textarchive.ru

Главная > Закон


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСАХ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Настоящий Закон определяет правовые основы организационных принципов управления государственными финансами, систематизации бюджета и его классификации, составления, формирования, распределения и использования централизованных денежных средств, регулирует финансовые межбюджетные отношения и устанавливает место органов власти и государственного управления и местных органов государственной власти, а также других участников бюджетного процесса в подготовке, рассмотрении проектов бюджетов, составлении и утверждении отчетности и контроле над их исполнением.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

- государственные финансы - совокупность денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов, аккумулируемых денежных средств и других финансовых ресурсов, через республиканский бюджет, местные бюджеты и государственные целевые фонды, используемые органами власти и государственного управления, местными исполнительными органами государственной власти и органами самоуправления поселков и сел для выполнения возложенных на них функций;

- государственная финансовая система Республики Таджикистан - определенная сфера финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются денежные средства. Государственная финансовая система определяет формы и методы образования, распределения и использования государственных денежных средств;

- государственный бюджет - основной фонд денежных средств, форм образования и расходования денежных средств республиканских органов управления, местных исполнительных органов государственной власти, органов самоуправления поселков и сел и целевых бюджетных фондов Республики Таджикистан;

- дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

- субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных расходов;

- субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан, а также физическим и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов;

- государственные целевые фонды - фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством Республики Таджикистан за счет доходов или в виде отчислений от конкретных видов поступлений, которые используются для осуществления той или иной цели;

- заимствование - полученные по договору денежные средства, которые должны быть возвращены в той же сумме с процентом или без процента за их использование, или денежные средства, по которым кредитору выплачивают проценты или другие платежи, связанные с заимствованием;

- бюджетная ссуда – средства, передаваемые бюджету другого уровня системы государственного бюджета или физическим лицам на определенный срок и на возвратной основе;

- бюджетное обязательство - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом (решением) о бюджете;

- гранты - денежные средства, выдаваемые органами государственного управления, или органами государственного управления других государств, или международными финансовыми организациями безвозмездно и без принятия обязательств относительно их погашения, для поддержания отдельного направления экономической политики;

- инвестиции - денежные средства, направляемые на капитальное строительство, приобретение основных средств и ценных бумаг, пополнение государственных материальных запасов и резервов;

- трансферты - бюджетные средства для финансирования текущих и капитальных выплат населению в виде пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, установленных законодательством Республики Таджикистан, долевые взносы за участие Республики Таджикистан в международных организациях, а также ассигнования расходов предприятий, частных некоммерческих учреждений, оказывающих услуги населению и органам государственного управления, по которым не возникает никаких обязательств по их погашению;

-минимальные государственные социальные стандарты – государственные услуги, предоставление которых государство гарантирует гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах на определенном минимально допустимом уровне по всей территории Республики Таджикистан за счет финансирования из различных уровней бюджетной системы Республики Таджикистан и государственных целевых фондов;

- минимальная бюджетная обеспеченность – минимальная допустимая стоимость государственных и местных услуг, предоставляемых органами власти и государственного управления или местными исполнительными органами государственной власти в расчете на душу населения за счет средств соответствующего бюджета;

- бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность государственных органов, местных исполнительных органов государственной власти и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, государственных целевых фондов, их утверждению и исполнению, а также по контролю исполнения бюджетов, закрепленных законодательными актами;

- внутренний аудит в сфере государственных финансов - независимая и объективная деятельность по проведению проверки, оценки и консультированию управленческих и прочих систем, которая осуществляется с целью содействия законной, эффективной и результативной деятельности организаций государственного сектора;

- главный распорядитель - орган государственной власти и управления, который распоряжается средствами государственного бюджета и распределяет их по своим подведомственным организациям. Главным распорядителем может быть также наиболее значимая бюджетная организация сферы науки, образования, культуры и здравоохранения;

- распорядитель - орган государственной власти и управления или бюджетная организация, которые получают бюджетные средства от главного распорядителя и имеют право распределения и контроля использования бюджетных средств подведомственными ему получателями бюджетных средств;

- получатель бюджетных средств - бюджетная организация, находящаяся в ведении главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств, и имеющая право на финансирование за счет средств соответствующего бюджета;

- бюджетная организация - организация, созданная органами государственной власти и управления Республики Таджикистан и местными исполнительными органами государственной власти для осуществления управленческих, социальных, культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется в размере не менее 70 процентов из соответствующего бюджета или бюджета государственного целевого фонда.

Статья 3. Законодательство Республики Таджикистан о

государственных финансах Республики Таджикистан

Законодательство Республики Таджикистан о государственных финансах Республики Таджикистан основано на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Таджикистаном.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Статья 4. Государственная финансовая система Республики

Таджикистан

Государственная финансовая система Республики Таджикистан состоит из следующих финансовых отношений:

- система государственного бюджета;

- государственный долг;

- государственные целевые фонды.

Статья 5. Структура системы государственного бюджета Республики

Таджикистан

1. Система государственного бюджета Республики Таджикистан состоит из бюджетов следующих уровней:

- первый уровень - республиканский бюджет и бюджеты государственных целевых фондов;

- второй уровень - местные бюджеты.

2. К местным бюджетам относятся бюджеты Горно-Бадахшанской автономной области и её городов и районов, областей, городов и районов областного подчинения, города Душанбе и его районов, городов и районов республиканского подчинения джамоатов поселков и сел.

Статья 6. Правовые формы бюджетов

1. Государственный бюджет принимается в форме Закона о Государственном бюджете Республики Таджикистан на очередной финансовый год, утверждаемый Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан по представлению Правительства Республики Таджикистан.

2. Бюджет государственных целевых фондов включается в государственный бюджет, рассматривается и утверждается Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан одновременно с принятием Закона Республики Таджикистан о Государственном бюджете Республики Таджикистан на очередной финансовый год.

3. Местные бюджеты разрабатываются местными исполнительными органами государственной власти и принимаются местными представительными органами государственной власти в форме нормативных правовых актов.

4. В случае, если регулирование определенных отношений возлагается настоящим Законом на Закон Республики Таджикистан о Государственном бюджете Республики Таджикистан на очередной финансовый год, то относительно местных органов государственной власти эти отношения регулируются на основании правовых актов местных представительных органов государственной власти о местных бюджетах.

Статья 7. Период бюджетного планирования

Государственный бюджет составляется на очередной финансовый год и на два последующих года. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Статья 8. Принципы системы государственного бюджета Республики

Таджикистан

Система государственного бюджета Республики Таджикистан основана на следующих принципах:

- единство системы государственного бюджета, который означает применение единых принципов организации и функционирования системы государственного бюджета, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в Республике Таджикистан;

- самостоятельность бюджетов, что означает установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим Законом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации;

- полнота и обязательность отражения доходов и расходов бюджетов, что означает обязанность учитывать в бюджетах все доходы и расходы, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан;

- сбалансированность бюджета, что означает, что объем предусмотренных расходов бюджета должен соответствовать объему доходов бюджета и что при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизировать дефицит бюджета;

- эффективность использования бюджетных средств, что означает разработку и исполнение бюджета с учетом необходимости достижения наилучших результатов при использовании утвержденного объема бюджетных средств или достижения заданного результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств;

- результативность использования бюджетных средств, что означает направление и использование бюджетных средств на достижение заранее определенных результатов и соответствующих количественных и качественных показателей;

- полное покрытие расходов бюджетов, то есть доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых государственных кредитов и других случаев, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан;

- гласность бюджетов, что означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений о бюджетах, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также обязательную открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации;

- достоверность бюджетов, что означает надежность прогноза показателей социально-экономического развития для разработки проекта бюджета и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

- адресность и целевое назначение бюджетных средств, что означает, что бюджетные ассигнования доводятся до получателей бюджетных средств с указанием цели их использования;

- обоснованность бюджетов, что означает планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных доходов или расходов и обоснованность их объемов;

- своевременность исполнения бюджета, что означает зачисление доходов в республиканский и местные бюджеты и перечисление бюджетных средств получателям в сроки и с соблюдением порядка, установленного соответствующими нормативными правовыми актами.

Статья 9. Бюджетная классификация

1. Бюджетная классификация - группировка доходов и расходов, источников финансирования дефицита бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов различных уровней системы государственного бюджета Республики Таджикистан.

2. Бюджетная классификация включает в себя и территориальную классификацию.

3. Классификация расходов бюджетов состоит из:

- функциональной классификации;

- экономической классификации;

- административной классификации;

- программной классификации.

4. Классификации должны использоваться для представления бюджета, отчетности по бюджету и бюджетного контроля в следующем виде:

- ведомственная, экономическая классификации и классификация фондов для представления отчетности и контроля;

- классификация доходов, функциональная, программная, территориальная классификации и классификация финансирования по секторам для представления информации и отчетности.

5. Порядок применения бюджетной классификации и положение о бюджетной классификации государственных доходов и расходов разрабатывает и утверждает Министерство финансов Республики Таджикистан.

ГЛАВА 3. ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Статья 10. Доходы республиканского бюджета

1. Доходы республиканского бюджета состоят из налоговых и неналоговых доходов, грантов, а также из безвозмездных перечислений.

2. К налоговым доходам относятся:

- общегосударственные налоги и иные обязательные платежи в республиканский бюджет, перечень и размер которых определен законодательством Республики Таджикистан в области налоговых, таможенных платежей и государственных пошлин, а также другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан. Пропорции распределения налогов между республиканским бюджетом и местными бюджетами устанавливаются Законом Республики Таджикистан о Государственном бюджете Республики Таджикистан на очередной финансовый год;

- государственные пошлины, которые в соответствии с Законом Республики Таджикистан о Государственном бюджете на очередной финансовый год поступают в республиканский бюджет.

3. К неналоговым доходам относятся:

- доходы от платных услуг, оказываемых органами власти и государственного управления, а также бюджетными организациями, находящимися в ведении этих органов, в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан;

- прибыль Национального банка Таджикистана, а также государственных предприятий, по нормативам, установленным законодательством Республики Таджикистан;

- доходы от реализации государственных запасов и резервов, проценты от государственных депозитов и инвестиций, дивиденды от финансовых активов;

- арендная плата за использование республиканского имущества;

- поступления средств, взыскиваемых в пользу государства в порядке уголовных и административных наказаний;

- поступление средств из других источников, не запрещенных нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, включая штрафы, пени и проценты за несоблюдение договорных обязательств, возмещение ущерба, нанесенного республиканскому бюджету в результате нарушения финансовой дисциплины.

4. К доходам республиканского бюджета за счет внебюджетных источников относятся также:

- гранты и другие безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств других государств;

- средства, поступившие от взаиморасчетов между республиканским и местными бюджетами;

- средства, поступившие от продажи имущества, а также внутренние и внешние заимствования, которые используются вне доходов, как источник финансирования дефицита бюджета.

Статья 11. Доходы государственных целевых фондов

1. Доходы государственных целевых фондов образуются за счет следующих источников:

- специальных целевых и обязательных налогов и платежей, установленных законодательством Республики Таджикистан;

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- средств государственного бюджета;

- доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой соответствующим фондом как юридическим лицом;

- других доходов, установленных законодательством Республики Таджикистан.

2. Доходы государственных целевых фондов учитываются в государственном бюджете Республики Таджикистан.

3. Сбор и контроль обязательных платежей в бюджет государственных целевых фондов осуществляется уполномоченным государственным органом Республики Таджикистан.

Статья 12. Доходы местных бюджетов

1. Доходы местных бюджетов состоят из местных налоговых и неналоговых доходов, а также из денежных поступлений за счет регулируемых общегосударственных налогов и сборов и других платежей.

2. К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

- местные налоги и иные обязательные платежи в местный бюджет, перечень которых определяется законодательством Республики Таджикистан;

- доходы от регулируемых общегосударственных налогов и сборов, которые определяются и передаются местным бюджетам в порядке, установленном Законом Республики Таджикистан о Государственном бюджете на очередной финансовый год;

- государственные пошлины, за исключением государственной пошлины, которая в соответствии с Законом Республики Таджикистан о Государственном бюджете на очередной финансовый год поступает в республиканский бюджет.

3. К неналоговым доходам местных бюджетов относятся:

- доход из республиканского бюджета, который поступает в местный бюджет в виде дотации, субвенции, субсидии, а также по взаиморасчетам;

- арендная плата за использование местного имущества;

- доходы от платных услуг, оказываемых местными исполнительными органами государственной власти, бюджетными организациями, финансируемыми из местного бюджета;

- поступление средств из других источников, не запрещенных нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, включая штрафы, пени и проценты за несоблюдение договорных обязательств, возмещение ущерба, нанесенного местным бюджетам в результате нарушения финансовой дисциплины;

- доходы от внебюджетных источников – гранты и другие безвозмездные поступления от физических, юридических лиц и международных организаций.

ГЛАВА 4. РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Статья 13.Основы и принципы формирования расходов

государственного бюджета Республики Таджикистан

Формирование расходов государственного бюджета Республики Таджикистан базируется на принципах единства структуры, форм, методов и средств деятельности, нормативных минимальных государственных социальных стандартов бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых законодательством Республики Таджикистан.

Статья 14.Текущие и капитальные расходы государственного бюджета

Республики Таджикистан

1. Расходы государственного бюджета Республики Таджикистан в зависимости от экономической значимости делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

2. Текущие и капитальные расходы бюджетов разделяются по группам в соответствии с экономической классификацией расходов государственного бюджета Республики Таджикистан.

3. Текущие расходы - часть расходов бюджета, предназначенная для обеспечения текущей деятельности органов власти и государственного управления, местных исполнительных органов государственной власти, органов самоуправления поселков и сел, бюджетных организаций и государственных целевых фондов и используемая для поддержки других уровней системы государственного бюджета, отдельных отраслей производства в виде предоставления дотации, субвенции и субсидий.

4. К текущим расходам относятся также расходы, не включенные в соответствии с бюджетной классификацией в капитальные расходы.

5. Капитальные расходы - расходы бюджета, предназначенные для финансирования развития инвестиционной деятельности. К капитальным расходам относятся:

- расходы, предназначенные в соответствии с утвержденными инвестиционными программами для финансирования действующих или вновь образованных юридических лиц;

- денежные средства, предоставляемые юридическим лицам в качестве кредитов для финансирования развития;

- расходы, связанные с капитальным ремонтом и приобретением основных средств;

- расходы, при осуществлении которых увеличивается имущество, находящееся соответственно в республиканской и коммунальной собственности;

- другие расходы, включенные в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией.

6. В составе капитальных расходов могут быть образованы фонды развития.

Статья 15.Формы расходов государственного бюджета Республики

Таджикистан

Расходы государственного бюджета Республики Таджикистан осуществляются в следующих формах:

- ассигнования на содержание бюджетных организаций;

- средств на оплату товаров (работ, услуг), выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и местным контрактам;

- трансфертов населению;

- ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджета;

- бюджетного кредита юридическим лицам, в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей, других обязательств;

- субвенций юридическим лицам;

- субсидий и ссуд физическим лицам;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий другим уровням системы государственного бюджета Республики Таджикистан государственным целевым фондам;

- кредитования другим государствам;

- средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, процентных платежей по ним, в том числе на выполнение гарантий государственных органов и местных исполнительных органов государственной власти.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содружество независимых государств исполнительный комитет

    Документ
    ... исключительно в соответствии с законамиРеспубликиТаджикистан, положениями подписанных ею международных договоров ... РеспубликеТаджикистан являются Национальный банк Таджикистана, Министерство финансовРеспубликиТаджикистан, государственные налоговое ...
  2. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

    Закон
    ... РеспубликиТаджикистан, обеспечиваемого государственными гарантиями, а также в процессе управления государственным и гарантированным государством долгом. Глава 1. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯСтатья 1. Основные понятия В настоящемЗаконе ...
  3. Закон республики таджикистан о банках и банковской деятельности

    Закон
    ... 133) ГЛАВА I. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯСтатья 1. Понятие банка Банком в РеспубликеТаджикистан является ... законовРеспубликиТаджикистан в соответствие с настоящимЗаконом. 4. Национальному банку Таджикистана привести свои и совместные с другими государственными ...
  4. Закон республики таджикистан " о национальном банке таджикистана" (ахбори маджлиси оли республики таджикистан 1996г № 24) глава i общие положения

    Статья
    ЗАКОНРЕСПУБЛИКИТАДЖИКИСТАН "О НАЦИОНАЛЬНОМ БАНКЕ ТАДЖИКИСТАНА" (АХБОРИ МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИТАДЖИКИСТАН 1996г, № 24) ГЛАВА I. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯСтатья 1. Правовой статус Национального ...
  5. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН ЗАКОН О местных органах государственной власти (в редакции Закона РТ от 21 11 2006г №211)

    Закон
    ... , признанными РеспубликойТаджикистан и регулирует порядок образования, полномочия и деятельность местных органов государственной власти. ГЛАВА I. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯСтатья 1. Основные ...

Другие похожие документы..