textarchive.ru

Главная > Доклад


Доклад

Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов

об адвокатировании конкуренции в Российской Федерации

Содержание

Брянское УФАС России 66

Бурятское УФАС России 69

Владимирское УФАС России 73

Волгоградское УФАС России 79

Вологодское УФАС России 83

Воронежское УФАС России 86

Дагестанское УФАС России 92

Еврейское УФАС России 95

Забайкальское УФАС России 98

Ивановское УФАС России 102

Иркутское УФАС России 107

Кабардино-Балкарское УФАС России 111

Калининградское УФАС России 114

Новгородское УФАС России 222

Новосибирское УФАС России 230

Омское УФАС России 239

Оренбургское УФАС России 245

Орловское УФАС России 254

Пензенское УФАС России 259

Пермское УФАС России 263

Приморское УФАС России 271

Ростовское УФАС России 276

Рязанское УФАС России 281

Самарское УФАС России 284

Санкт-Петербургское УФАС 288

Саратовское УФАС России 293

Сахалинское УФАС России 301

Свердловское УФАС России 309

Северо-Осетинское УФАС России 311

Смоленское УФАС России 315

Тамбовское УФАС России 323

Татарстанское УФАС России 329

1. Цели и задачи адвокатирования конкуренции в 2010-2011гг.

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности.

Решение задачи развития и защиты конкуренции в России, создания благоприятных условий для ее эффективного внедрения практически во все сферы жизни российского общества невозможны без интенсивного изменения сознания граждан, предпринимателей, представителей власти, повышения конкурентной культуры в нашей стране, внедрения принципов конкурентного поведения во все сферы экономической жизни общества.

В связи с этим большое значение приобретает работа по адвокатированию конкуренции, направленная на повышение внимание общества к проблемам конкуренции, пропаганду преимуществ от свободной и справедливой конкуренции, информирование о состоянии конкуренции в России и тех мерах, которые предпринимает Президент России, Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства, и Федеральная антимонопольная служба в частности по развитию и защите конкуренции в России.

Только общими активными усилиями органов власти, предпринимателей и граждан можно добиться необходимых изменений в правовом сознании граждан и общества в целом, сформулировать принципы справедливой конкуренции в качестве приоритета в деятельности органов власти и бизнеса, стимулировать развитие конкурентных начал в экономической сфере.

Методы адвокатирования конкуренции не связаны напрямую с правоприменительными механизмами, они ориентируются на создание конкурентных условий для экономической деятельности в основном на основе взаимодействия между государственными ведомствами, бизнесом и за счет повышения информированности общественности о пользе конкуренции.

Цели адвокатирования конкуренции:

  • Пропаганда преимуществ справедливой и здоровой конкуренции;

  • Информирование о состоянии конкуренции в стране и мерах, которые предпринимаются органами власти для ее развития и защиты;

  • Предупреждение нарушений антимонопольного законодательства;

  • Стимулирование проконкурентного поведения органов власти и бизнеса на рынке;

  • Активизацию предпринимателями и гражданами защиты своих прав и интересов, нарушенных вследствие ограничения конкуренции и т.д.

Настоящий доклад будет посвящен анализу деятельности ФАС России по адвокатированию конкуренции за период с сентября 2010г по сентябрь 2011г.

2. Ключевые темы адвокатирования конкуренции в 2010-2011гг

2.1. «Третий антимонопольный пакет законов»

В октябре 2009г. ФАС России от имени Российской Федерации начала процесс вступления в Организацию экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). Руководитель ФАС России И.Артемьев выступил с докладом о состоянии конкуренции и конкурентного законодательства в России на Комитете по конкуренции ОЭСР. Руководители антимонопольных органов мира и международные эксперты в области конкурентного права высказали свои замечания и предложения по модернизации антимонопольного законодательства в России с учетом лучших мировых практик.

Эти предложения вкупе с предложениями российского бизнеса и легли в основу т.н. «третьего антимонопольного пакета» законов («первым антимонопольным пакетом законов» считается принятие в 2006г закона «О защите конкуренции» и поправок КоАП в 2007г.; «вторым пакетом» - поправки в закон «О защите конкуренции, КоАП и Уголовный Кодекс РФ).

В настоящее время «третий антимонопольный пакет» законов внесен от имени Правительства РФ в Государственную Думу РФ и принят там в первом чтении. Ожидается, что второе чтение состоится до конца 2011г.

PR активность ФАС России в конце 2010 – 2011гг была связана с разъяснением подготовленных норм «третьего антимонопольного пакета законов» в широких слоях населения – среди предпринимателей, органов власти, научной общественности, экспертов в области антимонопольного права.

С этой целью ФАС России в течение года проводила пресс-конференции, семинары, Экспертные советы, участвовала в конференциях и встречах с деловыми кругами, публиковала разъяснения на официальном сайте ФАС, рассылала новостные сообщения в СМИ и т.д.

ФАС России исходит из того, что очень важно донести до заинтересованных лиц на рынке о готовящихся изменениях в законодательстве, чтобы рынок был готов к ним заранее и мог учитывать при организации своей работы.

В целом поправки «третьего антимонопольного пакета законов» направлены на либерализацию норм антимонопольного законодательства, снятие лишних административных барьеров и

2.2. Совершенствование законодательства о госзаказе

В конце 2010г в своем Бюджетном Послании Президент РФ Д.А.Медведев заявил о необходимости кардинальной перестройки системы госзакупок в стране.

ФАС России совместно с другими органами власти разработала поправки в Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и 94ФЗ «О размещении заказов…» с целью формирования единой системы госзаказа в стране, включающей все стадии прохождения госзаказа: планирование – размещение – исполнение контрактов.

Поправки в законодательство, подготовленные ФАС России, были направлены на:

  • отражение современных требований к размещению заказов за счет бюджетных средств;

  • создание условий для обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов;

  • эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;

  • расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия;

  • развитие добросовестной конкуренции;

  • совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов;

  • обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов;

  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов;

  • совершенствование системы размещения заказов с учетом существующих задач по модернизации и инновационному развитию экономики страны;

  • устранения пробелов и снятия противоречий, содержащихся в действующем законодательстве.

В связи с этим PR активность ФАС России по этому направлению деятельности была направлена на сбор и обработку поступающих от профессиональных сообществ, органов власти и предпринимателей замечаний предложений по совершенствованию системы госзаказа в стране; разъяснение имеющихся проблем в сфере госзаказа и возможных способов их решения; разъяснение подготовленных норм по совершенствованию законодательства в сфере госзаказа и т.д.

Для достижения намеченных целей представители ФАС России принимали участие в разнообразных конференциях и семинарах на тему госзаказа, проводили пресс-конференции и давали интервью СМИ; проводили общественное обсуждение законодательных инициатив на профессиональных площадках в сфере госзаказа, в том числе в рамках Координационного совета по госзаказу при ФАС России и т.д.

В сентябре 2011г Правительство РФ приняло решение создавать новый закон о госзакупках, включающий в себя все стадии госзаказа - планирование закупок – размещение заказов- контроль за исполнением контрактов.

2.3. Стабилизация ситуации на рынке нефтепродуктов

Ситуация с ценами на нефтепродукты по-прежнему остается в центре внимания ФАС России.

В феврале 2011г ФАС России возбудила «третью волну дел» в отношении крупнейших нефтяных компаний России – Роснефти, Лукойла и Газпромнефти по признакам злоупотреблениями ими своим доминирующим положением на рынке, выразившемся в установлении монопольно высокой цены товара и изъятии товара (дизельного топлива и авиакеросина) из обращения, а также создании дискриминационных условий отдельным контрагентам.

В ходе рассмотрения дел компании признали себя виновными в нарушении антимонопольного законодательства, в связи с чем ФАС России в ближайшее время назначит компаниям «оборотные штрафы».

7 октября 2011 года ФАС России возбудила дела по признакам злоупотребления доминирующим положением в отношении нефтяных компаний ОАО «ТНК-BP Холдинг» и ОАО АНК «Башнефть».

По данным мониторинга ФАС России, на мировом рынке по данным агентства Платтс в мае 2011 года отмечено снижение цены на бензин марки Premium. При этом на НПЗ, входящих в группу лиц ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО АНК «Башнефть», отмечен рост цен, значительно превышающий рост мировых котировок.

ФАС России считает недопустимым, когда оптовые цены топлива НПЗ выше не только уровня цен «нетбека», но и уровня мировых цен. Поддерживая цены на монопольно высоком уровне, эти нефтяные компании не только ущемляют интересы потребителей, но и ограничивают возможность свободного оборота нефтепродуктов на оптовом рынке в границах Российской Федерации. Подобные действия особенно негативно сказываются в период, когда на НПЗ других нефтяных компаний проводится ремонт.

Кроме того, в целях стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России разработала два законопроекта «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ».

Основной целью законопроекта «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» является стабильное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки на основе создания и развития рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли, а также стимулирование отрытой торговли и развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.

Для реализации целей законопроекта применяются три индекса рыночных цен: сопоставимых зарубежных рынков, биржевых и внебиржевых цен на нефть и основные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, авиатопливо, мазут).

Установлен порядок обязательной регистрации на биржах продаж нефти и нефтепродуктов всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.

Устанавливается обязательность закупки части нефтепродуктов для нужд ведомств и компаний с государственным участием.

В целях развития биржевой торговли, совершенствования ее правил и организации системы ее гарантий, а также осуществления контроля организации торговли на товарных рынках предлагается создать Биржевой комитет.

Целью законопроекта «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» является создание условий эффективного функционирования рынков нефти и нефтепродуктов. Для этого формируется ряд требований, направленных на обеспечение условий конкуренции.

Так, вводятся ограничения на совершение сделок слияний и приобретений на рынках розничной реализации моторного топлива, которые ведут к возникновению или усилению доминирующего положения. Создаются гарантии недискриминационного доступа к емкостям по хранению нефтепродуктов. Устанавливается запрет на совмещение хозяйствующими субъектами отдельных видов деятельности. Вводится требование об обязательном раздельном учете по видам деятельности на рынках нефти и нефтепродуктов. Задаются требования по раскрытию информации об остатках нефти и нефтепродуктов в соответствующих хранилищах.

Также с целью ограничения роста цен на автомобильное топливо и предотвращения образования недостатка топлива в отдельных регионах России ФАС России разработала поправки в Налоговый Кодекс РФ, направленные на установление повышенных экспортных пошлин на все виды бензина до уровня 0,9 от пошлины на нефть.

ФАС России предлагает снизить налоговую нагрузку для потребителей автомобильного топлива в период повышения мировых цен на нефть свыше 90 долларов за баррель за счет снижения размера ставок акцизов, установленных на автомобильный бензин и дизельное топливо.

Кроме этого, предлагается отказаться от дальнейшего ступенчатого повышения акцизов на автомобильное топливо в 2012 и в 2013 годах, ограничившись индексацией акцизов с темпом инфляции с коэффициентом 0,9. Ступенчатый рост акцизов может приводить к росту цен на топливо на 6 – 8 процентов ежегодно.

Такие меры, по мнению ФАС России, позволят сгладить влияние роста мировых цен на нефть на ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов, снизив темпы роста цен, не допустить резких колебаний внутренних цен на автомобильное топливо, повысить привлекательность поставок топлива на внутренний рынок.

В связи с этим PR активность ФАС России по этому направлению деятельности была связана с информированием о мерах, предпринимаемых Правительством России и ФАС России в частности по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов; разъяснением подготовленных ФАС России законодательных актов, направленных на формирование справедливой рыночной цены на нефтепродукты; предупреждением нефтяным компаниям о недопустимости злоупотребления ими доминирующим положением на рынке и возможным последствиям такого нарушения законодательства и т.д.

Также руководитель ФАС России Игорь Артемьев дважды провел совещания с представителями региональных топливных ассоциаций, объединяющих независимых розничных продавцов нефтепродуктов, с целью рассмотрения фактов их дискриминации со стороны вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).

По результатам встречи с представителями независимых АЗС ФАС России разработала план действий по защите прав мелкооптовых и розничных продавцов нефтепродуктов от противоправных действий вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).

2.4. Борьба с картелями

Учитывая особую опасность картельных сговоров для граждан, бизнеса и государства, ФАС России сделала борьбу с картелями одним из приоритетных направлений своей деятельности.

Количество возбужденных дел по признакам соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренции на рынке, увеличилось с 64 дел в 2005г до 607 дел в 2010г.

В конце 2010 – 2011гг ФАС России удалось раскрыть картели на таких рынках, как рынок энергетического угля, соды, хлора, КАСКО, продуктов питания и других социально значимых рынках. Таким образом, монопольная составляющая была включена в тарифы на тепловую энергию, питьевую воду, продукты питания, что негативно сказалось на ценах для конечных пользователей.

В связи с этим, PR активность ФАС России по этому направлению деятельности была направлена на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, в частности в форме сговора; формирование негативного отношения в обществе относительно картельных сговоров в виду их особой опасности для общества и экономики страны; предупреждение возможных нарушений со стороны компаний антимонопольного законодательства и т.д.

3. Положение об информационной политике ФАС России и ее территориальных органов

В 2011г ФАС России разработала и утвердила Положение об информационной политике ФАС России и ее территориальных органов.

Положение разработано в целях повышения открытости и прозрачности деятельности ФАС России и ее территориальных органов, предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство о размещении госзаказа), законодательства об осуществлении иностранных инвестиций в хозяйствующие общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положение устанавливает правила раскрытия информации о деятельности ФАС России и ее территориальных органов, перечень открытой для доступа информации, а также порядок размещения информации на официальном сайте ФАС России или сайтах территориальных органов ФАС России.

Оно разработано в развитие Федерального закона от 9 февраля 2009г №8-ФЗ «Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления», а также Постановления Правительства от 24 ноября 2009г. №953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».

13 сентября 2011г Приказ ФАС России, утверждающий Положение об информационной политики ФАС России и ее территориальных органов, был зарегистрирован в Министерство юстиции РФ под №21783.

В октябре – ноябре 2011г ФАС России планирует провести обучающие семинары для пресс-секретарей территориальных органов ФАС России с целью разъяснения основных моментов указанных правовых актов и способов их реализации на практике.

4.Механизмы адвокатирования конкуренции в 2010 – 2011гг

В зависимости от целей аудитории ФАС России использует различные способы адвокатирования конкуренции, направленные на пропаганду преимуществ конкуренции, разъяснение задач современного антимонопольного регулирования, получение обратной связи, информирование о деятельности антимонопольного органа по защите и развитию конкуренции и т.д.

Арсенал способов адвокатирования включает в себя, в частности:

  • Публикацию информации о состоянии конкуренции и мерах,принимаемых Правительством Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой в частности для ее защиты и развития, в федеральных и региональных средствах массовой информации.

  • Публикация разъяснений законодательства, новостей о деятельности антимонопольных органов, тексты решений и предписаний, выданных антимонопольными органами, и другую актуальную информацию на сайте ФАС России в сети Интернет и сайтах 82 территориальных органов ФАС России.

  • Издание печатных материалов с разъяснением целей и задач современного антимонопольного регулирования в России.

  • Работа с обращениями граждан, органов власти и предпринимателей в частности.

  • Взаимодействие с бизнес-сообществом и органами власти, в том числе путем участия представителей ФАС России и ее территориальных органов в различных конференциях, семинарах и круглых столах по направлениям деятельности антимонопольного органа.

  • Взаимодействие с экспертным сообществом в рамках общественных советов, созданных при ФАС России и ее территориальных органах.

  • Реализация специальных проектов, направленных на разъяснение целей и задач антимонопольного регулирования.

  • Взаимодействие с научной общественностью.

  • Интернет-проекты ФАС России и ее территориальных органов.

  • Международная деятельность ФАС России, направленная на адвокатирование России в качестве страны с развитой конкурентной средой и открытой для инноваций.

4.1. Разъяснение целей и задач антимонопольного регулирования

в печатных и электронных средствах массовой информации

Роль средств массовой информации (СМИ) XXI веке необыкновенно возросла. Современные технологии позволяют СМИ быть сверхоперативными; информационное пространство не только расширяется, но и уплотняется; "производители" и "потребители" информации постоянно меняются местами - монолог в современном обществе заменяется диалогом.

Важную роль в формировании социальной активности граждан играют средства массовой информации, благодаря которым информация способна в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов России, проникнуть в любую социальную среду.

Для ФАС России как контрольно-надзорного органа Правительства РФ налаживание открытого и активного диалога со СМИ – одна из важнейших задач в деле предупреждения нарушений законодательства. Взаимодействие со СМИ носит взаимовыгодный характер: СМИ оперативно получают объективные и актуальные новости, комментарии и разъяснения о проводимой Правительством РФ политике по развитию и защите конкуренции из первых рук, а у ФАС России появляется возможность реализовать на практике механизм предупреждения нарушений антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства в сфере размещения заказов и в сфере деятельности субъектов естественных монополий. Кроме того, публикации в СМИ часто являются поводом для начала антимонопольных расследований.

В период с сентября 2010 по сентябрь 2011 гг. на сайте ФАС России размещено 1263 пресс-релиза о деятельности антимонопольного органа, 3125 решения и предписания, решения судов, разъяснения, рекомендации, анализы рынков и прочих материалов.

Состояло 20 пресс-конференций с участием руководителя ФАС России и его заместителей.

По данным поисковой системы Public в СМИ появилось 111 116 сообщения о деятельности ФАС России и ее территориальных органов. Наибольшая упоминаемость о деятельности антимонопольного органа: в информационных агентствах РИА Новости, Интерфакс, РБК, Прайм-Тасс; газетах «Ведомости», «Коммерсант», «Российская газета» и другие.

В этот же период в общественную приемную ФАС России поступило 20 714 обращений граждан, проведено 243 личных приема.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов об адвокатировании конкуренции в российской федерации содержание

    Доклад
    В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности.
  2. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в российской федерации (2)

    Доклад
    2.1.5. Анализ ценообразования на отечественные биоресурсы, добытые хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории Российской Федерации 58
  3. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в российской федерации (9)

    Доклад
    2.1.5. Анализ ценообразования на отечественные биоресурсы, добытые хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории Российской Федерации 58
  4. ДОКЛАД О результатах и основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы на 2012-2014 годы Москва 2011 год СОДЕРЖАНИЕ

    Программа
    Цели и задачи ФАС России, решение которых будет обеспечено реализацией бюджетной целевой программы: Цель 1. Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов,
  5. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в российской федерации (6)

    Доклад
    В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок.
  6. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в российской федерации (1)

    Доклад
    3.7. Развитие конкуренции в сфере предоставления прав недропользования, а также в сфере предоставления земельных участков под жилищное строительство и смежных рынков 233

Другие похожие документы..