textarchive.ru

Главная > Исследование


35

АННОТАЦИЯ

Данная работа представляет собой научное исследование проблем биологической безопасности в условиях угрозы биотерроризма в современном мире на основе анализа основных принципов, критериев и механизмов разработки, производства, накопления и применения биологического оружия (БО) в террористических целях, механизмов контроля за нераспространением БО, а также основных принципов и механизмов работы системы биологической безопасности.

The study is devoted to the investigation of the biological safety problems in the present-day threats of bioterrorism on basis of the analysis of the main principles, criteria and mechanisms of the biological weapons control, its development, production, accumulation and application for the purposes of bioterrorism, and also on basis of the mechanisms of biological non-proliferation and of the biological safety system working mechanisms.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………7 Раздел 1. Угроза биотерроризма в современном мире………………………...8

    1. Основные характеристики биологического оружия (БО)….. ……..8

    2. Проблемы биологического разоружения……………………………11

    3. Биотерроризм. Биоагенты……………………………….…….............21

    4. Случаи применения БО в террористических целях…………….....26

    5. Юридическая ответственность за биотерроризм в РФ. Расследование биологического террористического акта………….30

    6. Особенности эпидемических очагов при биологических террористических актах………………….……………………………33

Раздел 2. Ликвидация последствий и предотвращение возможных актов биотерроризма……………………………………………………………41

    1. Оценка санитарно-эпидемиологической обстановки в эпидемических очагах и расчет санитарных потерь среди населения………………………………………………………………...41

    2. Прогнозирование санитарно-эпидемиологических последствий биологических террористических актов………………………….....45

    3. Санитарно-эпидемиологическая разведка. Отбор проб из объектов внешней среды и проведение индикации биоагентов……………..48

    4. Выявление инфекционных больных и подозрительных на заболевание лиц, организация изоляции и госпитализации……...51

    5. Дезинфекционные и режимно-ограничительные мероприятия в эпидемических очагах………………………………………………….52

    6. Силы и средства санитарно-эпидемиологической службы, участвующие в ликвидации медико-санитарных последствий биологических террористических актов в РФ………………..…….56

    7. Планирование профилактических и противоэпидемических мероприятий для предотвращения возможных биологических террористических актов…………………………………………….…58

Раздел 3. Проблемы биологической безопасности……..……………………..62

3.1. Проблемы системы биологической безопасности….……………..62

3.2. Проблемы совершенствования системы безопасности РФ……...65

3.3. Проблемы кооперации стран в области биологической защиты..................................................................................................................68

3.4. Пути решения основных проблем биологической безопасности..70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...74СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….………………78 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...81

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: в связи с резким увеличением достижений в области биотехнологий с начала 21 в. угроза биотерроризма существенно возросла, тогда как проблемы биологической безопасности все еще остаются нерешенными.

Объектом исследования является существующая система биологической безопасности.

Предметом исследования являются проблемы биологической безопасности в условиях угрозы биотерроризма.

Цель работы – на основе анализа основных принципов, критериев и механизмов разработки, производства, накопления и применения биологического оружия (БО) в террористических целях, механизмов контроля за нераспространением БО, а также основных принципов и механизмов работы системы биологической безопасности разработать предложения по решению основных проблем биобезопасности в условиях угрозы биотерроризма.

В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать основные принципы, критерии и механизмы разработки, производства, накопления и применения БО в террористических целях.

  2. Рассмотреть международную и российскую нормативно-правовую базу по нераспространению БО.

  3. Изучить исторические аспекты формирования проблемы биотерроризма.

  4. Исследовать основные виды и способы применения БО при биотерроризме.

  5. Изучить особенности ликвидации последствий актов биотерроризма.

  6. Исследовать возможности прогнозирования санитарно-эпидемических последствий биологических террористических актов.

  7. Изучить методы и способы планирования профилактических и противоэпидемических мероприятий на территории в предвидении возможных биологических террористических актов.

  8. Исследовать основные проблемы системы биобезопасности в РФ и за рубежом.

  9. Проанализировать особенности кооперации стран в области биологической защиты и роль международных организаций.

  10. Выявить пути решения основных проблем биологической безопасности.

Раздел 1

УГРОЗА БИОТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

    1. Основные характеристики биологического оружия (БО)

Биологическое оружиеявляется оружием массового уничтожения (ОМУ) людей, сельскохозяйственных животных и растений. Его действие основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов (бактерий, в т.ч. риккетсий, грибков, вирусов, а также вырабатываемых некоторыми бактериями токсинов).1

В состав БО входят рецептуры болезнетворных микроорганизмов и средства доставки их к цели: ракеты, авиационные бомбы и контейнеры, аэрозольные распылители, артиллерийские снаряды и др.2

Данный вид оружия является особо опасным, т.к. оно способно вызывать на обширных территориях массовые тяжелые заболевания людей и животных, оказывать поражающее воздействие в течение длительного времени, имеет продолжительный скрытый (инкубационный) период действия. Микробы и токсины трудно обнаружить во внешней среде, они могут проникать вместе с воздухом в негерметизированные укрытия и помещения и заражать в них людей и животных.3

Основным признаком применения БО являются симптомы и проявившиеся признаки массового заболевания людей и животных, что окончательно подтверждается специальными лабораторными исследованиями.4

В качестве биологических средств могут быть использованы возбудители различных инфекционных заболеваний: чумы, сибирской язвы, бруцеллеза, сапа, туляремии, холеры, желтой и других видов лихорадки, весенне-летнего энцефалита, сыпного и брюшного тифа, гриппа, малярии, дизентерии, натуральной оспы и др.5

Заражение людей и животных происходит в результате вдыхания зараженного воздуха, попадания микробов или токсинов на слизистую оболочку и поврежденную кожу, употребления в пищу зараженных продуктов питания и воды, укусов зараженных насекомых и клещей, соприкосновения с зараженными предметами, ранения осколками боеприпасов, снаряженных биологическими средствами, а также в результате непосредственного контакта с больными людьми или животными. Ряд заболеваний быстро передается от больных людей к здоровым и вызывает эпидемии (чумы, холеры, тифа, гриппа и др.).6

На рисунке 1.17 представлен официальный знак, предупреждающий о наличии биологического оружия и об опасности.

Рисунок 1.1. «Осторожно! Биологическая опасность!»


Идея применения болезнетворных микроорганизмов в качестве средств поражения возникла вследствие того, что инфекционные болезни постоянно уносили много человеческих жизней, а эпидемии, сопутствовавшие войнам, вызывали крупные потери и среди войск противника, предрешая иногда исход сражений или даже целых кампаний. Например, из 27 тыс. английских солдат, участвовавших в 1741 г. в захватнических кампаниях в Мексике и Перу, 20 тыс. погибли от желтой лихорадки.8 С 1733 по 1865 гг. в войнах в Европе погибло около 8 млн. человек, из них боевые потери составляли только 1,5 млн., а 6,5 млн. человек погибли от инфекционных болезней9.

Впервые целенаправленную и систематическую разработку БО начали в начале XX в., использовав достижения биологической науки, более высокий уровень знаний о природе и путях распространения патогенных микроорганизмов.

В начале XX в. БО разрабатывалось и тестировалось Германией, Японией, собственные биологические военные программы имели Великобритания и Франция.10 С 1941 г. в США активно велись работы по созданию и возможному использованию в военных целях БО.11

Советский арсенал БО включал в себя возбудителей сибирской язвы, оспы, чумы, туляремии, сапа и геморрагической лихорадки.12 Во время войны этими возбудителями могли быть снаряжены различные системы доставки, включая авиабомбы и боеголовки баллистических ракет.

БО активно разрабатывалось Ираком и ЮАР в 80-х гг.13

1.2. Проблемы нераспространения БО

По мере наращивания потенциала стран по БО и в связи с пониманием опасности его применения возникла необходимость обеспечения нераспространения БО. Нормативно-правовая база по обеспечению контроля над нераспространением включает в себя как российские, так и международные документы. Перечень основных из них приведен в приложении (А). Рассмотрим основные нормативно-правовые акты, декларации и конвенцию по нераспространению БО.

Итогом международного признания опасности применения на войне биологических агентов, которые не распознают «своих» и «чужих», стала разработка в 1874 г. «Брюссельской международной декларации, запрещающей использование яда или отравленного оружия»14, которая так и не вступила в силу.

В 1899 г. была разработана «Гаагская специальная декларация, касающаяся запрета применения удушливых газов», которая была подписана рядом стран только в 1907 г.15, также не вступившая в силу.

17 июня 1925 г. в Женеве представителями 48 государств (в том числе США и Японией) был подписан «Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств» (или «Женевский Протокол»).16 Абсолютное число государств, ратифицировавших Женевский Протокол, (в том числе и СССР, присоединившийся к договору 2 декабря 1927 г.), сделали при этом оговорки, которые не исключали возможности использования БО против стран, не являющихся участниками Женевского Протокола или в качестве ответной меры.17 Наличие этих оговорок, по сути, не останавливало страны в развитии военно-биологического потенциала.

По мере того, как нарастала опасность развязывания бактериологической войны, стало необходимым появление нового международного документа по биологическому разоружению. Таким документом стала «Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении», получившая в последствии более короткое название «Конвенция о запрещении биологического оружия» или КБТО.

Конвенция о запрещении БО была разработана на Конференции, созванной в рамках Комитета по разоружению, и принята Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция была открыта для подписания в Вашингтоне, Лондоне и Москве 10 апреля 1972г. и вступила в силу 26 марта 1975 г. 18

На сегодняшний день в Конвенции участвует большое число государств – 163.19 Тем не менее, количество стран, в ней не участвующих, еще велико.

На рисунке 1.220 представлены основные характеристики КБТО в виде схемы «вход-процесс-выход».

Вход

Процесс

Выход


  • ВступлениегосударстввКонвенцию

  • ратификацияКБТО

  • принятиегосударстваминасебяобязательств:

  1. никогда не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать и не сохранять:

а) микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей;

б) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или вооруженных конфликтах

  1. не передавать кому бы то ни было биоагенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, а также не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, группу государств или международную организацию к их производству или приобретению

  • Обеспечение выполнения странами их обязательств по КБТО

  • уничтожение или переключение на мирные цели всех биоагентов, токсинов, оружия, оборудования и средств доставки БО

  • обеспечение контроля со стороны ООН за выполнением странами их обязательств

  • применение санкций в случае нарушения странами обязательств

  • обеспечение сотрудничества стран-участниц КБТО в целях разоружения

  • созыв Конференций государств участников по рассмотрению действия КБТО

Эффективный прогресс в области разоружения и исключение возможности применения биологических агентов или токсинов в качестве оружия


Рисунок 1.2. Основные характеристики КБТО.



На обзорной Конференции по оценке эффективности КБТО в 2001 г. была распространена неофициальная информация (за пределами зала заседаний) о странах, имеющих военно-промышленный потенциал для производства БО21, которая представлена в приложении (Б).

На Третьей Конференции 1991 г. Австралия, Великобритания и США обвинили Советский Союз в разработке биологических программ, а на первой сессии Пятой Конференции 2001 г. США выдвинули обвинения против четырех участников КБТО – Ирака, Ирана, Северной Кореи и Ливии.22 Известны случаи, когда страны занимались разработкой БО уже после принятия на себя обязательств в рамках КБТО.

Советский Союз являет собой самый поразительный пример несоблюдения Конвенции. Известно, что в СССР, в нарушение статуса страны как члена КБТО, работал широкомасштабный, развернутый еще в 1928 г. военно-биологический комплекс.23 В начале 1970-х гг., примерно тогда же, когда и была подписала КБТО, Советское руководство решило значительно расширить военно-биологическую программу путем использования передовых научно-технических достижений для проведения дальнейших исследований и создания инфраструктуры по производству БО. За работу в данном направлении отвечала образованная в 1973 г. организация «Биопрепарат», которая служила гражданским прикрытием для военных исследований.24 В организации работали сотни предприятий общим числом более 60 тысяч сотрудников; ее бюджет составлял сотни миллиардов рублей.25 Было разработано боевое применение для возбудителей таких опасных болезней, как оспа, чума, туляремия, сап, Венесуэльский конский энцефалит, сибирская язва, лихорадка Ку и марбургская лихорадка.26

Хотя у Запада имелись основания подозревать СССР в отходе от КБТО, подробности о «Биопрепарате» и его работе оставались тогда неизвестными. Подозрения многих стран еще больше укрепились после вспышки сибирской язвы в 1979 г. в Свердловске. Сибирской язвой тогда заразилось 70 человек, многие умерли.27

Обвинения в адрес СССР в несоблюдении КБТО продолжались в течение всей холодной войны. В ответ Советский Союз неизменно отрицал нарушение своих обязательств по КБТО.28 Вскоре после роспуска СССР президент РФ Борис Ельцин признал, что обвинения СССР в несоблюдении КБТО имели под собой основу, и 11 апреля 1992 г. подписал указ, запрещающий в РФ любую деятельность, противоречащую положениям Конвенции.29

В продолжение процесса разоружения США, Великобритания и РФ решили начать трехсторонний процесс сотрудничества, целью которого было преодоление взаимных подозрений и укрепление доверия.30 Одной из составляющих этого процесса была серия визитов на гражданские объекты в каждой из стран. Тем не менее, даже после этих посещений у сторон оставались вопросы друг к другу. Намерения включить в программу визитов военные объекты не были реализованы из-за того, что страны не смогли согласовать свои позиции. В итоге трехсторонний процесс зашел в тупик в 1994 г., и с тех пор посещения объектов не проводились.31 Неясность с секретной деятельностью российских военных лабораторий сохраняется по сей день.

Однако, это не единственная страна, нарушающая условия Конвенции. Факты нарушения положения КБТО Ираком задокументированы благодаря международным процедурам, введенным после войны в Персидском заливе в 1991 г.32 Принятая тогда Резолюция 687 Совета Безопасности ООН означала окончание боевых действий и начало процесса разоружения Ирака.33 От Ирака требовалось раскрыть имеющиеся у него арсеналы ОМУ и уничтожить их. Для инспектирования и обеспечения ликвидации иракских запасов ХО и БО, а также ракетных систем доставки, Совет Безопасности учредил особый орган – Специальную комиссию по Ираку (ЮНСКОМ).34 Комиссия работала в Ираке с 1991 по 1998 гг. и установила факт проведения этой страной биологической программы с начала 70-х гг.35 Стало известно, что Ирак производил токсин ботулинуса, споры сибирской язвы, афлатоксин, рицин и головневый грибок (вредитель пшеницы).36 Он также начинал работу по ряду вирусных патогенов. В качестве средств доставки этих возбудителей производились бомбы, ракетные боеголовки, генераторы аэрозолей и системы распыления.

Ирак ратифицировал КБТО в 1991 г.37 Ратификация была одним из условий соглашения о прекращении огня, подписанием которого закончилась война в Персидском заливе.38 Согласно заверениям Ирака, в 1991 г. была закрыта и программа разработки БО.39 Специальная комиссия ООН (ЮНСКОМ) работала в Ираке в течение восьми лет. Ирак передал большую часть биологических вооружений ЮНСКОМ на предмет уничтожения за период с 1991 по 1994 год.40 В 1998 г. сотрудничество с ЮНСКОМ было прекращено, и многие вопросы так и остались неразрешенными. Комиссия

была расформирована, а ей на смену была организована Комиссия ООН по

наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК).41

В 2002 г. США и Великобритания опубликовали подробные документы о несоблюдении Ираком Конвенции, обвинив Ирак в том, что он использовал объекты двойного назначения и мобильные лаборатории для продолжения создания БО.42 8 ноября 2002г. Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 1441, требующую от Ирака предоставить инспекторам новой комиссии неограниченный доступ на объекты. Инспекции возобновились 27 ноября того же года.43

В отличие от СССР и Ирака, о военно-биологической деятельности других стран, подозреваемых в несоблюдении Конвенции, известно гораздо меньше. Это, в частности, можно сказать о ЮАР, предполагаемая программа которой имела гораздо более скромные масштабы, чем иракская и советская.44 Против ЮАР никогда не выдвигались официальные обвинения в отходе от КБТО, хотя полученные недавно сведения позволяют утверждать, что некоторые государственные чиновники республики занимались нелегальной деятельностью в этой сфере. Многое из того, что известно на сегодняшний день, было установлено в ходе работы Южно-Африканской Комиссии истины и примирения (КИП) по расследованию событий времен апартеида.45

Военно-биологическая деятельность была начата в ЮАР еще в период апартеида в 1981 г. и осуществлялась посредством Южно-африканских национальных сил обороны.46 КБТО была подписана ЮАР в 1975 г.47 Документы и показания свидетелей говорят о том, что программа носила как оборонительный, так и наступательный характер и предназначалась как для обеспечения внешней (региональной) безопасности, так для контроля за ситуацией внутри страны (борьба с оппозицией). Известно, что основная часть работ была посвящена сибирской язве и холере, однако предположительно разрабатывались и такие патогены, как чума, сальмонелла и токсин ботулинуса. Программа была закрыта в 1993 г. под сильным нажимом со стороны США, Великобритании и других стран, в период, когда происходила смена режима в стране.48

Поскольку далеко не все страны выполняют свои обязательства по ликвидации и остановке производства БО, проблемы в области биологического разоружения, безусловно, есть. На рисунке 1.349 представлен перечень основных проблем в области биологического разоружения.




Рисунок 1.3. Проблемы биологического разоружения.


Финансирование. Прежде всего, для самих стран достаточно непросто уничтожить запасы БО, поскольку это нелегкий процесс, требующий финансовых затрат в миллионы долларов. К тому же, даже не смотря на то, что масштабное применение БО в случае войны могло бы с легкостью искалечить

часть планеты вместе с растениями, животными и мирным населением, сам факт наличия в стране БО делает ее менее уязвимой и увеличивает ее оборонный потенциал, поэтому некоторые страны и не спешат расставаться с БО, ведя подпольную деятельность по его производству и накоплению.

Содержание КБТО. По своему содержанию Конвенция больше приближается к совместному политическому заявлению стран-участников, чем к полномасштабному договору, поскольку не содержит ни конкретных положений о подходах к ее осуществлению, ни даже перечня биологических агентов, подлежащих запрету.50

Отсутствие всеобщего членства в Конвенции. Многие страны до сих пор не участвуют в КБТО, и в последние годы расширение круга членов Конвенции замедлилось, несмотря на постоянные призывы государств-участников присоединиться к ней.

Слабые механизмы проверки на наличие БО в странах-членах. Самой слабой стороной Конвенции является отсутствие рычагов, позволяющих удостовериться в том, что государства-участники ее соблюдают. Этим КБТО отличается от таких международных договоров, как ДНЯО и Конвенция о запрещении химического оружия. Отсутствие механизма проверки порождает неуверенность в том, что все участники строго придерживаются Конвенции и размывает эффективность всего режима КБТО.

Достижения биологии и биотехнологии. Одна из серьезных проблем в реализации Конвенции появилась в связи с революционными достижениями биологии и биотехнологии, которые неизменно сопряжены с риском злонамеренного использования биологических агентов, материалов, технологий и знаний во враждебных целях. Осознавая это, государства-участники КБТО еще во время Первой и Второй Конференций по рассмотрению действия Конвенции заявили, что микроорганизмы, созданные путем генетической инженерии, подпадают по действие Статьи I КБТО.51

Малоэффективная система санкций для нарушителей. Фактически главное содержание таких санкций - отказ международных экономических организаций в финансовой помощи странам, в отношении которых имеются доказательства или веские подозрения в том, что они производят БО.52 Между тем наиболее вероятные кандидаты на создание БО в «третьем мире» не испытывают недостатка в свободных финансовых средствах и, следовательно, малоуязвимы при введении таких санкций, хотя определенный сдерживающий эффект они могут оказать.53 Применение «всеобъемлющих» санкций, означающих полную экономическую блокаду страны, даже если известно о расположении на ее территории террористических организаций, по гуманным соображениям также недопустимо, поскольку бьет по интересам народа, в первую очередь простых людей. Как правило, это не приводит к существенному внутреннему давлению на военное и политическое руководство страны с целью заставить его отказаться от производства БО или прибегнуть к использованию всех возможных способов, включая международное содействие, по ликвидации террористических организаций.54



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство российской федерации рабочая программа учебных занятий

    Документ
    ... характера. 2.6.Террористические угрозы и опасности. Раздел 3. Характеристики и ... : титульный лист, оглавление, введение, главы, параграфы, ... и радиационный терроризм. Биотерроризм в современноммире. Террористические угрозы с использованием токсических ...
  2. Глава 1 Конвенция о запрещении биологического оружии в системе мер по нераспространению оружия массового уничтожения 7

    Закон
    ... Оглавление ... угрозы распространения ОМУ в мире, включая угрозы распространения биологического оружия и биотерроризма ... предусматривает введение ... оружия и биотерроризма, а в разделе «будущих ... безопасности; разработка современных средств диагностики ...
  3. Основы противодействия терроризму

    Учебное пособие
    ... угрозы имеют глобальный характер, потому безопасность в современноммире ... Федерации в части введения ответ­ственности собственников и руководителей ... Авясов. — М. .'Проспект, 2005. Биотерроризм : национальная и глобальная угроза / [Г. Г. Онищенко и др.] ...
  4. Основы противодействия терроризму

    Учебное пособие
    ... угрозы имеют глобальный характер, потому безопасность в современноммире ... Федерации в части введения ответ­ственности собственников и руководителей ... Авясов. — М. .'Проспект, 2005. Биотерроризм : национальная и глобальная угроза / [Г. Г. Онищенко и др.] ...
  5. Молодежь xxi века шаг в будущее материалы xiii -й региональной научно-практической конференции с межрегиональным и международным участием посвященной году истории в российской федерации (2)

    Документ
    ... Амурской области ОГЛАВЛЕНИЕ: Философские ... тематического раздела жанре интервью ... проблемы в современноммире: Материалы ... результатом введенного законодательства ... – это серьёзная угрозамиру и стабильности в ... и противодействие биотерроризму, как, ...

Другие похожие документы..