютера

  3. Архитектура компьютерных сетей

  4. Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме

  5. История информатики

Схемы:

  1. Графический пользовательский интерфейс

  2. Информация, арифметика информационных процессов

  3. Виды информационных ресурсов

  4. Виды информационных процессов

  5. Представление информации (дискретизация)

  6. Моделирование, формализация, алгоритмизация.

  7. Основные этапы разработки программ

  8. системы счисления

  9. Логические операции

  10. Блок-схемы

  11. Алгоритмические конструкции

  12. Структура базы данных

  13. Структура web-ресурсов

Образовательные ресурсы сети Интернет

  1. http://window.edu (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)

  2. (Федеральный портал «Российское образование»)

  3. (Российский общеобразовательный портал)

  4. (Портал информационной поддержки единого государственного экзамена)

  5. (конструктор сайтов общеобразовательных учреждений и проектов)

  6. (естественно-научные эксперименты, коллекция опытов по физике и химии, содержащие видеодемонтсрации)

  7. (Информационно-коммуникационные технологии в образовании)

  8. (Интернет-университет информационных технологий ИНТУИТ.ру)

  9. (Информатика и ИКТ в образовании)

  10. (Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО)

  11. (Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»)

  12. (Алгоритмы, методы, исходники)

  13. (Библиотека алгоритмов)

  14. (Математика и программирование)

  15. (Виртуальный компьютерный музей)

  16. (Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»)

  17. /cat/ (Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)

  18. /journal.htm (Журнал «Информатика и образование»)

  19. /journal/ (Журнал «Компьютерные инструменты в образовании»)

  20. /inf/ (Задачи по информатике сайт МЦНМО)

  21. (Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках)

  22. (Российская Интернет-школа информатики и прораммирования)

  23. (Онлайн тестирование и сертификация по информационным технологиям (Центр компьютерного обучения «Специалист»)

Литература:

  1. Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004

  2. Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

  3. Набор ЦОР к учебникам «Информатика – базовый курс» СемакинаИ., Залоговой Л., РусаковаС.,8, 9 классы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Соответствие содержания учебника для 8 класса стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям

Примечания:

1) раздел учебника под названием «Материал для углубленного изучения» обозначен в таблице, как «часть 2»;

2) раскрытие некоторых тем прикладного содержания происходит с привлечением материала пособия «Задачник-практикум», что указано в таблице.

Разделы стандарта

Соответствующие разделы учебников

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

1

Представление информации

Информация, информационные объекты различных видов

8 – глава 1:

§ 1, 2.

8 – главы 3,4, 5:

§ 13 – тексты

§ 20 – графические объекты

§ 24 – звук

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки

8–глава 1: § 2

Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

8–глава 1: § 3

Дискретная форма представления информации

8 – главы 3, 4, 5, 6:

§ 6, 13, 20, 24

8 – часть 2: 5.1, 5.2

Единицы измерения информации

8 – глава 1: § 4

8 – часть 2: 1.1

2

Передача информации

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации

8 – глава 1: § 3

3

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Основные компоненты компьютера и их функции

8 – глава 2:

§ 5, 6, 7, 8

Программный принцип работы компьютера

Программное обеспечение, его структура .

Программное обеспечение общего назначения.

8 – глава 2:

§ 9, 10

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.

8 – глава 2:

§ 12

Задачник-практикум

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

4

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ

8 – глава 2: § 5–8

8 – раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК»

Задачник-практикум

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов

8 – глава 2: § 11, 12

Задачник-практикум

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи

8 – глава 2: § 8

Задачник-практикум

Методические указания для учителя

5

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира

  • запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

  • текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

  • музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

  • таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов

8 – глава 5: § 24, 25

8 – глава 3: § 17

8 – часть 2: 5.2

Задачник-практикум

6

Создание и обработка информационных объектов

Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница.

Проверка правописания , словари. Печать текста

8 – глава 3: § 14, 15

Задачник-практикум

Тексты. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.

Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений.

Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат)

8 – глава 3: § 16, 17

Задачник-практикум

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов

8 – глава 4:

§ 18 – 22

Задачник-практикум

Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов

8 – глава 5:

§ 24, 25

8 – часть 2: 5.1, 5.2.

Задачник-практикум

7

Проектирование и моделирование

Чертежи.Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты

8 – глава 4: § 18, 21, 22

Задачник-практикум

8

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов

8 – глава 5: § 26

Задачник-практикум



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 9 класса

    Рабочая программа
    ... . _________/ / «___» сентября 2010г. Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ»для 9 класса. Составитель: учитель информатики II категории МОУ СОШ ...
  2. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 5 класса

    Список учебников
    ... /А.А. Дмитриев / «___» сентября 200__г. Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ»для 5 класса Составитель: учитель информатики высшей кв. категории МОУ ...
  3. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 6 класса

    Рабочая программа
    ... Большеключищенская средняя общеобразовательная школа Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ»для 6 класса Составитель: учитель информатики высшей кв. категории Поздеева ...
  4. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 7 класса

    Пояснительная записка
    ... / «___» сентября 200__г. Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ»для 7 класса Составитель: Поздеева Е.Н. учитель информатики высшей кв. категории МОУ ...
  5. Рабочая программа учебного курса информатика и икт для 11 класса

    Рабочая программа
    ... 2011г. _______________ (С.М. Гуров) РабочаяпрограммаучебногокурсаИНФОРМАТИКА И ИКТдля 11 класса Составитель: учитель информатики МОУ Ильинская СОШ Белокалитвинского ...

Другие похожие документы..