textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ В ЭНЕРГОКОМПАНИЯХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

ISO 9001, ISO 14001 И МЕЖДУНАРОДНОЙ СПЕЦИФИКАЦИИ OHSAS 18001

(Первая редакция)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Нормативные ссылки 4

2. Определения и сокращения 5

3 Введение 10

4 Основная часть 12

4.1 Принципы интеграции системы менеджмента 13

4.2 Модель интегрированной системы менеджмента 15

4.2.1 Состав общих и специфических требований в соответствии с ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 25

4.3 Интеграционные подходы к созданию интегрированной системы менеджмента 55

4.3.1 Процессный и системный подходы в интегрированной системе менеджмента 55

4.3.2 «PDCA-подход» 58

4.3.3 Подход, основанный на управлении рисками 60

4.4 Критерии интеграции систем менеджмента 62

4.4.1 Критерий интеграции: процедуры и документация 64

4.4.2 Критерий интеграции: планирование и цели 82

4.4.3 Критерий интеграции систем менеджмента: процессы системы менеджмента 88

4.5 Возможные варианты построения интегрированных систем менеджмента 95

4.6Структура управления в интегрированной системе менеджмента 97

4.7.3.6 Сертификация интегрированной системы менеджмента 135

5 Заключение 137

6 Литература 139

Приложение А - Рекомендуемый состав общих и специфических требований к интегрированной системе менеджмента 141

Приложение Б - Рекомендуемое соотношение требований ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 для создания интегрированной системы менеджмента 187

Реферат

Отчет 193 с., 1 ч., 16 рис., 12 табл., 22 источника.

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА, ПОЛИТИКА, ЦЕЛЬ, ПРОГРАММА, ПРОЦЕСС, РИСК, СИСТЕМА ПРОЦЕССОВ, УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ, ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК, АНАЛИЗ, УЛУЧШЕНИЕ, ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

Объектом исследования является интегрированная система менеджмента – система управления, охватывающая деятельность организации по управлению качеством, экологическому менеджменту и менеджменту профессиональной безопасности и охраны труда и др., устанавливающая взаимосвязи между ними и подчиняющая их целям организации.

Цель работы – разработка методических рекомендаций по созданию в электроэнергетических компаниях интегрированных систем менеджмента.

В процессе работы осуществлялся анализ требований международных стандартов на системы менеджмента, литературных источников, отражающих научные и практические аспекты управления отдельными направлениями деятельности и организацией в целом.

В результате исследования разработаны методические рекомендации по созданию интегрированных систем менеджмента в электроэнергетических компаниях, включая подходы к их созданию, модель интегрированной системы менеджмента на основе выявления общих и специфических требований, рекомендации по оценке результативности интегрированной системы менеджмента, а также порядок организации работ по созданию интегрированной системы менеджмента и др.

Методические рекомендации являются результатом обобщения опыта создания систем менеджмента, соответствующих требованиям международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 в электроэнергетических компаниях, анализа существующих нормативных и методических документов, применимых к системам менеджмента организаций, учитывают особенности энергетического бизнеса и управления им.

Методические рекомендации могут применяться для создания в электроэнергетических компаниях интегрированных систем менеджмента.

1. Нормативные ссылки

- ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»;

- ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования».

2. Определения и сокращения

Анализ

-

деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей

Aутсо́рсинг

-

передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года)

Воздействие на окружающую среду

-

любое изменение в окружающей среде, положительное либо отрицательное, целиком либо частично вызванное экологическими аспектами организации

Профессиональная безопасность и охрана труда

-

условия и факторы, которые влияют или могут влиять на безопасность и здоровье сотрудников или других работающих (включая временно работающих и лиц по подряду), посетителей или других лиц на рабочем месте

Документ

-

информация и ее носитель

Примечание 1: Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией, личной карточкой или их комбинацией.

Примечание 2: Набор документов, например, спецификации или записи, часто называемые «документацией»

Заинтересованная сторона

-

лицо или группа лиц, заинтересованные в деятельности или успехе организации

-

лицо либо группа лиц, заинтересованные или зависимые от экологической эффективности организации

-

лицо или группа лиц в организации, на рабочем месте или вне его, имеющие отношение или испытывающие воздействие от исполнения политики ПБиОТ организации

-

лицо либо группа лиц, заинтересованные или зависимые от деятельности, продукции и/или услуг организации

Идентификация опасности

-

процесс осознания существования опасности и определения ее характеристик

Инцидент

-

событие, связанное с работой, в результате которого произошли или могли произойти: травма, ухудшение состояния здоровья (независимо от тяжести), смертельный случай

Компетентность

-

продемонстрированная способность применять знания и навыки

Корректирующее действие

-

действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации

Коррекция

-

действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия

Качество

-

степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования

Несоответствие

-

невыполнение требования

Окружающая среда

-

окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, почвы, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие

Опасность

-

источник, ситуация или действие, которые могут привести к нанесению вреда в виде травмы или ухудшения здоровья или комбинации этих последствий

Оценка риска

-

процесс оценки величины риска, возникающего из-за опасности(ей), включая оценку адекватности любых имеющихся средств управления, и принятие решения о том, является ли этот риск приемлемым

Политика в области качества

-

общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством

Политика профессиональной безопасности и охраны труда

-

общие намерения и направление организации по отношению к исполнению ПБиОТ, официально выраженные высшим руководством

Постоянное улучшение

-

повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования

-

постоянный процесс улучшения системы экологического менеджмента для достижения повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.

Примечание: Данный процесс не обязательно протекает во всех сферах деятельности одновременно

-

повторяющийся процесс усовершенствования системы менеджмента ПБиОТ, направленный на достижение суммарного улучшения показателей результативности ПБиОТ и согласованный с политикой ПБиОТ

Предупреждающее действие

-

действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации

Приемлемый риск

-

риск, уменьшенный до уровня, который организация может допустить в отношении обязательств перед законодательством и собственной политики в области профессиональной безопасности и охраны здоровья

Продукция

-

результат процесса

Процедура

-

установленный способ осуществления деятельности или процесса

Процесс

-

совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы

Риск

-

сочетание вероятности наступления опасного события или воздействия(ий) и тяжести травмы или ухудшения состояния здоровья, которые могут быть вызваны этим событием или воздействием(ями)

Система

-

совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов

Система менеджмента

-

система для разработки политики и целей и достижения этих целей

Примечание: Система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие как система менеджмента качества, система менеджмента финансовой деятельности или система экологического менеджмента

Система менеджмента профессиональной безопасности и труда

-

часть общей системы менеджмента организации, которая используется для разработки и внедрения политики в области ПБиОТ и управления рисками ПБиОТ

Система менеджмента качества

-

система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству

Система экологического менеджмента

-

часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения ее экологической политики и управления ее экологическими аспектами

Соответствие

-

выполнение требования

Требование

-

Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным

Удовлетворенность потребителей

-

восприятие потребителями степени выполнения их требований

Цели в области качества

-

то, чего добиваются, или к чему стремятся в области качества

Цель ПБиОТ

-

показатель результативности ПБиОТ, который организация сама установила себе для достижения

Экологическая задача

-

разработанное требование к деятельности, применимое к организации либо ее частям, которое проистекает из экологических целей и должно быть установлено и выполнено для достижения этих целей

Экологическая политика

-

общие для организации задачи и направления, связанные с экологической эффективностью, официально заявленные высшим руководством

Экологическая результативность

измеримые результаты управления экологическими аспектами деятельности организации

Экологическая цель

-

общие экологические показатели, согласующиеся с экологической политикой, которые организация стремится достичь

Экологический аспект

-

элемент деятельности, продукции либо услуг организации, который может взаимодействовать с окружающей средой

Примечание: Существенный экологический аспект оказывает либо может оказывать существенное экологическое воздействие

СМ

-

система менеджмента

МС

-

международный стандарт

СМК

-

система менеджмента качества

ПБиОТ

-

профессиональная безопасность и охрана труда

СЭМ

-

система экологического менеджмента

СМПБиОТ

-

система менеджмента профессиональной безопасностью и охраной труда

ОПО

-

опасный производственный объект

ПТО

-

производственно-технический отдел

ПКиОТ

-

производственный контроль и охрана труда

ГОиЧС

-

гражданская оборона и чрезвычайные ситуации

ООС

-

охрана окружающей среды

3 Введение

«Менеджеры работают над системой, а не внутри системы»

Эдвардс Деминг

Процесс реформирования электроэнергетики привел к необходимости существенных изменений в системах управления электроэнергетическими компаниями. Изменяющиеся условия внешней среды, наличие ограничений по всем видам ресурсов и т.п. ставят перед ними задачи повышения их стоимости, снижения операционных затрат, обеспечения заданного уровня надежности, повышения результативности деятельности и др. при одновременном удовлетворении требований всех заинтересованных сторон (акционеров, регулятора, потребителей, органов государственной власти и т.д.).

В настоящее время в отношении практически всех основных функциональных направлений деятельности и сфер управления организацией разработаны международные стандарты соответствующих систем менеджмента. Наиболее широкое распространение получили стандартизированные подходы к созданию систем менеджмента качества, экологического менеджмента, профессиональной безопасности и охраны труда, на соответствие которым организации могут сертифицироваться.

Российские электроэнергетические компании на сегодняшний день также достигли определенных успехов в направлении внедрения и сертификации систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента, систем менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда. В то же время внедрение и функционирование в компании таких функционально обособленных систем естественным образом ставит задачу их согласования, взаимной увязки, координации, т.е. их интеграции.

Интерес к интегрированным системам менеджмента во многом вызван распространением соответствующей тенденции как за рубежом, так и в России.

Одной из основных предпосылок является то обстоятельство, что в основу упомянутых стандартов на системы менеджмента положены единые принципы и подходы, а также требования, позволяющие реализовать их в рамках более общей, комплексной системы менеджмента для получения преимуществ, связанных с оптимизацией внутренней среды организации, превосходящих те, что дает внедрение отдельных систем менеджмента.

К числу преимуществ, которые могут быть получены от интеграции систем менеджмента, в общем случае, относят следующие [22]:

  • комплексное планирование развития организации с учетом требований заинтересованных сторон: акционеров, инвесторов, потребителей, персонала, общества и т.д.;

  • улучшенные взаимоотношения с заинтересованными сторонами и рост деловой репутации;

  • уменьшение конфликта между системами, прежде всего в отношении ресурсов, а также более эффективное их распределение на основе анализа эффективности, затрат и риска планируемых мероприятий;

  • применение единого подхода к управлению различными направлениями деятельности компании, рассматриваемыми в рамках интегрированной системы менеджмента и связанными с ними рисками;

  • использование перспективных возможностей улучшения;

  • повышение качества информации для принятия решений;

  • экономия ресурсов, в том числе в результате снижения затрат на внедрение, сертификацию и поддержание интегрированной системы менеджмента по сравнению с внедрением нескольких систем менеджмента;

  • сокращение количества процедур и процессов по сравнению с их общим количеством при создании отдельных систем менеджмента;

  • уменьшение дублирования и бюрократии;

  • сокращение количества проверок и повышение их результативности;

  • повышение результативности и эффективности в результате комплексных мер по управлению процессами;

  • минимизация межфункциональных барьеров и разобщенности персонала в организации, возникающих при разработке отдельных систем менеджмента и направленность на обеспечение целей электроэнергетической компании.

Следует подчеркнуть, что интеграция систем менеджмента осуществляется в первую очередь для получения преимуществ в соответствии с потребностями организации по оптимизации ее внутренней среды, которые должны быть получены при одновременном удовлетворении требований международных стандартов.

При таком подходе к интеграции систем менеджмента целесообразно принимать решение о создании интегрированной системы менеджмента, исходя из текущего состояния системы управления электроэнергетической компании, на основе выявления и анализа имеющихся в ней проблем, возможностей их решения, и достижения необходимых улучшений, принимая во внимание возможные преимущества от интеграции.

Для выявления проблем, на решение которых будет направлена интеграция, могут быть использованы SWOT – анализа, GAP – анализа и др. инструменты.

В целом, смысл создания интегрированной системы менеджмента состоит как минимум в обеспечении целенаправленной деятельности и непротиворечивости принимаемых решений и установленных целей для отдельных систем менеджмента, а также избежание дублирования действий, ответственности, регистрации данных и др., улучшение обмена информацией между сотрудниками, подразделениями и с заинтересованными сторонами, включая контрагентов.

Настоящая работа содержит рекомендации по созданию в электроэнергетических компаниях интегрированных систем менеджмента, включающих системы менеджмента качества (ISO 9001), экологического менеджмента (ISO 14001), менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда (OHSAS 18001), внедряемые в компаниях в соответствии с требованиями соответствующих международных стандартов. Принципы, подходы и модель интегрированной системы менеджмента, предложенные в данной работе, могут также приниматься для создания интегрированной системы, включающей другие системы менеджмента.

Методические рекомендации разработаны в период выпуска и перехода к соответствию требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Приведенные рекомендации учитывают изменения, содержащиеся в новой версии международного стандарта, и могут применяться для создания интегрированной системы менеджмента, соответствующей требованиям ISO 9001:2008, ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:2007.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ по теме

    Отчет
    ... на окружающую среду. Американский стандарт использует извест­ный постандартам других системменед­жмента (ISO9001, ISO14001, OHSAS18001) цикл PDCA, означаю­щий ...
  2. ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ по теме

    Отчет
    ... на окружающую среду. Американский стандарт использует извест­ный постандартам других системменед­жмента (ISO9001, ISO14001, OHSAS18001) цикл PDCA, означаю­щий ...
  3. Руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы учебно-практическое пособие

    Учебно-практическое пособие
    ... 2006 №112 Об утверждении методическихрекомендацийпосозданиюсистем технического регулирования в отраслях ... внедренных СМ разработать ИСМ, соответствующую взаимоувязанным требованияммеждународныхстандартовISO9001-2001, ISO14001-2004, OHSAS18001- ...
  4. Руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы учебно-практическое пособие

    Учебно-практическое пособие
    ... 2006 №112 Об утверждении методическихрекомендацийпосозданиюсистем технического регулирования в отраслях ... внедренных СМ разработать ИСМ, соответствующую взаимоувязанным требованияммеждународныхстандартовISO9001-2001, ISO14001-2004, OHSAS18001- ...

Другие похожие документы..