textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


Примерная

основная образовательная программа

среднего профессионального образования

по специальности

073101 Инструментальное исполнительство

(по видам инструментов)

Москва 2011

Материал настоящего издания подготовлен:

Н.В.Солдатиковой, заместителем директора ФГОУ СПО «Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского»;

Т.Е.Форшток, заместителем директора ГОУ СПО «Нижегородский музыкальный колледж имени М.А.Балакирева»;

Л.А.Красноокой, заместителем директора ГОУ СПО «Вологодский областной музыкальный колледж».

Составитель: Н.В.Солдатикова.

Главный редактор: А.О.Аракелова, заместитель директора Департамента науки и образования Минкультуры России, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации;

Технический редактор: С.С.Голубенко, заместитель начальника Отдела художественного образования Департамента науки и образования Минкультуры России;

Рецензент: В.Я.Юмашин, проректор по УМО Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат философских наук.

1. Общие положения

    1. Определение

Примерная основная образовательная программа среднего профессионального образования (ПООП СПО) по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) является системой учебно-методических документов, сформированной на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по данной специальности и рекомендуемой средним профессиональным учебным заведениям (далее – учебным заведениям) для использования при разработке основной образовательной программы (ООП) среднего профессионального образования по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) в части:

  • компетентностно-квалификационной характеристики выпускника;

  • содержания и организации образовательного процесса;

  • ресурсного обеспечения реализации основной профессиональной образовательной программы;

  • государственной (итоговой) аттестации выпускников.

1.2. Цель разработки ПООП СПО по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

Целью разработки примерной основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС СПО по данной специальности, а также создание рекомендаций учебным заведениям для разработки основной образовательной программы по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов).

1.3. Характеристика ОПОП СПО по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

В Российской Федерации по данной специальности реализуется основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования углубленной подготовки, освоение которой позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификации, соответствующие виду инструментов основной образовательной программы.

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основной профессиональной образовательной программы (в часах) для очной формы обучения и соответствующие квалификации приведены в таблице 1:

Сроки, трудоемкость освоения ОПОП и квалификации выпускников

по видам инструментов

Таблица 1

Наименование

ОПОП

Квалификации

Нормативный

срок освоения ОПОП

Трудоемкость

(в часах)1

Код в соответствии

с принятой классификацией ОПОП

Наименование

Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

52

3 года 10 месяцев

7722

Фортепиано

Артист, преподаватель, концертмейстер

Оркестровые струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас (возможно арфа)

Артист, преподаватель

Оркестровые духовые и ударные инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон (возможно туба, тенор, баритон, саксофон), ударные инструменты)

Артист, преподаватель

Инструменты народного оркестра (домра, балалайка, баян, аккордеон, гитара (возможно гусли, гармонь)

Артист, преподаватель, концертмейстер

Орган

Артист, преподаватель, концертмейстер

Национальные инструменты народов России

Артист, преподаватель,

концертмейстер

При приеме на ОПОП учебное заведение проводит вступительные испытания творческой направленности.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

2.1. Область профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников: музыкально-инструментальное исполнительство; музыкальная педагогика в детских школах искусств, детских музыкальных школах и других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО; организация и проведение концертов и прочих сценических выступлений, музыкальное руководство творческими коллективами.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

музыкальные произведения разных эпох и стилей;

музыкальные инструменты;

творческие коллективы;

детские школы искусств, детские музыкальные школы и другие учреждения дополнительного образования, общеобразовательные учреждения, учреждения СПО;

образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;

слушатели и зрители театров и концертных залов;

театральные и концертные организации;

учреждения культуры, образования.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускников

Исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста оркестра, ансамбля, концертмейстера, солиста на различных сценических площадках).

Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).

3. Требования к результатам освоения ОПОП

На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Исполнительская деятельность

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно овладевать сольным, оркестровым и ансамблевым репертуаром.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

Педагогическая деятельность

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в Детских школах искусств и Детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

4. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса

4.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график должен соответствовать положениям ФГОС СПО и содержанию учебного плана в части соблюдения продолжительности семестров, промежуточных аттестаций (зачетно-экзаменационных сессий), практик, каникулярного времени (Приложение 1).

4.2. Примерный учебный план

Примерный учебный план, составленный по циклам дисциплин, включает базовую и вариативную части, перечень дисциплин, междисциплинарные курсы, их трудоемкость и последовательность изучения, а также разделы практик. При формировании учебным заведением «Вариативной части» учебного плана необходимо руководствоваться целями и задачами настоящего ФГОС СПО, также компетенциями выпускника, указанными в ФГОС СПО.

Формирование учебным заведением цикла «Вариативная часть» и введение в разделы практики аудиторных занятий должно основываться на исторических традициях в подготовке профессиональных кадров в области музыкального искусства, а также расширении компетенций выпускника, связанных с потребностями рынка труда и запросами обучающихся. При этом учебное заведение должен учитывать имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда преподавательского состава (Приложение 2).

4.3. Аннотации к примерным программам учебных дисциплин, практик, МДК

Аннотации представлены к примерным программам учебных дисциплин, практик и МДК базовой части ФГОС CПО. Аннотации позволяют получить представление о структуре и содержании самих примерных программ (Приложение 3).

5. Ресурсное основной профессиональной образовательной программы

Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам, видам практик.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основной профессиональной образовательной программы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин, междисциплинарных курсов видов основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, учреждениями и организациями культуры, а также доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Образовательное учреждение должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, практической, творческой работы обучающихся, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

При выполнении обучающимися практических занятий в качестве обязательного компонента необходимо включать практические задания с использованием персональных компьютеров.

Минимально необходимый для реализации ПООП перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя следующее:

Кабинеты:

русского языка и литературы;

математики и информатики;

истории, географии и обществознания;

гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

мировой художественной культуры;

музыкально-теоретических дисциплин;

музыкальной литературы.

Учебные классы:

для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

для проведения оркестровых и ансамблевых занятий со специализированным оборудованием;

для занятий по междисциплинарному курсу «Дирижирование и чтение оркестровых партитур», оснащенные зеркалами и двумя роялями.

Спортивный комплекс:

спортивный зал с тренажерами и спортивным инвентарем.

Залы:

концертный зал от 100 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием, а также, при реализации ПООП по виду инструментов «Орган» – органом;

малый концертный зал от 30 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием, а также, при реализации ПООП по виду инструментов «Орган» – учебным органом;

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

помещения для работы со специализированными материалами и их хранения (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал).

Для проведения занятий с обучающимися, осваивающими ОПОП по виду инструментов «Фортепиано», учебные аудитории для индивидуальных занятий должны быть оснащены роялями. При этом площадь учебной аудитории должна составлять не менее 18 кв.м.

Для проведения занятий с обучающимися, осваивающими ОПОП по видам инструментов «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Национальные инструменты народов России», учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 12 кв.м.

Кроме того, образовательное учреждение должно быть оснащено следующими музыкальными инструментами:

по виду «Оркестровые струнные инструменты» – комплектом оркестровых струнных инструментов, пультами;

по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты» – комплектом оркестровых духовых и ударных инструментов, пультами;

по виду «Инструменты народного оркестра» – комплектом инструментов народного оркестра, пультами;

по виду «Национальные инструменты народов России» – музыкальными инструментами согласно разрабатываемой учебным заведением ООП.

Для проведения занятий по дисциплине «Музыкальная информатика» образовательное учреждение должно располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.

При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

В образовательном учреждении должны быть обеспечены условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта всех музыкальных инструментов, находящихся на его балансе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности

    Основная образовательная программа
    Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммасреднегопрофессиональногообразованияпоспециальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Москва 2011 Материал ...
  2. Примерная основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности (1)

    Основная образовательная программа
    Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммасреднегопрофессиональногообразованияпоспециальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Москва 2011 Материал ...
  3. Примерная основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности (3)

    Основная образовательная программа
    ... Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммасреднегопрофессиональногообразованияпоспециальности ... 1.1. Определение Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммасреднегопрофессиональногообразования (ПООП СПО) поспециальности 073002 Теория ...
  4. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования

    Программа
    ... ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙПРОФЕССИОНАЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ………………………………………………………… …….22 АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ…………... ……24 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Основнаяобразовательнаяпрограммасреднегопрофессиональногообразованияпоспециальности ...
  5. Профессионально-образовательная программа среднего профессионального образования

    Документ
    ... РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫСПЕЦИАЛЬНОСТИ 230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления 4.1.1. Основнаяобразовательнаяпрограммасреднегопрофессиональногообразованияпоспециальности 030503 Правоведение ...

Другие похожие документы..