textarchive.ru

Главная > Документ


Б.М.Галеев, С.М.Зорин, Р.Ф.Сайфуллин

СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

©Издательство "Радио и связь", 1987

Предисловие

Светомузыка [Наименование нового направления в искусстве еще не сформировалось оконча­тельно. Используя термин "светомузыка", авторы акцентируют внимание на материале, которым в ней пользуются (не краски, а свет). Столь же распространен термин "цвето­музыка", где в качестве существенного признака выделен цвет, понимаемый как обя­зательное и главное средство художественного воздействия в новом искусстве (такой версии придерживается, например, журнал "Радио"). - Прим. ред.] является неотъемлемым элементом современной культу­ры, рожденным под благотворным воздействием социального прогресса. И хотя не все еще определилось до конца в спорах о природе нового искусства, читатель уже может ознакомиться с историей и существующей теорией по вышедшим в свет недавно моно­графиям, популярным брошюрам, по сотням статей.

И в области художественной практики - пусть ее результаты еще не всегда могут отвечать высоким критериям эстетической оценки - светомузыка уже входит посте­пенно в систему общедоступных реальностей. Светомузыкальный синтез осваивается в рамках смежных искусств - театра, кино, телевидения. Сняты экспериментальные светомузыкальные фильмы - "Цвет и музыка" (Киев), "Космос - Земля - Космос" (Москва), "Прометей", "Вечное движение", "Маленький триптих", "Космическая со­ната" (Казань). С переходом телевидения к цвету начались интенсивные эксперименты по освоению светомузыкальных эффектов. Крупномасштабные светомузыкальные представления проводят главные киноконцертные залы страны - "Россия" в Москве, "Октябрьский", "Юбилейный" в Ленинграде, оперный театр в Тбилиси. Наиболее актив­ные и планомерные изыскания и практические эксперименты идут в коллективах, спе­циализирующихся в этой области искусства, - в музее А. Н. Скрябина (Москва), где в течение нескольких лет работал зал светомузыки, в СКБ "Прометей" (Казанского авиационного института), организовавшем городскую студию и первый в стране Музей светомузыки. Всеобщую известность получила деятельность Харьковского зала свето­музыки, студии светомузыки МГУ, одесского клуба им. М. К. Чюрлениса, Мемориаль­ного музея космонавтики и группы "Андромеда" (Москва). Известны попытки созда­ния студий светомузыки в Алма-Ате, Чкаловске, Минске, Ужгороде. Некоторые из них стали профессиональными коллективами и начали проводить регулярные светоконцер-ты для широкой аудитории.

Повседневной нормой становится использование светомузыкального сопровожде­ния известными советскими вокально-инструментальными ансамблями, многие из ко­торых для этой цели обратились сейчас к лазерной технике.

Однако для большинства представление о светомузыке ограничивается приобще­нием к побочному, прикладному ее направлению, опирающемуся на возможности ав­томатического сопровождения музыки светом и относящемуся к декоративно-оформи­тельскому искусству. Судя по многим тысячам писем, которые получают авторы книги, именно в этой области работает подавляющее большинство радиолюбителей, занимаю­щихся конструированием светомузыкальных устройств в школьных, вузовских круж­ках и лабораториях, в ПТУ и дворцах пионеров. Повышенный интерес к этой форме тех­нической самодеятельности наблюдается в связи с широким развитием новой формы организации молодежного досуга - так называемых дискотек, в которых восприятие музыки сочетается со своеобразным "пиршеством света".

Авторы ни в коей мере не отрицают правомерности и необходимости существова­ния "автоматической светомузыки". В своих книгах они в равной мере уделяли место и светомузыкальным инструментам и автоматическим светомузыкальным устройствам [24, 25]. Авторы убеждены, что опыт работы в этой области послужит подготовке ши­рокой массы молодежи к освоению более сложных возможностей основного направле­ния, решаемого с помощью концертных СМИ и светомузыкальных фильмов. Мы хо­тели бы оговорить только то, что необходимо различать эти два направления, не смеши­вать их и, уж во всяком случае, не ограничивать все содержание нового искусства ве­селым перемигиванием дискотечных фонарей.

Светомузыка - сложное явление современного искусства и требует соответствую­щего уровня воспитания и культуры при обращении с нею. Проанализировав сложив­шуюся ситуацию, ознакомившись со всей доступной литературой, изучив предложения, высказанные многими читателями прошлых изданий, авторы решили придать книге но­вую, современную направленность. Дело в том, что, хотя первые патенты по автомати­ческим светоустановкам появились еще в конце прошлого века, их схемы не испытыва­ют до сих пор принципиальных изменений. Все они, как правило, работают по принципу разделения частотной полосы звукового сигнала на несколько каналов с последующим закреплением за ними определенного цвета. Многие сотни статей на эту тему в радиотех­нических журналах разных стран содержат схемы, отличающиеся лишь тем, что элект­ронные лампы или тиратроны заменяют, положим, транзисторами или тиристорами, вво­дят микросхемы [28]. Функциональная схема остается в общих чертах одной и той же. Для опытных радиолюбителей уже давно стало очевидным, что, сколько ни усложняй схему автомата, на художественных результатах светомузыкального синтеза это замет­но не скажется, если не совершенствовать при этом экранно-оптическое устройство уста­новки. Это подтверждает и практика современной "Дискотечной светомузыки".

Учитывая, что в области развития автоматических светомузыкальных установок (АСМУ) не происходит ничего существенного, авторы решили вообще исключить из книги вопросы, касающиеся АСМУ, и целиком сконцентрировать внимание на малораз-работанной проблематике конструирования светомузыкальных инструментов (СМИ). Учитывая также, что серийно СМИ не выпускают еще ни в одной стране и что вообще случаи промышленного их изготовления единичны, мы хотели бы приобщить совет­ских радиолюбителей к самодеятельному конструированию СМИ, и им, надеемся, как всегда, будет по плечу решение возникающих в ходе работы трудных задач.

В чисто техническом отношении решение многих задач, возникающих в ходе экспе­риментов со СМИ, не представляет особой трудности и практически вполне посильно грамотному радиолюбителю. Но, как показывает опыт, это возможно лишь при одном непременном условии: конструктор светомузыкальных инструментов должен разби­раться не только в радиоэлектронике и смежных с ней областях, таких, как свето­техника, колориметрия, оптика и др., но и обладать определенным вкусом, желанием при необходимости самостоятельно углубляться в теорию музыки, живописи и других искусств, или, учитывая, что создание светомузыкальных произведений - проблема комплексная, смело привлекать к творческому содружеству музыкантов и худож­ников.

Дело в том, что сама проблема в ее философско-эстетическом аспекте до сих пор не получила определенного решения. Да и в будущем не следует ожидать однозначно­го общепринятого объяснения, которое могло бы служить конструктору в качест­ве обязательного и единственного руководства к действию. Не следует ожидать и того, что сами деятели искусства путем чисто умозрительных рассуждений смогут когда-нибудь представить техническое задание, позволяющее создать некий универсальный световой инструмент, пригодный во все времена и на все случаи жизни. Только при постоянном взаимодействии специалистов разного профиля могут последовательно и успешно развиваться теория, художественная и конструкторская практика нового искусства.

Естественно, большей результативности в работе помогло бы добиться знакомст­во с основными эстетическими предпосылками, определяющими становление светому­зыки, с историей ее развития. Это позволит конструктору избежать повторения "дет­ских болезней" нового искусства. И, судя по нашему многолетнему контакту с чи­тательской аудиторией, уже постепенно осознается ошибочность распространенного мне­ния о возможности однозначного перевода музыки в свет, в том числе и автоматическо­го. Поэтому мы решили не останавливаться подробно на критике подобных идей, а тех, кто интересуется теорией светомузыки, отсылаем к нашим прошлым изданиям. Кроме того, имеются уже специальные библиографические указатели, где собрана прак­тически вся литература о светомузыке на русском языке1.

Конечно, освоение информации из области эстетики, искусство-знания и психологии, содержащейся во всей этой литературе, нельзя назвать простым делом.

Зато тем, кто освоит эстетические основы проблемы, кто сумеет подчинить свой "конструкторский зуд" достойным художественным целям, тем скорее всего откроет­ся чудо "светящегося звука". Сама же светомузыка после обращения к ней широкого контингента таких неутомимых экспериментаторов, как радиолюбители, будем на­деяться, сделает еще более заметный шаг в своем развитии. Нашу работу продолжает освещать надежда, что совместными усилиями художников, музыкантов, радиолюбите­лей-конструкторов будут созданы такие световые инструменты, которые широко вой­дут в практику современной художественной культуры.

Главы 1, 2 и заключение написаны Б. М. Галеевым, гл. 3 и параграфы 12, 14, 16 и 17 - совместно с Р. Ф. Сайфуллиным, параграфы 10,15 -СМ. Зориным, 11,13- тремя авторами.

Отзывы и пожелания по книге следует направлять по адресу: 101000, Москва, Поч­тамт, а/я 693, издательство "Радио и связь", Массовая радиобиблиотека.

1 Синтез искусств: Указатель литературы. — Одесса: Гос. б-ка им. А. М. Горького, 1975. — 24 с; Светомузыкальные эксперименты СКВ "Прометей": Библиографический указатель (1962 — 1978). - Казань: КАИ, 1979.-34 с; Светомузыка в России и в СССР: Библиографический указатель (1742 — 1982). - Казань: КАИ, 1983.-46 с.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО СИНТЕЗА

1. Системная классификация искусств

До конца XIX века на Парнасе, где по преданию пребывают в гармони­ческом союзе музы, покровительницы всех искусств, было все спокойно. Семья муз казалась полной и завершенной. Существующих искусств считалось достаточным для того, чтобы удовлетворять все эстетические потребности людей и воплощать любые ху­дожественные запросы общества.

Но потребности продолжали расти, и как продукт единой развивающейся культуры возникали новые технические средства, способные удовлетворить возросшие запросы. Так, в последнее столетие родились и бурно развиваются искусства кино, художествен­ной фотографии, радио, телевидения. Их появление было подготовлено всем преды­дущим периодом развития художественной культуры. Рост семьи муз продолжается на наших глазах. Формируются в экспериментах и спорах такие новые жанры и виды, как электронная музыка, световая архитектура, светомузыка и т.д. При всем разно­образии их особенностей существует один общий объединяющий их признак. В отличие от прежних традиционных искусств, использующих естественные, "натуральные" сред­ства, все эти новые виды и жанры искусства XX века оперируют материалами "искус­ственного" происхождения - звуком, воспроизводимым электроакустическим спосо­бом, и световым изображением, получаемым методом проекции на экране. И в основе своей "искусственные" звук и изображение выступают в единении, поэтому большин­ство из новых искусств и относят к разряду синтетических.

Есть ли какая-либо закономерность в возникновении этих новых искусств? Имеют ли они право на самостоятельное развитие? Теоретиков искусства эти вопросы волнуют уже давно, ведь современная техника дает в руки художника огромный .арсенал новых средств. Палитра искусства кажется необозримой - новые источники звука, света, ла­зеры, синтезаторы, компьютеры, голограммы! Популярные журналы пестрят наимено­ваниями новых художественных явлений - лазерное, топографическое, кибернетичес­кое, кинетическое, электрическое, оптическое искусства. . .

Опираясь на жизнеутверждающие положения материалистической науки, попытаем­ся определить реальную роль техники в искусстве и показать, как проявляется она в развитии художественной культуры. Представим в связи с этим в очень упрощенном схематическом виде, как происходило формирование системы искусств - от древних времен до наших дней (рис. 1). Классификация существующих искусств здесь пред­ставлена в виде наглядной двухкоординатной таблицы. Она, конечно, не может пре­тендовать на такую же строгость и однозначность, как, положим, периодическая сис­тема Менделеева. Но определенную ясность в выявлении природы новых искусств она внести поможет. В свете наших интересов координатами послужат такие известные принципы разделения искусств, как "способ восприятия" (зрительный и слуховой) и "тип образности" (изобразительный или выразительный). К изобразительным, как известно, относятся те искусства, которые пользуются образами, сохраняющими по­добие предметам и явлениям действительности (живопись, скульптура и т.д.). В выразительных искусствах связь с действительностью не прямая, а опосредованная (музыка, архитектура и т. д.).

Рис. 1. Система традиционных видов искусства

В центре системы поместим синкретическое искусство древности, когда все виды художественной деятельности существовали в слитном единстве. И слово, и музыка тогда воспринимались как слухом, так и зрением. Зримым словом был актерский жест, а зримой музыкой - пластика танца.

Но общество, как известно, могло развиваться лишь в результате разделения тру­да, с соответствующим выявлением профессиональных склонностей каждого челове­ка, распределением обязанностей в обществе. Затронул этот процесс и искусство. В результате первобытный синкретизм распался, и в конце концов образовались извест­ные нам самостоятельные виды искусства. Каждое из них служило целям более глубо­кого удовлетворения определенных художественных потребностей человека. По гори­зонтальной оси, как мы видим, расположены слухозрительные искусства, а по верти­кальной - искусства прикладного характера. В них в наиболее заметной форме сохра­нились "следы" прежнего синкретического единства. Но и остальные искусства, дости­гая своих вершин, не упускали возможности хотя бы косвенного восстановления ут­раченного единства, естественно, уже на новом уровне, в новом качестве. Они целе­направленно вступали в союз одно с другим, образуя сценические и другие формы синтеза: драматический и музыкальный театр (опера, балет), монументальное искус­ство, вокальная музыка, книжная графика и т. д. Синтетические связи такого рода в таблице условно показаны стрелками.

Кроме этих очевидных связей существуют и специфические взаимодействия между искусствами. Речь идет о взаимном подражании искусств, заимствовании сюжетов, приемов и законов композиции. Таким образом, все искусства как бы стремятся пре­дельно испытать свою специфику, порою пытаясь достичь невозможного, вплотную подступая к своим границам (примеры: "музыкальная" живопись М. К. Чюрлениса и В. В. Кандинского - рис. 2, "живописная" музыка К. Дебюсси и Н. А. Римского-Корсакова, "изобразительная" поэзия Г. Апполинера и А. А. Вознесенского).

Совокупность всех этих связей, очевидных и неочевидных, как раз помогает со­хранить целостность нашей системы, хотя она состоит из множества самостоятельных элементов.

Рис. 2. Беспредметная композиция русского художника В. В. Кандинского

С развитием "искусственных" светозвуковых средств возросшие художественные потребности получили возможность быть реализованными в серии новых видов художественной деятельности. Мы не станем здесь подробно останавливаться на методике построения внешнего ряда ячеек расширенной системы искусств (рис. 3). Отметим лишь, что по системным координатам соответствующих ячеек можно определить специ­фику, особенности каждого из этих новых видов.

Начнем обзор искусств эпохи НТР с важнейших и знакомых всем. Искусство сло­ва, получив возможность быть записанным и транслироваться, обрело новое качество в радиоискусстве. Потребность и способность художественного отображения действи­тельности в зримых формах нашла новое воплощение в фотографии и в ее "ожившем" варианте - немом кино. (В эту же ячейку следует поместить и голографию.) Актерско-драматическое искусство лежит в основе искусства телевидения. Как мы видим сегод­ня на практике, новые виды отнюдь не являются простыми техническими копиями своих соседей по таблице. Используя возможности нового материала, они отражают действительность иначе, хотя и сохраняют близость к своим предшественникам.

Общим признаком рассмотренных новых видов является их принадлежность к классу изобразительных искусств. Аналогичные процессы происходят, пусть и не столь активно, в правой половине таблицы, где расположены выразительные искусства. За­рождается электронная музыка (искусство грамзаписи и т.д.); светодинамическое искусство (беспредметное кино и т.д.); светомузыка концертного исполнения.

Подробный анализ позволяет указать на содержание остальных ячеек, где нахо­дятся промежуточные художественные явления: театрализованные представления "Звук и Свет"; "Латерна магика", сочетающая киноизображение с живым актером; "пространственная музыка" с движением звука в зале; светопространственные зре­лища (типа "лабиринт", "лазериум" и т. п.); звукооформительское искусство и функ­циональная музыка (сюда входит и поп-музыка) - симметрично им внизу схемы расположены светооформительское и выставочно-экспозиционное искусства (поли­экран, световая архитектура и т. п.). В верхней и нижней ячейках, судя по всему, разме­щены звуковой и световой дизайн, характеризующие эстетизацию окружающей жилой и производственной среды.

Многие из этих художественных явлений, как мы увидим далее, находятся в стадии эксперимента, и содержание их в будущем будет, конечно, уточняться. А пока отметим, то, что очевидно уже сейчас. В этой расширяющейся системе заметнее, чем прежде, действие синтетических связей. И самостоятельные жизнеспособные виды искусства образуются лишь при синтезе соответствующих художественных форм из зрительной и слуховой области. Так, кинематограф включает в синтез возможности "ожившей" фотографии и радиоискусства; союз светодинамического искусства и электронной музыки рождает светомузыкальный фильм. Постоянно сопутствуют друг другу свето-оформительские и звукооформительские элементы (к примеру, обеспечивая художест­венное оформление дискотек). Синтетические связи, отмеченные и на этой схеме стрел­ками, как раз и определяют целостность системы искусств, даже при ее расширении. При этом очевидно, что система искусств продолжает выполнять свои социальные функции - художественно-образного отражения усложняющейся действительности. Понимать это всем, кто экспериментирует с новой техникой в искусстве, нужно обязательно. Иначе экспериментатор будет обречен на бесплодность и бессмыслен­ность результатов, как это можно видеть в "авангардистских поисках" западных ху­дожников. А в рамках нашей книги анализ системы искусств позволит точнее опре­делить своеобразие нового звукового и светового инструментария, необходимой элект­ронной и оптической аппаратуры, которая используется при реализации светомузыки и других, близких к ней, художественных форм.

Рис. 3. Расширенная система видов искусства

2. Техника воспроизведения светомузыкальных композиций

Все то, на что мы смотрим и что мы можем видеть, носит название ви­зуального объекта. Таковой является и любая светомузыкальная композиция. Как она выглядит, в чем ее отличие от других визуальных объектов? Легче всего это объ­яснить, отослав к конкретной светомузыкальной композиции, например "Вечное дви­жение", созданной авторами книги (см. рис. 35, в). А чтобы представить эти образы в движении, обратимся к словесному ее описанию - так это выглядит в изложении поэта:

Вот на экране - цвета синей рани -

Кристаллов переливчатые грани

Полифонично зазвучали вдруг!

И видел я, как в их игре спектральной,

Пленяя души связью изначальной,

Цвет фантастично превращался в звук.

И вот, сквозную тему развивая,

Цветная геометрия живая

В игре звучащих форм передает

Микропейзажи клеточного среза

И симметричность атома железа,

И квантов света радужный полет.

Сияние малинового звона!

Сейчас экран раскраску махаона

Высвечивает призмами насквозь,

А вот он лупой стал тысячекратной,

Чтоб тайный ритм вселенной необъятной

Тебе увидеть в красках удалось

[Линник Ю. В. Светомузыка. - Техника молодежи, 1975, № 11, с. 17.].

Подобного рода сложные образы создают посредством светоинструментов, либо кинотехники. Они не случайны, они - плод таланта, труда и терпения художника. Часто задают вопрос: "А нельзя ли придумать такое устройство, например с мозговыми биодатчиками, которое улавливало бы все мимолетные образы нашего воображения и тут же воспроизводило бы их воочию на экране?" Но подумайте - разве стал бы кино­фильмом "Война и мир" набор ваших смутных неуловимых представлений, которые реализовались бы на таком чудо-экране в ходе чтения толстовского романа? Конечно, нет — любой художник работает всегда непосредственно "в материале", предваритель­но обдумывает композицию во всех ее деталях, организуя ее при этом по законам своего искусства. Сразу, сам по себе, новый художественный результат возникнуть из ничего не может.

Тогда может быть можно создать такой светоинструмент, чтобы человек садился за пульт, нажимал на одну клавишу - и на экране медленно вспыхивает заря, возни­кает пульсирующая, с мириадами искр, галактика? При нажатии на другую клавишу галактика превращается в бушующее пламя, еще на одну - все сжимается в тонкую спираль, свертывается в точку и т.д. Короче, как говорится, любой образ, который появ­ляется в воображении художника может возникнуть на экране при нажатии соответ­ствующей клавиши. Реально ли это? Увы, нет! Опыт светомузыкального синтезиро­вания, включая и наш собственный, убеждает, что существование такого универсаль­ного инструмента возможно лишь в идеале - клавиатура у этого инструмента долж­на быть бесконечной... Для того чтобы реализовать на экране каждую из таких кар­тин, надо заложить соответствующие возможности в светоинструмент заранее. И бес­конечными они, эти возможности, быть не могут.

Но как не хочется, как трудно отказаться от такой мечты! Ведь зрителю свето-конпертов кажется, что исполнитель обладает полной свободой в выборе и уп­равлении любыми образами, любым их движением. Увы, зритель просто не всегда знает, что каждому исполнению предшествует кропотливый труд по технической под­готовке не только самого светоинструмента, но и собственно световой компо-. зиции. Чтобы создать другую композицию, необходимо снова браться за паяльник, скальпель, отвертку. . . Ознакомившись с техникой, которой пользуются современ­ные светохудожники, наивный зритель разведет руками: "А вот в будущем наверня­ка изобретут другие принципы, наука всесильна, можно будет обойтись без паяльника и отвертки". Возможно и так, будет иная техника, но подобно тому, как науке никогда не создать вечного двигателя, не удастся перешагнуть и через законы искусства. Всег­да невозможно будет обойтись без труда, без творчества, без предварительного вына­шивания замысла. А применительно к нашей проблеме - нельзя миновать этапа под­готовки конкретного технического обеспечения любого художественного образа свето­музыки.

И, чтобы представить реальные возможности человека, необходимо рассмотреть, какие же способы существования визуальных объектов заложены в самой природе и что изменилось при освоении средств искусственного происхождения, т. е. новой техники. Только разобравшись в этом, можно обрести реальную власть над бесконеч­но разнообразным и переменчивым миром видимых красок, форм и движений.

Сначала выясним, чем мог пользоваться человек прежде, т.е. изучим "натураль­ные" средства, которые он применял в процессе общения и соответственно в тради­ционных искусствах. Для удобства будем рассматривать аудиовизуальный инструмен­тарий в единстве слухового и зрительного воздействия (рис. 4). Для описания этой схемы приняты следующие сокращения: Чел. - человек; ПУ - пульт управления (кла­виатура); ВАУ - выходное акустическое (звучащее) устройство; ВОУ - выходное оптическое устройство (предмет наблюдения).

Рис. 4. Взаимодействия в системе натуральных средств аудиовизуальной коммуникации

Рис. 5. Способы существования натуральных визуальных объектов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отладка без исходных текстов (hacker source-missed debuging uncoverd) аннотация

    Документ
    ... , лишь в связи с вычислительными машинами и ради них. Они ... , написанный в 1987 году 'AdTec GmbH ... не мелкие отечественные издательства BHV и Солон ... ; "CentaurHauls" IDT/Centaur, VIA + ; "RiseRiseRise" Rise + ; "GenuineTMx86" ...
  2. " Долина смерти Трагедия и подвиг 2-й ударной армии"

    Книга
    ... 1989 г. одним из заводских издательств Воронежа в брошюре об участии ... мая вспыхнуло восстание. Буняченко по радио установил связь с восставшими и чехи направили к ... Л., 1983; Шли в бой коммунистами. Л., 1987. 8 Андрейкович Т.П. Сражались на Волхове. Л., ...
  3. " рекомендации по развитию сети общеобразовательных учреждений создающих возможности выбора профиля обучения для учащихся старших классов обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной реализации

    Документ
    ... ассоциацию и их консультационных центров. В 1987 году для создания сети европейских ... Флейшман Б.С. Основы системологии. М. "Радио и Связь", 1982 Хейне, Пол. Экономический образ ... : 2000-2002. – М.: Новое издательство, 2003. Печатается по материалам сайта ...
  4. " Учитель информатики и математики" Форма контроля экзамен

    Учебно-методический комплекс
    ... Учеб. пособие для вузов связи. - М.: Радио и связь, 1985. Кузнецов О.П., ... в сельском хозяйстве. М.: Агропромиздат, 1987. Юдин Д.Б., Юдин А.Д. Экстремальные модели ... П. Лазарьфельда и Н. Генри. М.: Издательство «Прогресс», 1973. Ермолаев Ю.М., Ястремский ...
  5. Анотації дисциплін напряму підготовки " системна інженерія"

    Документ
    ... и математическая статистика М., Издательство Московского университета, 1983. Коваленко ... и теория алгоритмов М., "Наука", 1987, - 303 с. Блейхут Р. ... Ехриель И.М., Рерле Р.Д. « Интеллектуальные сети связи».- М.: Радио и связь, 2005. - 502 с.: ил. ...

Другие похожие документы..