textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

На правах рукописи

ДАВИДЕНКОВА

ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

ТЕМБР КАК КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ

Специальность 17.00.09

«Теория и история искусства»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург

2011

Работа выполнена на кафедре звукорежиссуры Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов

Научный руководитель:

доктор технических наук, профессор

АЛДОШИНА Ирина Аркадьевна

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор

ДЕНИСОВ Андрей Владимирович

кандидат искусствоведения

ТИМОШЕНКО Алиса Анатольевна

Ведущая организация:

Санкт-Петербургская государственная Консерватория

им. Н.А. Римского-Корсакова

Защита состоится 10 июня в 16 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 602.004.02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, 15.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.

Автореферат разослан 8 мая 2011 года

Ученый секретарь

Диссертационного Совета,

кандидат культурологии,

доцент А.В. Карпов

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Тембр - наиболее сложный для субъективного восприятия параметр музыкального сигнала, что вызывает значительные проблемы в его исследовании, как с научно-теоретических, так и с практических позиций. Интерес к изучению тембра возник еще в эпоху античности. На протяжении последних трех столетий исследования тембрового восприятияпроводились в таких областях науки как искусствознание, психология, акустика и др. В последнее десятилетие изучение физической природы тембра и специфики его восприятия приобрело еще большую актуальность вследствие прогресса в сфере цифровых технологий, широко применяющихся в новых областях аудиовизуальных искусств (таких как режиссура мультимедиа, звукорежиссура, электронная музыка и др.), и формирования современных методов моделирования многомерных слуховых пространств. Взаимовлияние психоакустических исследований, технологических достижений, творческих концепций современной композиции и звукорежиссуры создает эффективные условия для фактически безграничного расширения тембровой палитры и ее интеграции в музыкальном произведении.

Становление художественных принципов и технологий звукорежиссуры может служить ярким примером тенденции к сближению различных видов искусств и их модификации в новые, синкретичные виды на протяжении двадцатого - двадцать первого века. Этот молодой вид аудиовизуальных искусств всего за несколько десятилетий обрел самостоятельность эстетического подхода к созданию звукозаписей, уникальность и семантическую многозначность применяемых средств художественной выразительности, что было обусловлено стремительным прогрессом в области его технического инструментария. Важнейшим фактором, определяющим основные тенденции в эволюции звукорежиссерской деятельности, является корреляция творческих концепций и онтологических признаков звукорежиссуры с закономерностями слухового восприятия, устанавливаемыми в процессе различных психоакустических и когнитивно-психологических исследований.

Цифровые технологии, нашедшие применение в музыкальном искусстве и музыкальной звукорежиссуре привели к формированию нового качества акустической среды, слуховое восприятие которого базируется на сложных когнитивных процессах. Одним из ведущих факторов его формирования является видоизменение и усложнение процессов записи и передачи музыкальных тембров. Вместе с тем, до сих пор не проводилось исследование подобного эволюционного процесса с позиции искусствознания, которое позволило бы выявить значение и перспективы современных возможностей творческой и технологической работы с музыкальным тембром, основанных на его понимании в контексте художественного языка и эстетических концепций звукорежиссуры.

В данной работеанализ основных направлений исследований в области многомерной природы тембра и его многомерного пространства (которые в подобном объеме еще не были описаны в русскоязычной литературе), проведен в ракурсе их значимости для практической работы с тембром в музыкальной звукорежиссуре. В диссертации были использованы результаты экспериментов, поставленных самостоятельно, с целью обоснования актуальности эмпирического изучения тембрового восприятия для выявления специфических проблем, характеризующих звукорежиссерскую деятельность. Методическое обеспечение и общая концепция поставленных экспериментов были направлены на выявление принципов системного рассмотрения музыкального тембра в процессе субъективного перцептивного анализа. В круг основных задач данных экспериментов вошло изучение специфики коммуникативно-когнитивного тембрового восприятия звукорежиссерами и выявление тенденций к его развитию в процессе профессиональной деятельности, что и являлось рабочей гипотезой исследования.

Полученные результаты в целом подтвердили данную рабочую гипотезу и позволили обозначить перспективность дальнейшего изучения особенностей тембрового восприятия в звукорежиссерской практике, и актуальность применения знаний о психоакустических особенностях звукорежиссерского тембрового восприятия в педагогической методологии обучения звукорежиссуре.

Так как, одной из наиболее существенных проблем теоретических и практических исследований тембра становится установление корреляции между субъективно воспринимаемыми тембровыми характеристиками и объективными акустическими параметрами музыкальных сигналов, в данном диссертационном исследовании подробно описаны наиболее распространенные методы нахождения подобной корреляции тембровых пространств и основные алгоритмы их анализа. В работе рассматривается классическая теория анализа тембра в  психоакустическом многомерном пространстве1 и альтернативная теория представления тембра в семантическом тембровом пространстве2, а также применение методов вербализаций при описании и оценке музыкального тембра3. В настоящее время особую актуальность представляет разработка методологии экспериментальных исследований, в которой были интегрированы одновременно все вышеперечисленные принципы построения и анализа многомерных тембровых пространств. Аналитическая модель, представляющая собой многомерное тембровое пространство, измерения которой могут быть выражены как математически, так и семантически, является чрезвычайно перспективной для практики звукорежиссуры. Применение техники вербальных отчетов и формирование профессиональных вербальных глоссариев тембровых описаний позволяет вплотную подойти к созданию наиболее универсальной и гибкой модели, отражающей онтологический и детерминированный подходы к исследованию тембрового восприятия в контексте звукорежиссерской деятельности.

Актуальность данной диссертации заключается, прежде всего, в том, что в ней конкретизируется и углубляется проблема когнитивного и коммуникативного аспектов тембрового восприятия и их значения в практике музыкального искусства и музыкальной звукорежиссуры, что проявляется в формировании методов управления и контроля над музыкальным тембром в процессах создания музыкальной композиции, ее звукозаписи и звукопередачи. На основании выводов проведенного исследования выстраивается концепция влияния научно-технического прогресса в сфере практической работы с тембром на эволюцию эстетических эталонов и выразительных средств звукорежиссуры.

Объект исследования – тембр как категория современного искусствознания и его роль в практике музыкальной звукорежиссуры

Предмет исследования – физические и семантические характеристики музыкального тембра и процесс формирования субъективного тембрового восприятия в контексте музыкальной звукорежиссуры, основные методы контроля и управления тембром в современной композиции и звукозаписи

Цель настоящей работы – определение новых концепций художественной и технологической работы с тембром в музыкальном искусстве и их корреляция с результатами современных психоакустических и семантических исследований тембровых многомерных пространств, и практическое значение данного комплекса художественных и научных концепций для музыкальной звукорежиссуры.

Гипотеза исследования – Рабочей гипотезой диссертационного исследования стало предположение о наличии специфики тембрового восприятия у звукорежиссеров (в сравнении с музыковедами и композиторами), обусловленной большей его детерминированностью, более фундаментальными научными знаниями о физической природе тембра и когнитивным опытом постоянной практической деятельности, заключающейся в передаче, записи и модификации музыкальных тембров. Дополнительной гипотезой, не подтвержденной полностью результатами экспериментов и требующей проведения дальнейших исследований, стало предположение о возможности контроля над воспитанием более тонкого аналитического аппарата субъективной оценки тембровых модификаций и точности их корреляций с наиболее распространенными вербальными описаниями в ходе обучения музыкальных звукорежиссеров.

Задачами работы являются:

- Определение проблематики научного исследования тембра и эволюция методологии анализа его физической природы – от классической теории тембра в психоакустике до семантического анализа в современной когнитивной психологии.

- Обзор основного круга задач психоакустического анализа пространственной структуры тембра, преимущества и перспективы применения методологии многомерного шкалирования.

- Аналитическое описание основных тенденций в работе с тембром в современной композиторской практике и их взаимосвязь с эволюцией технического инструментария и художественного языка звукорежиссуры.

- Представление современных экспериментальных методов изучения музыкального тембра и преимущества применения метода вербальных отчетов в современных исследованиях тембрового восприятия.

- Проведение собственного экспериментального исследования тембрового восприятия у звукорежиссеров с целью проверки гипотезы о его специфике и возможности обучаемости более тонкому аналитическому подходу к слуховой оценке тембровых модификаций.

- Анализ онтологических и детерминированных характеристик синтезированных и морфированных тембров и определение ведущих направлений в их практическом применении в музыкальном искусстве и звукорежиссуре.

- Изучение основных художественных концепций и методологии в применении современных компьютерных технологий, процессорной обработки звука, новых звуковых технологий пространственной звукопередачи в контексте работы с музыкальным тембром в практике звукорежиссуры.

- Определение основных тенденций эволюции работы с тембром в музыкальном искусстве и звукорежиссуре, формулировка задач дальнейших исследований в области специфики тембрового восприятия у звукорежиссеров и их практическое значение.

Степень разработанности темы

Психоакустические, психологические и музыковедческие исследования физической природы тембра и тембрового восприятия являются одними из наиболее активно разрабатываемых тем в современной научной литературе. Научные коллективы ведущих университетов и институтов, таких как Венский Университет (University of Vienna), Кельнский Университет (University of Cologne), ИРКАМ (Institut de Recherche et Coordination Acoustique/Musique), Стенфордский университет (Stanford University), Гарвардский университет (Harvard University), университет Беркли (Berkeley University), Центр цифровой музыки Университета Королевы Марии в Лондоне (Centre for Digital Music Queen Mary, University of London), Институт психологии Российской Академии наук, Санкт-Петербургский государственный Университет и другие) ведут интенсивные исследования в данной области, поскольку результаты, полученные в этом направлении, являются принципиально важными для решения глобальной проблемы "расшифровки слухового образа", что необходимо для дальнейшего развития аудиотехники, систем мультимедиа и других технологических направлений аудиовизуальных искусств.

В отечественном искусствоведении почти неизученной областью является исследование процессов эволюции в когнитивном понимании музыкального тембра, взаимосвязанных с современными психоакустическими исследованиями, в контексте задач звукорежиссуры.

Тем не менее, и в отечественных, и в зарубежных трудах, созданных на стыке психоакустики, музыкальной и когнитивной психологии, музыковедения и искусствоведения существует достаточно много принципиально важных для данной работы теоретических положений, гипотез, аналитических разработок и экспериментальных изысканий.

В числе научных исследований, сыгравших важную роль при подготовке материалов настоящей диссертации, особое значение представляют материалы докладов и публикаций, статьи и книги, созданные в рамках исследовательских программ IRCAM (Institut de Recherche et Coordination Acoustique/Musique), Всемирных Конгрессов и семинаров AES (Audio Engineering Society), исследований и экспериментов MARC (Musical Acoustics Research Centre Prague Music Faculty, Academy of Performing Arts in Prague), трудов Венского и Кельнского Университетов (University of Vienna, University of Cologne), разработок в области компьютерного анализа тембра и тембровых пространств, созданных в Центре цифровой музыки Университета Королевы Марии в Лондоне (Centre for Digital Music Queen Mary, University of London), трудов Института психологии Российской Академии наук (Москва).

Основой для анализа процессов эволюции в когнитивном понимании и восприятии музыкального тембра и основных тенденций в сфере работы с ним в области музыкальной звукорежиссуры, а также базой для формирования собственного экспериментального исследования, послужили зарубежные публикации, посвященные вопросам когнитивной и музыкальной психологии и искусствоведения, авторами которых являются Д. Грей [J. Grey], Ж. Бошамп [J. Beauchamp], С. Мак-Адамс [S. McAdams], Д. Вессел [D. Vessel], Т. Россинг [T. Rossing], Р. Кроудер [R. Crowder], К. Кадош [C. Cadoz], Р. Штрайхер [R. Streicher], Б. Мур [B. Moor], К. Ройтер [С. Reuter], Й. Блауерт [J. Blauert], Р. Кендалл [R. Kendall], Б. Костек [B. Kostek], Р. Пломп [R. Plomp ], С. Стивенс [S. Stevens], Я. Степанек [J. Stepanek.] и др. Основными источниками в отечественной научной литературе в области психоакустики и музыкальной акустики стали книги и статьи Н. Гарбузова, А. Володина, Ю. Теплова, Е. Назайкинского, Ю.Рагса, И. Алдошиной и труд «Музыкальная акустика», авторы И. Алдошина и Р. Приттс, Г. Орлова, Д. Кирнарской, диссертационные исследования А. Худякова, И. Шабуновой, В. Носуленко, М. Карасевой, В. Цытовича, Е. Русиновой, А. Тимошенко, Т. Ястремского, П. Игнатова, А. Папениной, А. Радвиловича, М. Карпеца, и др.

Кроме того, большое значение для рассмотрения основных аспектов практического применения научных знаний о природе тембра в звукорежиссерской деятельности исследования имели публикации зарубежных и отечественных звукорежиссеров, в числе которых Д. Гибсон, [D. Gibson], Б. Бьюик [B. Buik], Е. Элкин [E. Alkin], К. Кубат [K. Kubat], А. Нисбетт [A. Nisbett], Р. Штрайхер [R. Streicher], Ф. Рамси [F. Rumsey], Е. Авербах, В. Шарун, Р. Казарян, Л. Трахтенберг, В. Динов, А. Гросман, В. Бабушкин, И. Воскресенская, И. Вепринцев, В. Маньковский, В. Виноградов, А. Кравцов, И. Клюкин, П. Кондрашин, Ю. Козюренко, Б. Венгеровский, Ю. Закревский, Б. Урбанский, А. Соколов, С. Шугаль, В. Персов, Г. Франк и др.

Источники исследования:

- труды конференций, научная литература, связанная с тематикой диссертационного исследования (теория и история искусства, музыковедение, эстетика, психология и музыкальная терапия, музыкальная акустика, психоакустика, музыковедение, звукорежиссура);

-комьютерные базы данных, представляющие записи натуральных и синтезированных тембров из библиотеки семплов Centre for Digital Music Queen Mary, University of London;

- Системы компьютерного тембрового анализа «The Vamp audio analysis plugin system» и «Sonic Visualiser».

Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются научные труды по истории и теории искусства, эстетике, музыковедению, психологии искусства, психоакустике, звукорежиссуре. В частности:

- задачи и методы психоакустики и когнитивной психологии в контексте исследований физической природы тембра и тембрового восприятия (Д. Дейч [D. Deutsch], Ж. Риссе [J. Risset], А. Брегман [A. Bregman], С. МакАдамс [S. Mac Adams], Й. Блауерт [J. Blauert], Р. Кендалл [R. Kendall], Б. Костек [B. Kostek], Р. Пломп [R. Plomp], С. Стивенс [S. Stevens], Я. Степанек [J. Stepanek.], И. Алдошина, В. Носуленко, Е. Самойленко, и др.)

- психологические основы процессов художественного восприятия и художественные и эстетические взаимосвязи технологического прогресса с эволюцией музыкального искусства (Ю. Холопов, Г. Орлов, Е. Назайкинский, Д. Кирнарская, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Л. Дорфман, Л. Выготский, Г. Орлов, К. Разлогов, М. Старчеус, Г. Шпет, Ю. Лотман, Я. Иоскевич, И. Ямпольский, Р. Арнхейм [R. Arnheim], Т. Умемото [T. Umemoto] и др. )

- анализ процессов слухового восприятия музыкальных сигналов и их причинно-следственная связь с физической природой звука (В. Носуленко, А. Худяков, И. Алдошина, Р. Приттс [R. Pritts], Ю. Рагс, Д. Вессел [D. Wessel], Р. Пломп [R. Plomp], Д. Грей [J. Grey] и др.)

- понимание звукорежиссуры как синкретичной сферы творческой профессиональной деятельности (Р. Бьюик [P. Buik], Б. Балаш [B. Balázs], Р. Казарян, И. Вепринцев, П. Кондрашин, Н. Ефимова, Т. Егорова, В. Динов и др.)

Методы диссертационного исследования:

В данном исследовании использовались аналитические методы, применяемые в таких областях науки как искусствознание, музыковедение, психоакустика и когнитивная психология, теория композиции и инструментоведение, эстетика и философия искусства. В основу методологии экспериментального исследования легли семантический и вербальный анализ, методы современных экспериментальных психоакустических и психологических исследований; статистические методы обработки результатов экспериментов. В диссертационной работе были опосредованно применены компьютерные музыкальные технологии для формирования художественно-эстетической базы творческого процесса в искусстве звукорежиссуры в контексте работы с музыкальным тембром. К анализу избранного материала привлекались также некоторые методы, выработанные в смежных областях искусствоведческих и гуманитарных наук, среди которых — контекстуальный метод, выявляющий семантические процессы, которые сопровождают функционирование терминов в области тембровой оценки; сравнительно-исторический и сопоставительный подходы, позволяющие проследить эволюцию тембра в контексте развития музыкального языка в диахроническом и синхроническом срезах.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что на основе проведенного анализа основных тенденций в изучении тембра с психоакустических и психологических позиций и рассмотрения эволюции его роли в современной музыке был сформирован системный подход к исследованию музыкального тембра как категории искусствознания и определено его значение для практики музыкальной звукорежиссуры.

Кроме того, впервые в области отечественного искусствознания был представлен обзор наиболее актуальных тенденций в анализе, синтезе, морфинге и пространственной передаче тембра в контексте их технического и семантического значения для развития художественного языка и средств выразительности современной музыки и звукорежиссуры.

В диссертационном исследовании были впервые рассмотрены процессы создания психоакустических и вербально-семантических тембровых пространств и выявлено их практическое применение в компьютерных музыкальных технологиях, применяемых в звукорежиссуре, электронной музыке и других аудиовизуальных искусствах.

Впервые в искусствоведении была рассмотрена проблематика функциональности взаимосвязи художественного и технологического подхода в методологии звукорежиссерской работы с музыкальным тембром, с привлечением результатов ряда зарубежных и отечественных теоретических и экспериментальных исследований, дополненных выводами собственного экспериментального исследования, что позволило исследовать и конкретизировать три этапа в рассмотрении данной проблематики: историко-теоретический, экспериментально-практический и эстетико-когнитивный.

В данном исследовании были также описаны основные вехи эволюции когнитивного понимания тембра в науке и искусстве, взаимосвязь и взаимовлияние различных подходов к исследованию и практической работе с тембром, и определена новизна современных эстетических и технологических концепций в исследуемой области.

Практическая значимость работы.

В настоящем диссертационном исследовании определяются взаимосвязи звукорежиссуры в сфере работы с музыкальным тембром с музыкальным искусством, психоакустикой, психологией и рядом научно-технических дисциплин. В исследовании выявлены современные направления в изучении физической природы музыкального тембра, необходимые для максимально целостного понимания природы его многомерной структуры и механизмов тембрового восприятия, и формирования максимально эффективных методов работы с тембром в современной музыке и звукорежиссуре

Результаты проведенного в рамках исследования эксперимента представляют практическую ценность для специалистов и исследователей в области психоакустики, музыкальной и когнитивной психологии, преподавателей звукорежиссуры и смежных с ней дисциплин. Анализ проблематики в области работы с тембром, возникающей при сотрудничестве композитора и звукорежиссера, имеет практическое значение для обучения музыкальной звукорежиссуре и композиции.

Данные результаты и выводы, сформулированные на их основе, могут быть использованы в разработке учебно-методических пособий для формирования обучающего комплекса, направленного на изучение тембрового восприятия и его профессиональной специфики, а также стать основой для дальнейших исследований механизмов развития когнитивного тембрового анализа, что может способствовать повышению качества звукорежиссерской деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1) В настоящее время происходит формирование нового этапа в понимании музыкального тембра как категории искусствознания, обусловленное теоретическими и экспериментальными исследованиями в таких областях науки как психоакустика, когнитивная психология и музыкальное искусство.

2) Эффективной моделью для когнитивного анализа тембрового восприятия, создания и звукозаписи современных музыкальных композиций являются многомерные тембровые пространства. Они могут служить фундаментом для формирования современных художественных и технических концепций управления, контроля и видоизменения тембра, которые требуют владения объективными знаниями о природе и структуре тембрового пространства.

3) В области практического исследования тембрового восприятия музыкантов и звукорежиссеров одним из наиболее продуктивных методик является метод вербальных отчетов, который позволяет вплотную подойти к задаче создания единых общепринятых глоссариев вербальных описаний.

4) Существование определенной специфики тембрового восприятия у звукорежиссеров, проявляющейся в более тонкой корреляции субъективных оценок и объективных характеристик анализируемых тембров, по сравнению с музыкантами исполнителями и композиторами, необходимо учитывать как в совместной практической деятельности в процессе звукозаписи, так и в обучении звукорежиссеров.

5) Практическое значение современных исследований когнитивного восприятия и пространственной природы тембра и аналитическое представление тембра в психоакустических многомерных пространствах является основой формирования новых компьютерных технологий в сфере работы с тембром в современном музыкальном искусстве и звукорежиссуре. Цифровые технологии передачи и модификации тембра особенно значительно влияют на возникновение новейших тенденций в развитии художественного языка и средств выразительности музыкальной звукорежиссуры.

6) Применение психоакустических знаний о тембре чрезвычайно важно для развития ряда направлений в музыкальном и аудиовизуальном искусстве, таких как:

  • развитие систем аурализации в сторону многомодальности, с учетом взаимовлияния различных типов информации;

  • создание систем виртуальной реальности, с разработкой расширенной интерактивности;

  • развитие наиболее достоверных пространственных систем звукозаписи и методов их субъективных оценок;

  • синтез музыкальных тембров и создания непрерывных синтезаторов на основе морфинга;

  • разработка интеллектуальных систем автоматического распознавания музыкальных программ по различным критериям и совершенствование стандартов MPEG-7;

  • создание системы автоматического распознавания тембров.

7) Динамичное развитие современных методов работы с тембром является феноменом, характерным для нового этапа эволюции эстетики и технологий современного искусства звукорежиссуры.

Апробация работы. Проблематика и основные положения данного диссертационного исследования прошли апробацию в различных формах: в лекциях и семинарах для студентов кафедры музыкальной звукорежиссуры СПбГУП, проведенных по дисциплинам «Звукорежиссура кино и телевидения», «Слуховой анализ», «Аудиовизуальное искусство», «Электронная и компьютерная музыка», «Электронная музыка и электромузыкальные инструменты», «Музыкальная драматургия», «История музыки», «Анализ музыки и полифония» (2006-2011г.); в шести докладах на научных конференциях в СПБГУП и Российском Институте Истории Искусств 2006-2010гг; в докладе и статье, написанных для конференции “Vienna talk” “The history of electro-musical instruments in Russia in the first half of the twentieth century”, проведенной в 2010 в Вене, Австрия; в презентации проекта диссертации на конференции JJCAAS, проведенной для молодых ученых в области музыкальной акустики в IRCAM в Париже (Франция) в 2010; в тренингах по музыкальной терапии, проведенных в Институте социальной деятельности и психологии, Санкт-Петербург, сентябрь-декабрь 2010; в экспериментах, проведенных на базе СПбГУП, Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова; в выступлениях на собраниях Общества детских неврологов ассоциации неврологов Санкт-Петербурга в СПБ МАПО (2008, 2009 гг.); в практической деятельности в качестве звукорежиссера Спб Государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (2005-2007); в практической деятельности в качестве композитора (2005-2011); и научных статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (400 наименований, в т.ч. 280 на иностранных языках (английский, французский, немецкий, чешский) и пяти приложений:

- примеры аналитических моделей, представляющих многомерные тембровые пространства;

- описание структуры проведенного в рамках данной работы эксперимента, схемы и комментарии, отражающие обобщенные данные, полученные в результате проведенных прослушиваний;

- вербальный глоссарий тембровых описаний на английском, французском и русском языках, в том числе отдельный глоссарий оценок, предложенных реципиентами в ходе самостоятельно проведенного эксперимента;

- краткий анализ четырех аудиопримеров из произведения Ж. Риссе [J. Risset] «Юг» («Sud») (1985);

- иллюстрации, демонстрирующие механизм тембрового анализа с помощью «Sonic Visualiser» и ряда плагинов «The Vamp audio analysis plugin».

Общий объем диссертации 196 страниц



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Список участников прошедших заочный тур открытой международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «образование наука профессия»

    Исследование
    ... энергоэкономичности автомобильного кондиционирования и климатконтроля 7 Михайленко ЕкатеринаАлександровна Тамбов Аграрный колледж 3 курс Адоньева ... Биология Аквариумное хозяйство в кабинете биологии Давиденкова Елена Сергеевна Кротовская СОШ, 10 ...
  2. Список участников прошедших в очный тур открытой международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «образование наука профессия»

    Программа
    ... Жизнь языка в баснях Крылова Давиденкова Елена Кротовская СОШ, 9 класс ... Детская беспризорность в России Спиридонова ЕкатеринаАлександровна СОШ № 6, 10 класс ... в современном мире Борова ЕкатеринаАлександровна Кириллова Мария Петровна Подбельская ...
  3. Новые поступления в библиотеку (2)

    Исследование
    ... (СПб.), кафедра невропатологии им. С. Н. Давиденкова. - СПб. : б. и., 2010. ... 14. Воркушина, Анна Александровна. Клинические и ультразвуковые характеристики ... анл(1) 18. Гусельникова, ЕкатеринаАлександровна. Пролиферативная активность эпителия кишечника ...
  4. Суховей Воспоминания генетика (1 часть)

    Книга
    ... пансионате: дочь Зернова — Екатерина Сергеевна Зернова и жена Зелинского ... отношений с женщинами. Елена Александровна Тимофеева-Ресовская, познакомившись с ... -Вережникова и Майского — противников Давиденкова — наконец получены. Вполне отрицательные ...
  5. Победители окружного этапа направленные для участия в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников 2010-2011 учебного года

    Документ
    ... 1 Сухоносова Наталья Васильевна Давиденкова Елена Сергеевна 10 МОУ ... 1 Сухоносова Наталья Васильевна Давиденкова Елена Сергеевна 10 МОУ Кротовская ... Екатерина Валерьевна 9 МОУ Виловатовская СОШ 2 Саблина Галина Владимировна Фролова Анна Александровна ...

Другие похожие документы..