textarchive.ru

Главная > Программа


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(АСПИРАНТУРА) ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

«ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ» - 09.00.03

составлена на основе Приказа Минобрнауки России от 16 марта 2011 г.

1385 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и инструктивного письма №ИБ-733/12 от 22 июня 2011 г. «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования».

Учебный план освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования

(разделы, дисциплины, трудоемкость в зачетных единицах):

Индекс

Наименование разделов и дисциплин (модулей)

Трудоёмкость (в зачётных единицах)

ОД.А.ОО

Обязательные дисциплины

14

ОД.А.01

История и философия науки

3

ОД.А.02

Иностранный язык

2

ОД.А.ОЗ

История философии

4

ОД.А.04 ОД.А.Об

История русской философии(по выбору аспиранта)

Современная западная философия(по выбору аспиранта)

5

ФД.А.00

Факультативные дисциплины

10

ФД.А.01 ФД.А.02

Философская антропология Современная цивилизация: философские и социальные аспекты

П.А.00

Практика

3 J

П.А.01

Вид практики - педагогический; программа практики - консультирование студентов и аспирантов нефилософских специальностей по произведениям классиков мировой философии

Итого на образовательную составляющую

27

НИР.А.00

Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации Hi соискание учёной степени кандидата наук

165

НИР.А01

Подготовка статей для научных изданий

НИР.А.02

Научные доклады на конференциях

НИР.А.ОЗ

Написание глав диссертаций

КЭ.А.00

Кандидатские экзамены

3

КЭ.А.01

Кандидатский экзамен по истории и философии науки

1

КЭ.А.02

Кандидатский экзамен по иностранному языку

1

КЗ. А. 03

Кандидатский экзамен по истории философии

1

ПД.А.00

Подготовка к защите диссертации на соисканич учёной степени кандидата философских наук

15

ПД.А.01

Оформление диссертационной работы, представление ее на кафедру, обсуждение на заседании кафедры

ПД.А.02

Представление диссертации в научный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук

Итого на исследовательскую составляющую

183

Общий объём подготовки аспиранта

210


Образовательная составляющая

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(национальный исследовательский университет)

( МАИ )

«Утверждаю»

Проректор по научной работе

______________Шевцов В.А.

«___»_______________2011г.

ПРОГРАММА

Аудиторные

занятия (в часах)

Консультации

Лекции

Семинарские занятия

40

60

8

Итого:

108 часов

(3 зачетные единицы)

Дисциплина: История и философия науки ОД.А.01

Программа подготовлена в соответствии с программой кандидатских экзаменов «История и философия науки» (Философия науки), утвержденной Минобразованием России. Приказ №274 от 8.10.2007г.

Составители: Утверждено Советом

Крянев Ю.В., Моторина Л.Е. факультета №10

(Протокол №8 от 16.05.2011)

Подпись__________________________ Мавроди С.И.___________

Программа одобрена Заведующий кафедрой 001

Заведующий отделом аспирантуры Крянев Ю.В.___________

Владимирова Г.А.______________ «____»____________2011г.

«___»_____________________2011г.

Введение

Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов v МГУ, СПбГУ, ИИЕиТ, РАМН, МГПУ, ММА и ряда других университетов.

Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.

Часть I Основы философии науки

  1. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, производительная и социальная сила).

  1. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука й наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: челрвек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно - организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально- исторического исследования.

  1. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

  1. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

  1. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

  1. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких

технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  1. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Рекомендуемая основная литература:

  1. М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г.

  2. В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

  3. Глобальные проблемы и общечелг-зеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г.

  4. М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.

  5. A.JI. Никифоров. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.

  6. А.П. Огурцов. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 г.

  7. К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

  8. B.C. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.

  9. Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. ACT, 2001 г.

  10. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.

  11. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.

  12. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов)/ Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.

Дополнительная литература:

1. П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987 г.

2. Наука в культуре. М., 1998 г.

3. Принципы историографии естествознания. XX век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001 г.

4. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996 г.

5. B.C. Степин. Теоретическое знание. М., 2000 г.

6. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 г.

7. В.Ж. Келле. Наука как компонент социальной системы. М., 1988 г.

  1. Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 г.

  2. А.В. Кезин. Наука в зеркале философии. М., 1990 г.

  3. Л.Н. Косарева. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 г.

11.П.Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 г.

    1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,

  1. А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М., 2001 г.

  2. Н.Н. Моисеев. Современный рационализм. М., 1995 г.

  3. В.А. Лекторский. Эпистемологиг классическая и неклассическая. М., 2000 г.

  4. История и философия науки (Философия науки) Под ред.Ю.В.Крянева,Л.Е.Моториной. 2-е издание испр.и доп. М.:Альфа-М:ИНФРА-М.2011.

ЧАСТЬ 2

ПРОГРАММА - МИНИМУМ

кандидатского экзамена по курсу

«История и философия науки»

«История философии»

Введение

В Программе по специальности «история философии» показано содержание данной философской дисциплины, представляющей философию в ее историческом развитии. В Программе нашли отражение основные историко- философские эпохи и регионы, выдающиеся философы и их произведения.

Программа разработана в Институте философии РАН, отдел истории философии.

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ФИЛОСОФИИ

  1. Двойной смысл термгна "история философии" — историко-философский процесс и изучающая его философская дисциплина. Значение истории философии для философии.

  2. Периодизация истории философии в связи с крупными историческими периодами в жизни общества.

  3. Всемирно-историческое и региональное, общечеловеческое и национальное в историко- философском процессе.

  4. Философия Запада и Востока, их специфика и взаимодействие.

  5. Философия в России: специфика традиций, форм связи с культурой, особенности периодизации.

Литература:

    1. Мотрошилова Н.В. Статья "История философии" / Новая Философская Энциклопедия, т. И, с. 180-183;

    2. Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983;

    3. Каменский З.А. История философии как наука. М., 1992 .

Рекомендуемая литература ко всему курсу:

1. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. I-IV. М., 1995-1998.

2. Новая философская энциклопедия в 4 тт. М., 2000- 2001.

1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

I.Античная философия как исторически первая форма европейской мысли, ее рождение на фундаменте цивилизации и культуры. Периодизация античной философии и источники ее изучения.

II.Ранняя греческая философия. Философия и философы в системе древнегреческой культуры. Философия и мифология. Первые греческие мудрецы. Главные проблемы и понятия ранней греческой философии. "Милетская школа": Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гераклит Эфесский и новый образ философской мудрости. Пифагор и пифагорейцы. "Элейская школа": Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Эмпедокл. Левкипп и Демокрит, учение об атомах и пустоте.

III.Философия в Афинах V в. до н. э.: Анаксагор из Клазомен. Ум (нус) как причина оформления мира и всех вещей. Софисты и софистика. Сократ, его жизнь и мученическая смерть, устное учение.

IV.Платон: жизнь и сочинения. Переосмысление Платоном предшествующей философской традиции и создание самостоятельного философского учения. Умопостигаемый мир вечных "идей" как мир подлинного Бытия. Иерархия идей. Идея Блага. Мир изменчивых вещей. Учение Платона о душе и ее бессмертии. Знание как «припоминание» идей. Структура души. Учение Платона об обществе, государстве, законах. Этическая концепция.

V.Аристотель: жизнь и сочинения. Учение о познании, логика. Учение о категориях. Наука о природе у Аристотеля. Первая философия Аристотеля ("Метафизика"). Противостояние и связь формы и материи. Понятие "энтелехии". Этическое и социально-философское учение Аристотеля.

VI.Философия поздней античности.

1. Стоицизм Древняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (Панеций, Посидоний) и внесение изменений в доктрину стоиков. Римский стоицизм. Сенека и развитие этики стоицизма. 2. Эпикуреизм. Физика и этика в чтении Эпикура. 3.

Скептицизм (Пиррон, Аркесилай, Карнеад). Этика скептицизма. 4. Неоплатонизм. Плотин и его школа. Учение о душе (психология), уме (ноология) и едином (генология) Плотина. Развитие неоплатонической системы в Афинской и Александрийской школах неоплатонизма. Комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля.

Рекомендуемая основная литература (тексты):



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В связи с подготовкой материалов по аккредитации основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантура)

    Приказ
    ... от 03.10.2011 г. «О составе основнойобразовательнойпрограммыпослевузовскогопрофессиональногообразования» документы основныхобразовательныхпрограммпослевузовскогопрофессиональногообразования (аспирантура) в соответствии с рекомендациями по ...
  2. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 05 00 00 Технические науки

    Документ
    ... .00.00 ВТ ППО-2002 Временные требования к основнойобразовательнойпрограммепослевузовскогопрофессиональногообразованияпо отрасли 05.00.00 ... экзамен пофилософии ИА.А.03 Кандидатский экзамен поспециальным дисциплинам ПД.А.00 Подготовка ...
  3. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 10 02 19 теория языка

    Основная образовательная программа
    ... _______________ Е.А. Ваганов «____» _____________ 2012 г. Основнаяпрофессиональнаяобразовательнаяпрограммапослевузовскогопрофессиональногообразования (аспирантура) поспециальности 10.02.19 ТЕОРИЯ ЯЗЫКА ...
  4. Основная образовательная программа и учебные планы подготовки аспиранта по отрасли медицинские науки специальность 14 01 09 - « инфекционные болезни »

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммепослевузовскогопрофессиональногообразованияпо отрасли 14.00.00 Медицинские науки, утвержденными в 2002 г (Регистрационный номер 14.00.00 ... экзамены поистории и философии науки, иностранному языку и специальной ...
  5. 09 00 11 социальная философия

    Документ
    ... основныхпрофессиональныхобразовательныхпрограммпослевузовскогопрофессиональногообразования для обучающихся в аспирантуре. ОСНОВНАЯПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ ПОСПЕЦИАЛЬНОСТИ09.00.11 – Социальная философия ...

Другие похожие документы..