textarchive.ru

Главная > Закон


КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 10 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА N 19-ФЗ

"О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 ноября 2010 года

Т.Г. КОМАНДИРОВА, О.В. КУЗНЕЦОВА, А.Л. НЕМЧАНИНОВ

Авторы:

Командирова Татьяна Геннадиевна - кандидат юридических наук, заместитель директора Института законотворчества ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права" (главы I, II, IV, IX, X, XI, XII);

Кузнецова Ольга Вячеславовна - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного права ГОУ ВПО "Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина" (главы I, II, V, VI, VII, VIII);

Немчанинов Андрей Леонидович - заместитель председателя избирательной комиссии муниципального образования "Город Саратов", участник Всероссийских научно-практических конференций по вопросам избирательного права, член Ассоциации юристов России (главы I, II, III, IX, XI).

Законодательство о выборах Президента Российской Федерации прочно заняло свою нишу в правовой системе Российской Федерации и уже имеет свою политическую и юридическую историю развития и совершенствования.

Комментируемый Закон регулирует общественные отношения в сфере организации и проведения выборов Президента Российской Федерации, включая защиту нарушенных прав участников избирательного процесса на выборах главы Российского государства.

При написании настоящего комментария коллектив авторов ставил своей задачей прежде всего обеспечение детального разъяснения норм комментируемого Закона во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также сопутствующих подзаконных актов.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 ноября 2010 г.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

Всеобщая декларация прав человека - Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

ГАС "Выборы" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы";

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 декабря 1994 г. N 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. N 141-ФЗ; часть третья от 26 декабря 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ);

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 декабря 2002 г. N 138-ФЗ;

ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ;

ИКС РФ - Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации;

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;

Конвенция о защите прав человека и основных свобод - Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в Риме 4 ноября 1950 г.), ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней";

Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ - Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, подписана в Кишиневе 7 октября 2002 г., ратифицирована Федеральным законом от 2 июля 2003 г. N 89-ФЗ "О ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества независимых государств";

Конституция Российской Федерации - Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);

Международный пакт о гражданских и политических правах - Международный пакт о гражданских и политических правах, подписанный в Нью-Йорке 19 декабря 1966 г., ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII;

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате - Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1;

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ;

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ;

Федеральный закон "О политических партиях" - Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях";

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ ";

ЦИК РФ - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

10 января 2003 года N 19-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ,

от 12.07.2006 N 106-ФЗ, от 12.07.2006 N 107-ФЗ,

от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 30.12.2006 N 274-ФЗ,

от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ,

от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 09.02.2009 N 3-ФЗ,

от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 03.06.2009 N 108-ФЗ,

от 19.07.2009 N 203-ФЗ, от 22.04.2010 N 63-ФЗ,

от 27.07.2010 N 222-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом от 19.07.2009 N 196-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации

Комментарий к статье 1

1. Президент Российской Федерации согласно части 1 статьи 80 Конституции Российской Федерации является главой государства.

Данная должность является выборной. В выборах Президента Российской Федерации участвуют исключительно граждане Российской Федерации (см. комментарий к статье 11).

Правовое регулирование реализации избирательного права на выборах Президента Российской Федерации имеет свои основополагающие начала - принципы, которые призваны обеспечить соответствие результатов выборов реальному волеизъявлению граждан <1>.

--------------------------------

<1> Сизько И.А. Совершенствование современного избирательного законодательства в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. С. 10; См. также: Катко Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Вопросы и ответы / Под ред. Ю.А. Веденеева. М., 2001. С. 10; Князев С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации (Проблемы теории и практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1999. С. 15.

Необходимо подчеркнуть, что в рассматриваемом направлении учеными выделяются принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права, принципы тайного голосования на выборах Президента Российской Федерации, свободы выборов и добровольного участия в них, гласности выборов.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Стало быть, конституционное закрепление (и закрепление на уровне комментируемого Закона) получили лишь некоторые принципы из перечисленных ранее.

Пункт 1 статьи 1 комментируемого Закона полностью повторяет содержание статьи 81 Конституции Российской Федерации, где изложены основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации. Также он соответствует требованиям международного права: в соответствии с подпунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей <2>.

--------------------------------

<2> СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 310 - 311.

Напомним, что в настоящее время Конституция Российской Федерации прямо указывает на необходимость организации и проведения выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании только применительно к должности Президента Российской Федерации <3>. В указанном случае это является существенной гарантией обеспечения легитимности президентской власти в России. Необходимо уточнить, что речь идет именно о легитимности, а не о легальности власти Президента Российской Федерации. Ввиду того, что в переводе оба термина означают "узаконение", в научной литературе их употребляют весьма часто как синонимы (например, говоря о легитимности акта, подразумевают его юридическую обоснованность). Между тем возможно и более узкое понимание этих терминов, при котором под легальностью следует понимать юридическую правомерность возникновения, организации и деятельности власти, а под легитимностью - фактическое признание власти, ее действий населением, степень их одобрения <4>. Иными словами, соблюдение конституционных принципов реализации избирательного права на выборах Президента Российской Федерации - это гарантия того, что пост главы государства займет кандидат, фактически одобренный и признанный большинством граждан Российской Федерации.

--------------------------------

<3> См.: Панкратов В. Основы избирательного права и Основной Закон страны (опыт сдержанной критики Конституции Российской Федерации) // Российская юстиция. 2003. N 12.

<4> См.: Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник. М., 2003. С. 33 - 34.

Согласно конституционному принципу всеобщего избирательного права граждане Российской Федерации обладают активным избирательным правом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В связи с этим Конституцией Российской Федерации гарантируется возможность участия в выборах Президента Российской Федерации в качестве избирателей всем гражданам России, в том числе находящимся за рубежом.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", рамочного закона, регулирующего порядок организации и проведения всех выборов и референдумов в Российской Федерации, также указывает, что гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 4 этого Федерального закона раскрывает понятие всеобщего избирательного права для всех выборов и референдумов, проводящихся в Российской Федерации.

В рамках комментируемого Закона понятие всеобщего избирательного права означает, что:

1) гражданин Российской Федерации обладает активным избирательным правом, то есть он имеет возможность участвовать в голосовании на выборах, быть доверенным лицом кандидата в Президенты Российской Федерации, членом избирательной комиссии, наблюдателем, участвовать в агитации, финансировании выборов (часть 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации);

2) гражданин Российской Федерации обладает пассивным избирательным правом, то есть имеет возможность быть избранным Президентом Российской Федерации.

При проведении выборов Президента Российской Федерации существуют определенные цензы и ограничения при реализации принципа всеобщего избирательного права (см. комментарий к статье 3).

Следует отметить, что, несмотря на провозглашение принципа всеобщего избирательного права на выборах Президента Российской Федерации, действующая Конституция в отношении граждан, признанных судом недееспособными либо содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, устанавливает ограничения при его реализации. Основания признания лица недееспособным установлены частью первой ГК РФ. Так, недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Признание гражданина недееспособным осуществляется лишь судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (статьи 258 - 263 ГПК РФ).

Лица же, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, сами лишили себя права участвовать в выборах Президента Российской Федерации, нарушив закон. Необходимо учесть, что такое ограничение их избирательных прав не имеет ничего общего с существовавшим в СССР до 1959 г. лишением по приговору суда права избирать и быть избранным в качестве меры наказания.

Последнее ограничение не распространяется на лиц, хотя и содержащихся под стражей в следственных изоляторах или аналогичных местах (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых), но в отношении которых суд еще не применил уголовное наказание в виде лишения свободы. В данном случае действует конституционный принцип презумпции невиновности. Такое ограничение не относится и к лицам, осужденным условно, либо к которым судом назначена любая иная мера наказания. Что касается осужденных по приговору суда к лишению свободы, то после отбытия такого наказания гражданин вновь вправе осуществлять свои избирательные права. То же относится к лицу, ранее признававшемуся недееспособным, если основания к тому отпали, и суд признал его дееспособным <5>.

--------------------------------

<5> См.: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М., 2002.

Следует обратить внимание, что согласно пункту 8 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлена обязанность судов информировать о принятии решения о признании гражданина недееспособным, а также решения о признании гражданина, ранее признанного недееспособным, дееспособным, главу местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителя территориального органа исполнительной власти города федерального значения по месту жительства гражданина <6>.

--------------------------------

<6> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2005 г. (утвержден на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2005 г.).

Из изложенного следует, что Конституция Российской Федерации наделяет граждан активным избирательным правом при наличии определенных условий - избирательных цензов. Под избирательными цензами применительно к активному избирательному праву следует понимать ограничения при осуществлении или запреты на осуществление активного избирательного права, в том числе на выборах Президента Российской Федерации.

В теории конституционного права называются следующие виды избирательных цензов: возрастной, имущественный (обладание определенным имуществом для получения избирательного права), социальный (отказ в избирательных правах определенным слоям общества по характеру их деятельности), ценз политической лояльности (вытекает из предыдущего ценза и означает отказ в избирательном праве тем, кого можно заподозрить в неверности конституционному строю данного государства), ценз пола, криминальный ценз (отказ в избирательном праве лицу, совершившему уголовное преступление), ценз места жительства, гражданства и иные виды цензов <7>.

--------------------------------

<7> См., напр.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебник. М., 2007. Т. 2. С. 170.

В Российской Федерации применительно к активному избирательному праву, в том числе на выборах Президента Российской Федерации, Конституцией установлены ценз гражданства, возрастной и криминальный цензы, ценз дееспособности. Содержание криминального ценза согласно Конституции Российской Федерации и действующему законодательству несколько иное, чем в указанной классификации. Не всем гражданам Российской Федерации, совершившим уголовное преступление, отказано в реализации активного избирательного права, а только тем, кому приговором суда назначено наказание в виде лишения свободы в связи со степенью тяжести совершенного преступления. Следует отметить, что первые два ценза имеют постоянный характер, остальные - временный.

На наш взгляд, как одну из гарантий реализации всеобщего избирательного права следует рассматривать действующую систему регистрации избирателей.

В то же время Е.И. Колюшин высказывает мнение, что существующая система регистрации граждан как избирателей по меньшей мере нелогична, а фактически вводит обязанность участия в выборах. Конституционной либо иной обязанности участвовать в выборах у гражданина нет, поскольку конституционное право избирать - это только возможность, которая предоставлена гражданину Основным Законом. Иными словами, по мнению автора, суть этой системы в том, что при достижении 18-летнего возраста гражданин России должен включаться в списки избирателей независимо от того, желает он или нет реализовывать соответствующее конституционное право. Затем предпринимаются усилия по достижению явки избирателей. Далее автор делает вывод, что "и букве, и духу рассматриваемого конституционного права в большей степени соответствовала бы система регистрации избирателей при наличии хотя бы согласия самих этих избирателей либо, что предпочтительнее, отчетливо выраженного их желания принять участие в выборах. Реализация этого предложения возможна и без изменения текста Конституции РФ, если Конституционный Суд РФ признает не соответствующей Конституции РФ закрепленную федеральными избирательными законами нынешнюю систему регистрации избирателей, которая, напротив, рассматривается как одна из гарантий указанного конституционного права" <8>.

--------------------------------

<8> Колюшин Е.И. Вопросы конституционных основ избирательной системы // Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2004. Т. 1. С. 436.

Следует не согласиться с мнением Е.И. Колюшина, поскольку существующая система регистрации избирателей ни в коем случае не влечет за собой обязанность участия в выборах. Это всего лишь элемент учета избирателей. Считаем, что данную систему можно рассматривать как гарантию конституционного права на участие в выборах, а именно возможности избирать, поскольку избирателю не требуется совершения какого-либо специального действия. При наличии желания достаточно просто прийти на свой избирательный участок и проголосовать за выбранного кандидата. Реализация же предложения Е.И. Колюшина может повлечь за собой путаницу в принадлежности избирателя к конкретному избирательному участку и привести к излишней бюрократизации выборов. Кроме того, это позволит отдельным гражданам проголосовать дважды на разных избирательных участках, что, несомненно, приведет к возникновению проблем при подсчете голосов и определении результатов выборов.

Отдельно хотелось бы сказать о праве участвовать в качестве избирателей граждан, постоянно проживающих за рубежом. Всеобщее активное избирательное право в данном случае гарантируется не только особым порядком учета таких граждан, но и возложением обязанности на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации по оказанию содействия в организации и проведению выборов Президента Российской Федерации. Необходимо обратить внимание, что недостаточно конкретная регламентация порядка голосования на выборах Президента Российской Федерации граждан, имеющих вид на жительство и постоянно проживающих в иностранном государстве, создает дополнительные условия для фальсификации результатов выборов. Этому явлению также способствуют отдельные перечисленные далее обстоятельства.

Уровень информированности граждан, постоянно проживающих за рубежом, о реальном положении дел в России недостаточно высок. Кроме того, имеет место недостаток объективной информации о кандидатах на должность Президента Российской Федерации, поскольку в период проведения предвыборной кампании контролировать агитационный процесс за рубежом практически невозможно, и потенциальные избиратели могут получить искаженную или заведомо ложную информацию. Недостаточно отлажена система регистрации и учета граждан Российской Федерации, имеющих вид на жительство в другом государстве. Далеко не на всех избирательных участках, находящихся за рубежом, присутствуют наблюдатели от кандидатов для обеспечения законности и гласности выборов.

Помимо этого в августе 2007 г. ЦИК РФ проводились консультации с МИД и МВД России в направлении легализации паспортов СССР образца 1974 г. в целях реализации избирательных прав граждан, проживающих за пределами Российской Федерации. Свои действия ЦИК мотивирует желанием упростить возможность этой категории граждан стать избирателями на выборах, поскольку отмена действия советских паспортов в прошлом не лишила их обладателей российского гражданства <9>. Несомненно, принятие ЦИК такого решения увеличивает возможности для фальсификации результатов выборов.

--------------------------------

<9> См.: ЦИК хочет пустить на выборы владельцев советских паспортов. URL: /news/2007/08/22/passport/ (дата обращения - 01.10.2010).

Не менее важной гарантией реализации всеобщего активного избирательного права является законодательно закрепленный порядок участия в выборах избирателей, которые не смогут прибыть в помещение для голосования своего избирательного участка в день голосования. В этом случае избиратель вправе получить открепительное удостоверение в соответствующей избирательной комиссии. Порядок получения такого удостоверения регулируется статьей 68 комментируемого Закона. Следует также упомянуть о том, что дополнительной гарантией всеобщности на президентских выборах в России является закрепленный в статье 71 комментируемого закона порядок голосования в день голосования вне помещения для голосования.

Существуют определенные трудности и при реализации всеобщего активного избирательного права в отношении подозреваемых и обвиняемых, находящихся в местах содержания под стражей <10>.

--------------------------------

<10> См.: Божедаров В., Соколова И. Защита избирательных прав // Законность. 2004. N 11.

Конституционный принцип равного активного избирательного права означает, что каждый избиратель имеет одинаковую возможность воздействовать на результат выборов. На международно-правовом уровне этот вопрос равенства при реализации избирательных прав и, следовательно, недопущения дискриминации, заслужил особое внимание в качестве предмета правового регулирования. Особо в этой связи следует отметить такие источники универсальных международных избирательных стандартов, как Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 25 декабря 1965 г., Декларация принципов международного наблюдения за выборами от 27 октября 2005 г. ООН. Указанные международно-правовые документы были разработаны в рамках ООН с целью недопустимости дискриминации в отношении прав женщин при участии в выборах и любой расовой дискриминации. В статье 5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации закреплено, что участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в том числе в отношении осуществления политических прав, в частности права участвовать в выборах - голосовать и выставлять свою кандидатуру - на основе всеобщего и равного избирательного права, права принимать участие в управлении страной. Следует учитывать и резолюцию, принятую Подкомиссией ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств на ее четырнадцатой сессии, которая констатировала, что ряд мер, предписываемых национальными законами, не должны считаться дискриминационными. К таким мерам она относит, в частности:

- адекватное представительство какой-либо составной части населения страны, которая в действительности из-за политических, экономических, религиозных, социальных, исторических или культурных условий лишена возможности пользоваться равным с остальным населением положением в отношении политических прав;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУЗАКОНУОТ10ЯНВАРЯ2003ГОДА N 19-ФЗВЫБОРАХПРЕЗИДЕНТАРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 ноября 2010 года Т.Г. КОМАНДИРОВА ...
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 г n 20-фз " о государственной автоматизированной системе российской федерации " выборы" (с изменениями от 25 декабря 2008 г 8 мая 2010 г 11 июля 2011 г ) принят государственной думой 20 декабря

    Статья
    Федеральныйзаконот10января2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе РоссийскойФедерации "Выборы" (с изменениями от 25 декабря 2008 г., 8 мая 2010 г., ...
  3. Федеральный закон от 10 01 2003 N 19-ФЗ(ред от 02 05 2012)" О выборах Президента Российской Федерации"

    Закон
    ... блоком, без комментариев. Такие ... 10января2003года N 19-ФЗ Приложение 1 к ФедеральномузаконувыборахПрезидентаРоссийскойФедерации" (в ред. Федеральногозаконаот 23.07.2011 N 259-ФЗ) ПОДПИСНОЙ ЛИСТ ВыборыПрезидентаРоссийскойФедерации ...
  4. Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года n 28-фз " о гражданской обороне"

    Закон
    ... . 32 Федеральногозаконаот10января2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РоссийскойФедерации" (с изменениями от 28 апреля 2009 г.). Федеральныйзаконот 21 декабря ...
  5. Комментарий к федеральному закону от 12 июня 2002 г n 67-фз " об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

    Книга
    ... . Федеральныйзаконот10января2003 г. N 19-ФЗвыборахПрезидентаРоссийскойФедерации". Федеральныйзаконот10января2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе РоссийскойФедерации "Выборы". Федеральныйзаконот 27 мая 2003 ...

Другие похожие документы..