Главная > Документ


Русский язык

Романюк Т.И., доцент кафедры

гуманитарных наук, к.п.н.

Ухтинская О. Н.,

старший преподаватель кафедры гуманитарных наук

В 2012-2013 учебном году преподавание русского языка в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края будет осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ и Министерства образования Ставропольского края.

Особое внимание необходимо обратить на Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 492 «О федеральной целевой программе ";Русский язык"; на 2011 - 2015 годы». Цель программы поддерживать, сохранять и распространять русский язык (в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом).

В рамках данной программы на территории Ставропольского края будет реализована программа «Функционирование русского языка как государственного языка РФ» в форме дистанционных курсов для различных категорий слушателей.

В УМК по русскому языку предусмотрены темы о роли русского языка как национального языка, как языка межнационального общения в современном обществе, об истории развития языка и др. в обязательном разделе «Язык и речь». Необходимо усилить внимание на консолидирующую роль русского языка в современной России в условиях многонационального плюрализма.

Основное общее образование

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2012-2013 учебный год предполагает реализацию примерной программы основного общего образования.

На основании п. 19 ст. 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации научной отраслевой программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» и в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта разработаны примерные программы основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку.

Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку являются ориентиром для составления авторских учебных программ. При этом авторы учебных программ могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа, содействуя сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

В Стандарте закреплены новые методологические основы системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

Расширяя состав объектов оценки, Стандарт одновременно расширяет и спектр оценочных процедур, предусматривая использование как персонифицированных (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования в целом.

Тематическое планирование по предмету должно быть составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования на основе примерных программ или государственных программ.

Рабочие программы по учебным предметам являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом школы для обязательного изучения), факультативных и групповых занятий учащихся, дополнительного образования и на уровне индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам относятся к компетенции образовательного учреждения и реализуются им самостоятельно.

Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно - тематического планирования учебного курса. В случае если в примерной программе или в авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты.

Структура рабочей программы аналогична структуре примерной учебной программы: пояснительная записка, содержание обучения (перечень разделов и тем, краткое содержание тем), требования к подготовке по предмету (в соответствии с примерными учебными программами), планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий (теоретические занятия, практические занятия), приемы и методы преподавания, виды деятельности учащихся, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса, список используемой учебно-методической литературы.

Для рабочих программ, являющихся авторскими, необходимо провести дополнительно внутреннее и внешнее рецензирование.

Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высоко квалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.

Внешняя рецензия осуществляется по заявке общеобразовательного учреждения на предметных кафедрах СКИРО ПК и ПРО.

Учитель записывает в школьном журнале тему урока так, как его название сформулировано в рабочей программе.

Русский язык является обязательным учебным предметом федерального компонента государственного стандарта общего образования. В рамках основного общего образования на изучение русского языка отводится:

V класс –210 часов;

VI класс –210 часов;

VII класс –140 часов;

VIII класс –105 часов;

IX класс – 70 часов за учебный год.

Учитывая необходимость постоянно выявлять степень усвоения программного материала, рекомендуем в каждом классе проводить в год следующее количество итоговых письменных контрольных работ:

Виды работ

Класс

V

VI

VII

VIII

IX

Диктанты

8

6

6

4

2

Изложения

2

2

2

2

2–3

Сочинения

2

2

2

2

2–3

Тестовый контроль

1–2

1–2

1–2

1–2

1–2

Согласно методическим рекомендациям по введению предпрофильной подготовки в девятых классахобщеобразовательных учреждений на предпрофильную подготовку отводится два учебных часа в неделю.

Для обеспечения предпрофильной подготовки содержание базового курса русского языка необходимо дополнить элективными курсами, отражающими тенденции в развитии языкознания, актуализирующими проблемы коммуникации в современном мире, становление коммуникативной культуры личности. Элективные курсы могут быть проведены по рекомендованным Министерством образования и науки РФ учебно-методическим комплектам либо по авторским программам, разработанным учителями-словесниками и прошедшим соответствующую экспертизу.

  1. Пахнова, Т. М. Комплексный анализ текста. – М.: Дрофа, 2001.

  2. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Филология». – Владивосток, 2006.

  3. Программа элективных курсов. – Биробиджан: ОблИУУ, 2008.

  4. Мурашов, А. А. Культура русской речи / А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий. – М.: Просвещение, 2006.

  5. Горшков, А. И. Русская словесность. – М.: Просвещение, 2006.

  6. Воробьев, В. В. Русский язык в диалоге / В. В. Воробьев, Л. Г. Саяхова, Н. Ш. Улагалиева. – М.: НФПК, 2004.

  7. Касумова, М. Ю. Деловой русский язык. – М.: НФПК, 2004.

Среднее (полное) общее образование

Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Ставропольского края реализует принципы построения федерального базисного учебного плана для X–IX классов, основанного на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Базовый курс обеспечивает потребности учащихся в изучении других предметов и получении высшего образования в областях, где не предъявляются высокие требования к владению лингвистическим аппаратом. Базовый курс сформирован как продолжение курса основной школы и имеет общеобразовательный характер со значительным вниманием к интеллектуальному и общекультурному развитию учащихся.

Примерная программа базового курса рассчитана 70 часов на два года обучения из расчёта 1 ч в неделю.

Изучение русского языка на этом уровне позволит учащимся по окончании курса справляться с заданиями ЕГЭ по русскому языку базового уровня, но недостаточно для выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности, необходимых для получения высоких баллов, достаточных для поступления в вуз.

Профильный курс ориентирован на продолжение учащимися образования в высшей школе по специальностям, требующим достаточно высокой лингвистической подготовки. Его содержание в целом расширено по сравнению с действующим обязательным минимумом.

Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т. к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Приступая к планированию своей деятельности в 2012-2013 учебном году в старших классах, учитель должен:

  • внимательно изучить нормативные документы, определяющие содержание курсов русского языка в классах разной профильной направленности;

  • сопоставить цели и требования к уровню подготовки выпускников классов разных профилей;

  • соответственно целям, требованиям к уровню подготовки учащихся изучить содержание соответствующей программы и подобрать оптимальный для каждого профиля учебно-методический комплект.

Элективные курсы в профильном обучении

Элективныекурсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.

Элективные курсы реализуются в школе за счёт часов компонента образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учитывать, что речь идёт не только о программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в X–XI классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т. д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Примерная тематика элективных курсов по русскому языку:

  1. «Русский язык для говорения и письма» (для учащихся X–XI кл.);

  2. «Текст как речевое произведение».

  3. «О русском языке, о русской речи».

  4. «Обучение русскому языку и культуре речи в условиях многоязычия. Северного Кавказа».

Пособия для факультативных занятий по языковым дисциплинам

1. Горшков, А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы. – М.: Дрофа.

Учебник углубляет и завершает школьное изучение предмета (с V класса), а материалы, помещённые в сборнике задач и упражнений, помогают на практике осмыслить, закрепить, усвоить то, что изложено в учебнике. Материал учебника отличается доступностью изложения, системностью в подаче материала. Комплект А. И. Горшкова состоит из учебника, сборника задач и упражнений и методического руководства.

2. Михальская А. К. Основы риторики. 10–11 классы. – М.: Дрофа.

Первое за последние десятилетия учебное руководство по всему курсу риторики. Теоретический материал сопровождается практическими заданиями. К учебнику прилагается методическое руководство.

3. Тихонова Е. Н. Словари как средство познания мира : факультативный курс для 10–11 классов.

4. Кудрявцева Т. С. Русский язык. Текст. Переработка текста. Стили речи. 10–11 классы. – М.: Дрофа.

Рекомендуется использовать в качестве методического пособия. В данном учебнике большое внимание уделено переработке текстов и приёмам работы с текстом.

Новые стандарты

При разработкеновых стандартовобразование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:

- российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;

- консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;

- национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;

- патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;

- идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;

- конкурентоспособности личности, общества и государства;

- ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.

Стандарт как инструмент реализации государственной политики в образовании обеспечивает:

равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;

сохранение единства образовательного пространства России;

преемственность ступеней общего образования.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

• обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования являются ключевой составляющей Стандарта, которые расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования. Они представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Русский язык (3)

    Документ
    ... Русскийязык [Текст] : в 2 ч. Ч.1. Введение в науку о языке. Русскийязык. Общие сведения. Лексикология соверменного русского литературного языка Фонетика ... с. Кільк. прим.: 15 4. Ш141.2-9 Р89 Русскийязык [Текст] : в 2 ч. Ч.2. Состав слова и ...
  2. Русский язык (5)

    Документ
    ... другое дело. Л.Н. Толстой Русскийязык — это язык поэзии. Русскийязык необычайно богат многогранностью и тонкостью ... Афоризмы о русскомязыке /Stihi/O%20iazike.html –Стихи о русскомязыке /class/poslovitsy - Пословицы и поговорки о русскомязыке и ...
  3. Русский язык (8)

    Урок
    ... в комплекте с учебниками «Русскийязык. Теория. 5-9 кл.» (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова), «Русскийязык. Практика. 5 кл.» ... в комплекте с учебниками «Русскийязык. Теория. 5-9 кл.» (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова), «Русскийязык. Практика. 6 кл.» ...
  4. Русский язык (17)

    Документ
    ... включающую изучение русского родного языка, русскогоязыка в нацио­нальной школе, иностранных языков, ре­ализовать единые ... русскогоязы­ка как иностранного или в национальной школе — и русского отечественного язы­ка. В преподавании русскогоязыка ...
  5. Русский язык (21)

    Урок
    ... в комплекте с учебниками «Русскийязык. Теория. 5-9 кл.» (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова), «Русскийязык. Практика. 5 кл.» ... в комплекте с учебниками «Русскийязык. Теория. 5-9 кл.» (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова), «Русскийязык. Практика. 6 кл.» ...

Другие похожие документы..