Главная > Автореферат диссертации


На правах рукописи

Рыжов Юрий Владимирович

НОВАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ

В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора культурологии

Москва 2007

Работа выполнена в Государственном институте искусствознания

Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ

Официальные оппоненты

Доктор культурологии Дриккер Александр Самойлович

Доктор философских наук, профессор Киселева Марина Сергеевна

Доктор культурологии Черносвитов Павел Юрьевич

Ведущая организация

Российский институт культурологии (г. Москва)

Защита состоится "; 21 "; января 2008 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.210.004.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора культурологии при Государственном институте искусствознания по адресу: 103009, Москва, Козицкий пер., 5

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Государственного института искусствознания.

Автореферат разослан ";___"; ____________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, профессор Е.В. Дуков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

В современном мире происходят значительные социокультурные изменения: разрушаются прежние системы ценностей, постепенно формируется глобальное информационное пространство, на основе электронных технологий появляются новые виды искусства. И в то же самое время сохраняется и даже возрастает интерес к религии как в традиционных, так и в нетрадиционных ее формах. Нашему современнику не чужд интерес к мистике, оккультизму и эзотерике: благодаря массовой культуре широко распространяется так называемая ";новая религиозность"; - характерный для современного этапа развития западного и российского общества тип религиозности, определяемый ценностями массовой культуры и обладающий элементами качественной новизны и нетрадиционности.

Постсоветская Россия в 1990-е годы пережила ";религиозный ренессанс";, приведший к значительному росту религиозных организаций самых различных направлений, в том числе - новых религиозных движений. Но это – только ";верхушка айсберга";. Гораздо более серьезной проблемой является духовный кризис в российском обществе, вызванный утратой прежних моделей социокультурной идентичности. Новая религиозность явилась своеобразной реакцией на этот кризис, хотя ее истоки, безусловно, находятся в более далеком прошлом. Эклектическая смесь отдельных элементов традиционных религий, восточной мистики, популярных псевдонаучных теорий, многочисленных мифов и суеверий характерна не только для нашего времени, но и для любой переходной эпохи. Но феномен новой религиозности представляет собой не столько эклектику или ";религиозную энтропию";, сколько системную целостность, с определенной структурой и свойствами. И лишь в современной массовой культуре новая религиозность благодаря искусству, средствам массовой коммуникации и новым технологиям получает широкую распространенность и легитимность.

Экспансия новой религиозности с помощью массового искусства представляет собой серьезную социальную проблему: потребительское и игровое отношение к религиозным ценностям сопровождается аналогичным отношением и к другим традиционным ценностям культуры, что чревато дезинтеграцией общества. Вот почему проблема новой религиозности весьма актуальна.

Феномен новой религиозности можно рассматривать в рамках различных научных направлений – религиоведения, культурологии, социологии, психологии, социальной философии, эстетики, искусствоведения и т.д. Эти проблемы разрабатываются многими исследователями, но неравномерно: некоторые аспекты новой религиозности изучены достаточно глубоко, другие – весьма поверхностно. Но даже хорошо изученные области этого проблемного поля необходимо подвергать новым исследованиям, что объясняется динамичностью современной культуры и религиозности.

Степень разработанности проблемы

Исследования новой религиозности можно условно разделить на два блока – религиоведческий и культурологический, каждый из которых в свою очередь распадается на несколько направлений. В рамках религиоведения религию вообще (и новую религиозность в частности) можно исследовать, например, с точки зрения философии, социологии, психологии, антропологии и феноменологии религии. Культурологическое же изучение новой религиозности может включать в себя исследования взаимоотношений между религией, искусством и другими подсистемами культуры, особенностей массовой культуры и функционирования современного искусства, процессов формирования новых мифологий и т.д. Таким образом, данная тема в современной науке рассматривается на разных теоретико-методологических основаниях и уровнях и с разных мировоззренческих позиций, что образует проблемное поле междисциплинарного анализа.

Попытка представить список работ, на которые опирается исследование, привела бы как минимум к воспроизведению библиографического списка, поэтому укажем лишь некоторых авторов, наиболее близко подошедших к интересующей нас тематике и наиболее важных для диссертационной работы.

Для понимания феноменов религии и религиозности мы обращались, прежде всего, к классическим работам У. Джеймса, Э. Дюркгейма и Э. Фромма. Эмпирические исследования новых религиозных движений были начаты с конца 1960-х гг. и интенсивно продолжаются по сей день. Основные особенности этих движений были проанализированы как западными учеными (А. Баркер, К. Кэмпбелл, Т. Роззак, Б. Уилсон и др.), так и отечественными (В.И. Гараджа, П.С. Гуревич, Л.Н. Митрохин, С.Б. Филатов, Д. Е. Фурман и др., особенно - Е.Г. Балагушкин и Л.И. Григорьева). Вместе с тем, в большинстве этих работ новая религиозность не рассматривается как самостоятельный феномен и не соотносится с социокультурными трансформациями.

Поскольку нас интересует новая религиозность не сама по себе, а в контексте современной переходной эпохи, то важное значение для нашего исследования имеют историософские труды Н.А. Бердяева, А. Тойнби, О. Шпенглера, и особенно - исследования П. Сорокина, в которых были заложены основы социокультурного анализа в самом широком смысле.

Среди множества работ, посвященных анализу культуры на современном этапе ее развития, следует выделить исследования Д. Белла (постиндустриальное и информационное общество), А.С. Дриккера (принцип информационного ускорения), Д.В. Иванова (виртуализация общества), Л.Г. Ионина (полистилистическая культура), И.В. Кондакова (постмодерн в России), Г. Кюнга (религиозные парадигмы), С.Д. Лебедева (светско-религиозное взаимодействие), Э. Тоффлера (динамика современной культуры), Н.А. Хренова (переходные эпохи в культуре и искусстве), М. Эпштейна (оригинальная концепция постмодернизма).

Подробный анализ массовой культуры осуществлен в работах Е.В. Дукова, Н.Б. Кирилловой, А.В. Костиной, Х. Ортеги-и-Гассета, Е.Г. Соколова.

Особенности современного искусства исследовали В.В. Бычков (развернутая эстетическая теория и концепция ";пост-культуры";), В.М. Дианова и Н.Б. Маньковская (постмодернизм и искусство), В.С. Жидков и К.Б. Соколов (искусство и картина мира), Ю.В. Осокин и Ю.У. Фохт-Бабушкин (социальные аспекты искусства), Е.Г. Яковлев (религия и искусство).

Наконец, пересекается с нашей проблематикой и процесс ";ремифологизации"; современной культуры и искусства, который исследовали Р. Барт (современные мифологии), С.П. Батракова и А.К. Якимович (миф в современном искусстве), Ю.М. Дуплинская (современный миф как ";миф наизнанку";), А.Ф. Лосев и В.Н. Топоров (структура мифа), В.М. Розин и Л.В. Фесенкова (современные мифы и эзотерика), М. Элиаде (миф и религия).

Именно благодаря наличию такого широкого спектра работ, посвященных различным аспектам социокультурного бытия новой религиозности, возникает необходимость в осмыслении и обобщении имеющегося знания, в культурологическом анализе и синтезе множества существующих подходов. Кроме того, недостаточно полно исследовались неинституциональные формы новой религиозности, остаются малоизученными и дискуссионными вопросы взаимосвязи новой религиозности и современной культуры, в том числе - массового искусства. На наш взгляд, культурологический подход к новой религиозности (в отличие от классического религиоведения) дает разнообразные возможности для анализа ее особенностей, структуры, форм и стилей.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является современная культура (прежде всего - в ее массовых формах) и искусство, а также их теоретическая и предметно-практическая репрезентация в современной гуманитарной (философской, культурологической, искусствоведческой, эзотерической и т.д.) литературе.

Предметом исследования выступает новая религиозность как феномен, возникающий на новейшей стадии развития массовой культуры и общества.

Основная гипотеза исследования

В качестве основной гипотезы исследования предлагается представление о новой религиозности как социокультурном феномене, возникающем благодаря современной массовой культуре и искусству и обладающем качественно новыми особенностями (по сравнению с предшествующим ";традиционным"; типом религиозности).

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационной работы - дать культурологическое описание феномена новой религиозности и проанализировать многообразие ее проявлений в современной культуре и искусстве.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Проанализировать феномен новой религиозности в контексте современной культуры, для чего исследовать динамику социокультурных трансформаций.

2. Определить соотношения между религией и искусством, религиозным и художественно-эстетическим в системе культуры.

3. Осуществить дефиницию понятия ";новая религиозность"; и показать генезис новой религиозности.

4. Используя теоретико-методологическую базу и эмпирические источники исследования, дать развернутый социокультурный анализ новой религиозности.

5. Выделить особенности современной массовой культуры, непосредственно влияющие на становление новой религиозности, рассмотреть ее неомифологические и религиозные составляющие.

6. Показать связь современного искусства с новой религиозностью, для чего проанализировать религиозные искания в искусстве ХХ века.

7. Выделить существенные признаки картины мира, формируемой медиакультурой.

Центральная задача нашего исследования - междисциплинарный анализ феномена новой религиозности в общем контексте современной культуры и искусства, объединение на одной теоретической плоскости культурологических, философских, социологических и религиоведческих способов рассмотрения проблемы на основе принципов социокультурного подхода.

Теоретико-методологические основы и источники исследования

Сложность и специфика изучаемого объекта и предмета приводит к необходимости использования междисциплинарного подхода, синтезирующего различные системные представления и частные знания об одном и том же феномене. При этом превалирующим подходом к исследованию новой религиозности является социокультурный подход, подразумевающий понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека.

Поле исследования ограничивается новейшим периодом (ХХ - начало ХХI в.) развития западной культуры, частью которой считаем и культуру России. Особое внимание при этом будет уделено современному искусству (прежде всего - массовому), которое, с одной стороны, активно формирует новую религиозность, а с другой - само находится под ее влиянием.

Источниками нашего исследования являются как работы, в которых отражены концептуальные основания философских, культурологических, социологических и религиоведческих подходов к анализу новой религиозности в культуре и искусстве, так и результаты эмпирических исследований отдельных аспектов новых религиозных движений, ценностных предпочтений современного человека, социокультурной динамики в целом.

Научная новизна основных результатов исследования

1. В диссертации подробно исследован феномен новой религиозности, для чего содержательно рассмотрены современные культурологический и религиоведческий дискурсы и выявлены характерные особенности новой религиозности.

2. С использованием циклическо-эволюционной (спиралевидной) модели социокультурной динамики изучены основные тенденции динамики как новой религиозности, так и системы ";человек - общество - культура"; в целом.

3. Показано, что генезис новой религиозности имеет достаточно длительную историю, однако только в современной массовой культуре новая религиозность приобретает свои сущностные черты.

4. Рассмотрены некоторые формы, в которых реализуется новая религиозность в массовой культуре и искусстве, проанализированы их особенности, взаимосвязь и культурная динамика.

5. Проанализирована роль современных технологий в формировании новой религиозности и сформулированы основные признаки картины мира ";медиарелигиозности";.

6. Исследованы особенности функционирования религиозно-мистических сюжетов в современном искусстве, в частности - в массовой музыке.

Теоретическая и практическая значимость работы

В диссертации содержится репрезентация и анализ актуальных междисциплинарных подходов к пониманию человека, общества и культуры, а также характера современных социокультурных проблем. Знание основных особенностей новой религиозности может стать инструментом решения конкретных проблем, связанных с отношением современного человека к религии и искусству, культуре и обществу, выявить существующие в данной области конфликты и обозначить пути их разрешения. Результаты исследования позволят углубить существующие теоретические представления о новой религиозности и наметить перспективы дальнейших исследований. Материалы диссертации востребованы и найдут практическое применение при разработке курсов по культурологии, философии, религиоведению, а также использованы преподавателями других гуманитарных дисциплин.

Исследование осуществлялось при частичной поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 01-06-80227), Российского гуманитарного научного фонда (проект № 04-03-00438а) и стипендии фонда Э. Гагарина в Смольном Коллегиуме (Санкт-Петербургский государственный университет).

Положения, выносимые на защиту

1. Новая религиозность - это характерный для современного этапа развития западного и российского общества тип религиозности, определяемый ценностями массовой культуры и обладающий элементами качественной новизны и нетрадиционности.

2. Новой религиозности свойственны ";сетевая"; структура (неиерархичность) и динамичность, синкретизм и эклектизм вероучения, социальный конформизм, индивидуализм и плюрализм, что объясняется ее возникновением и существованием в общем контексте полистилистической (постмодернистской) массовой культуры.

3. В генезисе новой религиозности можно выделить три ";волны";: рубежа XIX-ХХ вв., 1960-70-х гг., нашего времени (с 1990-х гг.), каждая из которых обладает своей спецификой.

4. Одна из современных тенденций - это экспансия новой религиозности в различных формах, в связи с чем возрастает влияние новой религиозности на общество, осуществляющееся при посредничестве массовой культуры.

5. Современная массовая культура, характеризующаяся динамичностью, диверсификацией (стилистическим плюрализмом) и конформизмом, является ";питательной средой"; для новой религиозности Сама массовая культура также имеет (квази)религиозную составляющую (культы разнообразных ";героев";), лишенную глубокого духовного содержания, но вместе с тем - действенную.

6. В искусстве ХХ в. обнаруживается устойчивый интерес к религиозному, но этот интерес часто используется как коммерческий ресурс, то есть происходит симуляция религиозности.

7. Развитие медиакультуры привело к появлению ";медиарелигиозности";, связанной не с трансцендентным, а с виртуальным, и обладающей специфической картиной мира.

8. Одним из проводников идей новой религиозности в современную культуру является массовая музыка, эксплуатирующая религиозные и оккультно-мистические идеи и символы.

Апробация полученных результатов

Концептуальные положения исследования нашли отражение в научных публикациях автора, общим объемом более 46 п.л. Материалы исследования использовались в курсах по культурологии и эстетике, читаемых автором в Таганрогском государственном педагогическом институте и Таганрогском государственном радиотехническом университете (Технологическом институте Южного федерального университета в г. Таганроге).

Работа обсуждалась на заседании отдела социологии художественной жизни Государственного института искусствознания.

Основные результаты исследования неоднократно докладывались автором на различных региональных, общероссийских и международных научных и научно-практических конференциях, в том числе на Международном симпозиуме “Наука, антинаука и паранормальные верования” (Москва, октябрь 2001), Международной научной конференции “Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура” (Краснодар, сентябрь 2002), Международной научной конференции ";Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе"; (Балашов, сентябрь 2003), Международной научной конференции «Информация – Коммуникация – Общество» (Санкт-Петербург, ноябрь 2003), Научной конференции ";Первые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение"; (Санкт-Петербург, февраль 2004), Международном научном симпозиуме ";Системно-синергетическая парадигма в науке и искусстве"; (Таганрог, июнь 2004), IV Российском философском конгрессе (Москва, май 2005), Международной научной конференции ";Искусство и цивилизационная идентичность"; (Москва, июнь 2006), Международной научной конференции ";Развлечение и искусство"; (Москва, ноябрь 2006), Международной научной конференции ";Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития"; (Москва, сентябрь 2007) и др.

Структура и объем работы

Структура диссертации определяется авторским замыслом и последовательностью решения основных задач. Работа состоит из введения, четырех глав (включающих 12 параграфов), заключения и списка использованной литературы (650 источников на русском и английском языках). Общий объем работы - 330 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее разработанности в культурологическом знании, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, рассматриваются теоретико-методологические основания, теоретическое и практическое значение работы, также формируются положения, выносимые на защиту, обладающие существенными элементами новизны, указываются основные формы апробации диссертации.

В первой главе ";Проблемное поле исследования";, состоящей из трех параграфов, даются теоретико-методологические основания и объяснительные модели, которые могут быть использованы для интерпретации многообразия проявлений новой религиозности в современной массовой культуре и искусстве.

Поскольку изучение феномена новой религиозности следует проводить с учетом общего культурного контекста и динамики переходной эпохи, то в первом параграфе ";Переходная эпоха и трансформации современной культуры";анализируются тенденции развития современного общества и культуры.

Автор показывает, что проблема переходности и социокультурной динамики исследуется в рамках нескольких основных моделей и парадигм: циклической, инверсионной, эволюционной и синергетической, осмысление же любых социокультурных фактов требует осознанного выбора исследовательской парадигмы.

Парадигма цикличности рассматривается на примере концепций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и П. Сорокина. Автору близка концепция П. Сорокина, который за основу социокультурной динамики принял изменения ценностной доминанты в культуре и представил историю человечества как последовательную смену – ";циклическую флуктуацию"; – неких социокультурных суперсистем, основанных на периодически меняющихся ценностях и нормах, и выделил чувственный, идеациональный и идеалистический (интегральный) типы культуры.

Эволюционистская парадигма социокультурных изменений, господствующая на протяжении всего периода Нового времени, в настоящее время также весьма популярна. Хотя циклическая и эволюционная парадигмы по сути своей противоположны, представления о наличии циклов или волн в социокультурной динамике (Э. Тоффлер, А.С. Дриккер) могут сочетаться с представлением о прогрессе.

Автор полагает, что применительно к задачам исследования наиболее продуктивно будет обращаться к синтезу циклической и эволюционной парадигмы, т.е. понимать историческое время не просто как маятник, но как спираль развития, не отрицая существования культурного и особенно научно-технического прогресса.

Подробно рассматриваются эволюционно-циклические концепции П. Сорокина и Н.А. Бердяева. Последний считал, что приближается ";новое средневековье"; - переход от рационализма Нового времени к иррационализму и религиозности средневекового типа, т.е. ни что иное, как идеациональный тип культуры по Сорокину. И если сам П. Сорокин склонялся к тому, что грядущая культура при благоприятном стечении обстоятельств будет идеалистической (интегральной), то Н. Бердяев неоднократно подчеркивал идеациональный, религиозный характер наступающей эпохи ";нового средневековья";.

Далее автор обращается к современным теориям, обозначающих суть современных социокультурных трансформаций как переход от модернистской парадигмы - к постмодернистской, от моностилистической культурной модели - к полистилистической, от индустриального общества - к постиндустриальному и информационному.

Рассматриваются разные трактовки постмодерна - как развитие и завершение проекта модерна, сверхмодерн, или, напротив, преодоление наследия Нового времени, антимодерн. Анализируется позиция Г. Кюнга (согласно которой в постмодерне ";снимаются"; противоречия предыдущих эпох) и три стадии постмодерна по С.Д. Лебедеву (ранний, зрелый и поздний постмодерн). Чрезвычайно интересной и продуктивной нам представляется диалектика перехода от модернизма к постмодернизму, предложенная М. Эпштейном, и его анализ нашей переходной эпохи. Эпштейн рассматривает современность как время ";прото"; - переход к новому взгляду на мир, новому типу мышления, отвергающему идеи вторичности, конечности и постулирующему принцип ";начальности"; как особую стратегию культуры, что позволит, по его мысли, исцелить культуру от разрушительного действия постмодернизма (хотя автор не вполне разделяет этот оптимизм). Очевидно сходство этой трактовки с возвещенным П. Сорокиным ";интегральным строем";, переход к которому, на наш взгляд, еще не осуществлен.

Динамика современных социокультурных процессов может быть рассмотрена и как переход от моностилистической к полистилистической культурной модели (Л.Г. Ионин). Полистилистической культуре присуща деиерархизация, деканонизация, неупорядоченность, детотализация, диверсификация, ателеология и т.д. Похожими характеристиками обладает и т.н. ";мозаичная"; культура (термин А. Моля), состоящая из множества соприкасающихся, но не образующих иерархий и логических конструкций фрагментов знаний.

Формирование полистилистической культуры происходит на фоне общемирового перехода от индустриальной к постиндустриальной (информационной) стадии развития общества. Но хотя тенденции к глобализации и информатизации всех сторон социокультурной сферы несомненны, существование информационного общества пока нельзя считать свершившимся фактом (за возможным исключением наиболее развитых стран Запада); это тенденция, которую не стоит абсолютизировать. В рамках этой же тенденции ожидается усиление социальной поляризации, основанной на неравном распределении информационных ресурсов (А.Я. Флиер, А.В. Шипилов). Параллельно информатизации общества происходит виртуализация социокультурных явлений и процессов, причем виртуализация и развитие новых информационных технологий как расширяют возможности современного человека, так и являются средствами воздействия на личность и общество.

Социокультурные трансформации в современной России специфику в целом соответствуют общемировым тенденциям, но если западный постмодернизм - свободная игра, российский - жесткая необходимость переходного периода от тоталитаризма к демократии; в целом же русская культура характеризуется смысловой размытостью и определяется противостоянием двух начал - тоталитарного и антитоталитарного (И.В. Кондаков).

Второй параграф ";Религия и религиозность в пространстве культуры"; посвящен выяснению взаимоотношений между культурой и религией, между религией и религиозностью, а также определению родственных понятий (священное, светское, идеология и т.д.) Автор рассматривает религию как подсистему культуры, ее неотъемлемую часть и анализирует различные подходы к анализу проблемы сопряженности и взаимосвязи религии и культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений (148)

    Бюллетень
    ... Глеб Владимирович. Новая хронология Руси / Носовский Глеб Владимирович, ... Религиозная ... 17с. - Специальность24.00.01 - теория и историякультуры. 175 63.52 ... Юрий Сергеевич. Методы и принципы современной лингвистики / Степанов Юрий ... 93 Рыжов Сергей ...
  2. Бюллетень новых поступлений (176)

    Бюллетень
    ... Глеб Владимирович. Новая хронология Руси / Носовский Глеб Владимирович, ... Религиозная ... 17с. - Специальность24.00.01 - теория и историякультуры. 175 63.52 ... Юрий Сергеевич. Методы и принципы современной лингвистики / Степанов Юрий ... 93 Рыжов Сергей ...
  3. Бюллетень поступлений литературы в библиотеку крсу за 2003 год оглавление (для перехода в нужный раздел наведите курсор на рубрику и щелкните ссылку удерживая нажатой клавишу ctrl) география биографии история биографии

    Бюллетень
    ... Ю. В. Кореневский, ЮрийВладимирович Криминалистика для судебного ... 24.27 Аннотация: Для студентов радиотехнических специальностей ... История мировой и отечественной философской мысли, современные проблемы теории познания, философии человека, культуры ...
  4. Книги чувашской республики 2001-2005 ретроспективный

    Документ
    ... история и современный контекст". - 2004. - 95 с. - 100 экз. 268. Хальзов, В. Н. Очерки по истории и теориирелигиозного ... в виде науч. монографии: специальность 07.00.02 "Отечественная история" / Гусаров ЮрийВладимирович. - Чебоксары, 2002. - ...
  5. Учебная учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой образовательной программе послевузовского профессионального образования по специальности 07 00 02

    Учебники и учебные пособия
    ... ,00. - 1. История - Отечественная история. - Количество экз. – 2. РГГУ - вузам России. Преподавание истории студентам неисторическим специальностей. Современный педагогический ...

Другие похожие документы..