textarchive.ru

Главная > Документ


ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Тема №4.

Выдающиеся философы мира.

Философия Нового времени.

Эмпиризм и рационализм.

В знании – сила!

Ф. Бэкон

Мыслю – значит, существую!

Р. Декарт

В разуме нет ничего, чего не было бы в опыте!

Дж. Локк

Наш мир – наилучший из всех возможных миров!

Г. Лейбниц

Цель: познакомиться с представителями философской мысли Нового времени и особенностями их мировоззрения, охарактеризовать основные направления философии этого периода, проследить влияние философских концепций на представления о мире, на воспитание людей, на развитие духовной культуры и человеческих начал в человеке.

Вопросы темы:

1.Формирование нового типа сознания. Основные посылки

к развитию философии Нового времени.

2. Эмпиризм. Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс.

3. Рационализм. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

4. Субъективный идеализм. Дж. Беркли, Д. Юм.

1. Формирование нового типа сознания.

Основные посылки к развитию философии Нового времени.

Под философией Нового времени принято называть европейскую философию в период с XVII в. до середины XIX в. Это время в Западной Европе характеризуется, с одной стороны, интенсивным развитием буржуазных отношений, а с другой – процессом активного развития экспериментальных наук, который именуют научной революцией. Обслуживание интересов нарождающегося капитала и необходимость теоретического обоснования полученных экспериментальным путём результатов привело к изменению значения науки, целей познания и к смене человеческого мировоззрения в целом.

Представления о мире и его устройстве теряют ту цельность, которая была в предыдущие эпохи, мировоззрение человека рушится из-за противоречий между тем, о чём учили общепринятые авторитеты прошлого, и данными, полученными экспериментальными науками. Вне зависимости от своего желания человек был вынужден разбираться в накопившихся противоречиях, устремлять свой исследовательский поиск в самую глубь мироздания, для того чтобы понять, как же всё-таки мир устроен на самом деле. В результате формировался новый тип сознания, пытливый к знаниям и более восприимчивый к всевозможным изменениям и новациям.

Именно формирование мышления, отличного от мышления античного и средневекового, выделяет эпоху Нового времени в истории философской мысли.

Выделяют три главных момента, которые привели к развитию философии Нового времени.

  • Научная революция. Она связана с открытиями в области астрономии, механики, физики и биологии. Исследования Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона разрушили античные и средневековые представления о том, что Земля – центр мироздания. Возникает принципиально новая картина мира. В ней переосмысливается роль и место самого человека, который уже не является центральной фигурой. Существует огромный космос с множеством звёзд, подобных Солнцу, и множеством планет, подобных Земле. Левенгук, построивший микроскоп, открыл, что существует огромный микромир, и в капле воды может находиться такое же количество микроорганизмов, как, возможно, и всех видимых нами животных на Земле. То есть мир бесконечно сложен, в сравнении с отдельным человеком он просто несоизмерим. Человек подобен песчинке в бесконечных просторах Вселенной.

  • Новая мораль. Происходит сдвиг нравственности, связанный с появлением капиталистического общества. Возникает более жёсткая мораль, которая законы борьбы за выживание в мире природы переносит на человеческое общество.

  • Новая роль философии. Философия Нового времени выступает в роли гносеологии (теории познания). Гносеология – это познание природы как объективного, независимого ни от Бога, ни от человека чувственного мира. Важнейшим вопросом философии становится исследование взаимоотношений объекта и субъекта познания. Наука становится экспериментальной, а философия превращается в методологию науки. Возникают два основных методологических направления философии: эмпиризм и рационализм.

2. Эмпиризм. Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс.

Эмпиризм (с греч. – «опыт») – философское направление, которое отражало тот факт, что в основе науки Нового времени лежит изучение опытных данных через эксперимент.

Основные представители эмпиризма – Ф. Бэкон (1561-1626),

Дж. Локк (1632-1704), Т. Гоббс (1588-1679). В основном эмпиризм был распространён в среде английских учёных.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – философ-материалист, лорд-канцлер Англии, непримиримый враг схоластики и страстный сторонник научного прогресса.

С философией Ф. Бэкона в истории Запада возникает новая интеллектуальная атмосфера. Ему принадлежит знаменитый лозунг: «Знание – сила!». Это значит, что знание является средством для завоевания могущества. По Бэкону, тот человек, который знает суть вещей и суть людей, может властвовать над ними. Наука, по Бэкону, способна решать все общественные проблемы и должна служить на пользу человечества. Философ создал роман – утопию «Новая Атлантида», где предложил свой проект общества, устроенного на научных принципах. В его утопическом обществе правят учёные, которые регламентируют все стороны человеческой деятельности, а благоденствие общества обеспечивается научно – техническими достижениями.

Философы делятся на три группы. Одних можно сравнить с пауками, которые ткут паутину своей системы лишь из индивидуального сознания; их представления и утверждения не подтверждаются опытом. Вторые могут быть уподоблены муравьям: они собирают в свой философский муравейник всё, что встречается им на пути; это грубые эмпирики. Истинный философ подобен пчеле, которая облетает цветы, собирает различные соки и перерабатывает их в мёд; иначе говоря, подлинный философ должен перерабатывать в своём мышлении данные опыта и восходить к предельным обобщениям.

По мнению Бэкона, исследованию природы и развитию философии мешают заблуждения, предрассудки, познавательные «идолы». Он различал четыре типа идолов ума. «Идолы рода» коренятся в самой природе человека, они вытекают из естественного несовершенства человеческого разума. «Идолы пещеры» обусловлены индивидуальным жизненным опытом – узостью («пещерностью») этого опыта. «Идолы площади» возникают в результате принятия слов «толпой», при «взаимной связанности» людей, когда слова либо имеют разный смысл, либо обозначают несуществующие вещи, они мешают достижению истины. «Идолы театра» - это те или иные философские творения, гипотезы учёных, многие начала и аксиомы наук, они созданы как бы для театрального представления, для «комедии» (игра в вымышленные искусственные миры). Необходимо уметь распознавать все эти «идолы» и преодолевать их.

Бэкон предлагает новый способ получения достоверного знания, который получает название индуктивного метода – медленного и осторожного восхождения от частных фактов к всеобщим законам. Суть его состоит в том, что при изучении любого явления необходимо произвести тщательный анализ и определить как можно более полно его свойства. Только тщательно изучив все возможные проявления того или иного изучаемого свойства и отбросив всё, что не относится к изучаемому явлению, можно подняться от менее общего к более общему знанию, в том числе к всеобщим категориям и принципам.

Джон Локк (1632-1704) – английский философ, экономист, психолог.

Главные сочинения Дж. Локка – «Опыт о человеческом разуме», «Об управлении разумом», «Элементы натуральной философии», «Опыты о законе природы», «Мысли о воспитании». Локк – один из крупнейших представителей эмпиризма, руководствовавшихся установкой «Нет ничего в мышлении, чего раньше не было бы в опыте». Согласно Локку основой и источником всякого познания является ощущение. Философы, которые придерживаются подобного взгляда, называются «сенсуалисты»

(от лат. – чувство).

По Локку, не существует врождённых идей, в том числе идеи Бога. Все идеи формируются из опыта – из внешнего и внутреннего. При чувственном восприятии внешнего мира мы получаем идеи внешнего опыта, а при исследовании процессов собственной души – идеи внутреннего опыта, или «рефлексии». И внешний, и внутренний опыт порождает только «простые» идеи. Рассудок, обработав их, образует общие или сложные идеи, которые не могут появиться самостоятельно на основе рефлексии или ощущений (например, идеи пространства и времени). К разряду сложных идей Локк относил и понятие субстанции.

Локк создал учение о первичных и вторичных качествах. И те и другие относятся к идеям, полученным на основе внешнего опыта. Первичные качества выражают реальные характеристики тел: массу, движение, плотность, пространственную форму и т. п. Вторичные зависят от специфического строения наших органов чувств, поэтому не характеризуют вещи такими, как они есть в действительности. Вторичные качества существуют лишь в нашем сознании: это цвет, запах, вкус, тепло, холод, боль и т. д.

Локк различает два вида знания: бесспорное и правдоподобное. Бесспорное знание возникает в процессе размышления и в отличие от правдоподобного не может быть получено на основе внешнего опыта. Истина всегда имеет мыслительную форму. Правдоподобным же Локк называет знание, которое, будучи полученным эмпирическим путём, ещё не прошло сквозь «сито» размышлений, поэтому носит лишь вероятностный характер.

Политические идеи Локка. Он развивал идею о равенстве возможностей разных личностей, считал, что от рождения обладает тремя важнейшими правами: на жизнь, на свободу и на собственность, которые могут быть обеспечены только посредством терпимости людей друг к другу. По Локку, основой права должно быть уважение и самостоятельность любого гражданина, а также признание каждым высокой важности конституции.

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ, развивавший учение механистического материализма, теоретик общества и государства.

Его основные сочинения – трилогия «Основы философии», «Элементы законов, естественных и политических», «О свободе и необходимости», «О человеке» и др.

Своё учение Гоббс называет первой философией или просто физикой. Мир, по Гоббсу, – это огромная совокупность единичных тел, подчинённых законам механического движения. К движениям Гоббс сводил также духовную жизнь человека и животных. Признавая материальные тела в качестве единой субстанции, Гоббс отрицал и субстанциональное бытие человеческой души.

Философия, считал Гоббс, призвана постигать явления и следствия из их причин и, в свою очередь, с помощью умозаключений познавать причины из наблюдаемых следствий. Теория познания Гоббса строилась на принципах сенсуализма(чувство, ощущение). Опыт даёт лишь смутное, хаотичное «вероятное» знание, достоверное же человек получает на рациональном уровне.

Гоббс считается классиком политической и правовой мысли, впервые в Новое время разработавшим систематическое учение о государстве и праве, до настоящего времени влияющим на развитие общественной мысли. Наилучшей формой государственного правления, убеждён Гоббс, является абсолютная монархия, воплощающая неограниченную государственную власть.

Вера в Бога, по Гоббсу, есть плод воображения. Религия выполняет регулятивные функции, религиозный же фанатизм препятствует функционированию государственной машины. В основе нравственности, считает Гоббс, лежит естественный закон человеческой природы – эгоистическое стремление к самосохранению, поэтому нравственные ценности носят относительный характер и определяются их соотношением с благом. Величайшим благом для человека Гоббс считал гражданский мир.

3. Рационализм. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Рационализм (от лат. – разумный) в противовес эмпиризму придаёт в процессе познания решающую роль человеческому разуму. Посылки рационализма в следующем. Всё знание действительно извлекается из опыта, но наше знание – не просто опыт, а упорядоченный опыт. Это упорядочивание происходит на основе абстракций и законов, которые изначально присущи нашему рассудку.

Представители рационализма – Р. Декарт (1596-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Г. Лейбниц (1646-1716) и др. В основном рационализм нашёл распространение среди французских и немецких учёных.

Рене Декарт (1596-1650) – французский философ и естествоиспытатель, основатель классического рационализма.

Декарт явился основоположником новой методологии науки. Это направление противоположно эмпиризму и условно может быть выражено в формуле дедукции: от общего – к частному. Метод Декарта заключается в выполнении следующих четырёх правил:

1) «никогда не принимать ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен»;

2) «разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего её разрешения»;

3) «располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных»;

4) «делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенными, что ничего не пропущено».

В духе своего времени понимал Декарт и сущность мироздания. Мудрый и всемогущий Бог создал его, как создают машину, механизм – так же рационально, целесообразно и гармонично. Весь миропорядок – это гигантский, однажды «заведённый» механизм, который работает в совершенно автономном режиме и в работу которого Бог уже не вмешивается. Нелишне напомнить, что именно в это время особенно популярными становятся последние изобретения человеческой мысли – механический клавесин, часы и т. п. Интересно, что даже людей и животных Декарт рассматривал как механизмы, с той лишь разницей, что человек – это более сложная машина.

Декарт о морали. Декарт приходит к довольно оптимистической и жизнеутверждающей морали. Главное – это всегда и во всём руководствоваться разумом. Воля человека есть слепая и зачастую безрассудная сила, которая должна быть подчинена уму. Поэтому для Декарта гораздо трагичнее лишиться разума, нежели самой жизни, ибо жизнь и сознание для него – одно. Стремиться к истине и жить по разуму – вот его жизненное кредо.

Бенедикт Спиноза ((1632-1677) – голландский философ-рационалист.

Его общая мировоззренческая ориентация характеризуется как пантеизм. Он отрицал понимание Бога как внеприродной личности, выступающей творцом и двигателем природы; по его убеждению, Бог и есть природа, а природа есть Бог.

Основные философские труды Спинозы: «Трактат об усовершенствовании интеллекта», «Этика», «Богословско-политический трактат», «Метафизические размышления» и др.

В теории познания Спиноза выделял три рода знания:

1) чувственное знание, связанное с воображением. Это познание, получаемое нами из повседневного опыта.

2) Рациональное познание. Это познание идёт от рассудка и являет собой чисто научный способ мышления. Он улавливает логическую взаимосвязь вещей и причин в мировом процессе, поэтому даёт человеку возможность отличить подлинное от ложного и, следовательно, приблизиться к истине, насколько это возможно.

3) Интуитивное познание. Это высшая форма познания, дающая возможность увидеть вещи, исходящие от самого Бога. Этот уровень мышления доступен лишь мудрецам, которым одним только и подвластно истинное знание.

Что касается человека, то его мощь определяется его разумом, считал Спиноза. Когда человек руководствуется разумом, он – сам причина своих поступков. Напротив, когда он руководствуется физическим влечением, он является существом страдательным, ибо возбуждается к действию внешними предметами, здесь он лишь отчасти причина своих действий. Свобода – это познанная необходимость, свобода состоит именно в повиновении разуму. Когда человек увлекается страстями, он тем самым утрачивает свободу, становится рабом, подчёркивал Спиноза.

Точно так же, считал он, исследуя общественную жизнь людей, надо не смеяться, не плакать, не приходить в негодование, а стараться их понять. Это особенно важно для выработки правил человеческого общежития. Политику невозможно основать на началах нравственности, но можно и нужно так устроить государственное здание, чтобы политики не могли творить зло. Разум, свобода, порядочность – частные добродетели, добродетель власти, политики – это прежде всего безопасность людей.

Как очевидно, несмотря на внешне жёстко рационалистический характер философских построений Б. Спинозы, всё-таки именно проблема человека находится в центре его учения, всё-таки его философская система – яркий пример концентрации философских вопросов вокруг проблемы человека, человеческих эмоций, человеческого счастья.

Вершина рационализма XVIII века – Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646-1716) – немецкий философ, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед.

Основные его философские сочинения: «Рассуждение о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».

В течение ряда лет стоял на позициях механистического материализма, но затем эволюционировал к идеализму, к признанию решающей роли в мире за энергичным духовным началом. В целом его мировоззренческие взгляды оцениваются как объективно-идеалистические, «монадологические». Весь мир есть множество монад, которые неделимы и духовны, т. е. являются духовной субстанцией. Физический космос есть вторичный мир, мир феноменальный. Монады физически не взаимодействуют друг с другом, но образуют единый движущийся мир. Минералы и растения – как бы спящие монады с бессознательными представлениями. Души животных обладают ощущениями и памятью. Человеческие души способны к ясным и отчётливым представлениям. Душа человека неуничтожима, а его телесность преходяща. Движение монад регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады (Абсолюта, Бога). В теории познания Лейбниц был идеалистическим рационалистом. Выступал против эмпиризма и сенсуализма. Критерием истинности знания считал ясность, отчётливость и непротиворечивость. Лейбниц предвосхитил некоторые принципы современной математической логики.

Практическую цель философии Лейбниц видел в совершенствовании человека. Человек свободен, ему присуща свобода воли. Чтобы согласовать это положение с идеей предустановленной гармонии и идеей предопределения, пронизывающей всё его учение, Лейбниц ввёл понятие нравственной необходимости, рассматривая последнюю в качестве свойства свободной воли.

Как очевидно, Лейбниц противопоставил чувственную и рациональную ступени познания. Тем не менее своей критикой плоского эмпиризма, подчёркиванием роли абстрактного мышления творческой сущности разума он внёс серьёзный вклад в развитие философской мысли своего времени.

Учение материалистов о внутренней активности материи, о всеобщем характере движения, безусловно, было крупным шагом вперёд. Однако материалисты не поднялись до понимания многообразия и качественного различия форм движения материи. Они знали лишь одну простейшую форму движения – механическое движение. Они не дошли также до понимания развития природы как поступательного движения от низшего к высшему.

4. Субъективный идеализм. Дж. Беркли, Д. Юм.

Джордж Беркли (1685-1753) – английский теолог и философ.

Дж. Беркли родился в Ирландии. Изучал математику, иностранные языки, философию. Был домашним священником и секретарём дипломата. Несколько лет работал в Северной Америке. В 1734 г. возведён в епископский сан и назначен епископом в Клойне (Ирландия).

Основные философские сочинения: «Трактат о началах человеческого знания», «О движении», «Философские заметки» и др.

Дж. Беркли – представитель субъективного идеализма, один из классиков европейской философии. Отвергал существование материи. В качестве основы существующего он брал «дух», и в этом смысле для него существовала лишь одна духовная субстанция. С его точки зрения , между человеком и Богом имеется нечто вроде пелены из так называемых материальных предметов. Люди нерелигиозные, особенно философы – материалисты, не способны проникнуть через эту пелену, их познание ограниченно, вследствие чего они и считают, что есть материя как конечная субстанция. Но они заблуждаются.

То, что мы знаем о предметах, есть не что иное, как комплексы наших ощущений. И где же будет критерий истины, если индивиды разные и возможны разные ощущения и комплексы ощущений? Такой критерий – в общезначимости представлений: если у многих людей будут одинаковые по сути комплексы ощущений, то они и будут иметь одну и ту же истину.

Дж. Беркли приходит к главной идее субъективного идеализма: «В действительности предмет и ощущение суть одно и то же и потому не могут быть отвлечены друг от друга». Он утверждает: «Существовать – значит, быть воспринимаемым».

Бог, согласно Беркли, есть единственно подлинная реальность, в границах которой оказываются все воспринимающие и воспринимаемые вещи в мире. Бог является высшей причиной всего происходящего и существующего в мире. Эти идеи Беркли о Боге выступают в качестве доказательства Его существования.

Дэвид Юм (1711 – 1776) – английский философ, психолог, историк и экономист.

Основные работы: «Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом познании», «Опыты моральные и политические», «Политические речи», «Исследование о принципах морали», «История Англии», «Естественная история религии».

Программной целью Юма была попытка создания принципиально нового похода к изучению человеческой природы. Главным пунктом науки о человеке Юм считал способ познания, с помощью которого человек исследует мир. Каждый человек, говорит Юм, обладает двумя основными способностями воспринимать природу: впечатления и идеи. Различие между ними состоит не только в яркости и силе их воздействия на наш разум, но и в порядке их появления в нашем сознании. Первыми появляются впечатления, вслед за которыми у нас возникают соответствующие идеи. В самом деле, идея, к примеру, жёлтого цвета или кислого вкуса не может возникнуть раньше соответствующего ощущения, т.е. впечатления об этом цвете или вкусе. Среди постепенно появляющихся в нашем сознании идей мы начинаем замечать определённое сходство и приобретаем «привычку», встречаясь с каким-то словом или понятием, оживлять в памяти одно из обозначений этого понятия, т. е. его идею.

Этот вывод имеет принципиальное значение в философии Юма в отношении к науке. Вся наука строится на идее причинной связи, но реально в опыте мы воспринимаем лишь то, что одно событие предшествует другому, т.е. познаём лишь последовательность во времени, но ничего не можем сказать о том, порождается ли одно явление другим. Юм приходит к выводу, что идея причинности является субъективной и базируется только на «привычке» воспринимать одно после другого. Только привычка, опираясь на память, связывает между собой единичные восприятия в целостную картину мира.

Привычка не может служить источником достоверного знания. Поэтому Юм считал, что источником нашей уверенности является не знание, а вера. Вера убеждает нас в том, что за определённым явлением должно следовать определённое следствие. Никакой опыт на самом деле не способен подтвердить наличие необходимой связи между причиной и следствием.

Юм пришёл к выводу, что все предметы, которые мы воспринимаем, Воплощены лишь в ряде впечатлений и идей, и что мы сами придумываем те вещи, которые существуют вне нас. ТО есть существование вещей вне нас – это объект веры, а не познания. Само понятие духовной субстанции «Я» Юм свёл к пучку впечатлений и идей, которое также является лишь объектом веры.

Начиная с Нового времени, в европейской философии центром исследовательского внимания навсегда остаётся человек, а потому философами развиваются темы, так или иначе анализирующие личное и общественное бытие.

ГЛОССАРИЙ

Гносеология – раздел философии, изучающий источники, формы и

методы процесса познания, а также способности

человека познавать действительность.

Дедукция – от общего к частному.

Индукция – метод восхождения от частных фактов к всеобщим

законам.

Пантеизм – учение о том, сто всё есть Бог: Вселенная и природа.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой

познания и поведения людей.

Сенсуализм – направление в теории познания, в котором чувственность

является главной формой достоверного познания.

Эмпиризм (с греч. – «опыт») – философское направление, которое

отражало тот факт, что в основе науки Нового

времени лежит изучение опытных данных через

эксперимент.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте общественные отношения в Западной Европе XVII века,

повлиявшие на развитие философии Нового времени. Назовите

основные посылки в формировании философии Нового времени.

2. Назовите представителей эмпиризма. В чём суть этого философского

направления?

3. В чём особенности философского мировоззрения Ф. Бэкона?

4. Попробуйте сделать ранжирование «идолов ума» Бэкона

в порядке возрастания сложности борьбы с ними: от самого лёгкого

к самому трудному.

5. Какова теория познания Дж. Локка?

6. Назовите представителей рационализма. В чём суть этого философского

направления?

7. В чём состоит метод познания Декарта?

8. Назовите ступени познания в философии Спинозы.

9. В чём видел практическую цель философии Лейбниц? Какова

его теория познания?

10. Назовите представителей субъективного идеализма.

11. Как человек познаёт окружающий мир с точки зрения Дж. Бэкона?

Тесты по теме для самопроверки

1. Гносеология – это учение…

а) о духовных ценностях

б) о познании

в) о человеке

2. Назвать представителей философии эмпиризма:

а) Локк г) Бэкон

б) Платон д) Гоббс

в) Декарт е) Беркли

3. Кому принадлежит лозунг: «Знание – сила!»:

а) Г. Лейбниц

б) Ф. Бэкон

в) Б. Спиноза

4. Кто предложил метод индукции?

а) Ф. Бэкон

б) Д. Юм

в) Дж. Локк

5. Назвать представителей рационализма:

а) Т. Гоббс г) Дж. Беркли

б) Р. Декарт д) Б. Спиноза

в) Г. Лейбниц

6. Кого считают классиком политической и правовой мысли?

а) Р. Декарт

б) Д. Юм

в) Т. Гоббс

7. Кто утверждал, что весь мир есть множество монад?

а) Б. Спиноза

б) Г. Лейбниц

в) Дж. Беркли

8. Кто считал, что критерий истины – общезначимость представлений?

а) Дж. Беркли

б) Д. Юм

в) Дж. Локк

9. Кто в теории познания применил понятия: впечатления и идеи?

а) Т. Гоббс

б) Р. Декарт

в) Д. Юм

Правильные ответы: 1б; 2а, г, д; 3б; 4а; 5 б, в, д; 6 в; 7б; 8а; 9в.

Литература

1. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.

Спб.: Петрополис, 1995.

2. Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969.

3. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. М, 1969.

4. Ляткер Я.А. Декарт. М., 1975.

5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

6. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973.

7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996.

8. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основы философии

    Документ
    ОСНОВЫФИЛОСОФИИ Тема №3. Выдающиеся философы мира. Средневековая философия. Я знаю, что это такое, только ... самопроверки Когда возникла средневековая философия? Что явилось основойфилософии Средних веков? 2. Что такое ...
  2. Основы философии (1)

    Учебное пособие
    ... государственный социальный университет 0-75 Основыфилософии: Учебное пособие для ... сохранения человечества. Заключение Изучив основыфилософии, нельзя надеяться на ... 198 Оглавление 200 Учебное издание Основыфилософии Зав. редакцией Т. А. Савчук ...
  3. Основы философии (2)

    Документ
    ОСНОВЫФИЛОСОФИИ Тема №2. Выдающиеся философы мира. Античная философия. Знание – высшая добродетель и путь к обретению ... любых злоупотреблений. Античные философы видели мир в его вещественной основе. Философы античности признавали закономерный ...
  4. Основы философии (4)

    Документ
    ОСНОВЫФИЛОСОФИИ Тема №3. Выдающиеся философы мира. Средневековая философия. Я знаю, что это такое, только ... самопроверки Когда возникла средневековая философия? Что явилось основойфилософии Средних веков? 2. Что такое ...
  5. Основы философии (6)

    Закон
    ОСНОВЫФИЛОСОФИИ Тема №1. Философия, её место в культуре и роль в жизни человека и общества. Философия – учительница жизни, ... именно теоретический уровень, теоретическую основу мировоззрения. Философия цементирует все элементы мировоззрения в ...

Другие похожие документы..