Главная > Документ


Концепция.
Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе

Медушевский В.В.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

1. СИТУАЦИЯ

Педагогика осуществляет себя ныне в ситуации углубляющегося глобального системного кризиса человечества (загрязнение среды, прогресс болезней, преступности, наркомании, etc.), в корне которого - кризис духовно-нравственных начал. В нашей стране мировой кризис усугублен отказом от аксиом бытия - распадом высших мотиваций жизни. Грандиозный погром духовности вынуждает начать обоснование концепции образования с азов.

а) Развал страны начинается с развала душ. Мириадами способов доказывается этот закон бытия; о нем свидетельствует вся мировая история. (А принявшие вид наивности по-прежнему ставят внешнее впереди внутреннего, хотя определено Вышней мудростью: ";каков делатель, таково и дело"; - 3 Ездр.9:17).

б) Развал душ начинается с развала смысла жизни, пробуждающего духовную энергию и мужество, ставящего моральные границы, через которые не может переступить человек, не уничтожив себя, как существо совестливое, духовно-нравственное. Потеря главного оправдания жизни, отличающего человека от скотины, потеря, равнозначная его духовно-нравственной деградации (это не ругань - вещи нужно называть своими именами!), делает его открытым для принятия многовидного современного зла - вплоть до соблазна всеобщей продажности, измены будущему детей и страны. О смертельной опасности предупреждал еще Карамзин: ";Демократы, либералисты хотят нового беспорядка: ибо надеются им воспользоваться для своих личных выгод"; [1].

Воскрыляющую силу жизни называют ныне идеалом, вяло мысля его в отдалении, как нечто красивое, подобно журавлю в небе, но без чего можно и прожить (";Обществу...нужны идеалы, но только не нужно пытаться претворить их в жизнь"; - Ю. Лотман). Нет, нужно мыслить ее, эту силу, глубже: как цель, укорененную в предмете в качестве условия его полнобытия. Так полагали святые отцы. Еще и Аристотель (видимо, присмотревшись к смыслу своего имени - ";благой конец";), называл эту сокровенную силу энтелехией (";вцеленностью";): целью, присутствующей в сердцевине вещи как ее суть. В человеке это дух, потаенно знающий о небесной красоте, истине, любви и потому ищущий высшей жизни, о приближении или удалении от нее оповещаемый совестью, - верующие определяют ее, неподкупную, как глас

Божий в человеке. В чистой совести тяготение к небу звучит ясно и сильно. Святое вдохновение жизни Жуковский называл ";верою в великое и прекрасное, вдруг объемлющее душу"; [2].

Пока все конфузливо делают вид, будто не понимают, где истинный центр жизни, другие люди, прекрасно это знающие, целенаправленно растлевают его, дабы развалить страну. Небольшие затраты, направленные на подкуп, на протаскивание убийственных программ растления, эффективнее атомных бомб. Утратившие великий смысл жизни, обмельчавшие люди не могут не покупаться и не продаваться. Ради удобств плотского самоутверждения в жизни предают детей. Предательство смысла, бессовестность и есть первоначало и существо всякого кризиса.

в) Меж тем развал душ не потому только плох, что поражает страну и жизнь в ней. Душа самоценна; она - главное содержание жизни. Не человек для вещей, но все внешнее - для души. ";Какая польза человеку,' если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?"; (Мф. 16:26). ";Дом человек построит, а сам расстроится. Кто ж в доме жить будет?"; - размышляет герой ";Котлована"; Андрея Платонова. Расстройство ума хозяина на руку тем, кто не прочь завладеть его домом.

г) Растление души, начавшись с корня, с духовного ее повреждения, продолжается в извращении внутренних ее сущностных сил, отпадающих от принципа онтологизма (укорененности их в Сущем).

Ум, извергнувшись из состояния смирения пред истиной,.впадает в самоверие, а на истину посматривает свысока (сопоставим с мыслью Платона, доказывавшего, что вложенная в нас любовь к истине превосходит все человеческие устремления: ";всякий человек предпочел бы стать скорее несчастным, чем безумным";). Вера в свой ум, а не в истину над ним, - начало слепоты, безумия и невменяемости человека и человечества. Богоподобная способность самосознания заменена самомнением. Себя считает теперь человек мерилом жизни.

Сердце, выйдя из состояния покорности добру, любви и красоте, меняет основание ума: логику чистоты и любви заменяет логикой корысти, нечистоты, злобы, ненависти, - так человек сходит с ума Божия на ум дьявольский. Расстроившаяся мотивационная система руководствуется низменным. Население страны, принявшее скотское восприятие жизни, уже не только никогда не даст гениев, подобных Ломоносову, Рахманинову, Достоевскому, но, утратив великий дар государственного само-стояния в мире, превратится из народа в бессмысленное стадо, погоняемое извне. (Народ, по определению св. Григория Богослова, есть собрание богочтителей. ";Некогда не народ, а ныне народ Божий";, - определяет Библия). Сердце слепо верит, будто счастье тождественно исполнению желаний. Даже язычники знали, что это не так. ";Хитрые и наглые обманщики утверждают: человек счастлив, когда удовлетворяются его желания. Это ложь";, - писал Цицерон, указывая на тяжкие последствия исполнившихся преступных желаний. ";Не к добру людям исполнение их желаний";, - замечает Гераклит. И еще: ";С сердцем бороться тяжело, ибо чего оно хочет, то покупает ценой души"; [3]. В нараставшем удалении от должного (благого, совершенного, справедливого, прекрасного) распоясавшиеся желания мрачно погоняют человека, и он сдался им (сердцу, дескать, не прикажешь), перестал их остерегаться.

Воля, как царственная сила, способная покорять низшие стремления высшему, как способность духовно-нравственного усилия, рождающаяся на острие веры, действующей любовью, - сведена до нуля. Дурной ум принял за волю то, что всегда почиталось безволием; именно - остервенение упрямства и истерику душ, свирепо вцепившихся в своемыслие. Рост неврастении, ожесточенной преступности сердца, наркомании и прочих душевных расстройств в человечестве - прямое свидетельство его духовно-нравственной деградации. И вот уж несется над землей унылый вопль изуверившейся, запутавшейся души: ";Человек есть бесполезная страсть!"; (Сартр). Мужественнее и честнее сказать по-другому: ";Человек, призванный стать богом по благодати, сам низвел себя до смертоносной страсти";. Если, по определению святых, мужество есть твердость стояния в Истине, то невротичность современного человечества - расплата за безумную жажду удовольствий и утверждения в самости.

Невротик, мрачно мня себя героем, подобно застенчиво-робкому в жизни Ницше, отвергает истинную силу. Над главным проявлением силы - кротостью, способной вязать могучими узами гнев и гневные фантазии, гноем истекающие в жизнь, - глумится, почитая ее слабостью. А ведь ";кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется"; (св. Иоанн Лествичник). По мысли преп. Ефрема Сирина, это сила, предотвращающая озверение общества: свирепеющий ";и собственного зла сдержать не может";, а кроткий ";удерживает и чужое; тот и самим собой владеть не может, а этот обуздывает и другого";... ";Кроток тот, кто может переносить нанесенное ему самому оскорбление, но защищает несправедливо обиженных и сильно восстает против обижающих";. ";Кроткий, если и обижен, радуется, если и оскорблен, благодарит: гневных укрощает любовью; принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижении радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине, всякому начальству покорен, на всякое дело готов, во всем заслуживает одобрения.... О блаженное богатство - кротость!"; [4]

Все силы души, разобщенные меж собой отлученностью от чистейшего источника жизни, от красоты, истины, святости, отрешенные от добродетелей и предавшиеся злу, приходят в расстройство, становятся негодными, и не могут исцелиться сами собою. Таких ли негодников воспитывать школе?

2. ВЫХОД ИЗ ТУПИКА

Говорят: ";история учит";, ";опыт истории";. Бесконечен он, опыт падений народов, исходов из кризиса и возлетов в покаянии. Умный не пренебрежет им.

Присмотримся к поучительной истории блаженного Августина (354-430). После проповеди св. Амвросия молнией пронзила его мысль: сколь глупо ругал он православие. Тогда, пишет он, ";я и покраснел от стыда и обрадовался, что столько лет лаял не на Православную Церковь, а на выдумки плотского воображения";. ";Мне надлежало стучаться и предлагать вопросы, как об этом следует думать, а не дерзко утверждать, будто вот так именно и думают...я болтал с детским воодушевлением и недомыслием... я слепо накидывался на Православную Церковь... я изобличал мнимые мысли святых Твоих, мысливших на самом деле вовсе не так"; [5].

Великий урок! Вот так ругатели истины, ";злословя то, чего не понимают"; (2 Пет. 2:12), на деле облаивают собственную глупость и невежество! Покаявшегося ругателя Августина высоко вознес Бог, поставив в учители церкви.

Бич современности - нераскаянное духовное невежество, любующееся собой в извержении из себя пошлейших интерпретаций жизни.

";Коренное неведение";, по мысли св. Василия Великого, не исправится и мириадами частностей.

Что знает ныне народ Российский, всегда жаждавший смысла, о самом главном в жизни? Ведает ли сердцем о силе, которая возвела - в соответствии с древним пророчеством - страну от крохотных разрозненных племен к могучему единству, дав внутренний простор соборной душе, вместившей в себя любовью вечность, тысячекратно умножила население, соответственно широте души раздвинув и территорию (шестая часть суши!), так что стояла Русь неколебимо на двух континентах, доколе не растоптала веру? Разумеет ли о силе, воздвигшей христианскую культуру, неземной высоте и красоте которой не смог противиться мир? Догадывается ли, что и мирские сферы культуры послужили всемирному триумфу христианства, впервые в истории приняв на себя величайшую, неслыханно новую миссию - ассистировать Церкви, стать приуготовительной проповедью красоты и истины на паперти? Знает ли русский народ - не книжно, а сердцем! - имя этой нежной безграничной силы, победно разлившейся в мире, а особенно в родной его культуре, паче же всего в Божественной литургии, имя, которое есть небесная любовь? Если знает до готовности отдать за нее жизнь, - то он и русский, и народ. Только где это знание в настоящее болезненное время? Подозревает ли Россия и о вирусе лжи, который через всепобеждающую красоту христианской культуры тоже вышел на мировую арену, дабы покорять себе и другие, нехристианские народы, - в осуществление пророчества Библии о тайне беззакония, как всемирном процессе?

Если не знает о главном, - то в чем тогда вообще знание? Если не ведает о силе, возводящей великую культуру, - то разумеет ли ее саму, ее существо? Духовное невежество есть свидетельство глубочайшей антикультурности современного человека.

Чему учит и образовательная школа? Не растлительному ли ";коренному неведению"; - не антикультуре ли? Антикультурная масскультура через помрачение умов подчинила себе и ее, призванную раскрывать вдохновение культуры и способствовать образованию человека, а не циника. Педагогика, не способная к тому, противящаяся главной задаче, есть антипедагогика растления, явление антикультуры. Выход из тупика - чрез осознание падения. Когда народ признает себя негодным в свете требований истины, тогда вызволит она его из неволи помрачения и из внешней неволи.

Как это сделать? Где взять архимедов рычаг и точку опоры? России есть на что опереться!

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ИСТОКИ, ОСНОВЫ

1.ТРАДИЦИЯ

Великое это слово, обмельчавшее во времена навязанного невежества! Исходно - церковное. Пришло в наш язык в XIX веке. Этимологически и исторически означает Предание. Начало Предания - в Таинственной жизни Троицы. ";Все предано Мне Отцем Моим..."; (Мф. 11:27). ";Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною"; (Ин. 6:57). Священное Предание есть передача людям веры - полноты Божественной жизни, передача бессмертия в таинствах Церкви, причастие тварного естества человека нетварному естеству Божескому (ср.: 2 Пет. 1:4). Отсюда неумирающая новизна преображенной жизни и небывалого бытия: ";кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое"; (2 Кор. 5:17).

Традиция неосуществима без преображения человека. Преображенный же, возносится он в таинственную жизнь Троической любви, становясь сыном Божиим по благодати. Передача великого дара веры требует подвига и от передающего. ";Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием"; (1 Кор. 4:15) - такой необычный глагол выбирает апостол. И о Церкви сказано: ";И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала отболей и мук рождения"; (Откр. 12:1-2).

Традиции божественной жизни противостоит антитрадиция смерти. Ее начальник - дьявол (";И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог...?"; - Быт. 3:1. Клевета дьявола положила начало цинизму скепсиса и неверия). Древняя апостасия (массовое впадение в язычество) была предательством откровений рая. Новая - отвержением домостроительства Божьей благодати, тайны Боговоплощения, возможности спасения в вечной жизни с Богом. Рубежные даты в истории западной апостасии связаны с отпадением от первоначального вселенского православия католичества, затем протестантизма. Святая Русь положила верность Православию в основание бытия.

Великая традиция лучится неумирающей новизной. Человечество стареет, отходя от нее, ибо увязает тогда в антитрадиции смерти. Возвратись, страна, на стезю традиции - и ";обновится яко орля юность твоя"; (Пс. 102:5)! Откуда прибывающая сила и свежесть? - Да ";разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся"; (Ис. 40:28-31). ";Государство, целью развития которого является христианский недосягаемый идеал, (...) обладает вечною силою обновления, какой обладает слово Спасителя";, - писал выдающийся педагог Ушинский [6].

Формула оскудевшего без Бога человека: ";традиции и новаторство";, размноженная в тысячах публикаций советского времени, союзом ";и"; разделяет неразделимое. На самом деле животворящую традицию (юнеющую Духом Святым, вливающим в сердце жизнь огненную, преизбыточествующую, небывалую, неслыханную, божественную) смешно пытаться обновлять человеческими средствами. Надеяться на новаторское обновление антитрадиции вечной смерти еще нелепее, ибо в смерти, как в вечном псевдобытии без Бога, - нескончаемая безысходность, узы тьмы, томление и мука; конец ";работы адовой на земле";, ";тайны беззакония"; - в геенне. Геенну ли именовать новаторством?

2. ИСТОРИЯ

Ключ к ней - отношение человечества к традиции. Бесконечно возвышаясь над примитивно-человеческим представлением о линейной однонаправленности истории, Слово Божие открывает нам фундаментальную ее неоднородность. Чрез каждую точку физического времени истории, чрез дни и столетия, пробиваются два невидимых потока, две незримых истории - пшеницы и плевел (Мф. 13:25-30, 36-43); история домостроительства Божией благодати (Еф.3:2; Еф. 3:9, Кол. 1:25) - и история апостасии, отступления от Бога, тайны беззакония (2 Фес.2:3,7). Последняя имеет свою мнимую кульминацию - торжественный приход и мировое воцарение гения-беззаконника; за ней последует истинная вершина истории - второе пришествие Господа во славе. Оба сокровенных потока, восходящий и нисходящий, встретятся на страшном Суде, чтобы далее разойтись навечно.

3. КУЛЬТУРА, горение традиции Понятие культуры соотносительно с понятием традиции-, это человеческое стремление и готовность приять дар высшей Божественной жизни.

Традиция - семя, культура - почва сердца, которая должна быть не каменистой, но приуготовленной и увлажненной, дабы семя, проросши, дало плод. Бог дарит небывалую жизнь только богозданной свободе человека, никогда не насилуя ее, неприкосновенную, ибо это противоречило бы последней цели творения - обожению человека, а с ним и всего мира по благодати. Вечной, ниспосылаемой свыше новизне традиции отвечает жажда света и бесконечной высоты совершенства, составляющая нерв культуры.

Заповедь культуры - возделывания рая (Быт.2:15) - изошла из уст Божиих (конечно же, не на латинском языке, а на особом, небесном). Культура по латыни - ";возделывание"; (и греческие отцы Церкви писали о Георгии, ";землевозделывании"; души). Возделывание души благодатью Божией для Царства Небесного - эта цель бесконечно превосходит самые отчаянные мечтания светской культуры и является для нее абсолютным мерилом и ориентиром. Есть в Библии и прямо противоположное употребление понятия возделывания, которое да служит нам предостережением: ";Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи"; (Осия 10:13). Возделывание рая или ада - альтернатива, которая всегда стояла и ныне стоит пред человечеством.

Культура - не истина, но показатель того, как усвоена истина и красота Божия человечеством. Подобно солнечным лучам, пропитывающим атмосферу сиянием, свет Солнца Правды - Христа (Мал. 4:2) озаряет изнутри культуру. А сам он, неотмирный, - выше и культуры, и мира.

Нечувствие света рождает в духовно-невежественном сознании установку культуроверия. Верящий в культуру как в автономную сущность лишен возможности увидеть ее и свое почернение (из-за порочного круга: вкушающий чернеющую культуру чернеет сам, а испарения чернеющих душ конденсируются в чернеющую культуру). Оторвавшееся от бытия и ставшее мечтанием самоверие культуры и традицию понимает так же и отождествляет с собой.

Мыслящему же онтологично (бытийственно) даруется ясное видение: как традиции жизни противостоит антитрадиция смерти, так культуре рая - антикультура ада. Ее интенсивность определяется глубиной погружения общества во мрак безумия, дьявольского лукавства, безобразия и злобы.

Различие и сущностное единство церковной и светской сфер культуры. Их разделение естественно вытекает из неоднородности заповеданной человеку деятельности. Святые отцы различали дело (спасение души в вечности) и поделие (прочие дела). При первостепенной важности первого не уничижается и второе. ";Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего"; (Сирах. 7:15). Ветхозаветный храм украшался под непосредственным Божиим руководством, - но благословлен и домашний труд: прядение одежды, ткание ковров и покрывал, делание поясов, наблюдение за хозяйством (Притч.31-29). Благословлено познание красоты тварного мира, прославляющее Творца: ";в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания. Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего"; (Прем. 7:16-21).

Ошибка западного гуманизма состояла в идее паритетности сфер культуры, которые на самом деле соотносятся как сердцевина и периферия. Тем самым нарушена заповедь: ";Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам"; (Мф. 6:33). Первоочередное искание остального и прочего с каждым веком все решительнее искажало жизнь, в то время на Руси совестливое искание истины составило сокровенную смысловую глубину ее культуры.

Дело Церкви - спасение людей. Эта цель превышает возможности светского искусства или науки, исследующей устроение видимого мира и жизнь в нем, и в этом смысле они не встают в один ряд с церковной жизнью. Читают ли отрывки из научных трудов в храме вместо Евангелия, поют ли романсы? Это абсурдно, ибо это часть светской (внехрамовой) культуры и ее духовно-нравственная функция в обществе не выходит за рамки приуготовительной проповеди на паперти (однако этой апологетической богостремительной функцией не следует пренебрегать).

В Церкви действует спасающая благодать. В храм идут за близостью Богу. Напитавшиеся светом должны подтвердить полученные в таинствах дары во всех сторонах и проявлениях жизни - светской, внехрамовой жизни, будь то сфера государственного управления, экономики, науки или искусства.

Отсюда - естественное требование единства двух областей культуры. ";Связь с высшим миром Бытия, истины и любви должна пройти через все отношения людей и народов. Войти в рояль музыканта, в лабораторию ученого, в тетрадь писателя, в интуицию врача, в руку сеятеля... По холодной проволоке материальных отношений мира должно пробежать тепло жизни"; [7].

Такое дивное согласие мы видим в русском народе на вершине его исторического восхождения: одновременно рождались два высших достижения народной культуры (напомним определение св. Григория Богослова: народ есть собрание богочтителей): знаменный распев в Церкви и ";светская"; протяжная народная песня, поражающая серьезностью и целомудрием. На эти два столпа впоследствии опиралась профессиональная русская музыка XIX века. Содружество церковной и светской ветвей культуры в известной мере есть и на Западе. Начавшееся вслед за повреждением веры расцерковление светской культуры послужило причиной ее потемнения.

Самосознание культуры. Великий дар самосознания"; его фальшивая подделка, самомнение, продолжают себя в культуре общества. Как человек в умном свете Истины ясно видит и окружающее, и себя, видящего, и само Солнце Правды, а во тьме не видит ни Солнца Правды, ни фактов, ни себя невидящего, - так и общество.

Истолкованием своей культуры и жизни (верным или лживым) общество занимается непрестанно.

Самосознание, самоистолкование культуры есть ее вершина, средоточие, квинтэссенция. Тем страшнее, когда в сердцевину культуры пробирается вирус циничной антикультуры. Безнравственными истолкованиями темнит он живительную чистую атмосферу истинной культуры, пронизанную светом, отнимает ее силы, оскверняет святость, обрезает крылья вдохновения. Острие клеветы направлено против силы, возведшей великую культуру, - против веры: ситуация ";свиньи под дубом"; по замечательной басне Крылова. О том же пророчески предупреждали и все люди истинной культуры. ";Мы безумно подкопали бы корень векового растения и рассыпались бы потом сами, как рассыпаются листья с иссохшего дерева";, - писал Ушинский (1824-1870) [8].

Завеса будущего премудро сокрыта от людей, но приоткрывается по чистоте сердца. Высшее непостижимо для низшего, а плоды его заметны. Наблюдение над степенью точности провидения будущего позволяет вывести закон: мера ясности исторического зрения людей прямо пропорциональна степени их воцерковленности - возьмем ли мы переписку Короленко и ослепленного революцией Горького, или ответ Гоголя на письмо Белинского, или десятки иных примеров. Степень ясности прозрения у русских авторов достигала поразительных ступеней. Жуковский писал, что революция не остановится, доколе не обойдет всего мира. Пророчества Достоевского не перестают сбываться вот уже 130 лет, а многие из них - еще впереди.

Социализм, предупреждал великий писатель, - не главная и не последняя цель русской революции, которая изменит облик мира и потребует от русского народа сто миллионов голов. И.А. Ильин, скончавшийся в 1954 году, описал процессы постбольшевистского разложения страны с такой детализированностью, что его описаниями ныне пользуются как путеводителем по перестройке. Святые же, провидя будущее, и приближали его. Слушались их князья - страна укрепляла само-стояние в мире. Послушался царь Иван Калита св. митрополита Петра, построил в крохотной деревеньке на реке-Москве ";храм, достойный Богородицы";, - и тут же начало сбываться его пророчество, то самое, которое советские школьники изучали в главе учебника истории, так и называвшейся: ";Процесс возвышения Москвы";, не подозревая о небесном вспоможении. Своеволие же погружало страну в пучины кризисов. Творческое предварение света будущего - ив художественной культуре. Чайковский писал о музыке Глинки: в ней, как дуб в желуде, - вся последующая русская музыка. Какая сила заключила будущее в желудь настоящего? Ее скрыли, умолчали о детстве Глинки, знавшего только дом и храм, о его стремлении привести музыкальный язык в соответствие с духом старинных церковных напевов, утаили о дружбе композитора со святым Игнатием (Брянчаниновым). А напрасно ли Достоевский жил в Оптиной в окружении святых?

Закон адекватного познания требует соответствия метода и предмета. Метод, по мысли митрополита Амфилохия, есть свойство истины. ";К Истине нельзя прийти ложным путем, но только тем, который согласуется с ней, который освящен и исполнен ею <...> В ее собственном свете открывается настоящий путь к ней - недоступной"; [9]. Если культура воскрылена светом традиции, то и познание должно быть устремлено к раскрытию этого света. Если же тьма претендует на познание света, то это и антикультурно, и антинаучно, и просто абсурдно.

Сами великие художники руководствовались правильным методом, изъясняя творчество своих коллег. Какие изумительно точные характеристики русской литературы и поэзии у Гоголя! По слову великого писателя, ";наши поэты видели всякий высокий предмет в его законном соприкосновенье с верховным источником лиризма - Богом... русская душа вследствие своей русской природы уже слышит это как-то сама собой, неизвестно почему"; [10]. Не очевидно ли, что изгнание подобных толкований в советское время было антикультурным, да и антирусским явлением, диверсией против культуры, заговором и мятежом. Закономерным следствием стала духовно-нравственная деградация населения.

На культуру науськивали атеизм. Но атеизм не способен породить культуры. Если сущее, как он нелепо верит, изначально мертво и глупо, а человек - временный прыщ на коже земли, через 70 лет растекающийся гноем, то есть ли здесь хоть какая-то пища для красоты, вдохновения, окрыленной радости, совести, мужества, ощущения великого смысла жизни? Атеизм живет подворовыванием сердечных оснований жизни из культуры, возведенной верой, а предоставленный самому себе - кончает омертвлением жизни, цинизмом антикультуры, ожесточением сердец, потерявших способность любить. Лишь царскими вратами веры, которая есть онтологическая связь души с Богом и ось исторического бытия, входит в человека Истина в сиянии красоты, любви, силы, напитывая собой одновременно его одуховленные, свободные, очищенные Ею ум, сердце, волю. А через щели плотского самозамкнувшегося ума, ожесточенного сердца и своекорыстной воли просачиваются только лукавые духи тьмы, отнимающие онтологический простор бытия, стремящиеся истребить остатки совести, жажды смысла и совершенства, благоговения и иные проявления духа.

Религиозное осмысление культуры - ее квинтэссенция, ее свет, ее самосознание. Без самосознания как без головы. Бессознательная культура - уже не культура. С. Н. Булгаков писал о недостаточности простого инстинкта родины, о стремлении народа найти логос любви к ней, приведя к максимальной отчетливости видение национального призвания, ради которого народ и встает на путь самостоятельного исторического бытия, получая дар охраняющей его государственности. Инстинкт национального из слепого становится зрячим, дает ясновидение относительного любимого [11] Отказ от самоистолкования культуры отбросил бы народ во тьму дикости. Кому бы это было надо?

Самосознание дает зрение Источника духовно-нравственной силы народа, выводя из состояния растерянности и подавленности внешним злом. Скажут: препятствуют внешние силы политической и информационной власти. Нашему лукавству отвечает Карамзин: ";Сила выше всего? Да, всего, кроме Бога, дающего силу!"; ";Для существа нравственного нет блага без свободы; но эту свободу дает не Государь, не Парламент, а каждый из нас самому себе, с помощью Божией. Свободу мы должны завоевать в своем сердце миром совести и доверенностью к Провидению!...Велик тот, кто чувствует свое ничтожество - пред Богом!"; [13] Мы приносим Богу земную немощь, а Он исцеляет ее Своею силою. ";Сила Моя совершается в немощи"; (2 Кор. 12:9). Так, покаянием и специальным постом, вышла Русь из кризиса Смутного времени. И ныне нужно избавиться от навязанного страха и ложного стыда - говорить о Боге. Если уж президенты Америки ссылаются на Бога (без должного смирения!), если уж конституции многих стран открыто свидетельствуют о почитании Бога, то не России ли, исторически облагодетельствованной сокровищами благодати паче всех стран за детски-доверчивую веру, пропитанную любовью, неблагодарно умалчивать славу Божью!

Россия возвышалась церковно: язык русский, могучий и сильный, образовала святая вера. Начало нравственности народа - в святости сонма святых: плод молитвы, подвигов, терпеливого пастырства. В просвещении ума, чистоте сердца, в пламенном устремлении к небесной красоте жизни - заслуга Православия. О заданиях народу, об опасностях и соблазнах - кто ж говорил точнее и пламеннее святителей! Отношение к вере и Церкви - ключ к истории. Нравственная деградация вплоть до неистового человекомучительства, а ныне превращения страны в Гоморру - следствие расцерковленности и противления благодати Божией. И в культуре очевидна производность ее взлетов и падений от духовного состояния народа. Истинная свобода в духе дается Церковью, возводящей ум человека к уму Христову (1 Кор. 2:16).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ
    ... концептуальной части. Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общегообразования четко поставлена в Концепции – реализация ...
  2. Основы православной культуры

    Программа
    ... ситуации ... концепции, учебные программы, библиография/ Сост. Д.Е. Самогаев. Под общ ... Предпосылки ... Перваячасть Десятисловия – заповеди отношения человека к Богу. Нравственные ... Медушевский В.В. Основыдуховно-нравственноговоспитания и образования в школе. – ...
  3. Пашков сергей викторович духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования

    Автореферат диссертации
    ... часть российского образования, что вносит вклад в дальнейшее развитие общей теории воспитания; уточнено понятие и содержание духовно-нравственноговоспитания ...
  4. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкальной культуры

    Учебно-методическое пособие
    ... первые месяцы жизни. Становление музыкальной культуры ребенка, а через нее – нравственной, эстетической и общейдуховной ... воспитание и окружающий мир //Школа православного воспитания. Сб. статей и материалов. – М., 1999. Розина.О.В. Духовныеосновы ...
  5. Психология человека в современном мире том 6 духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе

    Документ
    ... Для данной части студентов в ситуации морального выбора на первом месте стоят ... образовании личности, на основе методологии христианс­кого гуманизма. Реализация доминанты современной концепции непрерывного образования по воспитаниюдуховно-нравственной ...

Другие похожие документы..