Главная > Программа

1

Смотреть полностью

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический
рыбохозяйственный университет

( ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по НР

_________________ В.Д.Богданов

2011 г.

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

послевузовского профессионального образования
по специальности 03.00.10 - Ихтиология,

Присуждаемая ученая степень

кандидат биологических наук

Владивосток
2011 г.

Предисловие

1. Настоящая основная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с временными требованиями к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук.

2. Разработано заведующим кафедрой «Водные биоресурсы и аквакультура» д.биол. наук, профессором В.Н. Казаченко.

3. Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Водные биоресурсы и аквакультура», протокол № 1 от 5 сентября 2011г.

Заведующий кафедрой ________________ Г.Г. Калинина.

4. Рассмотрено и одобрено на заседании научно-технического совета, протокол № от 2011г.


Председатель НТС _________________ В.Д.Богданов.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общая характеристика послевузовского профессионального образования 4

  2. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения основной
    образовательной программы 5

  3. Общие требования к основной образовательной программе 5

  4. Требования к содержанию основной образовательной программы 6

  5. Сроки освоения основной образовательной программы 9

  6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы 9

  7. Требования к уровню подготовки 11

Приложение 1 Программа вступительного экзамена 12

Приложение 2 Программа-минимум кандидатского экзамена 15

Приложение 3 Программа педагогической практики 22

Приложение 4 Сведения о научном руководителе 23

Приложение 5 Программа педагогической практики 25

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ 26

ЛИСТ УЧЕТА ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК 27

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ 28

1. Общая характеристика послевузовского профессионального образования по отрасли Биологические науки

Специальность 03.00.10 «Ихтиология»

1.1. Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 03.00.10 разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ №1365 от 16.03.2011.

1.2. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) - кандидат биологических наук.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования аспиранта, (далее по тексту - подготовки аспиранта) по отрасли Биологические науки специальность 03.00.10 «Ихтиология» при очной форме обучения составляет 3 года. Нормативный срок подготовки аспиранта по отрасли Биологические науки специальность 03.00.10 «Ихтиология» при заочной форме обучения составляет 4 года.

В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре.

1.3. Цели аспирантуры:

Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации биологического профиля для науки, образования и различных отраслей народного хозяйства.

Целями освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Ихтиология», в соответствии с существующим законодательством, являются:

  • формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;

  • углубленное изучение теоретических и методологических основ биологических наук;

  • совершенствование философского образования, в том числе ориентированного на профессиональную деятельность;

  • овладение методологией научного исследования;

  • овладение методами системного, функционального и статистического анализа;

  • формирование умений и навыков использования средств современных и коммуникационных технологий в научно-исследовательской и педагогической деятельности;

  • совершенствование знаний иностранного языка, в том числе для использования в профессиональной деятельности.

Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры

Выпускники аспирантуры являются научными кадрами высшей квалификации, способными самостоятельно ставить и решать научные проблемы, а также проблемы образования в различных областях биологии. Выпускники аспирантуры могут занимать руководящие должности (при наличии необходимого стажа и опыта организационной работы) и должности в высших учебных заведениях, академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, частных и государственных компаниях, учреждениях системы среднего профессионального и школьного образования.

1.4. К биологическим наукам в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников, утвержденной Минпромнауки России по постановлению Правительства Российской Федерации от 12.09.1997. №1158 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и технологии Российской Федерации», относятся специальности научных работников, определенные приказом Министерства промышленности, науки и технологии России от 31 января 20001 года №47.

2. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и условия конкурсного отбора

  1. Лица, желающие освоить основную образовательную программу подготовки аспиранта по ихтиологии, должны иметь высшее профессиональное образование.

  2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.

  3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

  4. Программа вступительных испытаний в аспирантуру по специальности 03.00.10 разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и приведена в приложении 2.

3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки аспирантов по отрасли

Биологические науки

Специальность 03.00.10 «Ихтиология»

3.1. Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования Дальневосточным государственным техническим рыбохозяйственным университетом, имеющим государственную аккредитацию.

3.2. В основной образовательной программе аспиранта должны предусматриваться следующие компоненты:

ОД.А.00 - обязательные дисциплины;

ФД.А.00 - факультативные дисциплины;

П.А.00 - практика;

НИР.А.00 - научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук;

КЭ.А.00 - кандидатские экзамены;

ПД.А.00 - подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата.

4. Требования к содержанию основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли

Биологические науки

Специальность 03.00.10 «Ихтиология»

Рабочий учебный план подготовки аспиранта по научной специальности 03.00.10 «Ихтиология»

Индекс

Наименование дисциплины

Форма
занятий

Трудо-

емкость (в ЗЕТ)

Общий объем часов

Ауди-

торные

часы

Самост.

работа

Форма отчетности

Год отчетности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ОД.А.00

Обязательные
дисциплины

лекции

11

396

396

198

ОД.А.01

История и философия науки

лекции

2

72

36

36

экзамен

1

ОД.А.02

Иностранный язык

лекции, практи-

ческие

занятия

2

72

36

36

экзамен

1, 2

ОД.А.03

Специальные дисциплины отрасли и научной специальности

2

72

Ихтиология

лекции

2

72

36

36

экзамен

3,4

ОД.А.04

Дисциплины по выбору аспиранта

5

180

ОД.А.04.01

Оптимизация технологических процессов в аквакультуре

лекции

5

180

72

108

зачет

2

ОД.А.04.01

Технологические принципы и циклы культивирования беспозвоночных и водорослей

лекции

5

180

72

108

зачет

2

ФД.А.00

Факультативные
дисциплины

13

468

198

306

ФД.А.01

Основы педагогики и психологии

лекции, семинары

4

144

36

108

зачет

2

ФД.А.02

Информационные
технологии в науке и образовании

лекции, семинары

6

216

72

144

зачет

2

ФД.А.03

Планирование и организация работы аспиранта (соискателя) по подготовке и защите кандидатской диссертации

лекции, семинары

2

72

72

36

зачет

1

ФД.А.04

Основы интеллектуальной собственности

лекции, семинары

1

36

18

18

зачет

1

П.А.00

Практика

3

108

П.А.01

Педагогическая практика

практические занятия

3

108

36

72

зачет

2

Итого на общеобразовательную составляющую

27

972

НИР.А.00

Научно-исследователь-ская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

165

5940

КЭ.А.00

Кандидатские экзамены

3

108

108

КЭ.А.01

Кандидатский экзамен по истории философии науки

1

36

18

18

экзамен

1

КЭ.А.02

Кандидатский экзамен по иностранному языку

1

36

18

18

экзамен

1,2

КЭ.А.03

Кандидатский экзамен по ихтиологии

1

36

18

18

экзамен

3,4

ПД.А.00

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата

15

540

540

защита диссертации

3,4

Итого на исследовательскую составляющую

183

6588

Общий объем подготовки аспиранта

210

7560

Примечания:

1. Лица, сдавшие кандидатский экзамен по иностранному языку до поступления в аспирантуру, освобождаются от прослушивания соответствующей дисциплины.

2. Факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспирантом на добровольной основе дополнительных образовательных профессиональных программ, предусмотренных в нормативных документах для изучения на уровне послевузовского профессионального образования, и получения квалификации «Преподаватель высшей школы» или других дополнительных квалификаций.

3. Аспирантам, желающим получить дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы», могут быть перезачтены теоретические курсы цикла ФД.А.00, изучавшиеся ранее.

4. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 N 74 «Положение о порядке присуждения ученых степеней» перечень кандидатских экзаменов устанавливается ВАК России и утверждается Министерства образования и науки РФ.

5. Аспирант, проходящий педагогическую практику в часы, выделенные для факультативных дисциплин, осваивает дополнительную профессиональную программу для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».

5. Сроки освоения основной образовательной

программы подготовки аспиранта по отрасли

Биологические науки

специальность 03.00.10 «Ихтиология»

5.1 Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения – 156 недель, в том числе:

– образовательная программа подготовки – 20 недель (27 з.е.);

– программа научно-исследовательской подготовки, включая оформление и представление диссертации – 120 недель (183 з.е.);

– каникулы не менее – 16 недель.

5.2 Лицам, окончившим очную аспирантуру, предоставляется месячный отпуск в случае выполнения следующих требований:

– полностью выполнен индивидуальный учебный план;

– сдан кандидатский экзамен по иностранному языку истории и философии науки и специальной дисциплине;

– завершена работа над диссертацией и оформленная диссертация представлена в Ученый или Диссертационный советы.

6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы подготовки аспирантов по отрасли

Биологические науки

Специальность 03.00.10 «Ихтиология»

6.1. Требования к условиям реализации основной образовательной

программы аспиранта, включая научные исследования:

  1. Образовательные учреждения и научные организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, на основе настоящих Временных требований разрабатывают и утверждают основную образовательную программу подготовки аспирантов (рабочий учебный план, программы учебных дисциплин и практик).

  2. На основании рабочего учебного плана разрабатываются индивидуальные планы аспирантов и определяются темы диссертаций, которые утверждаются в порядке, определенном действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

  3. Программы учебных дисциплин разрабатываются образовательными учреждениями и научными организациями, реализующими основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, на основе паспортов научных специальностей, после утверждения ВАК России программ кандидатских экзаменов - на основе программ кандидатских экзаменов.

  4. Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом образовательных учреждений и научных организаций, реализующих основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, не являются обязательными для изучения аспирантом. Часы, отведенные на факультативные дисциплины, могут быть использованы как для теоретического обучения, так и для научно-исследовательской работы аспиранта.

  5. Основная образовательная программа подготовки аспирантов формируется с учетом максимального объема учебной нагрузки аспиранта в период теоретического обучения, установленном в размере 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы аспиранта

  1. Требования к кадровому обеспечению регламентируются Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

  2. Требования к учебно-методическому обеспечению.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно гарантировать возможность качественного освоения аспирантом основной образовательной программы.

  1. Требования к материально-техническому обеспечению.

Образовательные учреждения и научный организации, реализующие программы послевузовского профессионального образования, должны располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационного исследования.

  1. При реализации п.п. 6.2.2, 6.2.3 могут быть использованы возможности других организаций, в которых аспирант выполняет часть индивидуального плана.

7. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение в аспирантуре по отрасли

Биологические науки

Специальность 03.00.10 «Ихтиология»

    1. Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры.

  1. Общие требования к выпускнику аспирантуры.

  2. Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности (ихтиологии).

  3. Требования к научно-исследовательской работе аспиранта. Научно-исследовательская часть программы должна:

  • соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация;

  • быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость; основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики; использовать современную методику научных исследований;

  • базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

  • содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.

  1. Требования к выпускнику аспирантуры по специальным дисциплинам, иностранному языку и философской дисциплине определяются программами кандидатских экзаменов и требованиями к квалификационной работе (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук).

    1. Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта.

  1. Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Ученый или Диссертационный советы.

Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливаются Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

  1. Требования к итоговой государственной аттестации (порядок представления и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук) разрабатываются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Программа вступительного экзамена в аспирантуру

по специальности 03.00.10 «Ихтиология»

1. История развития ихтиологии как самостоятельной науки.

2. Учение В.В. Васнецова об этапности развития рыб. Использование теории этапности в рыбоводстве.

3. Отряд лососеобразные (Salmoniformes), характеристика, система, распространение.

4. Формы биотических связей рыб. Роль водных растений, беспозвоночных и позвоночных животных в жизни рыб. Взаимоотношения с ними.

5. Экологические группы рыб по С.Г. Крыжановскому и их роль в рыбоводстве.

6. Задачи, стоящие перед рыбной промышленностью и рыбохозяйственной наукой в условиях рыночной экономики.

7. Отряд сельдеобразные (Clupeiformes), характеристика, система, распространение.

8. Плодовитость рыб: абсолютная, относительная, популяционная, видовая.

9. Отряд кефалеобразные (Mugiliformes), характеристика, система, распространение.

10. Термический режим водоёмов и его значение в жизни рыб. Влияние температуры вода на расселение, распределение и поведение рыб.

11. Бореальная область. Рыбы бореальной области. Амфибореальное и биполярное распространение рыб. Причины возникновения прерывистых типов ареалов рыб.

12. Надотряд скаты (Bathomorpha), характеристика, система, распространение.

13. Кормовые ресурсы и кормовая база рыб. Понятие о рыбопродуктивности водоёмов и их рыбохозяйственной ценности.

14. Промысловые карповые рыбы (сем. Cyprinidae) Дальнего Востока, характеристика, распространение.

15. Отряд камбалообразные (Pleuronectiformes), характеристика, система, распространение, промысловое значение.

16. Надотряд акулы (Selachemorpha), характеристика, система, распространение.

17. Представление о единстве организма и среды. Абиотические и биотические связи у рыб. Экологические группы рыб по местам обитания.

18. Питание рыб. Анатомические особенности строения рыб, определяющие тип питания. Деление рыб по характеру и месту питания. Изменчивость питания во времени. Межвидовые и внутривидовые пищевые отношения у рыб.

19. Типы размножения рыб. Время наступления половой зрелости у рыб и факторы, влияющие на созревание.

20. Надкласс челюстноротые (Gnathostomata). Характеристика. Происхождение рыб, представление об истории их развития.

21. Общие закономерности вертикального распределения морских рыб (вертикальная зональность).

22. Место рыб среди животных типа хордовых.

23. Общие закономерности распространения рыб в водах земного шара. Основные представители субтропической, тропической и нотальной зон Мирового океана.

24. Подкласс лучепёрые (Actinopterygii), характеристика, система, распространение.

25. Надотряд хрящекостные (Ganoidomorpha), характеристика. Отряд осетрообразные (Acipenseriformes) характеристика, система, распространение. Семейство осетровые (Acipenseridae) основные представители.

26. Отряд сарганообразные (Beloniformes), характеристика, система, распространение, промысловое значение.

27. Подотряд щуковидные (Esocoidei), характеристика, система, распространение. Отряд угреобразные (Angnilliformes), характеристика, система, распространение.

28. Отряд карпообразные (Cypriniformes), характеристика, система, распространение, промысловое значение.

29. Надкласс бесчелюстные (Agnatha), класс круглоротые (Cyclostomata). Характеристика. Важнейшие представители.

30. Подотряд скумбриевидных (Scombroidei), характеристика, система, распространение.

Литература

1.

2. Аннотированный каталог круглоротых и рыб континентальных вод России (под ред. Рёшетникова Ю.С.). М.: Наука, 1998 г.

3. Богуцкая Н.Г., Насека А.М. Каталог бесчелюстных и рыб пресных и солоноватыхвод России с номенклатурными и таксономическими комментариями. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. – 389 с.

4. Грищенко Л.И., Акбаев М.Ш., Васильков Г.В. Болезни рыб и основы рыбоводства. М.: Колос, 1999. – 456 с.

5. Зиновьев Е.А., Мандрица С.А. Методы исследования пресноводных рыб. Пермь: Пермский университет, 2003. – 113 с.

6. Ильмаст Н.В. Введение в ихтиологию (учебное пособие). Петрозаводск, 2005. – 198 с.

7. Каталог позвоночных Камчатки и сопредельных морских акваторий. Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2000. – 166 с.

8. Котляр О.А., Мамонтова Р.П. Курс лекций по ихтиологии. М.: Колос, 2008. – 592 с.

9. Павлова Д.С., Лупандин А.И., Костин В.В. Механизмы покатной миграции молоди речных рыб. М.: Наука, 2007. – 214 с.

10. Пономарев С.В., Лагутина Л.Ю., Киреева И.Ю. Фермерская аквакультура. М.: ФГНУ, 2007. – 192 с.

11. Прибрежные рыбы северной части Охотского моря / Чернышев И.А., Волобуев В.В, Хованский И.Е, Шестаков А.В. Владивосток: Дальнаука, 2001. – 197 с.

12. Романенко В.Д., Крот Ю.Г., Сиренко Л.А., Соломатина В.Д. Биотехнология культивирования гидробионтов. Киев: Институт гидробиологии НАН Украины, 1999ю – 284 с.

13. Селекция рыб. М.: Агропромиздат, 1989. – 231 с.

14. Соколовский А.С., Соколовская Т.Г. Атлас икры, личинок и мальков рыб российских вод Японского моря. Владивосток: Дальнаука, 2008. – 222 с.

15. Соколовский А.С., Соколовская Т.Г., Яковлев Ю.М. Рыбы залива Петра Великого. Владивосток: Дальнаука, 2009. – 376 с.

16. Фадеев Н.С. Справочник по биологии и промыслу рыб северной части Тихого океана. Владивосток: ТИНРО-Центр, 2005. – 366 с.

Программа вступительного экзамена разработана:

д.б.н., профессором кафедры «Водные биоресурсы и аквакультура»

В.Н. Казаченко _______________________

подпись

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Водные биоресурсы и аквакультура», протокол № 1 от 5 сентября 2011 г.

Зав. кафедрой «Водные биоресурсы и аквакультура»

Г.Г. Калинина

Рассмотрена и одобрена на заседании НТС Университета, протокол № ___ от __________ 2011 г.

Председатель НТС В.Д. Богданов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Программа-минимум

кандидатского экзамена по специальности

03.00.10 «Ихтиология»

по биологическим наукам

Введение

Настоящая программа включает современные представления о систематике класса рыб, размножении и развитии этих животных, их экологии, анатомии, физиологии, разведению различных видов рыб и использованию аквакультуры рыб для решения ряда проблем развития мировой экономики.

Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по биологическим наукам.

1. Систематика и эволюция

Видообразование у рыб. Представления о путях эволюции и филогенетическом древе у рыбообразных и рыб. Взгляды разных исследователей на систему рыб в связи с требованиями Международного кодекса зоологической номенклатуры. Ископаемые и ныне живущие группы рыбообразных и рыб, их характеристика.

Костистые рыбы Teleostei, основные эволюционные преобразования в пределах этой группы и современные представления о их систематике. Характеристика основных отрядов, семейств, родов и видов костистых рыб, их распространение, экология, промысловое значение.

2. Размножение и развитие рыб

Классификация яиц рыбообразных и рыб: по соотношению желтка и плазмы в яйце, по морфогенетическим характеристикам.

Подтип необособленножелтковых яиц. Представители и систематическое положение рыб и рыбообразных, обладающих необособленножелтковыми яйцами. Характеристика морфогенетических процессов, карта презумптивных зачатков и особенности развития. Подтип обособленножелтковых яиц. Представители и систематическое положение рыб и рыбообразных, обладающих обособленножелтковыми яйцами. Характеристика морфогенетических процессов, карта презумптивных зачатков и особенности развития. Механизмы морфогенетических движений в эмбриональном развитии рыб. Сравнительные особенности эпиболии и значение эпиболии у представителей обладающих обособленножелтковыми и необособленножелтковыми яйцами.

Структурные особенности строения яиц и зародышей рыбообразных и рыб и формирование эмбриоадаптаций в эмбрионально-личиночном развитии.

Гетерохронии морфогенетических процессов, эмбрионизация развития как пример гетерохронии. Типы развития рыб (прямой, непрямой с метаморфозом).

3. Возраст и рост рыб

Возрастные изменения морфологии, физиологии, экологии у рыб.

Значение определения возраста особей в ихтиологических исследованиях. Продолжительность жизни рыб и репродуктивная цикличность видов.

Влияние экологических факторов на рост рыб: температура, пищевая обеспеченность, плотность популяции.

Компенсационный рост у рыб.

Генетическая регуляция роста. Периодичность роста и связь с интенсивностью обмена веществ.

Способы определения возраста рыб. Понятие ";регистрирующие структуры";, их множество и свойства. Причины и механизмы формирования периодических элементов на регистрирующих структурах. Методы дискриминации годовых и дополнительных зон на регистрирующих структурах. Способы объективизации определения возраста.

Линейный и весовой рост рыб.

Способы оценки роста, наблюденные и расчисленные размеры рыб. Методы ретроспективного изучения роста особей по регистрирующим структурам. Показатели, описывающие рост (абсолютные и относительные, основные и дополнительные). Модели роста рыб, уравнения Берталланфи, Урсина, Тейлора, Гомпретца.

4. Динамика популяций рыб

Характеристики популяционного обилия, индексы численности. Улов на единицу промыслового усилия. Оценка общей численности: прямые учеты, методы мечения, методы, основанные на анализе производительности промысла.

Равновесная популяция, условия равновесия. Формальная теория жизни рыб Ф.И. Баранова. Биостатистические методы прогноза изменений численности рыб. Анализ утилизированного запаса.

Теория динамики стада рыб Г.В. Никольского.

Модели динамики промыслового стада. Обобщенные продукционные модели. Математическая интерпретация и оценивание параметров смертности и роста. Теория динамического запаса. Критерии регулирования промысла. Виртуальный популяционный анализ.

Теория пополнения: плотностная регуляция выживания (смертности) в моделях Рикера и Бивертона-Холта.

Биоценотические взаимоотношения, их роль в динамике популяций рыб.

5. Физиология рыб

Классификация рыб по типам питания. Строение и функциональная характеристика основных отделов пищеварительной системы рыб. Пищеварение. Пищеварительные ферменты, их секреция. Скорость и степень переваривания. Всасывание. Функциональная топография пищеварительной системы. Влияние факторов среды на процессы пищеварения и всасывания. Доступность компонентов пищи. Пищевые потребности рыб. Перевариваемость различных компонентов кормов.

Энергетический обмен. Дыхательный коэффициент. Стандартный обмен. Рутинный обмен. Специфическое динамическое действие пищи, связь с величиной рациона. Активный обмен. Общий обмен. Пластический обмен. Потери энергии, усвоенная и метаболизированная пища, влияние состава рациона, температуры и других факторов. Величина и состав суточного рациона. Коэффициенты валовой и чистой эффективности конвертирования пищи. Кормовой коэффициент. Балансовое уравнение энергии.

Дыхание. Особенности воды как среды для дыхания рыб. Жабры, их строение, кровоснабжение, зависимость от внешних факторов и физиологического состояния рыб. Динамика потребления кислорода. Кислородные потребности рыб. Органы воздушного дыхания рыб.

Состав и свойства крови рыб. Форменные элементы крови, их функция, эритропоэз. Кислородная емкость крови.

Осморегуляция у рыб: тоничность внутренней и внешней среды рыб, механизмы осморегуляции рыб в пресной и морской воде и при изменении среды обитания. Ионная регуляция.

Гормоны и их роль в регуляции обмена веществ. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, интерренальной и хромаффиновой тканей. Эндокринная функция поджелудочной железы. Половые гормоны.

6. ЦНС, сенсорные системы

Хеморецепция. Общая чувствительность рыб: структура, функция и роль в поведении. Структурная организация обонятельной системы. Функциональные свойства обонятельной системы рыб, ее значение в различных формах поведения. Вкусовая система рыб, структура и функциональные свойства, вкусовые почки и их иннервация, формирование в онтогенезе. Вкусовые центры. Типы вкусовых раздражителей. Вкусовые предпочтения у рыб: видовая и популяционная специфичность, связь с характером питания рыб, влияние пищевой мотивации, пищевого опыта и других факторов среды, генетическая детерменированность. Роль вкусовой рецепции в поведении рыб. Общая химическая чувствительность у рыб.

Зрительная система рыб. Светочувствительный аппарат, ретиномоторная реакция, аккомодация. Основные функциональные параметры зрения. Особенности формирования в онтогенезе. Значение зрительной рецепции в поведении рыб. Цветовое зрение. Окраска рыб и механизмы ее регуляции.

Механорецепция. Слуховая система, ее структурная организация. Волосковые клетки. Веберов аппарат. Функциональные свойства слуховой системы: спектральные характеристики, чувствительность, дифференциальная чувствительность. Звукогенерация у рыб, типы звуков. Роль звуковой сигнализации в поведении рыб. Вестибулярная система рыб.

Блоковая линия рыб: структурная организация, иннервация, формирование в онтогенезе, роль в поведении рыб. Электрорецепция. Типы электрорецепторов, их структурная организация, топография, функциональные свойства. Роль электрорецепции в поведении рыб. Магниторецепция. Термочувствительность и термопреферендум.

ЦНС рыб. Развитие отделов головного мозга у рыб различной экологии и возраста. Локализация функций в отделах головного мозга. Спинной мозг, его рецепторный и локомоторный аппарат, механизмы координирования плавательных движений.

7. Поведение рыб

Адаптивное значение поведения. Теоретические и практическое значение его исследования. Способы изучения поведения. Типы поведенческих реакций. Врожденные и приобретенные элементы поведения. Комплексы поведения. Индивидуальные и опосредованное обучение, «сигнальная преемственность», «условно-рефлекторный фонд» стаи.

Внешняя кинематика и гидродинамика плавания рыб. Понятие плавательной способности рыб. Бросковые, максимальные и крейсерские скорости плавания.

Роль света в жизни и поведении рыб. Изменение характера фотореакции в онтогенезе и в течение сезона. Типы отношения рыб к искусственному источнику света, механизмы привлечения рыб к искусственному источнику света.

Оптомоторная реакция рыб и ее особенности проявления у рыб разных экологических групп. Ориентационные и локомоторные компоненты реореакции. Пороговые и критические скорости течения. Лабильный характер реореакции. Два типа поведения рыб в реоградиентных условиях и их экологическое значение.

Оборонительно-пищевой комплекс поведения. Понятие тритрофа. Роль врожденных и приобретенных форм поведения. Пассивные и активные защитные реакции. Хищники-засадчики и хищники-угонщики. Особенности образования оборонительных реакций у молоди стайных рыб.

Суточная динамика доступности кормовых организмов.

Репродуктивное поведение. Роль врожденных и приобретенных реакций, сигнализация, сложная последовательность поведенческих реакций при размножении рыб. Типы взаимоотношений родителей и потомства среди рыб. Типы семейных групп.

Групповое поведение и его формы. Стайное поведение,^гя,мр5й«изаш, особенности проявления, формирование в онтогенезе.

Классификация миграций рыб. Миграционные циклы рыб. Адаптивное значение миграций. Фундаментальные причины и причинно-следственный механизм осуществления миграций. Покатные миграции молоди рыб. Формы покатных миграций, их поведенческие механизмы, условия проявления и биологическое значение. Нерестовые миграции рыб. Причины возникновения нерестовых миграций. Ориентация рыб при миграциях. Связь миграционного цикла с системой водных течений. Способы изучения миграций рыб. Методика мечения рыб и ее принципы. Принципы и способы управления поведением рыб. Прикладное значение знаний о поведении рыб и его механизмах.

8. Аквакультура рыб

Рыбное хозяйство: место в мировой экономике, пути и тенденции развития. Правовое регулирование рыболовства, история и современное состояние. Современное состояние и перспективы развития рыбного хозяйства лидирующих стран.

Аквакультура и ее растущая роль в развитии рыбохозяйственной отрасли. Значение и основные тенденции развития марикультуры. Теоретические основы управления онтогенезом рыб. Особенности развития рыбоводства в Китае и Норвегии.

Основные направления рыбоводства в России. Осетроводство и лососеводство в России: история развития и основные технологические приемы. Тепловодное рыбоводство: основные объекты и методы культивирования. Гидротехнические сооружения прудовых хозяйств. Интенсификационные мероприятия в пресноводных рыбоводных хозяйствах. Основные подходы при проектировании и строительстве стационарных рыбоводных заводов и предприятий модульного типа.

Основная литература

К разделу «Систематика и эволюция»

Аннотированный каталог круглоротых и рыб континентальных вод России (под ред. Рёшетникова Ю.С.). М.: Наука, 1998 г.

Жизнь животных. Под ред. Расса Т.С. 2-е изд. Т.4. Рыбы. М.: Просвещение, 1983 г.

Кэррол Р. Палеонтология и эволюция позвоночных. Т. 1. М.: Мир, 1993 г.

Никольский Г.В. Частная ихтиология. М.: Высшая школа, 1971 г.

Никольский Г.В. Структура вида и закономерности изменчивости рыб. М.: Пищевая промышленность, 1980 г.

Современные проблемы ихтиологии. М.: Наука, 1981 г.

К разделу «Размножение и развитие рыб»

Бурлаков А.Б. Половая специфичность гипофизарных гонадотропинов у икрумечущих рыб. М.:мгу, 1997г.

Кауфман З.С. Эмбриология рыб. М.: Агропромиздат, 1990 г. Кошелев Б.В. Экология размножения рыб. М.: Наука, 1984 г. Макеева А.П. Эмбриология рыб. М.: МГУ, 1992 г.

Турдаков А.Ф. Воспроизводительная система самцов рыб. Фрунзе: Илим, 1972 г.

К разделу «Возраст и рост рыб»

Мина М.В., Клевезаль Г.А. Рост животных. М.: Наука, 1976 г

Морфологические проблемы эволюции. (Ред. В.Е.Соколов). М.: Наука, 1910 г,

Новиков Г.Г. Рост и энергетика костистых рыб в раннем онтогенезе. М.: Эдиториал УРСС; 2000 г.

К разделу «Динамика популяций рыб»

Криксунов Е.А. Теория динамики промыслового стада рыб. М: МГУ, 1991 г.

Никольский Г.В. Теория динамики стада рыб. М.: Пищепромиздат, 1974 г.

Рикер У. Методы оценки и интерпретации биологических параметров популяций рыб. М.: Пищепромиздат, 1975 г.

Key papers offish population dynamics/ Ed/ D/H/ Gushing IRL Press/ Oxford - Washington DC. 1983.

К разделу «Физиология рыб»

Биоэнергетика и рост рыб. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 г.

Кляшторин Л.Б. Водное дыхание и кислородные потребности рыб. М., 1982 г.

Смит Л.С. Введение в физиологию рыб. М.: Агропромиздат, 1986 г.

Сорвачев К.Ф. Основы биохимии питания рыб. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982 г.

Уголев A.M., Кузьмина В.В. Пищеварительные процессы и адаптации у рыб. СПб.: Гидрометеоиздат, 1993 г.

Шатуновский М.И. Экологические закономерности обмена веществ морских рыб. М.: Наука, 1980.

К разделу «ЦНС, сенсорные системы»

Аминева В.А., Яржомбек А.А. Физиология рыб. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984 г.

Барон В.Д. Электрогенераторные системы рыб: эволюция и механизмы адаптации. М.: Наука, 1982 г.

Бронштейн А.А. Обонятельные рецепторы позвоночных. Л.: Наука, 1977 г. Броун Г.Р., Ильинский О.Б. Физиология электрорецепторов. Л.: Наука, 1984 г.

Дислер Н.Н. Органы чувств системы боковой линии и их значение в поведении рыб. М.: АН СССР, 1960г.

Сбикин Ю.Н. Возрастные изменения зрения у рыб в связи с особенностями их поведения. М.: Наука, 1980г.

К разделу «Поведение рыб»

Гирса И.И. Освещенность и поведение рыб. М.: Наука, 1981 г. Лещева Т.С., Жуйков А.Ю. Обучение рыб. М..: Наука, 1989 г.

Мантейфель Б.П. Экологические и эволюционные аспекты поведещя животных. М.: Наука, 1987 г.

Протасов В.А. Поведение рыб. М.: Наука. 1978 г.
К разделу «Аквакультура рыб»

Иванов А.П. Рыбоводство в естественных водоемах. М.: Агропромиздат, 1988 г.

Каспин Б.А., Луньков А.Д., Шлихунов В.М. Проектирование и строительство рыбоводных предприятий. М.: Пищевая промышленность, 1976 г.

Мартышев Ф.Г. Прудовое рыбоводство. М.: Высшая школа, 1973 г.

Макеева А.П. Эмбриология рыб. М.: МГУ, 1992 г.

Мильтштейн В.В. Осетроводство. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982 г.

Моисеев П.А., Карпевич А.Ф., Романычева О.Д., Блинова Е.И., Сальников Н.Е. Морская аквакультура. М.: Агропромиздат, 1985 г.

Павлов Д.С., Савваитова К.А., Соколов Л.И., Алексеев С.С. Редкие и исчезающие виды. Рыбы. М.:
Высшая школа, 1994 г.

Стеффенс В. Индустриальные методы выращивания рыбы. М.: Агропромиздат, 1985 г.

Программа минимум разработана:

д.б.н., профессором кафедры «Водные биоресурсы и аквакультура»

В.Н. Казаченко _______________________

подпись

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Водные биоресурсы и аквакультура», протокол № 1 от 5 сентября 2011 г.

Зав. кафедрой «Водные биоресурсы и аквакультура»

Г.Г. Калинина

Рассмотрена и одобрена на заседании НТС Университета, протокол № ___ от __________ 2011 г.

Председатель НТС В.Д. Богданов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Программа педагогической практики аспиранта

по специальности 03.00.10 «Ихтиология»

Аннотация

Программа устанавливает общие требования к прохождению педагогической практики аспирантов по специальности 03.00.10.

Пояснительная записка

Программа педагогической практики является приложением к Основной образовательной программе (ООП) послевузовского профессионального образования (аспирантуры) по специальности 03.00.10 «Ихтиология». Программа основана на требованиях паспорта (формулы специальности и области исследования) ООП. В ней учтены также педагогические потребности Дальрыбвтуза в преподавании учебных дисциплин. Программа выполняется, как правило, на 2-ом году обучения.

Содержание педагогической практики

    1. Пассивная практика.

Посещение лекций, лабораторных и практических (семинарских) занятий ведущих преподавателей кафедры (по рекомендации заведующего кафедрой и выбору аспиранта) – 1 з.е.

    1. Активная практика.

Проведение учебных занятий (по рекомендации заведующего кафедрой и выбору аспиранта) и воспитательной работы под руководством ведущих преподавателей кафедры: лекции – 1 з.е., лабораторные (практические, семинарские) занятия – 1 з.е.

Оформление отчета

Анализ итогов учебных занятий и воспитательных мероприятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Форма 5 а

для образовательных программ

послевузовского профессионального

образования

Сведения о научном руководителе

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет 03.00.10 «Ихтиология»

Казаченко Василий Никитич,
профессор, доктор биологических наук

Список научных трудов (не более 5)

п/п

Наименование работы,

ее вид (монография, брошюра, статья и т.д.)

Форма работы (печатная, рукописная, на магнитном носителе)

Выходные данные

Объем в страницах

Соавторы

1

2

3

4

5

6

1.

Определитель семейств и родов паразитических копепод (Crustacea: Copepoda) рыб (монография в 2-х частях)

печатная

Дальрыбвтуз, Владивосток, 2001

161+252= 413

2.

Строение рыб и локализация на них паразитических копепод (Crustacea: Copepoda) (статья)

печатная

Научные труды Дальрыбвтуза, 2009

10-21

3.

Паразиты головоногих моллюсков (Cephalopoda)

печатная

Научные труды Дальрыбвтуза, 2011

28-36

Самотылова Н.Н.

4.

Влияние паразитических копепод на рыб

печатная

Известия ТИНРО, 2008

204-213

5.

Паразиты и паразитозы рыб

печатная

Экологическая экспертиза. Оценка воздействия на окружающую среду, 2011

18-74

Ким И.Н., Кушнирук А.А., Самотылова Н.Н.

Общее количество публикаций - 89.

Количество лиц, подготовивших диссертации под руководством данного научного руководителя и успешно их защитивших - нет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический
рыбохозяйственный университет

( ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по НР

_________________ В.Д.Богданов

«» 2011 г.

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

аспиранта по специальности

03.00.10 – «Ихтиология»

Владивосток
2011 г.

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

п/п

Фамилия Имя Отчество

Должность

Дата ознакомления

Подпись

ЛИСТ УЧЕТА ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК

Дата

Ф.И.О. и должность
выполняющего проверку

Изменению
подлежат

Подпись

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

Номер
изменения

Номер страницы

Номер
пункта

Дата
внесения

Ф.И.О.
исполнителя

Подпись

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. (фгбоу впо «дальрыбвтуз») (1)

    Основная образовательная программа
    1. Настоящая основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии федеральными государственным требованиями к структуре основной профессиональной образовательной
  2. ( фгбоу впо «дальрыбвтуз») (2)

    Основная образовательная программа
    Настоящая основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной
  3. ( фгбоу впо «дальрыбвтуз») (1)

    Основная образовательная программа
    Настоящая основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной
  4. (фгбоу впо «дальрыбвтуз»)

    Методические рекомендации
    Рабочая программа составлена на основании основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности 05.
  5. (фгбоу впо «дальрыбвтуз») (2)

    Рабочая программа
    Современный этап развития научного знания характеризуется целым комплексом новых социокультурных, когнитивных, семиотических, антропологических, аксиологических маркеров, которые в своей совокупности характеризуют новый парадигмальный
  6. ( фг боу впо «дальрыбвтуз»)

    Программа
    1 Настоящая основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с временными требованиями к основным образовательным программам послевузовского профессионального

Другие похожие документы..