Главная > Учебно-методический комплекс


Учебно-методический комплекс по дисциплине:

«Экообразование»

кандидат пед. наук,доцент Осипова И.В.

Методические указания студенту по изучению дисциплины

Дисциплина «Экообразование» предназначена для студентов 5 курса по специальности 05010265 – «Биология» и относится к блоку «Национально-региональный (вузовский) компонент», изучается в 10 семестре. Общий объём нагрузки составляет 40 часов. Аудиторная нагрузка составляет – 20 часов. В структуру аудиторной нагрузки входят практические занятия. Формой промежуточной аттестации является зачёт.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 40 часов, 20 из которых отводится на аудиторные занятия и 20 часов на самостоятельную работу. Все аудиторные занятия состоят из семинаров.

При изучении дисциплины «Экообразование» студент должен знать вопросы формирования отношения личности к миру природы, экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников, роль различных школьных предметов в формировании экологической культуры, организацию внеклассной и внешкольной формы экологического образования, экологические понятия, представления, раскрывающие содержание, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматривать современные программы по экологии, направления в области экологического образования, а также научный вклад ученых методистов-экологов.

Содержание самостоятельной работы составляют такие виды учебной деятельности студентов, как: изучение литературы; работа с текстами (конспектирование, реферирование, аннотирование и т.д.); работа с понятиями, выполнение творческих заданий.

По данной дисциплине предусмотрены различные виды текущего контроля, такие, как опрос, тестирование, выполнение контрольных заданий, позволяющие отслеживать качество подготовки специалиста и своевременно вносить коррективы в учебный процесс. Полусеместровую аттестацию рекомендуется выставлять по результатам выполнения заданий самостоятельной работы и тестирования знаний по темам, изученным к моменту проведения промежуточной аттестации.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

  1. Азаров В.И. Редкие животные Тюменской области и их охрана.-Тюмень,1996.

  2. Алексеев С.В. Изучаем экологию экспериментально. М, 1992.

  3. Алексеев С.В., Беккер А.М. Из опыта проведения факультативных курсов по экологическому образованию школьников. Журнал «Химия в школе», 1991, № 5.

  4. Бабакова Т.А., Мамотова А.Н. 500 экспериментальных задач. Петрозаводск, 1991.

  5. Балин Д.А., Сорокина Т.Г. Час экологической игры. С-Пб, 1992.

  6. Бобров В. Все о национальных парках.- М.: Молодая гвардия, 1987.

  7. Буровский Д. Почему экообразование должно быть ноосферным? М., 1997.

  8. Временный Государственный образовательный стандарт «Экология». М., 1994.

  9. Горбунова А.Д., Колесникова Е.В. Учебные планы и программы по экологии (5-7 класс). С-Пб, 1998.

  10. Захлебный А.Н. Экологическое образование в школе.- М., 1984.

  11. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Концепция общего школьного экообразования.- М., 1997.

  12. Колесникова Н.А. и др. Год птиц в школе. Тобольск, 2002.

  13. Колесникова Н.А. и др. У истоков природоохранной работы в учебных заведениях г. Тобольска. Тобольск, 2002.

  14. Колесникова Н.А. Кабинет охраны окружающей среды – центр ЭО. Тобольск, 1995.

  15. Макареня А.А. Ноосферная школа как педагогическая новация в решении задач ЭО. Тобольск, 1993.

  16. Мелентьева А.А. Синергетика как новая концептуальная основа интеграции разнопредметных научных знаний в школьном образовании. /Сб. межрегион. конф. Тюмень, 1999.

  17. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

  18. Пономарёва И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии. М., 1979.

  19. Пысин Н. Памятники природы России. М., 1991.

  20. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. – М., 1984.

  21. Телешова Е.В. Интегрированный химико-биологический практикум «Природные и синтетические индикаторы. Биоиндикация». С-Пб., 1998.

  22. Харитонцев Б.С. Зелёная книга Тюменской области. Тобольск, 2001.

  23. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

  24. С.В. Алексеев, А.М. Беккер. Изучаем экология – экспериментально. Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. – СПб, 1993.

  25. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.

  26. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995.

  27. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Агес П. Ключи к экологии. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1982.

  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии. М., 1996.

  3. Боголюбов А.С. Полевая практика в экологическом образовании школьников. «Экология и жизнь», 1999.

  4. Игнатова В.А., Ромейко Н.В. Общеобразовательная школа эколого-культурной направленности. Тюмень, 2000.

  5. Колесникова Е.В. Материалы к интегрированному химико-биологическому практикуму для 8 класса «Природный индикатор». С-Пб., 1996.

  6. Колесникова Н.А. Методические и дидактические основы подготовки студентов к реализации элементов ЭО в школе. Тобольск, 2001.

  7. Комплект программ по экологическому образованию школьников. / Под ред. И.Т. Суравегиной. – М., 1992.

  8. Концепция общешкольного экологического образования / Под ред. И.Т. Суравегиной, И.Д. Зверева. – М., 1994.

  9. Кривых С.В. Региональный аспект в экологизации школьного образования. Новокузнецк, 1998.

  10. Симонова Л.П. Школьное краеведение. Земля – наш дом. М., 1993.

  11. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии как факторы внутренней экологической культуры и деятельности учителя./Сб тезисов, Тобольск, 1995.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:

  • Журналы - «Экологическая хроника», «Экологическое образование», «Природа», «Наука и жизнь», «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Биология в школе», «Химия в школе», «Химия и жизнь», «Юный натуралист» и др.

  • Газеты – «Первое сентября (Биология, Химия)», «Исток» и др.

Содержание текущего и промежуточного контроля

и методические указания к его выполнению

Текущий контроль успеваемости проводится с целью повышения качества и прочности знаний; проверки процесса и результатов усвоения учебного материала. Текущий контроль успеваемости проводится в течении семестра и предполагает выставление каждому студенту отметок, оценивающих выполнение им всех видов работ, предусмотренных учебной программой дисциплины.

Целью промежуточной аттестации является комплексная оценка качества усвоения студентами теоретических знаний, сформированности умений и навыков при освоении общеобразовательной программы за семестр.

Текущий контроль осуществляется по работе на семинарах, по выполнению заданий для самостоятельной работы, тестированию по представленным тестам и выполнению срезовых контрольных работ. Примерные задания представлены ниже.

Промежуточный контроль предусмотрен в форме зачета. При выставлении зачета учитываются результаты текущего контроля и устные ответы студентов на вопросы зачета.

Вопросы к зачету:

1. История организации первой в мире специализированной лаборатории и Проблемного Совета по природоохранительному просвещению.

  1. Методисты-экологи и их научный вклад в развитие проблемы ЭО.

  2. Концепции школьного ЭО по стандарту «Экология».

  3. Принципы, аспекты, модели школ экологического содержания.

  4. Основные направления ЭО (интегративное, антроэкологическое, синергетическое, ноосферное).

  5. Охраняемые территории – заповедники, заказники, микро заказники, национальные парки, памятники природы.

  6. Учебно-природные тропы, их структура и педагогическое значение.

  7. Методическое и дидактическое оснащение предмета ЭО.

  8. Кабинет охраны окружающей среды – центр ЭО.

  9. Авторские программы по экологии.

  10. Учебный предмет «Экология», его структура и содержание.

  11. Экологические понятия, их классификация.

  12. Методика разработки одной из тем школьного курса экологии («Тема как система уроков и форм учебно-воспитательного процесса»).

  13. Система работы биологохимического факультета ТГПИ им. Д. И. Менделеева по реализации ЭО в школах Тюменской области.

Реферат – доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных источников. Основным отличием реферата от конспекта является наличие содержания и мысли самого автора реферата, отражающие его отношение к идеям и выводам реферируемых работ.

Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дается анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов по общей теме.

В реферате можно использовать результаты собственных исследований, проведенных автором в школе, в студенческой группе, среди родителей.

Схема подготовки реферата:

1. Ознакомление с предложенными темами рефератов, согласование с руководителем и выбор темы.

2. Подбор в библиотеках соответствующей литературы для реферирования.

3. Пользуясь закладками, отметить существенные места или сделать выписки.

4. Составить план реферата.

5. Используя рекомендации по тематическому конспектированию и составленный план, написать реферат, в заключении которого обязательно выразить свое отношение к излагаемой теме.

6. Прочитать текст и отредактировать его.

7. Проверить правильность оформления реферата.

8. После подготовки реферата следует написать текст выступления (если предстоит защита реферата), продумать ответы на возможные вопросы по содержанию реферата.

Примерные темы рефератов:

1. Экология – интегрированная наука.

2. Зарождение экологических взглядов на природу.

3. Современная классификация экологии. У истоков термина «экология». Основные этапы введения термина в различные науки.

4. Международные программы-проекты по экообразованию.

  1. Дидактические основы экообразования учащихся.

  2. Вклад методистов – экологов в развитие проблемы экологического образования в школе.

  3. И. Д. Зверев, его научные труды, их значение.

  4. И. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный, их вклад в развитие экологического образования.

  5. Экологическое образование в дошкольных учреждениях.

  6. Система экологического образования на БХФ. Традиционные научно-практические конференции.

  7. Составление библиографического списка участников традиционных межвузовских экологических конференций на БХФ ТГПИ им. Д. И. Менделеева (1987-2008 гг).

  8. Обзор научно-методической и периодической литературы:

– уроки с экологическим содержанием;

– внеклассные мероприятия;

– исследовательская работа членов НОУ.

  1. Экологическое образование в школах г. Тобольска и Тобольского района.

  2. Поэты, писатели, художники о природе.

  3. Региональные проблемы школьного экологического образования.

  4. «День и Ночь планеты Земля» на примере г. Тобольска.

  5. Кабинет охраны природы – центр экообразования.

  6. Методы экологических исследований.

  7. Экологические группы растений.

  8. Экологические группы животных.

  9. Опытнические задания для членов НОУ в летних экологических лагерях.

  10. Экологический сектор на учебно-опытном участке.

  11. Внеурочные экологические задания для школьных лесничеств.

  12. Принципы экологического образования.

  13. Аспекты экологического образования.

  14. Структура и модели школ экологического образования.

  15. Национальные парки, памятники природы.

  16. Заповедники, заказники Тюменской области.

  17. Региональные памятники природы города Тобольска.

  18. Материальная база реализации экообразования в школе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс « охрана и рациональное использование земель» для специальности – 020201 65 «биология»

    Учебно-методический комплекс
    ... студентовМетодическиеуказания для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студентам оптимальным образом выстроить работу поизучениюдисциплины ...
  2. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины

    Конспект
    ... студентов Календарный график учебного процесса и дистанционных консультаций &&& ###002-001#2.1 Область применения Электронный учебно- методическийкомплексподисциплине ...
  3. Руководство для самостоятельной работы

    Руководство
    ... 234 ЭКООБРАЗОВАНИЕ ... подисциплине включает вопросы по всем изученным темам. Подготовка к экзамену студентами осуществляется по материалам лекции, рекомендованным учебным ... . Анализ учебно-методическогокомплекса на примере комплексапо разделу «Растения» ...
  4. Объект предмет и методы курса

    Документ
    ... МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ: 385 Пояснительная записка. 385 1. Требования к знаниям и умениям студентовподисциплине. 387 2. Примерное содержание учебного ... комплексдисциплин и проблемных областей, занимающихся изучением городов. Изучение ... не имеет ...
  5. Историко-архитектурный музей-заповедник» (4)

    Документ
    ... экообразования: экскурсий, праздников, занятий по ... в России. Поуказанию Д.Н. Рутса ... учебно- ... дисциплин. Общее число студентов в этот период по ... изучения представляет комплекс ... по науке и организационно-методической работе, Областной методический ...

Другие похожие документы..