textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


Принято на заседании Утверждаю

педагогического совета директор МОУ «Средняя

Протокол №1 общеобразовательная школа

от «31 » августа 2011 года №92 г.Вельска»

_____________ С.Н.Беляева.

Образовательная программа муниципального образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №92 г. Вельска»

на 2011-2012 учебный год.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………………....3

  2. Образовательная программа I ступени обучения (ФГОС II поколения) ………4

-пояснительная записка………………………………………………………………..4

-планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования………………………………………..6

-учебный план начального общего образования…………………………………..32

-программа формирования УУД у обучащихся на ступени начального общего образования…………………………………………………………………………..36

-программы отдельных учебных предметов, курсов………………………….....45

-программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………….64

-программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни….81

- программа коррекционной работы………………………………………………..85

-система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования…………………...90

3. Образовательная программа I ступени обучения (ФБУП 2004 г.)………………111

4. Образовательная программа II ступени обучения ……………… ……..……….117

5. Образовательная программа III ступени обучения…………………..…………….130

6. Контроль и оценка реализации образовательной программы…………….…...…142

Введение.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы настоящаяобразовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы.

Цель программы - формирование образовательной политики школы

  1. Информационная справка о школе.

Полное наименование учреждения: муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №92 г.Вельска».

Сокращённое наименование: МОУ «СОШ №92 г.Вельска»

Тип: общеобразовательное учреждение.

Вид: средняя общеобразовательная школа.

Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение.

В настоящее время в школе обучается 595 учащихся. В ней работает 38 педагогов.

Материально – техническое оснащение школы представлено следующим образом :

  1. Учебные кабинеты – 22

  2. Компьютерный класс – 1

  3. Компьютеры – 15

  4. Мастерские – 2

  5. Столовая – 1

  6. Библиотека – 1

II.Социальный заказ родителей и обучающихся: качественное образование, удовлетворяющее запросы учащихся, конкурентноспособность при поступлении в учебные заведения, адаптация к новым жизненным условиям.

Государственный заказ определяется нормативными документами, в первую очередь государственными образовательными стандартами.

III. Характеристика образовательных программ, реализуемых в ОУ

п/п

Образовательные программы

 

Наименование

Уровень (ступень), направленность

Нормативный срок освоения

 

 

1

Начальное общее  образование

общеобразовательный

4 года

 

2

Основное общее образование

общеобразовательный

5 лет

3

Среднее (полное) общее образование

общеобразовательный

2 года

 

IV. Цели и задачи образовательного процесса:

    1. Дать учащимся начальное, базовое общее, среднее (полное) образование.

    2. Способствовать развитию способностей каждого ребёнка.

    3. Создать условия для формирования у учащихся и педагогов мотивации к самообразованию.

    4. Обеспечить условия для участия учащихся и педагогов в научно- исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах разного уровня.

    5. Обеспечить среднее образование, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ.

    6. Реализовать идеи интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманизации содержания образования.

Образовательная программа I ступени обучения

(ФГОС II поколения)

  1. Пояснительная записка.

Информационная справка о школе:

Полное наименование учреждения: муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №92 г.Вельска».

Сокращённое наименование: МОУ «СОШ №92 г.Вельска»

Тип: общеобразовательное учреждение.

Вид: средняя общеобразовательная школа.

Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение.

Лицензия № 3728 выдана Инспекцией по надзору в сфере образования Архангельской области на срок с 26.02.2010г. до 01.04.2012 г.

Свидетельство о государственной аккредитации № 2513 выдано Инспекцией по надзору в сфере образования Архангельской области на срок до 08.02.2015 г.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию основной образовательной программы:

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 (ред. От 02.02.2011)

  • Приказы Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 и от 26.11.2010 г. №1241

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Состав. Е.С. Савинов., Москва, Просвещение, 2010.

  • Устав образовательного учреждения.

Образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются особенности, характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Цель реализации образовательной программы начального общего образования – обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты – освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт спцифической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культуры и уважения его многонационального, поликультурного, поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цели начального образования:

  • становление основ гражданской идентичности и мирровозрения обучающихся;

  • формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять еёконтроль и оценку, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Личностные характеристики выпускника («портрет выпускника»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

  • выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Основная образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему дополнительного образования;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

Принципы и подходы к формированию и основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса:

  • учёт возрастных особенностей учащихся;

  • учёт индивидуальных особенностей учащихся;

  • индивидуализация образования;

  • вариативности образования;

  • открытости образования;

  • наглядности и доступности образования.

Разделы основной образовательной программы:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • базисный учебный план образовательного учреждения;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных, предметов, курсов;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программу коррекционной работы;

  • систему оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

ООП НОО рассмотрена на заседании педагогического совета 31.08.2011 г. и утверждена директором ОУ. Изменения в ООП НОО вносятся на основании решения педсовета по мере необходимости.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов

для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом

необходимости:

• определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

• определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

• выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?», его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной

школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения

опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий

базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• двух междисциплинарных программ - «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение.

Работа с текстом»;

• программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. График плановых контрольных проверок на 2011 год

    Документ
    ... почты: epronplus@ 92 Общество с ограниченной ... августа 2010 года Юридический адрес: 173008, г.Великий Новгород, Сырковское шоссе, д.31 ... 2011года Взамен ранее выданного от 30 сентября 2010 года ... акционерное общество «Вельское мостовое управление» ...
  2. Подготовлены рабочей группой центральной избирательной комиссии

    Документ
    ... - - - - - - - - - - Магаданская область 2 1 1 0 - - - - - - 1 1 - - - - - - Московская область 92 5 60 4 1 0 2 0 9 0 15 1 1 0 2 0 2 0 Мурманская область 16 ... гражданско-правовым договором от31августа2011года № 13, заключенным ... суда Вельский районный ...
  3. Основные результаты научно-исследовательской работы и инновационной деятельности академии управления при президенте в 2011 году

    Программа
    ... университет, 31 марта 2011года, ... Министров Республики Беларусь от 4 августа2011 г. № 1049 ... Вельская. − Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2011 ... 2011года: сб. науч. ст.: в 3 ч. Ч. 3. – Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. – С.90-92 ...
  4. От 29 июня 2012 г n 10н об утверждении административного регламента

    Регламент
    ... от 16 мая 2011года ... от 25 августа2011 ... Вельского района" 165150, Архангельская область, г. Вельск ... ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ 31. Работник задает ... │ 92. Работник ...
  5. От 29 июня 2012 г n 10н об утверждении административного регламента

    Регламент
    ... от 16 мая 2011года ... от 25 августа2011 ... Вельского района" 165150, Архангельская область, г. Вельск ... ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ 31. Работник задает ... │ 92. Работник ...

Другие похожие документы..