textarchive.ru

Главная > Программа


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Обь»

Принято протоколом

педсовета

№_________________

от ____________200 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУДОД

ДШИ г. Обь

________________Рожок Л.Н.

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по предмету по выбору

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(клавишный синтезатор)

Для учащихся 1-5 классов ДШИ

По ОП «Театральное искусство»

Возраст учащихся 9 - 18 лет

г. Обь

2007

Пояснительная записка

Изобретение электромузыкальных инструментов, ставшее одним из результатов научно-технической революции, привлекло большое внимание музыкантов. Связанное с этими инструментами расширение тембровой палитры, увеличение динамического размаха звучания, возможность свободного управления его пространственными характеристиками способствовало значительному расширению образной сферы музыкального искусства, послужило основой для формирования ряда его новых жанров – электронной, поп- и рок-музыки.

Бурное развитие новых информационных технологий обусловило процесс компьютеризации электронного инструментария. Новые цифровые музыкальные инструменты – в частности синтезаторы – не только прочно обосновались в профессиональной музыке, но и получают все более широкое распространение и в повседневном обиходе как инструменты любительского музицирования. Это объективно ставит перед музыкальной педагогикой задачу обучения игре на этих инструментах и приобщения, таким образом, широких масс людей к музыкальной культуре.

Обучение игре на синтезаторе входит в рабочий учебный план по ОП «Театральное искусство» в рамках часов, отведенных учебным планом на преподавание предмета по выбору.

Цель курса обучения – приобщение широких масс учащихся к музицированию на электронных цифровых инструментах в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, импровизации) и на этой основе – формирование у учащихся широкого круга музыкальных способностей и интересов, хорошего музыкального вкуса.

Поставленная цель обуславливает следующие задачи обучения:

  • Изучение художественных возможностей инструмента;

  • Получение базовых знаний по музыкальной теории;

  • Освоение исполнительской техники;

  • Совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.

Усложнение учебных задач идет в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

Основу репертуара составляет классическая и народная музыка, а также лучшие образцы современной музыки академических и массовых жанров. Важно преодолеть односторонние представления учащихся об электронных инструментах как связанных исключительно с молодежной развлекательной музыкой и сделать эти инструменты средством формирования хорошего музыкального вкуса.

Срок реализации программы – 5 лет.

Условия реализации программы

Для занятий в каждом классе отводится 0,5 часа в неделю. Занятия проводятся индивидуально в классе, оборудованном для занятий. В классе должен быть инструмент, учебники, методические пособия.

Контроль и учет успеваемости

Текущий контроль осуществляется по ходу занятий. Промежуточный контроль производится в виде зачета, который проводится 1 раз за учебный год (в конце 2 полугодия). На зачете исполняется 1 произведение.

Содержание программы

Первый класс

Выразительные возможности клавишных синтезаторов. Названия и характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных синтезаторов. Главные клавиши управления автоаккомпанементов: start, stop, intro, ending.

Освоение базовых компонентов нотной грамоты: нотоносец, скрипичный и басовый ключи, обозначение нот (графическое, слоговое и буквенное), мажорная и минорная гаммы, тональности до одного знака при ключе, знаки альтерации, названия октав, длительности, паузы, тактовый размер 2/4, ¾, 4/4, затакт, наиболее употребительные динамические и штриховые обозначения, аппликатура.

Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете. Первичные музыкальные жанры: песня, танец и марш.

Организация целеобразных игровых движений («постановка рук»). Игра нон легато.

Импровизация (вокальная и инструментальная) фраз и предложений. Импровизация «звуковых картинок» на основе шумовых эффектов синтезатора.

Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов ( casio chord, single finger и т.п.).

Второй класс

Голоса синтезатора, имитирующие струнные, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные и электронные инструменты. Паттерны народной, джазовой, классической и современной популярной музыки.

Диатонические интервалы в пределах октавы. Аккорды: мажорное и минорное трезвучие, малый мажорный (доминантовый) септаккорд.

Содержание и форма музыки.

Игра в режиме динамической клавиатуры.

Чтение в медленном темпе с листа мелодий с сопровождением в виде выдержанных нот в басу. Подбор на клавиатуре синтезатора по слуху мелодии и баса знакомых песен. Импровизация музыкальных построений (до периода включительно) по предложенному образцу.

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки 4-5 различных музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.

Третий класс

Голоса наличных синтезаторов из банков клавишных (различные виды фортепиано, органов и др.) и хроматических ударных инструментов; голоса струнных (смычковых, щипковых и плекторных), деревянно-духовых (языч-ковых и лабиальных) инструментов и различных представителей басовой группы. Разновидности паттернов народной и современной популярной музыки: кантри, латиноамериканские, карибские, поп, рок. Ознакомление с художественными возможностями многодорожечного секвенсера.

Обращение интервалов.

Понятие о фактурных функциях голосов.

Чтение с листа пьес уровня трудности 1 класса.

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки 4-5 различных музыкальных произведений и исполнить их (записать с помощью секвенсера) на синтезаторе.

Четвертый класс

Голоса синтезатора, имитирующие народные и электронные инструменты. Паттерны архаического, классического и современного джаза; паттерны сме-шанных стилей (джаз-рок, фьюжн, диско). Понятие о МИДИ. Редактирова-ние музыкального звучания при записи на многодорожечный секвенсер; ис-правление допущенных ошибок, корректирование темпа, установка дина-мического баланса дорожек.

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки 4-5 различных музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.

Пятый класс

Голоса синтезатора, имитирующие ударные инструменты без определенной высоты звука. Звуковой синтез на основе установок формы волны, кривой громкости, панорамы и других голосовых параметров. Паттерны наличных синтезаторов, не пройденные в предыдущих классах (например, из банков вальсов, бальных танцев, классических и др.). Редактирование паттерна. Различные возможности редактирования музыкального звучания с помощью многодорожечного секвенсера синтезатора: квантизация, паннорамирование, применение звуковых эффектов и др.

В течение учебного года ученик под руководством преподавателя, должен создать аранжировки 4-5 различных музыкальных произведений, исполнить или записать их на многодорожечный секвенсер синтезатора.

Примерный репертуарный список

  1. класс

Классическая и современная музыка

Агафонников В. «Спать пора, мишка», «Уж как шла лиса по тропке»

Бородин А. Полька из цикла «Парафразы» (в три руки)

Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. Ф. Бакулов и К. Сорокин:

Гендель Г. Менуэт, Сарабанда

Гедике А. Плясовая

Кригер И. Буре, Менуэт

Моцарт Л. Пьеса

Ребиков В. «Аннушка», «Крестьянин» (чешские народные песни)

Сорокин К. Украинская песенка

Сухонь Э. Две словацкие песни

Тюрк Д. Аллегретто, Аллегро, Ариозо

Фортепианная игра. Сост. В. Натансон, Рощина Л., под общ. ред. А Нико-лаева:

Гайдн Й. Анданте (отрывок из симфонии)

Моцарт Л. Волынка

Мясковский Н. «Беззаботная песенка»

Рубах А. «Воробей»

Салютринская Т. «Пастух играет»

Флис Б. «Колыбельная песня»

Хачатурян А. «Скакалка»

Шостакович Д. Марш

Шуман Р. Песня

Школа игры на фортепиано. Сост. Н. Кувшинников и Н. Соколов:

Стравинский И. Анданте из «Тетради»

Хренников Т. «Песня девушек» из оперы «В бурю»

Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 1. Сост. Т. Смирнова

Артоболевская А. «Вальс собачек»

Дюбуа М. «Киска», «Натали и дед Мороз»

Кессельман В. «Маленький вальс»

Соколова Н. «Баба Яга», «Кукушка», «Земляника и лягушка»

Юный пианист. Вып.1. Сост. В. Натансон и Л. Ройзман. Переработанное и

дополненное издание:

Антюфеев Б. «Часы», «Дождик»

Бер О. «Темный лес»

Калинников В. «Тень-тень»

Красев М. «Конь», «Лихой наездник»

Левина З. «Тик-так»

Музыка массовых жанров

Бекман Е. «В лесу родилась елочка»

Высоцкий В. «Песня Алисы», «Песня о друге»

Градески Э. «Маленький поезд»

Ефремов И. «Блоха», песня Робин-Красношейка» из м/ф «Шалтай-болтай»

Книппер Л. «Степная кавалерийская»

Компанеец З. «Весёлый поезд»

Красев М. «Ёлочка»

Меерович М. «Пёрышко»

Мурадели В. «Бухенвальдский набат»

Никитин С. «Маленький трубач», «Песня ослика», «Собачья песня»

Покрасс Дм. и Д. «Три танкиста»

Савельев Б. «Неприятность эту мы переживём», «Если добрый ты»

Сигмейстер Э. «Ковбойская песня»

Шаинский В. «Антошка», «В траве сидел кузнечик», «Чунга-чанга», «Ужасно интересно всё то, что неизвестно», «Песня о сказке»

Шиловский А. «Я люблю тебя как солнце»

Шостакович Д. «Песня о встречном», «Хороший день»

Якушенко И. «Про школу»

  1. класс

Классическая и современная музыка

Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. Ф. Бакулов и К. Сорокин:

Агафонников В. «Сорока, сорока»; «Кукушка»

Арман Ж. «Эхо»

Виттхауер И. Гавот

Галынин Г. «Зайчик», «Медведь»

Кикта В. «Звоны»

Кодай З. Пьеса

Моцарт В.А. Менуэты до мажор и фа мажор

Фибих З. Пьеса

Чалаев Ш. Лезгинка

Кобалевский Д. «Маленькая полька», «Про Петю»

Кригер И. Менуэт

Майкапар С. «Первые шаги»

Сперонтес (И.Шольце) Менуэт

Телеман Г. Пьеса до мажор

Филипп И. Колыбельная

Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 1. Сост. Т. Смирнова

Верцлау И. «Маленький паровозик»

Кехлер Л. «Первая попытка», «Игрушка»

Орф К. «Жалоба»

Фогель М. «Веселые каникулы», «Храбрый рыцарь», «В цирке»

Юный пианист. Вып.1. Сост. В. Натансон и Л. Ройзман. Переработанное и

дополненное издание:

Грибоедов А. «Музыкальная шкатулка»

Добрый И. «Веселый марш»

Кабалевский Д. «Труба и барабан»

Львов-Компанеец Д. «День рождения», «Я шагаю в школу»

Римский-Корсаков Н. «Здравствуй гостья зима»

Сорокин К. «Птичка под дождем», «Украинский напев»

Музыка массовых жанров

Ботяров Е. «Рыжий, рыжий, конопатый»

Вайнберг М. Песенка Винни-Пуха из м/ф «Вини-Пух

Варламов А. «На заре ты ее не буди»

Иорданский М. «Голубые санки», «Песенка про чибиса»

Карминский М. «Крошка Вили-Винки»

Качурбина М. «Мишка с куклой»

Мелодии джаза. Сост. В. Симоненко. Киев: Музична Украина, 1976:

БлэкД. «Когда святые маршируют» (When the Saints Go Marching in)

Гарленд Дж. «В настроении» (In the Wood)

КаррЛ. «Как долго» (How Long Blues)

Форстер С. «Лебединая река»

Хенди У. «Беспечная любовь»

Эллингстон Д. «Си-Джем блюз» (C Jam Blues)

Николаев И. «Комарово»

Окуджава Б. «Аты-баты, шли солдаты»

Оффенбах Ж. Баркарола

Паулс Р. «Кашалотик», Колыбельная, «Сонная песенка»

Пахмутова А. «До свиданья, Москва»

Песков Н. «Песня цыплят»

Старокадомский М. «Весёлые путешественники», «Любитель-рыболов»

Филиппенко А. «Цыплятки»

Ханок Э. «То ли ещё будет»

Чичков Ю. «Шёлковая кисточка», «Лесная песенка»

  1. Класс

Классическая и современная музыка

Балтин А. «Владимирские рожечники»

Избранные ансамбли. Вып.1. Сост. В. Натансон:

Бах И. С. Песня

Ребиков В. «Лодка по морю плывёт»

Калинников В. «Сосны»

Моцарт В.А. Колыбельная песня

Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. А. Бакулов и К. Сорокин:

Гайдн Й. Два немецких танца

Гендель Г.Ф. Менуэт

Делло-Джойо Н. «Безделушка»

Моцарт Л. Юмореска, Жига

Сигмейстер Э. «Поезд идёт»

Соге А. «Заблудившийся охотник»

Фортепианная игра. Сост. В. Натансон, Рощина Л., под общ. ред. А Нико-лаева:

Арман Ж. Пьесы ля минор, ре мажор

Бах И. С. Ария (из нотной тетради Анны Магдалены Бах), менуэты ре

минор и и соль минор

Гречанинов А. «Весенним утром», Мазурка. «Первоцвет»

Гендель Г.Ф. Менуэт

Майкапар С. «В садике», «Мотылёк», «Пастушок»

Штейбельт Д. Адажио

Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 1. Сост. Т. Смирнова

Губайдуллина С. Песенка

Дандло Ж. «Игра в волан», «Локомотив»

Раухвергер М. «Корова»

Сигмейстер Э. «Скользя по льду», «Была у меня однажды старая серая

Лошадь, «Я не пойду к Кейси», «Прыг-скок», «Влезай и

вылезай в окно»

Музыка массовых жанров

Варламов А. «На заре ты её не буди»

Зацепин А. «Волшебник-недоучка»

Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка», «Песенка о лете»

Легран М. Песня «Буду ждать тебя» из к/ф «Шербургские зонтики»

Звезды на небе. Старинные русские романсы. Сост. С. Нагибин. М. Сов. композитор, 1990:

Неизвестный автор «Гори, гори, моя звезда!»

Неизвестный автор «Мой костёр в тумане светит»

Неизвестный автор «Очи чёрные»

Мокроусов Б. «Заветный камень», «Хороши весной в саду цветочки»

Рыбников А. «Дорожная»

Савельев Б. «настоящий друг», «Танцуйте сидя»

Соловьёв- Седой В. «В путь»

Тухманов Д. «Козашенок»

Чичков Ю. «Родная песенка»

Шаинский В. «Голубой вагон», «Кораблики», «Песенка крокодила Гены»,

«Песенка Чебурашки»

  1. класс

Классическая и современная музыка

Александров А. «Новогодняя полька»

Ансамбли для фортепиано. Сост. А.Артоболевская:

Глинка М. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

Римский-КорсаковН. Отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане»

Стравинский И. Вальс из балета «Петрушка», «Балалайка»

Избранные ансамбли. Вып.1. Сост. В. Натансон:

Беркович И. «Восточный напев»

Римский-Корсаков Н. «Белка»

Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. А. Бакулов и К. Сорокин:

Бетховен Л. Экосез соль мажор, Два немецких танца

Кикта В. «Из киевской старины»

Куперен Ф. «Смелая кукушка»

Моцарт В.А. Ария, Менуэт

Сперонтес (И. Шольце) Сицилиана

Телеман Г. Лур

Фробергер И. Куранта

Шуберт Ф. Лендлер, «Благородный вальс»

Фортепианная игра. Сост. В. Натансон, Рощина Л., под общ. Ред. А. Нико-лаева:

Бетховен Л. Немецкий танец до мажор

Векерлен Ж. Пастораль

Гайдн Й. Менуэты фа мажор, соль мажор

Моцарт, В. А. Аллегро

Свиридов Г. «Колыбельная песенка»

Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»

Шуман Р. «Солдатский марш»

Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 1. Сост. Т. Смирнова:

Накада Е. «Танец дикарей»

Роули А. «Акробаты», «В стране гномов»

Франк Ц. «Жалоба куклы»

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1.1-2 классы. Ред. Н. Любомудровой, К.Сорокина, А. Туманян:

Чайковский П. «Детский альбом»: «Болезнь куклы», «Старинная француз-

ская песенка»

Шнитке А. «Наигрыш»

Юный пианист. Вып.1. Сост. В. Натансон и Л. Ройзман. Переработанное и

дополненное издание:

Бачинская Н. «Старинные часы с кукушкой»

Глинка М. Песня Ильинишны из музыки к трагедии Н. Кукольника «Князь

Холмский»

Караманов Д. «Птички»

Шостакович Д. «Родина слышит, Родина знает»

Музыка массовых жанров

Баснер В. «На безымянной высоте»

Баузе А. «Нельзя любить сильней!»

Визбор Ю. «Домбайский вальс», «Милая моя»

Гладков Г. «Песенка львёнка и черепахи» из м/ф «Как львёнок и черепаха

пели песню», «Менуэт», «Песня друзей» из м/ф «Бременские

музыканты», «Ну, погоди»

Гладков Гр. «А может быть, ворона»

Ефремов И. «Ни кола, ни двора», «Песенка друзей»

Звёзды на небе. Старинные русские романсы. Сост. С. Нагибин. М.: Сов. композитор, 1990:

Гурилёв А. «Колокольчик»

Неизвестный автор «Тёмно-вишнёвая шаль»

Шишкин М. «Ночь светла»

Яковлев А. «Зимний вечер»

Лепин А. «Песенка о хорошем настроении» из к/ф «Карнавальная ночь» Маршалл Г. «Там, где ты жила»

Мелодии джаза. Сост. В. Симоненко. Киев: Музична Украина, 1976:

БруксШ. «Однажды» («Some of These Days»)

Уильямс К. и С. «Королевский парк»

Хендерсон Р. «Прощай, чёрный дрозд»

  1. класс

Классическая и современная музыка

Брамс И. «Народная песня» соль минор

Гедике А. Песенка

Глинка М. Танцы из оперы «Иван Сусанин» (фрагменты), «Персидский

хор» из оперы «Руслан и Людмила», «Жаворонок»

Прокофьев С. Фрагменты из музыки к кинофильмам и драматическим

спектаклям.Составление и переложение для фортепиано в четыре руки.

В. Блока и Р. Лебедева. Ред. А. Рубаха и В. Дельновой

Ребиков В. «Лодка по морю плывёт»

Скарлатти Д. Менуэт фа мажор

Степаненко М. «Белочка»

Фортепианная игра. Сост. В. Натансон, Рощина Л., под общ. Ред. А. Нико-лаева:

Балакирев М. «На Волге»

Моцарт Л. Буре, Менуэт

Мусоргский М. «Поздно вечером сидела»- хор из оперы «Хованщина»

Перселл Г. Ария, Менуэт

Шуберт Ф. Немецкий танец

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1.1-2 классы. Ред. Н. Любомудровой, К.Сорокина, А. Туманян:

Глинка М. Краковяк из оперы «Иван Сусанин»

Чайковский П. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

Юный пианист. Вып.1. Сост. В. Натансон и Л. Ройзман. Переработанное и

дополненное издание:

Моцарт В.А. Ария Дон Жуана, Ария Церлины, Менуэт из оперы «Дон

Жуан»

Мусоргский М. Вступление к опере «Хованщина» (фрагмент)

Никитин С. «Лошадиная песня», «Маленький трубач»

Островский А. «Спят усталые игрушки», «Школьная полька»

Музыка массовых жанров

Блантер М. «Катюша»

Быканов А. «Сдаётся квартира с ребёнком»

Важов С. «Подарите мне жирафу»

Вард С. «Бабье лето» (из репертуара Джо Дассена)

Гуэрчиа А. «Нет, не любил он»

Дассен Дж., Бодло Ж. «Тебе»

Дело-Джойо Н. «Безделушка»

Дюбюк А. «Улица, улица»

Кобалевский Д. «Наш край»

Карминский М. «Прости, мой край»

Круччини В. «Льётся песня»

Леннон Дж., Маккартни П. «Пусть будет» («Let It Be»), «И я люблю её»

(«And I Love Her»)

Мелодии джаза. Сост. В. Симоненко. Киев: Музична Украина, 1976:

Акст Г. «Дайна» («Dinah»)

Боумен Э. «Двенадцатая улица» («Twelfth Street Rag»)

Хикмен А. «Розовая комната» («Rose Room»)

Щедрин Р. «Весёлый марш монтажников» из к/ф «Весна на Заречной

улице»

Рекомендуема литература

Учебные пособия и репертуарные сборники

  1. Важов С. Школа игры на синтезаторе. – СПб.: Композитор, 1998.

  2. Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментов и вокально-инструментальных ансамблей. – М., 1983.

  3. Красильников И., Кузьмичева Т. Народные песни и танцы в переложении для синтезатора и музыкального компьютера. Учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ и школ искусств. – М., 2004.

  4. Красильников И., Кузьмичева Т. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши: учеб. Пособие для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: Владос, 2004.

  5. Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ. – М.: Композитор, 2000.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (8)

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета ... : программа для детских художественных школ и художественных отделений детскихшколискусств/ Краснояр. Краевой ...
  2. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (1)

    Программа
    ... образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом ... Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета ...
  3. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь»

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета №_________________ от ...
  4. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (12)

    Программа
    ... образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом ... Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета № ...
  5. Дополнительного образования детей «детская школа искусств г обь» (7)

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительногообразованиядетей «Детскаяшколаискусств г. Обь» Принято протоколом педсовета №_________________ ... Борин В., Этюд №5 Чайковский П. Камаринская из «Детского альбома» Бах И.С. Гавот Малый барабан ...

Другие похожие документы..