textarchive.ru

Главная > Документ


ГЕШЕ ДЖАМПА ТИНЛЕЙ

К ЯСНОМУ СВЕТУ

МОЛИТВА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

В МЕДИТАЦИИ

МЫСЛЕННОЕ ОЧИЩЕНИЕ ТОГО,

ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ

Да обретет вся земля совершенную чистоту,

Да станет она ровной как ладонь, гладкой как лазурит.

МЫСЛЕННО РАЗМЕСТИТЕ ЧИСТЫЕ ПОДНОШЕНИЯ

Да наполнится все пространство подношениями

от богов и людей, дарами явными и в мысли,

подобными тем, что преподнес Самантабхадра.

СОЗЕРЦАНИЕ ПРИБЕЖИЩА

В предлежащем пространстве на львином троне

С пуфом из лотоса, солнца и луны восседает

Будда Шакьямуни, представляющий самую суть

моих всех милостивых наставников, вокруг него

собрались гуру, как непосредственные, так и входящие

в линию преемственности, а также Йидамы, Будды,

Бодхисаттвы, Шраваки, Пратьекабудды, Даки,

Дакини, и Стражи Дхармы.

СОТВОРЕНИЕ ПРИЧИН,

ПОБУЖДАЮЩИХ ИСКАТЬ ПРИБЕЖИЩА

Я и все мои добросердечные матери, в страхе

перед муками сансары обращаемся к Будде, Дхарме и Сангхе,

единственным началам Прибежища.

Отныне и до самого Просветления мы встаем

под защиту сих Трех Драгоценностей.

КРАТКАЯ МОЛИТВА ИЩУЩЕГО ПРИБЕЖИЩЕ

Я вместе со всеми живыми существами

ищем Прибежища в Будде Дхарме и Сангхе,

пока все мы не достигнем просветления

(7 раз, 100 раз или более)

СОТВОРЕНИЕ БОДХИЧИТТЫ

Обретя духовные заслуги путем даяния и других совершенств,

да стану я Буддой на благо всем живым существам. (3 раза)

ПРИНЯТИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ОЧИЩЕНИЕ

Из сердец всех, в ком я ищу Прибежища,

нисходят потоки света и нектара;

они растворяются во мне и в каждом живом существе,

очищая от пагубной кармы и препятствий, удлиняя срок жизни,

увеличивая добродетели и успехи в постижении Дхармы.

СОТВОРЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ БЕЗМЕРНЫХ

Да будет счастливо всякое существо. Да будет всякое существо

избавлено от страдания. Вовек да не разлучается никто со счастьем.

Да пребудет всякое существо в спокойствии без ненависти и

привязанности.

ПРИЗЫВАНИЕ ПОЛЯ ДУХОВНЫХ ЗАСЛУГ

О защитник всех существ, великий победитель полчищ злых духов,

О Благословенный, Всеведущий, явись, сопровождаемый свитой,

в месте сем.

СЕМИЧЛЕННАЯ МОЛИТВА

Телом, речью и умом смиренно простираюсь ниц, совершаю

подношения наяву и в мысли, раскаиваюсь в злодеяниях, совершенных мною от века, и радуюсь добродетелям всех существ.

Соизволь оставаться здесь, пока не пройдет сансара, вращай колесо Дхармы ради нас. Все добродетели посвящаю Великому Просветлению.

ПОДНОШЕНИЕ МАНДАЛЫ

Окропленная благоухающими составами и усыпанная цветами земля; великая гора, четыре континента, солнце и луна преподносятся в дар сфере Будд, дабы наслаждались все существа жизнью в сих чистых землях.

Предметы вызывающие привязанность, заблуждение или ненависть – друзья, незнакомцы, враги, наши богатства и наши тела с радостью преподносятся в дар. Соизволь принять его и благословить нас с тем, чтобы три яда более не отравляли нас:

ИДАМ ГУРУ РАТНА МАНДАЛАКАМ НИРЬЯТАЙАМИ

ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛЮ ДУХОВНЫХ ЗАСЛУГ И К НАСТАСТАВНИКАМ ЛИНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, УКАЗУЮЩИМ ЭТАПЫ ПУТИ

О мой добрейший коренной Гуру! Воссядь на лотос и луну, увенчивающие мою голову, и по своей великой милости одари меня благодатью твоих тела, речи и ума. (Мысленно пред­ставляйте, как ваш коренной Гуру нисходит на макушку ва­шей головы и взывает вместе с вами, как указано далее.)

Обращаюсь к тебе, о Будда Шакьямуни, чье тело происхо­дит из неисчислимых добродетелей, чьи слова исполняют чая­ния смертных, чья мысль ясно видит все существующее.

Обращаюсь к вам, о наставники духовной традиции, свер­шители многих великих дел: досточтимый Майтрейя, Благо­роднейший Асанга, Васубандху и все иные драгоценные учи­теля, явившие путь обширного ведения.

Обращаюсь к вам, о духовные наставники традиции глу­бинного постижения: досточтимые Манджушри, Нагарджуна, Чандракирти и все иные драгоценные учителя, которые явили этот наиглубочайший путь.

Обращаюсь к вам, о духовные наставники традиции сокро­венной мантры: Победитель Ваджрадхара, Тилопа, Наропа и все иные драгоценные учителя, явившие путь Тантры.

Обращаюсь к вам, о духовные наставники по линии Древ­ний Кадам: Второй Будда Атиша, Дромтонпа, геше Потова и все иные драгоценные учителя, явившие единство пути об­ширного ведения и пути глубинного постижения.

Обращаюсь к вам, о духовные наставники по линии Новый Кадам: Досточтимый Цонкапа, Джамвел Гьяцо, Кхедрубже и все иные драгоценные учителя, явившие единство сутры и Тантры.

Обращаюсь к тебе, мой добрейший и драгоценнейший учи­тель, являющий заботу о необузданных умом, не усмиренных чередой всех предшествующих будд, как будто эти подопеч­ные — удачливые ученики.

(Следующие три обращения повторите три раза) Ниспошлите свои благословения, дарующие вдохновение, мне и всем матерям моим, дабы пресеклись мои все извращен­ные помыслы: от непочтения к добрейшему наставникудоутонченнейшей двойственности восприятия.

Ниспошлите свои благословения, дарующие вдохновение, чтобы быстро сотворить чистые помыслы: от почтения к доб­рейшему наставнику до единства блаженства и пустоты.

Ниспошлите свои благословения, дарующие вдохновение, дабы свести на нет все внешние и внутренние препятствия.

ПРИНЯТИЕ БЛАГОДАТИ И ОЧИЩЕНИЯ

Из сердец всех святых существ нисходят потоки света и нектара: они даруют благодать и очищение.

МОЛИТВА К ЭТАПАМ ПУТИ

Начало пути — упование на моего добрейшего наставника, в котором источник всякого блага. Благословите меня осоз­нать это и следовать ему с великой преданностью. Жизнь в мире людей со всеми ее свободами — редчайшее явление с глубоким смыслом. Благословите меня осознать это, дабы ден­но и нощно я мог осуществлять смысл жизни.

Подобно пузырьку на воде, мое тело умирает и разлагается очень быстро, а после смерти являются плоды кармы подобно тени, сопутствующей телу. Дайте мне благословение знать и не забывать об этом, чтобы всегда я бдительно следил за тем, что делаю, и, избегая пагубных поступков, стяжал богатство добродетели. Радости сансары обманчивы: они не приносят удовлетворения, но одни лишь муки. Посему склоните меня своим благословением чистосердечно стремиться к обретению блаженства совершенной свободы. Дайте мне благословение, чтобы этот чистый помысел породил неотступное внимание и величайшую осторожность, дабы моим основным духовным деланием остался корень всей Дхармы — обет личного осво­бождения. Подобно мне, все мои добросердечные матери то­нут в океане сансары. Даруйте мне благословение на духов­ный труд по воспитанию бодхичитты, чтобы скорее я мог их спасти. Но, ограничиваясь этим, в отсутствие трех нравствен­ных основ, я не могу стать Буддой, поэтому ищу благослове­ние на обретение силы трудиться но исполнению обетов бодхисаттвы. Уняв мой ум от развлечений и подробно растолко­вав истинный смысл понятий, благословите меня достичь един­ства безмятежности и проникновения.

(Теперь приступайте к самой медитациипо воспитанию ума)

ГУРУ-ЙОГА

Мантра Будды Шакьямуни

ОМ МУНИ МУНИ МАХАМУНИЕ СОХА

Мантра Его Святейшества Далай-ламы

ОМ А ГУРУ ВАДЖРАДХАРА ВАГИНДРА СУМАТИ

ШАСАНАДХАРА САМУДРА ШРИ БХАДРА

САРВАСИДДХИ ХУМ ХУМ

Мантра Авалокитешвары

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Мантра Тары

ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СОХА

Мигзим

МИГМЕ ДЗЕВЕ ТЕРЧЕН ЧЕНРЕЗИ

ДИМЭ КЕНБЕ ВАНГПО ЖАМПЕЛЪЯН

ДУПОН МАЛЮ ЖОМЦЕД САНВИДАК

ГАНЧЕН КЕНБЕ ДЗУГЬЕН ЦОНКАПА

ЛОВСАН ДАГБЕ ШАВЛА СОЛВАДЕП

ПОСВЯЩЕНИЕ ЗАСЛУГ

Силою заслуг, которые я стяжал трудами на этапах Пути, да обретут все живые существа возможность трудиться подоб­ным же образом.

Сколько ни есть живых существ, испытывающих сердечные и телесные муки, пусть все они избавятся от страданий силою моих заслуг, и пусть все они обретут вечную радость и счастье.

Да испытает каждое существо счастье людей и богов и достиг­нет скорого освобождения, так что сансара скоро угаснет.

На благо всех живых существ, заполняющих пространство, да обрету я мудрость, как у Манджушри, великое сострадание, как у Авалокитешвары, огромную силу, как у Ваджрапани.

Дхарма, проповеданная Буддой, — наилучшее целительное средство, облегчающее всякую душевную боль. Да процветает эта Дхарма-драгоценность во всех мирах, наполняющих про­странство.

Да родится в сознании всех живых существ великая вера в Будду, Дхарму и Сангху, и тем самым да воспримут они бла­годать Трех Драгоценностей.

Отныне да не будет в этом мире страданий от неисцелимых болезней, голода и войн, и да не причинят вреда землетрясе­ния, пожары, наводнения, бури и другие бедствия.

Да повстречаются все живые существа, мои матери, с драго­ценными наставниками, указующими этапы пути к Просветле­нию, и, вступив на эту стезю, пусть скоро достигнут они окон­чательного покоя полной Просветленности Благословениями Будд и Бодхисаттв, истиной поступков и их последствий, а также силою моего чистого высочайшего стремления да ис­полнятся мои молитвы.

Часть 1: КОММЕНТАРИЙ К МОЛИТВЕ ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

8 АПРЕЛЯ.

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ: ПОПУЛЯРНОЕ ВВЕДЕНИЕ В БУДДИЗМ

Для того, чтобы возродить буддизм в Бурятии, люди должны очень ясно себе представлять, что такое буддизм. Мы, - тибетцы, монголы, буряты, калмыки, - имеем очень богатую традиционную духовную культуру. Если на Западе вы скажете, что вы из Бурятии и к тому же - буддист, то сразу почувствуете по отношению к себе крайнее уважение и интерес, так как западные люди с большим почтением относятся к древней буддийской культуре. Одна моя знакомая, калмычка, выступала на научном симпозиуме в одной из западных стран. Когда ее представили и сказали, что она родом из Калмыкии и по вероисповеданию является буддисткой, все стали к ней специально подходить, чтобы выразить свое уважение и оказать особые знаки внимания. И ей было чем так гордиться.

В этом мире мы все похожи друг на друга - буддисты разных стран. Конечно, мы, тибетцы, вынуждены сейчас жить в изгнании, так как наша родина находится, как вы знаете, под игом Китая. У нас нет материальных богатств, но зато мы очень богаты духовно. И хотя мы не можем жить у себя в Тибете полнокровной жизнью, люди, встречаясь с нами - изгнанниками, уважают нас - за наше богатство - духовное богатство. Во всем мире знают, что буддийская культура - и тибетская, и монгольская, и бурятская, -буддийская культура вообще, - это очень богатая культура, имеющая великие традиции и древние корни. И мы этим очень гордимся. Конечно, это не означает, что мы считаем другие культуры ниже нашей, - нет, мы гордимся тем, что наша культура - тоже богатая и древняя, как и другие культуры.

Сегодня я собираюсь проиллюстрировать вам на примерах, как богат буддизм, в надежде на то, что в будущем вы по-настоящему обратитесь к Учению уже сами, представляя его внутреннюю сущность из глубины своего сердца. Сейчас я хотел бы вам обобщенно сказать, что такое буддизм.

Буддизм не есть дом. Если это был просто общий дом, то было бы очень легко восстановить его. Но это не просто дом, по которому соскучились люди. Если бы все было так просто, то я оставался бы в горах, никуда бы не ездил,а ваши люди, те, что из деловых, сами начали бы возрождать здесь буддизм, если бы это действительно был просто дом.

Буддизм не сводится также только к обрядам и ритуалам. Буддизм - это состояние сознания и сердца, это внутренняя идея, это концепция, учение, которое помогает трансформировать ваше сознание и личность изнутри.

Для того, чтобы понять, что такое буддизм и правильно практиковать его ежедневно, нужно иметь общий дом - храм, в котором смогли бы собираться все верующие, слушать наставления и учиться тому, как надо исповедовать буддизм. Мы, тибетцы, относимся к монастырю как к университету, который может нам дать необходимые для этого знания. Целью дацанов должно быть не только отправление службы, но и обучение своих верующих буддийской практике и объяснение сущности буддийской философии.

Все буддийские обязанности следует выполнять правильно, с пониманием сути: должна соблюдаться не только их внешняя сторона, но каждый человек должен понимать, почему он делает тот или иной обряд, выполняет тот или иной ритуал. В буддизме имеется много жестов, каждый из которых имеет свою символику и свое значение. Нужно обращать особое внимание на жесты, на то, что вы выполняете, когда молитесь. Складывая руки определенным образом, вы должны понимать, что стоит за этим жестом, - знать значение этого жеста.

Некоторые ученые утверждают, что буддизм - это наука. Психологи, изучая буддизм, заявляют, что буддизм - это психология. Астрологи, знакомясь с буддизмом, говорят: здесь очень много астрологических вещей, это - астрология. Когда христиане узнают буддизм, они говорят: «Это очень развитая религия». Почему это происходит? Так по-разному воспринимают буддизм потому, что он содержит очень многие аспекты - философию, психологию, многие отрасли наук, - и отражает очень многие аспекты человеческой жизни, деятельности, внутренней сущности. Поэтому европей­ские ученые и христиане дают такие разные определения буддизму.

А теперь возникает вопрос: почему нужны все эти науки - философия, психология? Зачем их нужно изучать? Дело в том, что каждое человеческое существо хочет счастья и не желает страданий. А просто так достичь счастья очень трудно. Нужно понимать многие вещи, осознанно стремиться к цели и строить счастье, а для этого необходимо многое знать. Например, нужно знать причины страданий, чтобы суметь от них избавиться, просто так от страдания как такового мы не можем освободиться. Необходимо знать причины многих явлений, чтобы суметь достигнуть своей цели. Все эти науки дают человеку определенные знания о причинах и следствиях, связь которых образует человеческую жизнь.

В буддизме тоже ярко прослеживается прочная взаимосвязь между

причинами и следствиями: человек совершает определенные действия и получает определенные следствия из этих действий как причин. Люди страдают потому, что совершают дурные поступки. Учение Будды говорит о том, что страдания и счастье не даются человеку от Бога. Бог не есть творец нашего счастья или горя. Мы сами творим свое благо и свои несчастья. Никто не виноват в нашей боли, в состоянии нашего здоровья: мы сами виноваты, что заболели. Если у вас плохая диета, то и здоровье иногда создает вам проблемы, а если вы питаетесь хорошо, то и здоровье лучше. То же самое – и в ментальной области - в умственной, духовной сфере нашей жизни: то состояние сознания и чувств, в котором мы находимся, вызвано нами самими. Наши ментальные заболевания - такие, как гнев, зависть, вспышки раздра­жения и т.д., - все они являются следствием плохой ментальной «диеты», результатом плохого духовного состояния. Когда вы одержимы гневом или злобой или другим каким-то нехорошим чувством, то это значит, что ваша ментальная сфера находится в не совсем хорошем состоянии, и вы своим не совсем здоровым состоянием приводите других людей в такое же состояние, делаете их несчастными. Все состояния психо-эмоционального дискомфорта - это следствия вашей собственной духовной деятельности, вы сами помещаете себя в такое состояние.

Сейчас я дам вам очень сжатый урок буддизма. Если сконцентрировать суть буддийского учения, то можно выйти на два аспекта - это аспект поведения и аспект мотивации, намерений. Буддийское поведение в первую очередь подразумевает, что вы никому не приносите вреда, а во-вторых, предполагает помощь другим. Почему мы должны вести себя так, чтобы никому не навредить? Потому что мы хотим счастья и не желаем страданий: причинение зла другим приведет к нашим собственным страданиям.

А сейчас я объясню, как дурное поведение приводит к страданиям, вызывает дискомфортное состояние. Объясню это на обыденном уровне.

Когда люди становятся эгоистичными, когда они любят только себя, ими легко овладевают зависть, ревность. У них остается все меньше друзей, и даже собака, видя дурные поступки такого человека, постарается не находиться рядом с ним. Это - первое. Вторая причина заключается в том, что мы - живые существа - зависим друг от друга. Вы можете какое-то время оставаться самостоятельным, ни от кого не зависеть, но может наступить момент, когда вы остро ощутите зависимость от окружающих, от других людей, от внешнего мира. Я, например, сейчас завишу от этого стула: если он исчезнет, то я упаду. А если возьму и сломаю ножку стула, то есть нанесу вред окружающему, - то тем самым причиню и страдание себе, - ведь упаду тут же, как только ножка стула сломается. Люди, из опыта зная эту закономерность, обычно не обижают тех, от кого зависят. Но наша связь с окружающим миром глубже, чем простая зависимость от некоторых людей, - этовзаимозависимость. Люди, которые понимают всеобщую взаимосвязь, знают, что если человек нарушит что-то, то это отразится на нем самом, и поэтому стараются не причинять вреда окружающим людям и даже предметам. А сейчас вы видите взаимосвязь вещей, людей, явлений даже на примере экономики: все страны настолько взаимосвязаны, что лучше не наносить вреда соседям, иначе это отразится на тебе же. Поэтому лучше не обижать соседей, чтобы самому жилось хорошо. В таком жестком экономическом мире приходится думать не только о себе, но и об окружающих соседях, чтобы их беды не отразились на тебе.

Но буддизм, конечно, намного глубже, чем примеры, которые я приводил. Буддийское учение содержит знание о перерождениях, о том, что существует жизнь после смерти. Если мы все это исследуем и осознаем в соответствии с понятиями и принципами буддизма, и если будем следовать неукоснитель­ным требованиям учения, то наша жизнь станет намного легче и можно безболезненно решать наши проблемы.

Если бы будущей жизни не существовало, если бы мы не знали, что после смерти есть перерождения, то все было бы просто: наслаждались бы жизнью, а потом – конец. Но зная, что со смертью наше существование не прекращается, что есть следующая жизнь, мы чувствуем ответственность. Дело именно в этом - в жизни после смерти. В этом - сущность буддизма: поскольку ментальная сущность не исчезает, а живет постоянно, переходя из одной жизни в другую, то нужно задуматься о том, как мы живем, о смысле и значении жизни. Вот почему буддисты говорят о таком понятии, как карма1.

Когда вы совершаете плохой поступок, то он как бы отражается в вашем сознании, ложится на него каким-то грузом, - а сознание вечно. Когда вы идете, за вами остаются отпечатки ног на земле, когда делаете магнитофонные записи, оставляете какие-то следы на пленке. Когда я показываю вам книгу на русском языке, то большинство из вас смогут прочесть ее, потому что в сознании сохранился еще с детства четкий след от изучения русского алфавита. Следы, остающиеся в сознании, более глубокие и сильные, чем, к примеру, хирургический след после операции. Ментальный след сильнее, чем след на плоти.

Если вы совершили неправильный поступок, то он оставляет след в вашем сознании, который переходит из жизни в жизнь. Существуют негативные, позитивные и нейтральные следы. От плохого поступка остается отрицатель­ный след - в карме, - и он отражается на вас в будущем перерождении. Вот почему не надо наносить вред другим людям, совершать негативные поступки: они запоминаются в карме, и вы из-за этого становитесь несчастным. Если хотите быть счастливыми, то нужно сотворить причину, которая сделает вас счастливыми. Одна из главных причин - это помощь другим.

Основная теория буддизма заключается в утверждении, что причина счастья - в том, чтобы творить добро другим. Источник счастья - это доброе сердце. Принося благо другим людям, вы тем самым становитесь счастливы сами и делаете счастливыми других. Сидя среди людей, не думайте, что они - сами по себе, а вы - сами по себе. То, что происходит с другими, отразится и на вас. Нужно помогать другим - это отзовется на вас. В помощи другим существам - корень вашего собственного счастья.

Учение о поведении - очень важная часть буддизма. В будущем я остановлюсь на этом более подробно. Сейчас даю лишь грубые очертания общей теории буддизма.

Наряду с поведенческим аспектом буддизма важное место в нем занимает философская мысль - воззрение, точка зрения на вещи, определенный подход к рассмотрению окружающей жизни. Это теория возникновения Взаимоза­висимости. Есть несколько способов или уровней интерпретации взаимоза­висимости: во-первых, понятие взаимозависимости причин и следствий. У всякого явления есть причина, например, если у вас головная боль, то что-то ее вызвало. А если есть причина, то обязательно должно быть следствие. Если вы совершаете зло по отношению к другим людям, то это обязательно отзовется на вас. А если вы помогаете другим людям, то это значит - вы помогаете себе.

Другие способы (уровни) интерпретации взаимозависимости связаны с категорией Пустотности2, очень сложной и важной в буддизме. С точки зрения понятия Пустотности, все наши страдания не есть свойство внешнего мира или следствие действия внешних сил, они являются имманентной частью нашего бытия, которое мы сами творим. Все формы страданий происходят от отрицательного ментального состояния - зависти, гнева, ревности и др., - от плохих мыслей, которые, в свою очередь, коренятся в Неведении.

Почему так легко вспыхивает в нас зависть, ненависть и очень медленно формируются любовь, сострадание к другим людям? Отчего это проистекает? Причина заключается в том, что у нас неправильное представление о самих себе, о нашем «эго», «Я», о нашей сущности. У нас нет правильного самоосознания. Именно неправильное понимание своего «я» ведет к форми­рованию в сознании отрицательных качеств - таких, как злоба, зависть и т.д.

Так как мы не знаем себя и свое «эго», не знаем свою зависимость от остальных людей и от окружающего мира, то и возникают в нас зависть, ревность, гнев и т.п. Если вас спросить, кто вы есть, вы ответите: «Я - это мое тело» Когда вы сидите, то думаете: «Я сижу», когда идете, то: «Я иду». Иногда вы отождествляете свое «Я» («эго», «самость») с умом, сознанием, например, когда говорите: «Я думаю». Но иногда вам представляется, что ваше «я» - это нечто, находящееся где-то вне, существующее само по себе, отдельно от вашего ума и вашей плоти. Говоря: «Мое тело», «Мой разум», вы как будто разделяете свое «Я» и тело, свое «Я» и ум, как будто ваше «Я» существует где-то вне вашего тела и вашего ума. Это - неправильные представления.

Если «Я» тождественно телу, то значит, я не могу думать, а если «Я» тождественно уму, то я не могут ходить, а вы не можете меня видеть. Анализируя таким образом, можно прийти к выводу, что «Я» не есть только мой ум, сознание, и в то же время «Я» не есть что-то отдельное от моего тела. Буддизм учит, что «Я» есть нечто, связанное с телом и сознанием. «Я» не есть что-то одно из двух - тело или сознание, - это нечто совокупное. Если вы поймете эти вещи, то будете стремиться к тому, чтобы освободиться от Неведения. С исчезновением Неведения уходят и плохие мысли, нехорошие эмоции. А если нет отрицательных чувств и мыслей, то сознание становится чистым, как вода, - если находится в спокойном состоянии, то становится чистой. Если воду побеспокоить, она становится снова грязной. Если вы перестанете завидовать, ревновать и др., то ваше сознание будет оставаться чистым.

Все зло - от нашего «Я», от «Я хочу», «Я желаю». Чтобы уменьшить наше «Я», нужно понимать, что такое - «Я». Если не понимать этого, то «Я» будет громадным и негативные деяния будут множиться, а вы будете причинять больше вреда людям.

В буддизме существует обширная теория относительно «Я». Чтобы понимать, что есть «Я», нужно размышлять о взаимозависимости всех вещей. Понятие «Я» сопряжено с теорией Пустотности. Учение о Пустотности чрезвычайно важно для буддизма. Чтобы понять Пустотность, нужно тщательно изучить буддийскую теорию, после этого медитировать. И во время медитации ваше «Я», «эго» будет понемногу уменьшаться. Освобож­даясь от диктатуры «Я», сознание станет постепенно очищаться. Существуют разные уровни медитации, и вы, все более совершенствуясь в медитации, постепенно освобождаетесь от отрицательных эмоций - аффектов, - и, наконец, они полностью оставляют вас - злость, зависть, ревность и др. Так вы достигаете состояния просветления: ваш ум становится чистым, и вы приобретаете такие ценные качества, как сострадание, любовь, забота об окружающих.

Это состояние просветленности мы называем состоянием Будды. И вы должны сами воспитать в себе это состояние, а не ждать его откуда-то извне, от Бога. Каждый человек, который исповедует буддизм, может достичь состояния Будды: как любая грязная вода может отстояться и стать чистой, так и человек - в спокойном состоянии его сознание не содержит злобы, ненависти, ревности или других отрицательных чувств.

С помощью медитации отрицательный комплекс эмоций и мыслей может быть устранен. Буддийское учение дает метод трансформации отрицательного психоэмоционального состояния в позитивное. Собственно говоря, это два метода - Сутра и Тантра3. Сутра является надежным средством трансформации вашего сознания в чистый разум, но требует времени. Тантра может очень быстро ц эффективно преобразовать ваше сознание в сознание Будды, но без знания Сутр вы не можете практиковать Тантру. В Тантре существуют четыре разновидности йоги. Маха Аннутара Йога-Тантра - высшая из них. В тибетском буддизме мы сохранили Сутру, с одной стороны, и глубокую практику Тантры, в особенности Маха Аннутара Йога-Тантру, - с другой стороны. Мы не только сумели сохранить понимание их сущности, но и медитируем, активно используя Сутру и Тантру.

Я медитировал в горах три года. Мои друзья тоже занимаются Сутрой и Тантрой. Некоторые из них развили уже выдающиеся ментальные способнос­ти. Если вы будет заниматься постоянно, то наступит день, когда вы очень хорошо проявите эти способности. Не думайте, что современному человеку очень трудно заниматься медитацией. Люди медитируют и сегодня. Одна американка, занимаясь медитацией, прошла уже семь ступеней медитативной практики. Но если американцы могут достигнуть седьмой ступени, то почему этого не могут буряты, у которых буддизм сидит в крови? Буряты должны очень остро чувствовать: «Мы буддисты», - и практиковать буддизм.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ:

1. Как вы относитесь к дзен-буддизму?

- Дзен-буддизм - это сложная теория, если говорить об оригинальном учении, а не о современных школах. Аутентичный дзен-буддизм есть тантризм. Без Сутры, как я уже говорил, невозможно практиковать Тантру. Основой практикования Тантры является Сутра. Практика дзен-буддизма - это как бы крыша, то есть это очень высокий уровень практики буддизма, как и махамудра4 дзогчен5. Но вы понимаете, что одна крыша без стен не держится. Когда построены фундамент, стены, крыша - это хорошо. Отдельно, сами по себе они не имеют пользы. Еще один пример: если вы находитесь в очень слабом физическом и ментальном состоянии, то чрезмерная доза сильнодей­ствующего лекарства может принести вам вред. Надо начинать со слабых доз, понемногу.

2. Как вы относитесь к Намхаю Норбу Ринпоче?

- Я знаю его. Некоторые говорят о нем, что он происходит из школы ньингма, иные утверждают, что он немного практикует шаманизм. Об этом мне точно ничего не известно. Я знаю, что он проповедует дзогчен. Это - очень высокая ступень, как махамудра. Я сам занимался дзогченом. Это – очень сложно и трудно. Что касается обучения, то нужно иметь очень хорошую основу, для того, чтобы воспринять дзогчен. И обучать можно только небольшое количество учеников. А давая дзогчен большой аудитории, можно нанести только вред, потому что это очень тонкое учение.

Лама Цзонхава6 изучал три разновидности буддизма и на их основе создал школу гелугпа, которая опирается на Сутру и Тантру. Он написал канони­ческий текст махамудры, который напоминает дзогчен, но он дается только немногим посвященным.

Каждое учение должно даваться в соответствии с уровнем подготовки слушателей. Существуют разные ступени учения, и наставления должны даваться на том уровне, которому соответствует подготовка слушателей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Heart Practice of the Six Yogas of Naropa

    Документ
    ... того, что я прочитывал столько священных текстов, мантр и молитв ... очищения захламлённого воображения. В чём наша главная беда? В том, чтонас ... медитациюясногосвета сна до совершенства, а для этого необходимо пережить опыт ясногосвета ... ГешеДжампа ...

Другие похожие документы..