textarchive.ru

Главная > Рабочая программа


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________/Н. В. Гафурова/

«_____» _____________2012 г.

НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 10.02.19 – теория языка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.А.05 КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА.

ЛИНГВИСТИКА ДИСКУРСА

(дисциплина по выбору)

Красноярск

2012

Рабочая программа дисциплины

составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. №1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)»

Программу составила

д. филол. н., профессор __________ Л.В. Куликова

«_____»_______________2012 г

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Лингвистики и межкультурной коммуникации»

«______» _________________ 2012 г. протокол № _____________

Заведующий кафедрой ______________________ Л.В. Куликова

1. Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

Цель преподавания дисциплины – изучение основных положений, теорий и концепций современного языкознания применительно к проблематике коммуникативной лингвистики и подготовка, тем самым, обучающихся-аспирантов к сдаче кандидатского экзамена, а также формирование необходимой теоретической базы для написания кандидатской диссертации.

1.2 Задачи изучения дисциплины

К задачам изучения дисциплины относятся:

изучение теоретических основ современной антропологически ориентированной лингвистики;

аккумулирование научных знаний и информации, необходимой для работы над своим исследовательским проектом;

подготовка теоретической части диссертации на основе прочитанного материала;

выделение релевантных методов и методик, адекватных поставленным целям и задачам кандидатской диссертации;

расширение общелингвистического кругозора на основе изученного курса.

Аспирант должен обладать следующими компетенциями:

способностью к аналитическому изучению теоретического материала;

владеть навыками научной рефлексии и систематизации прочитанного;

понимать основы современной научной методологии и владеть навыками и умениями описания необходимых исследовательских методик.

1.3 Межпредметная связь

Дисциплина «Коммуникативная лингвистика. Лингвистика дискурса» базируется на следующих дисциплинах: Основы общего языкознания, Актуальные проблемы современных лингвистических учений, Теория и практика межкультурной коммуникации.

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Год обучения

1

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)

Аудиторные занятия:

лекции

практические занятия (ПЗ)

семинарские занятия (СЗ)

лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа:

3(108)

3 (108)

изучение теоретического курса (ТО)

3(108)

3 (108)

курсовой проект (работа):

реферат

Подготовка к практическим занятиям

Вид промежуточного контроля

материал данного курса входит в кандидатский экзамен

3 Содержание дисциплины

3.2 Содержание разделов и тем самостоятельного теоретического изучения

Тема. 1. Теоретическиепроблемы коммуникативной лингвистики. Коммуникативное поведение, языковая личность, культурные концепты, языковое сознание, коммуникативный стиль. Понятийный тезаурус данного направления.

Тема 2. Феномен коммуникации в интерпретации современной лингвистической науки.Коммуникация как взаимообусловленное единство вербальной и невербальной деятельности. Социальная природа коммуникативного процесса. Основные современные модели коммуникации. Культура как макроконтекст коммуникации.

Тема 3. Коммуникативно-прагматический подход к речевому общению. «Внешняя лингвистика»: коммуникативная ситуация, говорящий и адресат, пресуппозиции. «Внутренняя лингвистика»: значения и функции речеактовых высказываний. Принципы и постулаты прагматики. Типология коммуникативных провалов.

Тема 4.Общее понятие дискурса. Дискурс как объект междисциплинарного изучения. Подходы к изучению дискурса.Смысл в дискурсе: компоненты и категории. Тема дискурса и тема говорящего. Контекст дискурса и когнитивные модели.

Тема 5. Дискурс-анализ как раздел современной лингвистики. Методология дискурсивного анализа. Дискурс-анализ versus конверсационный анализ. Проблемы сбора материала. Система транскрипции устного дискурса. Существующие нотационные системы.

Тема 6. Единицы дискурс-анализа. Структура дискурса. Речевые акты в анализе языкового общения. Речевой акт и коммуникативный ход. Репликовый шаг. Интеракционные единицы дискурс-анализа.

Тема 7.Категории дискурс-анализа. Мена коммуникативных ролей. Дискурсивные стратегии. Когезия и когеренция дискурса. Метакоммуникация и дейксис дискурса.

Тема 8.Дискурс и когнитивный подход в лингвистике. Модусы и жанры дискурса. Типы языковых явлений, находящихся под влиянием дискурсивных факторов. Референция в дискурсе. Фрейм-структуры речемыслительной/дискурсивной деятельности.

Тема 9. Методология коммуникативных исследований.Понятие метода. Позитивизм и интерпретивизм. Качественные и количественные, смешанные методы. Описание основных современных методов (наблюдение, кейс-метод, контент-анализ, концептологический анализ, нарративный анализ, конверсационный анализ и др.). Этика коммуникативных исследований.

Тема 10.Теория и практика межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация как особый тип общения. Основные подходы к пониманию термина «межкультурная коммуникация». Национально-культурная детерминированность речевого поведения. Модели культурно-коммуникативной вариативности. Лингвокоммуникативные основы межкультурной проблематики. Языковые единицы как хранители культурной информации.

3.3 Практические занятия

Учебным планом не предусмотрено.

3.4 Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрено.

3.5 Самостоятельная работа

Общая трудоемкость самостоятельной работы составляет 108 часов (3 з. ед.).

Самостоятельная работа заключается в изучении теоретического курса – 108 часов (3 з. ед.).

4. Учебно-методические материалы по дисциплине

4.1. Основная литература

  1. О.И. Матьяш, В.М. Погольша, Н.В. Казаринова и др. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. – СПб: Речь, 2011.

  2. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований: монография. –М.: Гнозис 2011.

  3. Карасик В.И. Языковая кристаллизация смысла: монография. – Волгоград: Парадигма, 2010.

  4. Филипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс – анализ. Теория и метод / Пер. с анг. – Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2008.

  5. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём: Пер. с анг. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

  6. Карасик В.И. Языковые ключи. – Волгоград: Парадигма, 2007.

  7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Москва: Гнозис, 2004.

  8. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. – М.: Гнозис, 2006.

  9. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. – М.:Гнозис. 2003.

  10. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность?. – М.: Гнозис, 2003.

  11. Кибрик а.А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе.- М., 2003.

  12. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. – М.: Рус. яз., 2002.

4.2. Дополнительная литература

  1. Дискурс, текст, когниция: коллективная монография/ Отв. ред. М.Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2010.

  2. Дискурс, концепт, жанр: коллективная монография / отв. ред. М.Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2009.

  3. Куликова Л.В. Коммуникативный стиль в межкультурном общении: монография – М.: Флинта: Наука, 2009.

  4. Белецкий С.Б., Куликова Л.В. Патернализм в институциональной коммуникации: монография – М.: Флинта:Наука, 2011.

  5. Куликова Л.В. Коммуникация. Стиль. Интеркультура: прагмалингвистические и культурно-антропологические подходы к межкультурному общению: учебное пособие (гриф УМО) / Л.В. Куликова. – Красноярск: СФУ, 2011.

  6. Луман Н. Самоописания. Пер. с нем. – М.: Изд-во «Логос», ИТДГК «Гнозис», 2009.

  7. Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М.: Языки славянской культуры, 2005.

  8. Бергельсон М.Б. Прагматическая и социокультурная мотивированность языковой формы: монография.- М.: Университетская книга, 2007.

  9. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русское коммуникативное поведение. – М., 2002.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научная специальность 10 02 19 – теория языка рабочая программа дисциплины 05 когнитивная лингвистика

    Рабочая программа
    ... / «_____» _____________2012 г. НАУЧНАЯСПЕЦИАЛЬНОСТЬ10.02.19теорияязыкаРАБОЧАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ ОД.А.05 КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА (дисциплина по выбору) Красноярск 2012 Рабочаяпрограммадисциплины составлена в соответствии ...
  2. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 10 02 19 теория языка

    Основная образовательная программа
    ... Язык и стиль научного текста 2 ОД.А.05Коммуникативнаялингвистика. Лингвистикадискурса \ Когнитивная лингвистика 3 ФД.А.00 Факультативные дисциплины ... наук по научнойспециальности10.02.19Теорияязыка, входящие в штат кафедры Лингвистики и ...
  3. Коноваленко Ирина Владимировна Роль гендерного фактора в коммуникативном поведении мужчин и женщин Специальность - 10 02 01 - русский язык

    Автореферат диссертации
    ... коммуникативном поведении мужчин и женщин Специальность - 10.02.01 - русский язык ... научныхдисциплин - "прагматики, теории коммуникации, когнитивной лингвистики ... рабочим ... Комок» 19.03.02. ... .05.02 ... изменениях в программе. В ответе ... дискурсе журналистами ...
  4. Юрислингвистика -7 язык как феномен правовой коммуникации

    Закон
    ... рабочих ... программах ... лингвистики как дисциплины на стыке языка и права (в отличие о западной судебной лингвистики, которая является междисциплинарным научным ... коммуникативной свободы в устном и письменном дискурсе» по специальности10.02.19теорияязыка ...
  5. Гуманистическая парадигма при обучении иностранному языку в высшей школе материалы научно-практической конференции

    Документ
    ... А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход): Автореф. дис. …д-ра филол. наук: 10.02.01, 10.02.19 ... новой специально сконструированной программы учебных задач поискового, проблемного и творческого характера. По рабочейпрограмме ...

Другие похожие документы..