Главная > Автореферат диссертации


К.Д. Чермит, В.Г. Левченко

Высшее образование: реалии и перспективы

Министерство образования Российской Федерации

Адыгейский государственный университет

К.Д. Чермит, В.Г. Левченко

Высшее образование: реалии и перспективы

Майкоп

2001

Удк

Печатается по решению редакционно-издательского совета Адыгейского государственного университета

Рецензенты:

член корреспондент Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор Я.К. Коблев;

доктор педагогических наук, профессор М.М. Шестаков.

Чермит К.Д. , Левченко В.Г.

Высшее образование: реалии и перспективы. Редакционно-издательский отдел Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2001. - 237 с.

В монографии предпринята попытка, с позиций системного подхода рассмотреть сложный комплекс разнообразных проблем современного высшего образования в России. Показана зависимость образовательной системы от мировых и российских тенденций экономического и социального развития.

Стремясь к объективности исследования, авторы оставляют за собой право личной позиции и оценок происходящих изменений в высшей школе.

Адресована студентам, преподавателям, научным работникам, всем, кто интересуется современными проблемами высшей школы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………

ГЛАВА I. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………

    1. Современные проблемы высшего образования……………..

1.2. Пути реализации сложных задач системного развития……..

1.3 Модель современной образовательной системы……………..

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНЕШНИХ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ …………………………………………………………..

II.1. Правовое поле высшего образования России……………….

II.2. Общемировые и внутрироссийские тенденции развития высшего образования……………………………………………………….

II. 3. Государственный образовательный стандарт высшего

образования (назначение, общая характеристика, способы реализации).

ГЛАВА III. ВНУТРИСИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………

III.1. Содержание образования ………………………………….

III.2. Гуманистическая ориентация высшего образования……..

III.3. Регионализация образования………………………………

III.4. Качество образования………………………………………

III. 5. Подготовка личности к трудовой деятельности…………

III.6. Организация образовательного процесса………………..

Список литературы………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Радикальные изменения социально-экономического уклада жизни, государственного устройства страны совпали с периодом общепланетарного кризиса культура и образования. В результате этого Российское образование попало в сложную ситуацию.

Среди основных проблем современного образования выделяются:

  • несоответствие содержания образования и образовательных технологий общественным и культурным требованиям, уровню развития науки;

  • отсутствие разработанных и эффективных механизмов обновления содержания и технологии образования;

  • слабое соответствие системы изменившейся парадигмы образования (как одно из следствий этого – резкое ухудшение состояния здоровья обучающихся);

  • необеспеченность процесса демократизации, реализации принципов гуманизации, регионализации и культуросообразности образования.

Высшее образование, являясь составной частью образования России, естественным образом сталкивается с необходимостью решения указанных выше проблем. Однако высшая школа, по меткому выражению академика В.А. Садовничего (204), «… обладает ни с кем не делимой ответственностью за судьбу страны и народа», играя ведущую роль реализации установки на удовлетворение личностных прав человека и подготовки специалистов разного профиля для государства. То есть, то обстоятельство, что высшее образование реализует отдельный блок жизненно важных для государства, общества и личности потребностей, вызывает появление и собственных проблем, вытекающих из общего кризиса образования.

Ряд тенденций и факторов особо подчеркивают актуальность данного исследования:

  1. Изменение социально-экономических условий в обществе предъявляет к высшему образованию новые требования к целевым установкам, к содержанию, методам обучения, технологии, структуре, организационным формам.

  2. Высшее образование является ключевым компонентом образовательной системы. А как отмечают ученые (249,256), не только устойчивое развитие человечества, но даже его выживание невозможно обеспечить без решения сложных проблем образования. Эффективность высшего образования определяет национальный потенциал конкурентоспособности.

  3. Только саморефлексия высшего образования относительно отечественных и мировых тенденций его развития позволяет предвидеть модель эффективного профессионального образования в будущем.

  4. Образование является фактором решения огромного спектра глобальных, региональных и локальных проблем. Поэтому содержание высшего образования должно рассматриваться как тесно взаимодействующая и интегрированная система, состоящая из федерального, регионального и вузовского компонента. Однако способы обеспечения интеграции не до конца ясны.

  5. Способность общества противостоять духовной ассимиляции и деградации определяется, прежде всего, ценностными ориентирами, формирующимися под влиянием образования, особенно высшего.

В работе предпринята попытка рассмотреть указанные выше факторы и тенденции. Авторы понимают, что не все главы и подглавы имеют одинаковую завершенность и содержательную ценность. Однако, этого не удается избежать при рассмотрении динамично развивающейся системы, к которой, безусловно, может быть отнесено высшее образование в России.

Авторы не претендуют на исчерпывающее объяснение рассматриваемой проблематики. Для них важным является постановка актуальных вопросов высшего образования, с тем, чтобы активизировать дальнейшие исследования, обсуждения.

ГЛАВА I. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Современные проблемы высшего образования

В последнее десятилетие в состоянии кризиса находятся все сферы жизни страны и общества. Причем кризис, охвативший систему образования, является первопричиной всех глобальных проблем человечества в современном мире (57,180,242).

В России кризис образования (5,67,70,71,113,158,162,263) имеет двойственную природу. С одной стороны, он является проявлением глобального кризиса образования, а с другой - происходит в обстановке социально-экономического кризиса в государстве. Как считает Н. Моисеев, на общепланетарный кризис культуры и образования накладывается еще и наш специфический российский кризис (158). С подобным подходом согласуется мнение Г.Л. Ильина, который считает, что современный кризис отнюдь не является переходным процессом, а характеризуется новым устойчивым состоянием образования, и в нашем стране он определяется наложением общего кризиса образования в мире на глубочайший социально-экономический кризис (95,97).

Выход из социально-экономического кризиса в России видится лишь только на путях подъема образования (192). При этом следует учесть, что «образование бесполезно или вредно, если оно не служит нравственности. Ценность образования не в объеме усвоенной информации (это удел информационных систем, которыми просто надо уметь пользоваться), а в развитии духовности человека, включающей культуру, духовные ценности и нравственные идеалы» (это один из основных методологических постулатов в мировой педагогике) (128).

Среди основных проблем современного состояния системы образования выделяется несоответствие содержания образования и образовательных технологий общественным и культурным требованиям, уровню развития науки, отсутствие действенных механизмов обновления содержания и технологий образования. Одна из причин этой проблемы видится в том, что «сложившаяся в прошлом система «поддерживающего обучения» уже не способствует требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации» (264).

Современное развитие общества требует новой системы образования - «инновационного обучения» (20,54,68), которое формировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, а также ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее, а также внедрение в систему высшего образования новых информационных технологий (184,191,201,223,230), представляющих собой «тот необходимый фундамент, на который будет опираться вся будущая система высшего образования новой России» (257).

Сегодня единая система образования, существовавшая в России, начинает расслаиваться и становиться все более разнообразной. На данный момент для системы высшего образования «характерны различные по формам собственности образовательные учебные заведения (государственные, частные, сме­шанные, религиозные); различные по типам учебные заведения (университет, академия, институт, колледж) и различные по продолжительности и уровню образовательные программы (незаконченное высшее, базовое высшее (бакалавриат), полное высшее (магистр, дипломированный специалист) и последипломное образование (повышение квалификации, аспирантура, ординатура, докторантура)» (234).

Кризисные явления в образовании вызывают потребность смены образовательной парадигмы (2,30,55,62,74,103,114,142,180,241). В философском энциклопедическом словаре под парадигмой понимается «совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе» (132). Как считает В.Е. Шукшунов с соавторами, современное состояние образования неудовлетворительно, поэтому должна произойти смена существующей парадигмы образования на инновационную, главной задачей которой является превращение образования в ведущий фактор прогресса (264).

Известно, что необходимость изменения парадигмы возникает в связи с переходом к новым типам мышления и к новым способам преобразования действительности. Сегодня потребность к такому переходу назрела. Ключевым элементом нового педагогического мышления является гуманизация. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности (31,32,47,48,58,85,126,130,208,261,269,228). Она «направлена на конструирование содержания, форм, методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого ученика, его познавательных процессов, личностных качеств и создание таких условий, при которых ребенок может и хочет хорошо учиться» (48).

В свете идеи гуманизации образования все более утверждается в последнее время личностно-ориентированный подход к сущности содержания образования, при котором высшей ценностью становится сам человек. При этом обеспечивается гуманное отношение к личности, становление его индивидуальности и возможности самореализации. Цель личностно-ориентированного образования (по Е.В. Бондаревской) не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие качества, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией (46).

Многими учеными признается необходимость серьезных изменений в образовательной системе нашей страны (1,11,44,45,50,72,80,109,118,129,165,

193,199,202,209,245,254,255) и изменения структуры педагогического образования (30,181,165). Нынешняя система высшего образования должна быть более гибкой, динамичной и обеспечивать быструю адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям. Стратегически эту проблему решают введением многоуровневой структуры высшего образования, цель которого видится в расширении возможности высшей школы, в удовлетворении многообразных культурно- образовательных запросов личности и об­щества. Такая структура дает возможность личности при необходимости не начинать все сначала, а за сравнительно небольшой период времени переориентироваться в процессе образования. Переход от моносистемы к многоуровневой системе профессионального образования обеспечит более высокий уровень образованности и профессиональной компетентности выпускников вузов.

Наряду со всем этим, сегодня в стране катастрофически быстро падает социальный престиж профессии педагога, ухудшается здоровье обучающихся, возникает опасность снижения качества образования (73,79,106,115,134,138,144,153,167,177,197,203,231).

В современном мире с каждым годом усиливающийся с огромной скоростью поток информации непосредственно негативно отражается на состоянии здоровья обучающихся. По данным Минздрава России, отмечается ежегодное уменьшение числа здоровых детей (4,8,60,108,186,233,250). Как отмечает в своем докладе на Всероссийском совещании работников образования министр образования РФ В.М. Филиппов (14 - 15 января 2000 г.), за последние 30 лет число предметов в средней общеобразовательной школе увеличилось почти в три раза, а недельная нагрузка на ученика возросла в 1,5-2 раза. Перегрузка детей приводит к тому, что сегодня только 15% детей оканчивают школу без хронических заболеваний (238). Эта ситуация, по мнению многих, стала причиной намечаемого перехода на 12-летнее обучение (80,90,122,123,213). Вызывает опасение и состояние здоровья студенческой молодежи. Уже на первом курсе от 18 до 50% студентов имеют различные заболевания (235). Кроме того, как подчеркивают многие специалисты, за время учебы в вузе количество больных среди будущих специалистов возрастает (210,216,233). И за последние 10 лет, как отмечает В.М. Филиппов, положительной динамики в состоянии здоровья детей и молодежи не наблюдается, и это становится предме­том острой общественной тревоги (235). Ухудшение здоровья обучаемых непосредственно сказывается на качестве их знаний. Выстраивается взаимосвязанная цепочка: увеличение информации - перегрузка обучаемых - ухудшение здоровья - падение качества знаний. Как подмечает В.П. Беспалько, сегодня наблюдается чудовищная перегрузка как учебных планов предметами, так и предметов учебной информацией, и, как следствие всего этого, - массовая низкая успеваемость обучающихся (36).

Одной из наиболее острых проблем современного образования, как считает Н. Моисеев, стала борьба с нарастающим информационным хаосом. «Для него характерна стремительно возрастающая скорость инноваций и технологической перестройки, а значит - изменения условий жизни (и выживания) не только отдельных людей, но и наций в целом. К такому повороту в «истории людей» существующая система образования явно не готова» (158). Резкое увеличение объема и скорости обращения информации ГЛ. Ильин определяет как «информационный бум» (97). По его мнению, это явление потребовало необходимости пересмотра содержания образования, а именно, обновления устоявшихся знаний многих учебников, введения новых учебных дисциплин и увеличения сроков обучения. Поэтому, как считает А.Я. Савельев, «основное противоречие современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции (или самообразованию)» (202). К сожалению, не удалось сформировать всесторонне развитые личности, но некоторый опыт накоплен, и надо пересмотреть существующую систему обучения и воспитания. При этом использовать его для максимального развития способностей обучаемых.

Характеризуя некоторые глобальные проблемы XXI века в сфере образования, Б.С. Гершунский подчеркивает, что сфера образования главным образом занимается передачей из поколения в поколение нацеленных на быструю отдачу, достаточно узких, по существу фрагментарных, технократически сориентированных знаний, умений и навыков (70). Сложившаяся предметная система, как считает Ф. Русинов, ориентирована на «замкнутые», жестко сконструированные учебные дисциплины. По его мнению, студент часто не представляет глубинной сути своей будущей профессиональной деятельности, истинного смысла и весомости той или иной изучаемой дисциплины (200). Предметы существуют независимо друг от друга, и их содержание укладывается в головах обучаемых в виде разрозненного и несистематизированного опыта, так как в учебных планах отсутствует тот стержень, вокруг которого оно могло бы кристаллизироваться и систематизироваться (34).

С мнениями Б.С. Гершунского, Ф. Русинова и В.П. Беспалько согласуется позиция Ю. Татура. Составляя прогноз на развитие высшего образования, автор приходит к выводу, что предметный подход к формированию и преподаванию курсов должен «уступить место комплексу идей, опирающихся на понимание междисциплинарного, целостного, постоянно обновляющегося образования, но не признающего единственности истины и незыблемости установленных законов, развивающих творческие способности личности» (223).

Социально-экономические изменения в нашей стране вызывают потребность в личности, способной осуществить преобразование общества на гуманистических принципах. Сегодня стало очевидным, что традиционная организация учебно-воспитательных воздействий на воспитанника оказалась неприемлемой. Образовательный процесс, в котором воспитанник является объектом педагогических воздействий, а педагог выступает как субъект, контролирующий технологию образовательного процесса, привело к отчуждению педагога от культуры, от нравственности, от ученика. В новых условиях образовательная система перестает выполнять культурно-созидательную функцию и не создает необходимых условий для формирования общей культуры и целостной системы профессиональных знаний и умений личности, ее готовности к самообучению и саморазвитию.

Как отмечает в своем докладе на Всероссийском совещании работников образования министр образования В.М. Филиппов, система образования России, несмотря на все трудности, сохранилась как одна из признанных, крупнейших в мире образовательных систем (238). Но для того, чтобы сохранить высокий уровень российского образования и еще выше поднять планку подготовки специалистов, как подчеркнул в своем докладе на проходившем 4 съезде (6-7 декабря 2000 г.) Российского союза ректоров В.А. Садовничий, необходимо решить проблемы высшего образования, имеющие «важный стратегический характер, положительное решение которых существенно продвинет вперед высшую школу» (204).

Перед высшей школой России в новом тысячелетии стоят весьма непростые задачи. Необходимо определить и предпринять конкретные действия для создания условий развития всех сторон жизни нашего общества.

Осмысление кризисных явлений в образовании позволяет увидеть причины, тормозящие ее развитие, и предполагает поиск путей выхода из сложившегося образовательного кризиса. Прежде всего, причины этого видятся в невыполнении органами исполнительной власти законодательных нормативных актов, регулирующих вопросы образования, а также в произвольном толковании норм федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и закона РФ «Об образовании» (89,168).

Проводимые практически во всех странах с конца XX века образовательные реформы основательно переосмыслили роль образования. И на пороге XXI века значение образования в жизни общества все более растет. В мире сложилась ситуация, что именно от развития образования в будущем зависит судьба цивилизации, с ним связываются надежды на удовлетворение растущих потребностей общества.

Образование может и должно определить дальнейшее развитие страны и дать могучие импульсы научно-технологическому прогрессу, развитию культуры и всех сфер социальной жизни.

Образование в значительной степени зависит от качества подготовки педагогических кадров. Предметно-центрическая направленность профессиональной подготовки педагогов сдерживает процесс становления высокопрофессиональной личности. Содержание такой подготовки педагогов не формирует системного видения педагогической деятельности. Традиционный образовательный процесс формирует у личности систему знаний и умений по различным учебным дисциплинам, в то время, когда наиболее востребованными в жизни становятся личностные параметры, возникшие вследствие целостного подхода. Как отмечает В. Иванов с соавторами, практика подготовки специалистов в вузах страны «свидетельствует о наличии глубоких противоречий между требуемым уровнем, направленностью и содержанием подготовки специалистов и традиционным подходом к организации обучения, формированию его содержания, определению приоритетов». «Предметное обучение в вузе выступает как замкнутое внутридисциплинарное содержание учебного процесса и не всегда формирует умения, необходимые будущему специалисту» (93).

Образование, являясь универсальным способом получения профессии, должно 6ыть конкурентоспособным на рынке труда. Директор НИИ непрерывного педагогического образования РГПУ им. Герцена Родионова М.Ф., выступая на совещании по проблемам стандартов высшего педагогического образования (1-2 апреля 1997 г. в Санкт-Петербурге), отметила, что в России возникает необходимость построения такой системы образования, которая делала бы выпускников конкурентоспособными, мобильными, гибкими в изменяющихся ситуациях. Если раньше на первом месте стояло общество, социальный заказ, то сейчас на передний план выдвигается личность, ее интересы. Это видно из законодательных нормативных документов (закон «Об образовании», Федеральная программа развития образования в России, проект реформ высшего образования), в которых стратегическая цель профессионального образования определяется как развитие способностей человека к самоопределению в жизни и профессиональной деятельности и поиск оптимальных путей в достижении качества образования. Поэтому сегодня Российское образование в своем развитии ориентируется не только на социально-экономическое, но и на этнокультурное состояние общества. Традиционное определение образования как системы передачи знаний, умений, навыков, способов мышления становится неприемлемым. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к содержанию образования, где в центре внимания находятся знания, являющиеся важной социальной ценностью. Безусловно, такой подход способствует социализации личности, но при этом знания заслоняют собой самого человека. Утверждающий себя в свете идеи гуманизации личностно-ориентированный подход способствует развитию целостного человека, и при этом абсолютной ценностью являются не знания, отчужденные от личности, а сам человек. Целостное развитие человеческой личности сегодня имеет общечеловеческую ценность и становится доминирующим вопределении содержания современного образования. По мнению В.А. Шаповалова, «задача всякого образования состоит в том, чтобы индивид в процессе овладения совокупностью систематизированных знаний и связанных с ними навыков и умений, приобщался к набору культурных ценностей, доминирующих в данном обществе» (258).

За последние годы XX столетия в системе высшего образования России произошел ряд изменении: введение многоуровневой системы подготовки специалистов; применение конкретных шагов на пути гуманизации образования, обращение к личности воспитанника; усиление фундаментализации содержания программ высшего образования и ряд других, обуславливающих необходимость разработки ГОСТов нового поколения (196). Новые стандарты учитывают факт необходимости сохранения и развития национальной культуры. Учет культурно-исторических традиций народа, их единство с общечеловеческой культурой становится важным условием конструирования новых учебных планов и программ. По мнению Ф. Русинова (200), необходимо разработать новую образовательную концепцию на основе синтеза, «диалога двух типов ментальности», имеются в виду особенности государственного и регионального содержания образования. Как считает Бирюкова Л.М., «именно в диалоге цивилизаций каждая культура обретает вновь свою идентичность, возвращается к своим истокам» (44).

Составляя прогноз развития образования, Б.С. Гершунский отмечает, что идеи «духовной интеграции дружественного многостороннего диалога ментальностей, диалога культур ... могли бы составить основу «верхнего этажа» аксиологического (целезадающего, ценностного) блока многоплановой образовательной деятельности» (68). Поэтому происходящее в настоящее время реформирование нашего высшего образования требует учета культурных традиций и менталитета своего народа.

В совокупности современных проблем роль педагога сегодня значительно повышается в связи с поиском путей выхода из сложившегося образовательного кризиса. Появляется необходимость в педагоге, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образо­вания выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, просчитывать их результаты, создавать свою собственную педагогическую концепцию.

Происходящие в обществе изменения требуют новых подходов к подготовке высококвалифицированных педагогических кадров в нашей стране. Сегодня традиционная система подготовки педагогов не соответствует гуманистической тенденции общественного развития в быстроменяющейся социальной действительности.

В связи с признанием реализации идей гуманизации образования необходима новая философско-педагогическая концепция, для которой характерен новый взгляд на учебно-воспитательный процесс в вузе как на систему целостного профессионально-нравственного развития и саморазвития личности будущего педагога. При этом проблема повышения уровня профессиональной подготовленности 6удущих специалистов не может быть успешно решена без учета регионального компонента государственною образовательного стандарта

Охватить весь круг проблем, стоящих перед современной высшей школой, сложно, но часть из них можно выделить, широко обсудить и наметить программу действий. Причем, по мнению многих ученых (18,23,41,52,53,84,97,96,117,146,152,170,204 и др.), решить проблемы качественного развития высшего образования невозможно только административными мерами. Они могут быть решены с помощью научно-педагогических методов, способствующих целостному развитию личности будущего специалиста. Сегодня «поиск новых идеи ведется на всех структурных уровнях системы образования - практическом, теоретическом уровне фи­лософии образования» (70).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Энциклопедия образования в западной сибири

    Документ
    ... и школы: проблемы и перспективы. //Мир образования. 1995№1. 87 Тобольская духовная ... С учетом новых жизненных реалий техникум был преобразо­ван в совхоз ... работник высшего профессионального образования РФ. ководнтель ысшегообразования России, лочанын . ...
  2. Направление работы (2)

    Аннотированный список
    ... , А.В. Художественная культура Беларуси и образование: проблемы и перспективы взаимодействия: монография / А.В. Русецкий, ... , ме тодист ысшей категории отдела информационно ... прошлого страны и современных реалий, развитие патриотического сознания у ...
  3. Торчинов мира Опыт запредельного Психотехника и трансперсональные состояния

    Монография
    ... -экономических и культурных реалий. Разные типы цивилизаций ... религиозный опыт, преломляющийся в сотериологической перспективе) и космологии (и науки ... рассматриваться в качестве сложного синкретического образования, включающего в себя психотехнику ...
  4. Дайяна стайн - основы психического целительства при содействии духовных покровителей полное руководство по исцелению себя окружающих и планеты земля

    Руководство
    ... негативные (болезненные) эмоции ->образование негативных веществ в мозге -> ... сосредоточена способность воспринимать реалии и развенчивать иллюзии ... привносят в сеанс перспективу Божественного Ума Они ... — через ментальное тело, а^ысшее Я — через тело души» ...
  5. Дайяна стайн - основы психического целительства при содействии духовных покровителей полное руководство по исцелению себя окружающих и планеты земля

    Руководство
    ... негативные (болезненные) эмоции ->образование негативных веществ в мозге -> ... сосредоточена способность воспринимать реалии и развенчивать иллюзии ... привносят в сеанс перспективу Божественного Ума Они ... — через ментальное тело, а^ысшее Я — через тело души» ...

Другие похожие документы..