textarchive.ru

Главная > Краткое содержание


Суть науки Каббала

Том 1

Содержание

Вступительная лекция

Суть науки Каббала

Отличие Каббалы от религии

Материя и форма в науке Каббала

Предисловие к книге «Уста мудрого»

Условия разглашения каббалистических знаний

Сравнительный анализ Каббалы и философии

Мир в мире

Каббала как современное учение

Каббала – корень всех наук

Постижение единства мироздания

Письмо Бааль Сулама (При хахам, стр.70)

Краткое содержание статей

От автора

Памяти Бааль Сулама

Все лекции и беседы, представленные в сборнике, базируются на оригинальных каббалистических источниках – трудах великого каббалиста современности Йегуды Ашлага (известного также под именем - Бааль Сулам, 1885–1954). Есть много великих книг, написанных с высоты мира Бесконечности, но они были написаны только для тех, кто уже обладал духовным постижением и был защищен от неправильного понимания смысла. Эти книги не предназначены для начинающих, для тех, кто не обладает духовным постижением.

Уникальность учения Бааль Сулама в том, что он открыл путь к постижению высших миров каждому человеку. Бааль Сулам взял за основу труды великого каббалиста 16-го века Ари, собравшего для своего поколения всю мудрость Каббалы, накопленную до него. Но в произведениях Ари вся информация специально разбросана и запутана так, чтобы только человек, обладающий духовным постижением, мог понять ее, соединить и учиться по его книгам. Бааль Сулам разобрал и упорядочил все эти материалы и преподнес их в научной, абстрактной форме, сопроводив чертежами, таблицами, объяснениями, вопросами по пройденному материалу и ответами.

В книгах каббалистов скрыто чудесное свойство, способное вызывать на читателя высший свет – исправляющий, возвышающий в духовный мир. За всю многотысячелетнюю историю Каббалы, начиная с Авраама, автора первой книги по Каббале (18 век до н.э.), и до наших дней, Бааль Сулам - единственный, кто писал свои труды для тех, кто еще не проник в высший мир. Он - "последний из могикан" – великих каббалистов, писал именно с той целью, чтобы благодаря его книгам, человек смог правильно вызвать на себя высший свет, который поведет его по своему лучу в высшие миры. Благодаря ему в мире происходит подлинная духовная революция, плоды которой сможет оценить еще наше поколение.

Вступительная лекция

Тель-Авивский учебный центр

18 июля 2004 года

Наука и Каббала - тема очень обширная и сложная. Трудно охватить эту проблему в полном объеме. Я занимался наукой и Каббалой много лет, но только в последние годы обнаружил точки их пересечения. Область соприкосновения между ними начала выявляться 70-80 лет назад, когда, изучая частицы атомов, ученые обнаружили их двойственную природу: иногда мы можем видеть их как частицы материи, а иногда – как волны.

Как их ощущать, рассматривать, изучать – целиком зависит от нас, то есть от исследователя, пользующегося каким-либо прибором. И тогда стали появляться вопросы: обладают ли волны, да и вся окружающая нас материя, какой-то определенной формой, или она "такова, какой мы ее воспринимаем"? Эта дилемма поразила ученых: каков же в действительности наш мир? Ведь если мы воспользуемся другими приборами, другими органами ощущений, то увидим вовсе не материю, а волны, какие-то виды плазмы или энергии.

В последние годы ученые стали обнаруживать то, что уже давно открыто в науке Каббала: вне человека не существует никакой реальности, которую можно было бы обнаружить и исследовать иначе, чем в соответствии с нашими органами ощущений.

Окружающая нас реальность, как известно в науке Каббала, – это высший свет, некое силовое поле. И в зависимости от того, под каким углом мы ее рассматриваем, в соответствии с какими нашими свойствами, условиями, трактовками – такую картину мы и воспринимаем.

Мы воспринимаем наш мир в зависимости от наших органов ощущений, подобно тому, как изображение на голографической картине меняется в зависимости от угла зрения. Наука Каббала объясняет это так: нет разницы между духовным и материальным. Если человек поймет, как он воспринимает картину материального, каким образом она ему представляется, ему намного легче перейти к духовному восприятию. Ведь это один и тот же человек воспринимает оба мира.

Наука Каббала говорит о том, что желание получать – это весь материал творения. И это желание требует наполнения. А наполнение оно ощущает в соответствии с его свойствами. Если желание получать маленькое, оно ощущает только свою жизнь, свое существование. Мы это видим на примере неживой, растительной и даже животной жизни на простом уровне. Если желание получать большое, оно развивает рядом с собой умственную систему, помогающую ему заполнить себя. Существует сердце – желание наслаждаться, и рядом с ним – разум.

Чем больше желание, тем изощреннее разум в своих поисках способов наполнить желание. И чем совершеннее творение, тем совершеннее в нем обе эти части. Желание получать достигает состояния, когда становится способным воспринять всю реальность, то есть получить все полагающееся ему наполнение (тогда как на предыдущих уровнях возможно лишь частичное наполнение).

Если в нас преобладает желание к земным наслаждениям, то и разум наш занят поиском путей наполнения именно этого желания. У желания есть свои определенные внутренние свойства, и свет, наполняющий его, создает вместе с желанием общую картину мира, реальности.

Действительность – это не то, что находится перед нами, не то, что существует вне нас. Она полностью зависит от наших свойств. В нашей реальности есть открытая и скрытая части. Она делится на уровни: неживой, растительный, животный и человек; на твердые тела, жидкости, газы и т.д., – все в соответствии с нашими свойствами, и если мы изменим эти свойства, то и реальность изменится.

Это точно так же, как в исследованиях частиц атома: если смотрим с одной стороны – видим, что это материя, а посмотрим с другой стороны – видим, что это волны. Все зависит от того, как посмотреть. Так же и мы: если бы мы изменили себя, то увидели бы совсем другую реальность - там, где мы сегодня видим твердое тело, увидели бы совсем другую картину, например, прозрачные волны или какие-то другие свойства – в соответствии с нашими свойствами.

30-40 лет назад начался кризис в науке, ученые начали понимать, что она не может дальше развиваться, не принимая в расчет свойства человека-исследователя. Именно поэтому в наши дни, когда наука уже достигает предела своего развития, они обнаружили себя в тупике.

Наука всегда утверждала, что мы воспринимаем мир в соответствии с определенными формулами, вне зависимости от того, кто его исследует. И вдруг вся реальность пошатнулась, когда открылось, что все зависит от того, как изменяемся мы сами. Таким образом начала выявляться связь между наукой и Каббалой. И если 20-30 лет назад невозможно было даже говорить с учеными о Каббале, они вообще не воспринимали ее подход, то сейчас готовы прислушиваться и принимают, что все зависит от нас, все зависит от человека, и вся реальность – надуманная, она есть оттиск наших свойств.

Все наши ощущения, все наши действия, существуют в том мире, который мы себе представляем, и не существует никакой реальности самой по себе. Если мы изменим угол зрения, то есть наши свойства, то увидим вместо материи – волны, и вместо волн – материю. Это можно сравнить с открытием элементарных частиц учеными в 20-30-е годы прошлого столетия.

Сегодня мы можем говорить с учеными и вместе обратиться ко всему миру с новым объяснением его устройства. Это - переворот в глазах людей, и результаты его огромны и очень важны. Все зависит от нас, все, по сути, зависит от внутреннего состояния человека. Вся система законов этого мира, связи и сравнения, кажущаяся нам связь между частями мира – все это зависит от нас.

Нет никакой объективной реальности. А если это так, то необходимо лишь знать, каким образом нам стоит измениться, под каким углом следует рассматривать абстрактный высший свет, находящийся в абсолютном покое, чтобы он проявился нам наилучшим образом, в самом оптимальном виде. И этим занимается наука Каббала.

В противовес всем остальным наукам, она не говорит об исследовании материи вне нас, она изначально и просто говорит о том, как должен измениться человек, чтобы воспринимаемый им мир изменился. И это, по сути, вся наука Каббала.

Картина мира, какой она нам сегодня представляется, ужасна. Мир находится в полном отчаянии; отсюда – тяга к наркотикам, кризис семьи и общества в целом. И все это не потому, что так устроен мир. Он является копией нашего растущего желания, ведь оно образует нам картину мира, проецируя себя на свойства высшего света.

Несколько лет назад, когда я начал налаживать связи с учеными, я обнаружил, что они готовы воспринимать это и соглашаться с таким подходом. Они готовы сотрудничать и понимают, что в этом – будущее развитие науки. Наука будущего – это наука Каббала. Она даст правильное отношение к миру.

Как прежде мы воспринимали этот мир, считая, что он существует сам по себе, независимо от нас, и не связан с нами, так сегодня ученые принимают и соглашаются с нашим способом исследования мира. Им это стало понятно из их экспериментов, из исследования реальности. Они "переключили" восприятие и причины происходящего снаружи – внутрь человека.

Мир сам по себе не изменится. Мир – это высший свет, находящийся в абсолютном покое. И об этом мы читаем в последних статьях ученых. Астрофизики, например, утверждают, что Вселенная – это единая мысль, действующая разумно и целенаправленно. Экологи пришли к выводу, что наша планета с ее атмосферой и всеми природными проявлениями, ведет себя как некое живое существо, обладающее разумом, программой, реагирует на нас, как живой объект.

Из этих исследований ученые приходят к выводу, что и Вселенная, и земной шар, и все, что на нем существует, от самых простых форм жизни до глобальных – все это оттиск свойств человека. Поэтому, в конечном итоге, все науки, развивавшиеся в течение тысяч лет, занимают свое место в очень узкой области наших исследований действительности.

На их место приходит наука Каббала, которая поглощает их, функционирует вместе с ними и объясняет человеку, как правильно исследовать истинную реальность. Реальность проявляется нам в соответствии с подобием свойств, при сопоставлении наших свойств со свойствами света. Любое явление открывается нам только при уподоблении наших свойств этому явлению.

Можно объяснить это на простом примере: существуют звуковые волны вне моего уха, но я воспринимаю их только при условии, что у меня внутри есть система, способная воспроизводить такие же волны.

Простейшая аналогия - радиоприемник. Если внутри него есть колебательный контур, производящий волну, совпадающую по частоте с наружной, происходит резонанс, и приемник как бы захватывает волну извне и проводит ее к слушателю. То есть я должен обладать неким свойством, чтобы уловить волну. Если я хочу воспринять какую-то определенную часть действительности, я должен знать изначально, какими внутренними свойствами мне следует для этого обладать.

Мы рождаемся с пятью органами чувств. И у каждого из них есть определенная область восприятия, в которой фиксируются все наши реакции на происходящее извне. Мы воспринимаем не все волны, существующие вокруг нас, а только в определенном диапазоне: скажем, от 15 Гц до 15 КГц. Так же устроены и все остальные органы чувств.

Мы созданы таким образом, что мир представляется нам в пределах наших пяти областей восприятия. И если бы у нас были дополнительные органы чувств с иными областями восприятия, картина мира выглядела бы совсем по-другому. Это картина, которая представляется нам вследствие нашей реакции на нечто находящееся снаружи.

Снаружи находятся волны, высший свет. И из всех этих волн мы улавливаем только незначительную часть, маленькое впечатление в определенных частотах – это все, что в конечном итоге создает в нас картину мира. Так мы ощущаем себя, и так мы ощущаем окружающую реальность.

И, разумеется, эта картина является оттиском моих свойств. Если кто-то рождается без одного из органов ощущений, его представление о мире отлично от нашего. А если у нас появится дополнительный орган ощущений, картина мира также изменится.

Наука появляется в результате исследований. Невозможно требовать от человека, погруженного в свои свойства, исследовать то, что находится за гранью его восприятия. Для этого нужно дополнительное свойство, которое называется экраном, или шестым органом чувств. Наука не закончила свое развитие, ей необходимо перейти на более высокий уровень.

Наши естественные телесные органы ощущений мы менять не можем, поэтому наш мир мы ощущаем как одну картину. А если бы у нас имелся орган восприятия, который бы менялся, то посредством него мы ощущали бы изменяющийся мир. Именно так происходит при обретении новой возможности ощущения в экране иного, высшего мира.

Наука Каббала занимается тем, что объясняет человеку, как ощутить, уловить, воспринять реальность в соответствии с твоим выбором, настройкой твоего дополнительного внутреннего органа ощущения – экрана, сосуда, кли, души (это одно и то же).

Вопрос: Сколько бы человек ни менялся, законы природы неизменны, независимо от его мировоззрения. Природа, которая может нас уничтожить, покалечить или доставить наслаждение, останется той же. Вы можете изменять нас хоть до бесконечности, все равно мы будем страдать от жестоких проявлений природы...

Думаю, я привел доступный для понимания пример. Рассматривая предмет через один прибор, я вижу волну, через другой – материю. Кто-то утверждает, что реальность не меняется. Реальность меняется, и она зависит от меня, от моих свойств. Если я изменю свои свойства, реальность изменится. Воспринимаемая нами реальность не существует вне нас. Все видимое, слышимое, осязаемое нами – только наши ощущения. Ты не можешь сказать, что такая же реальность существует вне нас. Никто еще не вышел из себя наружу и не ощутил ее иным способом.

Результаты научных опытов и исследований показывают, что, если мы меняем себя, видимая нами картина изменяется. Я не говорю о позиции Каббалы, я имею в виду ученых. Они уже понимают, что, изменяя человека, можно изменить мир, так как мир является отпечатком, отражением наших свойств.

На протяжении всей истории человечества мы считали, что мир существует сам по себе, независимо от того, находимся мы в нем или нет, что вселенная, земной шар – все существует и без человека. Затем начали понимать, что картина мира зависит, как открыл Эйнштейн, от скорости перемещения. С увеличением скорости прохождения в реальности, она, соответственно, предстает предо мной в другом виде: меняется время, меняются расстояния.

То есть постоянные, по нашим прежним представлениям, величины оказываются непостоянными. Таким образом, все относительно. Что значит, «относительно»? То есть все измеряется относительно меня, относительно моих свойств.

Затем возникла теория, тоже успевшая устареть, которая утверждала, что воспринимаемая мною реальность сама по себе не существует, а является сочетанием моих свойств и внешней среды. Есть нечто вне меня, но я улавливаю всего лишь небольшой отдельный фрагмент, соответствующий диапазону восприятия моих органов чувств. Благодаря зрению, слуху, осязанию и пр., формируется определенная картина, которая является частью некой огромной общей реальности, находящейся вне меня.

За последние 30-40 лет ученые пришли к выводу, что вне нас вообще нет никакой реальности. Возникающая предо мной картина зависит исключительно от моих свойств, от моих внутренних параметров. Я ощущаю, улавливаю не окружающее, а свою реакцию на нечто внешнее. Например, моя барабанная перепонка реагирует на внешнюю волну, в соответствии с этим я улавливаю определенную ее часть.

В пространстве может существовать множество звуковых волн с огромными частотами, но если у меня повреждена барабанная перепонка, то я ощущаю всего лишь свои слабые, частичные, короткие частотные реакции. Только их я и улавливаю, не имея ни малейшего понятия о том, что происходит вне меня. У меня нет прибора для сравнения, чтобы выяснить это.

Я, словно черный ящик с пятью отверстиями – пятью органами чувств, соответствующими пяти видам восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

рис.

Я ощущаю свои реакции на то, что находится вне меня. Но я не знаю, что же находится вне меня. Сумма этих реакций рисует мне картину мира. Это мой мир. Таким образом, мир это не внешняя картина, находящаяся вне меня, а отпечаток, проекция моих внутренних свойств, являющихся результатом функционирования органов чувств.

Современная наука дошла до этого только сейчас, тогда как наука Каббала говорит об этом давно, еще со времен Авраама. Нам не надо суетиться, занимаясь поисками чего-то вне нас. Мы это делали тысячелетия и увидели, что ничего нельзя изменить. Нам необходимо изменить свои свойства, и тем самым мы изменим реальность.

Изменить свои свойства – не означает стать лучше, установить между собой добрые отношения, и тогда всем будет хорошо. Это неверно. Нам необходимо изменить свои свойства в соответствии с находящимся вне нас высшим светом. Если я сделаю это, он будет протекать через меня без всяких преград. И тогда я стану ощущать себя совершенным, как в своих чувствах, так и в осознании своего местопребывания.

Каким образом свои внутренние свойства правильно сопоставить с высшим светом – именно об этом и говорит наука Каббала. Это делается с помощью экрана. Желание получать, эгоизм – это, по сути, стенки черного ящика.

рис.

Если мы над этими стенками ставим экран, то уравниваем наши внутренние свойства со свойствами внешнего света. И тогда мы достигаем той реальности, которая не давит на нас и разрешает все наши противоречия. Свет воспринимается нами как наслаждение, мудрость, знания, постижение.

Вопрос: Это кажется нереальным. Мы, в таком случае, окажемся в идеальном состоянии. Есть ли такие люди, и сколько их?

Насколько нам известно, сегодня действительно, немного. Однако, развиваясь, человечество придет к состоянию, когда ощутит необходимость в том, чтобы измениться. Иначе мы не сможем избавиться от бед, несчастий, страданий. Дело в том, что высший свет стоит против наших свойств и в соответствии с ними давит на нас. Наш эгоизм постоянно растет, все сильнее и сильнее проявляется контраст между нашей эгоистической природой и Творцом. Поэтому то, что находится внутри нашего ящика, по сравнению со светом воспринимается, как жизнь, которая с каждым разом становится все хуже и хуже. У нас не останется иного выхода, как начать заниматься изменением самих себя.

Науке уже известно об этом, в том числе психологии, социологии, экологии. В какой-то момент специалисты всех областей человеческой деятельности в один голос стали указывать на то, что без изменения своих качеств в соответствии с реальностью, находящейся вне нас, мы дойдем до трагического состояния, до угрозы уничтожения.

Наша реальность делится на две части: реальность, которую мы ощущаем до «махсома» (граница, барьер) в этом мире, и реальность, которая ощущается над махсомом. Кто пребывает только в реальности этого мира, ощущает то, что ощущаем все мы. Поднявшийся выше махсома в какой-то мере совпадает по свойствам со светом и, в соответствии с этим, ощущает высшую реальность. Отождествляясь со своей душой, он уже по-другому воспринимает время, ощущает совершенство и вечность. Вместе с тем, благодаря своему телу, он ощущает, что находится в нашем мире, - разумеется, если жив.

Вопрос: Существует ли какой-то максимальный уровень, которого может достичь человек, после того, как перешел махсом?

Я говорю о шестом органе чувств, развивая который достигают тождественности по свойствам свету. Это духовная энергия, пребывающая в абсолютном покое. Если человек приобретает ее свойства, то, в соответствии с этим, ощущает вечность и совершенство.

Вопрос: Существует ли нечто помимо этого?

Помимо этого ничего не может быть. Над этим есть постижение высшей реальности, цели творения.

Вопрос: Человек способен достичь этого?

Человек обязан достичь этого! Мы развиваемся на протяжении всей истории от низших желаний – плотских – до желаний к деньгам, славе, знаниям, и достигаем желания к духовному. Во втором тысячелетии мы пришли к состоянию, когда большая часть человечества достигла уровня желания получать, приближающегося к духовному.

Поэтому человек, который не находит удовлетворения в деньгах, славе и знаниях, стремится к чему-то другому. Однако он не знает, к чему, потому что не ощущает в нашем мире духовный мир, свет. Он не ощущает, что значит совпадать со светом по свойствам. Общество не способно обеспечить человека этими ощущениями, и тогда он либо начинает принимать наркотики, либо приходит учить Каббалу.

Мы видим, что год от года становится все хуже и хуже. Причина в том, что увеличивается наше желание получать, «решимо», заложенное в нас, – своеобразный духовный ген – проявляется все сильнее и сильнее, растут наши требования. Они и определяли на протяжении тысячелетий наше культурное, технологическое, научное развитие. В конце концов, мы достигли состояния, когда исчерпали все возможности, далее в пределах нашего материального мира некуда развиваться.

Мы практически закончили в рамках этого мира развитие науки, культуры, всех сфер деятельности человека. Нам больше нечего делать – ученые это понимают. И потому, в соответствии с нашим развившимся желанием, нам необходимо перейти в область, находящуюся вне нас, и действовать в ней. Еще две тысячи лет тому назад в книге Зоар было написано, что так будет происходить именно в наше время, и только сегодня мы это обнаруживаем.

Вопрос: Связана ли наука Каббала с религией, историей, традициями нашего народа? Если она связана с наукой, значит, является «светом для гоев»? Поэтому Мадонна и тому подобные люди занимаются ею?

Прежде всего, Каббала – это наука и не имеет никакого отношения к религии. Она является наукой о высшей реальности и объясняет, каково ее строение, как мы можем ее ощутить, исследовать и жить в ней. Тогда мы сможем знать, что с нами произойдет и через мгновение, и через год (о чем сегодня не имеем ни малейшего представления), познаем наш корень: откуда, как и зачем родились. Короче говоря, мы получим о себе всю информацию, которая сегодня нам недоступна, и будем жить, как сознательные, все видящие люди, а не какие-то слепцы. Это, во-первых.

Во-вторых, конечно же, Каббала передается в еврейском народе из поколения в поколение через особых людей, которые не принадлежат народу как таковому. Каббалисты всегда занимались в одиночестве, отдельно от остальных людей, не имея связи с народом в целом.

Течение каббалистов тонкой нитью проходит через всю историю еврейского народа. Они развивали Каббалу, чтобы, в конце концов, принести ее всему миру. И тогда с ее помощью мир исправит себя и заживет наилучшим образом, в наиболее оптимальной форме, на самом высоком уровне.

Еще раз повторяю: мы говорим о науке, об исследовании реальности, а не о том, что относится к религии, молитвам, традициям, заповедям в нашем обычном понимании этого слова. Каббала – наука, изучающая существующую реальность. Это набор данных, результатов исследования, рекомендаций, как понять мир, в котором мы живем. Разумеется, эта наука предназначена для всего человечества – так говорится в книге Зоар, так пишет Бааль Сулам в статье «Дарование Торы» и в других статьях. Верно сказано: «Каббала станет светом для гоев – для всех народов».

Вопрос: Это способствует развитию антисемитизма?

Наоборот, это установит мир во всем мире. У неевреев есть ощущение, будто мы что-то утаиваем от них. И мы чувствуем, что в нас есть нечто, чего мы не даем им. Такие ощущения в народах – причина антисемитизма, корень которого в том, что мы не передаем всем остальным народам науку Каббала, которая, в сущности, является решением всех проблем.

А что касается Мадонны и тому подобных – это несерьезно. Из-за того, что многие люди сегодня тянутся к Каббале, такого рода псевдокаббала стала модой. Но настоящая Каббала – очень серьезная и весьма непростая наука. Это не манипуляции с буквами или красными нитками и т.п. Это на самом деле очень глубокая и сложная наука.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Суть науки каббала Леониду Макарону –– с глубокой признательностью за помощь в распространении каббалистических знаний посвящается Каббала –– наука XXI века суть науки каббала

    Документ
    ... в распространении каббалистических знаний посвящается Каббала –– наука XXI века сутьнаукикаббалаТом I МИХАЭЛЬ ЛАЙТМАН «СОФИЯ» 2 0 0 5 УДК ... , 2005 Содержание От редактора Вступительная лекция (18 июля 2004 года) Сутьнаукикаббала (урок ...
  2. Каббала в контексте истории и современности

    Книга
    ... и более лишенных всякого конкретного содержания абстракций… Подобно тому, как этот дом Мигараматы ... единства мироздания // Сутьнаукикаббала. М., 2005. [135] Лайтман М. Исторический аспект наукикаббала // Наукакаббала. Международная академия каббалы ...
  3. Каббала предание Божественное или человеческое? Содержание

    Вопросы к экзамену
    ... от исследователей-некаббалистов только в том, что они исследуют окружающее ... может стоять почти идентичное содержание. 10. Может ли ... 2001. С.229. 3 Бааль Сулама. Сутьнаукикаббала. 4 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. ...
  4. Михаэль лайтман богоизбранность том i

    Документ
    ... , которые показали скрытое, глубинное содержание праздничных ритуалов и обычаев, представлявшихся ... биологическому равновесию – это по сутисодержание любого закона природы. Мы ... изучающего и очищает его душу… НаукаКаббалаТом I, II Эта книга – основной ...
  5. Каббала основные положения михаэль лайтман

    Книга
    ... и равные системы, различающиеся только в том, что: · первая исходит от ... душ. Особенность Каббалы как науки заключается в том, что она включает в ... «размеров». Внутренняя суть Каббалы – по своему внутреннему содержаниюКаббала не наука, а свет Создателя ...

Другие похожие документы..