textarchive.ru

Главная > Документ


Вместе с тем, надо подчеркнуть, что есть и другой важнейший источник изучения феномена русской культуры – отечественная культурологическая мысль как самостоятельная и весьма авторитетная отрасль знания. И хотя она развивалась с некоторым "опозданием", по сравнению с западной, ее авторитет и лидерство в данной проблеме неоспоримы. Она представлена ярчайшими именами и замечательными творениями в области культурологического знания. Одним из них был друг А.С.Пушкина выдающийся мыслитель-философ и публицист Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Его самобытная, во многих отношениях неповторимая, философско-культурологическая мысль явилась мощным стимулом развития и самоопределения русской философии и культурологии в целом.

Знаменитые чаадаевские "Философические письма" (1828-1831) положили начало дискуссии между западниками и славянофилами, многие идеи которых не утратили своей актуальности и поныне. Философско-культорологическое наследие западников (А.И.Герцена, Т.Н.Грановского, Н.П.Огарева, В.П.Боткина, Н.Х.Кетчера, Е.Ф.Корша, П.Г.Редкина, Д.Л.Крюкова, К.Д.Кавелина) и славянофилов (А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, К.С.Аксакова, Ю.Ф.Самарина, А.И.Кошелева, Д.А.Валуева, Ф.В.Чижова, И.Д.Беляева, А.Ф.Гильфердинга, В.И.Ламанского и др.) – это не только и не столько блестящая страница русской социально-философской и культурологической мысли, сколько "вечный" спор о том, идти ли России вслед за Западной Европой или искать самобытный путь развития, полемика о тех или иных особенностях русского национального характера (его достоинствах и недостатках), в конечном счете – спор о смысле и социальной направленности реформ в России на разных этапах ее развития, в том числе и нынешних.

Пожалуй, автором первого культурологического учения в России стал Н.Я.Данилевский (1822-1885) - публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших культурологические идеи, возникшие на Западе. В его книге "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому" (1869) задолго до западноевропейских ученых (Шпенглера, Тойнби) было представлено учение о культурно-исторических типах, о своеобразии культуры русского народа, ее отличии от других культур. По-прежнему весьма актуальна и глубоко содержательна мысль Н.Я.Данилевского о том , что необходимым условием развития и расцвета культуры является политическая свобода. Без нее невозможна самобытность культуры, то есть невозможна сама культура, "которая и имени того не заслуживает, если не самобытна". С другой стороны, независимость нужна для того, чтобы родственные по духу культуры, скажем, русская, украинская и белорусская, могли свободно и плодотворно развиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время общеславянское культурное богатство. Это важнейшее положение, сформулированное замечательным ученым, с одной стороны, ключ к пониманию всего нашего прошлого исторического пути, а с другой, - методологическая посылка к анализу нынешних процессов, протекающих на огромных просторах Российской Федерации.

Н.Я.Данилевский весьма оригинально размышлял на предмет, что же представляет из себя Россия, каково её место в мировой цивилизации, соотношение между Европой, Россией, Азией. Он не мог смириться с мыслью, которую постоянно насаждали, о превосходстве всего европейского над русским. Ученый отрицал возможность, что для процветания России нужно лишь "вложить силу и вдунуть дух извне, с запада" и вылепить что-нибудь "по той форме, которая одна достойна человечества, которая исчерпывает все его содержание. Данилевский Н.Я. полемизировал с П.Я.Чаадаевым, возражал против особой роли католицизма, из развития которого, якобы, "Европа и сделалась тем, что она есть". Особенно он предупреждал о последствиях бездумного, вульгарного "европейничанья" и даже о том, что "Европа относится враждебного к России".

Культурологическими схемами Н.Я.Данилевского во многом руководствовался К.Н.Леонтьев (1831-1891) – один из ярчайших мыслителей второй половины XIX века. Его главная работа – "Византизм и славянство" (1873 г.). Он прямо заявлял, что назначение России никогда не являлось "односторонне славянским". Ей суждена другая, более высокая миссия – создание особой, невиданной доселе цивилизации – славяно-азиатской. Это вытекает, по его мнению, из самого положения России, которая "давно уже не чисто славянская держава". "Россия, - отмечал он, - взятая во всецелостности со всеми своими азиатскими владениями, это целый мир особой жизни, особый государственный мир, не нашедший еще себе своеобразного стиля культурной государственности".

Яркой и самобытной фигурой на российском культурологическом небосклоне стал В.С.Соловьев (1853-1900) - выдающийся религиозный философ, поэт, публицист, критик. В его десятитомном собрании сочинений нет законченных теорий, как скажем, у Н.Я.Данилевского. Однако, вся его философская система пронизана мыслью: в каком направлении и на каких духовных основах должна развиваться не столько русская, сколько мировая культура.

В своем основном культурологическом сочинении "Наблюдения над исторической жизнью народов" (1876) В.С. Соловьев путем сравнительного изучения исторических форм культуры стремится объяснить их особенности. Выделяя тринадцать обществ-цивилизаций (Китай, Египет, Вавилония, Ассирия, Финикия, Израиль, Индия, Мидия, Персия, Греция, Рим, Западная Европа и Россия) он использует четыре основных критерия – различителя:

географический ("природа страны");

этнографический ("характер племени");

культурологически-исторический (характер "народного воспитания" и "исторические обстоятельства его внутренней и внешней жизни");

религиозный (антитеза "язычество- христианство").

В.С.Соловьев сформулировал интереснейшее положение: "Пришло время не бегать от мира а идти в мир, чтобы преобразить его".[21] Оно удивительно напоминает знаменитое положение К.Маркса в "Тезисах о Фейербахе": "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".[22] Однако, хотя термины "преобразить", "изменить" очень близки по смыслу, но понимались они по-разному. Для Соловьева и его последователей это преображение могло произойти на основе религии и христианской любви, для Маркса и марксистов изменить неправедный мир могла лишь классовая борьба пролетариата против своих угнетателей.

В.С.Соловьеву принадлежит заслуга глубокой разработки теории "всеединства" применительно к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям с культурой Запада, которые он призывал всячески развивать. На основе его учения сложилась целая школа последователей, которую образовали весьма известные философы: С.Н.Булгаков, князья Е.Н. и С.Н.Трубецкие, П.А.Флоренский - самые знаменитые представители русской немарксистской философии.

Становление отечественной культурологической мысли невозможно представить без яркого и самобытного таланта Н.А.Бердяева (1874-1948), давшего ответ на многие культурологические проблемы. Он создал более 40 книг ("Судьба России", 1918, "Философия свободного духа", 1927, "Русская идея" 1946, "Самопознание"1947 и др.), в которых отвечал на следующие вопросы: что такое русский народ в общем контексте европейских народов, каковы его культурно-исторические и психологические особенности; что такое дух народа, "душа народа", "характер народа"; как проявляются нация и ее культура, общечеловеческое и национальное в культуре; что такое "капитализм" и "социализм", насколько и та, и другая формы сознания и жизнеустройства отвечают религиозному, а следовательно, и культурному идеалу; где кроются духовные истоки русских революций и каковы их последствия для культуры и т.д.

Не зная творчества Бердяева, трудно говорит о русской культуре, ее самобытном характере. Сам Бердяев - явление глубоко русское, национальное, самобытное.

В конце XIX – начале XX столетия русская культурологическая мысль обогащается выдающимся сочинением П.Н.Милюкова (1859-1943) "Очерки по истории русской культуры". В этом трехтомном фундаментальном труде ученый анализ русской культуры не ограничивает сугубо историческим материалом, а вовлекает в исследование сложнейшей проблемы огромный информационный массив из области географии, почвоведения, климатологии, этнографии, археологии, религиоведения, литературоведения, социологии и других областей знания (заметим попутно, что культурология как наука, находящаяся сегодня в стадии становления, как раз и формируется на стыке этих наук).

П.Н.Милюков обосновал целостную концепцию истории русской культуры, по сути дела, концепцию возникновения и развития русской цивилизации, представленную такими основными составляющими, как географическая среда и археологический быт ("месторазвитие" культуры, по Милюкову), этнический, демографический и социальный состав цивилизации, экономика, государственное устройство, религия, образование, общественное сознание и духовная жизнь общества. Культурная история, по Милюкову, охватывает все стороны жизни человечества: экономическую, социальную, государственную, умственную, нравственную, религиозную, эстетическую. Это позволяет, по его мнению, рассматривать культурную историю как систематическую историю цивилизации, в которой "группы факторов должны быть выбраны и поставлены в соответственные ряды".

Стремясь научно объяснить феномен русской культуры, П.Н.Милюков преследует цель исследовать ее на основе предельно строгой научной методологии. И такой методологией у него оказывается "научная социология". Во введении он формулирует семь теоретических положений решения задач "научного объяснения истории".[23] Он вслед за славянофилами и народниками признавал "глубокое своеобразие русской культуры", подобно марксистам, полагал, что основная линия эволюции нашей культуры схожа с эволюцией западноевропейской культуры. По его мнению, Россия - это "Европа, осложненная Азией".

В 20-е годы ХХ столетия появляется оригинальное социально-философское и культурологическое течение русской общественной мысли, сформировавшееся в среде русской зарубежной эмиграции. Ее ведущие теоретики и основоположники экономист и географ П.Н.Савицкий, лингвист и этнограф Н.С.Трубецкой, философ Л.П.Карсавин, философ и богослов Г.В.Флоровский, искусствовед П.П.Сувчинский, историк Г.В.Вернадский и другие. Евразийцы глубоко и остро ставили проблему Запад-Восток, причем они не смыкались ни с западниками, ни со славянофилами. Они не считали русский народ ни европейским, ни азиатским, а вели речь о самобытной его природе, называя ее евразийской. Этнический состав этой общности, по их мнению, - сложная смесь славян, финнов и тюрков. И, как отмечал П.Н.Савицкий, "культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той или других. Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как срединную, евразийскую культуру".

Г.В.Вернадский приходил к очень важному для науки выводу, что "история распространения русского государства есть, в значительной степени, история приспособления русского народа к своему месторазвитию - Евразии, а также и приспособление всего пространства Евразии к хозяйственно-историческим нуждам русского народа".

Отечественную культурологическую мысль конца XIX–XX веков невозможно представить без марксистского направления - важнейшего источника в изучении феномена русской национальной культуры. С точки зрения культурологии важное значение имеет в этих рамках наследие Г.В.Плеханова (1856-1918) - энциклопедически образованного ученого, исследователя в области истории, экономики, социологии, эстетики, религии и атеизма. Его труды "Очерки по истории материализма", "К вопросу о развитии материалистического взгляда на историю", "О материалистическом понимании истории", "К шестидесятой годовщине смерти Гоголя", "Н.Г.Чернышевский", "К вопросу о роли личности в истории" (1883-1903), трехтомная работа "История русской общественной мысли" и другие вошли в золотой фонд русского философского и культурологического наследия. Он доказывал, что именно "народ, вся нация" являются "героями истории". Он дал глубокий анализ формирования и развития политической идеологии, права, религии, морали, эстетики, искусства, философии и других форм культуры. Он впервые в марксистской литературе подверг критике биологические концепции происхождения искусства, доказывал, что искусство, эстетические чувства и понятия рождаются в результате трудовой деятельности общества, человека. Наконец, Г.В.Плеханов подверг критике представление о принципиальном сходстве русского и западноевропейского исторического развития. "В нем (русском историческом процессе - В.С.), - писал он - есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий". При этом, по мнению Г.В.Плеханова, сами эти особенности то увеличиваются, то уменьшаются, так что Россия, "как бы колеблется между Западом и Востоком". Все это наложило глубокий отпечаток на то, что называется "русским народным духом".

Интересной фигурой в отечественной культурологии предстает А.А.Богданов (1873-1928) - писатель (автор научно-фантастических романов о будущем обществе – "Красная звезда", 1908, "Инженер Мэнни", 1912), философ, экономист, ученый-естествоиспытатель. В труде "Всеобщая организационная наука"(1917) А.А.Богданов выдвинул идею создания науки об общих законах организации – тектологии. В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов отмечалось, что некоторые положения богдановской тектологии предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.).

И все же А.А.Богданов вошел в историю отечественной мысли как один из ведущих теоретиков Пролеткульта, за что подвергся острой критике со стороны многих марксистов. Но в его культурологическом наследии есть немало верных и очень важных положений. В частности, он отстаивал точку зрения, согласно которой именно человеческий труд выступает исходным пунктом в анализе культуры. На этой основе А.А.Богданов сформулировал мысль о типологии культурно-исторических общностей. По его мнению, общая модель культурного типа основывается на том положении, что базовым основанием того или иного типа культуры выступает соответствующий тип труда, определяемый, в свою очередь, содержанием и социальной организацией. А.А.Богданов различал два типа труда - консервативный и изменяющийся - и соответствующие им психические реакции и типы мышления. Это дало ему основание выделить в человеческой истории три типа культуры:

авторитарный, присущий патриархальному и феодальному обществу;

индивидуалистический, связанный с зарождением капиталистических отношений и господством "над людьми общественно-трудовых отношений".[24]

коллективистский тип культуры. Живя в эпоху революционных потрясений, А.А.Богданов видел в качестве базы для перехода от индивидуалистической к коллективистской культуре так называемую пролетарскую культуру и определял ей соответствующие задачи.

Отечественное культурологическое наследие невозможно представить без теоретического и публицистического творчества В.И.Ленина (1870-1924) - выдающегося русского марксиста, революционера и основателя первого в мировой истории государства рабочих и крестьян. Автор 55-томного собрания сочинений, он не был "дипломированным" культурологом, не создавал специальных культурологических трудов и концепций. В.И. Ленин стал в специфических условиях России прямым продолжателем теории К. Маркса, всех составных частей марксизма – философии, политэкономии, научного коммунизма, а потому внес огромный вклад в развитие не только русской, но и всей мировой культуры.

Развивая теорию культуры, он, в частности, раскрыл грубую ошибочность попыток "пролеткульта" отгородить культуру пролетариата от лучших традиций и достижений общечеловеческой культуры. Определяя основные задачи культурной политики нового, социалистического государства, В.И.Ленин доказывал, что строители коммунистического общества должны овладеть всеми богатствами культуры, выработанной человечеством в его историческом развитии. Культура должна принадлежать тем, кто создает материальные и духовные ценности – народу.

В сущности, Ленин шёл вслед за Гегелем, считавшим, что "культура – это созданная человеком "вторая природа". А это значит, по Ленину, что и социализм – новое качество этой "второй природы". Культура в Ленинском теоретико-методологическом наследии предстает как:

качественно новое состояние общества в его материальном и духовном развитии, т.е. "лучшее общество" по сравнению с капитализмом, у которого "нужно взять всю культуру, всю науку, технику, все знания, искусство", и из них "построить социализм";

формирование нового человека, усвоившего "всю сумму человеческих знаний", "все что завоевала человеческая наука, человеческая техника", и, как результат, появление, "всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать"[25]

развитие социалистической демократии, установление нового типа государства, в котором произошла "полная передача управления страной и контроля за хозяйством ее рабочим и крестьянам, которым никто не посмел бы сопротивляться", и которые сами бы могли "правильно распределять землю, продукты и хлеб"[26]

преодоление всех форм прежнего разделения труда и социального неравенства, противоположностей между рабочим и свободным временем, постепенное превращение труда из обязанности в творческую деятельность[27]

"живое творчество масс", на деле обеспечивающее утверждение свободы во всех областях жизнедеятельности человека, когда "ум десятков миллионов творцов создает нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное предвидение".[28]

Марксистская отечественная культурологическая школа не ограничивается именами Плеханова, Богданова, Ленина, она значительно богаче в своих именах и произведениях. В ее составе А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, Ю.А.Жданов, Д.И.Чесноков, М.П.Ким, Ю.П.Францев, В.Г.Афанасьев, Э.С.Маркарян, В.П.Тугаринов, В.М.Межуев, Г.Н.Волков, Н.С.Злобин, Ю.И.Семенов и много других выдающихся историков, философов и социологов культуры. Концептуальная ясность, теоретическая и методологическая обоснованность марксистской школы культурологии, глубина анализа социальной детерминированности культурных явлений и процессов, мировоззренческих предпосылок культурной деятельности и творчества – все это привлекало к марксизму таких выдающихся мыслителей ХХ века в России (СССР), как М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, Э.В.Ильенков, Г.С.Батищев, М.Мамардашвили. Они своей приверженностью подтвердили знаменитый ленинский афоризм: "учение Маркса всесильно, потому что оно верно".

Вообще же надо подчеркнуть, что в настоящее время культурология как наука в России представлена целым рядом научных школ и направлений, среди которых нужно назвать следующие:

социальная и культурная антропология (С.Н.Артановский, В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов, М.С.Каган, Э.В.Соколов, Г.В.Драч и др.);

культуролого-социологическое направление (А.С.Ахиезер, Л.Г.Ионин, Ю.Н.Давыдов, Л.Н.Коган, И.С.Кон и др.);

культурно-типологическое направление (Л.Н.Гумилев, Б.С.Ерасов, Л.И.Новикова, Е.Б.Черняк и др.);

культуролого-психологическое направление (Л.Б.Филонов, А.П.Назаретян, С.Н.Иконникова, В.Ф.Петренко и др.);

культуролого-экологическое (Б.В.Андрианов, Э.С.Кульпин, И.И.Крупник и др.).[29]

Каждое из названных направлений, как и каждый из их представителей, в той или иной мере вносит свой конкретный вклад в разработку теории и методологии русской национальной культуры. Не все они согласны между собой, наоборот, позиции многих ученых диаметрально противоположны и критичны по отношению друг к другу. Но ведь давно известно: "в споре рождается истина…"

Таким образом, суммируя все сказанное, сделаем главный вывод. Несмотря на свой почтенный возраст, известную разноголосицу, многие идеи, понятия, концепции русской национальной культуры, как и самой русской цивилизации, не пылятся на полках академических библиотек и лабораторий, а вновь востребованы и обретают как бы "вторую жизнь", при этом, не теряя сугубо исторического характера, вовлекаются в контекст современных культурологических исследований. Достаточно обратиться к нынешним культурологическим изысканиям, и сразу станет ясно, что о феноменологических особенностях русской культуры считают необходимым высказаться ученные самых различных отраслей знания. Среди них философы[30], историки[31], культурологи[32], экономисты[33], географы[34], этнографы[35], религиоведы[36], социологи и др.[37]



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планы семинарских занятий (7)

    Планы семинарских занятий
    ... . Тема XI. РУССКАЯКУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, САМОБЫТНОСТЬ, АМБИВАЛЕНТНОСТЬ Основные вопросы для обсуждения Понятие «русскаякультура», трактовка её границ и содержания в научной ...
  2. Русская культура краткий очерк истории и теории

    Литература
    ... истории русскойкультурыпоня­тий, ... самобытного развития нации и страны. Можно говорить, далее, об амбивалентном характере русского ... русскойкультуры отчетливо осознали — впервые в истории русскойкультуры, — что граница между формой и содержанием ...
  3. Русская культура краткий очерк истории и теории

    Литература
    ... истории русскойкультурыпоня­тий, ... самобытного развития нации и страны. Можно говорить, далее, об амбивалентном характере русского ... русскойкультуры отчетливо осознали — впервые в истории русскойкультуры, — что граница между формой и содержанием ...
  4. Своеобразие русской культуры в ее историческом развитии

    Книга
    ... культуры 3.2 Самобытность и перспективы развития русскойкультуры ... месторазвитие русскойкультуры из генезиса европейской ... понятия «русь» от профессионального значения термина через его социальное содержание ... принципиальную амбивалентность прежде ...
  5. Своеобразие русской культуры в ее историческом развитии

    Книга
    ... культуры 3.2 Самобытность и перспективы развития русскойкультуры ... месторазвитие русскойкультуры из генезиса европейской ... понятия «русь» от профессионального значения термина через его социальное содержание ... принципиальную амбивалентность прежде ...

Другие похожие документы..