textarchive.ru

Главная > Постановление


1.4. Структура и характеристика системы здравоохранения

Воронежской области

В настоящее время в системе здравоохранения Воронежской области функционируют 115 государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений, в том числе 15 городских больниц, из них 3 больницы скорой медицинской помощи, 32 центральные районные больницы, 9 больниц областного подчинения, 15 диспансеров, 21 амбулаторно-поликлиническое учреждение, включая 9 стоматологических поликлиник, центр планирования семьи. В составе ЛПУ - 152 врачебные амбулатории, 346 офисов врача общей практики, 705 фельдшерско-акушерских пунктов, 67 здравпунктов (из них 58 фельдшерских).

1. Больницы - 58:

1.1. Областные больницы - 4 (в том числе 2 учреждения для оказания медицинской помощи детям).

1.2. Специализированные больницы - 3.

1.3. Госпитали - 1.

1.4. Психиатрические больницы - 1.

1.5. Городские больницы - 11 (в состав входят 2 взрослые и 3 детские поликлиники).

1.6. Детские городские больницы - 1.

1.7. Больница скорой медицинской помощи - 3 (в том числе 2 - учреждения службы родовспоможения).

1.8. Роддома - 2.

1.9. Центральные районные больницы - 32 (в состав которых входят 31 участковая больница, 1 больница рабочего поселка, 151 амбулатория, 3 стоматологические поликлиники, 693 ФАПа).

2. Диспансеры - 15 (в том числе 13 со стационарами).

3. Самостоятельные амбулаторно-поликлинические учреждения - 28.

3.1. Взрослые поликлиники - 12 (в состав входят 9 детских поликлиник, 5 ФАПов).

3.2. Центры планирования семьи и репродукции - 1.

3.3. Центры лечебной физкультуры и спортивной медицины - 1.

3.4. Консультативно-диагностические центры - 1.

3.5. Центры по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями - 1.

3.6. Стоматологические поликлиники - 12.

4. Станции скорой медицинской помощи и переливания крови - 2.

5. Санатории - 5 (в том числе 4 для оказания медицинской помощи детям).

6. Дома ребенка - 2.

Кроме этого, на территории области располагаются 7 учреждений здравоохранения федеральной собственности (Федеральное медико-биологическое агентство России, УВД, Минобороны, ГОУ ВПО "Воронежская государственная медицинская академия им. Бурденко") и 7 учреждений здравоохранения, подведомственных ОАО "РЖД", 596 юридических лиц негосударственной формы собственности и 326 индивидуальных предпринимателей.

С 2005 года в системе здравоохранения Воронежской области проведены структурные преобразования, направленные на обеспечение доступности и качества медицинской помощи, развитие профилактической направленности.

Сеть лечебно-профилактических учреждений приведена в соответствие утверждаемой программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Воронежской области, нормативами работы койки и нагрузки на медицинский персонал.

Наименования лечебно-профилактических учреждений приведены в соответствие Приказу Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения".

Амбулаторно-поликлиническая помощь:

На протяжении последних пяти лет в области активно осуществляется перемещение объемов оказания медицинской помощи из стационаров на амбулаторный уровень, осуществляется совершенствование структуры амбулаторно-поликлинических учреждений: перегруппировка участковой сети (разукрупнение участков), реорганизация участковых больниц и ФАПов во врачебные амбулатории, развитие службы общей врачебной практики.

В результате проведения оптимизации сети в области уменьшилось количество стационарных учреждений (с 144 до 105) и ФАПов (с 812 до 705). Ввиду низкой плотности населения и значительной удаленности (свыше 6 км) от других лечебно-профилактических учреждений 208 ФАПов обслуживают население до 300 человек (в т.ч. 31 - население до 100 человек). Кроме этого, доврачебная помощь рабочим, служащим и учащимся оказывается в 58 фельдшерских здравпунктах.

С целью повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи.

I уровень представлен муниципальными поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая участковую терапевтическую службу, врачей "узкого профиля" по наиболее востребованным специальностям (в соответствии со сложившейся структурой заболеваемости). Кроме того, в ЛПУ данного уровня имеются кабинеты (отделения) профилактики, школы здоровья, центры здоровья, дневные стационары.

II уровень представлен межтерриториальными амбулаторными центрами, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным профилям медицинской помощи. В данных центрах сконцентрировано дорогостоящее медицинское оборудование и техника для проведения рентгенологических, эндоскопических, ультразвуковых и др. видов исследования.

III уровень - консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в областных лечебных учреждениях (ГУЗ "Воронежская областная клиническая больница N 1", ГУЗ "Воронежский областной клинический консультативно-диагностический центр"). На данном этапе проводятся диагностические исследования и консультации пациентов по направлению из муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений. На данные учреждения возложена также организационно-методическая функция.

Реализация данной модели амбулаторной службы позволяет осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности, профилактической направленности, а также позволяет компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.

Кроме того, в полном объеме используется дорогостоящее оборудование, компенсируется дефицит врачей-специалистов наиболее востребованных профилей и, как следствие этого, снижаются сроки ожидания на диагностические исследования, консультации.

Так как квалифицированная (врачебная) медицинская помощь является более высоким уровнем медицинской помощи, чем фельдшерская, департаментом здравоохранения Воронежской области был определен курс на развитие врачебных амбулаторий и офисов врачей общей практики. За последние годы количество врачебных амбулаторий возросло с 92 до 152, в результате чего обеспеченность поликлиническими мощностями на 10000 населения по области увеличилась с 185,4 (2005 год) до 196,0 (2010 год).

Особая роль в реформировании первичной медико-санитарной помощи Воронежской области отводилась поэтапному развитию службы общей врачебной практики (семейной медицины).

За период с 1998-го по настоящее время года для учреждений здравоохранения Воронежской области кафедрой общей врачебной практики (семейной медицины) ИПМО ВГМА им. Н.Н. Бурденко было подготовлено 792 врача общей практики (ВОП) (г. Воронеж - 387, районы области - 405, из которых по специальности работают 540 ВОП (ЦРБ - 283, в г. Воронеже - 257). Кроме того, для службы общей врачебной практики (семейной медицины) обучены 1250 медицинских сестер.

На сегодняшний день на территории области функционируют 346 офисов общей врачебной практики (г. Воронеж - 79, районы области - 267), для оснащения которых в период 2005 - 2007 годов приобретено 337 комплектов оборудования на общую сумму 24400,0 тыс. рублей (персональные компьютеры, оборудованные сканером, модемом, принтером; электрокардиографы, хирургические, гинекологические, офтальмологические, отоларингологические и другие наборы; стерилизаторы и другой инструментарий, необходимый для эффективного оказания первичной медико-санитарной помощи населению).

Несмотря на значительные финансовые затраты на приобретение вышеуказанного оборудования, в настоящее время отмечается недостаточно эффективное его использование в ряде районов области, кроме того, необходимо уже сейчас планировать оснащение новых офисов ВОП для вновь обученных специалистов.

Качество и объем оказания медицинской помощи врачами общей практики напрямую зависит от уровня подготовки данных специалистов. С этой целью в Воронежской области сформирована и продуктивно функционирует система непрерывного образования врачей общей практики, включающая:

- додипломную подготовку специалистов (кафедра общей врачебной практики (семейной медицины) ВГМА им. Н.Н. Бурденко);

- послевузовское профессиональное образование (кафедра общей врачебной практики (семейной медицины) Институт постдипломного медицинского образования (ИПМО) ВГМА им. Н.Н. Бурденко);

- совершенствование практических навыков врачей и медицинских сестер службы общей врачебной практики (учебно-методические центры подготовки (переподготовки) ВОП).

Существующая в настоящее время в области система непрерывного образования врачей общей практики требует дальнейшего совершенствования и адекватного финансирования.

Анализ результатов внедрения и работы службы общей врачебной практики в области за период с 2003-го по 2010 год показал определенные позитивные сдвиги:

1. Произошло значительное снижение объема терапевтической помощи (оказываемой ВОП) с 88% в 2003 году до 64% в 2010 году при одновременном увеличении объемов помощи, оказываемой ими по "узким" специальностям.

2. Снизилась нагрузка на специалистов "узкого" профиля. В результате расширения объема оказываемых услуг по "узким" специальностям врач общей практики направляет в среднем на 32% меньше пациентов к соответствующим специалистам, чем участковый терапевт.

3. В районах, где эффективно работают врачи общей практики, уменьшилось количество вызовов скорой медицинской помощи на 14%, уровень госпитализации в круглосуточные стационары на 11%.

Таким образом, проведенные структурные преобразования амбулаторно-поликлинических подразделений Воронежской области способствовали не только приближению, но и повышению качества оказания медицинской помощи населению. В рамках реализации программы модернизации здравоохранения планируется дальнейшее совершенствование службы общей врачебной практики области.

Профилактическая направленность мероприятий, проводимых на амбулаторно-поликлиническом уровне, является одним из приоритетных направлений деятельности системы здравоохранения Воронежской области.

Профилактическая работа на территории области осуществляется под руководством департамента здравоохранения Воронежской области; кроме того, в области организованы 35 отделений и 22 кабинета профилактики.

Мероприятия профилактического направления на территории области проводятся в рамках федеральной и соответствующей ей областной программ ("Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)" и ее подпрограмм, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)" и постановлением Воронежской областной Думы от 31 мая 2007 года N 909-IV-ОД "Об областной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007 - 2011 годы", а также приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

Одной из основных задач в работе Центра медицинской профилактики является организация кабинетов медицинской профилактики и кабинетов здорового ребенка в ЛПУ, а также подбор и обучение врачей, среднего медицинского персонала, ответственных за работу по гигиеническому воспитанию населения, которые назначены во всех ЦРБ.

Отдельные кабинеты медицинской профилактики организованы в 18 ЦРБ, где организована работа школ здоровья для различных категорий населения (первичной и вторичной профилактики), используются разнообразные формы работы: лекции, беседы, сопровождающиеся видеодемонстрациями; проводятся всевозможные конкурсы.

ГУЗ "Воронежский областной центр медицинской профилактики" контролирует работу школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях города и области и оказывает методическую помощь в их организации.

Работа школ здоровья

2006
год

2007
год

2008
год

2009
год

2010
год

Количество школ здоровья

391

406

471

458

489

Количество обученных человек

221345

207716

210479

207128

238361

Школы здоровья организованы и работают во всех ЛПУ города. В учреждениях области в 2010 году прошли профилактические осмотры 395555 человек.

На территории Воронежской области реализуется долгосрочная областная целевая программа "Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2015 годы), утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 30 декабря 2009 года N 1145, в рамках которой на территории муниципальных районов и городского округа г. Воронеж организованы 7 центров здоровья для взрослых (на базе МУЗ "Россошанская ЦРБ", МУЗ "Лискинская ЦРБ", МУЗ "Борисоглебская ЦРБ", МУЗ ГО г. Воронеж "Городская поликлиника N 7", "Городская клиническая поликлиника N 4", "Городская больница N 16" и "Городская клиническая больница N 11") и 3 центра здоровья для детей (на базе МУЗ ГО г. Воронеж "Городская поликлиника N 3", МУЗ "Аннинская ЦРБ" и ГУЗ "Воронежская областная детская клиническая больница N 1"), где проводится широкий круг мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения, возрождению системы гигиенического просвещения при активной поддержке средств массовой информации.

Значительную профилактическую направленность имеет проводимая на территории Воронежской области дополнительная диспансеризация работающих граждан, которая является одним из важных направлений амбулаторно-поликлинической службы области. Проведение данных мероприятий позволяет выявить лиц из групп высокого риска развития заболеваний (в т.ч. социально значимых), а также диагностировать патологию на ранних этапах развития.

В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" по проведению диспансеризации работающих граждан (дополнительная диспансеризация работающих граждан, дополнительные и углубленные осмотры работающих во вредных и (или) опасных условиях труда) в период с 2006-го по 2010 год в Воронежской области осмотрено 443168 человек, из них 101000 человек - работающие во вредных и (или) опасных условиях труда.

По состоянию на 01.01.2011 диспансеризацию прошли 55,6% работающего населения области (численность работающего населения, застрахованного в системе обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.2011, составляет 796694 человек).

По результатам диспансеризации 20,4% осмотренных отнесены к группе здоровых лиц; 17,2% имеют риск развития заболеваний; 62,4% нуждаются в дополнительном обследовании и лечении.

В ходе дополнительной диспансеризации выявлено 206,03 тыс. случаев заболеваний. В структуре заболеваний, выявленных во время диспансеризации впервые, основную долю составляют:

- болезни мочеполовой системы - 18,1%;

- болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ - 16,4%;

- болезни системы кровообращения - 15,9% (в том числе болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением, - 8,2%);

- болезни глаза и его придаточного аппарата - 13,7%;

- болезни костно-мышечной системы - 7,2%.

Пациенты, у которых выявлены факторы риска развития различных заболеваний, направляются в центры здоровья для проведения профилактических мероприятий (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 года N 597н "Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака").

Все пациенты с выявленными заболеваниями в установленном порядке проходят дообследование в учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также при необходимости направляются на консультацию и лечение в областные специализированные учреждения (в том числе для получения высокотехнологичной медицинской помощи).

В целях повышения мотивации населения к здоровому образу жизни по результатам диспансерных осмотров работающим гражданам, прошедшим дополнительную диспансеризацию, по их желанию выдаются "паспорта здоровья" с результатами обследования (форма N 12-Д-1-10 "Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан", утвержденная Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 55н "О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан"). Вышеуказанный паспорт рассчитан на несколько лет и может предъявляться пациентом при обращении в любое учреждение здравоохранения. Это позволит повысить качество оказания медицинской помощи, а также контролировать динамику основных показателей, характеризующих состояние здоровья пациента.

Стационарозамещающие формы оказания медицинской помощи (дневные стационары, стационары на дому).

В 2010 году по сравнению с уровнем 2006 года в Воронежской области количество стационаров дневного пребывания при поликлиниках увеличилось незначительно (с 251 до 257), при этом количество пролеченных пациентов увеличилось с 116516 до 126626.

Количество пациентов, пролеченных в 2010 году в стационарах на дому, составило 10586 больных (95351 день лечения). В помощь медицинскому персоналу при обслуживании пациентов стационара на дому выделен санитарный автотранспорт.

По области показатель объема стационарозамещающей медицинской помощи в дневных стационарах всех типов увеличился и в 2010 году составил 0,575 пациенто-дня.

Анализ вышеуказанных данных показывает необходимость дальнейшего перемещения объемов медицинской помощи с затратного стационарного на стационарозамещающий этап в рамках программы модернизации.

Служба скорой медицинской помощи в Воронежской области имеет развитую инфраструктуру, которая представлена станцией скорой медицинской помощи г. Воронежа, 33 отделениями скорой помощи центральных районных больниц Воронежской области и 92 пунктами скорой и неотложной помощи при участковых больницах и врачебных амбулаториях.

Кроме того, на территории области продуктивно функционирует ГУЗ "Воронежский территориальный центр медицины катастроф", а также три муниципальных больницы скорой медицинской помощи (МУЗ ГО г. Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1", МУЗ ГО г. Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8", МУЗ ГО г. Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10").

Обеспеченность круглосуточными бригадами в среднем по районам области составляет на отчетный период 1,13 на 10 тыс. населения (при нормативе 1,0 на 10 тыс. населения).

В "МУЗ ГО г. Воронеж ССМП" обеспеченность врачебными кадрами составляет 69,38%.

Целью развития службы скорой помощи является обеспечение равной доступности и своевременности оказания качественной экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе жителям Воронежской области на всей территории.

Всего службой скорой и неотложной медицинской помощи Воронежской области в 2010 году выполнено 739506 результативных выездов, на 1799 (0,2%) меньше, чем в 2009 году. Из них районы области выполнили 412086 вызовов, на 5599 (1,3%) меньше, чем в 2009 году. Город Воронеж - 313852 вызова, на 3893 (1,2%) больше, чем в 2009 году, г. Нововоронеж - 13568, на 93 меньше прошлогодних показателей.

Интенсивный показатель по районам области составил 317,4 вызова на 1 тыс. населения против 318,6 в 2009 году. По городу Воронежу - 338 промилле против 335,4 промилле, г. Нововоронеж - 390,1 промилле против 391,4 промилле. Всего по области интенсивный показатель за 2010 год составил 321 промилле против 320,5 промилле в 2009 году.

Соотношение выполненных вызовов с поводом "по скорой помощи" к вызовам с поводом "по неотложной помощи" составило в 2010 году 68% к 32%.

Доставлено на госпитализацию в ургентные стационары - 168970 человек. Процент госпитализаций составил 23% от числа лиц, которым была оказана скорая медицинская помощь при выездах.

Улучшению материально-технической базы службы скорой медицинской помощи способствовало участие Воронежской области в выполнении мероприятий ведомственной целевой программы "Снижение смертности и инвалидности от сосудистых заболеваний мозга и инфарктов миокарда на 2008 - 2010 годы", утвержденной приказом Главного управления здравоохранения Воронежской области от 22.01.2008 N 30 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Снижение смертности и инвалидности от сосудистых заболеваний мозга и инфаркта миокарда 2008 - 2010 годы" и федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". В рамках вышеуказанных программ произошло масштабное переоснащение санитарного автотранспорта, что позволило уменьшить время ожидания скорой помощи на 5 - 10%, начать этап оказания медицинской помощи больным во время транспортировки в ЛПУ, повысить качество оказания медицинской помощи за счет выполнения медицинским персоналом утвержденных стандартов оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе.

С 2010 года на территории Воронежской области установлены новые системы радиосвязи, которые способствуют повышению оперативности обслуживания вызовов, поступающих от пациентов в службу скорой медицинской помощи.

Однако, несмотря на вышеуказанные достижения, существует ряд проблем:

- недостаточная материально-техническая база службы (имеется дефицит автомобилей класса B и C, что затрудняет оказание медицинской помощи больным в рамках стандартов в ходе эвакуации пациентов. Кроме того, существует дефицит аппаратуры для мониторинга жизненно важных функций, а также экспресс-тестов для диагностики острого инфаркта миокарда);

- нерешенный кадровый вопрос: состав бригад в значительном большинстве случаев не отвечает положениям Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.11.2004 N 179 "Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи" (в 10 районах области отсутствуют врачебные бригады скорой помощи; фельдшерские бригады, как правило, состоят из одного фельдшера, что отражается на качестве оказания скорой медицинской помощи, не позволяет в достаточной мере использовать имеющееся на оснащении лечебно-диагностическое оборудование); отсутствие заведующих отделением СМП, диспетчерских служб, неэффективное использование навигационного оборудования, средств радиосвязи и компьютерной техники снижает качество оказания скорой медицинской помощи на территории Воронежской области.

Таким образом, вышеуказанные проблемы обусловливают необходимость модернизации службы скорой медицинской помощи.

Стационарный коечный фонд Воронежской области приводится в соответствие объемам оказания стационарной помощи, предусмотренным программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению. С целью снижения расходов на наиболее затратный стационарный этап лечения в области с 2006-го по 2010 год проведено сокращение 3751 неэффективно работающей койки, в основном в муниципальных учреждениях здравоохранения, при этом обеспеченность койками на 10 тыс. населения уменьшилась на 14% и составила 83,9 (2005 - 97,4). Количество коек в участковых больницах было сокращено с 1659 (2005) до 833 (2010), при этом количество участковых больниц уменьшилось с 55 до 31. В результате реструктуризации коечного фонда уровень госпитализации на 1000 жителей понизился и составил 242,9. Средняя занятость койки возросла с 314,9 дней в 2006 году до 332 дней в 2010 году. С повышением интенсивности лечебного процесса средняя длительность пребывания больного на койке по области уменьшилась с 12,2 до 11,5 дней в 2010 году.

Необходимо отметить, что в Воронежской области продолжается строительство и реконструкция 10 объектов здравоохранения, что повлечет за собой перераспределение коечного фонда между ЛПУ различных уровней. На эти цели запланировано выделение 1554,7 млн. рублей бюджетных средств различных уровней. Наиболее социально значимыми объектами являются: перинатальный и кардиохирургический центры, инфекционный корпус областной детской клинической больницы N 2, областной центр по борьбе со СПИДом.

Реализация данных планов позволит значительно улучшить качество и доступность оказания медицинской помощи населению Воронежской области, а также в определенной степени стабилизировать демографическую ситуацию.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление от 30 марта 2011 г n 236 об утверждении региональной программы (2)

    Документ
    ... ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕот30марта2011 г. N 236ОБУТВЕРЖДЕНИИРЕГИОНАЛЬНОЙПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ" (в ред. постановлений правительства ...
  2. Постановление от 30 марта 2011 г n 236 об утверждении региональной программы (1)

    Документ
    ... ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕот30марта2011 г. N 236ОБУТВЕРЖДЕНИИРЕГИОНАЛЬНОЙПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ" В соответствии с Постановлением Правительства ...
  3. Постановление от 30 марта 2011 г n 97 об утверждении программы модернизации здравоохранения

    Программа
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот30марта2011 г. N 97 ОБУТВЕРЖДЕНИИПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 ... от 15 февраля 2011 года N 85 "Обутверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональныхпрограмм ... уровней 236 ...
  4. Постановление от 30 марта 2011 г n 154 об утверждении программы модернизации здравоохранения

    Программа
    ... КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕот30марта2011 г. N 154 ОБУТВЕРЖДЕНИИПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2011 ... . Мероприятия программы будут осуществлены с учетом региональнойпрограммы Алтайского края ... 115 115 236 228 238 ...
  5. Постановление от 26 января 2011 г n 9-п об утверждении региональной программы " стимулирование

    Документ
    ... области" на 2011 - 2015 годы, утвержденнойпостановлением Правительства области от 09.01.2011 N 9-п "Обутверждениирегиональнойпрограммы "Стимулирование развития ...

Другие похожие документы..