textarchive.ru

Главная > Календарно-тематический план


МОУ «Новокиреметская основная школа»

Утверждаю:

Директор МОУ «Новокиреметская основная школа»

____________ Г.И.Сулейманова

«____»____________ 2010 г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

____________Ч.М.Багаутдинова

«___» _________2010 г.

Рассмотрено на заседании ШМО № __

Руководитель М.З.Сулейманов

протокол № ____

от «___» __________ 2010 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2010 / 2011 учебный год

по предметуИНФОРМАТИКА

для 9 класса

учебник Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. «БИНОМ. Лаборатория знаний». 2006 г. Угринович Н.Д.

(название, автор, издательство, год издания)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительная литература

учитель Сулейманов Мансур Замилович

Общее количество часов по учебному плану 70 часов.

Из них:

Уроки комбинированные 66 час. Конференции ____ час.

Практические занятия ____ час. Уроки-сообщения новых знаний ____ час.

Уроки-повторения ____ час. Лекции ____ час.

Семинары ____ час. Практические занятия ____ час.

Лабораторные работы ____ час. Консультации ____ час.

Экскурсии ____ час. Диспуты ____ час.

Тесты ____ час. Контрольные работы 4 час.

Зачеты ____ час.

Составлен в соответствии с учебной рабочей программой, утвержденной

«___» ___________________ 200___г.

________________________________________________________________________________

(Кем утверждена программа)

Подпись учителя __________________________

Информация-вкладыш

к календарно-тематическому плану

ФИО учителя Сулейманов Мансур Замилович

По предмету ИНФОРМАТИКА

В 9 классе 2010/2011 уч. год

Общие сведения об учителе (образование, педстаж, категория по ЕТС)

образование высшее, окончил КГПИ , стаж педагогической работы 24 лет, учитель I квалификационной категории

Программа (авторы, год издания): планирование курса информатики в 8 классе средей школы в объеме 68 часов, составленным на основе авторского планирования курса информатики профильного уровня Угриновича Н.Д. (Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2004. – 139 с.). Тематическое планирование включает в себя тематику теоретических и практических занятий с отведенным на их изучение количеством часов, перечень необходимого программного обеспечения. В планировании отдельно выделен минимальный перечень практических работ на ПК, которые необходимы для реализации практической составляющей курса информатики. Так же в планировании отведено время для проведения контрольных работ.

Итоги проверки

Зам. директора по УВР _____________________ (подпись)

«____» __________________200___ года

Уроки информатики в 9 классе.

Методическое пособие.

Урок 1. Повторение школьного курса информатики за 8 класс

Урок 2. Представление числовой информации в компьютере

Урок 3. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Урок 4. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков и изображений. Форматы графических файлов.

Урок 5. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок.

Урок 6. Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования).

Урок 7. Цифровое видео. Разрешающая способность и частота кадров.

Урок 8. Flash-анимация в презентациях и на Web-страницах.

Урок 9. Понятие алгоритма, свойства алгоритмов.

Урок 10.Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.

Урок 11. Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры.

Урок 12.Тип, имя и значение переменной. Присваивание.

Урок 13.Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования.

Урок 14. Графические возможности языка программирования.

Урок 15. Контрольная работа: тестирование, разработка зачетного проекта.

Урок 16. Арифметические, строковые и логические выражения

Уроки 17-18. Функции в языке программирования Visual Basic 2005

Уроки 19-20. Кодирование алгоритмических структур основных типов на языке программирования Visual Basic 2005

Уроки 21-22. Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные.

Уроки 23-24. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов).

Уроки 25-26. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей.

Уроки 27-28. Приближенное решение уравнений

Уроки 29-30. Геоинформационные модели.

Уроки 31-32. Экспертные системы распознавания химических веществ

Уроки 33-34. Информационные модели систем управления. Обратная связь.

Уроки 35-36. Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы. 

Уроки 37-38. Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных.  

Уроки 39-40. Поиск данных. Условия поиска. 

Уроки 41-42. Сортировка данных.

Уроки 43-44.Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Уроки 45-46. Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа.

Уроки 47-48. Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен).

Уроки 49-51. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Уроки 52-53. Поиск информации в компьютерных сетях.

Уроки 54-55. Электронная коммерция в Интернете

Уроки 56-58. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language).

Уроки 59-61. Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. Списки. Интерактивные формы на Web-страницах.

Уроки 62-63. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Уроки 64-65. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность.

Уроки 66-68. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.

Уроки 69. Контрольная работа

Уроки 70. Подведение итогов

ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ 9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Одним из наиболее актуальных направлений ин­форматизации образования является развитие содер­жания и методики обучения информатике, информа­ционным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях инфор­матизации и массовой коммуникации современного об­щества.

В соответствии со структурой школьного образо­вания вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет региональ­ного и школьного компонентов) выстраивается много­уровневая структура предмета «Информатика и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в обла­сти информатики и информационно-коммуникацион­ных технологий.

При этом цели обучения информатике и информа­ционным технологиям в 5-6 классах могут быть опре­делены следующим образом:

  • формирование у учащихся готовности к информа­ционно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предме­те для реализации учебных целей и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие творческих и познавательных способно­стей учащихся.

В основу представляемого вводного курса инфор­матики для 5-6 классов нами положены такие принци­пы как:

    1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой обще­школьной подготовки по информатике и информаци­онным технологиям. В рамках данной ступени подготов­ки продолжается осуществление вводного, ознакомите­льного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8—9 (основной курс) и 10—11 (профильные курсы) классах.

    2. Научность в сочетании с доступностью, стро­гость и систематичность изложения (включение в со­держание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адапта­ция набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя про­изводить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо — если что-то слишком сложно для школьни­ков — не учить этому вовсе.

    3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение про­стейших практических задач планирования деятельно­сти, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информаци­онных технологий. При этом исходным является поло­жение о том, что компьютер может многократно уси­лить возможности человека, но не заменить его.

    4. Принцип дидактической спирали как важней­ший фактор структуризации в методике обучения ин­форматике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его по­следующее развитие и обогащение, создающее предпо­сылки для научного обобщения в старших классах.

    5. Принцип развивающего обучения (обучение ори­ентировано не только на получение новых знаний в об­ласти информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных спосо­бов деятельности, формирование навыков самостояте­льной работы).

В настоящее время информатика как учебный пред­мет проходит этап становления, ещё ведутся дискуссии по поводу её содержания вообще и на различных эта­пах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необ­ходимость включения которых в учебные планы бес­спорна.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информа­ционных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности че­ловека, живой природе и технике, учиться классифи­цировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окру­жающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Умение построить модель решаемой задачи, уста­новить отношения и выразить их в предметной, графи­ческой или буквенной форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного на­правления в нашем курсе строятся логические, таблич­ные, графические модели, решаются нестандартные за­дачи.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интел­лектуальную мощь человека, его творческий потенци­ал. Навыки планирования, привычка к точному и пол­ному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого раз­ного происхождения.

Задача современной школы — обеспечить вхожде­ние учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.)- Формиро­вание пользовательских навыков для введения компь­ютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно зна­чимой для обучаемого. Это достигается за счет инфор­мационно-предметного практикума, сущность которо­го состоит в наполнении задач по информатике актуаль­ным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интел­лектуальный потенциал обучаемого, проявляются по­лученные на занятиях знания, умения и навыки, за­крепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников пред­ставлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного ин­формационного общества.

Содержание курса информатики и информацион­ных технологий для 9 классов общеобразователь­ных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следую­щими укрупненными модулями.

9 класс

Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Основное содержание модуля

Представление числовой информации в памяти компьютера. Электронная таблица: среда и принципы работы. Основные объекты обработки и опера­ции над ними (ячейка, столбец, строка).

Типы и формат данных. Способы адресации. Преобразование структуры таблицы. Вычисления с использованием стандартных функций. Способы наглядного представления данных.

Общеобразовательная цель:

  • знать способы представления числовых данных в памяти компьютера;

  • знать основные приемы работы с числовыми данными;

  • уметь ориентироваться в позиционных системах счисления;

  • иметь представление об уровне автоматизации процессов управле­ния числовыми объектами.

Развивающая цель:

  • овладеть основными приемами работы с информационными объек­тами;

  • развить навыки формализации при решении информационных задач с помощью средств электронного процессора.

Воспитывающая цель:

Восприятие компьютера как инструмента обработки информацион­ных объектов.

Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе

Пояснительная записка

Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 140 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.

Курс изучается в течение трех лет с 7 по 8 класс, 1 час в неделю, 35 часов в год, в 9 классе, 2 часа в неделю. 70 часов в год.

В таблице представлено тематическое планирование базового курса информатики в 9-м классе основной школы в объеме 34 часов, составленным на основе авторского планирования базового курса информатики и ИКТ Угриновича Н.Д. Тематическое планирование включает в себя тематику теоретических и практических занятий с отведенным на их изучение количеством часов, перечень необходимого программного обеспечения. В планировании отдельно выделен минимальный перечень практических работ на ПК, которые необходимы для реализации практической составляющей курса информатики. Так же в планировании отведено время для проведения контрольных работ.

Большое внимание в учебниках уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в различных операционных системах (Windows, Linux и Mac OS). Необходимое для выполнения работ программное обеспечение можно установить с дисков Windows-CD и Linux-CD.

Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

        Угринович Н.Д. Информатика 9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, 2004, 2005;

        Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2004, 2005;

        Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004, 2005;

        Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004, 2005.

       9 класс

Учащиеся должны:

  • определять, информативно или нет некоторое со­общение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • понимать смысл терминов «понятие», «сужде­ние», « умозаключение »;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозици­онных системах счисления;

  • уметь переводить целые десятичные числа в двоич­ную систему счисления и обратно;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • уметь пользоваться стандартным графическим ин­терфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению;

  • выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, созда­ния списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графи­ческих редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презента­ции для поддержки своих выступлений;

  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ

ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Умственное развитие современного человека прояв­ляется в его высокой общей и социальной образованно­сти, широком круге и системности его знаний о природе и обществе, культуре речи, умении пользоваться свои­ми знаниями, применять их в своей практической дея­тельности. Эффективность умственного развития, осу­ществляемого в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями, зависит от содержания, мето­дов, средств и способов организации процесса обучения.

Метод обучения — это способ совместной деятельно­сти учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач. Современная дидактика уделяет большое внимание по­буждающей функции метода обучения. Назначение ме­тода состоит не в простой передаче знаний, а в том, что­бы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи.

Методы обучения зависят от содержания предме­та и уровня мыслительной деятельности учащихся:

  • соответствие методов обучения содержанию озна­чает отражение в обучении логики и методов той части науки, которая составляет предмет школьно­го обучения;

  • соответствие методов обучения уровню мыслитель­ной деятельности учащихся (учет психологиче­ского фактора) означает не просто обеспечение доступности изучаемого материала, но и макси­мальное использование уже имеющихся возмож­ностей мыслительной деятельности учащихся.

Специфическим компонентом в методической систе­ме обучения информатике является наличие компьюте­ра как нового средства обучения. В этой ситуации одинаково вредно как полное отрицание традиционных подходов к обучению, так и огульная замена этих под­ходов новыми конструкциями. При организации заня­тий младших школьников по информатике необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за компью­тером к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

В обучении информатике параллельно применя­ются общие и специфические методы, связанные с при­менением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упраж­нения, практические компьютерные работы);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.

Одним из наиболее эффективных способов активи­зации познавательной деятельности учащихся на уро­ке является проблемное обучение, заключающееся в создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, возбуждении у учащихся потребности в ре­шении возникшей проблемы, вовлечении их в самосто­ятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыка­ми, развитие их умственной активности и формирова­ние у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации.

Широкое применение у нас в стране и за рубежом находит метод проектов как в наибольшей степени обеспечивающий подготовленность учащихся к быст­рой смене идей и технологий, свойственной современ­ному информационному обществу.

При работе учеников над проектом изменяются за­дачи преподавателя, который должен стимулировать и

поддерживать интерес школьников, направлять деяте­льность, своевременно задавая вопросы и помогая в преодолении технических трудностей, организовывать обсуждение, стимулировать выработку идей, помогать в работе над литературой и в составлении отчета. Обыч­но над проектом работает несколько человек, обща­ясь между собой для генерации новых идей, возможна и индивидуальная работа над проектом. Учителю необ­ходимо учитывать следующие методические рекомен­дации для организации проектной деятельности млад­ших школьников: индивидуальный контакт ребенка с преподавателем-консультантом; «внедрение» препода­вателя в исследовательскую группу детей на принципе равных интересов; проект должен быть небольшим; проект должен побуждать к получению новых знаний; проект должен иметь полезный результат, имеющий общественное признание.

Для настройки мышления учащихся на максима­льную четкость на уроках информатики весьма эф­фективным оказывается ролевой метод: можно попро­сить учащихся представить себя в роли объясняющего, или предложить учащимся роль человека, которому предстоит воспользоваться чьим-то алгоритмом. По­пытка представить себя в роли другого заставляет че­ловека и на себя взглянуть со стороны. Однако навык к исполнению роли весьма непрост и должен специа­льным образом формироваться. Ролевое исполнение и составление алгоритмов способствует приобретению такого навыка.

Известно, что организационные формы оказывают заметное влияние на многие стороны учебного процес­са. Они формируют определенную часть содержания образования (общую для всех учеников и всех предме­тов). Они учат слушать, обсуждать при коллективной работе, сосредотачиваться и организовывать свою деяте­льность при индивидуальной работе. Наиболее распро­страненной организационной формой работы в нашей школе, обеспечивающей планомерную познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки, направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, является урок. Можно выделить следующие основные типы уро­ков: урок изучения нового материала; урок контроля знаний; обобщающий урок и зачет; урок — лабораторно-практическая работа; комбинированный урок.

В рамках урока информатики используется кол­лективная, фронтальная, групповая, парная и индиви­дуальная (в том числе дифференцированная по трудно­сти и по видам техники) формы работы учащихся.

Анализ характера деятельности людей, занятых в информационной «индустрии», позволяет сделать вы­вод, что ведущей в этой сфере является коллективная форма деятельности. Поэтому следует шире применять такие формы работы учащихся как учебные дискус­сии, коллективно-распределительные формы работы с учебным материалом. В то же время при обучении ин­форматике видно быстрое расслоение учащихся по сте­пени заинтересованности, по уровню подготовленно­сти. Следовательно, нужен индивидуальный подход к каждому школьнику, нужна система индивидуальных заданий для практических занятий по информатике. Достаточно эффективны на уроках информатики такие формы работы как: фронтальная беседа; работа за компь­ютером индивидуально и попарно; демонстрация пре­зентации или работы программы всему классу; обсуж­дение материала всем классом и последующее индиви­дуальное выполнение заданий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Моу «новокиреметская основная школа»

    Календарно-тематический план
    МОУ «Новокиреметскаяосновнаяшкола» Утверждаю: Директор МОУ «Новокиреметскаяосновнаяшкола» ____________ Г.И.Сулейманова «____»____________ 2010 ... свойства оксидов Лабораторные опыты: - взаимодействие основных оксидов с кислотами; - ознакомление с ...

Другие похожие документы..